Закон о государственной тайне

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября) следующие изменения и дополнения: 1. В тексте Закона слова «Министерство безопасности Российской Федерации» заменить словами «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» в соответствующих падежах. 2. В преамбуле Закона после слова «их» дополнить словами «засекречиванием или». 3. В статье 1 слово «представительной» заменить словом «законодательной». 4. Статью 2 дополнить абзацем девятым следующего содержания: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.». 5. В статье 4: в пункте 1: в абзаце первом слова «Верховный Совет Российской Федерации» заменить словами «Палаты Федерального Собрания»; в абзаце втором слово «осуществляет» заменить словом «осуществляют», слово «защиты» исключить; в абзаце третьем слово «утверждает» заменить словом «рассматривают», слова «республиканского бюджета Российской Федерации» заменить словами «федерального бюджета»; абзац четвертый исключить; абзац пятый изложить в следующей редакции: «определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;»; абзац шестой исключить; в пункте 2: в абзаце шестом слово «аппарате» заменить словом «Администрации»; абзац седьмой изложить в следующей редакции: «в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.»; пункт 3 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания: «в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.»; в пункте 4: в абзаце первом слова «республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга» заменить словами «органы государственной власти субъектов Российской Федерации»; в абзаце шестом слово «высшие» заменить словом «полномочные». 6. Название раздела II изложить в следующей редакции: «Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну». 7. Статью 5 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют: 1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства. об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); 3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.». 8. Название раздела III изложить в следующей редакции: «Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание». 9. В статье 6: название статьи изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений»; в тексте статьи слова «засекречивание сведений и их носителей», «засекречивание сведений» заменить словами «отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание» в соответствующих падежах. 10. В статье 7: название статьи изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию»; в абзаце первом части первой слова «Не подлежат засекречиванию сведения» заменить словами «Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения». 11. В статье 9: часть первую дополнить словами «, а также в соответствии с настоящим Законом»; первое предложение части третьей изложить в следующей редакции: «Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.»; часть четвертую после слова «формирует» дополнить словами «по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну,»; часть пятую после слова «тайне,» дополнить словами «в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне,». 12. Дополнить Закон статьей 21-1 следующего содержания: «С т а т ь я 21-1. Особый порядок допуска к государственной тайне Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.». 13. В абзаце втором части первой статьи 22 слова «особо опасным» исключить. 14. В статье 26: дополнить новой частью второй следующего содержания: «Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.»; часть вторую считать частью третьей. 15. Статью 30 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.». 16. Часть третью статьи 31 изложить в следующей редакции: «Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.». Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 6 октября 1997 года N 131-ФЗ </p>

Развернуть ▼
Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне».
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей
Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
Раздел VI. Защита государственной тайны
Статья 20. Органы защиты государственной тайны
Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
Статья 32. Прокурорский надзор

ГУБЕРНАТОР
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11.06.98 N 507-РГ

О соблюдении режима секретности и сохранении
государственной тайны в Московской области

В 1997 году проводились выборочные проверки состояния режима секретности и ведения секретного делопроизводства в организациях, администрациях городов и районов Московской области.
Проверке подвергались вопросы по выполнению требований Закона Российской Федерации «О государственной тайне»; Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР (Инструкция№ 0126), утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 12.05.87 №556-126; Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 № 1050.
В результате проверки выявлены следующие недостатки:

не на всех должностных лиц, работающих с секретными документами, оформлены допуски по установленной форме;
— учет секретных документов ведется с нарушением требований Инструкции ь 0126;
-не все документы, находящиеся в секретном делопроизводстве, зарегистрированы в книгах и журналах учета;
— несвоевременно проводится оформление и переоформление допусков на должностных лиц администраций городов и районов Московской области;
— имели место случаи ознакомления с секретными документами лиц, не имеющих допусков;
— имеются случаи несоответствия формы допуска степени секретности сведений, с которыми исполнитель фактически работает или к которым имеет доступ;

— отдельные дела, книги и журналы учета ведутся незарегистрированными по основному учету, т.е. фактически являются безучетными;
— имеются случаи пересылки секретных документов, учтеных только в машинописном бюро без учета по исходящим журналам;
— ряд документов, утративших свое практическое значение, не сдан в архив или не уничтожен, а находится в текущем делопроизводстве;
-низок уровень специальной подготовки лиц, отвечающих за ведение секретного делопроизводства.
Указанные недостатки могут привести к утрате секретных документов и создают предпосылки к разглашению государственной тайны.
Анализ ведения секретного делопроизводства и работы с секретными документами в некоторых администрациях городов и районов Московской области показал, что:
не все руководители придают должное значение работе по сохранению государственной тайны и ответственности, возложенной на них нормативными правовыми актами Российской Федерации;
имеют место случаи необоснованной ликвидации секретного делопроизводства и отсутствие информации об этом в Администрации Московской области;
при сокращении штата в первую очередь увольняются, как правило, работники, отвечающие за ведение секретного делопроизводства;
в некоторых органах местного самоуправления до настоящего времени не заведено секретное делопроизводство.
В целях защиты государственных интересов, наведения должного порядка в ведении секретного делопроизводства и обеспечения режима секретности на территории Московской области:
1. Руководителям органов исполнительной государственной власти Администрации Московской области, областных организаций, главам муниципальных образований Московской области:
1.1. Для проведения проверки организации и ведения секретного делопроизводства назначить комиссии из лиц, имеющих допуск по соответствующей форме.
1.2. Назначить лиц, ответственных за ведение секретного делопроизводства.
1.3. Уточнить номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на соответствующую форму допуска.
1.4. Проверить порядок оформления и наличие допусков соответствующей формы согласно требованиям Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и Инструкции № 0126 к секретным работам и документам на лиц, которым это необходимо для выполнения своих служебных обязанностей.
1.5. Провести проверку размещения режимных помещений и их оборудования с целью исключения возможности проникновения в них посторонних лиц.
1.6. Создать необходимые условия для ведения секретного делопроизводства и работы с секретными документами.
1.7. Провести отбор и уничтожение документов, дел, книг и журналов, утративших практическое значение и не имеющих исторической или иной ценности.
1.8. После окончания проверки принять меры к устранению выявленных недостатков и привести организацию и ведение секретного делопроизводства и режима секретности в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства.
Копию акта проверки представить в Департамент по региональной безопасности Администрации Московской области до 1 июля 1998 года.
1.9. О всех случаях разглашения или попытки разглашения секретных сведений немедленно информировать Департамент по региональной безопасности Администрации Московской области.
1.10 По окончании календарного года в соответствии с требованиями п. 384 Инструкции № 0126 проводить проверки наличия всех совершенно секретных и секретных документов, дел, книг и журналов, и экземпляр акта проверки представлять в Департамент по региональной безопасности Администрации Московской области до 20 февраля следующего за отчетным годом.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Департамент по региональной безопасности Администрации Московской области (Савенков Н.А.).

Губернатор
Московской области А.С.Тяжлов