Заявительный порядок возмещения НДС

"Ускоренное" возмещение НДС: скрытые угрозы

Возмещать НДС из бюджета не только трудно, но и долго. Этот процесс, конечно, можно ускорить. Но, как это часто бывает, за "сервис" надо платить. А в случае с банковской гарантией можно заплатить две цены. Как этого избежать, вы узнаете из статьи.

Уже довольно давно плательщики НДС могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. Это позволяет им сделать ст. 176.1 Налогового кодекса. Название данной нормы указывает на то, что для возмещения долгожданной суммы НДС из бюджета достаточно заявить о своих намерениях. Несомненно, данный "упрощенный" порядок несет в себе много положительных моментов, главный из которых — возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется популярность данного метода.

Вместе с тем применение этого порядка возмещения таит в себе скрытые угрозы. А также предъявляет ряд жестких требований к плательщикам НДС.

Кроме этого, поскольку заявительный порядок возмещения НДС — явление все же новое, его, как и большинство нововведений, не обошли стороной законодательные пробелы. Восполнять их, как это часто бывает, приходится по ходу действий. Печально только то, что от этих недочетов и двоякости толкования продолжает страдать бизнес.

Общие условия применения "ускоренного" возмещения

По ускоренной схеме возмещения НДС могут работать практически все плательщики этого налога. Но при этом выделяют две категории компаний, которым может быть предоставлено такое право.

К первой категории относятся крупнейшие организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб., а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная категория плательщиков стоит особняком, ведь такие "гиганты" не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. И именно данная категория представляет для нас интерес, поскольку фактически каждый может воспользоваться этим правом.

Это интересно. Поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. При этом необходимо учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка (Письмо Банка России от 1 июня 2010 г. N 04-15-7/2630).

Как уже было сказано, для получения права воспользоваться заявительным порядком возмещения налога необходимо представить банковскую гарантию. Что же она собой представляет?

Для ответа на этот вопрос сначала проясним суть ускоренного варианта возврата. Она заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца. То есть деньги, которые фирме должна казна, не "зависают" между бюджетом и расчетным счетом компании на срок проведения проверки, а возвращаются в течение двух-трех недель. При этом в процессе проверки заявления налогоплательщика, обратившегося в инспекцию за "ускоренным" возмещением НДС, налоговый орган проверяет только формальные признаки, то есть правильность составления заявления, наличие и законность банковской гарантии и прочее. После этого, если все документы в порядке, инспекция возмещает налог на расчетный счет или делает зачет суммы переплаты по налогу. Но это вовсе не означает, что проверять обоснованность вычетов будут тоже формально. Так что камеральный контроль будет проходить для этой фирмы в общем порядке. И далеко не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся. Именно поэтому государство в лице налоговой службы должно гарантированно обеспечить возможность возврата излишне возмещенных денег из бюджета. Как раз для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. То есть банковская гарантия обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар — лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция;
  • принципал — основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога;
  • гарант — банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут быть банки, которые включены в специальный перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Минфином России, который публикует его на официальном сайте.

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет;
  2. наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;
  3. соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  4. отсутствие требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Это важно. Хотя в пп.

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

1 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса речь идет исключительно о налогоплательщиках-организациях, а в пп. 2 названной нормы указано "налогоплательщики", все же можно утверждать, что воспользоваться ускоренным возмещением налога также вправе индивидуальные предприниматели.

Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

  1. она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  2. она не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 Налогового кодекса;
  3. срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  4. сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
  5. банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Из каких соображений действовали законодатели, установив минимальный срок действия, равный восьми месяцам, не совсем понятно. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет.

Конечно, можно попытаться объяснить столь длительный срок тем, что гарантия должна действовать и в тот период времени, пока компания пройдет все этапы обжалования решения инспекции об отказе в возмещении части суммы или полностью. Но тогда почему именно компания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии в этот период времени? Тем острее встает этот вопрос, когда компания все же докажет правомерность своих вычетов по НДС.

Кроме этого, нечеткая формулировка о сроке гарантии в Кодексе вызывает вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Можно ли ограничиться формулировкой "банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению"?

Это интересно. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены, то есть не ограничены.

Если порассуждать на эту тему, то мы придем к выводу, что подобная формулировка недопустима и гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно ст. 190 Гражданского кодекса установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, в которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить, что является несоответствием требованиям.

Продление срока гарантии

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Представим ситуацию, когда компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии. Наверняка инспектор в этом случае откажет вам в заявительном порядке возмещения НДС. Мотивируют это решение налоговики обычно тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна. Так, в суде был рассмотрен спор по данным основаниям, и правда осталась за фирмой. Арбитры обосновали свое решение следующим образом. Поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. N А19-4801/2011).

Порядок применения "ускоренного" возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию заявление о применении этого порядка. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что заявление составляется в свободной форме.

В заявлении указывают реквизиты своего банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения. Кроме того, в заявлении необходимо указать, что фирма обязуется в случае неподтверждения контролерами правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, а также уплатить проценты в случае необходимости (примерный образец заявления см. ниже).

Документ

—————————————————————————¬
¦ В ИФНС России N 23 по г. Москве ¦
¦ от ООО "Омега" ¦
¦ ИНН/КПП 7723546982/772301001 ¦
¦ г. Москва, ул. Лескова, д. 26, офис N 13¦
¦ ¦
¦ ЗАЯВЛЕНИЕ ¦
¦ о применении заявительного порядка возмещения НДС ¦
¦ ¦
¦В соответствии со ст. 176.1 Налогового кодекса РФ ООО "Омега" просит¦
¦возместить НДС в размере один миллион (1 000 000) рублей на основании¦
¦налоговой декларации по НДС за I квартал 2012 г. путем возврата на¦
¦расчетный счет нашей организации (расчетный счет N 40124563562345869725¦
¦в Сбербанке России, БИК 044525225, корсчет N 30561212635623562). ¦
¦При полной или частичной отмене решения налоговым органом о возмещении¦
¦сумм налога организация обязуется вернуть излишне полученные денежные¦
¦средства и уплатить проценты за их использование. ¦
¦ ¦
¦ 9 апреля 2012 г. ¦
¦ ¦
¦ А.А. Галицкий ¦
¦Генеральный директор ООО "Омега" ————- ¦
¦ (подпись) ¦
¦ Т.А. Жорина ¦
¦Главный бухгалтер ООО "Омега" ————- ¦
¦ (подпись) ¦
L—————————————————————————

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении. Для того чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Это важно. Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пени, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в "ускоренном" режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога налоговики направят в казначейство на следующий рабочий день после дня принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, начиная с 12-го дня после подачи заявления на сумму не возвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется. Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке. Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в Письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Учет банковской гарантии

Для того чтобы наглядно отобразить, каким образом учитывается в организации получение банковской гарантии, а также операции, связанные с заявительным порядком возмещения НДС, обратимся к примеру.

Пример. ООО "Омега" воспользовалось правом на заявительный порядок возмещения НДС, для чего получила банковскую гарантию 2 апреля 2012 г. Сумма вознаграждения банка составила 50 000 руб. и была списана с расчетного счета фирмы в день выдачи банковской гарантии. Инспекция 12 апреля 2012 г. возместила компании НДС в размере 1 000 000 руб. По итогам камеральной проверки было выявлено неправомерное принятие к вычету НДС в размере 100 000 руб. В результате обществу было отказано в возмещении на данную сумму и выставлено требование от 28 мая 2012 г. о возврате денежных средств и уплате соответствующих процентов. Компания исполнила требование 1 июня 2012 г. Ставка рефинансирования составила 8 процентов и в рассматриваемый период оставалась неизменной.

Бухгалтер ООО "Омега" сделает следующие проводки.

На 2 апреля:

Дебет 76 Кредит 51

  • 50 000 руб. — списана сумма вознаграждения банка;

Дебет 91-2 Кредит 76

  • 50 000 руб. — вознаграждение банка отражено в составе прочих расходов.

На 12 апреля:

Дебет 51 Кредит 68

  • 1 000 000 руб. — отражено возмещение НДС.

На 28 мая:

——————-¬
¦Дебет 68 Кредит 19¦
L——————-

  • 100 000 руб. — принятие к вычету спорной суммы НДС;

Дебет 99 Кредит 68

  • 2060,27 руб. ((100 000 руб. x (8% x 2) : 365 дн.) x 47 дн.) — отражена сумма процентов, начисленная налоговым органом.

На 1 июня:

Дебет 68 Кредит 51

  • 100 000 руб. — отражена уплата спорной суммы НДС в бюджет;

Дебет 99 Кредит 68

  • 2191,78 руб. ((100 000 руб. x (8% x 2) : 365 дн.) x 50 дн.) — отражена уплата процентов.

Д.Начаркин

Эксперт "НА"

Новые критерии для ускоренного возврата НДС

СОБЛЮДИ ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК!

Процессуальные кодексы (статья 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статья 125 Кодекса административного судопроизводства РФ) обязывают истцов указать в заявлении, в чем заключается нарушение или угроза нарушения их интересов со стороны ответчика. К исковому заявлению истец обязан приложить документы, обосновывающие предъявление требований к ответчику, а в ходе судебного разбирательства гражданского, арбитражного или административного дела – доказать допущенное нарушение. Говоря иначе, истец должен доказать, что ответчик что-то не сделал (отказался сделать), и это повлекло нарушение его прав либо создало угрозу нарушения. Если рассуждать более узко, истцу нужно обосновать, что до обращения в суд он пытался решить свои вопросы, как говорят, мирным путем, но увы – ничего не вышло.

Многие этими правилами пренебрегают. Не прибегая к первоначальным контактам с потенциальным ответчиком, сразу обращаются в суд, рассчитывая, что он и разрешит все вопросы. Особенно то касается споров с государственными органами – пенсионным фондом, когда речь идет о праве на досрочную пенсию, с органами местного самоуправления (администрациями и исполнительными комитетами городов и районов), когда заходит разговор о постановке в очередь на жилье, признании права собственности на самовольные постройки, сохранении жилых помещений в перепланированном состоянии и т.д. Видимо, народ настолько привык, что после обращения в государственный орган последует отказ, что решают не «заморачиваться» с обращением туда. Сразу – в суд.

Такой подход крайне не верен. Ведь суд нужен для того, чтобы разрешать спорные ситуации, когда они возникнут. А такие ситуации не могут возникнуть без диалога между потенциальными истцом и ответчиком. И только если диалог не принес желаемого результата, – вот она, спорная ситуация, которая подлежит передаче на рассмотрение суда. Ведь теоретически государственный ил муниципальный орган, до того, как человек непосредственно в него (или к нему – кому как нравится) не обратился, и не знает о его проблеме. Значит, не может ему ни отказать, ни удовлетворить его просьбу. Обратился человек, подал заявление, в котором изложил свои просьбы, – другое дело, стало быть, сообщил о своей проблеме этому органу, попросил содействия и помощи. Государственный ил муниципальный орган должен такое заявление принять, рассмотреть, и вынести решение (притом – мотивированное) об удовлетворении заявления или об отказе в этом. Отказал – идите с этим отказом в суд и оспаривайте его по всем правилам.

Надо сказать, что так называемый заявительный порядок перед обращением в суд, не всегда присущ только отношениям с властными структурами. Даже в частно-правовых отношениях между гражданами, организациями до обращения в суд иногда требуется направление претензии, то есть требования о добровольном исполнении обязательства. Такое требование может быть изложено в договоре, а порой оно прямо предусмотрено законом (например, когда имеют место отношения, связанные с невыплатами страхового возмещения по договору ОСАГО, с перевозками грузов, пассажиров, багажа).

Достаточно часто в судах, еще на стадии приема исков, судьи говорят потенциальным истцам, мол, у вас сейчас и спора-то нет. Это как раз тот самый случай, когда истец миновал обращение к потенциальному ответчику, который формально и знать-то не знает о его вопросе. В судебном же заседании на такую ситуацию смотрят просто: истец не доказал своего обращения к ответчику, значит, не доказал наличия спора, нарушения своих прав. Отсюда, – решение суда об отказе в иске. Более лояльный вариант – оставление искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Почему более лояльный – потому что оставление иска без рассмотрения не препятствует повторной его подаче после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления без рассмотрения, да и государственная пошлина подлежит возврату, поскольку фактически не была исполнена. При вынесении же решения об отказе в удовлетворении иска ситуация более усложнена – повторное обращение в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, государственная пошлина остается в государственном бюджете, да и у ответчика возникает право на возмещение судебных расходов с истца.

Поэтому, прежде чем судиться, попытайтесь договориться (аж в рифму сказал!). Особенно, если в качестве потенциального ответчика вы наметили орган местного самоуправления, обязанный, например, по вашему мнению поставить вас на учет в качестве нуждающего в улучшении жилищных условий. Подайте туда соответствующее заявление, приложите необходимые, на ваш взгляд, документы. Имейте в виду – обращение туда дожно быть зафиксировано официально – роспись уполномоченного лица на вашем экземпляре заявления, штамп с датой и входящим номером, а не просто дружеское общение и «от ворот поворот». Вот оно – доказательство обращения. А дальше ждите официального ответа. Дождетесь, а он не понравился, – тогда идете в суд. Не дождетесь по истечении месяца, – тоже возникает право на обращение в суд, поскольку «молчание» в данном случае можно приравнять к отказу – вопрос-то положительно не решен, зато доказан факт обращения за его решением.

Вернуться в раздел Советы

Возмещение НДС в заявительном порядке становится доступнее

см. также Возврат НДС (из бюджета)

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют (ст. 176.1 НК РФ):

  • Налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС (возврат НДС или зачет НДС), действующую банковскую гарантию для целей налогового законодательства;

  • Налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за 3 календарных года, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд.

    Ускоренное возмещение НДС: плюсы и минусы нового порядка

    руб (при условии, что со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет).

Налогоплательщики реализуют право возмещения НДС (возврат, зачет) в заявительном порядке путем подачи в налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС с указанием реквизитов банковского счета для возврата НДС. В заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы НДС, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении НДС в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

В течение 5 дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных п. 2, 4, 6 и 7 ст. 176.1 НК РФ, а также наличие у налогоплательщика недоимки по НДС, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы НДС в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении НДС в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете НДС в заявительном порядке и (или) решение о возврате НДС(полностью или частично)  в заявительном порядке.

О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. При этом в сообщении о принятии решения об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке указываются нормы ст. 176.1 НК РФ, нарушенные налогоплательщиком.

Принятие решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке не изменяет порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по НДС. В случае вынесения решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке возмещение налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены "статьей 176" настоящего Кодекса.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке над суммами указанных недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения.

В течение пяти дней со дня получения указанного в "абзаце первом" настоящего пункта поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным "законодательством" Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного "пунктом 7" настоящей статьи. Процентная ставка принимается равной "ставке" рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.

В случае, если предусмотренные настоящим пунктом проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов и не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет в территориальный орган Федерального казначейства оформленное на основании этого решения поручение на уплату оставшейся суммы процентов.

Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки (которые установлены ст. 88 НК РФ), камеральной налоговой проверки на основе представленной налоговой декларации по НДС.

В случае, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение 7 дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со ст. 101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176.1 НК РФ, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения принимает решение об отмене решения о возмещении НДС в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) НДС в заявительном порядке и (или) решения о зачете НДС в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

Одновременно с сообщением о принятии решения об отмене решения о возмещении НДС налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС (включая проценты, предусмотренные п. 10 (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы НДС в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы НДС начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Требование о возврате НДС должно содержать сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) о суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) о сумме процентов, предусмотренных "пунктом 10" настоящей статьи, подлежащих возврату в бюджет;

4) о сумме процентов, начисленных в соответствии с "пунктом 17" настоящей статьи на момент направления требования о возврате;

5) о сроке исполнения требования о возврате, установленном "пунктом 20" настоящей статьи;

6) о мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы НДС и процентов, указанные в требовании о возврате, в течение 5 дней с даты его получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, суммы налоговый орган направляет в банк требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

В течение 10 дней после исполнения обязанности банка по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

После подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного п. 7 ст. 176.1 НК РФ, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком до принятия решения, предусмотренного абзацем первым п. 8 ст. 176.1 НК РФ, то такое решение по ранее поданной налоговой декларации не принимается.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом "решения" о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия "решения" об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов в порядке, предусмотренном п. 17-23 ст. 176.1 НК РФ.