Здравпункт на предприятии

В статье рассмотрены следующие вопросы: нужно ли создавать медпункт в организации, которая осуществляет деятельность по складированию и хранению товаров? предусмотрена ли ответственность за отсутствие медпункта в организации?

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников (ст. 226 ТК).

Оснащение аптечками

В этих целях производственные и иные участки оснащаются аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ст. 30 Закона об охране труда), создаются медпункты (здравпункты).

Перечни вложений в аптечку первой медицинской помощи утверждены постановлением № 4.

Медико-санитарные помещения

Обеспечение организаций медико-санитарными помещениями при проектировании, реконструкции, ремонте административных и бытовых зданий высотой до 50 м включительно и помещений производственных предприятий, соответствующих классу Ф5.4 по функциональной пожарной опасности, регламентируется ТКП 45-3.02-209-2010 (02250).

Медицинское обслуживание работников

Как правило, медпункт (здравпункт) обеспечивает неотложную помощь при внезапном возникновении у работников заболеваний, в т.ч. травм, отравлений и других состояний, а также при ухудшении здоровья лиц с хроническими заболеваниями. Медицинская помощь предоставляется в соответствии с лечебно-диагностическими возможностями медпункта (здравпункта), при необходимости работников направляют в другие организации здравоохранения.

Функционирование медпунктов (здравпунктов) в организации возможно при условии отражения медицинской деятельности в их уставе, получения в установленном порядке лицензии на медицинскую деятельность с указанием видов осуществляемых работ и услуг.

Если у организации отсутствует лицензия и в штате нет медицинских работников, в целях обеспечения медицинского обслуживания работников необходимо в случаях и порядке, установленных законодательством, заключить договор на оказание медицинских услуг с государственной организацией здравоохранения (например, с поликлиникой).

Ответственность за отсутствие в организации медпункта

Административная и уголовная ответственность за отсутствие в организации медпункта (здравпункта) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем за нарушение законодательства об охране труда и законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности предусмотрена административная (ст. 9.17 и 18.25 КоАП) и уголовная ответственность (ст. 306 и 318 УК).

Проведение обязательных медицинских осмотров

Наниматель несет обязанности по организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья (ст. 17 Закона об охране труда).

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения медосмотров.

Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих установлены и утверждены постановлением № 116/119.

Медицинские осмотры лиц, поступающих на работу и работающих, в медпунктах (здравпунктах) не осуществляются (п. 5 Инструкции о порядке проведения медосмотров).

Проведение предрейсовых и иных медобследований водителей

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин (ст. 34 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) определен Инструкцией о порядке проведения медобследований водителей.

Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), предусмотрен Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей.

Работа медпунктов

На базе медпунктов (здравпунктов) можно организовать проведение предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей. При этом в случае проведения предрейсового медицинского обследования водителей, а также предсменного (перед началом работы смены) медицинского осмотра необходимо наличие лицензии на услуги по освидетельствованию на допуск к работе и медицинских работников в штате организации.

При невозможности организации работы медпунктов (здравпунктов) необходимо в случаях и порядке, установленных законодательством, заключить договор на оказание медицинских услуг с государственной организацией здравоохранения и обеспечить оснащение производственных и иных участков аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Справочно:

медицинский пункт (далее – медпункт).

Документ:

Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).

Документ:

Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

Документ:

постановление Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4 «Об утверждении перечней вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядке их комплектации» (далее – постановление № 4).

Документ:

Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 (02250) «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденный и введенный в действие с 1 января 2011 г. приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП 45-3.02-209-2010 (02250)).

Справочно:

фельдшерские и врачебные здравпункты (далее – здравпункт).

Документ:

Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Документ:

Уголовный кодекс РБ (далее – УК).

Документ:

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция о порядке проведения медосмотров).

Документ:

постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).

Документ:

Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция о порядке проведения медобследований водителей).

Документ:

Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденная постановлением Минтранса и Минсельхозпрода РБ от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей).

Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.

