Закон бесплатная юридическая помощь

Основные характеристики pro bono

Термин pro bono происходит от латинского pro bono publico (ради общественного блага). В широком смысле pro bono может означать любую помощь в решении общественно значимых проблем на безвозмездной основе.

Дефиниция pro bono с точки зрения юридических услуг наиболее полно дана в Декларации принципов pro bono Международной ассоциации юристов (IBA). В данном документе pro bono определяется как оказание квалифицированной юридической помощи представителям малообеспеченных слоев населения и некоммерческим организациям, которые их поддерживают, без вознаграждения и без ожидания вознаграждения.

Соответственно, основные характеристики pro bono – (1) безвозмездность, (2) квалифицированный характер (то есть оказание юридических услуг лицами, обладающими необходимым образованием, знаниями и навыками правового консультирования) и (3) направленность на те слои населения, которые нуждаются в юридической помощи, но не могут ее оплатить.

Представители малообеспеченных слоев населения не могут решить некоторые насущные проблемы (например, оформить документы или воспользоваться необходимыми льготами) без юридической поддержки. Многие некоммерческие организации не могут реализовать свои цели из-за административных сложностей (от регистрации организации до воплощения отдельных проектов) и отсутствия юридического опыта. Эти лица и организации часто не имеют возможности оплатить юридические услуги. В такой ситуации безвозмездная юридическая помощь необходима для осуществления их прав и деятельности.

История развития помощи на безвозмездной основе

Термин pro bono, который в настоящее время часто используется для обозначения любых бесплатных юридических услуг, был заимствован из юрисдикций общего права. Американская ассоциация юристов, многие штаты США, а также ассоциации юристов в Англии и других странах англо-саксонской правовой системы приняли свои кодексы этики юристов, рекомендующие каждому юристу оказывать определенный объем бесплатных услуг каждый год. Предпочтение при этом должно отдаваться оказанию услуг малоимущим людям и некоммерческим организациям (НКО), помогающим малоимущим людям. Лица, оказывающие услуги на основе pro bono, обязаны относиться к соответствующим проектам так же, как к проектам, за которые они получают вознаграждение, и должны применять те же стандарты качества.

В российском законодательстве право на бесплатную юридическую помощь появилось в конце XIX века (после реформ Александра II). На сегодняшний день такое право предусмотрено в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Соответствующую помощь могут (а в некоторых случаях – обязаны) оказывать различные лица. В частности, это государственные юридические бюро, негосударственные центры, практикующие юристы (адвокаты и юридические фирмы), а также учащиеся юридических факультетов вузов (например, через так называемые юридические клиники).

При этом сама концепция pro bono (в особенности в негосударственном секторе) является для России относительно новой. Однако она набирает все большее число последователей среди российских юристов, в частности юристов российских офисов международных юридических фирм.

Круг проектов, основанных на помощи pro bono

Например, в фирме Latham & Watkins каждому юристу рекомендуется тратить как минимум 60 часов в год на оказание услуг pro bono (независимо от офиса/страны, где работает юрист). Вовлеченность в проекты pro bono является одним из приоритетных направлений политики фирмы – время, в течение которого оказывались услуги pro bono, принимается во внимание так же, как оплачиваемые клиентами часы, для целей оценки работы и премирования юристов.

Юристы самостоятельно находят проекты, реализации которых они могут помочь в рамках pro bono, или работают по проектам pro bono, предлагаемым напрямую некоммерческими организациями либо через такие организации, как PILnet и TrustLaw. Юристы могут работать над проектами, наиболее им интересными, или теми, для которых у них есть подходящий набор знаний и навыков.

Latham & Watkins и другие юридические фирмы принимают внутренние правила определения круга лиц, которым могут оказываться услуги pro bono, а также перечня проектов для оказания услуг на безвозмездной основе. Тем не менее большинство правил составлены таким образом, что позволяют юристам помогать в решении обширного круга общественно значимых вопросов.

Например, в рамках проектов pro bono:

1. Юристы могут помогать по различным вопросам, связанным с деятельностью некоммерческих организаций, в частности с:

  • созданием и регистрацией;
  • получением необходимых разрешений для ведения деятельности;
  • подготовкой уставов и других учредительных документов;
  • разработкой внутренних документов (политик, регламентов и др.);
  • подготовкой договоров, необходимых в повседневной деятельности организаций (договоры аренды, подряда и др.);
  • решением вопросов трудового права;
  • обработкой персональных данных (согласие на обработку и др.); и
  • урегулированием конкретных вопросов, на решение которых направлена деятельность некоммерческой организации (например, помощь по прояснению порядка получения льгот, бесплатной медицинской помощи, выработка правовой позиции и др.).

