Задачи по муниципальному праву

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 Московский институт экономики, менеджмента и права Кафедра «Государственно-правовые дисциплины» О.С. Поддубная ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Cборник задач Москва 2007 1 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com УДК 351 ББК 67.400 Составитель: Поддубная О.С., старший преподаватель Московского института экономики, менеджмента и права Правовые основы местного самоуправления: сборник задач./ Сост. О.С. Поддубная – М.: МИЭМП, 2007. – 64 с. Дополнительные методические материалы рассчитаны на активизацию студентов по изучению основных вопросов в сфере местного самоуправления. Они включают варианты возможных практических ситуаций, которые возникают в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Сборник задач может быть использован студентами в порядке самоконтроля знаний по дисциплинам: «Муниципальное право», «Правовые основы местного самоуправления». УДК 351 ББК 67.400 © Поддубная О.С., 2007 © Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007 2 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………….5 Тема №1 Понятие и принципы местного самоуправления……………….7 Тема №2 Понятие правовых основ местного самоуправления. Их развитие……………………………………………………………………………….13 Тема №3 Источники права о местном самоуправлении. Их клас- сификация……………………………………………………………………………15 Тема №4 Основные направления государственной политики в сфере правового регулирования местного самоуправления……………………19 Тема №5 Европейская хартия о местном самоуправлении и другие международные акты в области местного самоуправления…………22 Тема № 6 Место конституции Российской Федерации в сфере правого регулирования местного самоуправления………………………………….25 Тема № 7 Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления. Его значение для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации…….28 Тема №8 Федеральное законодательство об избирательных правах граждан в сфере местного самоуправления……………………………….30 Тема №9 Федеральное законодательство о финансово-экономических основах местного самоуправления…………………………………………..35 Тема №10 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО)……………….39 Тема №11 Федеральное законодательство о правовом регулировании муниципальной службы…………………………………………………………41 Тема № 12 Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации…………………………………………..44 Тема № 13 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (на основании опыта г. Москвы)…………….46 Тема № 14 Особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях Российской Федерации…………………….48 Тема № 15 Понятие и виды актов местного самоуправления………50 Тема № 16 Устав муниципального образования и его значение в правовом регулировании местного самоуправления……………………51 Тема № 17 Полномочия и компетенция органов местного само- управления…………………………………………………………………………52 3 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Тема № 18 Соотношение федерального законодательства, законо- дательства субъектов Российской Федерации и актов местного само- управления в правовом регулировании. Разрешение коллизий………54 Тема № 19 Основные направления совершенствования нормативно- правового регулирования местного самоуправления………………….56 4 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ВВЕДЕНИЕ Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации сегодня можно отнести к общественно значимым в среде публичного управления. Конституция России закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как форму народовластия, что обусловило важность данного явления. Оно предполагает достаточно широкое участие населения в управлении делами общества. Для понимания правовых форм и методов управления на муни- ципальном уровне, обучающимся предлагается ознакомиться с правовыми основами местного самоуправления и самостоятельно провести анализ основных положений российского законодательства и правопримени- тельной практики. Изучение любой юридической дисциплины, в том числе и «Правовых основ местного самоуправления», покажет лучший результат, если в процессе изучения рассматривать судебную практику и другую правоприменительную деятельность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации 1993 года, публичная власть включает государствен- ную власть и муниципальную власть (местное само-управление). Сейчас на федеральном и региональном уровне активно разрабатывается и совершенствуется нормативно – правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. Целью учебного курса «Правовые основы местного самоуправления» является ознакомле- ние студентов с правовыми основами местного самоуправления с точки зрения системного подхода. Основные приоритеты курса: — усвоение правовых основ местного самоуправления, организационной структуры и содержания деятельности органов местного самоуправления; — исходя из анализа существующих подходов и нормативных актов, а также доктринальных источников, изучение основных правовых категорий, действующих в сфере местного самоуправления; — формирование профессиональных качеств и высокого уровня правосознания; — овладение знаниями, необходимыми для правовой деятельности в сфере местного самоуправления. 5 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Предлагаемый «задачник» позволит ознакомиться с основными проблемами, которые возникают в процессе становления и реализации местного самоуправления в Российской федерации и отдельных ее субъектах, а также даст возможность применить имеющиеся знания на практике при решении правовых задач. Следует помнить, что юридические задачи не всегда имеют одно- значное толкование и решение. Рекомендуется в процессе работы пользоваться законами и подзаконными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также международными актами. С целью поиска оптимальных решений представляется возможным изучать судебную практику по рассматриваемым вопросам. Планомерное и старательное решение задач позволит сформировать важные профессиональные навыки юриста, такие как: — ориентация в действующем законодательстве, — возможность разрешения правовых коллизий, — быстрый поиск оптимальных правовых решений, — умение выделять главное, — способность критически оценивать ситуацию и отстаивать свою позицию, — другие. Задачник сформирован на базе курса «Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации», и включает в себя задачи 19-ти тем и тестовые задания по курсу. Рекомендуется решать задачи параллельно с прохождением темы. В каждой теме содержатся задачи, которые в процессе решения позволяют глубже уяснить отдельные вопросы данной темы. Некоторые задачи имеют повышенный уровень сложности*, другие требуют раскрытия основных вопросов темы. В любом случае, задания предполагают использование определенного творческого подхода и умения сформировать собственную правовую позицию по спорному вопросу. Задачник предназначен: для студентов и слушателей, изучающих правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации; для аспирантов, соискателей и преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами местного самоуправления. 6 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ТЕМА №1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Правовые основы местного самоуправления базируются на ключевых понятиях, которые изучаются в рамках данной темы. Правильно уяснить, что такое местное самоуправление в России и на каких принципах оно основывается, является первой задачей при изучении курса. Конституция Российской Федерации не закрепляет понятия местного самоуправления, а на практике наблюдается разнообразие в понимании этого института публичной власти. Понятие местного самоуправления дается на нескольких уровнях правового регулиро- вания, при этом главным является то, которое закреплено на уровне федерального закона. — Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (№131- ФЗ от 06.10.2003г.). — Местное самоуправление – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. (Европейская хартия местного самоуправления) Принципы (неизменные идеи, лежащие в основе) местного само- управления позволяют в дальнейшем формировать правовую базу и гарантируют ее стабильность: — принцип ответственности, — принцип законности, — принцип самостоятельности, — принцип гласности, — принцип организационной обособленности, — принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, 7 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com — принцип финансовой самостоятельности, — и другие. Они нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, федеральном и региональном законодательствах. Согласно Конституции Российской Федерации (Ст.72 п.»н»), установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Функции местного самоуправления позволяют реализовать данный институт власти в полном объеме. Это основные направления деятельности местного самоуправления, которые реализуются с использованием различных полномочий местного самоуправления (исключительных, общих, делегированных, других). В зависимости от содержания, можно выделить несколько функций: — обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения, — управление муниципальной собственностью и финансами, — обеспечение потребности населения в социально-экономических услугах, — обеспечения развития соответствующей территории, — охрана общественного порядка, обеспечение режима законности, — защита интересов и прав местного самоуправления, — другие. Вопросы местного значения – это те вопросы, которые решаются в муниципальном образовании и в настоящее время регламентируются также несколькими нормативно-правовыми актами (№154-ФЗ (ст.6), №131-ФЗ (ст.14-16,79)). При этом планируется после полного введения в действие норм федерального закона №131-ФЗ достаточно четко распределить вопросы местного значения по разным типам муниципальных образований, в отличие от федерального закона №154-ФЗ: — поселение (городское, сельское), — городской округ, — муниципальный район, — внутригородская территория города федерального значения (на основе законов этих городов может устанавливаться отличный от федерального закона №131-ФЗ перечень вопросов). В рамках данной темы студентам предлагается выявить и раскрыть содержание принципов местного самоуправления, оценить влияние правового закрепления принципов на реализацию местного самоуправления. 8 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com При решении задач обязательным является использование федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ в действующей редакции. В процессе принятия решения по задаче следует оценивать реальную практическую применимость принципов местного самоуправления. Задача №1 Местное самоуправление – это система организации деятельности жителей муниципального района для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Такое понятие зафиксировано в уставе муниципального образования. Назовите и раскройте принципы местного самоуправления, закреплен- ные в данном понятии. В чем состоит неточность формулировки устава в соответствии с федеральным законодательством? Задача №2 При формировании органов местного самоуправления в муни- ципальном образовании ( поселении), население получило рекомендацию о структуре и составе таких органов. Рекомендация была закреплена в решении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Какой принцип местного самоуправления в данном случае нарушен? Поясните ответ. Задача №3 В субъекте Российской Федерации законом закреплена двухуров- невая система организации местного самоуправления. Это означает наличие муниципального образования (района и поселений в составе района), не обладающего статусом самостоятельных муниципальных образований. Как данное положение может быть отражено в структуре органов местного самоуправления на территории района? Соответствует ли данная структура органов местного самоуправления требованиям закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 (Федеральный закон). Каким образом должна реализовываться двухуровневая система организации местного самоуправления в Российской Федерации. 9 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Задача №4 Граждане Российской Федерации обратились в суд с заявлением о признании недействительными Закона Н-ской области «О местном самоуправлении в Н-ской области» в части, устанавливающей, что устав муниципального образования вступает в силу после его регистрации, и Закона Н-ской области «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Н-ской области» в части установления требования о том, что государственная регистрация устава муни- ципального образования является необходимым условием вступления устава в силу. При этом они ссылались на противоречие названных Законов области в данной части Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому, устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), и это обстоятельство, по мнению заявителей, не связывается с фактом регистрации устава. Какое решение должен вынести суд, исходя из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации»? Задача №5 Рассматривая принципы местного самоуправления, студент выделил из их перечня принцип финансовой самостоятельности, как принцип, который не применяется в настоящее время в Российской Федерации. Студент обосновал свой выбор тем, что перечень налогов и сборов, которые формируют местные бюджеты, определяется Налоговым Кодексом Российской Федерации, и органы местного самоуправления не имеют права устанавливать иные налоги, как способ «наполнения» бюджетов. Также он заявил, что органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять степень необходимой государственной поддержки, так как такая поддержка определяется централизованно во время принятия государственных бюджетов на очередной финансовый год. Так как же можно говорить о финансовой самостоятельности на практике, если все доходы зависят от государственных органов, а не от органов местного самоуправления… «Нет самостоятельности», – утверждал студент. В чем состояла неточность ответа студента при определении практической применимости данного принципа? Какие правовые проблемы, по 10 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7

