Закуп продуктов питания

Содержание

Учреждение планирует проводить торги, а именно электронный аукцион на оказание услуг по организации и предоставлению горячего питания для получателей социальных услуг.
С 01.01.2019 в бюджетном учреждении ожидается сокращение (повара и кухонные рабочие), организация и предоставление горячего питания для получателей социальных услуг будет закупаться у сторонних организаций общественного питания (аутсорсинг). Заказчик планирует осуществить закупку по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо на предмет оказания услуг по организации и предоставлению горячего питания (изготовление на территории заказчика), либо на предмет поставки готового горячего питания. Закупка у единственного поставщика исключается. Стоимость контракта превысит 500 тысяч рублей.
Какие есть возможные способы осуществления такой закупки? Как будут оформляться отношения по предоставлению помещений заказчика в случае заключения первого из указанных контрактов?

28 августа 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации закупка может быть осуществлена путем проведения электронного аукциона или конкурса с ограниченным участием.
Принадлежащие заказчику помещения и оборудование, необходимые для исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных заключенным с ним на основании Закона N 44-ФЗ контрактом, могут быть переданы последнему в аренду или в безвозмездное пользование без проведения торгов, если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о торгах.

Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент). Способ определения контрагента заказчик выбирает в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, а также в дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. В названный перечень входят услуги общественного питания (код 56 по ОКПД 2). К ним относятся, в частности, услуги по обеспечению питанием прочие (код 56.29), к которым, помимо прочего, относятся услуги столовых (код 56.29.20), включая услуги школьных столовых и кухонь (56.29.20.120). Вместе с тем согласно примечанию N 1 к данному перечню он применяется, за исключением входящих в коды ОКПД 2 товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28и-1474).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень соответствующих случаев, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием предусмотрены приложением N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее — Постановление N 99).
Пунктом 6 названного приложения к случаям, когда закупка осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием, отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
Вместе с тем ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 той же статьи, с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 того же Закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, в приведенной ситуации, поскольку отсутствуют основания для осуществления закупки путем проведения закрытого аукциона (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ), запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ), запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), указанные в вопросе закупки могут быть осуществлены путем проведения либо конкурса с ограниченным участием, либо электронного аукциона. В последнем случае дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 6 приложения N 2 к Постановлению N 99, не устанавливаются (смотрите также письма Минэкономразвития России от 10.04.2015 N Д28и-992, от 26.02.2015 N Д28и-394, от 10.12.2014 N Д28и-2807).
2. В силу ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) договоры аренды и безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом заключаются в порядке, предусмотренном указанной статьей. По общему правилу такие договоры заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен п.п. 1-16 ч. 1, ч. 3.1, ч. 3.2 и ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ (смотрите также п. 1 разъяснений ФАС России от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
В частности, согласно п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ проведение торгов не требуется в случае передачи государственного или муниципального имущества лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Следовательно, при соблюдении приведенных условий указанное в вопросе имущество может быть предоставлено лицу, с которым учреждением по результатам определения контрагента будет заключен контракт, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (в том числе путем заключения договора аренды или безвозмездного пользования). Для заключения такого договора учреждению следует получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 N 03АП-4048/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ограничение на закупку иностранных пищевых продуктов

В августе 2016 года было введено ограничение на закупку некоторых иностранных продовольственных товаров. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 г №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает перечень продуктов, на которые накладываются ограничения в закупке для обеспечения нужд государственных учреждений.

Перечень продуктов питания, у которых страной производства указано иностранное государство, включаетв себя молочную и мясную продукцию, в частности свинину, говядину, мясо птицы, переработанную рыбную продукцию, соль, сахар и рис.

Согласно п. 2 ПП №832, если в конкурентном виде закупке на приобретение товара из вышеописанного перечня подано как минимум 2 заявки, соответствующих требованиям документации и условиям*, то другие заявки, в которых происхождение объекта закупки является иностранным (за исключением стран из Евразийского экономического союза), должны быть отклонены заказчиком.

*Условия, которым должны соответствовать заявки участников, следующие:

  • происхождение указанной выше пищевой продукции должно соответствовать одной из стран Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);

  • отсутствие в заявке предложения одного и того же вида продукта от одного производителя.

Данное ограничение было введено для поддержки и развития внутреннего российского рынка.

Подготовка заявки любой сложности

с соблюдением требований документации

Заказать

Ограничения закупок продовольственных товаров в форме конкурса с ограниченным участием

В августе 2017 года было принято еще одно нововведение, Постановление Правительства от 4.08.17 №937 внесло изменения в проведение торгов в сфере услуг общепита и продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса с ограниченным участием.

  1. Теперь использовать данный вид тендера для закупки продовольственных товаров или услуг общественного питания можно только в том случае, если НМЦК контракта (или лота) превышает 500 000 руб. Это ограничение касается детских, образовательных, социальных и медицинских учреждений.
  2. Следующее изменение коснулось того, что поставщики должны подтвердить наличие опыта, путем предоставления копии ранее исполненного контракта в этой отрасли.. Срок исполнения “подтверждающего” контракта должен быть не старше 3-х лет, от даты подачи заявки на конкурс с ограниченным участием.
  3. Помимо срока, устанавливается требование к сумме исполненного контракта. Она должна быть не менее 20% от НМЦК контракта, который требуется подтвердить. Также сведения о нем должны быть в реестре контрактов.

Формы закупки продовольственных товаров

Вообще, проводить закупку продовольственных товаров для обеспечения федеральных или муниципальных нужд, заказчик может в любой форме, которую разрешается использовать в рамках 44-ФЗ: аукционы — закрытый и электронный, запрос котировок или предложений, закупка у единственного поставщика.

При использовании одного из указанных методов ограничения, накладываемые на заказчика в случае проведения конкурса с ограниченным участием, не применяются (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ)

Для участия в торгах на поставку продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса или аукциона будет необходимо предоставить обеспечения заявки. При отсутствии собственных свободных средств, его можно внести используя тендерный займ.

Многие государственные заказчики зачастую осуществляют закупки до 100 тыс руб (500 тыс. руб.) в рамках 44-ФЗ у единственного поставщика (при соблюдении условий таких закупок). Это распространенная практика и для приобретения продовольственных товаров.

Но стоит помнить о том, что не следует слишком активно использовать данный метод, так слишком частое использование малых закупок может привести к вниманию ФАС. И контролирующие органы могут усмотреть нарушение, а именно искусственного дробления НМЦК для проведения закупки у единственного поставщика с целью избежать конкурентного вида тендера.

Как и где формулируется требование покупателя к поставщику о поставке товара

Договор поставки (ст. 506 Гражданского кодекса РФ) по своей сути является одной из форм договора купли-продажи, но он используется в предпринимательской деятельности и носит исключительно консенсуальный характер. Договор вступает в силу в момент его заключения, и далее в его рамках переходит право собственности на партии товаров. Исходя из этого, форма заявки на поставку товара должна стать одним из приложений к договору. В тексте договора оговаривается, в каком порядке заявка направляется и в какой срок поставляется товар после ее получения.

Но может возникнуть ситуация, когда договор поставки носит рамочный характер (ст. 429.1 ГК РФ). Подробнее об этом типе соглашений можно прочитать в статье «Рамочный договор поставки». Тогда он не содержит таких условий, как:

  • предмет с определением наименования и количества товара;
  • срок или сроки поставки;
  • цена;
  • адреса отгрузки;
  • условия доставки.

В этой ситуации заявка оказывается фактически офертой, акцептом которой будет либо ее одобрение с дальнейшей поставкой, либо просто передача товара. В качестве оферты она должна содержать все существенные условия договора поставки. Акцепт необязательно должен быть совершен в полном объеме, для признания его таковым необходимо только начать исполнение заказа (см. п. 58 постановления от 01.07.1996 Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8).

Учитывая особенность заключения договора, таким образом, чаще заявки применяются в отношениях с предварительной оплатой.

Особенности заявок для разных видов поставок

Специфические формы договора поставки (для государственных и муниципальных нужд) в предпринимательской деятельности используются далеко не всеми участниками оборота. Договоры поставки, применимые к массовому субъекту, можно разделить на 2 группы:

  • разовую поставку (товар передается в определенный срок);
  • постоянные поставки в течение определенного периода (товары передаются в определенные сроки).

Образец заявки на поставку товара должен учитывать эти особенности разных типов поставок. В случае разовой поставки не нужно оговаривать, какую часть от общей партии хотел бы получить покупатель, в условии о количестве нет необходимости, если оно подробно описано в самом тексте договора. В случае, когда запланировано несколько поставок, по общему правилу товар поставляется равными долями в течение всего периода, если иное не оговорено в договоре. Соответственно, заявка как часть договора может изменить общее правило, если содержит указание на количество.

При договорах длительного действия на откуп заявке отдается большое количество условий — от предмета договора и цены до грузополучателя и способа доставки. В то время как договор на одну или несколько срочных поставок может требовать урегулирования заявкой только предмета и срока поставки.

Что должно быть в заявке

Формат заявки должен стать приложением к договору, если он оформлен в качестве одного документа за подписями обеих сторон. Если же он имеет письменную форму, но заключен иным способом, например путем обмена сообщениями, покупателю придется разрабатывать документ самостоятельно. Заявка одновременно может выступать в качестве отгрузочной разнарядки (ст. 509 ГК РФ), если в ней указывается иной грузополучатель.

Образец заявки к договору поставки предполагает наличие следующих обязательных параметров:

  • ссылки на реквизиты (номер и дату) самого договора;
  • реквизитов поставщика и получателя (допустимы неполные, если они есть в договоре);
  • реквизитов грузополучателя, если заявка играет роль отгрузочной разнарядки;
  • объема и ассортимента заказываемого товара (если в договоре предусмотрена различная номенклатура продукции, заказываться может каждый раз разный объем отдельных наименований);
  • срока поставки после получения заявки, если он не указан в договоре.

Направляется она тем способом, который должен быть отдельно указан в договоре: по электронной почте, почте, факсу. Иногда стороны предусматривают возможность заполнения заявки на интернет-портале.

При описании механизма подачи заявки в договоре нужно дополнительно описать:

  • способ направления;
  • срок и способ подтверждения;
  • срок выполнения;
  • механизм отказа от выполнения при невозможности исполнения и варианты компенсации недопоставки.

Заполнение формы заявки

Иногда документ заполняется не юристом, а специалистом торгового подразделения. При этом желательны дополнительные ограничения, а также включение в нее указаний по заполнению. Рекомендуемый формат вы найдете по ссылке: Заявка поставщику на поставку товара — образец.

При его заполнении требуется учитывать следующие параметры:

  • Ни одна из указываемых позиций не должна выйти за пределы условий договора. Нельзя просить поставить больше продукции, чем в нем предусмотрено, или сделать это в более короткие сроки.
  • Заявка должна быть выполнимой в условиях нормального делового оборота, если какие-то параметры не предусмотрены договором. Например, если срок поставки назначается на ночное время или выходной день, а в договоре такого условия не было, поставщик вправе будет выполнить ее на следующий рабочий день.
  • Заявка должна быть подписана уполномоченным лицом. Это может быть исполнительный орган; лицо, действующее по доверенности с соответствующими полномочиями; лицо, прямо указанное в договоре в качестве управомоченного на подписание заявки; лицо, постоянно подписывающее заявки в отношениях сторон (ст. 183 ГК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2012 по делу № А13-15811/2011).

Невыполнение заявки: судебная практика

Заполненная по образцу заявка покупателя на поставку товара требует неукоснительного соблюдения заявленных в ней правил. Столь же внимательно необходимо относиться к ее направлению и получению, так как подтвержденный факт вручения заявки говорит о наступлении или определении срока выполнения обязательств. Пропуск установленного в заявке срока приводит к последствиям, предусмотренным в договоре, — штрафным санкциям (см. постановление 1-го ААС от 06.04.2018 по делу № А79-7595/17).

Если заявка направляется не тем способом, который предусмотрен в договоре (например, только по электронной почте, без направления заказным письмом или иным способом), то суд может признать отсутствие оснований для начисления неустойки. Так, отсутствие доказательств надлежащего исполнения договора в части формирования и направления заявки со стороны истца становится причиной для снижения или исключения штрафных санкций (см. постановление 13-го ААС от 04.04.2018 по делу № А56-91354/17).

***

При составлении заявки следует учитывать, что все перечисленные в ней параметры должны соответствовать условиям договора. Выход заявки за эти пределы приведет к ее невыполнению без последствий для поставщика и возмещения убытков покупателю. Направление ее ненадлежащим путем послужит основанием для отказа в начислении неустойки за просрочку.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Организация закупки товаров в предприятиях розничной торговли

Коммерческая работа по розничной закупке товаров складывается из следующих этапов:

изучение и прогнозирование покупательского спроса;

выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;

организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

организация учета и контроля за закупками.

Коммерческая работа по закупкам товаров розничной организацией для целей последующей реализации в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации закупок товаров торговой организацией для последующей розничной реализации.

Поэтому закупки для последующей розничной реализации следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос.

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.

Важная роль в коммерческой работе отводиться изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности.

Коммерческие работники должны посещать предприятия-изготовители с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, ярмарках.

Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в СМИ, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата розничных предприятий. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения.

Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, с недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.

К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (АПК, легкая промышленность, машиностроение и т.д.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее мелким и средним покупателям для последующей розничной реализации.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.

Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение.

Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности розничного предприятия являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Они выступают как контрагенты при построении системы хозяйственных связей розничной организации.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными, внеобластными, республиканскими и в нереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Затем оптовые организации передают данные товары розничным. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

Поставщики также различаются по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные — внесистемные.

По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие организацию розничной торговли.

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе. Исключение, таким образом, оптового поставщика из системы хозяйственных связей заметно удешевит приобретаемый товар и обеспечит одновременно конкурентное преимущество и более высокую прибыль предприятию розничной торговли.

Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках — одна из старейших форм обеспечения поставок товарного запаса розничной организации. Оптовые ярмарки проводились еще в дореволюционный период, когда широкой известностью пользовались Нижегородская, Киевская, Харьковская и другие ярмарки. В период централизованной, административной экономики оптовые ярмарки получили распространение в середине 60-х годов. Они имели в это время положительное, прогрессивное значение, так как позволяли покупателям более свободно закупать товары по представленным образцам, быстрее оформить сделки договорами, усилить влияние на промышленность, возродить дух конкуренции между производителями одинаковых товаров. В дальнейшем оптовые ярмарки приобретали все более административно-директивный характер — их организовывали государственные органы управления, порядок их проведения строго регламентировался, преобладала продажа и закупка товаров, распределяемых централизованно, по твердым розничным ценам, согласно плану прикрепления покупателей к поставщикам.

В условиях перехода к рыночным отношениям оптовые ярмарки в их административно-директивном виде утратили свое значение, так как они не обеспечивали свободных рыночных отношений и коммерческой инициативы производителей товаров и потребителей. В этот период коммерческим целям в большей степени стали соответствовать новые торгово-посреднические структуры — постоянно действующие товарные биржи. Однако в связи с некоторой сложностью выставления товаров на торги товарной бирже, оптовые ярмарки не утратили свое значение, как проводимые оптовые торги на свободной рыночной основе. Имеют перспективу развития в рыночной экономике оптовые ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального значения.

В оптовых ярмарках международного или общегосударственного значения принимают участие международные компании (фирмы) — поставщики товаров из ближнего и дальнего зарубежья.

Организуют их проведение государственные органы управления, а также крупные коммерческие структуры. На оптовых ярмарках местного масштаба в отличие от постоянно действующих товарных бирж по торговле однородными стандартизируемыми товарами совершаются сделки по купле-продаже товаров сложного ассортимента, вырабатываемых местными производителями.

На таких оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров на основе индивидуального подбора, сравнения, выбора из ассортимента продукции различных производителей по свободным ценам. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте. Руководит работой ярмарки ярмарочный комитет, который может создавать рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу по учету договоров и др.).

Оптовые продовольственные рынки — место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными лицами.

В ряде развитых рыночных стран важную роль играют оптовые рынки, занимающие серединное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством.

Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады, ориентированные преимущественно на мелких покупателей — розничных торговцев. Мелкооптовые магазины-склады получили за рубежом широкое распространение и называются «кеш анд керри». Они появились впервые в 30-е годы, и сеть их развивается до настоящего времени.

Организация учета и контроля за оптовыми закупками — важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.

Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.

>Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция

Описываем объект закупки

Заказчик должен прописать в документации технические и качественные свойства продукции (п. 1 ч. 1 ст. 33). Запрещено использовать фирменные наименования, страну происхождения, а также торговые знаки. Последние уместны только если рядом с ними есть фраза «или эквивалент».

Показатели (минимальные, максимальные и неизменяемые значения), единицы измерения и характеристики товаров и услуг указывают согласно техническим регламентам и стандартам (ГОСТы, СанПиН, гигиенические нормативы и т. д.).

С 02.07.2019 нужно использовать описание некоторых продуктов питания из Например, фасоли и чечевицы.

Не всю пищевую продукцию из КТРУ нужно описывать с помощью КТРУ. Уточняйте дату обязательного использования в каталоге.

В подобных процедурах в документацию включают спецификацию на продукцию (п. 3 ч. 1 ст. 33) и устанавливают требования к упаковке товара, подтверждению соответствия, к процессам и методам производства. Товар может быть представлен так: «творог, сыр». А описание организации питания, помимо спецификации, может содержать график оказания услуг, меню, описание процессов: «график, меню, процессы».

Продукты имеют срок годности, поэтому в документацию необходимо включить требование к нему (п. 4 ст. 33). Например, остаточный период может быть равен не менее 80 %. Тогда молоко, которое хранится 10 дней, должно быть доставлено и принято покупателем не позднее чем на 2-й день после изготовления продукта.

Устанавливаем ограничения

Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016 утверждает Перечень продуктов, происходящих из иностранных государств, на которые накладывается ряд ограничений.

При проведении конкурентных торгов на приобретение товаров из Перечня заказчик обязан отказать в допуске заявкам, в которых объект закупки имеет иностранное происхождение (п. 2 Постановления). Должно быть минимум две заявки, отвечающих требованиям документации и двум условиям:

  1. Предлагаемые товары должны быть произведены в одной из стран-членов ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызская Республика).
  2. В заявке не должно быть предложения поставки одинаковых по виду продуктов от одного производителя.

Эти ограничения не действуют для заказчиков, которые работают и проводят торги на территории иностранного государства, и в случае, когда извещение о закупках продукции из Перечня было размещено до 22.08.2016.

ВАЖНО!

01.07.2019 вступило в силу постановление правительства № 602 от 15.05.2019. Оно изменило постановление № 832. С июля под ограничения вина: игристые, ликерные и фруктовые (плодовые).