Заявление на возврат страховых взносов в ПФР

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте .

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

Подробнее об этом см. .

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте .

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов — бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Скачать форму

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

Скачать форму

Скачать форму

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Скачать форму

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Калянова Л.А. Дело № 33а-5268/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Исакова Вячеслава Викторовича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 августа 2019 года по делу №2а-595/2019, по которому постановлено:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области к Исакову Вячеславу Викторовичу удовлетворить.

Взыскать с Исакова Вячеслава Викторовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области задолженность по уплате: пени по страховых взносов на обязательное медицинское страховании до 2017, за период с 18.07.2018 по 11.12.2018 в размере 289 руб. 12 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 2017, страховую часть, за период с 18.07.2018 по 11.12.2018 в размере 1790 руб., 01 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 2017, накопительная часть, за период с 01.01.2017 по 11.12.2018 в размере 2023 руб. 49 коп.

Взыскать с Исакова Вячеслава Викторовича в доход бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Межрайонная ИФНС России № 7 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Исакову В.В. о взыскании задолженности по пеням по страховым взносам, мотивируя свои исковые требования тем, что Исаков В.В. с 21.04.2011 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и был обязан был уплатить задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Он был снят с регистрационного учета в связи с прекращением предпринимательской деятельностью 20.05.2015.

В связи с тем, что Исаков В.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не оплатил, на сумму недоимки начислены пени. Ему было направлено требование №17552 от 11.12.2018 об уплате задолженности до 29.12.2018. Однако данная обязанность административным ответчиком не исполнена. Просил взыскать с Исакова В.В. задолженность по пеням по взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 289 руб. 12 коп., задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1790 руб. 01 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2023 руб. 49 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Исаков В.В. не соглашается с решением суда, просит о его отмене.

В обоснование доводов жалобы указывает, что встречное исковое заявление, поданное его представителем, суд счел отзывом на административное исковое заявление, ни чем это не мотивировав. Кроме этого, судом не был решен вопрос о возврате госпошлины, уплаченной при подаче встречного искового заявления. Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 15.03.2016 с него была взыскана задолженность по страховым взносам, однако при наличии на исполнении в ОСП по Заволжскому району УФССП России по Ульяновской области исполнительных листов, приставы не предприняли попытку к розыску должника. При этом на исполнении в тот момент находилось исполнительное производство о взыскании алиментов, судебный пристав-исполнитель обладал сведениями о месте жительства и месте работы должника, и по его вине решение суда до настоящего времени не исполнено.

В судебное заседание участники процесса не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплатить законно установленные налоги.

На основании подп. б п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Частью 2 статьи 16 данного Федерального закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 данной статьи.

Согласно части 8 указанной статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области состоит налогоплательщик Исаков В.В.

Административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.04.2011 и снят с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности 20.05.2015.

В указанный период в соответствии со статьями 1 и 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» он обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

В связи с неуплатой в добровольном порядке указанных платежей, задолженность по страховым взносам была взыскана с Исакова В.В. постановлениями Пенсионного фонда №*** от 28.05.2014, №*** от 14.04.2015, решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15 марта 2016 года. Она не погашена административным ответчиком по состоянию на 01.01.2017.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерацией в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов, а также недоимки по пени и штрафам переданы налоговым органам.

Ввиду наличия у ответчика задолженности по страховым взносам, административным истцом в адрес Исакова В.В. направлялось требование о добровольной уплате недоимок (пени) от 11.12.2018 со сроком исполнения до 29.12.2018 на сумму 4102 руб. 62 коп.

Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка №1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области 12 апреля 2019 года о взыскании с Исакова В.В. задолженности по пени на общую сумму 4102,62 руб. был отмене 12 апреля 2019 года, что и послужило поводом для обращения 18 июня 2019 года, в установленный законом срок, административного истца с иском в суд.

Согласно имеющимся в материалах дела данным, представленным Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Заволжскому району г.Ульяновска, по состоянию на 01.01.2017 задолженность Исакова В.В. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии составляет 49 616,72 руб.; на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии — 7495,20 руб.; на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) – 7997,64 руб.

Оплата недоимок Исаковым В.В. материалами дела не подтверждается. Представленные ответчиком копии чеков-ордеров подтверждают оплату Исаковым В.В. задолженностей по ранее возбужденным исполнительным производствам от 26.10.2012, 19.04.2013, 12.07.2013.

Правильность произведенного налоговым органом расчета задолженности по страховым взносам и пени судом проверена, задолженность по сведениям пенсионного органа соответствует суммам задолженностям по недоимке, указанным в административном иске.

Установив факт неисполнения административным ответчиком установленной законом обязанности по уплате страховых взносов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований.

Оснований для признания недоимки по пени безнадежной к взысканию в соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у суда первой инстанции не имелось, поскольку положения настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Заявленные административным истцом к взысканию пени начислены на недоимку по страховым взносам до 01.01.2017, взысканную с административного ответчика в установленном законом порядке.

Соответственно, указание в апелляционной жалобе административного ответчика на непринятие судом для рассмотрения встречного искового заявления о признании недоимок безнадежными к взысканию не может быть принято во внимание.

При рассмотрении административного дела судом доводы административного ответчика о признании данных недоимок безнадежными исследовались, им судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в решении суда суждений о возврате уплаченной административным ответчиком госпошлины основанием для отмены решения суда не является.

На основании п.3 ст.333.40 Налогового кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Исаков В.В. не лишен возможности обратиться в Чердаклинский районный суд Ульяновской области с заявлением о возврате оплаченной им госпошлины.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия