Запрет иностранного по

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

2. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.

3. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

4. Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях:

а) необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 — 44 приложения к настоящему постановлению);

в) закупок одной единицы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению);

г) закупок одной единицы товаров, указанных в пунктах 2 — 19, 32 — 43 и 113 — 121 приложения к настоящему постановлению, стоимость которых равна или менее 5000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей;

д) осуществления закупок Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 — 19 приложения к настоящему постановлению);

е) закупок товаров, указанных в пунктах 22 — 30 приложения к настоящему постановлению, произведенных на территории Евразийского экономического союза и соответствующих требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

5. В целях реализации настоящего постановления для отнесения товаров к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, учитываются осуществляемые на территории государств — членов Евразийского экономического союза операции, предусмотренные требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее II квартала 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств — членов Евразийского экономического союза, и к промышленной продукции, производство которой на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует.

7. Для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Установить, что пункт 2 настоящего постановления действует в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Приложение
к постановлению Правительства РФ
от 14 января 2017 г. № 9

Перечень
товаров, происходящих из иностранных государств

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Наименование товара
1. 30.30.31 Вертолеты
2. 13.2 Ткани текстильные
3. 13.91 Полотна трикотажные или вязаные
4. 13.92 Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
5. 13.94 Канаты, веревки, шпагат и сети
6. 13.95 Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)
7. 13.96 Изделия текстильные технического назначения прочие
8. 13.99 Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки
9. 14.11 Одежда из кожи
10. 14.12 Спецодежда
11. 14.13 Одежда верхняя прочая
12. 14.14 Белье нательное
13. 14.19 Одежда прочая и аксессуары
14. 14.31 Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
15. 14.39 Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
16. 15.11 Кожа дубленая и выделанная; меха выделанные и окрашенные
17. 15.2 Обувь
18. 22.19.73 Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
19. 22.29.29 Изделия пластмассовые прочие
20. 28.22.14.126 Краны башенные строительные
21. 28.22.16.112 Лифты грузовые
22. 28.91.11.144 Машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве
23. 28.41.11 Станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов, водоструйные резательные машины
24. 28.41.12 Центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла
25. 28.41.21 Станки токарные (включая станки токарные многоцелевые) металлорежущие
26. 28.41.22 Станки металлорежущие (включая агрегатные станки линейного построения) для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла
27. 28.41.23 Станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств
28. 28.41.24 Станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала
29. 28.41.3 Станки (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов (включая прессы) гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов
30. 28.49.12 Станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов
31. 26.51.6 Измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин
32. 28.49.21 Головки делительные и прочие специальные приспособления для станков
33. 28.49.22 Инструменты ручные с механизированным приводом
34. 28.49.23 Пилы ручные; части рабочие для пил всех типов
35. 28.24 Инструмент ручной прочий
36. 25.73.2 Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него)
37. 25.73.3 Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные
38. 25.73.4 Инструмент прочий
39. 25.73.5 Головки делительные и прочие специальные приспособления для станков
40. 25.73.6 Инструменты ручные с механизированным приводом
41. 23.91.11.140 Круги шлифовальные
42. 23.91.11.150 Круги отрезные
43. 23.91.11.160 Круги полировальные
44. 24.10.51 Прокат листовой из нелегированных сталей, шириной не менее 600 мм, плакированный, с гальваническим или иным покрытием
45. 24.10.52 Прокат листовой из прочих легированных сталей, шириной не менее 600 мм, плакированный, с гальваническим или иным покрытием
46. 24.32.2 Прокат листовой холоднокатаный стальной, плакированный, с гальваническим или другим покрытием, шириной менее 600 мм
47. 24.20.13 Трубы круглого сечения прочие стальные
48. 24.20.23 Трубы круглого сечения сварные прочие, наружным диаметром более 406,4 мм, стальные
49. 24.20.3 Трубы сварные, наружным диаметром не более 406,4 мм, стальные
50. 08.11.1 Камень для памятников и строительства
51. 08.11.2 Известняк и гипс
52. 08.11.3 Мел и некальцинированный доломит
53. 08.12 Гравий, песок, глины и каолин
54. 23.11 Стекло листовое
55. 23.12.13.121 Стеклопакеты
56. 23.2 Изделия огнеупорные
57. 23.3 Материалы керамические строительные
58. 23.5 Цемент, известь и гипс
59. 23.6 Изделия из бетона, цемента и гипса
60. 23.70 Камень разрезанный, обработанный и отделанный
61. 23.99.12 Изделия из асфальта или аналогичных материалов
62. 28.22.14.159 Машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки
63. 28.92.21.110 Бульдозеры на гусеничных тракторах
64. 28.92.50.000 Тракторы гусеничные
65. 28.92.28.110 Отвалы бульдозеров неповоротные
66. 28.92.28.120 Отвалы бульдозеров поворотные
67. 28.92.21.120 Бульдозеры на колесных тракторах и тягачах
68. 28.92.22.110 Грейдеры самоходные
69. 28.92.24.120 Катки дорожные самоходные
70. 28.92.25.000 Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные
71. 28.22.15.110 Автопогрузчики с вилочным захватом
72. 28.92.26.110 Экскаваторы самоходные одноковшовые
73. 28.92.26.120 Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков
74. 28.92.27.110 Экскаваторы многоковшовые самоходные
75. 29.10.21.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 , новые
76. 29.10.22.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 , новые
77. 29.10.23.000 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
78. 29.10.24.000 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
79. 29.10.30.110 Автобусы
80. 29.10.30.190 Средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10 прочие
81. 29.10.41.110 Автомобили грузовые с дизельным двигателем
82. 29.10.41.120 Автосамосвалы с дизельным двигателем
83. 29.10.42.111 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу не более 3,5 т
84. 29.10.42.112 Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
85. 29.10.42.120 Автосамосвалы с бензиновым двигателем
86. 29.10.43.000 Автомобили-тягачи седельные для полуприцепов
87. 29.10.51.000 Автокраны
88. 29.10.59.110 Средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов
89. 29.10.59.120 Автолесовозы
90. 29.10.59.130 Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
91. 29.10.59.140 Автомобили пожарные
92. 29.10.59.150 Средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции
93. 29.10.59.160 Автомобили скорой медицинской помощи
94. 29.10.59.170 Комплексы медицинские на шасси транспортных средств
95. 29.10.59.180 Средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин
96. 29.10.59.210 Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов
97. 29.10.59.220 Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
98. 29.10.59.230 Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов
99. 29.10.59.240 Средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей
100. 29.10.59.250 Средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа
101. 29.10.59.260 Средства транспортные оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей
102. 29.10.59.270 Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
103. 29.10.59.280 Средства транспортные — фургоны для перевозки пищевых продуктов
104. 29.10.59.310 Средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами
105. 29.10.59.320 Снегоочистители
106. 29.10.59.390 Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки
107. 29.20.21.110 Контейнеры общего назначения (универсальные)
108. 29.20.21.120 Контейнеры специализированные
109. 29.20.23.110 Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
110. 29.20.23.120 Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
111. 29.20.23.130 Прицепы и полуприцепы тракторные
112. 29.20.23.190 Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки
113. 20.30 Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики
114. 22.11.11.000 Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые
115. 22.11.12.110 Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов
116. 22.11.13.110 Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые
117. 22.11.14.190 Шины и покрышки пневматические прочие новые
118. 26.51.53 Приборы и аппаратура для физического и химического анализа, не включенные в другие группировки
119. 28.25.14.120 Оборудование газоочистное и пылеулавливающее
120. 32.99.11.190 Уборы головные защитные и средства защиты прочие, не включенные в другие группировки
121. 32.99.11.130 Аппараты дыхательные автономные
122. 24.10.61 Прокат сортовой и катанка горячекатаные со свободной намоткой в бухты из нелегированных сталей
123. 24.10.62 Прокат сортовой и катанка стальные прочие, кованые, горячекатаные, горячетянутые или экструдированные, без дополнительной обработки, включая смотанные после прокатки, из нелегированных сталей
124. 25.21.2 Котлы центрального отопления
125. 25.30 Паровые котлы, кроме котлов центрального отопления
126. 27.11 Электродвигатели, электрогенераторы и трансформаторы
127. 27.12 Электрическая распределительная и регулирующая аппаратура
128. 27.2 Электрические аккумуляторы и аккумуляторные батареи
129. 27.3 Кабели и кабельная арматура
130. 27.90 Оборудование электрическое прочее
131. 28.11.2 Турбины
132. 28.11.3 Части турбин

Возможно ли закупать совместно компьютерное оборудование и программное обеспечение по 44-ФЗ?

ОБОСНОВАНИЕ

Верховный Суд РФ изложил свою позицию по рассматриваемому вопросу в п. 3 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017):

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары — компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, — такое объединение соответствует требованиям ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, можно предположить, что допустимо, например, закупать компьютер с операционной системой и недопустимо — с пакетом офисных программ.

Кроме того, при закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее — Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Что важно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении к Приказу N 126н и не указанные в нем.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее — ПП РФ N 968) утверждены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот нормативный акт точно так же запрещает делать предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в утвержденный перечень и не включенные в него.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — ПП РФ N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка иностранного программного обеспечения допускается только при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ N 1236.

В Определении от 20.02.2018 N 306-КГ17-22931 Верховный Суд РФ указал, что если программное обеспечение, входящее в состав приобретаемого заказчиком комплекта товаров, подпадает под действие ПП РФ N 1236, то заказчик должен указать программное обеспечение отдельным кодом ОКПД2 и распространить на него действие ПП РФ N 1236.

Компьютеры могут быть отнесены к коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода». Указанный код ОКПД2 попадает и под действие Приказа N 126н, и под действие ПП РФ N 968, чего нельзя сказать о программном обеспечении (в т.ч. операционных системах).

Соответственно, если рассматривать программное обеспечение как товар, то закупать компьютер вместе с программным обеспечением нельзя (из-за невозможности соблюсти ограничения и условия допуска). Ниже представлено несколько примеров из правоприменительной практики, подтверждающих данный вывод.

Пример 1.

Заказчик закупал персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор типа «Мышь» и операционная система «Windows 10 Pro x 64»).

Объект закупки в целом отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.20.15.000, который подпадает под действие ПП РФ N 968. Однако операционные системы для персональных электронных вычислительных машин относятся к коду ОКПД2 58.29.11.000, не подпадающему под действие ПП РФ N 968.

Таким образом, заказчиком в нарушение п. 5 ПП РФ N 968 объединены в один лот товары, включенные в утвержденный указанным Постановлением Перечень видов радиоэлектронной продукции и не включенные в него.

Кроме того, операционная система, входящая в состав комплекта приобретаемых заказчиком товаров, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный ПП РФ N 1236, тогда как заказчик указанный запрет не установил (Решение Удмуртского УФАС России от 24.05.2018 N ОП07-06/2018-1393. См. также решения Пермского УФАС России от 16.11.2017 по закупке N 0156200001217000076, Ростовского УФАС России от 03.08.2018 по закупке N 0358100011818000077 (в данном случае подчеркивалась неправомерность одновременной закупки вместе с компьютерным оборудованием программного обеспечения, не являющегося операционной системой, «без которой начало использования компьютерной техники невозможно»). Впрочем, иногда контрольные органы не усматривают нарушений в закупке компьютеров совместно с программным обеспечением — главное, чтобы в отношении последнего соблюдалось ПП РФ N 1236, т.е. был установлен запрет или обоснована невозможность его установить (см., например, решение ФАС России от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1100).

По Приказу N 126н практика еще не успела сформироваться. Однако механизм действия этого нормативного правового акта схож с тем, который существовал в период действия нормативного акта — предшественника, т.е. Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее — Приказ N 155). Поэтому увидеть, чем рискует заказчик при закупке компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, позволяет практика, сформировавшаяся по Приказу N 155.

Пример 2.

Проводилась закупка компьютера с предустановленным программным обеспечением (Windows 7 Professional 64 bit Russian, Microsoft Office 2016). При направлении контракта победителю аукциона заказчик снизил предложенную победителем цену на 15%.

Суд признал указанные действия заказчика незаконными, поскольку, в отличие от собственно компьютерной техники, программное обеспечение не подпадало под действие Приказа N 155(точно так же, как сейчас оно не подпадает под действие Приказа N 126н).

(Постановление Первого ААС от 19.03.2018 по делу N А79-7787/2017).

Таким образом, по нашему мнению, наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО»

01.07.2015, Ср, 16:07, Мск , Текст: Денис Воейков Закон, предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г., подписан Владимиром Путиным. Практически одновременно с этим Минкомсвязи «с разногласиями» внесло в Правительство проект постановления с аналогичными юридическими нормами.

Реестр отечественного ПО

Президент Владимир Путин подписал документ, вносящий изменения в федеральные законы «Об информации…» и «О контрактной системе в сфере закупок…», которые вступят в силу с 1 января 2016 г.

За время своей подготовки эта законотворческая инициатива, вводящая ограничения на приобретение и использование ПО иностранных разработчиков, успела в прессе и бытовой речи получить название «закона о запрете иностранного ПО».

Первый из меняемых законов будет дополнен отдельной статьей «Особенности госрегулирования в сфере использования российских программ для ЭВМ и баз данных» и описывает создание реестра отечественного ПО и аспекты его формирования.

