Жалобы по 44 ФЗ

Закупочную документацию имеет право обжаловать любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в рамках ч. 1 и ч. 3 ст. 105 Закона 44-ФЗ.

Исходя из терминов Закона 44-ФЗ, участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона 44-ФЗ).

Положения закупочной документации могут быть обжалованы до окончания установленного срока подачи заявок (ч. 3 ст. 105 Закона 44-ФЗ).

Однако, несмотря на то, что любой потенциальный участник закупки имеет право обжаловать положения документации о закупке, при подаче жалобы  он должен аргументировать, чем нарушены права и законные интересы участника закупки.

Данное положение законодатель указал в ч. 1 ст. 105 Закона 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Аналогичные положения содержатся Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 3.1.2. Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 исполнение контрольным органом государственной функции включает в себя при рассмотрении жалобы по существу:

— открытие заседания комиссии;

— проверка полномочий представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

— выступление заявителя, лиц, действия (бездействие) которых обжалуются (далее — стороны);

— выступление лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы (далее — заинтересованные лица).

В силу п. 3.21. Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 участники закупки, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган возражения на жалобу, которые подаются в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе.

В данном случае существует аналогия с главой 24 АПК РФ и п. 6 совместного постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ № 6/8 от 01.07.1996 г. и ст.

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

198 АПК РФ — заявитель одновременно должен доказать несоответствие решения закону и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, при рассмотрении жалобы заявитель должен указать не только на нарушения законодательства, но и на факт того, что данные нарушения ущемляют права  участника закупки для участия в конкурентной процедуре в рамках Закона 44-ФЗ.

Определение такой категории, как права и законные интересы участника закупки отсутствует  в действующем законодательстве и носит оценочный характер.

Однако, исходя из сложившейся практики, участник должен доказать свою возможность принять участие в закупке и потенциальное обладание возможностью к исполнению контракта.

Заказчик со своей стороны должен проверить потенциальные возможности участника закупки и аргументировать свои контрдоводы в рамках заседания комиссии антимонопольной службы.

Основные тезисы и вопросы заказчика в рамках контрдоводов в отношении нарушения прав и законных интересов участника закупки (тактика защиты заказчика в антимонопольной службе при обжаловании закупочной документации по 44-ФЗ):

  1. Зарегистрирован ли участник закупки на электронной площадке? Например: каким образом заявитель планирует исполнить контракт, если не обладает возможностью участия в закупке.
  2. Обладает ли участник закупки разрешительными документами, если для исполнения контракта необходима лицензия и т.п.?

    Например: каким образом заявитель планирует исполнить контракт, если не обладает разрешительными документами.

  3. Имел ли опыт работы в виде контрактов с заказчиками в базе ЕИС http://zakupki.gov.ru ? Например: часто случаются ситуации, что заявитель кроме жалоб, в принципе, не ведет иной хозяйственной деятельности.
  4. Открыты ли коды ОКВЭД, которые необходимы для исполнения контракта? Например:  настолько нарушены права охранной организации, которая обжалует документацию на капитальный ремонт и т.д.
  5. Иные вопросы и контрдоводы в зависимости от доводов жалобы и ситуации.

Все решения ФАС обязательно публикует на официальном сайте. Рассказываем, как найти базу решений ФАС, как с ней работать и как она поможет поставщику.

Для чего нужно искать решение ФАС

Для начала разберемся, что же представляет собой база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ. Это онлайн-ресурс, содержащий информацию по заключениям федеральной антимонопольной службы в связи с урегулированием споров, возникших в результате внеплановых проверок участников контрактной системы, а также решений по поводу плановых ревизий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться базой поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней. Однако, данный каталог текстов необходим еще и в следующих случаях:

  1. Аналитика заказчика. Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги. Если в большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в данных закупках.
  2. Мониторинг аналогичных разбирательств. Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям. Поставщику будет легче аргументировать свою позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы.

    Как составить жалобу в ФАС

    Сведения можно предоставлять не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.

  3. Поиск конкретных документов. Ну и основная функция базы — это поиск заключений заинтересованных участников процесса. Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.

Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он имеет право на обжалование решения ФАС в судебном порядке.

Как найти на сайте ФАС

На официальном сайте антимонопольной службы на главной странице доступен раздел «База».

Страница «Правовые акты» открывает доступ к поиску документов по всей сфере деятельности контролирующего органа.

Необходимо указать сферу деятельности «Контроль госзакупок».

В разделе «Тип правового акта» указать «Решение по жалобам».

Указать структурное подразделение. Это может быть как Центральный аппарат (к примеру, заявления на действия оператора торговой площадки), так и территориальные управления.

Ну и, наконец, если известно, указать номер документа и период, в течение которого вынесено заключение.