С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах. Таких как:

  • Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96;
  • Правила безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств ПБЭ НП-2001;
  • Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов СанПиН 1.2.1330-03;
  • Санитарные правила и нормы по устройству и эксплуатации теплиц и тепличных комбинатов (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР 26 июня 1991 г. № 5791-91) и т. д.

Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).

Также обязательно нужно иметь здравпункты на атомных электростанциях и железнодорожном транспорте.

Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт

Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.

Основные функции здравпункта

Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам;
  • выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
  • участие в подготовке списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
  • проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
  • охрана здоровья работников организации;
  • участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
  • ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
  • участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
  • оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
  • повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
  • изучение и соблюдение правил охраны труда;
  • предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.

Что нужно для организации здравпункта?

Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.

Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).

Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.

Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).

Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта

Помещения врачебных здравпунктов Площадь, м2
при категории здравпунктов при размещении здравпунктов в мобильных зданиях
I II
Вестибюль с местами для ожидания и регистратуры 24 18 15
Перевязочные – гнойная и чистая 36

(2 помещения)

36

(2 помещения)

16
Кабинеты для приема больных 48

(4 помещения)

24

(2 помещения)

12
Кабинет физиотерапии 24 18 12
Кабинет стоматолога 24

(2 помещения)

12 12
Процедурный кабинет 18 12
Комната временного пребывания больных 12 9 9
Кабинет заведующего здравпунктом 9 9
Кабинет гинеколога* 12 9
Кладовая лекарственных средств, с киоском 9 9 6
Помещение для автоклава и перевязочных материалов 9 9 6
Кладовая медицинского оборудования 6 6 6
Уборная с умывальником в тамбуре На 1 унитаз
Душевая На 1 душевую сетку
* В соответствии с примечанием 2 таблицы 4.

Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.

Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности

Таблица 2. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий здравпунктом – врач-терапевт 1
2 Врач-терапевт 1 на рабочую смену*
3 Старшая медицинская сестра 1
4 Медицинская сестра 1 на рабочую смену*
5 Санитар 1 на рабочую смену для уборки помещений*
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации

Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:

  • пять аптечек первой помощи;
  • два набора для оказания экстренной медицинской помощи;
  • одна аптечка антиспид;
  • один электрокардиограф портативный, 6-канальный;
  • три фонендоскопа;
  • пять термометров медицинских;
  • три тонометра для измерения артериального давления;
  • два алкометра;
  • две медицинские кушетки;
  • десять стульев, включая стулья-вертушки;
  • один сейф для хранения сильнодействующих медикаментов;
  • два холодильника;
  • три кровоостанавливающих жгута;
  • десять перевязочных индивидуальных пакетов и проч. (приложение № 3 к приказу Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность?

Поскольку для ведения медицинской деятельности нужно иметь лицензию, ее следует получить для легальной работы здравпункта. В противном случае в нем можно оказывать только первую доврачебную помощь. На оказание медицинской помощи работникам, на проведение предварительных и периодических и предрейсовых медицинских осмотров необходима медицинская лицензия. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок ее лицензирования, определен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

Получение лицензии на медицинскую деятельность для большинства организаций – дело весьма хлопотное и затратное, как правило, по этому пути идут предприятия, имеющие большое количество работников, занятых во вредных условиях труда, или крупные транспортные компании.

Однако большинство предприятий предпочитает аутсорсинг медицинских услуг – передачу имеющегося на предприятии здравпункта по договору на профессиональное управление медицинской организации, имеющей лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности. Это направление сейчас активно развивается, и на рынке появляется все больше медицинских учреждений, предлагающих услуги по организации работы медпункта или здравпункта на территории предприятия.

Медицинские учреждения могут предложить предприятию различные формы организации медицинского обслуживания, например:

  • предоставление штата медицинских работников (врач, фельдшер, медсестра) в зависимости от особенностей деятельности предприятия и потребностей в медицинских услугах;
  • обеспечение средствами медицинского назначения, медикаментами, пополнение аптечек;
  • оснащение медпункта необходимой мебелью, аппаратурой, медицинским оборудованием по согласованию;
  • выезд специалиста на предприятие для медицинского обслуживания сотрудников;
  • прием сотрудников без отрыва от работы с возможностью оформления больничных листов, выдачи справок.

При такой форме обслуживания предприятие имеет возможность сформировать индивидуальный пакет медицинских услуг, в том числе дающий возможность получать медицинские услуги различной сложности в поликлиниках и стационарах лечебного учреждения.

Запомните главное

  1. Здравпункт обязаны организовывать не все предприятия, а только те, для которых это требование установлено отраслевыми или межотраслевыми нормативными правовыми актами. Например, предприятия автомобильного транспорта.
  2. Здравпункт выполняет широкий перечень функций, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи, участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров и многих других.
  3. Размер помещений здравпункта зависит от их вида. В нем не обязательно должны быть все помещения, которые рекомендованы приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н.
  4. Если лицензия на медицинскую деятельность не получена, в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Или же нужно заключить договор с медицинской организацией, которая будет оказывать медпомощь работникам.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

ОТВЕТ:
Организации (механическому заводу) с численностью работающих более 500 человек следует организовать структурное подразделение, оказывающее медицинские услуги работникам организации.
ОБОСНОВАНИЕ:
На работодателе лежат обязанности по созданию санитарно-бытового обслуживания и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставке работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст. 223 ТК РФ).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно п. 5.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №88, помещения здравоохранения проектируются в соответствии с требованиями строительных норм и правил к административным и бытовым зданиям и другой нормативной документацией, утвержденной в установленном порядке. Здравпункт рекомендуется располагать либо в отдельном здании, либо в составе бытовых помещений с отдельным входом и удобным подъездом для санитарных машин.
В ст. 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Под наименованием «санитарное законодательство» понимаются все законы, постановления правительства, санитарные правила и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Указание МПС России от 20.04.1999 г. №Л-543у «О введении в действие Положения о сотрудничестве санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств – участников СНГ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в международных пассажирских поездах»).
В настоящее время требование к данным помещениям регламентируется СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 г. №782) (далее – СП 44.13330.2011). Согласно п. 5.26 помещения здравоохранения включают: медпункты, фельдшерские и врачебные здравпункты. В данном документе установлено, что при списочной численности работающих от 50 до 300 человек необходимо предусматривать медицинский пункт.
Медицинский пункт должен иметь оборудование, определенное заданием на проектирование.
На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские здравпункты (п. 5.28 СП 44.13330.2011). Численность обслуживаемых одним фельдшерским здравпунктом принимается: при подземных работах – не более 500 человек; на предприятиях химической, горнорудной, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности – не более 1200 человек; на предприятиях других отраслей народного хозяйства – не более 1700 человек (п. 5.29 СП 44.13330.2011).

В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Работодатель должен обеспечить проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (абз. 7 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Они проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный порядок не утвержден и разработан проект приказа Минздрава России «Об утверждении порядка организации деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь работникам организаций». В законопроекте указано, что в организациях с численностью работников от 501 до 1200 человек в первую смену, от 201 до 300 человек во вторую смену, от 101 до 200 человек в третью смену и менее 100 человек в четвертую смену создаются круглосуточные фельдшерские здравпункты.

действует Редакция от 16.10.2001 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздрава СССР от 11.10.82 N 999 (ред. от 16.10.2001) «О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ МЕДИЦИНСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»
Вид документа приказ
Принявший орган минздрав ссср
Номер документа 999
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 16.10.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 11.10.82 N 999 (ред. от 16.10.2001) «О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ МЕДИЦИНСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

1.6. Медицинский персонал фельдшерских здравпунктов

1.6. Медицинский персонал фельдшерских здравпунктов

1.6.1. Должности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов устанавливаются по следующим штатным нормативам:

Наименование должности Количество должностей при численности работников (учащихся)
500-800 человек 801-1500 человек 1501-2000 человек
Заведующий здравпунктом — фельдшер или медицинская сестра 1 1 1
Фельдшер, акушерка, медицинская сестра 0,5-1 (суммарно) 1,5-2 (суммарно)
Фельдшер или медицинская сестра 1 должность при численности работников во второй смене: на предприятиях горнорудной и химической промышленности не менее 300 (для обслуживания подземных работ — и при меньшей численности), на предприятиях других отраслей и транспорта — не менее 500 человек;
1 должность при численности работников в третьей смене соответственно не менее 200 и 300 человек (для обслуживания подземных работ — и при меньшей численности);
1 должность при численности работников в четвертой смене не менее 100 человек (для обслуживания подземных работ — и при меньшей численности).

1.6.2. Штатные нормативы, предусмотренные п. 1.6.1., при меняются при расчете штатов здравпунктов при:

1.6.2.1. Промышленных предприятиях и предприятиях связи с численностью работников не менее 500 на каждом из них;

1.6.2.2. Шахтах. При численности работников менее 500 применяются нормативы, предусмотренные для здравпунктов, обслуживающих 500-800 человек;

1.6.2.3. Объектах капитального строительства с численностью работников не менее 500 на каждом из них или на нескольких рядом расположенных объектах;

1.6.2.4. Высших и средних специальных учебных заведениях с численностью обучающихся на дневных факультетах (отделениях) не менее 800 в каждом из них, не имеющем врачебного здравпункта;

1.6.2.5. Профессионально-технических, технических, торговых, кулинарных, торгово-кулинарных и мореходных училищах (школах) с числом учащихся не менее 500 в каждом из них, не имеющем врачебного здравпункта;

При численности учащихся в профессионально-технических и технических училищах, расположенных в сельской местности, менее 500 человек, могут применяться нормативы, предусмотренные для здравпунктов, обслуживающих училища с количеством 500 — 800 человек.

(в ред Приказа Минздрава СССР от 10.01.83 N 16)

1.6.2.6. Предприятиях транспорта, не имеющих врачебных здравпунктов, при численности работников не мене 500 или водителей не менее 300 человек на каждом из них. В последнем случае применяются нормативы, предусмотренные для здравпунктов, обслуживающих 500-800 работников;

1.6.2.7. Предприятиях, комбинатах и училищах с числом работающих (обучающихся) инвалидов не менее 500;

1.6.2.8. Геологоразведочных, разведывательных и изыскательских партиях и экспедициях, не имеющих врачебных здравпунктов. При численности работников экспедиции (партии) менее 500 человек применяются нормативы, предусмотренные для здравпунктов, обслуживающих 500-800 работников.

1.6.3. Два и более здравпунктов при одном промышленном предприятии с применением нормативов, предусмотренных п. 1.6.1., могут создаваться с разрешения министерства здравоохранения союзной, автономной республики, областного (краевого), городского (городов республиканского подчинения) органа здравоохранения при условии оказания медицинской помощи каждым здравпунктом не менее 1500 работникам.

Два и более подземных здравпункта при одном предприятии могут создаваться в указанном выше порядке на меньшую численность работников, но не менее 500 человек.

Согласно действующим положениям предприятия, учреждения и организации, при которых создаются здравпункты, должны бесплатно предоставлять и содержать помещения здравпункта с обеспечением отопления, освещения, водоснабжения, охраны, уборки и ремонта.

8. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются:

диагностика и лечение неосложненных острых, обострений хронических заболеваний и других состояний, травм, отравлений;

осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

оказание помощи курящим лицам и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по профилактике и отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;

осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;

направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной (врачебной, специализированной) медико-санитарной или специализированной медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи по профилям, организация записи на прием к врачам-специалистам;

устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника фельдшерского здравпункта либо бригады скорой медицинской помощи;

выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований визуальных локализаций и направление больных с подозрением на злокачественное образование и с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации;

организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

санитарно-гигиеническое образование населения;

осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;

экспертиза временной нетрудоспособности;

осуществление взаимодействия с медицинской организацией, в структуру которого входит фельдшерский здравпункт, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.