Закон о местном самоуправлении в республике Дагестан

17 мая 2019 года

Обзор подготовлен специалистами ООО Фирма «КВАДРО», производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 37
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе»

Утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами входит в Перечень вопросов местного значения внутригородских районов.

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 36
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан»

Согласно внесенным изменениям удостоверение депутата Народного Собрания является документом, дающим право без оформления специального пропуска беспрепятственно посещать на территории Республики Дагестан органы государственной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, местного бюджета, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти Республики Дагестан и (или) органы местного самоуправления.

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 34
«О внесении изменения в статью 24 Закона Республики Дагестан «О статусе муниципальных образований Республики Дагестан»

В состав сельсовета «Эбдалаянский» Левашинского района включено село Тагзиркент.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РД от 13.05.2019 N 107
«О внесении изменений в Положение о Комитете по лесному хозяйству Республики Дагестан»

В соответствии с внесенными изменениями установлено, что Комитет в пределах своей компетенции взаимодействует с:

Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан при осуществлении следующих функций: стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона; государственного регулирования инвестиционной деятельности;

Министерством финансов Республики Дагестан при осуществлении функции управления государственными финансами;

Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан при осуществлении следующих функций: управление в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды; регулирование отношений в сфере недропользования; регулирование отношений в области использования растительного мира; управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

Министерством юстиции Республики Дагестан при осуществлении следующих функций: координация нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан (в том числе контроля соответствия проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан федеральному законодательству и законодательству Республики Дагестан; государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти; управление архивным делом;

Министерством труда и социального развития Республики Дагестан при осуществлении функции управления трудовыми отношениями и развитием трудовых ресурсов;

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Дагестан при осуществлении следующих функций: управление использованием пакета акций (долей), находящихся в собственности Республики Дагестан; управление в установленном порядке приватизацией имущества, находящегося в собственности Республики Дагестан; управление использованием недвижимого имущества (здания, сооружения), транспорта, оборудования, объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Дагестан; управление земельными ресурсами Республики Дагестан;

Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан при осуществлении функции управления в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

Министерством информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан при осуществлении функции управления развитием государственных информационных систем Республики Дагестан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов);

Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан при осуществлении следующих функции: управление развитием инвестиционной деятельности в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций; управление государственной поддержкой и развитием малого и среднего предпринимательства;

Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан при осуществлении функции регулирования цен (тарифов);

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан при осуществлении функции регулирования отношений в области сельского хозяйства;

Военным комиссариатом Республики Дагестан при осуществлении функции управления в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

Министерством внутренних дел по Республике Дагестан при осуществлении следующих функций: управление обеспечением охраны общественного порядка.

Постановление Правительства РД от 07.05.2019 N 105
«О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан»

Утверждено Положение определяющее цели координации мероприятий по информатизации, осуществляемых органами исполнительной власти Республики Дагестан, полномочия участников координации мероприятий по информатизации, общие вопросы подготовки планов информатизации и правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации, предусмотренных в документах, используемых в рамках планирования и реализации мероприятий по информатизации.

Координация мероприятий по информатизации направлена на достижение следующих целей: обеспечение единства и комплексности при планировании и реализации мероприятий по информатизации, осуществляемых государственными органами; повышение эффективности и открытости деятельности государственных органов за счет использования информационно-коммуникационных технологий; обеспечение эффективного расходования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации, в том числе за счет поэтапного перехода к централизованной модели предоставления типовых информационно-технологических сервисов и использованию единой сети передачи данных органов власти и системы центров обработки данных; повышение эффективности реализации мероприятий по информатизации за счет внедрения принципов проектного управления, а также за счет внедрения инструментов общественного контроля за реализацией мероприятий по информатизации; многократное использование информационно-коммуникационных технологий, созданных за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан; обеспечение совместимости информационно-коммуникационных технологий и взаимосвязанности государственных информационных ресурсов, используемых в различных государственных органах; снижение технологической зависимости, в том числе посредством использования российских информационно-коммуникационных технологий, а также свободного программного обеспечения при создании, развитии и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; совместимость информационных систем, в том числе информационно-коммуникационных технологий, компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, используемых в различных государственных органах Республики Дагестан.

В целях координации мероприятий по информатизации Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан осуществляет оценку: мероприятий по информатизации, предусмотренных проектами законов Республики Дагестан, актов Главы Республики Дагестан, актов Правительства Республики Дагестан, нормативных правовых актов государственных органов; проектов планов информатизации государственных органов, включающих в себя мероприятия по информатизации.

Установлены Правила устанавливающие: общие требования к планированию мероприятий по созданию, развитию, использованию информационных систем и (или) компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан; содержание, этапы и сроки подготовки государственными органами проектов планов информатизации, а также отчетов о выполнении планов информатизации; порядок включения мероприятий по информатизации в планы информатизации и согласования планов информатизации Министерством информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан; содержание и срок подготовки Уполномоченным органом сводного доклада об основных результатах информатизации государственных органов.

Постановление Правительства РД от 07.05.2019 N 104
«О внесении изменения в Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан»

Согласно внесенным дополнениям Комитет по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан обеспечивает при реализации своих полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством.

Постановление Правительства РД от 10.04.2019 N 76а
«Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Формирование современной городской среды в Республике Дагестан» на 2019-2024 годы»

Ответственным исполнителем утвержденной Программы определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Целями Программы являются: повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза; создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.

Задачами Программы являются: создание механизмов развития комфортной городской среды; обеспечение комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды; создание механизмов вовлеченности заинтересованных граждан в реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований; обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в соответствии с едиными требованиями; обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Программа реализуется в один этап в 2019-2024 годах.

Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составит 4010,993 млн. рублей.

Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 30.04.2019 N 734
«Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда» на 2019 год»

Ответственным исполнителем утвержденной Программы определено Управление образования Администрации г. Махачкалы.

Задачами Программы являются: оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере образования; формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров.

Программа реализуется в один этап.

Общий объем финансирования реализации Программы составляет 25117,10 тыс. рублей.

СЕМЬЯ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 40
«О внесении изменения в статью 12 Закона Республики Дагестан «О защите прав ребенка в Республике Дагестан»

Имущество, которое является собственностью Республики Дагестан и предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан.

Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в установленном порядке оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящей части условий.

Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

ЖИЛИЩЕ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 35
«О внесении изменений в статьи 2 и 2.1 Закона Республики Дагестан «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан»

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма (за исключением государственных гражданских служащих Республики Дагестан, лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан, технического персонала органов государственной власти Республики Дагестан) осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 39
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О технопарках в Республике Дагестан»

Согласно внесенным изменениям промышленный технопарк — это объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка технопарков осуществляется путем предоставления ее субъектам мер, предусмотренных Законом Республики Дагестан от 8 декабря 2015 года N 116 «О промышленной политике в Республике Дагестан».

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 33
«О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан»

В соответствии с внесенными изменениями установлено, что доклад о ходе и результатах реализации государственной программы Республики Дагестан развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ежегодно подготавливается уполномоченным органом исполнительной власти и до 15 мая утверждается Правительством Республики Дагестан.

Для оценки результатов реализации подпрограмм государственной программы Республики Дагестан создается экспертная комиссия, в состав которой входят независимые эксперты, представители союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и других некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти Республики Дагестан.

Экспертная комиссия составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности каждой из подпрограмм государственной программы Республики Дагестан, степени достижения целей государственной аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких подпрограмм.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 41
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О земле»

В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Закон Республики Дагестан от 07.05.2019 N 38
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан»

В перечень обязанностей медицинских организаций включено обеспечение оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создание условий обеспечивающих соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

Прокуратура Дагестана сообщила на своем сайте о внесении протеста на ряд положений закона республики от 8 декабря 2015 года № 117 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» на предмет соответствия федеральному законодательству.

«Как установлено, статьи 3 и 5 названного закона, регламентирующие вопросы установления и изменения порядка формирования органов местного самоуправления, противоречат Постановлению Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2015 года № 30-П. В частности, статьи 3 и 5 Закона Республики Дагестан от 08.12.2015 № 117 допускают включение в состав представительного органа муниципального района глав поселений, избранных по результатам конкурса», — говорится в сообщении прокуратуры. Такой порядок, утверждает надзорное ведомство, противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации общим принципам организации местного самоуправления, согласно которым формирование представительного органа муниципального района из числа глав поселений возможно только в том случае, если при этом обеспечивается вхождение в его состав глав, избранных населением на муниципальных выборах. «В связи с этим, на предмет приведения Закона Республики Дагестан от 08.12.2015 № 117 в соответствие требованиям Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П прокуратурой республики принесен протест», — говорится в сообщении прокуратуры Дагестана.

Поясним: мэры городов, главы районов и сел в Дагестане избираются депутатскими собраниями городов, районов и сел из трех кандидатов — членов депутатского собрания, предложенных конкурсной комиссией. Согласно закону № 117, а также закону № 67, принятому Народным Собранием Дагестана 16 сентября 2014 года, избирательный порядок в дагестанских муниципалитетах выглядит следующим образом. Глава города, района или села избирается депутатским собранием из числа тех, кто прошёл конкурсную комиссию, на 50% состоящую из представителей главы Дагестана и на 50% — из представителей собрания депутатов. В свою очередь, представительный орган каждого района республики формируется из глав входящих в район сельских поселений, а также представителей от собраний сельских депутатов (по 1−3 человека от села, в зависимости от количества жителей в нём). Городские собрания депутатов избираются путем голосования жителей города за партийные списки кандидатов. Выборы депутатов горсобрания Махачкалы и мэра дагестанской столицы проходят в следующем порядке. Сначала в трех округах дагестанской столицы избирают путем прямого голосования депутатов собраний районов Махачкалы. Затем каждое районное собрание избирает из своего состава свою часть депутатов городского собрания. После формирования депутатского корпуса города, по представлению утвержденной главой Республики Дагестан конкурсной комиссии, депутаты городского собрания Махачкалы избирают мэра дагестанской столицы. Фактически прямые выборы депутатов районных собраний и мэров городов с 2014 года в Дагестане отменены.

Прошедшие в сентябре 2015 года «непрямые» выборы в муниципальные органы власти Дагестана имеют весьма шаткую легитимность с точки зрения Конституции РФ. Осенью 2015 года в Госдуму на предмет проверки легитимности дагестанских муниципальных выборов обратилась начальник Тарумовского межрайонного отдела Комиссии по борьбе с коррупцией Луиза Сулейманова. После запроса Сулеймановой 90 депутатов Государственной Думы РФ обратились в Конституционный суд РФ с просьбой дать заключение о конституционности тех местных выборов в РФ, которые проходили 13 сентября 2015 года с участием конкурсных комиссий.

1 декабря Конституционный суд принял постановление по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 3 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может толковаться и применяться как допускающий вхождение в состав сформированного из представителей поселений представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — иное противоречило бы выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П и сохраняющей свою силу правовой позиции, согласно которой представительный орган муниципального образования верхнего территориального уровня не может состоять из лиц, не избранных самим населением, — говорится в постановлении Конституционного суда РФ. — Отступление от приведенной правовой позиции, актуальной и применительно к ныне действующему правовому регулированию разграничения между уровнями публичной власти полномочий по определению порядка формирования представительного органа муниципальных районов, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального 45 образования, означало бы нарушение Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (части 2 и 3), 32 (часть 1) и 130 (часть 2)».

«Определение Конституционного суда вступило в законную силу, — говорит Луиза Сулейманова, подавшая осенью запрос в Госдуму о конституционности дагестанских муниципальных выборов. — И, следовательно, выборы, которые прошли в Дагестане с участием конкурсных комиссий, должны быть аннулированы. В других регионах такие выборы уже отменили, а в Дагестане пока не спешат отменить результаты выборов, прошедших 13 сентября».

После вступления в силу постановления Конституционного суда РФ и одобрительной реакции на него прокуратуры Дагестана, законодательная и исполнительная власти Дагестана обязаны по закону отреагировать на правовую оценку состоявшихся в сентябре 2015 года муниципальных выборов в республике. Признание этих выборов, де-юре означает, что мэр Махачкалы Муса Мусаев, мэр Дербента Малик Баглиев, мэр Кизляра Александр Шувалов, мэр Южно-Сухокумска Эсенбулат Магомедов, главы многих районов и сел являются нелегитимными и обязаны сложить свои полномочия. Все решения, которые они принимают, документы, которые подписывают, могут быть признаны незаконными. После того, как избранные по конкурсу муниципальные главы сложат свои полномочия, власти Дагестана обязаны назначить в 2016 году муниципальные перевыборы, а депутаты муниципальных образований обязаны в конкурсном порядке избрать новых глав.

«То, что Конституционный суд и прокуратура Дагестана признали выборы в республике незаконными, дискредитирует главу Дагестана Рамазана Абдулатипова, — заявил в беседе с EADaily источник в экспертной среде Дагестана. — Практически все мэры городов и главы районов, избранные по конкурсу в сентябре 2015 года, — это креатура нынешнего главы Дагестана».