Землеустроительное производство

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

За 2012 — 2017 годы в рамках государственных заданий специалистами отдела землеустройства и кадастровых работ были выполнены следующие виды работ:

— подготовлены карты (планы) и внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границах 514 муниципальных образований Воронежской области;

— подготовлены карты (планы) и внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границах 85 населенных пунктов (в соответствии с муниципальными контрактами с органами местного самоуправления Воронежской области);

— подготовлены карты (планы) 114 населенных пунктов курируемого Джанкойского района Республики Крым и карты (планы) границ территориальных зон вышеуказанных населенных пунктов, включая подготовку землеустроительной документации и сведений (XML — формат) для передачи в государственный кадастр недвижимости в рамках информационного взаимодействия;

— подготовлена карта (план) и внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границе Воронежской области по смежеству с Липецкой областью;

— подготовлена карта (план) и внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости о границе Воронежской области по смежеству с Курской областью.

В рамках государственного задания на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов планируется осуществить подготовку материалов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении границы Воронежской области и смежных субъектов Российской Федерации (Тамбовская область, Ростовская область, Белгородская область, Саратовская область, Волгоградская область).

На основании пункта 1 части 5 ст. 27 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом «О кадастре» требований, не будет больше площади, сведения о которой содержаться в Государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.
Согласно части 9 ст.38 221 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, оформление большей площади чем по документам возможно, при условии наличия соответствующего документа, подтверждающего, что граница участка существует с данной площадью и конфигурацией уже более 15 лет, либо по решению суда.
Кроме того, земельным законодательством предусмотрена возможность выкупа излишек площади земельного, размер которых менее минимального размера, путем заключения соглашения с органом местного самоуправления о перераспределении земельного участка находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Такое перераспределение осуществляется за плату

-установление на местности границ объектов землеустройства на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства);

-формирование итогового варианта землеустроительного дела;

-согласование и утверждение землеустроительной документации.

В соответствии с п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство может осуществляться в инициативном порядке. Землеустройство может проводиться по инициативе: уполномоченных исполнительных органов государственной власти; органов местного самоуправления; собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев; или по решению суда.

Составление землеустроительного проекта: Составление описания местоположения границ объектов землеустройства. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов, государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.Описание местоположения границ объектов землеустройства завершается составлением карты (плана) объекта землеустройства. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело. Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Установление на местности границ объектов землеустройства на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» вместе с Правилами установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Формирование итогового варианта землеустроительного дела формулируется по итогам завершения второй стадии землеустроительного процесса (производства).Документы и материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства и при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В соответствии со ст. 19 Закона о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.