Замещение вакантной должности

Содержание

ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | КАДРОВЫЙ ОТВЕТ

Левищева Ю. А.,
юрисконсульт Кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз «ВКБ-кредит»

Какая должность считается вакантной?

Мы часто встречаемся в трудовом законодательстве с термином «вакантная должность», однако его понятие законодательно не установлено. При этом практика показывает, что не каждая должность, по которой не заключен трудовой договор, является вакантной.

Вакантная должность – это синоним вакансии (от лат. Vacans – пустующий), наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник. При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы и нормативные правовые акты не дают определения понятиям «вакантная должность», «вакансия». По смыслу вакантную должность можно определить как должность, которая имеется в штатном расписании организации, но по которой не заключен ни один трудовой договор.

При появлении вакантной должности работодатели обязаны ежемесячно представлять эту информацию в органы службы занятости (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Порядок представления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости населения устанавливается исполнительным органом субъекта федерации. За нарушение указанного порядка, а именно за непредставление или несвоевременное представление сведений в службу занятости работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Размер штрафа для организации составляет от 3000 до 5000 руб., для должностного лица – от 300 до 500 руб.

Объявление о вакансии

Особые требования установлены к объявлениям о поиске персонала. Работодателю нужно учитывать содержание ст. 25 Закона о занятости. В частности, данной нормой устанавливается запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, то есть содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Согласно ст. 13.11.1 КоАП РФ распространение такой информации влечет наложение административного штрафа на граждан – от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 15 000 рублей.

Приведем пример простого и доступного объявления.

ООО «Союз» ищет веб-дизайнера.

Обязанности:

  • регулярное наполнение и обновление контента сайтов, активное участие в их развитии;
  • редактура графических и табличных элементов.

Требования:

  • высшее или неоконченное высшее образование, желательно профильное;
  • знание пакета Microsoft Office и Интернета;
  • владение HTML, Adobe Photoshop;
  • инициативность и доброжелательность.

Условия:

  • график работы: понедельник – четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.15, суббота и воскресенье – выходные дни;
  • полный социальный пакет, дополнительное медицинское страхование;
  • большая удобная парковка.

Считать ли должность вакантной, если работа по ней выполняется работником по совместительству?

Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод о том, что вакантной признается должность, которая есть в штатном расписании организации, но по которой не заключен трудовой договор, в том числе и договор о работе на условиях совместительства (кассационные определения Санкт-Петербургского городского суда от 30.08.2010 № 33-11908, от 07.07.2011 № 33-10309, кассационное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 15.02.2012 № 33-1239/2012).

ПОЗИЦИЯ РОСТРУДА

Работодатель не обязан, но вправе предложить увольняемому в связи с сокращением работнику должность сотрудника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

— Письмо от 29.07.2009 № 2263-6-1.

…если работа по ней выполняется работником, работающим на условиях совмещения?

Как известно, при совмещении отдельный трудовой договор не заключается. Работник исполняет дополнительные обязанности наряду с основной работой за определенную доплату (ст. 60.2 ТК РФ). Будет ли такое место считаться вакантным?

Так, в кассационном определении от 13.02.2012 № 33-36 судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда указала, что работающий по совмещению сотрудник фактически выполняет наряду со своей работой трудовые функции по совмещаемой должности и получает за это оплату. То есть трудовой договор по совмещаемой должности также становится заключенным и действующим. То обстоятельство, что он не обязательно оформляется самостоятельным отдельным документом, а лишь дополнительным письменным соглашением к основному трудовому договору, не делает его незаключенным или недействительным. Кроме того, так же как и в случае с совместительством, изменение трудовых обязанностей (как исключение – дополнительной трудовой функции) работника, занимающего должность по совмещению, является правом, а не обязанностью работодателя. Таким образом, если должность занимает работник в рамках совмещения, она не является вакантной.

…если работа по ней выполняется работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком?

Как известно, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Анализ судебной практики показывает, что должность не считается вакантной, если по ней уже заключен трудовой договор с работницей, хотя фактически должностные обязанности она не исполняет, так как находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком. Это обусловлено тем, что в таких случаях за работницей сохраняется место работы (должность) (ст.ст. 81, 256 ТК РФ).

В частности, как указывается в кассационном определении Санкт-Петербургского городского суда от 30.08.2010 № 33-11908, судом первой инстанции правильно дана оценка доводов истца о том, что предложение работодателем сотруднику, подлежащему увольнению, должностей временно свободных, в связи с длительным отпуском сотрудников, в том числе и в связи с уходом за ребенком, действующим законодательством не предусмотрено, т. к. данные должности не являются вакантными в смысле положений части третьей ст. 81 ТК РФ, поскольку работа на данных должностях является временной. В кассационном определении СК по гражданским делам Омского областного суда от 15.02.2012 № 33-1239/2012 суд признал увольнение законным, несмотря на то обстоятельство, что работодателем не была предложена вакансия работника, который на дату увольнения истицы находился на больничном по беременности и родам.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предложение работнику двух списков должностей для перевода (один из которых содержит перечень вакантных должностей, а другой – перечень должностей, для работы по которым потребуется изменение условия о сроке трудового договора с неопределенного на срочный) представляется не противоречащим закону.

По мнению большинства экспертов, временный перевод в данном случае также будет невозможен, так как по истечении срока перевода работник должен будет вернуться на свое прежнее рабочее место, которое за ним сохраняется. А увольняемому по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ работнику не может быть сохранена должность – она будет исключена из штатного расписания. Однако на этот счет у судов есть иное мнение. Так, Санкт-Петербургский городской суд пришел к мнению, что при увольнении работника в связи с сокращением штата работодатель обязан предложить работнику перевод на другую имеющуюся у него работу, и при этом Трудовой кодекс не уточняет, должна ли эта работа быть постоянной или может быть временной (Кассационное определение от 15.03.2012 № 33-3894/2012).

ПОЗИЦИЯ СУДА

Если по какой-либо штатной единице сотрудник работает не на полную ставку, то оставшаяся часть ставки считается вакантной.

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2011 № 33-4388/2011.

Повседневная жизнь не всегда протекает стабильно и однообразно. Нередко возникают чрезвычайные ситуации, которые препятствуют ординарному исполнению трудовой деятельности граждан. Например, внезапное недомогание или решение уволиться с работы. Вследствие подобных обстоятельств на предприятии возникает некоторый объем работ, которые требуют исполнения даже при отсутствии основного кадра. Для этого руководство прибегает к замещению и совмещению должностей.

Сущность замещения вакантной должности

Исходя из положений ФЗ № 79 от 27.07.2004г., замещение вакантной должности отсутствующего работника представляет собой процедуру замены сотрудника, не находящегося на своем рабочем месте по ряду причин, другим субъектом, на основании решения руководителя компании о перенесении обязанностей отсутствующего лица на его коллегу или временно нанятого субъекта. При этом субъект, который замещает своего отсутствующего коллегу, полностью освобождается от своих основных трудовых обязанностей, и получает заработную плату в том же объеме, в котором она назначается на новой должности.

Заработная плата при замещении одного сотрудника другим может быть только увеличена, однако назначать замещающему субъекту оплату в объеме меньше, чем получал основной кадр, противоправно.

Также особым нюансом подобной процедуры является период, на протяжении которого субъект должен исполнять чужие обязанности. Предполагается, что один и тот же работник не должен трудиться не по своему профилю более 31 дня. Если по истечению данного срока временно отсутствующий субъект не вернулся на рабочее место, замещающее лицо, тем не менее, должно вернуться к своим прямым профессиональным задачам, зафиксированным в его трудовом соглашении.

Зачастую замещение практикуют в стандартных офисах, когда сотрудник оформляет временную нетрудоспособность, уходит в ежегодный отпуск или отпуск за свой счет. Однако если условия производственного процесса вредны и/или опасны, к замещению могут прибегать, преследуя следующие цели:

  • предупредить наступление чрезвычайной ситуации (аварии, поломки оборудования или любой иной катастрофы технического характера);
  • ликвидировать последствия природного катаклизма;
  • предотвратить несчастный случай на производстве;
  • ликвидировать вероятность нанесения порчи или уничтожения материалов и оборудования, а также любого иного имущества, находящегося в собственности компании;
  • наладить стабильный производственный процесс, тем самым выровняв экономическое положение компании.

Способы исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника

Трудовым законодательством РФ предусмотрены такие возможности для исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника иным лицом:

  1. Вверить соответствующие должностные обязанности временно отсутствующего субъекта штатному сотруднику организации, полностью освобождая его при этом от основного профиля деятельности.
  2. Предложить штатному сотруднику или субъекту, устроенному в другой компании, исполнять подобные временные обязанности, совмещая их с основными должностными задачами. Подразумевается конкретное дело, несколько задач в ограниченном количестве, исполнив которые, сотрудник снимается с подобной должности до возвращения основного кадра.
  3. Оформить
  4. Вверить временные обязанности другому работнику по совместительству. Предполагается, что конкретный работник в рамках трудового дня будет исполнять не только свои обязанности, но и функции временно отсутствующего. При этом подобная работа протекает на протяжении всего времени отсутствия основного субъекта.