2. Юристы могут оказывать различные юридические услуги (от подготовки меморандумов с описанием применимых правил до конкретных документов, получения разрешений или решения правовых вопросов) в связи с определенными проектами, осуществляемыми в общественных интересах, например проектами по:

  • охране и защите окружающей среды;
  • защите прав животных;
  • предотвращению дискриминации;
  • борьбе с насилием;
  • противодействию торговле людьми;
  • способствованию образованию;
  • популяризации искусства и культуры; и
  • защите прав бездомных, беженцев, ветеранов, детей, лиц с серьезными заболеваниями и социально незащищенных или слабо защищенных групп населения.

3. Юристы проводят тренинги с сотрудниками некоммерческих организаций по правовым вопросам, с которыми они сталкиваются в рамках их деятельности.

4. Юристы могут участвовать в совместных проектах с юридическими клиниками различных вузов.

Юридические клиники представляют собой программы вузов, в рамках которых студенты юридических факультетов могут консультировать по правовым вопросам обращающихся в юридические клиники лиц, как правило, некоммерческие организации и представителей малоимущих слоев населения. Юридические клиники созданы при многих российских вузах и функционируют на основании действующего законодательства. Они, как правило, консультируют по вопросам семейного и трудового права либо получения социальных льгот.

В рамках сотрудничества с юридическими клиниками практикующие юристы могут проводить тренинги или разрабатывать программы обучения студентов для развития их профессиональных навыков. Юристы также могут помогать студентам в правовом консультировании (например, проверять их выводы по конкретным вопросам).

В целом круг юридических услуг, которые могут оказываться на основе pro bono, широк, а вероятные направления работы pro bono – многочисленны. Каждый юрист должен понимать, что представители юридической профессии имеют особые возможности для оказания квалифицированной юридической помощи тем, кто в ней нуждается, но не в состоянии за нее заплатить. Выбор зависит от различных факторов – проблем в конкретном регионе, личностных убеждений и установок, квалификации, знаний и навыков.

Получение бесплатной юридической помощи
в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи (статья 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).

Виды бесплатной юридической помощи, оказываемой МВД России

Согласно статье 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение правового консультирования в устной и письменной форме в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
– супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
– дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
– родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
– лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
– граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
– граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Ссылка на скачивание: Типовая форма заявления

Положительный опыт проведения территориальными органами МВД России на региональном уровне мероприятий в рамках пилотного проекта «Неделя правового консультирования граждан».

Фонд «В защиту прав заключенных»

Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

Сайт: www.zashita-zk.org

«За права человека»

Общероссийское общественное движение «За права человека» создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».

Уставной целью Общероссийского Движения «За права человека» было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

Сайт: www.zaprava.ru

Комитет «Гражданское содействие»

Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане.

Сайт: refugee.ru

Комитет «За гражданские права»

Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности — мониторинг соблюдения прав человека (в том числе — в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.

Сайт: zagr.org

«Комитет против пыток»

Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.

Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Сайт: www.pytkam.net

Международное общество «Мемориал»

«Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Сайт: www.memo.ru

Московская Хельсинкская группа

Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией. Ее цель — содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Сайт: mhg-main.org

Фонд «Общественный вердикт»

Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.

Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.

Сайт: publicverdict.ru

«Россия без пыток»

«Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель» – совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Сайт: www.antipytki.ru

Союз Комитетов Солдатских Матерей России

Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это – самая крупная женская организация в России.

Сайт: www.ucsmr.ru

Трансперенси Интернешнл — Р

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Россия является автономной некоммерческой организацией, нацеленной на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения.

Деятельность Центра «ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

Сайт: transparency.org.ru/

«Фонд защиты гласности»

Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.

Сайт: www.gdf.ru

Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля»

Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.

Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.

§ 5. Нотариат и другие формы юридической помощи

1. Общие черты нотариата и адвокатуры

Юридическая помощь оказывается населению самыми различными представителями юридических профессий России: частными юристами, работающими самостоятельно либо в составе юридических фирм, адвокатами, нотариусами. Общее между ними заключается в работе на одном «правовом поле» в сфере гражданского оборота и наличии многих принципиально единых методов работы – правового консультирования, составления проектов документов, отражения в них воли участников сделки. Однако при этом между всеми представителями юридических профессий России, оказывающими правовую помощь населению, имеется ряд существенных отличий.

Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат. В отличие от других субъектов, оказывающих правовую помощь (частнопрактикующих юристов), деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательством. Согласно ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. В рамках действующей правовой системы России именно на адвокатуру и нотариат возложены функции по оказанию бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению.

Адвокат или нотариус не вправе отказать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов, занимающихся предпринимательской деятельностью и поэтому произвольно отбирающих клиентов для своей работы. Оказание бесплатной юридической помощи частнопрактикующими юристами основывается только на их собственном решении.

Следует отметить восприятие в новом Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» многих оправдавших себя конструкций и положений нотариального законодательства. Например, согласно ст. 1 приведенного Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Кроме того, в организации адвокатуры воспринята идея организации палат. Новый Закон об адвокатуре по образу нотариальных палат предусмотрел создание единых адвокатских палат субъектов РФ, а также создание Федеральной палаты адвокатов России.

2. Отличия нотариата и адвокатуры

Вместе с тем имеются существенные отличия адвокатуры и нотариата. Прежде всего, деятельность адвоката и клиента строится на основе договора поручения и имеет в этом смысле частноправовой характер. Адвокат является в известной мере «слугой клиента» и защищает его интересы. Именно на этом основывается состязательное начало судопроизводства, когда адвокаты каждой из сторон представляют доказательства в обоснование правоты своего клиента. Деятельность нотариуса в силу ее публично-правового характера происходит в рамках нотариального производства и жесткой связанности рамками закона. Нотариус обеспечивает для всех участников нотариального производства при совершении конкретного действия равные правовые условия, исполняя обязанность по обеспечению соблюдения закона в отношении всех лиц, в том числе и не обратившихся к нему, но права которых затрагиваются совершением нотариального действия. Поэтому взаимоотношения нотариусов и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют публично-правовую, а не договорную основу.

Наиболее наглядно публично-правовая основа деятельности нотариата проявляется на примере наследственных дел. Если бы ведение наследства происходило на состязательной основе, то наследство бы доставалось наиболее богатым и «ловким» наследникам, способным нанять лучшего юриста и отхватить большую часть наследства, не поставив в известность оставшихся наследников. Ведение наследственного дела независимым от сторон и беспристрастным нотариусом обеспечивает учет интересов всех наследников, выявление полного их круга, обеспечение равных на основе закона условий доступа к наследству в соответствии с волей наследодателя.

Размер оплаты адвоката в силу договорного ее характера определяется соглашением с клиентом и во многом определяется успехом ведения дела. Нотариус, в отличие от адвоката, взимает тариф за совершение нотариального действия, распределяемый соглашением лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Тем самым закон как бы заранее гарантирует объективность нотариуса, который не имеет никакой заинтересованности в решении вопроса в пользу одной из сторон.

Ставки тарифов за совершение нотариального действия установлены Законом РФ «О государственной пошлине» и не могут изменяться произвольно соглашением сторон, за исключением нотариальных действий, не отнесенных к обязательной компетенции нотариуса.

В силу публично-правового характера института нотариата число нотариусов ограничено и определяется совместно государственными органами юстиции и нотариальными палатами как публично-правовыми объединениями. Адвокаты самостоятельно регулируют свою численность. Кроме того, нотариус не имеет права совершения нотариальных действий за пределами своего нотариального округа, т.е. не может в отличие от адвоката работать там, куда приглашают его клиенты.

Изложенное не дает оснований принижать или преувеличивать значение нотариата либо адвокатуры в правовой системе России. Каждый из этих правовых институтов занимает свое собственное место. Если деятельность адвоката происходит преимущественно в суде, путем отстаивания в состязательной форме интересов клиента, то деятельность нотариуса происходит в рамках бесспорной юрисдикции, поскольку нотариус является представителем и государства, и всех лиц, обратившихся к нему за юридической помощью.

Указанные отличия адвокатуры и нотариата были положены в основу решения Верховного Суда России о признании частично недействительным абз. 3 п. 5.1 Инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике». Оспариваемое положение данных указаний предусматривало возможность принятия наследства на территории России иностранными гражданами, в том числе путем обращения к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи. Верховный Суд РФ отметил в решении, что коллегии адвокатов не наделяются полномочиями нотариальных органов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >