Закон о социальной защите инвалидов в ДНР

Граждане Донецкой Народной Республики, имеющие инвалидность, обеспечиваются равными с другими гражданами правами, в том числе в области трудовых правоотношений.

При этом такие работники имеют дополнительные гарантии при реализации своего конституционного права на труд.

В частности, такие права и гарантии определены как специальным Законом ДНР «О социальной защите инвалидов», так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

– сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп – не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;

– ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (для инвалидов I и II групп);

– право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы – 60 календарных дней в году.

Законодателем также установлены и более жесткие ограничения в привлечении инвалидов: к сверхурочным работам, к работе с выходные и нерабочие дни и к работе в ночное время (с 22.00 до 06.00). Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.

В рамках социальной защиты инвалидов, строго запрещена дискриминация граждан в трудовых правоотношениях по мотивам инвалидности. Это означает, что гражданину имеющему группу инвалидности не может быть отказано в трудоустройстве по этим мотивам, за исключением случаев, когда потенциальному работнику данная работа противопоказана по состоянию здоровья.

Предприятия, которые используют труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников.

Государством создаются условия для трудоустройства инвалидов на достойные рабочие места, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

В частности, одной из гарантий трудовой занятости являются мероприятия по установлению в учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест.

Учитывая общественную значимость социальной защиты инвалидов, Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде ДНР при осуществлении надзорной деятельности продолжает уделять особое внимание соблюдению работодателями трудовых прав работающих инвалидов.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, что, начиная с 2018 года, на основании информации, переданной Республиканским центром занятости, проводятся проверки выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов, в соответствии со статьей 21 Закона ДНР «О социальной защите инвалидов».

Так, на протяжении марта – апреля 2018 года было проведено 20 внеплановых выездных проверок. По результатам проверок составлено и передано в суд 11 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 188-1 КУоАП (невыполнение должностным лицом, пользующимся правом приема на работу и увольнения с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов).

Напоминаем, в случае нарушения действующего законодательства о труде инвалид или доверенное лицо, подтвердив свои полномочия в установленном порядке, имеет право обратиться в Государственную инспекцию по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики устно с понедельника по четверг с 9-00 до 16-00, пятницу до 15-00 (перерыв с 12-00 до 12-48), письменно, оформив свое обращение в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан», либо на сайте ГОСТРУДа ДНР заполнить электронное обращение. Кроме этого, консультации по вопросу реализации инвалидом права на труд можно получить по телефонам горячей линии: (062)300-23-62, 066-176-73-03, 071-312-17-86.

Не следует путать с исследованиями инвалидности . Альтернативный доступ к метро в Японии Напольный маркер для слабовидящих в аэропорту Нарита , Япония

Инвалидность

Теория и модели

Терапия

Социальные последствия

    Права

    Теоретические различия Права человека Права бенефициара Другие группы прав

    Движение по правам инвалидов является глобальным общественным движением , чтобы обеспечить равные возможности и равные права для всех людей с ограниченными возможностями .

    В его состав входят организации активистов по вопросам инвалидности , также известных как защитники инвалидности , которые во всем мире работают вместе с аналогичными целями и требованиями, такими как: доступность и безопасность в архитектуре, транспорте и физической среде; равные возможности в независимой жизни, равенство в занятости , образование и жилье ; и свобода от дискриминации, злоупотреблений , пренебрежения и других нарушений прав. Активисты-инвалиды работают над преодолением институциональных, физических и социальных барьеров, которые мешают инвалидам жить своей жизнью, как другие граждане.

    Права инвалидов сложны, потому что есть несколько способов, которыми человек с ограниченными возможностями может быть нарушен. Это форма дискриминации, при которой другие не обращают внимания на человека с ограниченными возможностями. В частности, в 21 веке серьезным препятствием для трудоустройства является нежелание или неспособность работодателей предоставить необходимые условия. При обсуждении потребностей людей с ограниченными возможностями решения включают людей с ограниченными возможностями в определенной степени в качестве активных участников. Существуют современные системы, которые предполагают участие третьих сторон, такие как психическая реабилитация и правовая защита, но некоторые из этих методов включают расширение возможностей этой группы для самодостаточности.

