Земельный участок военнослужащему

1. Правоустанавливающие документы на земельный участок (оригинал, 1 шт.)
· Обязательный
· Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю
(Должны соответствовать требованиям:
— Гражданского кодекса Российской Федерации (от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ);
— Земельного кодекса Российской Федерации (от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ);
— Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

2. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (оригинал, 1 шт.)

· Обязательный
· Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

(Должно соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»)

3. Градостроительный план земельного участка (оригинал, 1 шт.)
· Обязательный
· Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю

(Должен соответствовать требованиям:
— постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 г. № 207 «О форме градостроительного плана земельного участка»;
— приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 г. № 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка»)

4. Заявление о выдаче разрешения на строительство (оригинал, 1 шт.)
· Обязательный
· Предоставляется без возврата

(Документы, перечисленные в приложении, представляются в двух экземплярах (подлинник и копия)

5. Материалы, содержащиеся в проектной документации (оригинал, 1 шт.)
· Обязательный
· Предоставляется без возврата

(Оформление и объем проектной документации должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»)

Добрый день Борис, п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» — Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Данное положение закона позволяет вам обратиться в орган местного самоуправления по вашему месту регистрации с заявлением о предоставлении ЗУ в первоочередном порядке для строительства ИЖС, однако, обратите внимание на формулировку в последнем абзаце данной статьи «органы местного самоуправления ВПРАВЕ » таким образом, если в вашем регионе на уровне областного закона установлены критерии предоставления ЗУ военнослужащим, то это дополнительный плюс и обязанность, если такой льготы нет, то органы вправе, но не обязаны, предоставить вам ЗУ.
Следует отметить, что по моему мнению игнорировать данную преференцию закрепленную на уровне федерального закона не стоит, обращаться следует в управление имущественных и земельных отношений если это городской округ или в администрацию если это район области.
В данной статье нашего форума вы найдете полезную информацию относительно способов приобретения земельного участка в аренду с указанием необходимых документов- zembaron.ru/ekonomiya/kak-vzyat-zemlyu-v-arendu-u-administraczii/
А здесь представлены способы получения земельного участка в собственность — zembaron.ru/ekonomiya/kak-poluchit-zemlyu-pod-stroitelstvo-doma-besplatno/
И в первом и во втором случае вы можете ссылаться на положения ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Библиографическое описание:



Проблема предоставления земельных участков военнослужащим является актуальной в настоящее время, т. к. действующее земельное законодательство в РФ, неполно регулирует отношения в сфере землепользования военнослужащих. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) принятый 28 сентября 2001 г. включает только лишь общие положения, относящиеся к землепользованию военнослужащих . Помимо ЗК РФ предоставление земельного участка военнослужащим затронуто и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 1 марта 2015 г. вступили в силу положения ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Данным законом внесены изменения в ЗК РФ, ГК РФ.

В п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена возможность реализации военнослужащими права на получение земельных участков для строительства жилых домов. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В судебных делах, связанных с приобретением земельных участков военнослужащими при вынесении судебного решения, как правило, суды РФ обращаясь к норме, закрепленной в п. 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Например, в решении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г. по делу N 2–2618/11 . Льготный порядок предоставления земельных участков данной нормой отмечают что не установлен для индивидуального жилищного строительства, т. е. данная норма не содержит перечень предоставления земельных участков без проведения торгов, либо за меньшую плату, или бесплатного предоставления военнослужащим. Военнослужащий Кузнецов С. В. обратился в Волгоградский областной суд от 28 декабря 2011 г. N 33–12–175/2011 с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, администрацией Кировского муниципального района города Волгоград. Администрация муниципального района приняла решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении земельного участка бесплатно. Суд при вынесении решения ссылался на п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в котором не предусматривается обязанность по предоставлению земельных участков военнослужащими в собственность бесплатно органами местного самоуправления. Исковые требования Кузнецова С. В.- не были удовлетворены.

Следовательно, суды РФ считают, что приобретение земельных участков военнослужащими связано с заключением договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Но в результате торгов реализовать принцип первоочередности предоставления земельных участков военнослужащим невозможно.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают основания приобретения земельных участков без торгов бесплатно.

ЗК РФ предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно.

В ст. 1 ЗК РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства — это платность использования земли. То есть любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Предоставление земельных участков без торгов закреплено в ЗК РФ в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10, где предусмотрено, право гражданам на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и др. Таким образом, военнослужащие, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Военнослужащие, заинтересованные в получении земельного участка, могут обращаться в администрацию муниципальных районов и городских округов, а также в многофункциональные центры.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов. Следовательно, военнослужащие имеют право претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, указанном выше, без торгов.

Особенностью заключения договора аренды в данном случае является то, что согласно п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Срок, на который заключается договор аренды земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства или в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается до 20 лет (подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

В ст. 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам из государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа. Предоставление земельных участков военнослужащим относится следующий пункт: «- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

В соотв. с п.2 ст. 39.19 ЗК в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие предоставление земельных участков в собственность военнослужащим бесплатно, а именно: в соответствии с п.5 ст.1 областного Закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, — при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет ;

Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» согл. п.4 ст.3 предусмотрено предоставление земельных участков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 10 лет и более, а также гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ; В областном Законе «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» в п.2 ст.4 земельные участки предоставляются бесплатно военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ; В законе Томской области «О земельных отношениях в Томской области» в подп.7 п.1 ст.7 гражданам, проживающим в сельской местности на территории Томской области, прошедшим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, вставшим на учет для получения земельного участка в течение одного года со дня увольнения с военной службы . Перечень случаев бесплатного и льготного предоставления земельных участков военнослужащим является исчерпывающим. Остальные земельные участки могут быть приобретены в собственность и аренду на торгах, по цене аукциона согл. п.1 ст. 39.4 ЗК РФ.

Итак, предоставление земельных участков военнослужащим в собственность бесплатно, остается по-прежнему в ведении органов власти субъектов РФ, которые чаще всего не стремятся предоставлять вышеуказанной категории граждан земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах или вблизи от них безвозмездно по льготным основаниям. Поэтому законодательство РФ, обязано обратиться к данной проблеме, и разрешить ее.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 2001. N 44, ст. 4147.
  2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016)» // Собрание законодательства РФ, 1998. N 22, ст. 2331; 2016. N 48, ст. 6734.
  3. Комментарий судебной практики. Выпуск 21 — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 184, К. Б. Ярошенко, М.К стр.95.
  4. Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз (ред. от 27.07.2016) «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»// «Вестник Правительства Ленинградской области», 2008. N 63.
  5. Областной закон Нижегородской области от 29 июня 2015 года № 88-З (с изменениями на 5 апреля) «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области»// «Нижегородские Новости» 2011. № 222(4834) («Правовая среда» № 135(1400).
  6. Закон Томской области «О земельных отношениях в Томской области» (с изменениями на 6 сентября 2016 года)» // «Электронная Администрация Томской области» (www.tomsk.gov.ru) 2015.
  7. Закон Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в ред. Закона Алтайского края от 05.04.2016 N 25-ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015.
  8. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2014. N 26, ст. 3377.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, земельный участок, участок, Российская Федерация, военная служба, военнослужащий, индивидуальное жилищное строительство, муниципальная собственность, Земельный кодекс, проведение торгов.

Министерство обороны России приступило к разработке законопроекта, закрепляющего за военнослужащим статус нуждающегося в жилом помещении при получении им земельного участка для строительства дома. Об этом сообщается во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Таким образом предлагается внести изменения в статью 56 Жилищного кодекса РФ и статьи 15 и 24 закона «О статусе военнослужащих»

В документе указывается, что в настоящее время в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им властями земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

С начала 2005 года на этом основании в Вооруженных силах России было снято с учета 29 нуждающихся военнослужащих, при этом 15 из них обжаловали эти решения в судах и были восстановлены на учете нуждающихся. На данный момент десять из них уже обеспечены жилыми помещениями (жилищной субсидией).

В ведомстве обратили внимание, что в законе «О статусе военнослужащих» говорится, что военнослужащим предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Таким образом, в законе закреплены конкретные формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениям.

«Предоставление военнослужащим земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе в соответствии с жилищным и земельным законодательством Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ не является формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями», — подчеркивается в публикации.

18 мая 2016

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 500-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малышева Владимира Евгеньевича на нарушение его конституционных прав пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и Законом Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства»

рассмотрев по требованию гражданина В.Е. Малышева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 августа 2006 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, в удовлетворении заявления гражданина В.Е. Малышева об оспаривании отказа администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в удовлетворении его заявления от 19 сентября 2005 года о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство отказано. Как указал суд, В.Е. Малышевым не представлено доказательств того, что он относится к числу лиц, которым в силу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства» предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно, без проведения торгов. Довод заявителя о том, что он имеет право на бесплатное получение земельного участка в собственность на основании статьи 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (утратила силу с 1 января 2005 года) был признан судом несостоятельным в связи с тем, что на момент обращения истца с заявлением в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга в сентябре 2005 года эта статья утратила силу.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Е. Малышев оспаривает конституционность пункта 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как исключившего из Федерального закона «О статусе военнослужащих» статью 17, предусматривавшую право военнослужащих на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Заявитель оспаривает также конституционность Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства», как не предусматривающего военнослужащих в качестве лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. По мнению заявителя, названные законы нарушают его права, закрепленные статьями 35, 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Е. Малышевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Статья 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» включала в состав мер социальной защиты военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, возможность получения в собственность или пожизненное наследуемое владение земельных участков по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, т.е. устанавливала для них дополнительную льготу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения, в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты. При том что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, отмена таких льгот для соответствующих категорий граждан относится к дискреционным полномочиям законодателя.

Таким образом, пункт 10 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, а его жалоба в этой части — отвечающей критерию допустимости в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2.2. В соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства», не включающий военнослужащих в круг лиц, которым земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность бесплатно (статья 2), не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права заявителя. Расширение же сферы действия указанного закона по кругу лиц Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малышева Владимира Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: