Занятость детей в летний период

Несмотря на то что загородные формы по сравнению с городскими обладают более значительными образовательными и социально-педагогическими возможностями, сегодня по вполне понятным причинам все большее развитие получают разнообразные формы организации летней занятости детей и подростков в условиях города.

Пришкольные лагеря ориентированы преимущественно на младших школьников. Дети в таком лагере находятся в течение дня (утром приходят в школу, а вечером – к моменту прихода родителей с работы – возвращаются домой). Обед детей организуется в школьной столовой или в одной из ближайших точек общепита. Именно потому, что дети не живут в таком лагере постоянно (и следовательно, для проведения смены не требуется организации сложной и дорогостоящей системы хозяйственно-бытового обеспечения их жизнедеятельности: спальные комнаты, прачечные, сушилки, гладильные и т.п.), данная форма организации летней занятости детей является малозатратной (а значит, доступной для детей из малообеспеченных семей) и относительно легко реализуемой на практике. В большинстве пришкольных лагерей в качестве вожатых работают старшеклассники, что, в свою очередь, позволяет решать целый ряд задач:

  • – развитие разновозрастного взаимодействия и межпоколенных связей;
  • – развитие воспитывающей среды школы;
  • – социальная и профессиональная ориентация старшеклассников-вожатых и др.

Нередко (особенно в сельских школах) в условиях пришкольных лагерей организуются различные формы трудовой деятельности школьников (чаще всего работа на пришкольном участке, уход за растениями и т.п.).

Приклубные лагеря отличаются от пришкольных в содержательной части, так как чаще всего являются продолжением кружково-студийной работы в летний период для тех детей, которые по каким-либо причинам остались в городе. Вариациями приклубного лагеря являются разнообразные игровые комнаты, досуговые объединения (как временные, так и постоянные, т.е. продолжающие свою работу в летний период), зоны свободного общения, куда дети разных возрастов могут приходить в течение дня в любое удобное для них время. Педагогическая работа в таких объединениях, как правило, организуется социальным педагогом или псдагогом-организатором.

Интересный опыт организации подобной деятельности накоплен в клубах по месту жительства города Новоуральска Свердловской области. Здесь в каждом клубе по месту жительства обязательно работает социальный педагог. Одна из основных задач педагога заключается в организации так называемых территорий свободного общения и в целом конструктивного досуга детей, посредством чего осуществляются отслеживание и мягкая коррекция социального развития участников клубных программ.

Необходимо отметить, что пространство пришкольных и приклубных лагерей не ограничивается только рамками самого учреждения и близкорасположенных территорий. Во многих лагерях такого типа широко практикуются разнообразные выездные мероприятия: экскурсии, одно- или двухдневные походы, посещения театров, музеев, выставок и т.п.

Дворовые площадки. Как правило, работа таких площадок организуется в тех районах города, где проживает большое количество детей, которые остаются неохваченными целесообразно организованными формами досуга, и где отсутствуют какие-либо досуговые учреждения, доступные для детей (или их деятельность по каким-либо причинам прекращается в летний период). Чаще всего это так называемые спальные районы в больших городах, новостройки, удаленные от центра районы города или окраины. В таких районах система социального обслуживания населения в целом либо слабо организована, либо находится в стадии становления.

Содержание деятельности дворовых площадок достаточно разнообразно и вариативно, зависит от многих факторов (количество детей, половозрастное соотношение, погодные условия, возможности и интересы детей и др.). Это различные виды игр, конкурсы и соревнования (творческие и спортивные), беседы на различные темы, общественно-полезный труд и т.п. Организаторы многих дворовых площадок часто бесплатно предоставляют детям во временное пользование игровой и спортивный инвентарь, недоступный для многих детей и подростков (мячи, роликовые коньки, скейтборды и др.). Организация работы дворовых площадок носит как постоянный, так и временный характер. Постоянные площадки работают в течение довольно длительного времени (от месяца до всего летнего периода: обычно так работают пункты проката инвентаря). Работа временных площадок организуется силами передвижных групп дворовых вожатых (чаще всего такая группа состоит из нескольких подростков и одного-двух студентов, специально подготовленных к подобной работе). В одном месте такая группа работает примерно в течение недели. Главная задача передвижных групп заключается в развитии досуговой культуры детей, проживающих в конкретном районе (обучение детей новым интересным формам организации своего досуга: новым интеллектуально-творческим, коммуникативным, подвижным и спортивным играм), а также в формировании дворового актива из старших и наиболее инициативных ребят.

Трудовые бригады. Современные социально-экономические условия актуализировали и вопрос о развитии деятельности разнообразных трудовых объединений подростков и молодежи. Как правило, подростки и молодые люди устраиваются на временную работу (на все время летних каникул или на какой-то конкретный месяц) через центры занятости, молодежные биржи труда, социально-деловые центры. Становясь членами трудовых объединений, они получают не только возможность зарабатывать, но и осваивать определенные трудовые навыки, участвовать в интересных формах организованного досуга, расширять круг друзей и знакомых и др. Все это способствует не только социальному и профессиональному самоопределению подростков и молодых людей, но и в целом более эффективной их социализации. Спектр деятельности подобных трудовых отрядов достаточно широк.

В частности, в Тюмени в рамках городской программы «Отряды мэра» работает несколько видов трудовых отрядов:

  • – бригады, занимающиеся благоустройством города (уборка территории, покраска заборов, посадка и уход за растениями и т.п.);
  • – творческая бригада (концертно-агитационная деятельность);
  • – отряд дворовых вожатых, отряд экскурсоводов и др.

Разнообразием деятельности отличается молодежный трудовой

отряд «Тотлебен» в Приморском районе Санкт-Петербурга:

  • – ремонт детских и спортивных площадок;
  • – хозяйственная помощь школам и детским садам;
  • – ремонт почтовых ящиков, помощь ветеранам;
  • – благоустройство, обеспечение чистоты, порядка и дисциплины при проведении культурно-массовых мероприятий районного уровня.

Сегодня наблюдается также возрождение и развитие деятельности студенческих отрядов, среди которых наиболее распространенными являются строительные, сельскохозяйственные, педагогические и отряды проводников.

Таким образом, работа с детьми, подростками и молодежью в летний период, несмотря на многочисленные трудности, обладает большим социально-педагогическим потенциалом и является одним из важных средств обеспечения продуктивной социализации подрастающего поколения.

Эффективность организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в Ленинском муниципальном районе.

Впереди школьные каникулы, которые с одной стороны позволят детям отдохнуть, набраться сил к новому учебному году. С другой, в течение трех месяцев дети могут быть предоставлены сами себе, что может привести к негативным последствиям. Так, проведенный анализ дорожно – транспортных происшествий свидетельствует, что большая их часть произошла именно в летний период. Недаром поется в песне, что «лето – это маленькая жизнь». Ребята будто забывают, чему их учили в течение года и, вырвавшись на каникулы, живут в своем только им понятном мире. В этой связи организация досуга школьников в каникулярный период– первостепенная задача всех взрослых, в первую очередь педагогов.

Позволю поделиться опытом работы нашего района по организации отдыха детей в период школьных каникул.

В целях повышения эффективности оздоровительной кампании в течение года работает Межведомственная лагерная комиссия, на заседаниях которой рассматриваются основные направления деятельности, определяются приоритеты и задачи детского оздоровления, решаются вопросы финансирования, в том числе связанные с частичной оплатой и компенсацией за самостоятельно приобретенные путевки. Организована работа телефона «горячей линии», проводятся консультации по вопросам организации летнего отдыха, вопросы оздоровительной кампании освещаются в средствах массовой информации.

Наша обязанность сделать отдых:

— безопасным;

— доступным;

— полезным.

Все понятно по первым двум пунктам. Лагеря комиссионно проверяются, причем по решению Межведомственной лагерной комиссии мы проверяем не только лагеря дневного пребывания, но и все лагеря, куда организованно выезжают дети. Четыре года назад аукцион по закупке путевок для детей в трудной жизненной ситуации выиграла фирма, у которой в итоге и лагеря не оказалось, детям предложили провести каникулы в санатории, где проходили курс лечения беременные женщины Конечно, в итоге, от такого безрассудного предложения мы отказались, но нервы себе помотали еще и тем, что лихие ребята сбавили сумму за путевку с 23 до 16 тысяч. Теперь в техническом задании мы прописываем обязательное требование, что после проведения открытого аукциона до подписания контракта в трехдневный срок можем посетить организацию отдыха с целью ознакомления на соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком. Вот уже четыре года бог милует нас от недобросовестных поставщиков.

Мы стараемся обеспечить доступный отдых. Родители оплачивают 25% от общей стоимости путевки в лагеря дневного пребывания (стоимость путевки – 6000 руб.); детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевка предоставляется бесплатно. Бесплатно предоставляются путевки в выездные лагеря одаренным детям и опять же детям в трудной жизненной ситуации. Родители, которые приобрели путевки самостоятельно, получают частичную компенсацию.

Здесь важно отметить, что безопасный и доступный отдых можно обеспечить в каждом лагере, на это существуют постановления, распоряжения, приказы, комиссионные проверки.

А будет ли отдых полезным, зависит от Программы лагеря и, конечно, человеческого фактора, заинтересованности и неравнодушия взрослых, обеспечивающих отдых детям.

Основными формами отдыха являются:

— лагеря дневного пребывания;

— досуговые площадки;

— профильные палаточные лагеря;

— профильные выездные лагеря.

Самым массовым и доступным видом отдыха остаются лагеря с дневным пребыванием, которые в нашем районе действуют на базе всех общеобразовательных организаций.

Кажется, чего проще провести пришкольный лагерь. А ведь данный вид отдыха требует особых усилий. С одной стороны, лагерь должен стать продолжением воспитательной работы, которую мы проводили в школе в течение года. С другой, это уже не школа, а лагерь со своими законами и традициями. А главное, не должен стать местом для бесполезного времяпровождения.

На время организационного периода и проведения лагерной смены за всеми лагерями дневного пребывания закрепляются сотрудники Управления образования. Лагеря комплектуются педагогами – предметниками, педагогами – психологами, воспитателями из числа педагогических работников и педагогами дополнительного образования детей.

Лагеря дневного пребывания работают в течение лета по программам, которые позволяют создать оптимальные условия не только для оздоровления, но и развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Так, в 2018 году действовали лагеря дневного пребывания с профильными отрядами декоративно – прикладного творчества, информационно – математического направления, юных краеведов, юных экологов, юных лингвистов, юных спортсменов и т.д. Программа профильного отряда позволила каждому ребенку найти свое любимое дело, проявить свои таланты, овладеть новыми умениями и навыками; самое важное – охватить детей подросткового возраста от 12 до 15 лет.

К проведению массовых и досуговых мероприятий, организации экскурсий, походов и спортивных соревнований активно привлекались учреждения культуры и спорта, военно – патриотические клубы.

Проведены межлагерные мероприятия:

— открытие лагерной смены;

— день России;

-день памяти и скорби;

-закрытие первой лагерной смены.

Совместные мероприятия позволяют не только сделать их более качественными, но и, в итоге, сэкономить денежные средства.

В этом году педагоги дополнительного образования будут работать в пришкольных лагерях. Это будут и теоретические занятия, и практические, и мастер – классы.

Помимо лагерей дневного пребывания на базе всех школ, учреждений культуры и спорта действуют досуговые площадки. С детьми проводятся спортивные соревнования, игры, викторины, занятия по интересам, беседы, экологические и патриотические акции и т.д

Досуговые площадки – малозатратная и перспективная форма организованного отдыха. Главное, их посещают подростки 13-14 лет. В летний период 2018 года данной формой отдыха было охвачено более 5000 ребят.

Для подростков 12-18 лет в каникулярный период организуются профильные палаточные лагеря: оборонно – спортивные, православные, эколого – трудовые. Палаточный лагерь – особая социально – педагогическая среда, которая позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности. Это очень важно, ведь в данных лагерях более 40% детей из неполных и малоимущих семей. А в военно – спортивные лагеря, которые ведут поисковую работу, обязательно выезжают подростки, состоящие на учете в КДН. Важен и тот факт, что палаточные лагеря малозатратны и мобильны. Вашему вниманию представлен военно – патриотический лагерь «Застава».

Особое внимание уделяется выездным оздоровительным лагерям для талантливых детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Лагеря работают по профильным программам: для талантливых детей – по программе «Лидер», детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – программе «Спасибо, нет!». Кто проводит программы? Это заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и психологи школ, Учебно – методического центра которые работают в данных направлениях в течение учебного года.

Практика направления детей вышеуказанных категорий в выездные лагеря существует около 10 лет. Положительный опыт проведения лагерей:

— программа «Лидер» позволяет выявить ребят, которые в дальнейшем активно работают в школьных детско – юношеских организациях, Совете районной детско – юношеской организации «Юные патриоты Ленинского района»; две участницы программы сегодня являются педагогами – организаторами; курируют деятельность районной детско – юношеской организации. Кстати, вот уже три года талантливые дети отдыхают в Болгарии;

— программа «Спасибо, нет!» способствует снижению противоправных действий среди несовершеннолетних.

Вообще стоит отметить, что не так — то просто отправить детей данной категории в выездные лагеря, т.к. сегодня дети едут, завтра родители отказываются, послезавтра снова соглашаются, а в итоге – в лагерь так и не едут, и приходится в срочном порядке находить замену.

Кроме того, опыт работы показал, что дети вышеуказанной категории по физиологическим и психологическим особенностям не могут находиться в лагере более 14 дней.

Поэтому при составлении технического задания на приобретение путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы учитываем все спорные моменты.

Необходимо отметить, что в Ленинском районе осуществляется единый межведомственный подход к решению вопросов по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, что позволило не только сохранить охват детей всеми формами отдыха и занятости на уровне прошлых лет, но и увеличить.

Успехи достигнуты благодаря тому, что в нашем районе проводится умная оздоровительная кампания!

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОТДЫХА ДЕТЕЙ 8(498)547-17-97

Летняя занятость детей и подростков в Омске

Департамент по делам молодёжи, физической культуры и спорта администрации города организует досуговую занятость детей и подростков в летний период.

©Фото Бориса Метцгера

Массовая зарядка в Октябрьском округе

Школа подготовки вожатых

В целях организации временной трудовой занятости бюджетное учреждение города Омска «Омский молодежный многофункциональный центр» реализует проект «Школа подготовки вожатых».

Участники проекта — подростки 14–17 лет — в течение трех с половиной месяцев пройдут обучение по вожатскому мастерству, изучат нормативно-правовую основу педагогической деятельности, основу обеспечения безопасности пребывания детей на дворовой досуговой площадке, познакомятся с системой мотивации для достижения успеха, теорией и практикой проведения игровых и спортивных программ.

Все подростки, успешно окончившие «Школу подготовки вожатых» получают сертификаты об обучении. Исходя их количества ставок, выделенных департаменту по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска по программе временной занятости несовершеннолетних на летний период 2018 года, лучшие вожатые будут трудоустроены. Работать вожатые педагогического отряда будут на дворовых досуговых площадках на территории города Омска.

Вожатые городского педагогического отряда принимают участие в городских и окружных культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

По окончанию трудового сезона лучшие вожатые смогут получить благодарственные письма от администраций округов и Администрации города Омска.

По всем интересующим вопросам обращаться в Центр профориентации и развития добровольчества (Омский молодежный многофункциональный центр): проспект Культуры, 4а, телефон: 22-45-53.

©Фото Валентины Чемериловой

Открытие детской площадки на Космическом проспекте

Дворовая досуговая площадка как объект спортивной, игровой или досуговой деятельности объединяет в себе малые архитектурные формы, спортивные снаряды и конструкции. Озеленение прилегающей территории, украшение её руками жителей микрорайона с участием детей и подростков создают дополнительный комфорт на такой площадке и способствуют тому, чтобы она стала более востребованной у ребят.

Департамент совместно с администрациями округов Омска и департаментом городского хозяйства осуществляет контроль за техническим состоянием и исправностью детских досуговых и спортивных площадок.

Дислокация площадок, на которых организуется досуговая занятость детей и подростков, утверждается администрациями городских округов в соответствии с пожеланиями комитетов территориального общественного самоуправления и опытом работы по организации досуга муниципального молодежного многофункционального центра.

Перечень документов, а также порядок выдачи разрешения на трудоустройство несовершеннолетних приведен на странице Службы одного окна. Также разрешение можно получить в управлении опеки и попечительства департамента образования: ул. Карла Либхнехта, 33, тел. 20-17-78. Полный список работ для временного трудоустройства, размещен на странице Центра социальной поддержки населения.