Закон РФ о животном мире

Относится ли к полномочиям органов местного самоуправления отлов и содержание безнадзорных животных?

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит ни соответствующего вопроса местного значения, ни полномочий органов местного самоуправления по отлову и содержанию безнадзорных животных. Отсутствуют полномочия органов местного самоуправления в области ветеринарии и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем, применение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии» к правовым отношениям по отлову безнадзорных животных подтверждено позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28 января 2010 года N 32-В09-22.

Данное определение разъясняет разграничение полномочий в данной сфере между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В нем указывается на необходимость учитывать то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, в связи с чем мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения.

В силу статей 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Какой-либо правовой неопределенности в этом вопросе Комитетом не усматривается.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения в часть восьмую статьи 4, статью 7, часть третью статьи 10, статью 13 вступают в силу с 1 января 2007 г.

Изменения в статью 5, статью 6, статью 6.1, статью 11, часть третью статьи 14, статью 16.2, абзац 2 статьи 17, часть вторую статьи 19, часть первую статьи 21, часть третью статьи 24, статью 25, часть первую статьи 26, статью 27, часть шестую статьи 28, статью 31, часть четвертую статьи 34, статью 36, статью 37, часть третью статьи 40, часть вторую статьи 41, статью 42, часть первую статьи 43, часть вторую статьи 44, часть вторую статьи 46, абзац 5 части второй статьи 49, статью 49.1, вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

В Беларуси взят курс на усиление ответственности за жестокое обращение с животными: введена уголовная ответственность, следующим шагом должно стать принятие закона об обращении с животными.
Хорошие новости наступившего года: введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животным и наделение правоохранительных органов правом составления протоколов об административных правонарушениях по ст. 15.45 КоАП РБ.
С 28 января 2015 года в Республике Беларусь вступает в силу Закон от 5 января 2015 г. N 241-З, дополнивший Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК РБ) статьей 339-1, предусматривающей уголовную ответственность за жестокое обращение с животным.

Статья 339 ч.1 УК РБ Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.
То же действие, совершенное повторно либо группой лиц, — наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на тот же срок.
Криминализация жестокого обращения с животными (введение уголовной ответственности за указанное общественно-опасное деяние) – отличная новость в наступившем году.
Хочется поблагодарить наших законодателей за то, что зоозащитные организации, и обычные граждане, уже много лет добивавшиеся криминализации жестокого обращения с животными, наконец-то услышаны.
Как будет работать новая статья на практике, покажет только время. Ведь мало принять закон, надо еще научиться его применять на практике. А как показывает последняя, даже предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП РБ) статья 15.45, предусматривающая административную ответственность за жестокое обращение с животными, вызывает затруднения с ее применением.
Статья 15.45 КоАП РБЖестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Принципиальным отличием введенной в УК РБ статьи от существующей административной статьи, является то, что уголовная ответственность будет наступать при условии, если жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершено из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений (то есть наличие указанных мотивов совершения преступления будет подлежать доказыванию в конкретном случае) или же совершено в присутствии заведомо малолетнего. В административной же статье указанные мотивы не являются условием привлечения к административной ответственности, достаточно наличия самого факта жестокого обращения с животными и наступивших последствий (гибели или увечья), или же наличия факта истязания животных.
Тот, кто знаком с имеющими место случаями жестокого обращения с животными не понаслышке, а в реальной жизни, может справедливо отметить, что появившаяся в УК РБ статья 339-1, предусматривает слишком мягкое наказание за такого рода деяние. Однако думается, что законодатель пошел на введение такой мягкой ответственности в качестве пробы, ведь всегда надо с чего – то начинать. И это для нашего общества в любом случае шаг вперед на пути гуманного отношения к животным.
Следующим обязательным шагом в указанном направлении должно стать принятие долгожданного законодательного акта, регулирующего вопросы обращения с животными, в том числе раскрывающего крайне важное понятие, а именно понятие «жестокое обращение с животными». На сегодняшний день в нашем законодательстве дано определение только понятию жестокого обращения с дикими животными. А ведь кроме диких животных, есть еще и животные-компаньоны, сельскохозяйственные, лабораторные, содержащиеся в неволе (в цирках, зоопарках, на зверофермах и т.д.) и другие животные. По этой причине на практике возникают (при применении административной статьи) и будут возникать (при применении уголовной статьи) проблемы, связанные с привлечением к ответственности за жестокое обращение с животными.
Статья 137 ГК РБК животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Исходя из этого правила, закрепленного Гражданским кодексом, и можно сделать вывод, что же такое жестокое обращение. Но все же, на сегодняшний день понятие «жестокое обращение с животными» носит скорее оценочный характер, что вызывает определенные сложности с доказыванием наличия фактов жестокого обращения в той или иной ситуации, имеющей место в реальной жизни. Однако, не стоит ожидать, что законодатель даст четкое определение этому понятию, потому как всех разновидностей жестокого обращения с животными предусмотреть просто невозможно. Но мы ожидаем, что на уровне закона будет задано хотя бы направление, в котором нужно двигаться при толковании этого понятия.
На сегодняшний день, при существующей возможности привлечь виновное лицо за жестокое обращение с животными к административной ответственности, помимо вышеупомянутой сложности (отсутствие понятия «жестокое обращение»), существует и такие проблемы, как отсутствие особого желания у уполномоченных органов заниматься такой категорией дел, боязнь (нежелание) людей, чьи животные, пострадали, или же людей, ставших очевидцами произошедшего, идти до конца, в том числе и по причинам неверия в систему правосудия, обоснование уполномоченными органами своего бездействия тем, что у пострадавшего, напр., бездомного животного, нет хозяина, поэтому нет потерпевшего и нет дела, и ряд иных сложностей. Будут ли существовать те же самые затруднения с применением и уголовной статьи, сказать сложно. Однако очевидно, что в нашем обществе уже давно назрела необходимость изменения отношения к животным на законодательно уровне. И наше государство, пусть даже и очень маленькими шажками, но все же начало двигаться в этом направлении.
Часто возникающие трудности по вопросам жестокого обращения с животными:
1. Бывают случаи, когда уполномоченные органы отказывали в начале административного процесса по ст. 15.45 КоАП РБ, обосновывая отказ тем, что речь идет о безнадзорном животном, у которого нет хозяина, который смог бы написать соответствующее заявление о жестоком обращении.
Такой отказ неправомерен. Как по вновь введенной уголовной статье 339-1 УК РБ дело возбуждается, так и по административной статье 15.45. КоАП РБ административный процесс начинается даже при отсутствии заявления хозяина (который в случае с безнадзорными животными может быть и есть, но не известен на момент совершения жестокого обращения).
Перечень поводов к возбуждению уголовного дела содержится в статье 166 УК РБ. Это следующие поводы:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций;
4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Поводами к началу административного процесса, согласно ст. 9.1. Процессуально — исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, являются:
1) заявление физического лица;
2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
2. Что нужно делать, если вы стали очевидцем жестокого обращения с животным, свидетелем истязания животного, или же указанное совершено в отношении вашего животного?
Основываясь на практике работы по делам жестокого обращения с животными, а также с учетом нововведений в законодательстве, рекомендуем обращаться (заявлять о фактах жестокого обращения с животными, истязания животных) в органы внутренних дел. С общими рекомендациями относительно алгоритма ваших действий, вы можете ознакомиться в разделе «Юридическая помощь населению» на нашем форуме. Там же вы можете задать вопросы по той или иной конкретной ситуации.
3.Можно ли привлечь к ответственности за жестокое обращение с животными работников служб по отлову безнадзорных животных?
Да, можно. Если работник бригады по отлову допустил при отлове жесткое обращение, которое повлекло за собой гибель или увечье животных, или же совершил истязание животных, то он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.45 КоАП РБ. При этом привлечение к такой ответственности прямо предусмотрено Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2001 N 23. Указанное положение устанавливает, что специалисты по отлову животных обязаны соблюдать принципы гуманности при отлове и транспортировке животных; производить отлов безнадзорных собак, кошек при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм. Бригадам по отлову безнадзорных животных запрещается использовать приманки и другие средства отлова без рекомендаций государственной ветеринарной службы.

К уголовной ответственности привлечь работников служб по отлову сложнее, но при наличии ряда обязательных признаков содеянного, а также с учетом иных обстоятельств произошедшего, такая возможность все же имеется.
И напоследок, хочется напомнить нам всем о следующем:
Именно мы с вами, не в последнюю очередь, можем оказать влияние на то, как будет работать на практике статья о жестоком обращении с животными, введенная в УК РБ, точно также и соответствующая статья КоАП РБ. Именно от нашей активной гражданской позиции (не пройти мимо факта жестокого обращения, не побояться сделать замечание ребенку (родителям ребенка), который кидает в кошку камнями, мучает собаку, птицу и т.д., не полениться сообщить в компетентные органы о произошедшем, пожертвовать своим личным временем для дачи показаний, сбора доказательств и т.п.) будут зависеть изменения в лучшую сторону, как в части сокращения числа фактов жестокого обращения с животными в нашем обществе, так и в части совершенствования законодательства по вопросам гуманного обращения с животными.

Согласно статье 1 ФЗ «О животном мире», животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Между тем животный мир широком смысле слова — это все живые организмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Следовательно, строго научное определение животного мира охватывает все разновидности животного мира, включая домашних животных, которые в научной литературе нередко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как товарно-материальные ценности — объекты права собственности. С приведенным определением животного мира можно согласиться лишь в строго определенных целях, предусмотренных указанным Законом.

Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных законов об охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспита-тельных целях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими нормативными актами. Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются Федеральным законом «О животном мире» и иными принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными правовыми актами РФ.

Согласно Федеральному закону «О животном мире» (ст. 4) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении объектов животного мира в порядке, опреде-ляемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида — федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации — осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе «О животном мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими статутными актами.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.