Совмещение должностей – что это такое

Совмещение представляет собой увеличение объема трудовых обязанностей конкретного субъекта на размер таких же обязанностей другой должности. Фактически, совмещение вакансий представляет собой приобретение дополнительной нагрузки без отрыва от основной рабочей деятельности. За подобный труд субъекту также предполагается дополнительное вознаграждение. В то же время, замещение должности – это полное освобождение от привычных обязанностей субъекта на время работы по другому профилю.

Также необходимо понимать разницу между совмещением должностей и профессий. Совмещение должностей представляет собой исполнение обязанностей в сфере руководства, особой работы высокопрофессиональных специалистов, а также служащих. Совмещением профессий, в свою очередь, является исполнение трудовых обязанностей в сфере рабочей направленности.

Так, если управленец решает привлечь сотрудника к дополнительным работам без его отрыва от основной деятельности, ему необходимо:

  • согласовать корректировки относительно штатного расписания;
  • утвердить и оформить согласие сотрудника;
  • оформить дополнительное соглашение;
  • опубликовать распоряжение в доказательство правомерности данной процедуры.

Порядок оформления замещения временно отсутствующего работника

Порядок оформления замещения кадра, который по каким-либо причинам отсутствует, выглядит так:

  1. На основании ст. 72 ТК РФ замещение оформляется письменным согласием субъекта, которому вверяют новые временные обязанности.
  2. В соответствии со ст. 59 ТК РФ, если используется труд временно нанятого сотрудника, он должен оформить срочное трудовое соглашение с четким обозначением периода трудовой деятельности.
  3. Все дополнительные обязанности, помимо вверенных новых трудовых задач, накладываются на сотрудника только при наличии его письменного согласия. Они также должны оформляться посредством дополнительного соглашения или в тексте основного трудового договора при его заключении.

По факту оформления трудового соглашения руководителем компании публикуется соответствующее распоряжение, которое подчиненный также должен подписать в знак ознакомления с документом.

Подобный приказ формируется в вольной форме, однако, с учетом стандартных требований к реквизитам подобных бумаг. На некоторых крупных предприятиях шаблон подобного распоряжения закреплен местным нормативом.

Также рассматриваемую бумагу необходимо зарегистрировать в стандартном порядке, в особом регистрационном журнале, который хранится у секретаря управленца или любого иного сотрудника, несущего ответственность за приказы руководителя.

Замещение временно отсутствующего работника на время болезни

Поручить стороннему сотруднику исполнение чужих обязанностей без его согласия невозможно и неправомерно. Поэтому в случае недомогания основного кадра, временный перевод на его должность другого субъекта также должен оформляться приказом. Даже в условиях, когда основного работника не было несколько часов по причине отъезда в больницу или медпункт, приказ должен быть опубликован. В случае возникновения чрезвычайных происшествий в данный отрезок времени по вине работника, виновный сотрудник не будет справедливо наказан, если документально не подтверждено его присутствие на конкретном производственном участке.

Приказ должен составляться в стандартном варианте:

  1. Общие сведения о компании, ее руководителе и временно отсутствующем субъекте. Также необходимо прописать номер приказа и дату его оформления.
  2. Главная часть, в которой обозначается информация о замещающем субъекте, его основная должность, а также вакансия, куда он будет временно переведен. Также следует указать периодичность такого перевода.
  3. Далее по тексту необходимо определить документ, служащий основанием для замещения. В случае с нетрудоспособностью основного кадра, такой бумагой выступит конкретный больничный лист, служебная записка или заявление самого работника.
  4. Заключительный пункт, в котором обязательно проставляются подписи сторон.

Замещение временно отсутствующего работника на время отпуска

Если сотрудник уходит в ежегодный отпуск, подобное временное замещение не составляет для компании проблем. Однако если женщина оформляет отпуск по БиР, то подобный период может затянуться на 1,5 или даже 3 года с правомерным сохранением должности за конкретной сотрудницей.

Поэтому, как показывает практика, на подобные периоды наиболее часто нанимается сторонний человек для работы по временному контракту. Однако не менее распространенные варианты совместительства, когда штатный сотрудник берет дополнительную нагрузку на время отсутствия коллеги.