    ^^^^ организационно-методические и правовые

    основы медико-социальной экспертизы

    © А.х. АБАШМДЗЕ, в.С. МАлиЧЕНКо, 2014 УДк 616-036.86:34

    А.х. Абашидзе1, в.С.Маличенко2

    международно-правовые основы защиты прав инвалидов

    1ФГБоУ впо «российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва; 2″Московский государственный институт международных отношений (университет)» МиД россии, 119454, г. Москва

    Новое тысячелетие характеризуется увеличением распространенности инвалидности среди населения Земли. Нарушение прав инвалидов и отсутствие возможности их активного участия в жизни государства приводят к значительным экономическим потерям. В современных условиях обеспечение успешной интеграции инвалидов в повседневную жизнь возможно только с помощью координированного международного сотрудничества и разработки обязательных международно-правовых норм для их защиты.

    Ключевые слова: инвалидность; права человека; дискриминация; социальное равенство. INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK OF DISABLED PERSONS RIGHTS PROTECTION A. H. Abashidze1, V. S. Malichenko2

    Key words: disability; human rights; discrimination; social equality.

    Проблема инвалидности в современном мире. Инвалиды составляют самую многочисленную уязвимую группу в мире, находящуюся в наиболее неблагоприятном положении. По оценкам, более миллиарда человек, или около 15% населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности, в 1970 г. данный показатель составлял 10% . Современная демографическая ситуация, выражающаяся в увеличении доли пожилых людей в структуре населения мира, напрямую влияет на показатели инвалидности. Более 250 млн людей старшего возраста имеют среднюю или тяжелую форму инвалидности .

    Пособия по инвалидности составляют значительную долю общих расходов на социальное обеспечение. Общие затраты на подобные программы в странах ОЭСР в среднем составляют примерно 2% ВВП, достигая в некоторых из них 5% ВВП, что зачастую превышает объем расходов на пособия по безработице. В среднем в ОЭСР лишь на программы по инвалидности приходится примерно 10 % всех государственных социальных расходов .

    Инвалидность в современном мире проявилась как одна из глобальных проблем, затрагивающих интересы практически всех сфер деятельности, но, несмотря на существующие национальные, региональные и международные правовые нормы, а также деятельность международных организация и усилия неправительственных организаций во всем мире, принадлежащие инвалидам права человека по-прежнему не соблюдаются на должном уровне.

    Для корреспонденции:

    Маличенко Владислав Сергеевич — аспирант каф. международного права; vlad.malichenko@gmail.com.

    Во многих обществах существуют глубоко укоренившиеся предрассудки в отношении людей, имеющих определенные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения. Часто люди с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции. Долгое время считалось, что такие проблемы являются неизбежным следствием наличия у них физических, психических, интеллектуальных или сенсорных нарушений . Выявлены факты отказа в регистрации инвалидов при рождении, а опекунство инвалидов полностью и без необходимости передается законным представителям, которые впоследствии нередко злоупотребляют своими правами. Большое число инвалидов живут в условиях крайней нищеты, в специальных учреждениях, не имеют возможности для получения образования или работы и сталкиваются с целым рядом других факторов маргинализации. Половина инвалидов не в состоянии оплачивать медицинскую помощь. Вероятность того, что инвалиды не смогут найти необходимого квалифицированного поставщика медицинских услуг, более чем в 2 раза выше, чем у людей без инвалидности.

    Барьеры, связанные с инвалидностью

    • Недостаточные меры, принимаемые в области определения политики и стандартов. При разработке политики государств не всегда учитываются потребности инвалидов.

    • Негативное отношение. Предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию инвалидов в социальной жизни.

