ЗАО от ООО

Специально для сайта www.audit4dk.ru Костюченко Юлия Михайловна, Юрисконсульт 27.11.2017

Смена наименования юридического лица не является реорганизацией.

Согласно ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) акционерное общество вправе преобразовываться в общество с ограниченной ответственностью, в производственный кооператив, или, по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Таким образом, нормы ГК РФ и Закона № 208-ФЗ устанавливают, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица и реорганизацией акционерного общества признается только его преобразование в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив или в некоммерческое партнерство.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит. Смена наименования, предположим, с «АБВ» на «ГДЕ» также не будет являться реорганизацией.

Изменение наименования юридического лица влечет за собой внесение изменений в учредительные документы.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129‑ФЗ) юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения наименования обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение наименования происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 6 Закона № 129‑ФЗ (государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц).

То есть изменение наименования не влечет за собой необходимость регистрации нового юридического лица.

Таким образом, при смене наименования ОАО на АО реорганизации не происходит, юридическое лицо не прекращает свою деятельность, а продолжает свою деятельность под новым наименованием.

ЗАКОН Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.09.2018г. № 59-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Приложение 1 Доходы окружного бюджета на 2018 год
Приложение 2 Источники внутреннего финансирования дефицита окружного бюджета на 2018 год
Приложение 3 Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов окружного бюджета на 2018 год
Приложение 4 Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям (государственным программам Ямало-Ненецкого автономного округа и непрограммным направлениям деятельности) и группам и подгруппам видов расходов классификации расходов окружного бюджета на 2018 год
Приложение 5 Ведомственная структура расходов окружного бюджета на 2018 год
Приложение 6 Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам Ямало-Ненецкого автономного округа и непрограммным направлениям деятельности расходов окружного бюджета на 2018 год
Приложение 7 Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Ямало-Ненецкого автономного округа и непрограммным направлениям деятельности) в структуре классификации расходов окружного бюджета на 2018 год
Приложение 8 Распределение бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей из окружного бюджета на 2018 год
Приложение 9 Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 год
Приложение 10 Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств окружного бюджета), на 2018 год
Приложение 11 Распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2018 год
Приложение 12 Распределение дотаций бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 год
Приложение 13 Распределение межбюджетных субсидий из окружного бюджета на 2018 год
Приложение 14 Распределение субвенций из окружного бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на 2018 год
Приложение 15 Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 год

Общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), открытое акционерное общество (ОАО) – самые распространенные на сегодняшний день организационно-правовые формы юридических лиц.
Главным и принципиальным отличием общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества является деление уставного капитала на доли участников в ООО, и на акции – в ЗАО. Устав ООО запрещает выпуск акций, а доли участников в уставном капитале ООО не являются ценными бумагами. По этой причине на общество с ограниченной ответственностью не распространяются положения законодательств о ценных бумагах и о защите прав инвесторов. Акции ЗАО, напротив, являются эмиссионными ценными бумагами, поэтому закрытое акционерное общество обязано выполнять требования законодательства о рынке ценных бумаг, и несет ответственность за его нарушение.
ООО и ЗАО отличаются процедурой увеличения уставного капитала. Увеличение уставного капитала в ООО происходит после принятия соответствующего решения путем внесения необходимых изменений в учредительные документы и осуществления государственной регистрации данных изменений. В ЗАО в связи с необходимостью выпуска новых акций подобная процедура гораздо сложнее и связана с достаточно большими по сравнению с ООО издержками. Увеличение уставного капитала в ЗАО осуществляется путем регистрации дополнительного выпуска акций, их размещения, внесения соответствующих изменений в устав общества, государственной регистрации данных изменений, а также регистрации отчета о дополнительном выпуске акций.
Характер отношений между участниками ООО и сделки с их долями в уставном капитале отличаются большей закрытостью. У общества с ограниченной ответственностью существует возможность полного запрещения или существенного ограничения способности вступления новых участников. Обычно это происходит, когда в уставе ООО оговаривается прямой запрет на отчуждение участниками своих долей третьим лицам, или когда в устав общества включается требование о получении согласия ООО или остальных его участников для совершения таких сделок с третьими лицами. ЗАО – более открытое для доступа третьих лиц общество. Его устав, хотя и с ограничениями, но не исключает полностью возможности появления в составе общества новых акционеров путем безвозмездной передачи акций третьим лицам. Для отчуждения акций не требуется согласия самого ЗАО и остальных его акционеров.
Устав ООО может оговаривать особые условия распределения прибыли между участниками. В ЗАО размер дивидендов участников общества напрямую зависит от категории принадлежащих им акций. Кроме этого, законом предусматриваются определенные требования касательно сроков выплаты дивидендов акционерам ЗАО.
Информация об участниках ООО включена в Единый государственный реестр юридических лиц и является общедоступной. Любой желающий по своему запросу может получить выписку из ЕГРЮЛ с данными по персональному составу участников ООО и размеру их долей в уставном капитале общества. ЗАО – более закрытая в информационном плане форма юридического лица. Данные об акционерах ЗАО не включаются в ЕГРЮЛ, а заносятся в специальный реестр акционеров, который исключает возможность получения посторонними лицами информации об участниках закрытого акционерного общества.

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

1

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

2

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

3

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

4

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

5

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

6

Общины коренных малочисленных народов России.

7

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

8

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

9

Автономные некоммерческие организации.

10

Религиозные организации.

11

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.
Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах1. Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

    МНЕНИЕ

    Фото: gazprom.ru

    Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

    «Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, – регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

    МНЕНИЕ

    Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

    «Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

    МНЕНИЕ

    Фото: gazprom.ru

    Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

    «Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов. <…>

    Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

***

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

    ВНИМАНИЕ!

    Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Новости по теме:

С 1 сентября изменятся правила деятельности юридических лиц – ИА «ГАРАНТ», 7 мая 2014 г.

В основном перед людьми, которые планируют заниматься экономической деятельностью, встаёт вопрос о том, что выбрать – ООО или ИП? Однако не следует забывать и о других правовых формах организации деятельности. Рассмотрим наиболее популярные из них, включая основные плюсы и минусы каждого варианта.

ИП

Индивидуальный предприниматель, или ИП, по сути, является переходной формой между физическим и юридическим лицом. С точки зрения закона, ИП – это дееспособный совершеннолетний гражданин, который осуществляет предпринимательскую деятельность и получает доход в порядке, установленном законодательно.

Индивидуальные предприниматели освобождены от необходимости представлять уставной капитал и учредительные документы. Предприниматель сам себе является и учредителем, и управляющим. Ему не нужно предоставлять публичную отчётность, и он может вести деятельность исключительно с целью получения прибыли, после чего сам же этой прибылью и распоряжается – по своему усмотрению.

Единственный минус ИП – это ответственность по финансовым обязательствам. Предприниматель, в отличие от других правовых форм, отвечает собственным имуществом. Это, конечно, будет неважно в случае успешного ведения дел, но следует всегда помнить об этом.

ООО

ООО – это общество с ограниченной ответственностью. Оно представляет собой коммерческую организацию, уставной капитал которой образовывается начальными вкладами учредителей. Минимальный размер данного капитала составляет 10 тысяч рублей, а число учредителей может варьироваться в пределах между одним лицом и пятьюдесятью лицами.

Органом управления ООО является совет учредителей. Помимо этого, назначается исполнительной директор, который будет принимать основные решения, действовать от имени ООО и нести ответственность за его деятельность. При необходимости, особенно при расширении деятельности до значительных масштабов, дополнительно могут создаваться совет директоров, наблюдательный совет и ревизионная комиссия.

Учредительным документом ООО является устав. В отличие от ИП, участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают собственным имуществом – отсюда и название. Весь риск ограничен вкладом в уставной капитал. Само ООО отвечает имуществом, которое официально принадлежит ему.

Распределение прибыли ведётся пропорционально долям в уставном капитале, если уставом не предусмотрено какого-либо иного порядка распределения доходов. О своей деятельности ООО не обязано отчитываться публично.

ЗАО

ЗАО – это закрытое акционерное общество. Уставной капитал также за счёт вложений участников общества, называемых акционерами. Минимальный размер капитала составляет от ста минимальных размеров оплаты труда. Как и в случае с ООО, учредителей может быть от одного до пятидесяти.

ЗАО управляется общим собранием акционеров и исполнительным директором. В рамках общества может действовать ревизионная комиссия. Учредительным документом является устав, и о своей деятельности акционерное общество не обязано публично отчитываться (поэтому оно называется закрытым). Целью существования ЗАО является извлечение прибыли, и в этом оно совершенно не отличается от ООО.

Акционеры, являющиеся участниками ЗАО, не несут ответственности по тем обязательствам, которые появляются у организации. Прибыль распределяется в форме дивидендов, получаемых по акциям.

ОАО

ОАО, или открытое акционерное общество, представляет собой ещё одну правовую форму организации коммерческой деятельности. Ключевые отличия от ЗАО состоят в том, что о своей деятельности ОАО отчитывается публично (отсюда название данной формы организации).

Число акционеров не ограничено, в отличие от ЗАО. Это ещё одна причина, по которой общество называется открытым. Уставной капитал должен составлять не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда. Прибыль распределяется аналогичным образом – согласно наличию акций на руках у участников ОАО.

Вопрос о том, что выбрать – ЗАО или ОАО, – обычно встаёт перед крупными организациями, работающими на региональном и государственном уровне. Об этом можно судить по имеющимся условиям. Чтобы акции приносили дивиденды, необходимо, чтобы компания регулярно приумножала фактические показатели своей деятельности.

Выбор начальной формы ведения деятельности

Переоформление – процедура довольно трудная и хлопотная, но далеко не невозможная. Довольно часто бывает, что экономической организации приходится переоформляться в связи с происходящими изменениями. Но на первых порах, когда планируется только начинать деятельность, выбор обычно стоит между ИП и ООО.

Чтобы сделать этот выбор осознанно, можно ориентироваться на следующие характерные черты двух данных форм организации:

  1. ИП – идеальный вариант для инициативных одиночек, которые не привыкли с кем-либо делить полномочия и доходы. Если нет желания заниматься большим объёмом документации, то следует также отдать предпочтение ИП. Кроме того, регистрироваться в форме индивидуального предпринимателя есть смысл, когда экономический прогноз для планируемой деятельности благоприятен. Ведь важно, чтобы не пришлось, обанкротившись, отвечать имуществом перед партнёрами и/или кредиторами.
  2. ООО – отличный вариант для инициативной группы, стремящейся к равноправию, причём как в полномочиях, так и в распределении прибыли. Единоличный учредитель также может сделать выбор в пользу ООО, если не желает подвергать своё имущество опасности из-за того, что придётся отвечать по обязательствам. Внутренняя организованность у ООО будет выше, чем у ИП, однако придётся заниматься большим количеством документов. А значит, на это будет тратиться больше времени.

Итак, что выбрать – ООО или ИП – в 2014году? Это каждому предстоит решить самостоятельно, ориентируясь на планируемые виды и условия деятельности, экономические прогнозы, число учредителей и так далее.