В.Т. Батычко
Муниципальное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

Предыдущая

2.2. Основные теории местного самоуправления

Теории о местном самоуправлении появляются в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII — XIX веков.

Ученые использовали различный подход к определению числа теорий о местном самоуправлении.

Лазаревский Н.И. считал, что существуют всего четыре теории самоуправления: теория свободной общины; хозяйственная и общественная теория самоуправления; самоуправляющаяся единица, как юридическое лицо; политические.

Михайлов Г.С. доводит до нашего сведения наличие трех теорий самоуправления: хозяйственную и общественную; государственную; политические.

Фадеев В.И. называет пять теорий самоуправления: теория свободной общины; общественная теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория социального обслуживания.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства.

Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.

Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины — это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.

Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами.

Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление — вот откровенный вывод школы германских юристов.

Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.

Предыдущая

Казус

Представительный орган муниципального образования принял решение, затрагивающее права человека и гражданина. Данное решение было размещено на информационных стендах в общественных местах и в здании администрации.

Вступил ли данный акт в силу?

Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ, все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
Согласно пункту 2 статьи 47 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Таким образом, момент вступления в силу актов органов местного самоуправления при условии, что это – нормативные правовые акты, затрагивающие права человека и гражданина, связывается с первым официальным опубликованием такого акта В СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ – либо в периодическом печатном издании соответствующего муниципального образования, либо в сетевом издании, например, на сайте муниципального образования.
Информационный стенд в общественном месте и в здании администрации не входит в установленный федеральным законом перечень источников информации, первая публикация в которых связывается с моментом вступления в силу нормативного акта органа местного самоуправления, затрагивающего права человека и гражданина. Поэтому, если указанное в условии решение является нормативным актом, оно при таком характере опубликования не может рассматриваться как вступившее в законную силу, порождающее правовые последствия и подлежащее применению.
Если же указанное в условие решение, хоть и затрагивает права и свободы человека, но при этом не является нормативным правовым актом, подлежит применению пункт 1 статьи 47 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного, ненормативное решение органа местного самоуправления может рассматриваться как вступившее в законную силу, если уставом муниципального образования момент вступления в силу связывается с моментом размещения такого акта на информационных стендах в общественных местах и администрации, либо если уставом данный вопрос не урегулирован.

Вернуться к списку вопросов

М.: 2012. — 687 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». На основе новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, муниципальных правовых актов, практики их применения раскрываются самобытность муниципального права и местного самоуправления России, основные принципы деятельности и полномочия органов местного самоуправления, зарубежный опыт организации местного самоуправления, особенности международно-правового регулирования местного самоуправления. Для закрепления теоретического материала к каждой главе прилагаются контрольные вопросы, задания и казусы, требующие самостоятельного решения. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов вузов, студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также всех, кто интересуется вопросами осуществления муниципальной реформы в России.

Формат: pdf

Размер: 4 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ 5
Глава 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 6
1.1. Муниципальное право — комплексная отрасль российского права 6
1.2. Муниципально-правовой режим 11
1.3. Предмет муниципального права 16
1.4. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений 25
1.5. Муниципально-правовые отношения 29
1.6. Муниципально-правовые конструкции 37
1.7. Источники отрасли муниципального права 40
Глава 2. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 45
2.1. Понятие системы муниципального права и его структура 45
2.2. Муниципальное право, муниципальное законодательство и права человека 53
2.3. Общая часть как базовое подразделение системы муниципального права 57
2.4. Состав и структура особенной части муниципального права 65
2.5. Место муниципального права в системе российского права 68
Глава 3. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 73
3.1. Муниципальное право как наука 73
3.2. Муниципальное право как учебная дисциплина 76
РАЗДЕЛ II. САМОБЫТНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 79
Глава 4. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СИСТЕМА 80
4.1. Понятие местного самоуправления 80
4.2. Принципы местного самоуправления 84
4.3. Система местного самоуправления 90
Глава 5. ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 94
5.1. Становление местного самоуправления в России 94
5.2. Советская система организации власти на местах 98
5.3. Местное самоуправление в СССР и после распада СССР ЮЗ
5.4. Местное самоуправление в России в период поэтапной конституционной реформы 108
5.5. Местное самоуправление в Российской Федерации в 1993—2006 гг. 112
Глава 6. ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 122
6.1. Общая характеристика правовой организации местного самоуправления 122
6.2. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении 124
6.3. Федеральное законодательство о местном самоуправлении 130
6.4. Региональное законодательство о местном самоуправлении 135
6.5. Судебные решения как источники муниципального права 139
6.6. Устав муниципального образования 144
6.7. Муниципальные правовые акты 149
6.8. Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления 152
Глава 7. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 161
7.1. Особенности территориальной организации местного самоуправления. Понятие муниципального образования, его общие и специальные виды 161
7.2. Территория муниципального образования 169
7.3. Установление и изменение границ муниципальных образований 172
7.4. Преобразование муниципальных образований 175
Глава 8. МОДЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 179
8.1. Организационные модели местного самоуправления 179
8.2. Представительный орган муниципального образования 186
8.3. Глава муниципального образования 200
8.4. Местная администрация 205
8.5. Контрольный орган муниципального образования 213
8.6. Избирательная комиссия муниципального образования 218
8.7. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 221
8.8. Муниципальная служба 228
Глава 9. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 244
9.1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления 244
9.2. Местный референдум 249
9.3. Муниципальные выборы 258
9.4. Порядок голосования населения МО по вопросам местного самоуправления 264
9.5. Сход граждан 265
9.6. Правотворческая инициатива граждан 268
9.7. Территориальное общественное самоуправление 272
9.8. Публичные слушания 279
9.9. Собрание граждан 283
9.10. Конференция граждан (собрание делегатов) 285
9.11. Опрос граждан 287
9.12. Обращения граждан в органы местного самоуправления 289
9.13. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты и иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 293
Глава 10. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 298
10.1. Общая характеристика форм межмуниципального сотрудничества 298
10.2. Общероссийские объединения муниципальных образований 299
10.3. Региональные советы муниципальных образований 301
10.4. Межмуниципальные организации 304
10.5. Некоммерческие организации муниципальных образований 307
Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 311
11.1. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 311
11.2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 322
11.3. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством 327
11.4. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством 334
11.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами 336
Глава 12. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 339
12.1. Понятие и виды гарантий местного самоуправления 339
12.2. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления 340
12.3. Гарантии, обеспечивающие материальную основу местного самоуправления 343
12.4. Гарантии защиты права на местное самоуправление 347
12.5. Муниципальный контроль 348
12.6. Общий надзор прокуратуры за соблюдением органами местного самоуправления Конституции РФ, законов, муниципальных правовых актов 352
РАЗДЕЛ III. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 357
Глава 13. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 358
13.1. Общая характеристика компетенции местного самоуправления. Великая хартия муниципальных прав 358
13.2. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа 362
13.3. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 369
13.4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 381
13.5. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления 391
13.6. Взаимоотношения органов местного самоуправления и немуниципальных организаций 402
13.7. Муниципальный заказ 408
Глава 14. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 420
14.1. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления в сфере экономики 420
14.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере тарифного регулирования 431
14.3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере развития предпринимательства 437
Глава 15. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ 443
15.1. Общая характеристика местных финансов 443
15.2. Местные налоги 456
15.3. Формирование и исполнение местных бюджетов 463
15.4. Управление целевыми бюджетными и внебюджетными фондами 471
15.5. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях 474
Глава 16. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 483
16.1. Понятие и состав муниципальной собственности 483
16.2. Порядок формирования муниципальной собственности 488
16.3. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью 499
16.4. Порядок создания и деятельности организаций с участием муниципальных образований 502
16.5. Заключение сделок с муниципальной собственностью 507
16.6. Приватизация муниципальной собственности 510
16.7. Учет муниципальной собственности 513
Глава 17. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 518
17.1. Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений 518
17.2. Участие органов местного самоуправления в разграничении государственной собственности на землю и управлении земельными участками, находящимися в государственной собственности до ее разграничения 521
17.3. Приобретение земельных участков в муниципальную собственность 526
17.4. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам 529
17.5. Публичные полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений 534
Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 540
18.1. Управление муниципальным хозяйством: общая характеристика 540
18.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства 543
18.3. Полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере и в области благоустройства территории 560
18.4. Полномочия органов местного самоуправления в области транспортного обслуживания населения 568
18.5. Полномочия органов местного самоуправления в иных сферах управления муниципальным хозяйством 571
Глава 19. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 575
Глава 20. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ 582
20.1. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в социально-культурной сфере 582
20.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения 585
20.3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования 592
209.4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта 596
20.5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения 601
20.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг 606
20.7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики 609
Глава 21. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 613
21.1. Содействие правоохранительным органам со стороны местного самоуправления 613
21.2. Организация муниципальной милиции 616
21.3. Участие населения в охране общественного порядка 624
21.4. Обеспечение всеобщей воинской обязанности 628
21.5. Участие органов местного самоуправления в гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 631
РАЗДЕЛ IV. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 637
Глава 22. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 638
22.1. Общая характеристика правового регулирования местного самоуправления в зарубежных странах 638
22.2. Англосаксонская правовая система местного самоуправления 645
22.3. Континентальная правовая система местного самоуправления 648
22.4. Иберийская правовая система местного самоуправления 655
22.5. Смешанные правовые системы местного самоуправления 657
Глава 23. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 664
23.1. Международно-правовое регулирование местного самоуправления на глобальном уровне 664
23.2. Международно-правовое регулирование местного самоуправления на региональном и субрегиональном уровнях 669
23.3. Международно-правовое регулирование местного самоуправления на межгосударственном уровне 675
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 679

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.