Закон США о налогообложении иностранных счетов

В статье описываются сложности, связанные с необходимостью для российских банков исполнять требования американского налогового законодательства при наличии противоречий с нормами российского права.

Ключевые слова: FATCA, идентификация американских налогоплательщиков, критерии выявления иностранных налогоплательщиков.

В настоящее время перед российскими банками встала непростая задача обеспечить выполнение требований не только российского, но и зарубежного законодательства. Причем, если сегодня речь идет только о Законе США о налогообложении иностранных счетов, то в будущем аналогичные законодательные акты планируют принять и европейские государства.

Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act) был принят 18 марта 2010 года с целью предотвращения уклонения налогоплательщиков США от уплаты налогов с доходов, получаемых за границей, и вступил в силу с 01 июля 2014 года. При этом действие закона затрагивает не только юридических и физических лиц США, но и юридических лиц других государств – иностранные финансовые учреждения, налоговых агентов и нефинансовые зарубежные организации.

Если иностранное финансовое учреждение не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции. Чтобы избежать санкций, иностранный финансовый институт должен зарегистрироваться в Налоговой службе США (Internal Revenue Service — IRS), получить глобальный идентификационный номер (GINN) и обеспечить выполнение следующих мероприятий:

— организовать работу по выявлению среди своих клиентов американских налогоплательщиков;

— ежегодно раскрывать Налоговой службе США информацию о счетах, открытых налогоплательщиками США;

— при необходимости удерживать 30% с любого платежа в пользу американских налогоплательщиков, в отношении которых отсутствует необходимая документация.

Для взаимодействия с американской налоговой системой предусмотрена возможность заключения межправительственных соглашений (IGA), в рамках которых возможно преодоление потенциальных юридических препятствий и обеспечение соблюдения иностранными финансовыми институтами требования внутреннего законодательства соответствующего государства. Были разработаны две модели таких межправительственных соглашений:

— Модель 1 (1 IGA) предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией.

— Модель 2 (2 IGA) предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговое ведомство США отчитывающимися финансовыми институтами.

Россия вела переговоры о заключении межправительственного соглашения по Модели 1, но в апреле 2014 года американская сторона приостановила переговоры на неопределенный срок, и российские финансовые институты, в первую очередь, банки, оказались в ситуации выбора – присоединяться к FATCA, зарегистрировавшись в Налоговой службе США напрямую, или нет. Неприсоединение к FATCA могло привести к «исключению» финансового института из числа участников международного финансового рынка н закрытию корреспондентских счетов банков в иностранных банках, присоединившихся к FATCA. Поэтому большинство российских организаций финансового рынка приняло решение о регистрации в Налоговой службе США (согласно информации, размещенной на сайте fatca.ru, по состоянию на 01.11.2014 г. в налоговом ведомстве США зарегистрировалась 961 российская финансовая организация).

Чтобы урегулировать вопросы исполнения российскими финансовыми институтами требований иностранного законодательства, в конце июня 2014 года был принят российский закон 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Однако российский закон не только не устранил всех противоречий между нормами российского законодательства и требованиями FATCA, но и вызвал новые вопросы.

Простой пример. Сегодня немало российских граждан имеют Грин-карту – удостоверение личности, подтверждающее наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США. Согласно FATCA такие лица являются налогоплательщиками США и при открытии счетов в банках России или других стран должны заполнить налоговую форму W-9 (заполняется только на английском языке) и дать согласие на передачу информации о своих счетах и операциях Налоговой службе США. Согласно российскому закону такое согласие одновременно является согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов . Если клиент отказывается дать согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган и в адрес российских уполномоченных органов, он относится к категории так называемых «отказников», и российский закон разрешает банкам принять решение о расторжении заключенного с таким клиентом договора вклада или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее, чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора. Но принять такое решение российскому банку очень непросто, ведь речь может идти о вкладчике, который давно обслуживается в банке, пользуется не только депозитными, но другими банковскими услугами и имеет намерение продолжать обслуживаться в банке. Кроме того, ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей” расторжение по инициативе банка договора банковского вклада (счета) с клиентом, имеющим вид на жительство в другом государстве и отказывающимся от передачи информации в иностранный налоговый орган, не предусмотрено.

Среди других проблем, неурегулированных российским законодательством, эксперт по комплаенс, ПОД/ФТ и FATCA Д.В.Чистов называет следующие:

— Российский закон не допускает отказа от заключения договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, на основании необходимости поддержания специальных статусов финансовых организаций в рамках FATCA;

— Российский закон запрещает сбор и передачу информации в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами США в соответствии с критериями долгосрочного пребывания на территории США;

— Не регулируется штрафное удержание на территории России;

— Перечисление удержанных денежных средств не предусмотрено и не пока не допустимо;

— Закон запрещает сбор и передачу информации об инвестиционных организациях финансового рынка (ОФР) и страховых компаниях с долей собственности определенной Персоны США от 0% до 10%;

— Уполномоченный орган РФ вправе запретить направление информации о клиенте в IRS;

— Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг организациями финансового рынка (далее -ОФР) с клиентами банка – «отказниками» не регулируется Банком России, хотя предусмотрено законом;

— Издание Банком России Указания о порядке расторжения договора с неучаствующими в FATCA организациями финансового рынка, согласно которому, среди прочего, Банк России вправе принять решение о невозможности расторжения такого договора;

— Отсутствие регламентов взаимодействия с ОФР уполномоченными органами.

До 29 июня текущего года иностранные организации финансового рынка должны в первый раз передать в Налоговую службу США информацию о выявленных клиентах — американских налогоплательщиках. При этом налоговое ведомство США определило список организаций, у которых можно приобрести специальные ключи для шифрования отправляемых данных. Российское законодательство о персональных данных устанавливает, что, если при их передаче используются криптографические средства, они должны пройти сертификацию в ФСБ. Поскольку ни одна из компаний, выбранных Налоговой службой США, сертификацию в ФСБ не проходила, использование приобретенных у этих компаний ключей для шифрования может привести к нарушению российских требований о защите персональных данных.

Согласно требованиям Федерального закона 173-ФЗ при выявлении клиента — иностранного налогоплательщика банк должен направить о нем информацию в уполномоченные органы в порядке, сроки и объеме, которые установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. До настоящего момента такой порядок не установлен. Однако российские уполномоченные органы решили извлечь из FATCA выгоду для себя . В конце апреля текущего года на обсуждение был вынесен разработанный Минфином проект Постановления российского правительства о порядке, сроках и объеме между организациями финансового рынка и уполномоченными органами. Согласно указанному проекту, прежде чем взаимодействовать с Налоговой службой США, российским финансовым организациям будет необходимо предоставить соответствующую информацию российской налоговой службе, причем в значительно большем объеме, чем этого требует FATCA. Практически одновременно Федеральная служба по финансовому мониторингу подготовила свой проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации о клиенте – иностранном налогоплательщике в иностранный налоговый орган и формы данного решения”.

Есть и другая проблема. Александр Синицын, директор департамента налогообложения и права «Делойт» в СНГ отмечает: «Заключив соглашение с IRS, банки обязаны внедрить необходимые процедуры и исполнять требования американского законодательства. В противном случае закон предусматривает санкции к самой организации — например, от нее могут потребовать возместить неудержанный налог, заплатить штрафы или отозвать регистрационный номер, а процедура вторичной регистрации после его отзыва не совсем ясна. Также установлены и санкции в отношении сотрудника, отвечающего внутри этой организации за выполнение требований FATCA». Нужно понимать, что разработка и внедрения предусмотренных FATCA процедур может оказаться очень дорогостоящим мероприятием, особенно для мелких и средних российских банков, к которым относится большинство региональных банков. При этом необходимо отметить отсутствие официального перевода FATCA на русский язык, что определяет наличие определенных сложностей в части правильности толкования, понимания и исполнения американского закона и необходимости привлечения банками высокооплачиваемых консультантов из числа специалистов международных аудиторских компаний.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ»Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.

2. Чистов Д.В., Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA): Актуальные вопросы внедрения, учебный семинар НОЧУ ДПО «Институт современного банковского дела»/Москва, 2015.

3. Шестопал О., FATCA наоборот // Коммерсантъ. №72. 23.04.2015, с. 7.

Открыть брокерский счет за рубежом или, по-другому, инвестиционный оффшорный брокерский счет, можно в любой точке планеты. Это может быть и родная страна, и популярный офшор, и стабильный мидшор. В любом случае есть нюансы, на которые стоит обратить внимание с самого начала, в том числе непосредственно до открытия брокерского счета.

Чтобы потом не переплачивать и не тратить нервы.

Иностранный/оффшорный или местный брокерский счет?

Определимся с первым моментом: где открыть брокерский счет? У каждого варианта есть свои плюсы.

Если вы открываете брокерский счет у себя на родине, то получаете поддержку на родном языке, доступ к местной бирже, привычные правила игры, в том числе в общении с налоговой. С другой стороны недостатками являются зависимость от местных законов, от экономической и политической ситуации, недостаточная диверсификация рисков. В случае заморозок активов или иных трений с системой правосудия, счет может быть заморожен и перестать приносить доход.

И это не говоря о том, что в одной стране не всегда доступен полный перечень выгодных и нужных именно вам инструментов.

Когда речь идет об иностранном брокерском счете, то среди явных минусов стоит назвать частое отсутствие поддержки на русском языке, необходимость учитывать иностранное законодательство, наличие нужных и ненужных функций, которые перемешиваются в единый коктейль.

С другой стороны, иностранный счет и брокер позволяют увеличить степень диверсификации рисков, снизить административную нагрузку, повысить степень отдачи и заполучить в свои руки возможности международного класса.

К тому же, когда перед вами на выбор специалисты всей планеты, всегда можно найти и выгодные комиссии, и высокие доходности.

В целом, мы рекомендуем обратить внимание именно на иностранные брокерские счета. Особенно, если вы серьезно учитываете реальное положение в своей стране.

Меры предосторожности при открытии брокерского счета за границей

Чтобы иностранный брокерский счет не стал обузой и приносил пользу, необходимо учитывать несколько факторов. Причем, некоторые из них стоит брать во внимание еще ДО того, как откроете непосредственно сам счет.

Одним из таких пунктов является согласованность вашей цели и возможностей брокера. Дело в том, что далеко не каждый брокер предлагает весь спектр брокерских услуг. Или же предлагает по одним ценам базовый комплект и за повышенные – дополнительный. Чтобы избежать такого развития событий, СНАЧАЛА решите, какие цели вы преследуете с помощью счета – активные или пассивные инвестиции, спекуляции, безопасные или рискованные стратегии – и только после этого выбирайте брокера.

Иначе может случится так, что выбранный брокер просто не предлагает те инструменты, которые вам действительно необходимы.

Разумеется, прежде, чем приступить к оформлению счета, уточните все комиссии. И про все, мы действительно имеем ввиду ВСЕ: начиная от комиссии при покупке и продаже бумаг, заканчивая комиссией за неактивность. Да, есть и такие.

Если не учесть нюансы, содержание брокерского счета выльется в ненужные затраты. А ведь копейка рубль бережет, а вложенный рубль способен принести хорошую отдачу.

Конечно, следует заранее разобраться и с налоговыми вопросами. Во-первых, декларация подается за тот отчетный период, за который деньги пришли на брокерский счет, даже если вы не переводили их затем к себе на личный счет. Во-вторых, налоги могут быть даже тогда, когда в валюте вы ушли в минус. Как так? Все из-за того, что вы обязаны перевести доход в рубли, а курс в течение года меняется.

Помимо всего прочего стоит отметить и другой важный факт: официально банковский иностранный счет и брокерский иностранный счет – вещи разные. В первом случае необходимо декларироваться и отчитываться о движении средств. Во втором – нет, только подавать налоговую декларацию.

Но при этом иногда брокерские услуги предоставляют банки, которые уже подпадают под действие требования о декларации. Будьте внимательны и разделяйте брокерский или банковский счета, задавайте вопросы специалистам.

Разберитесь заранее и со страховыми случаями и даже с вопросами доступа к счет в случае собственной кончины. Про оба варианта говорить не хочется, но жизнь есть жизнь, в ней случается разное.

Большинство брокеров за границей застрахованы, поэтому деньги не пропадут. Но уточните кто является страховщиком, какие документы необходимо предоставить, чтобы получить страховку, кто осуществляет контроль и как со всеми связаться.

Хочется верить, что худшего не произойдет, но лучше быть готовым. Вы ведь диверсифицируете риски за счет открытия иностранного счета? Вот и не останавливайтесь на пол пути!

Разумеется, нужно обеспечить безопасность и возврат средств на случай вашей недееспособности или даже кончины. Будет обидно, если средства, которые росли в том числе для обеспечения семьи, семье не достанутся. Создайте инструкции, как вывести средства, дайте совместный доступ или изучите иные варианты. Это лучше обсуждать с вашими доверенными консультантами и представителями брокера – чтобы учесть детали процесса.

Открыть брокерский счет за рубежом и выиграть

Как вы видите, существует много нюансов, на которые стоит обратить внимание еще на самом старте, до того, как вы начнете непосредственно торговать. Поэтому информационная изоляция и чужой язык иностранного брокера играют против вас.

А что, если мы скажем, что иностранный брокер готов общаться с вами на русском языке каждый день? Готов ответить на вопросы? Что он действительно является брокером и ему не нужно отчитываться, ни перед США, ни перед многими другими банковскими запросами?

Не говоря про то, что брокер создает индивидуальный портфель инвестиций на основе ваших целей и требований?

База компании в Новой Зеландии, значит права инвесторов защищены – у страны первое место с точки зрения защиты инвесторов по мнению Doing Business.