База также доступна на сайтах конкретных управлений

Как найти в ЕИС

Намного проще система поиска построена на сайте Единой информационной системы.

Заключения по жалобам находятся в специальном реестре (раздел «Мониторинг, аудит и контроль») доступен многочисленный набор параметров по поиску необходимых документов.

Поиск осуществляется по следующим параметрам: статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления документа и др.
Как можно заметить, намного проще ввести данные заказчика, на кого подана жалоба, или же сведения поставщика, кто подал заявление для проверки.

Если жалобу в ФАС составить некорректно, ее могут вернуть или признать необоснованной. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы успешно пройти процедуру обжалования.

Определить основания для обжалования

Это отправная точка для успешного обжалования действий заказчика или оператора электронной площадки. Участник должен четко указать на факт нарушения. Это может быть несоответствие закупочной документации требованиям нормативно-правовых актов, или незаконная причина отказа в аккредитации. При этом необходимо определить срок для подачи обращения — не истек ли он. К примеру, обжаловать решение комиссии о недопуске заявки к участию в аукционе можно только в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) соответствующего протокола. Сроки обжалования определены ч.3-6 ст. 105 44-ФЗ, а также в нашей статье «Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ».

Собрать доказательную базу

Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г.

Разъяснение и обжалование аукционной документации по 44-ФЗ

N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

Составить жалобу

Ч.8 ст.105 содержит требования к составу документа, а именно:

  • контактные данные составителя (наименование, место нахождения, почтовый адрес, ФИО, номер телефона);
  • сведения закупки (за исключением обжалования процедуры аккредитации);
  • указание на неправомерные действия;
  • документы, которые подтверждают нарушение.

Выделим также основные положения, которые необходимо указать в обращении:

  1. Вводная часть. Наименование контрольного органа, сведения об участнике закупки, заказчике, операторе площадки (наименование, ИНН, адрес, телефон, e-mail, контактное лицо), сведения закупки (номер, дата опубликования извещения, наименование заказа, адрес официального сайта на котором размещена информация).
  2. Описательная и доказательная часть. Перечислите положения, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика или оператора электронной площадки. Не лишним будет привести аргументы в свою пользу.
  3. Результативная часть. Изложите просьбу провести проверку или приостановить процедуры определения поставщика, или выдать предписание об устранении нарушений.

Стоит помнить, что до того как ФАС вынесет решение, участник вправе отозвать жалобу, написав соответствующее заявление.

В качестве удачного примера жалобы в ФАС приведем обращение организации на бездействия заказчика и отказ от заключения контракта в регламентированные сроки согласно закупочной документации — жалоба УФАС Глисон.

Образец: жалоба в УФАС по 44 ФЗ

Подать жалобу

Вы можете подать жалобу в УФАС в электронном виде, подписав электронной подписью уполномоченного лица, или в форме письменного документа. К обращению также необходимо приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подписание.

В зависимости от предмета закупки, документ направляется в ФАС России или его территориальный орган (подведомственность определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14).

Все обращения о нарушениях в госзакупках, направленный в ФАС, включаются в особый открытый реестр жалоб. Рассмотрим, что он представляет собой и какие сведения содержит.

Реестр жалоб ФАС

Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр.

Тактика защиты заказчика в антимонопольной службе при обжаловании закупочной документации по 44-ФЗ

Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.

Реестр жалоб ФАС России по 44 ФЗ ведется на официальном сайте ЕИС. Региональные представительства ФАС России (официальный сайт), включая Управление ФАС Москвы (официальный сайт), реестр жалоб не содержат. Для его просмотра необходимо зайти на сайт ЕИС, на боковой панели перейти в раздел «Мониторинг…», далее «Реестр жалоб…», «Жалобы».

Порядок опубликования указанной информации в реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148. Информация, которая содержится в своде, общедоступна для ознакомления бесплатно.

В 2016 году по данным Единой информационной системы в сфере закупок поступило всего 73 816 жалоб, из них было рассмотрено 77,87%, остальной процент — возращенные, а также отозванные рекламации. За период с 01.01.2017 по 13.06.2017 согласно статистике по всей стране подано 32 346 претензий. Из данного числа процент рассмотренных возражений составляет 71,45, отозванных – 7,01, возвращенных – 11,06, остальные 10,48% — находятся на этапе рассмотрения.

Правила ведения

В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.

В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.

Какие сведения содержатся в реестре

Итак, рассмотрим, какие же сведения обязательны к включению в указанный перечень:

  • уникальный номер реестровой записи;
  • наименование контрольного органа;
  • содержание поступившего обращения (его текст);
  • дата поступления;
  • кто подал возражения;
  • информация о заказчике (заказчиках), его наименование;
  • данные о закупке (номер извещения, идентификационный код);
  • в случае принятия обращения — данные об уведомлении, а также место и время рассмотрения комиссией контрольного органа;
  • в случае отзыва обращения — данные об отзыве;
  • информация о возврате обращения с обязательным указанием оснований;
  • сведения об уведомлении лица о передаче обращения по принадлежности;
  • данные о результатах рассмотрения возражения (размещается и текст самого решения, и предписания, если оно было выдано);
  • данные о судебном акте, принятом по причине обжалования решения антимонопольного ведомства.

Административная практика 44-ФЗ

Судебная практика 44-ФЗ

Административная и судебная практика 223-ФЗ

Как подать жалобу в ФАС

Способы подачи жалобы в ФАС

Самый лучший способ – принести лично.
Если это не представляется возможным, можно отправить по электронной почте. Принимаются жалобы, подписанные квалифицированной цифровой подписью руководителя организации.

Как подать жалобу на заказчика по 44-ФЗ

Если не пришло уведомление о получении жалобы, лучше позвонить в секретариат и узнать, какой входящий номер письму присвоен. Электронный адрес выясняйте на официальном сайте управления ФАС.  Жалоба подается в территориальный орган по месту расположения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС.

Жалоба на действия заказчика

Если вы решили подать жалобу, определитесь, на какой этап вы хотите вернуть закупку: совсем отменить, чтобы процедура прошла заново начиная от публикации извещения, или заставить заказчика внести изменения в документацию, или отменить протокол рассмотрения заявок. Именно эту просьбу нужно включить в жалобу и не забыть про приостановление заключения контракта.

Кто может жаловаться

На содержание документации – технические  требования, установленные заказчиком требования к участникам, содержание проекта контракта – могут жаловаться почти все.
А вот на содержание протоколов заседаний комиссии жалуются только ущемленные в правах, т.е. отклоненные по результатам рассмотрения заявок или не признанные победителями.

Сроки подачи жалобы

Не пропустите срок! Жалоба на положения конкурсной и аукционной документации или извещения о проведении запроса котировок может быть подана только до окончания срока подачи заявок. Подать жалобу на действия (бездействие) заказчика или комиссии можно в любое время проведения процедуры закупки, но не позднее чем через десять дней со дня размещения в Единой информационной системе соответствующих протоколов. Причем эти дни, кроме последнего – календарные. Исходя из ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Если нарушения были допущены заказчиком при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении контракта, обжалование возможно до заключения контракта.
Жалоба может быть рассмотрена и после заключения контракта, даже заказчик при этом может быть наказан за нарушения, только вот контракт у другого не отнимут и вам не отдадут. В решении УФАСа стандартная фраза будет: в связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.

Сроки рассмотрения жалобы в ФАСе

В течении двух рабочих дней с момента принятия жалобы к рассмотрению заявителю и заказчику направляют сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. Информация также размещается в ЕИС. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней. Решение изготавливается в течение трех рабочих дней со дня его оглашения.

Судебная практика

Жаловаться в суд можно. Т.е. это не запрещено. Ст. 105 44-ФЗ прямо говорит: любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке действия заказчика. Решения заказчика или комиссии могут быть оспорены как ненормативные акты и признаны судом недействительными. Это в теории. А на практике на этапе определения победителя участники в суд обращаются очень редко.
В судах у нас не спешат, причем принципиально. Для судей самое важное – принять правильное решение. Пусть даже к моменту принятия оно уже никому не нужно. В большинстве случаев бывает так, что контракт к моменту вынесения решения уже исполнен полностью или частично.
Суд откажет в удовлетворении требования о признании торгов недействительными, мотивируя тем, что заключенный контракт исполнен, в связи с чем признание торгов недействительными и приведение сторон государственного контракта в первоначальное положение невозможны.
Суд отказывает в иске ссылаясь на неправильный выбор истцом способа защиты права. Избранный способ защиты не может привести к восстановлению прав участника, поскольку приведение сторон в первоначальное положение возвращением полученного по сделке невозможно.
Есть ли тогда смысл обращаться в суд? Есть, если вы стремитесь не получить контракт, а взыскать упущенную выгоду.
Советуем также изучить сложившуюся судебную практику по спорам на этапе исполнения контракта. Суд может уменьшить размер штрафа в случае нарушения исполнителем сроков, может взыскать с заказчика не выплаченные суммы и т.д.

Суды, по большей части, заняты разбором дел по обжалованию решений ФАС со стороны заказчика. Иногда решения ФАС безуспешно пытаются обжаловать и участники. Например, победитель может не согласиться с решением ФАС, отменяющим результаты аукциона. Участники закупки не признаются судами заинтересованными в обжаловании решения и предписания, а их права не признаются нарушенными ненормативными актами ФАС. Решение и предписание ФАС по вопросам закупок вправе обжаловать только лицо, которому выдано такое предписание, т.е.заказчик.

