Закон об обороне 1996

В истории мы наблюдаем множество фактов непонимания новых военно-экономических реалий. Например, перед Первой мировой войной российский царь отказывается от производства отечественных пулеметов под предлогом «Где я возьму столько патронов» и потом очень дорого закупает их в США. В ходе Второй мировой войны, к счастью, руководители фашистской Германии отказываются от производства ядерного оружия. Думаем, что подобные явления и, как результат, принятие неграмотных, абсурдных управленческих решений в области обеспечения безопасности государства возможны и сегодня. Об этом и не только, мы поговорим в данной статье.

Александр ПОЖАРОВ

Виктор ГРЕБЕНИК

Осознание сущности новых явлений всегда было и остается делом ученых. Их новые идеи и воззрения, рожденные в ходе мучительных поисков, лишь со временем осваиваются массовым сознанием, получают статус общепризнанных истин и становятся программными формулами действий политиков. Сегодня мировое научное сообщество ощущает потребность в смелом теоретическом прорыве, охватывающем все сферы знания, в том числе военно-экономическую теорию.

Процесс пересмотра научных взглядов на мир, войну и обеспечение безопасности государства начался с анализа современных тенденций в системе безопасности ядерных держав. Выявлено, что отдельные ядерные государства достигли критических значений военной силы (мощи), т.е. таких параметров, которые не позволяют добиться реализации политических, экономических и иных интересов в ракетно-ядерной войне, будь она развязана. Результат один – гибель человечества. Генри Киссинджер назвал это парадоксом силы. Очевидно, что с достижением критической военной мощи ядерным государством должна кардинально изменится его стратегия национальной безопасности и соответственно способы противодействия военным и другим видам угроз.

Считаем, что в сложившейся ситуации нужно формировать новую парадигму – систему исходных предпосылок или постулатов, которые могли бы стать общепризнанным фундаментом в познании и объяснении современных военно-экономических явлений, свойственных им законов и закономерностей, которые будут способствовать проведению действенной экономической политики в области обеспечения национальной безопасности Российского государства. Процесс формирования новой парадигмы теории безопасности ядерных держав, по нашему мнению, уже объективно осуществляется и способствует выработке экономической политики России, адекватной современным реалиям.

Президент Российской Федерации Владимир Путин постоянно требует развивать армию и флот, опираться на современные военные тенденции (реалии), чтобы не оказаться в уязвимом положении. Анализируя известные отношения России с Турцией, Сирией и Украиной, наш Верховный главнокомандующий четко заявил о необходимости превосходства Вооруженных Сил РФ над потенциальным агрессором. При этом он четко указывает на необходимость оперативного реагирования на быстро происходящие изменения в современном мире. Как грамотно обеспечить адекватное решение возникшей судьбоносной проблемы?

Наивно пытаться сразу решить эту проблему. Сделаем попытку выяснить возможные пути создания условий для ее решения.

Для современного государства, а тем более ядерной державы, важна не только военная, но и экономическая безопасность.

Прежде всего, необходима финансово-экономическая грамотность всех специалистов, обеспечивающих национальную безопасность России. Особенно сегодня нужны высокопрофессиональные военные экономисты-финансисты.

Важность решения этой проблемы уже осознана, о чем свидетельствуют довольно многочисленные и содержательные научные исследования, а также публичные высказывания ведущих политиков России. Но, во-первых, их необходимо развивать дальше; во-вторых, считаем, что недопустимо медленно (безответственно) решаются конкретные военно-практические вопросы, уже обоснованные (доказанные) на различных форумах и в научных трудах. Хотелось бы в связи с этим высказать некоторые соображения.

Массовое осознание сущности эффективного обеспечения безопасности России в целом и в конкретной сфере безопасности предполагает:

1) понимание двоякости функционирования экономики государства – обеспечение благосостояния населения и его национальной безопасности;

2) компетентный учет многофункциональности экономического обеспечения национальной безопасности;

3) формирование и практическое использование системы показателей и критериев эффективности обеспечения национальной безопасности ядерного государства, достигшего критической военной мощи.

По пункту 1. Экономика национальной безопасности государства представлена: во-первых, как часть экономики, обслуживающая воспроизводственные процессы в стране; во-вторых, как система экономического обеспечения конкретных функциональных видов безопасности: экономической, политической, военной, пограничной и многих других подсистем, обеспечивающих противодействие не только военным, но и так называемым «мягким угрозам» национальной безопасности.