Также в соответствующей части приказа прописывается основание для замещения или совмещения вакансий, которым выступает документ о назначении отпуска сотруднику.

В обстоятельствах, когда в отпуск уходит начальник компании, он может распределить свои обязанностей между двумя и более подчиненными, оформив для этого соответствующее распоряжение. Наиболее часто обязанности управленца распределяются между его непосредственными заместителями и главным бухгалтером.

Отличия замещения от совмещения

При наличии выбора: замещение или совмещение, руководитель должен опираться на потребности компании и текущее положение вещей. Таким образом, подобное действие всегда будет носить индивидуальный характер. Так, отвечая на вопрос о том, в чем разница между совмещением и замещением, справедливо утверждать следующее:

  • разнится уровень нагрузки на сотрудника. При совмещении он значительно выше, так как одновременно, на протяжении рабочего дня, сотрудником должны исполняться функции фактически двух должностей;
  • объем оплаты. При совмещении субъект получает не только заработную плату от основной деятельности, но и доплату от вверенных временных обязанностей. Однако ввиду того, что замещение не может быть осуществлено, если новая заработная плата ниже предыдущей, подобное решение также может быть выгодно сотруднику;
  • максимальный срок. При замещении сотрудник должен вернуться к исполнению прямых обязанностей спустя 31 день регулярного исполнения функций на новой должности. При этом в случае совмещения, субъект может длительное время исполнять обязанности двух специальностей без временных ограничителей.

Важно помнить, что все подобные положения, особенности отличий рассмотренных категорий и, в частности, периодичность исполнения чужих работ, должны быть прописаны в распоряжении управленца, и подписаны сотрудником в знак согласия со всеми пунктами договора.

Таким образом, конкретное решение о замещении или совмещении принимается руководителем фирмы, исходя из потребностей производственного процесса.

Мирошниченко Валерий Андреевич

Законодатель установил обязанность работодателя предлагать сотруднику вакантные должности при сокращении штата. Эта должность должна быть свободной, соответствовать квалификации работника, а также может быть нижеоплачиваемой или нижестоящей. Кроме того, вакансия должна располагаться в той же местности.

В деятельности любой современной компании может возникнуть необходимость сокращения численности или штата сотрудников, вызванная потребностями бизнеса.

Работодатель обязан полностью соблюсти предусмотренную законодательством процедуру сокращения для того, чтобы увольнение было правомерным. К сожалению, на практике не всегда легко в точности выполнить требования законодательства, особенно когда данные требования не являются достаточно четкими и приводят к разночтениям.

В данной статье мы остановимся на некоторых нюансах, которые могут быть не учтены в процессе предложения вакантных должностей, а также рассмотрим спорные моменты.

Какие должности предлагать?

Трудовой кодекс предписывает предлагать сокращаемому работнику должности, которые соответствуют следующим критериям*(1):

1) должность должна быть вакантна;
2) работа должна соответствовать квалификации работника либо быть нижеоплачиваемой (нижестоящая должность);
3) по состоянию здоровья работник может выполнять предложенную работу;
4) работа должна быть в данной местности, если обязанность предлагать работу в другой местности не предусмотрена коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Однако более детальные пояснения в части установленных критериев к предлагаемым должностям Трудовой кодекс не дает, в связи с чем работодателям приходится ориентироваться на обычаи делового оборота и судебную практику.

Что такое вакантная должность?

Определение «вакантная должность» законодательно не установлено. Поэтому зачастую на практике под вакантной понимается должность, существующая в штатном расписании, но не замещенная каким-либо конкретным работником.

В то же время неясным остается ряд вопросов, включая возможность отнесения к категории вакантных должности, которая замещается временно отсутствующим работником (например, находящимся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком). С одной стороны, данная работа является временно свободной, так как должность сохраняется за временно отсутствующим сотрудником, и поэтому не является полноценной заменой сокращаемой. Однако, с другой стороны, в законодательстве не указано, что работодатель не должен предлагать временно свободные должности, когда у него нет других вакантных должностей.

К сожалению, отсутствует единое мнение по данному вопросу и в судебной практике. Так, Санкт-Петербургский городской суд пришел к мнению, что то обстоятельство, что новая работа могла быть временной, не может служить основанием для отсутствия ее предложения сокращаемому сотруднику*(2). Потому как Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателя предложить сотруднику любую работу и не указано, должна она быть постоянной или временной.