Система госзакупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время система госзакупок претерпевает серьезные изменения. Всего пять электронных площадок решило оставить себе государство для проведения торгов. Напомним, что конкурс по отбору операторов электронных площадок был объявлен в конце ноября прошлого года, заявки на него подали 18 участников.

Победителями стали две правительственные электронные площадки — это Москва (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстан (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи — ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти электронные площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным Минэкономразвития России составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним возможно присоединится шестая электронная площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться только госзакупки нефтепродуктов.

Разработчики данных инициатив надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность госзакупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков. Сложно согласиться, что фактическое отсутствие здоровой конкуренции, и особенно недобросовестность участников размещения заказа в новых электронных аукционах уйдут в прошлое. Во все времена люди находили лазейки и скользкие стороны закона, поэтому какие бы преграды государство не чинило, в том числе и в госзакупках, везде найдутся «умники», ломающие эти преграды.

Правительство решило, что для реализации поставленных целей пяти электронных площадок вполне достаточно. Участники рынка во мнениях разошлись.

Решение правительства и результаты конкурса вызвали массу споров и вопросов у участников рынка. Иначе и не могло быть, ведь цена вопроса баснословная — на счетах операторов окажутся миллиарды (открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие: до 5 % от начальной цены каждого контракта).

Кстати, об операторах электронных площадок. Это новое, «невидимое» лицо в системе госзакупок. Согласно закону, на операторов электронных площадок возлагается ответственность по:

  • предоставлению участнику размещения заказа средств идентификации и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению конфиденциальности средств идентификации участника размещения заказа и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения электронного аукциона, равный доступ участникам размещения заказа к участию в электронном аукционе;
  • нарушению сроков возврата денежных средств и правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме;
  • порядку ведения реестра УРЗ.

Кроме того операторы электронных площадок в ответе за разглашение сведений об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в электронном аукционе. Операторы электронных площадок просто обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся во второй части заявки до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме. Суть такой конфиденциальности и заключается в том, чтобы обеспечить сохранность получаемых документов, а также исключить возможность передачи документов либо разглашения содержащихся в них сведений третьим лицам.

Что же получается?

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

В госзакупках появилось лицо, которое играет ключевую роль между заказчиком и поставщиком? Несомненно, да. Теперь возникнет еще одна проблема в госзакупках — добросовестность операторов электронных площадок. Да-да, именно добросовестность! Однозначно: если есть ответственность, то будет и нарушение.

Возникновение различного рода проблем в отношении действий (бездействий) операторов электронных площадок неизбежно. Например, где гарантия, что один из поставщиков не позвонит другому поставщику и «не предложит» отозвать свою заявку? Нигде. А кто в ответе за конфиденциальность сведений? Оператор электронной площадки. Мириться с нарушениями — дело уже каждого участника размещения заказа. Но не нужно забывать о том, что действия (бездействие) оператора электронной площадки можно обжаловать так же, как и действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки допускается в любой момент проведения процедуры госзаказа.

Положение о возможности обжалования в любое время было специально введено в ФЗ № 94-ФЗ одновременно с введением новых электронных аукционов. При этом ФЗ № 94-ФЗ допускает обжалование действия (бездействие) оператора электронной площадки и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.

Самое главное, во-первых, не запутаться в сроках обжалования.

«Общий» срок обжалования — не позднее 10 дней со дня размещения на электронной площадке:

  • протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся;
  • протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

Обжалование действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанного с проведением открытого аукциона в электронной форме, допускается в течение тех же 10 дней.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в электронном аукционе.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении государственного или муниципального контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или муниципального контракта.

Федеральный закон № 94-ФЗ устанавливает и «специальный» срок обжалования относительно действий (бездействий) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке. Такой срок составляет 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействий).

Во-вторых, необходимо четко разграничивать, что проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществляются исключительно в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России.

Поэтому, если поступит обращение либо жалоба от участника размещения заказа на действия (бездействие) оператора электронной площадки в территориальный орган ФАС России, то такой орган по подведомственности передаст такое обращение либо жалобу в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом ФАС России.

Проведение же проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, также остается за территориальными органами ФАС России.

И последнее, если все же по тем или иным причинам не удалось подать жалобу и истекли сроки обжалования, то дальнейшее обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки возможно осуществить только в судебном порядке.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

10.10.2010 г.

Вы хотите научиться работать на электронных площадках и правильно проводить аукционы в электронной форме? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ,
И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВАМ ПОМОЖЕМ.

Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

 Наверх