Экономика государства фактически раздвоилась в своем стремлении (при наличии ограниченности ресурсов) удовлетворить одинаково важные, но существенно разнящиеся потребности – в благосостоянии и в безопасности граждан страны. Но функциональное и организационное раздвоение экономики не означает утрату ее целостности, здесь проявляется единство ее противоположностей. В результате возникает насущная необходимость исследования осложнившейся ситуации в экономике государства на предмет более эффективного использования наличных ограниченных ресурсов. Это позволит удовлетворить в должной мере потребности ее обеих составных частей с их многочисленными функциональными подсистемами.

По пункту 2. Каждый вид экономического обеспечения безопасности государства (экономики национальной безопасности) специфичен, но все они взаимосвязаны, и сеть этих связей довольно обширна. Так, например, экономическая безопасность опирается, прежде всего, на экономическую мощь государства – валовой внутренний продукт (ВВП), а военная безопасность – на военную силу. Очень важно правильно градуировать (ранжировать) ответы на действующие угрозы государства и соответственно этому эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Поскольку за свою безопасность общество вынуждено платить, то при ограниченности экономических ресурсов необходимо находить такое соотношение различных составляющих национальной безопасности, которое даст при имеющихся возможностях наилучший результат.

Сегодня России необходимо коренное реформирование системы экономического обеспечения национальной безопасности.

Очевидно, что для разных государств и даже этапов их развития, приемлемы различные структуры обеспечения безопасности, ибо неодинаково их положение в мире, с разными угрозами они сталкиваются и обладают неодинаковыми экономическими возможностями. Нет идеальной модели обеспечения безопасности современного государства. Оптимальной является такая структура обеспечения безопасности, которая соответствует исторически сложившимся потребностям и возможностям данного государства.

Считаем, что характер происходящих изменений требует коренного реформирования системы экономического обеспечения национальной безопасности России, главной целью которого является приведение масштабов и структуры данной системы в соответствие с уровнем прогнозируемой военной опасности и экономическими возможностями государства. Сегодня эту задачу смогут решить только грамотные, высококвалифицированные военные экономисты и финансисты.

Они должны научно обосновать масштабы экономического обеспечения военной безопасности, наряду со столь же важными сферами деятельности страны, обеспечивающими другие виды безопасности: экономическую, политическую, экологическую, энергетическую, информационную и другие. Такой подход является важным условием оптимизации данной системы, позволяющий минимизировать издержки по обеспечению безопасности государства в целом.

Сегодня, по данным ученых, Землю можно уничтожить 178 раз подряд уже имеющимися, весьма дорогостоящими, средствами вооружения. Зачем? Ведь все живое на планете можно уничтожить только один раз. При этом продолжается гонка вооружений. Это неразумное, бессмысленное использование ограниченных экономических ресурсов. На упущенную выгоду от экономии этих средств можно было решить многие экономические и другие проблемы в рамках отдельных государств и мирового сообщества.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если ядерное государство способно уничтожить человеческую цивилизацию и все живое на Земле один раз, то дальнейшее наращивание таких средств с учетом противодействия вероятного противника является бессмысленным. Следовательно, остальные ресурсы необходимо направлять в гражданский сектор экономики. Это особенно актуально и целесообразно для современной России, находящейся в сложном экономическом положении.

Гонка вооружений – это инструмент, который экономически сильные государства применяют для достижения победы без ведения войны.

Такая осознанная экономия ресурсов на уровне государства положительно будет восприниматься обществом. В целом осмысление данного явления будет способствовать изменению стереотипов мышления в области экономического обеспечения современных войн. Основным критерием эффективности обеспечения обороны начнет выступать критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а необходимой и достаточной оборонной мощи.

Пренебрежительного отношения к военному строительству, как бы оно не было экономически обременительно и логически напрасно, допускать тоже нельзя. Недооценка военного строительства как подсистемы общей системы безопасности страны может стимулировать агрессию извне других государств. Государство в каждый момент времени должно обладать достаточной военной мощью.

Под достаточной военной мощью ядерного государства следует понимать ее адекватность современным международным и национальным реалиям. При этом нужно учитывать: экономические возможности ядерного государства и его союзников; реальные политические цели (основанные на международном балансе сил); требования современного военного дела. Эти три принципа (постулата) формируют современную концепцию достаточной военной мощи России, которая не сводится к наличию максимальной военной силы, a предполагает оптимизацию всей структуры экономики национальной безопасности государства.

Решающее значение в этой структуре имеет оптимальное соотношение экономической и военной мощи страны: если поддержание паритета военной мощи непосильно для государства, то погоня за ним приведет к перенапряжению экономики и разрушению всей системы национальной безопасности, общенациональной катастрофе. Соревнование в гонке вооружений – это инструмент, который применяют экономически более сильные государства для достижения победы без ведения войны.

Такое соревнование, когда у Российской Федерации имеется критическая военная сила, является бессмысленным, особенно в современных условиях явной ограниченности экономических возможностей. Поддерживая достаточную военную мощь, современная Россия как ядерное государство может не потерять ничего, кроме необоснованных амбиций, но сохранит свою безопасность и получит шанс реализовать все свои потенциальные возможности.

Считаем, что в современных условиях формируется новая система знаний, призванная научно отразить рассмотренную выше новую объективную реальность. Ее закономерности необходимо познавать в целях рациональной организации и оптимизации всей структуры экономики национальной безопасности государства. Эта система знаний формирует новую науку – экономику национальной безопасности. Данная наука призвана изучать общественные отношения по поводу выделения части ВВП государства и распределения ее между всеми сферами безопасности общества с целью эффективного использования и обеспечения национальной безопасности страны. В рамках экономики национальной безопасности можно грамотно определить равновесие между экономической и военной безопасностью современного ядерного государства – Российской Федерации.

По пункту 3. Система международных отношений, обеспечивающая равную безопасность для всех государств мира, в ближайшие годы создана не будет. Современная Россия при обеспечении собственной безопасности вынуждена учитывать необходимость парирования угроз любого характера и масштаба. Это вынуждает ее расходовать большие финансовые средства на обеспечение национальной безопасности, которые необходимо минимизировать.

Считаем, что необходимо создавать понятийно-категориальный аппарат, систему сбалансированных показателей и экономико-математических моделей для оценки эффективности функционирования военной (оборонной) и невоенных подсистем национальной безопасности. Отсутствие системы показателей и критериев в данной области привело к негативным последствиям, которые необходимо оперативно устранить. Сегодня очевидно, что бывшее руководство Министерства обороны РФ совершило большую ошибку, ликвидировав сложившуюся систему подготовки военных финансистов.

Основным критерием эффективности обеспечения обороны должен стать критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а достаточной оборонной мощи.

В начале ХХI века ведутся финансовые войны между различными странами мира (в основном США против всех), а в России ликвидирован Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ, который готовил экономистов и финансистов для высшего звена обеспечения национальной безопасности нашей Родины. Ни одна страна в мире не пошла по такому пути, наоборот – они продолжают совершенствовать подготовку своих военных экономистов и финансистов.

В нашей российской истории уже были подобные ошибки. В 20-е годы XX века в Советском Союзе было распространено ошибочное мнение, что военных экономистов, финансистов и инженеров не нужно готовить отдельно – есть подготовка гражданских специалистов и этого достаточно. Но жизнь показала порочность этой практики, и коммунисты очень быстро устранили эту государственную ошибку.

Ликвидация Военного финансово-экономического университета противоречит простому здравому смыслу человека, занятого в сфере безопасности. Не надо доказывать, что в сфере военной безопасности основной эффект – не прибыль, а наличие сил и средств, способных обеспечить победу возможно меньшей ценой. Обеспечить данный результат не представляется возможным без квалифицированных военных финансистов и в целом без финансовой грамотности специалистов различных сфер экономики национальной безопасности. Считаем, что в современных условиях подготовка военных финансистов даже более актуальна, чем подготовка хороших компьютерщиков (хотя одно другому не противоречит). Почему?

Известный российский государственный деятель Сергей Витте особую важность придавал подготовке квалифицированных финансистов, добился стабильности функционирования финансовой системы России.

Министр финансов СССР Арсений Зверев совершенно справедливо утверждал: «Где сильный финансист, там сильное государство». И всегда в годы своей работы он давал высочайшую оценку деятельности военным финансистам и службе в целом.

Сегодня военные финансисты нужны не только для решения различных задач в ходе ведения войн, они не менее необходимы и в мирное время. В современных условиях хозяйствования произошел сдвиг центра тяжести военно-экономической деятельности государства в сторону эффективного государственного финансирования. Считаем (и это очевидно), что сегодня военно-финансовая деятельность государства должна обеспечивать выполнение его стратегических задач. Наиболее значимые из них – это разработка направлений развития военной организации государства; совершенствование систем вооружения, военной и специальной техники (на основе внедрения образцов, использующих новые физические принципы, цифровые, квантовые и другие технологии); выработка стратегий, обеспечивающих предотвращение больших войн (как это, например, произошло в Приднестровье, Грузино-Абхазском – Юго-Осетинском конфликте, Крыму) и другие.

Решать эти задачи возможно только при условии непременного возрождения Военной финансово-экономической академии, ее развития в направлении многопрофильной подготовки высококвалифицированных военных кадров для всех силовых министерств и ведомств России, в рамках экономики национальной безопасности. Авторы ставят вопрос о создании единой системы и базы подготовки экономистов и финансистов как для Вооруженных Сил РФ, так и для других силовых ведомств и предприятий оборонно-промышленного комплекса. В этом вопросе нас поддерживают все видные экономисты и финансисты.

Успешная деятельность академии должна опираться на солидный фундамент, которым должны стать (как это было раньше) лучшие выпускники возрожденного Ярославского военно-финансового училища. В этом смысле необходимо полностью учесть лучший опыт подготовки финансовых кадров в Советском Союзе – возродить двухуровневую подготовку военных финансистов.

Считаем, что решение данной проблемы также будет способствовать предотвращению коррупции и неэффективного использования финансовых средств государства.

Дальше разговор пойдет о проблемах обеспечения национальной безопасности России. Остановимся на некоторых моментах.

Считаем, что сегодня необходимо познавать сущность нового способа экономического обеспечения войн XXI века, базирующегося на поддержании критической военной мощи (ВМкр.) и готовности к многовариантной экономической мобилизации.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого, положено в основу военной доктрины Российской Федерации. Однако со всей определенностью в данном документе подчеркивается, что мы оставляем за собой право применить ядерное оружие, когда под угрозу поставлено само существование государства. В силу этого государство должно развивать не только военную организацию, но и поддерживать мобилизационную готовность Российской Федерации.

Очевидно, что экономическая мобилизация как способ реализации военно-экономического потенциала государства в целях наращивания его экономической и военной мощи в прежнем смысле нецелесообразна. Однако нельзя считать, что с этого момента все государства, достигшие ВМкр., обладают равной военной мощью. Очевидно, что экономически более сильное государство может достигнуть превосходства в неядерных вооружениях. Значит, роль экономической мобилизации сводится к изменению структуры имеющейся военной мощи государства за счет увеличения мощи мобильных сил, оснащенных обычным оружием. Выраженная мысль находит воплощение в современном военном строительстве Вооруженных Сил России.

В современных условиях военного строительства и его экономического обеспечения есть два противоречивых подхода, связанных с проблемой выбора приоритета между стратегическими ядерными силами (СЯС) и силами общего назначения (СОН). Считаем, что оба подхода нужно грамотно объединить.

В сфере военной безопасности основной эффект – не прибыль, а наличие сил и средств, способных обеспечить победу возможно меньшей ценой.

Первый подход основан на том, что в современных условиях бюджетных ограничений на оборону (3,5% ВВП), у России пока нет шансов противопоставить странам НАТО адекватные неядерные силы из-за большого их превосходства. Значит, пока нет альтернативы ядерному сдерживанию стран НАТО. Ядерный щит России мы обязаны беречь и добиваться, чтобы он был оптимальным, исключающим нанесение упреждающего удара противником. Он должен быть основан на стабильном стратегическом равновесии, которое сделает немыслимой прямую крупномасштабную агрессию стран НАТО против РФ.

И нельзя сегодня идти на поводу у США и стран НАТО в вопросах сокращения и ликвидации СЯС.

Второй подход предполагает, что в России будут созданы высокомобильные силы общего назначения против вероятных мощных региональных противников. Обеспечение этих сил будет базироваться на высокомобильной военной экономике, способной адекватно реагировать на возникающие потребности в зависимости от уровня появляющихся угроз. Что касается СЯС, то они должны оставаться на уровне, гарантирующем неприемлемый ущерб потенциальному агрессору.

С учетом изложенного выше, можно утверждать, что у России есть возможность улучшить техническое оснащение армии и флота, осуществить поддержку оборонно-промышленного комплекса, создать условия для обеспечения ведения боевых действий ВС РФ в региональных войнах и локальных конфликтах. Для этого необходимо использовать способ экономического обеспечения войн, базирующийся на различных видах (многовариантности) экономической мобилизации и поддержании критической военной силы.

В ближайшем рассмотрении многовариантность экономической мобилизации России заключается в трехуровневом подходе к данной проблеме, в соответствии с реальными потребностями ВС РФ при ведении трех основных возможных видов войн – локальной, региональной и всеобщей. Наверное, в рамках выделенных видов экономической мобилизации могут существовать и другие, но скорее всего, они будут носить частный характер и потребуют более детального исследования данной проблемы. Сутью этих мер могла бы быть выработка концепции «Мобилизационной готовности экономики Российской Федерации», в основе которой лежала бы система ассиметричного реагирования на потребности военной организации государства.

Предварительный анализ различных вариантов экономической мобилизации показывает, что современный подход к возможности ее проведения требует введения системы градуированного реагирования экономики на потребности ВС применительно к различным видам войн, а также вооруженным конфликтам, когда военная мобилизация не объявляется.

Изучая зарубежные исследования по этой проблеме, необходимо отметить, что военно-политическим руководством США принята стратегия «Градуированного мобилизационного реагирования», в рамках которой существует концепция «системы промышленных тревог». Ее суть заключается во введении руководством США, в соответствии со складывающейся военно-политической и стратегической обстановкой, одного из шести уровней отмобилизования промышленности. Видимо этот опыт можно перенять и нам.

Александр Иванович ПОЖАРОВ – капитан

1-го ранга в отставке, действительный член Академии военных наук, лауреат Государственной премии имени Г.К. Жукова, доктор экономических наук, профессор, член Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы»

Виктор Васильевич ГРЕБЕНИК – полковник запаса, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, член Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы»

Принят Государственной Думой 24 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Статья 1

1) статью 261 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия федеральных органов государственной власти переходят к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты, принятые органами исполнительной власти РСФСР, а также правовые акты федеральных органов исполнительной власти, полномочия по принятию которых перешли к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, федеральных органов исполнительной власти, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.

В случае, если в соответствии с федеральным законом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к федеральным органам государственной власти, правовые акты, принятые краевыми, областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами, краевыми, областными, городскими (городов федерального значения) администрациями, а также правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы указанные правоотношения, не применяются.»;

2) в статье 263:

а) в пункте 7:

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«порядок изъятия переданных полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий;»;

дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:

«права и обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, включая:»;

абзацы десятый — пятнадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым — шестнадцатым;

абзац шестнадцатый считать абзацем семнадцатым и в нем слово «пятнадцатом» заменить словом «шестнадцатом»;

абзацы семнадцатый — двадцать первый считать соответственно абзацами восемнадцатым — двадцать вторым;

б) в пункте 71:

в абзаце пятом слова «восьмым — одиннадцатым» заменить словами «восьмым — двенадцатым»;

в абзаце шестом слова «двенадцатым, четырнадцатым и пятнадцатым» заменить словами «тринадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым»;

в абзаце седьмом слова «шестнадцатым, семнадцатым и двадцатым» заменить словами «семнадцатым, восемнадцатым и двадцать первым»;

в) дополнить пунктом 72 следующего содержания:

«72. Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее — переданные полномочия), помимо случаев, указанных в абзаце девятом пункта 7 настоящей статьи, могут быть изъяты у органов государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации в следующих случаях:

если осуществление переданных полномочий федеральными органами исполнительной власти на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;

если переданные полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи со стихийным бедствием, с катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;

если осуществление переданных полномочий федеральными органами исполнительной власти необходимо для реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

если на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами, подведомственными федеральными государственными учреждениями) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и (или) бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации на финансирование осуществления таких полномочий.»;

г) дополнить пунктом 73 следующего содержания:

«73. Изъятие у органов государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации переданных полномочий в установленной сфере деятельности:

федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, осуществляется нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, осуществляется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Изъятие переданных полномочий в случаях, указанных в абзаце девятом пункта 7 и абзацах втором — четвертом пункта 72 настоящей статьи, осуществляется при наличии представления (предложения) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с абзацем пятым пункта 7 или абзацем пятым пункта 71 настоящей статьи.

Изъятие переданных полномочий в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 72 настоящей статьи, также осуществляется на основании мотивированного обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Изъятие переданных полномочий в случае, указанном в абзаце пятом пункта 72 настоящей статьи, осуществляется на основании совместного обращения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Представление (предложение) федерального органа исполнительной власти, мотивированное обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), совместное обращение руководителя федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), указанные соответственно в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта, рассматриваются в течение одного месяца со дня их поступления в адрес Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В случаях, указанных в абзаце девятом пункта 7 и абзацах втором — четвертом пункта 72 настоящей статьи, изъятие переданных полномочий осуществляется на срок, необходимый соответственно для устранения допущенных нарушений при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (возобновления возможности их надлежащего осуществления), ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, решения указанных в абзацах втором и четвертом пункта 72 настоящей статьи задач, но не более чем на два года.

Изъятые полномочия осуществляются федеральным органом исполнительной власти, в установленной сфере деятельности которого переданы изымаемые полномочия, или подведомственным ему федеральным государственным учреждением в случае, если осуществление им указанных полномочий допускается федеральным законом, либо Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и (или) территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с решением Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В случае, если финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий предусматривалось путем предоставления субвенций из федерального бюджета или бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изъятие переданных полномочий в текущем финансовом году влечет со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращение предоставления таких субвенций соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и возврат их неиспользованных остатков в месячный срок соответственно в федеральный бюджет или бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения осуществления изъятых полномочий.

Со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий нахождение в собственности соответствующего субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для обеспечения осуществления переданных полномочий, не допускается. Указанное имущество подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в установленном федеральным законом порядке.

Осуществление органами местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации переданных полномочий в случаях, указанных в абзаце двадцать втором пункта 7 и абзаце восьмом пункта 71 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу нормативного правового акта Президента Российской Федерации или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об изъятии соответствующих полномочий.»;

3) абзац первый пункта 2 статьи 268 после слов «порядок их финансирования,» дополнить словами «порядок осуществления контроля за осуществлением части полномочий,»;

4) подпункт «в» пункта 1 и пункт 4 статьи 269 признать утратившими силу;

5) в статье 292:

а) дополнить пунктом 71 следующего содержания:

«71. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в рамках проведения предусмотренных настоящей статьей плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральными законами, указанными в пункте 7 статьи 263 настоящего Федерального закона.»;

б) абзац первый пункта 8 после слов «федеральными законами» дополнить словами «, соглашениями о передаче субъектам Российской Федерации осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 268 настоящего Федерального закона,».

Статья 2

Пункт 17 (в части подпункта «в» пункта 1 и пункта 4 статьи 269) статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2709) признать утратившим силу.

Статья 3

1. Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2019 года.

2. До приведения федеральных законов, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ
Об обороне

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2019 г.)

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года

Раздел I. Основы и организация обороны

(статьи 1 — 3)

Раздел II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны

(статьи 4 — 6)

Раздел III. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны

(статьи 7 — 9)

Раздел IV. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

(статьи 10 — 17.1)

Раздел V. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Гражданская оборона. Территориальная оборона

(статьи 18 — 22)

Раздел VI. Заключительные положения

(статьи 22 — 29)

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Раздел I. Основы и организация обороны

Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

5. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — другие войска).

Главная Новости В стране Подробнее
01.07.2020 (13:25)

Минобороны России проводит конкурс на лучший проект в сфере информационных технологий в интересах обеспечения обороны и безопасности государства

Департаментом информационных систем Министерства обороны Российской Федерации организован межведомственный конкурс «Лучший проект в сфере информационных технологий в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации».

В конкурсе смогут принять участие специалисты в области информационных технологий Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Конкурс проводится по двум номинациям «Лучший авторский проект» и «Лучший коллективный проект».

Для участия в конкурсе уже представлено 38 конкурсных работ (20 работ подготовлено одним автором, 18 — коллективом авторов). Проводится предварительный отбор поступивших конкурсных работ на соответствие требованиям, установленных Положением о конкурсе. Работы принимаются до 31 июля 2020 года.

Межведомственная экспертная комиссия приступит к рассмотрению конкурсных работ 10 августа 2020 глда. Победители и лауреаты конкурса будут определены до 24 августа.

Церемонию награждения победителей и лауреатов конкурса планируется провести в рамках мероприятий Международного военно-технического форума «Армия-2020».

Новости по теме:
Метки:К списку новостей

Главная Карьера Служба по призыву Отсрочки

Освобождение от призыва и отсрочки

Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности.

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

  • военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
  • граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;

г) имеющим двух и более детей;

д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;

з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных органах и учреждениях;

з.1) поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных войсках;

и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий в указанных органах;

л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, — на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.

2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

  • организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
  • образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
  • федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
  • образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
  • программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
  • программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
  • программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
  • Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

  • получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
  • восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;

б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;

г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, — на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;

д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;

е) из числа лиц:

  • покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, — на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, — на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
  • до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, — на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.

2.1. Право на предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 настоящей статьи отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз и при условии, если ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения им возраста семнадцати лет и шести месяцев.