В то же время позиция Московского областного суда отличается: суд указывает на то, что временно свободные должности работодатель не обязан предлагать, так как по смыслу действующего законодательства они не являются вакантными*(3). Кроме того, судьи дают определение вакантной должности. По их мнению, вакантной является свободная должность, которая есть в штатном расписании, никем не занятая и не обремененная правами других лиц, то есть по ней на данный момент не заключен трудовой договор (в т.ч. с работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и с совместителем)*(4).

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 декабря 2012 г. по делу N 33-24613/2012
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.

Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Несокращенную должность ведущего специалиста, которую занимает , на период нахождения ее в отпуске по беременности и родам работодатель не был обязан предлагать, так как по смыслу действующего законодательства она не является вакантной.

Справедливо будет заметить, что вышеуказанное определение дает еще разъяснения и по другому часто возникающему на практике вопросу: является ли должность, занимаемая совместителем, вакантной? Нет, не является, так как по ней заключен трудовой договор.

Но в то же время нужно учитывать, что при совмещении не заключается отдельный трудовой договор. Однако соглашение на выполнение дополнительной работы устанавливает для работодателя обязательства, от которых он не может отказаться и в силу чего не будет иметь возможность предложить данную работу сокращаемому сотруднику. На наш взгляд, эти особенности следует учитывать в каждом конкретном случае отдельно, принимая во внимание и другие обстоятельства.

Как учесть квалификацию работника?

Как мы уже говорили, работодатель обязан предлагать сокращаемому работнику те должности, которые соответствуют его квалификации либо являются нижеоплачиваемыми и нижестоящими.

Трудовой кодекс дает четкое определение квалификации работника. Под ней понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника*(5).

Суды указывают на то, что описание требований к квалификации в должностных инструкциях является основой для определения соответствия должности. В связи с этим для того, чтобы иметь соответствующие аргументы в случае судебных разбирательств, работодателю необходимо убедиться в том, что в должностных инструкциях есть четкие требования к квалификации.

Кроме того, суды зачастую полагают, что работодатель вправе оценить реальную возможность сокращаемого работника выполнять работу по имеющимся вакантным должностям с учетом его образования, квалификации, опыта работы и имеющихся навыков*(6). То есть работодатель при наличии трудовой книжки, документов об образовании и другой имеющейся информации может судить о квалификации работника.

Однако, к сожалению, не всегда у работодателя есть подобная информация в полном объеме. Работник, например, мог не представить информацию о дополнительном образовании, которое не имело непосредственного отношения к сокращаемой должности, но могло послужить доказательством квалификации работника для поступления на вакантную позицию. В связи с этим работодателю для минимизации возможных рисков следует предложить работнику максимально широкий перечень вакантных должностей с тем, чтобы работник мог выбрать соответствующую его образованию и опыту должность, самостоятельно оценив свою квалификацию. При этом предложение всех вакантных должностей, включая не соответствующие квалификации работника, не является введением работника в заблуждение. К такому выводу пришел Московский городской суд*(7).

Также работодателям следует помнить о необходимости предлагать работнику все вакантные должности, в том числе нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, на которые, по мнению работодателя, работник заведомо не согласится. Судебная практика подтверждает, что так как данная обязанность закреплена законом, то нарушение ее в силу убежденности в том, что работник откажется от предлагаемой должности, может привести к признанию увольнения неправомерным*(8).
Где предлагать должности?

Работодатель должен предлагать подходящие вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Обязанность предлагать подходящие позиции в других местностях возникает только в том случае, когда она закреплена коллективным договором, соглашениями либо трудовым договором.

Верховный суд РФ в своем постановлении дал четкое определение понятия «другая местность». Так, другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта*(9).

При этом не имеет значения, идет ли речь о вакансиях в другом филиале или структурных подразделениях, поскольку единственным критерием является необходимость предложить все вакансии в данной местности.

Когда и как предлагать вакансии?

Так как законодательством четко не установлено, когда и как предлагать вакансии, то работодателю следует предлагать их в течение всего времени начиная с момента извещения о сокращении и вплоть до увольнения. Для целей документального подтверждения следует письменно под подпись извещать работника о вакансиях с указанием даты уведомления.

Таким образом, поскольку предложение вакансий сокращаемым сотрудникам представляет собой один из элементов процесса увольнения, то в случае неполного соблюдения процедуры предложения вакантных должностей увольнение может быть признано неправомерным. А это может повлечь за собой не только восстановление работника, но и выплату среднего заработка за период вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

I. Порядок замещения должностей научно — педагогических работников
1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее — Положение) определяет порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между высшим учебным заведением и работником из числа научно — педагогического состава сроком до 5 лет.
Положение в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов (далее — преподаватель) высших учебных заведений Российской Федерации.
Положение в части научного состава распространяется на научных работников (руководитель научно — исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации.
2. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор претендентов.
3. Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения.
4. Срок подачи заявления для участия в конкурсном отборе — один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе.
Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления.
5. Претенденты имеют право ознакомиться с настоящим Положением, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями трудового договора, коллективным договором и присутствовать на заседаниях кафедры, научного структурного подразделения и ученого совета, рассматривающих их кандидатуры.
6. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников (далее — работники) проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.
7. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении равного количества голосов претендентами проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета (совета) (образец бюллетеня согласно приложению).
8. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета), конкурсный отбор признается несостоявшимся.
9. Конкретные сроки трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала).
10. По результатам конкурсного отбора и после заключения с работником трудового договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре, научному структурному подразделению.
11. Не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых истекает срок трудового договора в следующем учебном году. Данная информация помещается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям ректор (проректор, руководитель филиала) объявляет конкурсный отбор в порядке, определенном п. 3 настоящего Положения, не позднее чем за 2 месяца до окончания срока трудового договора.
12. При наличии вакантной научно-педагогической должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) в период учебного года.
Конкурсный отбор на указанные вакантные должности не объявляется при переводе работника с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им должности на той же кафедре, в научном структурном подразделении или при переводе на другую профильную кафедру, в научное структурное подразделение до окончания срока трудового договора.
13. Истечение срока трудового договора с работником является основанием прекращения трудовых отношений в случаях: непредставления работником заявления для участия в конкурсном отборе в соответствии с п. 4 настоящего Положения для последующего заключения трудового договора на очередной срок; если работник не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).
14. Процедура расторжения трудового договора с работником в связи с его недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, определяется ученым советом вуза.
15. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517. (ст. 2 п. 3) Положение о порядке замещения должностей научно — педагогических работников в высшем учебном заведении распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.
16. Споры и разногласия по трудовому договору разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — в порядке, установленном законодательством о труде.
II. Особенности замещения должностей профессорско-преподавательского состава вуза
17. До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета (совета) кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (ученого совета, совета факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации. 18. С преподавателем, успешно прошедшим конкурсный отбор, заключается трудовой договор.
19. В соответствии с п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, увольнение педагогических работников по инициативе администрации высшего учебного заведения в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1595.
20. На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, настоящее Положение не распространяется.
III. Особенности замещения должностей научных работников вузов
22. До рассмотрения претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета (совета) кафедра, научное структурное подразделение выносит рекомендации о каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования).
Кафедра, научные структурные подразделения вправе предложить претендентам выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам рассмотрения принять рекомендации.
23. С научным работником, успешно прошедшим конкурсный отбор, заключается трудовой договор.
24. На лиц, привлекаемых к научной деятельности на условиях гражданско-правового договора, настоящее Положение не распространяется.

Заключение трудового договора с некоторыми категориями работников бюджетных учреждений предусматривает по законодательству прохождение предварительного конкурсного отбора. Учитывая полномочия, которые возлагаются на госслужащих, правила прохождения конкурса претендентами для занятия должности в госоргане довольно серьезные. Рассмотрим, какие именно изменения претерпело правительственное решение, которым определены эти правила.

Общие процедурные вопросы

Согласно постановлению КМУ от 05.06.19 г. № 462 (далее – Постановление № 462), которое вступило в силу с 14.06.19 г., упорядочены практически все позиции ранее утвержденного постановлением от 25.03.16 г. № 246 Порядка проведения конкурса на занятие должностей государственной службы (далее – Постановление № 246, Порядок № 246).

Кратко рассмотрим, что именно изменилось на сегодняшний день.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/34847-0

Внимание! Отныне объявления о проведении конкурса на занятие должностей госслужбы категорий «Б» и «В», обнародованных на официальном веб-сайте Нацгосслужбы, должны быть пронумерованы для идентификации соответствующей должности. Так предусмотрено обновленным постановлением КМУ от 05.06.19 г. № 462 п. 10 Порядка № 246.

Обратим внимание на новую норму, которая появилась в Порядке № 246 (это п. 181), согласно которой члены комиссии и администраторы, привлеченные к работе комиссии, несут персональную ответственность за разглашение информации, которая стала им известна во время проведения конкурса. В частности, речь идет о содержании ситуационных задач, а также задач для проверки владения иностранным языком стран Совета Европы. Разглашать это нельзя до завершения конкурса.

Важным для руководителя госслужбы соответствующего госоргана является и то, что сейчас им может быть принято решение, согласно которому функции администратора будут выполнять два человек, а не один, как это было раньше.

Напомним: выполнение таких функций во время проведения конкурса руководитель госслужбы возлагает на лиц среди работников службы персонала госоргана или на другое, определенное им лицо. Советуем в таком приказе также отметить о персональной ответственности администратора за разглашение информации, о которой он узнает во время или в процессе подготовки к проведению конкурса.

Как известно, законодательно усилена ответственность за наличие задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка. В связи с этим Порядок № 246 дополнен нормой, которая предусматривает предоставление претендентом на занятие вакантной должности госслужбы категории «А» или «Б», кроме предусмотренного законодательством пакета документов, еще и заявления об отсутствии упомянутой задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Форма такого заявления содержится в приложении 21 к Порядку № 246.

Проведение конкурса в малочисленных госорганах

Знаем: согласно п. 15 Порядка № 246 конкурсная комиссия должна быть образована и функционировать численностью по меньшей мере 5 человека. Однако при невозможности образования такой конкурсной комиссии в госоргане, где численность составляет менее 10 человек, есть возможность проведения конкурса комиссией (далее – комиссия), которую создал руководитель госслужбы госоргана высшего уровня. Заметим, что ранее были установлены определенные нюансы работы комиссии относительно госорганов, где штатная численность работников составляла менее 15 человек.

Итак, когда речь идет о конкурсе на вакантные должности в местных госадминистрациях, то его особенностью является то, что в случае фактической численности работников госоргана менее 10 человек конкурс будет проводить комиссия, созданная руководителем госслужбы органа высшего уровня.

При этих условиях в структурном подразделении облгосадминистрации со статусом юрлица публичного права конкурсная процедура будет проводиться комиссией, созданной руководителем аппарата этой администрации; в аппарате или структурном подразделении райгосадминистрации – комиссией, созданной руководителем облгосадминистрации; в структурном подразделении со статусом юрлица публичного права – комиссией, созданной руководителем аппарата райгосадминистрации.

Участие в конкурсе лиц с инвалидностью

На сегодня претенденту на должность госслужбы, который является лицом с инвалидностью, необходимо, кроме всего, предоставить в соответствующую комиссию заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 246, чтобы конкретизировать вид разумного приспособления, необходимого ему в связи с особенностями его здоровья (например, сурдопереводчик или наличие подъемника для коляски и т. п.).

Измененный Порядок № 246 предусматривает, что относительно лиц с инвалидностью, которые желают принять участие в конкурсе на занятие должностей госслужбы, Нацгосслужба должна утвердить еще один документ, а именно: методику обеспечения видов разумного приспособления и способов их применения. Ждем такого документа.

Нюансы конкурса на «реформаторские» должности

Сейчас для проведения конкурса на должности специалистов по вопросам реформ нельзя назначать двух администраторов – будет работать только один.

Еще один момент: в зависимости от этапа конкурса, к которому претендент был допущен, кандидату на такую должность предоставлена возможность согласно письменному обращению в соответствующую комиссию получить извлечение из предыдущей сводной ведомости средних баллов или извлечение из сводной ведомости средних баллов.

Однако такие извлечения нуждаются в засвидетельствовании:

  • специальным структурным подразделением Нацгосслужбы – относительно кандидатов на должности категории «А»;
  • службой управления персоналом госоргана, в котором проводился конкурс, – относительно кандидатов на должности категории «Б» и «В».

Собеседование с кандидатами на должности

Пункт 50 Порядка № 246 предусматривает проведение собеседования с кандидатами на должности госслужбы. Отныне согласно этому пункту установлено, что время для его проведения определяется комиссией.

Что касается лиц, которые нуждаются в разумном приспособлении, то во время прохождения ими собеседования не должно включаться время предоставленного им перерыва именно для такого приспособления. О такой особенности комиссия обязана указать в своем протоколе. Такая норма предусмотрена и для ситуации, когда собеседование проводится для оценивания соответствия профессиональной компетенции кандидата установленным требованиям, которые не были оценены на предыдущих этапах конкурса (п. 83 Порядка № 246).

Добавим: аналогичная норма предусмотрена и при определении для упомянутых лиц времени на решение ситуационных задач в устной и письменной форме.

Как и ранее, окончательной оценкой в баллах по каждому требованию во время упомянутой процедуры является среднее арифметическое значение индивидуальных баллов, выставленных комиссией. При этом по обновленному п. 53 Порядка № 246 члена комиссии сведения относительно результатов собеседования должны предоставить администратору, чтобы тот заполнил сводную ведомость средних баллов.

Обнародование результатов конкурса

Знаем: относительно должностных лиц категории «А» результаты конкурса обнародуются специальным подразделением Нацгосслужбы в течение следующего рабочего дня с даты подписания протокола заседания комиссии.

Поскольку до сих пор не до конца были урегулированы вопросы такого обнародования относительно госслужащих категорий «Б» и «В», п. 59 Порядка № 246 дополнен соответствующими позициями.

Итак, на госорган, в котором проводился конкурс на занятие должностей категорий «Б» и «В», отныне возлагается функция относительно передачи Нацгосслужбе информации о результатах конкурса в электронной форме также не позже чем в течение следующего рабочего дня с даты подписания соответствующего протокола заседания комиссии. Речь идет о сведениях о победителе конкурса и втором по результатам конкурса кандидате (при наличии) или об отсутствии победителя конкурса.

Готовить такую информацию должна служба управления персонала госоргана, в котором проводится конкурс.

Изменения, внесенные в приложения Порядка № 246

Вполне логической необходимостью является приведение в соответствие с измененными нормами Порядка № 246 приложений к этому документу.

Так, отныне в разделе «Общие условия» приложения 1 к Порядку № 246 среди документов, необходимых для участия в конкурсе, предусмотрено предоставление такого дополнительного (необязательного), как заявление относительно обеспечения разумного приспособления. Конечно же, это заявление будет подавать лицо с инвалидностью для определения вида приспособления, которого требует именно оно. Должны быть предоставлены копии справки об установлении инвалидности и при наличии – индивидуальной программы реабилитации, чего раньше не предусматривалось.

Также согласно обновленному Порядку № 246 предусмотрена необходимость определения места, времени и даты начала проведения проверки владения иностранным языком, который является одним из официальных языков Совета Европы (тестирование).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/34847-1

Обращаем внимание: относительно кандидатов на должности госслужбы категории «А» должна быть указана дата проверки относительно владения определенным иностранным языком, а кандидатов на должности категорий «Б» и «В» – дата начала тестирования.

После внесения изменений в Порядок № 246 претендент на должность госслужбы в заявлении о допуске к участию в конкурсе должен также указать номер объявления (то есть номер вакансии, обнародованной на официальном веб-сайте Нацгосслужбы). Это касается должностей категорий «Б» и «В».

Почему-то так вышло, что подтверждающая информация об отсутствии 6-месячной задолженности по «детским» алиментам подается лишь кандидатами на должности категорий «А» и «Б», то есть другие госслужащие о таком информировать не обязаны.

Претерпели редакционные и другие изменения и приложения, в частности те, в которых приводятся формы сведений о результатах:

  • тестирования;
  • решения ситуационных задач;
  • собеседования.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/34847-2

Обращаем внимание: практически все приложения к Порядку № 246 отныне дополнены ссылками, поэтому советуем руководителям госслужбы соответствующих госорганов и работникам служб управления персоналом неуклонно соблюдать нормы, указанные в них, во время проведения конкурсов, которые запланировано провести в ближайшее время.

Некоторые нормы, которые не претерпели изменений

Остались неизменными положения Порядка № 246 относительно:

  • условий и этапов проведения конкурса;
  • возможности привлечения к участию в работе комиссии госслужащих из других госорганов, а также представителей профсоюзов, научных работников, экспертов определенных отраслей;
  • общего порядка документов для участия в конкурсе, а также осуществления проверки таких документов;
  • баллов, которые выставляются по результатам тестирования кандидатов (включая кандидатов на должности специалистов по вопросам реформ), а также тестирования на знание специального законодательства;
  • составления рейтингового списка кандидатов;
  • проведения закрытого конкурса по «тайным», мобилизационным вопросам и вопросам обороны и нацбезопасности.

До сих пор, принимая на службу в органы местного самоуправления, должны применять и Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 169. При этом соблюдаем Закон от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».

Выводы

Поскольку организационная и подготовительная работа по проведению конкурса на должности госслужбы является довольно кропотливой, необходимо со всем вниманием отнестись к этой процедуре от ее начала и до самого завершения. От добросовестности должностных лиц, которые будут привлекаться к проведению конкурса, зависит, какие именно кадры будут работать в госоргане – профессионалы или лица безответственные.

Поэтому внимательно обрабатываем привила проведения конкурса, учитывая внесенные в них поправки.