    • Недостаток предоставляемых услуг. Инвалиды значительно более уязвимы в отношении дефицита та-

    ких услуг, как медико-санитарное обслуживание, реабилитация, а также поддержка и помощь.

    • Ограничение доступа к необходимым услугам. Недостаточное кадровое обеспечение, низкий уровень профессиональной подготовки персонала и координации услуг могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов.

    • Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление политических мер или планов, часто недостаточны. Дефицит финансирования является основной преградой для устойчивого предоставления услуг в странах и регионах с разным уровнем экономического развития.

    • Ограниченный доступ к транспортным и информационным системам. Отсутствие доступа к транспорту является для инвалидов основной причиной отказа от возможности трудоустройства или фактором, ограничивающим доступность услуг здравоохранения.

    • Неадекватные информация и коммуникация. В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются.

    • Отсутствие интеграции в общественную жизнь. Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь.

    • Отсутствие данных и доказательной базы. Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта реализации эффективных программ может препятствовать пониманию проблем, связанных с инвалидностью. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам успешно интегрироваться в жизнь общества.

    Формирование международно-правовых основ защиты прав инвалидов. Дискриминация инвалидов существовала в обществе на протяжении всей истории человечества и сохраняется до сих пор. Развитие механизмов защиты инвалидов в системе прав человека позволяет добиться изменения статуса инвалидов из получателей благотворительной помощи в независимых лиц. Подобный подход нацелен на поиск возможностей уважения прав инвалидов посредством создания условий, позволяющих обеспечивать их активное участие в общественной жизни. Поощрение и защита прав инвалидов сводятся не только к предоставлению особых услуг, а также к принятию мер для изменения дискриминационного отношения, принятия политики, законов и программ, устраняющих барьеры и гарантирующих осуществление гражданских политических, экономических и социальных культурных прав инвалидами.

    Основополагающие международно-правовые акты, которые вместе формируют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)), закрепляют гражданские, политические, экономические социальные и культурные права, однако эти акты прямо не упоминают о правах инвалидов.

    Отсутствие специального акта в области защиты прав инвалидов предопределило значительное повышение активности международного сотрудничества государств в области совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих защиту инвалидов. Вопрос об инвалидах

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    в контексте прав человека неоднократно рассматривался Организацией Объединенных Наций: активно разрабатывались руководства по совершенствованию международного сотрудничества в данной области.

    В 1982 г. Генеральной Ассамблей ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов , цель которой заключалась в осуществлении полного участия инвалидов на равных условиях в социальной жизни и развитии во всех странах независимо от их уровня экономического развития.

    Генеральная Ассамблея провозгласила период 19831992 гг. «Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций» и призвала государства использовать этот период как одно из средств осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов .

    В 1987 г. на первой Международной конференции по подведению итогов выполнения Всемирной программы действий в отношении инвалидов, состоявшейся в Стокгольме, было рекомендовано разработать конвенцию о правах инвалидов. Несмотря на предложения, выдвинутые правительствами Италии и Швеции, а также специальным докладчиком Комиссии социального развития по вопросу о положении инвалидов, переговоры по выработке такой конвенции не последовали.

    В 1993 г. Генеральная Ассамблея приняла документ рекомендательного характера в виде «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов» . Данные правила сформировали государственные обязательства по устранению барьеров, препятствующих инвалидам участвовать на равных условиях в жизни общества, которые впоследствии были включены в национальное законодательство многих государств.

    Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам было принято замечание общего порядка № 5 1994 г. «Лица с какой-либо формой инвалидности», несмотря на тот факт, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отсутствуют положения, связанные с инвалидностью .

    Комитет анализирует проблемы инвалидности в контексте положений Пакта. В частности, по мнению Комитета, согласно ст. 10 Пакта о праве на достаточный жизненный уровень, лица с какой-либо формой инвалидности обладают правом вступать в брак и иметь свою собственную семью. Подчеркивается необходимость сделать все возможное для того, чтобы позволить инвалидам проживать вместе со своими семьями. Согласно мнению Комитета, программы социального обеспечения и поддержания доходов имеют особое значение для лиц с какой-либо формой инвалидности (ст. 9).

