Закрытое административное образование

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом уточняется механизм принятия Правительством Российской Федерации решений об установлении особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании и порядка его обеспечения.

Уточняется порядок предоставления органами местного самоуправления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

Совершенствуется механизм согласования документов стратегического и территориального планирования закрытого административно-территориального образования с федеральными органами исполнительной власти. В частности, предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки согласования таких документов, а также порядок и случаи участия в проведении согласования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований.

Федеральным законом устанавливается, что глава закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.

Федеральным законом также определяется порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти решений органов местного самоуправления об участии в сделках с недвижимым имуществом граждан, не проживающих постоянно или не получивших разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, не работающих на данной территории на условиях трудового договора, а также юридических лиц, расположенных и зарегистрированных вне территории закрытого административно-территориального образования.

Правовой статус такого рода муниципальных образований, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), регулируется Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». Данный Закон регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих на территории ЗАТО, и их права.

Закрытое административно-территориальные образование — территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и Законами РФ «О местном самоуправлении в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образовании», находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим опросам:

  1. установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
  2. определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного ЗАТО;
  3. обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

ЗАТО является административно-территориальной единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав, В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего пункта 1, абзаца девятого подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 указанного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2001 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено на 2000 год, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры

Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Согласно постановлению ВС РФ от 14 июля 1992 г. N 3298-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» статья 5 Закона вводится в действие с 1 января 1993 г.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно — территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих в нем, и их права.
Статья 1. Общие положения
1. Закрытым административно — территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
2. Закрытое административно — территориальное образование является административно — территориальной единицей.

Территория и границы закрытого административно — территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно — территориального образования могут не совпадать с границами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов.

В ведение органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно — территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

3. Закрытое административно — территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении указанного образования;

введения и обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

4. Правовые акты федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, равно как и решения органов военного управления (начальников гарнизонов, командиров войсковых частей и соединений, командующих объединениями), действуют в отношении закрытого административно — территориального образования, если они не противоречат настоящему Закону.

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно — территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.
Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого административно — территориального образования и изменения его границ
1. Решение о создании закрытого административно — территориального образования с установлением его административной подчиненности принимается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и (или) объектов.

В представлении Правительства Российской Федерации о создании закрытого административно — территориального образования должны содержаться предложения:

о необходимости создания указанного образования;

об охранных, защитных и санитарных зонах в его пределах;

об источниках финансирования, о способах, силах и средствах охраны, а также противопожарной охраны;

о мерах по обеспечению защиты граждан в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах;

иные предложения по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Предложения об установлении административной подчиненности, границ и отводе земель создаваемого закрытого административно — территориального образования вносятся Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, в ведении которых находятся соответствующие территории.

2. Упразднение закрытого административно — территориального образования, а также изменение его границ производятся решением Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При принятии решения об упразднении закрытого административно — территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно — территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования.
Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно — территориальном образовании
1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно — территориальном образовании включает:

установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией.

2. Решение об определении и введении особого режима в отношении конкретного закрытого административно — территориального образования принимается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных проживания и работы граждан в закрытом административно — территориальном образовании, могут устанавливаться органами государственного управления и местным Советом народных депутатов в пределах их компетенции.

4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно — территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого административно — территориального образования
1. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. В случае, когда органами местного самоуправления закрытого административно — территориального образования являются поселковый Совет народных депутатов и поселковая администрация, они наделяются правами городского Совета народных депутатов и городской администрации.

3. Органы местного самоуправления закрытого административно — территориального образования:

координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно — территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют в определении пропускного режима в закрытом административно — территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон. По согласованию с органами Министерства безопасности Российской Федерации председатель местного Совета народных депутатов и глава местной администрации имеют право разрешать въезд граждан в закрытое административно — территориальное образование, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществляют контроль за санитарно — эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно — территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно — территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.

4. Взаимоотношения органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, а также с органами государственной власти и управления, устанавливаются в соответствии с законодательством.

Местная администрация закрытого административно — территориального образования выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.

Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально — технического обеспечения программ социально — экономического развития закрытого административно — территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно — территориального образования
1. Формирование бюджета закрытого административно — территориального образования осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:

в доходы бюджета закрытого административно — территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории;

дефицит бюджета закрытого административно — территориального образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При утверждении федерального бюджета Верховный Совет Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимает решение о перераспределении планируемого повышения доходов бюджета закрытого административно — территориального образования над его расходами с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и (или) объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

2. Осуществление в закрытом административно — территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства направляются в распоряжение органов местного самоуправления на социально — экономическое развитие соответствующей территории.

3. При финансировании государственного заказа предприятий и (или) объектов производятся отчисления во внебюджетные фонды органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования, формируемые для дополнительных ассигнований на программы в области экологии и охраны здоровья населения, в размере 1 процента от объема финансирования.
Статья 6. Особенности землепользования в закрытом административно — территориальном образовании
1. Земли закрытого административно — территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации.

2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находятся в федеральной собственности.

3. Земли закрытого административно — территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

4. В закрытом административно — территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с местным Советом народных депутатов может устанавливаться особый режим использования земель.

5. Органы государственной власти и управления принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.
Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в закрытом административно — территориальном образовании
1. Проживание и работа граждан в условиях особого режима закрытого административно — территориального образования подлежат общей социальной компенсации.
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решениями Правительства Российской Федерации.

2. Если согласно условиям особого режима закрытого административно — территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Граждане, переезжающие на другое место жительства и сдавшие принадлежавшее им жилье в муниципальную собственность, получают компенсацию в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства.

3. Граждане, проживающие и работающие в закрытом административно — территориальном образовании, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах.

4. За работниками предприятий и (или) объектов, высвобождаемыми в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, а также при реорганизации или ликвидации предприятий и (или) объектов, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

5. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не более чем за два года) выход на пенсию.
Президент Российской Федерации

Б.Ельцин