Закон о психиатрической помощи

Душа болит, а сердце плачет,
А путь земной ещё пылит,
А тот, кто любит, слёз не прячет.
Ведь не напрасно душа болит.

М.Шуфутинский

Такими словами известный певец описывает состояние, при котором человек потерял баланс. Кто-то охарактеризует это состояние словами «не в себе». Сторонний наблюдатель, не говоря, может покрутить пальцем у виска.
При извечном стремлении к богатству и здоровью людям свойственно терять и то, и другое. При утрате здоровья принято говорить о болезни. Как водится, больной здоровому не товарищ. Эта фраза отражает трудности взаимодействия окружающих и людей с психическими расстройствами. Последние нуждаются в помощи и понимании. Но как понять то, что не видно глазами или нельзя потрогать руками?

Пациентка 32 лет, около полутора лет не выходит из дома, не работает, считает себя уродиной и страдает от подавленного настроения при наличии высшего образования, отдельной двухкомнатной квартиры и обоих ног и обеих рук. Раньше она поясняла, что ей болит душа. Теперь ощущает только усталость и безразличие. От родных, друзей и соседей ей надоело слышать бессмысленную для нее фразу: «Возьми себя в руки».

После доверительной беседы с врачом-психиатром (так называется специалист в области оказания психиатрической помощи) состояние обретает название, именуется определенным расстройством, наступает понимание происхотящего, складывается представление о дальнейших перспективах и рисуется план выхода из сложившейся ситуации под названием «болезнь».

Не всегда работа с врачом-психиатром напоминает привычный алгоритм лечения. Это, скорее, способ возвращения привычного желаемого состояния, которое знакомо человеку как здоровье или комфорт. Для достижения данной цели нужны не только лекарства, но и силы, которые нужно найти, используя различные ресурсы. Результатом совместных усилий в отношениях «врач-пациент» может являться желание жить, жить и получать удовольствие от жизни.
Слова из той же песни Михаила Шуфутинского как бы демонстрируют результат психиатрической помощи:

Поизносятся и вещи, и слова.
Из альбомов улыбнется нежно молодость.
И окажется, душа ещё жива…

Цели, которые мы преследуем при оказании психиатричеккой помощи:

  • расширять знания и навыки, необходимые для работы в сфере психического здоровья и при оказании помощи психически больным;
  • улучшать помощь психически больным;
  • проводить профилактику психических расстройств;
  • поддерживать психическое здоровье;
  • защищать права психически больных;
  • содействовать разработке и соблюдению самых высоких этических стандартов в психиатрической помощи, подготовке и исследованиях;
  • содействовать разработке самых высоких стандартов качества в психиатрической помощи, подготовке и исследованиях, а также соблюдению таковых стандартов;
  • содействовать недискриминации (равноправию) при оказании помощи психически больным;
  • защищать права психиатров.

УДК 614.2

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОН РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

С.Н. Шишков, Н.А. Гречишкина

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии

и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Принятый 2 июля 1992 года Закон РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи либо Закон) вступил в силу 01.01.1993. За время его действия было принято 15 законодательных актов, вносящих в его текст изменения, многие из которых носят сугубо редакционный или технико-юридический характер. Наиболее важные изменения вносились за период с 2004 по 2015 годы. Именно они и будут рассмотрены в настоящей статье.

1. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ1, в связи с разграничением предметов ведения между органами власти различных уровней, финансовое обеспечение психиатрической помощи (ст. 17 Закона) было отнесено к расходному обязательству Российской Федерации и субъектов РФ. Прежняя редакция статьи 17 Закона предусматривала возможность финансирования указанного вида медицинской деятельности «… из фонда здравоохранения, фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.». Кроме того, контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений был возложен на «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Таким образом, деятельность по оказанию психиатрической помощи была изъята (за отдельными исключениями) из системы муниципального здравоохранения и передана в систему государственного здравоохранения, имеющую два уровня — федеральный и «субъектный» (уровень отдельных субъектов РФ). Частная система здравоохранения была сохранена. Ныне она представлена медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь, и врачами-

1 Список основных федеральных законов, которыми вносились изменения

в Закон о психиатрической помощи, с их полным наименованием приведен в конце данной статьи.

психиатрами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Оказание психиатрической помощи любым ее субъектом (медицинской организацией любой организационно-правовой формы, врачом-психиатром, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) допускается лишь при наличии лицензии на осуществление этого вида медицинской деятельности (ч. 1 ст. 18 Закона).

2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 67-ФЗ впервые предусмотрел возможность получения от недееспособного лица согласия на оказание ему психиатрической помощи. Данное нововведение распространяется только на лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства на основании ст. 29 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). До этого все решения, касающиеся медицинского (психиатрического) вмешательства, принимал за недееспособного пациента его опекун или иной законный представитель.

Теперь же законный представитель принимает решение за своего недееспособного подопечного только тогда, когда тот по своему состоянию не способен самостоятельно дать согласие. В этом случае, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона, законный представитель обязан известить орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о том, что согласие было дано не самим недееспособным пациентом, а его законным представителем. Сделать это необходимо «не позднее дня, следующего за днем указанного согласия».

Такое же правило предусмотрено не только в отношении согласия на медицинское вмешательство, но и в отношении отказа от него. К примеру, ст. 12 («Отказ от лечения») предусматривает право недееспособного самостоятельно отказаться от предлагаемого ему лечения или прекратить его. В случае, если недееспособное лицо «по своему состоянию не способно отказаться от лечения», то за него это может сделать

законный представитель с обязательным извещением о принятом решении органа опеки и попечительства (см. выше). Аналогичные нормы, предоставляющие недееспособному лицу возможность самому дать согласие или заявить о своем отказе, внесены в ряд других статей Закона:

— ст. 23 («Психиатрическое освидетельствование»);

— ст. 28 («Основания для госпитализации в психиатрический стационар»);

— ст. 41 («Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения»);

— ст. 44 («Перевод и выписка из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения»)2.

Ранее статья 31 Закона, регулировавшая вопросы обязательного освидетельствования комиссией врачей-психиатров лиц, помещенных в психиатрический стационар по просьбе или с согласия их законных представителей, распространялась как на несовершеннолетних до 15 лет, так и на лиц, которые были признаны недееспособными по решению суда на основании ст. 29 ГК РФ. Обязательное комиссионное освидетельствование выступало гарантией защиты прав пациентов, поскольку психиатрическая госпитализация этих двух категорий «полностью» недееспособных лиц осуществлялась во внесудебном порядке.

Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 67-ФЗ исключил недееспособных психически больных из ст. 31, целиком посвятив ее освидетельствованию несовершеннолетних до 15 лет и оставив прежний порядок их госпитализации. Для лиц с психическими расстройствами, признанных судом недееспособными на основании ст. 29 ГК РФ, данный Федеральный закон установил иной порядок психиатрической госпитализации, дополнив с этой целью ст. 28 Закона о психиатрической помощи частью 4.1. Она предусматривает, что недееспособные психически больные помещаются в психиатрический стационар по их просьбе или с их согласия. И лишь те недееспособные психически больные, которые по своему состоянию не могут дать согласие, помещаются в психиатрический стационар в судебном порядке по правилам, предусмотренным для недобровольной психиатрической госпитализации (ст. ст. 32-36 Закона).

Все лица, ограниченные судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо вследствие психического

2 В ныне действующей редакции Закона о психиатрической помощи ст. 28 имеет название «Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях», ст. 41 «Основания и порядок помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами», ст. 44 «Перевод и выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами». Эти терминологические изменения были внесены Федеральным законом от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ (см. ниже).

расстройства (пункты 1 и 2 ст. 30 ГК РФ), сохраняют свою «медицинскую дееспособность» в полном объеме и самостоятельно принимают решение о согласии на медицинское вмешательство или на отказ от него.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 326-ФЗ предоставил гражданам при оказании им психиатрической помощи право на получение бесплатной юридической помощи3. Данным федеральным законом был дополнен и перечень лиц, обладающих правом осуществлять защиту прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи. Таким правом, наряду с лицами, выбранными самим больным, и его адвокатами, теперь наделены также «работники государственных юридических бюро или иные лица, уполномоченные государственным юридическим бюро оказывать бесплатную юридическую помощь» (ч. 3 ст. 7 Закона в новой редакции).

4. Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ выделил среди несовершеннолетних группу лиц, страдающих наркоманией, и установил для них иной возраст, с которого пациент наделяется правом самостоятельно давать добровольное информированное согласие на оказание психиатрической помощи (либо самому отказываться от нее) по сравнению с другими психиатрическими пациентами. Отныне возраст «медицинской дееспособности» в психиатрии для больных наркоманией наступает с 16 лет, оставаясь прежним (15 лет) для лиц, не страдающих наркоманией. Соответствующие изменения были внесены во все статьи Закона, посвященные оказанию психиатрической помощи несовершеннолетним.

Данный Федеральный закон внес существенные терминологические изменения в действующее российское законодательство, приведя его в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В частности, «психиатрические и психоневрологические учреждения» стали именоваться «медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь»; «психиатрический стационар» был переименован в «медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях» и т.п. В результате этих изменений законодательная терминология заметно усложнилась («утяжелилась»).

Федеральный закон от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ внес также изменения в статью 26 Закона в части, касающейся определения психиатрической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Ранее ст. 26 предусматривала два ее вида: консультативно-лечебную помощь и диспансерное наблюдение. Согласно ч. 1 ст. 26 Закона в новой редакции, «в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний».

3 В связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Рассматриваемое законодательное нововведение фактически сохранило два основных вида амбулаторной помощи, которая теперь подразделяется:

— на психиатрическую помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения), оказываемую при добровольном обращении пациента в соответствии со статьей 4 Закона;

— на диспансерное наблюдение, устанавливаемое за лицами с наиболее тяжелыми психическими расстройствами (больными, страдающими «хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями»), без их собственного согласия либо согласия их законных представителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 08.03.2015 г. был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации4 (КАС РФ), регламентирующий, в частности, судебный порядок недобровольной психиатрической госпитализации и недобровольного психиатрического освидетельствования. Ранее указанные судебные процедуры регулировались положениями главы 35 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ), которая после введения в действие КАС РФ утратила силу. КАС РФ предусмотрел несколько иной порядок рассмотрения вопросов, связанных с применением недобровольных психиатрических мер, по сравнению с порядком, который ранее был предусмотрен положениями главы 35 ГПК РФ.

Нормы нового административного Кодекса наложили на представителей граждан при оказании им психиатрической помощи дополнительное ограничение, отсутствующее и в Законе, и в ГК РФ. Ст. 55 КАС РФ требует, чтобы представитель в суде по административному делу имел высшее юридическое образование. Названное ограничение распространяется только на административно-судебные процедуры рассмотрения дел о недобровольном психиатрическом освидетельствовании и недобровольной психиатрической госпитализации. В рамках иных процедур и в сфере иных правоотношений, связанных с психиатрической деятельностью, оно не действует.

6. Федеральный закон от 08.03.2015 г. № 23-ФЗ дополнил ст. 34 Закона о психиатрической помощи частью 4. Содержащаяся в ней новая законодательная норма обязывает психиатрические стационары «обеспечить участие в судебном заседании (в помещении суда или в помещении данной медицинской организации) лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в данную медицинскую организацию в недобровольном порядке или о продлении срока такой госпитализации, в случае, если такая обязанность возложена на указанную медицинскую организацию судом». Появление этого нововведения обусловлено передачей вопросов недобровольной

4 В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» КАС РФ введен в действие с 15.09.2015 г.

психиатрической госпитализации из гражданского судопроизводства в административное.

Подводя итог перечисленным законодательным новеллам, которые мы считаем наиболее существенными изменениями, внесенными в Закон о психиатрической помощи за все время его действия, можно отметить следующее.

Эти нововведения не изменили концепции Закона и не затронули его фундаментальных основ. Тем не менее, некоторые из них следует признать достаточно важными. Наибольшего внимания заслуживают, в частности:

— изъятие психиатрической службы из системы муниципального здравоохранения;

— наделение некоторых «полностью» недееспособных психически больных правом принятия самостоятельных решений, касающихся согласия на оказание психиатрической помощи или отказа от нее;

— судебный порядок психиатрической госпитализации психически больных, признанных судом недееспособными на основании ст. 29 ГК РФ, в случаях, когда госпитализация производится по просьбе или с согласия законного представителя недееспособного (а не его самого);

— регламентация судебных процедур применения недобровольных психиатрических мер беспрецедентным для нашей страны Кодексом административного судопроизводства вместо прежнего регулирования этой судебной деятельности нормами ГПК РФ.

К сожалению, не все законодательные новеллы можно признать удачными. Так, наделение недееспособных психически больных правом на самостоятельное принятие медицинских решений не подкреплено нормами, необходимыми для практической реализации данного права. Отсутствуют критерии, по которым можно было бы провести разграничение между двумя группами недееспособных — теми из них, кто смог бы воспользоваться таким правом, и теми, кому предоставить право на принятие самостоятельных решений в сфере оказания психиатрической помощи нельзя. Отсутствуют юридические процедуры, в рамках которых решаются подобные вопросы, не вполне ясны правовые последствия возможных нарушений. К примеру, какие правовые последствия должны наступать, если опекун, принявший решение за своего подопечного, не сообщил об этом в орган опеки и попечительства или сообщил, но позже установленного Законом срока («не позднее дня, следующего за днем указанного согласия»)?

Явно неудачными следует признать изменения законодательной терминологии. Многие ключевые термины существенно усложнились, что затрудняет пользование текстом Закона. В ряде случаев терминологические нововведения, не претендовавшие на изменения содержательной стороны изменяемой нормы, затронули, тем не менее, ее смысловые связи, нарушили их. Например, прежнее членение амбулаторной психиатрической помощи на

С.Н. Шишков, Н.А. Гречишкина

«консультативно-лечебную» и «диспансерное наблюдение» (ч. 1 ст. 26 Закона в предыдущей редакции) было заменено на гораздо менее четкую и логически порочную законодательную конструкцию. В ч. 1 ст. 26 Закона в новой редакции поначалу перечисляются элементы, свойственные всем видам амбулаторной психиатрической помощи (профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация), а непосредственно вслед за ними и в одном с ними ряду упоминается «диспансерное наблюдение».

Вносимые в Закон изменения, имевшие целью улучшить качество его норм, в ряде случаев дали противоположный результат. Во многом это объясняется тем, что в последнее время работа по подготовке изменений, подлежащих внесению в Закон о психиатрической помощи, ведется без своевременного привлечения к ней ведущих ученых и специалистов по правовым и организационным вопросам психиатрии.

Перечень основных федеральных законов, которыми вносились изменения в Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

1. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)

и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ; введен в действие 15 сентября 2015 года.

КАС РФ непосредственно не внес изменений в Закон о психиатрической помощи, однако некоторые изменения были внесены в него в связи с принятием этого Кодекса.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОН РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

С.Н. Шишков, Н.А. Гречишкина

В статье рассматриваются наиболее значимые изменения, внесенные в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» за последние 10 лет его действия. В результате их анализа и оценки авторы статьи пришли к выводу, что появившиеся в Законе о психиатрической помощи законодательные новеллы не изменили его концепцию и не затронули его фундаментальных основ. Тем не менее, ряд законодательных нововведений имеет достаточно существенное значение для психиатрической практики. По мнению авторов статьи, не все они являются

удачными. Во многом это объясняется тем, что в последние годы работа по подготовке изменений, подлежащих внесению в Закон о психиатрической помощи, ведется без своевременного привлечения к ней ведущих ученых и специалистов по правовым и организационным вопросам психиатрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Закон о психиатрической помощи, Кодекс административного судопроизводства РФ, федеральный закон, законодательные новеллы, дееспособность и недееспособность лиц с психическими расстройствами.

CONCERNING AMENDMENTS IN THE RF LAW ON PSYCHIATRIC CARE AND GUARANTEES OF

CITIZENS’ RIGHTS IN ITS PROVISION

S.N. Shishkov, N.A. Grechishkina

Шишков Сергей Николаевич — кандидат юридических наук, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации; e-mail: shishkov50@mail.ru

Гречишкина Наталья Алексеевна — старший специалист, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской федерации; e-mail: nagrechishkina@yandex.ru

СТАТЬЯ 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(1) Государством гарантируются:

неотложная психиатрическая помощь;

консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

решение вопросов опеки;

консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

(2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

(3) Организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Недобровольная (принудительная) госпитализация граждан в психиатрический стационар
М.Б. Алексеева

Рассмотрим основания и порядок недобровольной (принудительной) госпитализации граждан в психиатрический стационар по состоянию здоровья, продления ее сроков, возникновения оснований для недобровольной госпитализации и порядок выписки из психиатрического стационара недобровольных пациентов, а также случаи получения добровольного согласия в процессе лечения недобровольных пациентов и последствия такового согласия.