    По мнению Комитета, право на физическое и психическое здоровье (ст. 12) подразумевает право доступа к тем медицинским и социальным услугам, включая ортопедические протезы, которые позволяют лицам с какой-либо формой инвалидности стать самостоятельными, предотвратить дальнейшее обострение болезни и поддержать их социальную интеграцию, равно как и право пользоваться такими услугами.

    В дополнение к необходимости обеспечить лиц с какой-либо формой инвалидности доступом к достаточному питанию, жилью и другим элементарным жизненными потребностям следует обеспечить также, чтобы для лиц с какой-либо формой инвалидности имелись вспомогательные устройства, помогающие им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав .

    Следует отметить, что Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в 1990 г. в своем Заме-

    чании общего порядка № 3 подчеркнул долг государств-участников защищать уязвимых членов общества, который приобретает значительную важность в периоды резкого сокращения имеющихся ресурсов. В контексте рыночных отношений выделяются два конкретных аспекта обязательств государств-участников. Первый аспект связан с необходимостью обеспечения такого положения, при котором не только государственный, но и частный сектор в соответствующих пределах подлежит регулированию, с тем, чтобы гарантировать справедливое отношение к лицам с какими-либо формами инвалидности. Второй аспект связан с условиями, когда все в большей степени приватизируются средства оказания общественных услуг и все больше делается упор на свободный рынок. В этих условиях необходимо, чтобы частные работодатели, частные поставщики товаров и услуг, а также другие негосударственные предприятия руководствовались недискриминационными нормами в отношении лиц с какой-либо формой инвалидности .

    В декабре 2001 г. правительство Мексики выступило на Генеральной Ассамблее с инициативой создать специальный комитет по рассмотрению предложений, направленных на разработку всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и содействии осуществлению прав и достоинства инвалидов, который подготовил текст Конвенции о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые Генеральной Ассамблей ООН 13 декабря 2006 г.

    Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей, посвященных целям, общим принципам, обязательствам, конкретным правам и мерам, которые должны быть приняты государствами-участниками для создания благоприятных условий по осуществлению прав инвалидов, укреплению международного сотрудничества и организации международного и национального мониторинга. Следует подчеркнуть, что Конвенция не создает никаких новых прав, лишь разъясняет обязательства государств в отношении существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. Цель Конвенции «заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция гарантирует признание правоспособности всех инвалидов. Она запрещает пытки, эксплуатацию, насилие и жестокое обращение и защищает жизнь, свободу и безопасность инвалидов, их право на свободу передвижения, свободу выражения мнения и право на неприкосновенность частной жизни. Конвенция налагает на государства-участники обязательство принимать все соответствующие меры, чтобы инвалиды могли в полной мере пользоваться своими правами наравне с другими людьми.

    Конвенция учреждает Комитет по правам инвалидов, уполномоченный получать и рассматривать периодические доклады, представляемые государствами-участниками Конвенции. Согласно Факультативному протоколу к Конвенции, отдельные лица и группы лиц могут доводить до сведения Комитета утверждения о нарушении любых положений Конвенции. Факультативный протокол также разрешает Комитету проводить расследования в странах при наличии достоверных свидетельств грубых или систематических нарушений прав инвалидов . В Конвенции отсутствует всеобъемлющее определение термина «инвалидность»; в преамбуле Конвенции «инвалидность» признается эволюционирующим понятием, основывающимся на динамичном подходе, который может меняться в зависимости от времени и

    различных социально-экономических условий (пункт е). По Конвенции к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества (ст. 1). Очевидно что для полного и эффективного осуществления Конвенции крайне важно, чтобы определение инвалидности в национальном законодательстве отражало понимание инвалидности как социального явления . Специалисты считают необходимым отказаться от определений, основанных на медицинских показаниях и сформулированных в зависимости от видов нарушений здоровья, или от определений, исходящих из понятия повседневной жизнедеятельности, в которых неспособность к такой деятельности увязана с нарушением здоровья.

    Основные принципы Конвенции изложены в ст. 3: уважение присущего человеку достоинства, личной самостоятельности и независимости; недискриминация, равенство возможностей и равенство мужчин и женщин; вовлечение и включение в общество; уважение существующих различий между людьми и принятие факта человеческого многообразия; обеспечение доступности; уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение их права на сохранение своей индивидуальности.

    Конвенция как бы базируется на триаде обязательств:

    Обязательство по соблюдению. Государства-участники не должны создавать препятствий в вопросах осуществления прав инвалидов. В частности, государствам запрещается проводить над инвалидом без его свободного согласия медицинских или научных экспериментов.

    Обязательство по защите. Государства-участники должны предотвращать нарушения прав инвалидов третьими лицами. В частности, государства обязаны требовать от частных работодателей гарантий обеспечения справедливых и благоприятных для инвалидов условий труда, в частности путем внедрения разумных приспособлений.

    Обязательство по исполнению. Государства-участники должны принимать законодательные, административные, бюджетные, судебные и иные меры, для того чтобы гарантировать полную реализацию этих прав.

    Некоторые государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах инвалидов, попытались изменить некоторые положения этой Конвенции с помощью оговорок. Вместе с тем статьей 46 Конвенции о правах инвалидов допускается, чтобы участники заявляли оговорки при условии, что такие оговорки, не являются «несовместимыми с объектом и целью настоящей конвенции».

    В Конвенции о правах инвалидов в ее преамбуле говорится о «важности международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах» . Согласно статье 32, международное сотрудничество признается в качестве способа реализации целей и задач Конвенции.

    В отличие от других основных международных договоров по правам человека в Конвенции предусмотрено четыре направления, актуальных с точки зрения международного сотрудничества в поддержку реализации права инвалидов:

    1. Доступное для инвалидов и инклюзивное международное сотрудничество, в том числе международные программы развития.

    2. Укрепление имеющихся возможностей, в том числе путем взаимного обмена информацией, опытом, программами и передовыми наработками.

    3. Сотрудничество в области исследований и доступа к научно-техническим знаниям.

    4. Технико-экономическая помощь, в том числе путем облегчения доступа к доступным и ассистивным технологиям и путем взаимного обмена ими, а также посредством передачи технологий.

    Защита права детей-инвалидов. Дети-инвалиды являются одной из наиболее маргинализированных и изолированных в социальном плане групп детей. Постоянное нарушение прав детей-инвалидов ведет к утрате ими человеческого достоинства, не позволяя реализовать свою индивидуальность .

    В Замечании общего порядка № 9 (2006) Комитета по правам ребенка было отмечено, что дети-инвалиды сталкиваются с дискриминацией во всех аспектах своей жизни. Она возникает не в силу самой объективной природы инвалидности, а скорее в силу укоренившейся практики социального отчуждения, являющейся следствием решительного неприятия различий, нищеты, социальной изоляции, предрассудков, невежества, а также неадекватности системы оказания услуг и поддержки.

    Специальные положения, касающиеся прав детей-инвалидов, были сформулированы в Конвенции о правах ребенка в 1989 г. Она запрещает дискриминацию детей по причине состояния здоровья (ст. 2), а также вводит обязательство заботиться о детях-инвалидах в целях обеспечения наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь (ст. 23).

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Детям посвящена также одна из статей Конвенции о правах инвалидов (ст. 7), в которой говорится о том, что государства обязаны обеспечивать реализацию всех прав детей-инвалидов наравне с другими детьми, действовать в их высших интересах и обеспечивать реализацию их права на то, чтобы быть услышанными и серьезно воспринятыми.

    Одним из принципов Конвенции о правах инвалидов (ст. 3) закреплено уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность, а также предусмотрено общее обязательство государств (пункт 3 ст. 4) консультироваться с детьми через представляющие их организации при разработке соответствующего законодательства и стратегий.

    Право на достижение наивысшего возможного уровня здоровья и право на получение качественной и доступной по цене медицинской помощи являются неотъемлемыми правами каждого ребенка. Однако во многих регионах мира реализации прав детей-инвалидов на охрану здоровья по-прежнему препятствуют дискриминация, недоступность и нехватка адресных программ охраны здоровья, в которых учитывались бы особые потребности детей-инвалидов. Многие программы медицинского страхования носят дискриминационный характер по отношению к инвалидам, если учитывать стоимость необходимого им медицинского обслуживания. Некоторые программы социального страхования не принимают в расчет тех дополнительных расходов, которые вынуждены нести семьи, имеющие ребенка-инвалида, и расходы которых на получение товаров и услуг часто превышают расходы других семей .

    Необходимо принимать меры по целенаправленному оказанию услуг в интересах смягчения негативных последствий инвалидности и формирования системы всеобщего, недискриминационного по своему характеру и доступного обслуживания, в соответствии с которой медицинская помощь детям-инвалидам должна производиться на основе их свободного и осознанного согласия

    и одновременно уважения к независимости ребенка, а также устранить барьеры, препятствующие реализации прав детей-инвалидов, и признать важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей-инвалидов в каждой стране.

    Трудовая деятельность и право инвалидов на труд. Согласно глобальным оценкам, инвалиды составляют примерно 15% общей численности населения мира. От 785 до 975 млн. из них находятся в трудоспособном возрасте (15 лет или старше) . Большинство из них проживают в развивающихся странах, в которых значительная доля рабочей силы занята в неформальной экономике. Последние данные по странам ОЭСР свидетельствуют о том, что чуть менее половины инвалидов трудоспособного возраста являются экономически неактивными в сопоставлении с одной пятой лиц трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами .

    Право на труд является одним из фундаментальных прав человека, которое кодифицировано в ряде международных правовых инструментов. Всеобщая декларация прав человека признает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы (пункт 1 ст. 23). Право на труд имеет важнейшее значение для осуществления других прав человека и является неотделимым и неотъемлемым компонентом человеческого достоинства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует право на труд в широком смысле (ст. 6). Пакт подробно раскрывает индивидуальный аспект права на труд путем признания права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, в частности права на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7). Право на труд также гарантируется Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 3 а ст. 8), Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (подпункт е (1) ст. 5).

    Статья 27 является одним из наиболее подробно прописанных положений Конвенции о правах инвалидов, провозглашает право инвалидов на труд и устанавливает правовую основу для обязательств государств в отношении трудовой деятельности и занятости инвалидов.

    Государствам принадлежит важная роль в определении компонентов справедливых и благоприятных условий работы в своем законодательстве, включая равное вознаграждение за труд равной ценности и право на безопасные и здоровые условия труда, а также в обеспечении того, чтобы законодательство охватывало вопросы равенства инвалидов во всех этих областях.

    В докладе Всемирного банка, подготовленном совместно с ВОЗ, сформулированы 9 рекомендаций по улучшению жизни людей с инвалидностью:

    1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам.

    2. Инвестировать средства в специальные программы и услуги для инвалидов.

    3. Принять национальную стратегию и план действий в области инвалидности.

    4. Привлекать инвалидов к работе.

    5. Совершенствовать кадровый потенциал.

    6. Обеспечивать необходимое финансирование и повышать экономическую доступность.

    7. Повышать информированность и осведомленность общества о проблемах инвалидности.

    8. Улучшать сбор данных об инвалидах.

    9. Укреплять и поддерживать научные исследования по проблемам инвалидности.

    Внедрение данных рекомендаций требует привлечения к сотрудничеству различных секторов — здравоохранения, образования, социальной защиты, труда, транспорта жилищно-коммунальной сферы — и различных участников — государства, организаций гражданского общества, специалистов, частного сектора, инвалидов и их семей и средств массовой информации.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный банк; 2011.

    2. Старение в XXI веке: триумф и вызов. ЮНФПА; 2012.

    3. Международная Ассоциация социального обеспечения. Бюллетень социальной политики. 2012.

    4. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Наблюдение за осуществлением Конвенции о правах инвалидов: Руководство для наблюдателей в области прав человека. Серия материалов по вопросам профессиональной подготовки № 17. 2010.

    5. A/RES/37/52. 3 декабря 1982 г.

    6. Резолюция 37/53 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года.

    7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов, прилагаемые к резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    10. Совет по правам человека. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека о ходе осуществления рекомендаций, содержащихся в исследовании о правах человека инвалидов. A/HRC/4/75. 17 January 2007.

    11. Совет по правам человека. Тематическое исследование Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в целях повышения уровня информированности о Конвенции о правах инвалидов. A/HRC/10/48. 2009.

    12. Совет по правам человека. Тематическое исследование Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о роли международного сотрудничества в поддержке национальных усилий по реализации прав инвалидов. A/ HRC/16/38. 2010.

    13. Доклад Генерального секретаря «О состоянии Конвенции о правах ребенка» A/66/230, 2011.

    14. Braithwaite J., Mont D. Disability and poverty: a survey of World Bank

    poverty assessments and implications. Washington, D.C.: World Bank, February 2008.

    15. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 261.

    16. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 237.

    1. World report on disability. WHO. The World Bank. 2011.

    2. Executive summary ageing in the twenty-first century: a celebration and a challenge. UNFPA. 2012.

    3. International social security association. Social Policy Highlight. 2012.

    5. World Programme Action concerning disabled Persons. A/RES/37/52. 1982.

    6. Implementation of the World Programme of Action concerning Disabled Persons. A/RES/37/53. 1982.

    7. Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities. A/RES/48/96. 1993.

    13. Status of the Convention on the Rights of the Child — Report of the Secretary-General. A/66/230, 2011.

    15. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 261.

    16. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 237.

    nocTynuna 22.10.13

    © коллектив Авторов, 2014 УДк 614.2:616-036.865

    Н.К. Гусева, в.А. Соколов, М.в. Доютова, И.А. Соколова

    некоторые вопросы модернизации государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

    ГБоУ впо «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава россии, 603005, г. Нижний Новгород

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    По данным исследования обоснована необходимость модернизации системы МСЭ и реабилитации инвалидов. Основные направления: совершенствование экспертно-реабилитационного маршрута больного, системы управления экспертными решениями, реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Для этого необходимо, чтобы требования ФГУМСЭ по направлению и обследованию больных соответствовали возможностям медицинских организаций; специалисты медицинских организаций владели методиками МСЭ, а врачи МСЭ — методиками клинического анализа; медицинские организации имели необходимые условия для решения экспертных и реабилитационных проблем, заложенные в соответствующих нормативных и законодательных актах; в структуре МСЭ были все необходимые специалисты, методики и оборудование для проведения экспертно-реабилитационной диагностики, особенно для оценки ограничений жизнедеятельности пациентов. Внедрена 5-уровневая система обучения врачей медицинских организаций по МСЭ.

    Ключевые слова: государственная система медико-социальной экспертизы; экспертно-реабилитационный маршрут больного; модернизация; амбулаторно-поликлинические учреждения.

    Работа Правительства: факты и цифры.

    Повышение доступности важнейших услуг для инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации, выполнение государственной программы «Доступная среда»
    Совершенствование системы медико-социальной экспертизы
    Социальная защита ветеранов
    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
    Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    Повышение доступности важнейших услуг для инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации, выполнение государственной программы «Доступная среда»

    С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды принято 36 нормативных правовых актов Правительства и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены отраслевые «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов. Подготовлены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

    Реализация норм закона №419-ФЗ позволит улучшить условия интеграции в общество не только 13 млн инвалидов, но и широкого круга других маломобильных граждан.

    В качестве одной из мер социальной поддержки людей с ограниченными возможностями явилось выделение дополнительных бюджетных ассигнований на их обеспечение техническими средствами реабилитации, с тем чтобы в условиях роста цен сохранить (по сравнению с 2014 годом) уровень обеспеченности такими средствами. На эти цели к имевшимся в федеральном бюджете средствам в размере 20,4 млрд рублей выделено дополнительно 9,4 млрд рублей.

    В 2015 году в субъектах Федерации продолжено создание оборудованных (оснащённых) рабочих мест и трудоустройство на них незанятых инвалидов. Всего в январе – декабре 2015 года в субъектах Федерации оборудовано (оснащено) 14,6 тыс. рабочих мест для трудоустройства инвалидов, или 102,3% от запланированной величины. По состоянию на 1 января 2016 года на указанные рабочие места трудоустроены 14,9 тыс. инвалидов.

    По результатам оценки эффективности трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости выявлено, что продолжали осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащённых) рабочих местах 44,3 тыс. инвалидов, трудоустроенных на такие рабочие места в течение 2013–2015 годов, из них трудоустроенных в 2015 году и продолжающих осуществлять трудовую деятельность – 14,9 тыс. инвалидов.

    С 2011 года реализуется государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в рамках которой сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов. За пять лет в госпрограмме приняли участие 75 субъектов Федерации. На конец 2015 года дооборудовано почти 16 тыс. приоритетных объектов, что составило 41% приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества.

    На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2015 году из бюджета выделено 29,8 млрд рублей.

    Постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года.

    Совершенствование системы медико-социальной экспертизы

    В 2015 году продолжена реализация Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. В целях повышения объективности и прозрачности принимаемых экспертных решений был осуществлён переход к организации и проведению медико-социальной экспертизы с учётом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В практику деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы введена количественная оценка степени выраженности нарушенных функций организма в процентном выражении на основе нормативно установленных показателей, что минимизирует субъективные оценки экспертов. Постановлением Правительства от 6 августа 2015 года №805 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, которым в соответствии с Федеральным законом №419-ФЗ установление групп инвалидности (категории «ребёнок-инвалид») поставлено в зависимость от степени выраженности нарушенных функций организма, а не от ограничения жизнедеятельности, что будет способствовать объективности и прозрачности решений по установлению инвалидности.

    Социальная защита ветеранов

    По данным Пенсионного фонда, по состоянию на 1 января 2016 года в России проживает около 2,5 млн инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2015 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» все ветераны Великой Отечественной войны получили единовременные денежные выплаты в апреле – мае 2015 года в размере 7 тыс. и 3 тыс. рублей. В ряде субъектов Федерации осуществлены единовременные денежные выплаты участникам Великой Отечественной войны также за счёт средств региональных бюджетов.

    По информации субъектов Федерации, в 2014–2015 годах отремонтированы жилые помещения, в которых проживают более 105 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

    Действующим законодательством урегулированы практически все вопросы, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. 3 февраля 2015 года вступили в силу государственные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ и для детей с интеллектуальными нарушениями. Потребности таких детей учтены в государственных стандартах дошкольного образования.

    Проведено масштабное повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, разработаны педагогические технологии, инструменты оценки качества обучения детей с ОВЗ.

    Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Среди мер, направленных на защиту прав граждан этой категории, приоритетным является развитие семейных форм их устройства.

    В 2015 году 69 тыс. детей переданы на воспитание в замещающие семьи или возвращены родителям, число детей-сирот в государственном банке сократилось на 18 % (январь 2016 года – 71 тыс. детей).

    С 1 сентября 2015 года вступило в силу ключевое нововведение, сутью которого является создание в образовательных организациях условий, приближённых к условиям проживания в семье. В каждом регионе утверждён региональный план по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот. На сегодняшний день из 1783 организаций для детей-сирот 1317 соответствуют новым требованиям.