Возможность устанавливать правила ведения реестра закрепляются за Правительством. Уполномоченный им федеральный орган госвласти сможет привлечь к формированию и ведению реестра специального оператора — организацию, зарегистрированную на территории РФ. Этот же уполномоченный орган станет утверждать соответствующий классификатор ПО для ведения реестра.

В соответствии с буквой закона, программы могут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат Российской Федерации, либо ее гражданам, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев, либо коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России.

Еще один критерий включения в реестр утверждает, что общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации.


Владимир Путин утвердил описание особенностей госрегулирования в сфере использования российского ПО и баз данных

Данный список требований в дальнейшем может быть расширен Правительством за счет дополнительных пунктов.

Отдельно конкретизируется, что организация будет считаться контролируемой иностранным лицом, если последнее сможет определять ее решения в силу преобладающего прямого и (или) косвенного в ней участия.

Решение об отказе включения в реестр правообладатели ПО смогут обжаловать в суде в трехмесячный срок.

Ограничения для зарубежного ПО

Изменения ко второму закону — «О контрактной системе в сфере закупок…» — описывают полномочия Правительства при помощи будущих подзаконных актов установить запрет или ограничения на допуск зарубежных товаров и услуг к участию в госзакупках.

При этом для госзаказчиков предусматривается возможность обосновать невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений. Требования к содержанию подобных обоснований также должно установить Правительство.

Альтернативное законотворчество

Подписанный президентом документ был внесен в Госдуму группой депутатов — Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. — 9 апреля 2015 г.

Спустя почти полтора месяца (18 мая 2015 г.), член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Надежда Шайденко внесли в Госдуму еще один законопроект, предполагавший изменения к закону «Об информации». Поправки также касались реестра отечественного ПО, хотя порядок его ведения был описан гораздо более поверхностно, чем у группы Левина.

В результате 15 июня 2015 г. Совет Госдумы постановил вернуть законопроект его инициаторам «по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении». (Первое чтение документа Левина завершилось 22 мая 2015 г.)

Дополнение Минкомсвязи

Реестр российского ПО и ограничения на использование зарубежных товаров (на уровне ПО) при госзакупках фигурируют и в еще одой законотворческой инициативе. В начале текущего года Минкомсвязи разработало проект соответствующего постановления Правительства.

Как сообщили CNews в пресс-службе министерства, документ был внесен Минкомсвязью в Правительство 30 июня 2015 г. и по итогам рассмотрения в Аппарате Правительства должен быть вынесен на заседание Правительства.

«Согласно проекту постановления заказчики смогут приобретать иностранное ПО только в тех случаях, когда сопоставимое российское ПО отсутствует или по своим функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам не соответствует обоснованным требованиям заказчиков», — отмечают в министерстве.

По данным исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Евгении Василенко, чья ассоциация принимала активное участие в составлении текста постановления, внести данный проект Минкомсвязи удалось лишь «с разногласиями» — со стороны Минфина и ФАС.

Как поясняет Василенко, данное постановление не дублирует новый закон, а открывает путь к созданию требующихся для реализации его норм подзаконных актов.

В Минкомсвязи уточняют, что новым законом определяются «базовые» критерии включения программ в реестр отечественного ПО, но правила формирования и ведения реестра, а также преференции для включенного в него ПО устанавливаются постановлением Правительства.

Вступил в силу запрет на госзакупки иностранной техники в лизинг

С 1 марта 2019 года вступил в действие запрет на лизинг импортной дорожно-строительной техники при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Основанием для подобных ограничений стало постановление правительства РФ №159 от 19 февраля 2019 года. Документом вводится запрет на закупки дорожно-строительной и коммунальной техники, имеющей аналоги среди продукции отечественных брендов.

Комтранс / КАМАЗ

На оборудование, которое в России не выпускается или изготавливается в недостаточном объеме, запрет не распространяется.

Введение запрета на госзакупки иностранной техники в лизинг, по мнению разработчиков документа, позволит защитить внутренний рынок и поддержать развитие российских производителей, что, в свою очередь, поспособствует загрузке производственных мощностей отечественных предприятий и стабилизации финансовой ситуации в целом.

К примеру, для тех предприятий, которые, входят в реестр Минпромторга по программе льготного лизинга дорожно-строительной техники предельный размер субсидий на технику составляет 10% от стоимости. Также действует повышенная ставка до 15% для Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов, Калининградской области и Крыма.