Очерченный круг вопросов регламентируется Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, другими нормативными актами.

Статья 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет основания для помещения гражданина в психиатрический стационар. Структура этой статьи включает в себя три критерия, необходимые при недобровольной (принудительной) госпитализации в психиатрической стационар.

Первый – в момент осуществления недобровольной (принудительной) госпитализации, лицо, подлежащее помещению в психиатрический стационар, должно страдать тяжелым психическим расстройством. Иными словами, только подозрения врача на наличие такого расстройства у данного лица явно недостаточно. Закон допускает недобровольную госпитализацию гражданина в психиатрический стационар лишь в случае, если он действительно страдает психическим расстройством, если это расстройство тяжелое, и если об этом имеется заключение врача соответствующей специализации.

Второй критерий – обследование или лечение гражданина, недобровольно (принудительно) госпитализируемого в психиатрический стационар, может проводиться только в условиях стационара. Поэтому необходимо, чтобы заключения комиссий врачей-психиатров о принудительной госпитализации в психиатрическую больницу содержали аргументированное обоснование той позиции, что объективно отсутствует возможность обследовать или лечить пациента амбулаторно.

Третий критерий – который, в свою очередь, состоит их трех составляющих:

· непосредственная опасность лица, недобровольно госпитализируемого в психиатрический стационар, для себя или окружающих, или

· его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

· существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Конкретный случай может содержать в себе одно или несколько из этих составляющих.

Следует заметить, что среди составляющих третьего критерия не обозначены более и менее важные. Наличие любого из них в отдельности или в сочетании с другими составляющими, названными в статье 29, приводят к одинаковым юридическим последствиям – помещению в психиатрический стационар недобровольно (принудительно).

Однако закон требует неукоснительного соблюдения определенной юридический формы, соблюдения процессуальных норм при недобровольной (принудительной) госпитализации пациента. Эта процедура регламентируется Главой 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что до введения в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть до 1 февраля 2003 года, судебная процедура полностью регламентировалась Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», поскольку Гражданский процессуальный кодекс РСФСР не содержал в главы, регламентирующей данную проблему.

Судебная процедура недобровольного (принудительного) помещения в психиатрический стационар

Заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар подается в суд по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин, в течение 48 часов.

К заявлению обязательно должно быть приложено заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в психиатрическом стационаре.

Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения дела. Дела данной категории должны быть рассмотрены судом в течение 5-и дней со дня их возбуждения.

При рассмотрении дела обеспечивается право личного участия в судебном заседании госпитализируемого гражданина, если же его психическое состояние не позволяет ему участвовать в судебном заседании, проводимом в помещении суда, то дело рассматривается судьей в психиатрическом стационаре.

Кроме того, в деле обязательно участвуют прокурор, представитель психиатрического учреждения и представитель госпитализируемого лица.

Здесь необходимо отметить, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», иметь представителя является правом, а не обязанностью гражданина, которому оказывается психиатрическая помощь, поэтому такой гражданин вправе отказаться от участия своего представителя в судебном заседании.

Эта же статья закрепляет право пациента психиатрического учреждения и на помощь адвоката. При этом важно заметить, что администрация лечебного учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обязана лишь обеспечить возможность его приглашения пациентом и на нее законом не возлагается обязанность поиска и подбора адвоката для пациента, а также оплаты адвокатских услуг

Возвращаясь к судебной процедуре принудительной госпитализации, отметим, что судья, рассмотрев дело по существу, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление психиатрического стационара. Это решение по общему правилу вступает в законную силу через 10 дней. Однако решение суда об отклонении заявления психиатрического стационара о принудительной (недобровольной) госпитализации гражданина влечет за собой немедленную выписку последнего.

По истечении 6 месяцев принудительного пребывания гражданина в психиатрическом стационаре, срок его пребывания может быть продлен в том же порядке, в каком осуществлялась и сама госпитализация. В дальнейшем срок пребывания гражданина в психиатрическом стационаре продляется в судебном порядке ежегодно.

Порядок обжалования принудительной госпитализации в психиатрический стационар

Пациент, не согласный с решением суда о его принудительной госпитализации в психиатрический стационар, вправе подать на такое судебное решений кассационную жалобу в порядке, определенном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба подается через суд, принявший решение о принудительной госпитализации данного лица в психиатрический стационар. Срок подачи кассационной жалобы – 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Жалоба может быть подана кассатором лично, через представителя, допущенного судом до участия в таком качестве в данном деле, либо по доверенности, по почте или через представителя лечебного учреждения, где пациент находится на излечении.

В последних двух случаях закон возлагает обязанность на администрацию лечебного учреждения обеспечить пациенту, обжалующему судебное решение, условия для направления жалобы в суд (статья 39 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Кассационная жалоба должна содержать:

· Наименование суда, в который адресуется жалоба.

· Наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения.

· Указание на решение суда, которое обжалуется.

· Требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым он считает решение суда неправильным.

· Перечень прилагаемых к жалобе доказательств.

Необходимо заметить, что психиатрический стационар, не согласный с решением суда первой инстанции, также вправе подать кассационную жалобу.

Порядок пребывания в психиатрическом стационаре принудительно госпитализированного лица

Порядок пребывания в психиатрическом стационаре принудительно госпитализированного лица регламентируется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан пи ее оказании».

Закон диктует следующую периодичность коллегиальных освидетельствований пациентов, по решению суда находящихся в психиатрических стационарах недобровольно (принудительно):

· в течение первых 6 месяцев пребывания в стационаре такой пациент освидетельствуется комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в месяц;

· по истечении 6 месяцев – не реже одного раза в 6 месяцев. При этом закон не препятствует более частому освидетельствованию пациента комиссионно в зависимости от его состояния.

Законом очень жестко очерчены сроки пребывания недобровольного пациента в психиатрическом стационаре. Это тот промежуток времени, в течение которого сохраняются основания, по которым была проведена госпитализация.

Выписка недобровольного пациента из психиатрического стационара осуществляется по решению комиссии врачей-психиатров, либо по решению суда об отказе в продлении срока госпитализации.

Если в процессе принудительного (недобровольного) лечения гражданина в психиатрическом стационаре его психическое состояние, а также отношение к госпитализации и лечению меняются настолько, что возникает понимание необходимости их продолжения, с пациента может быть взято добровольное информированное согласие на дальнейшее лечение в психиатрическом стационаре; и выписка такого пациента проводится на общих основаниях, а именно по его личному заявлению, по заявлению его законного представителя или по решению врача (комиссионного решения в данном случае закон не требует).

Однако не во всех случаях пациент, помещенный в психиатрический стационар добровольно, выписывается по его заявлению. Исключение составляют случаи, когда комиссией врачей-психиатров этого психиатрического учреждения установлены основания для недобровольной (принудительной) госпитализации этого пациента в психиатрический стационар (часть 5 статьи 40 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан»). Дальнейшее обращение с таким пациентом требует такой же судебной процедуры, которая описана выше.

Завершая освещение правовых аспектов оказания психиатрической помощи, следует отметить, что в двух лекциях невозможно осветить весь круг вопросов, которые могут возникать у лиц, получающих психиатрическую помощь или нуждающихся в ней и решающих для себя вопрос о необходимости обращения к психиатру. В настоящей книге были затронуты лишь основные из проблем, с которыми приходится чаще всего сталкиваться тем, кто эту помощь получает.

Использованная литература

1. Конституция Российской Федерации.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
3. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
6. Приказ Минздрава СССР от 21. 03. 1988 № 225 (ред. от 13. 02. 1995) О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи».
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общей редакцией В.М. Лебедева. М.: Норма, 2003.
8. Комментарий к Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» / Под общей редакцией Т.Б. Дмитриевой. М.: Спарк, 2003.
9. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации.