За неуплату налогов

Содержание

Каков крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

  • Крупный размер – более 250 000 рублей
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
  2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
    До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
  2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

  • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

Как видно из приведенных ниже цифр:

  • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
  • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

Перейти к оглавлению материала по уголовной ответственности за налоговые преступления

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов предусмотрена УК РФ. Если в рамках налоговой ответственности контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы (ст. 198, 199 УК РФ).

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198, 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198, п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2019

Уголовная ответственность за налоговые преступления – это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (ст. 199.2 УК РФ).

При каком размере неуплаченных налогов может быть возбуждено дело

Крупным размером по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

При определении размера учитывается только недоимка (налог), пени и штрафы в него не включаются.

Неприведение в приговоре обоснований наличия крупного ущерба ставит под сомнение выводы о виновности лица в уклонении от уплаты налогов (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 22.12.2010 N 11-О10-158). Нужно также учесть, что при законодательном изменении градации размера неуплаченных налогов уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления (Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2012 № 11-Д12-2).

Легкомысленно было бы думать, что если сумма недоимки менее 5 млн руб. для организаций и 900 тыс руб. для физических лиц, то ответственности не будет.

Такая ответственность предусмотрена главами 15 и 16 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Так, в соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) наказывается взысканием штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов), а если эти действия совершены умышленно, то в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Поскольку уголовная ответственность возможно только при наличии умысла, и не просто умысла, а прямого, то можно сделать вывод, что если размер суммы в результате уклонения от уплаты налогов и сборов для организации будет менее 5 млн руб., для физических лиц — менее 900 тыс руб., то есть основания для применения п. 3 ст. 122 НК РФ по взысканию штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов), если недоимка будет превышать указанные пределы (с учетом процентного соотношения, установленного в примечании 1 к ст. 199 УК РФ), то возможна уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации).

Когда за неуплату налогов могут посадить?

Материал предоставлен редакцией бератора «Если на бизнес заводят дело»

Налоговые инспекторы, обнаружив у фирмы недоимку в крупном размере, могут сообщить об этом налоговым милиционерам. А те, в свою очередь, вправе возбудить уголовное дело по статье 199 «Уклонение от уплаты налогов» Уголовного кодекса РФ.

Рассмотрим ситуацию более подробно

Какая недоимка считается преступлением

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. В части 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за неуплату налогов в крупном размере, а в части 2 этой же статьи – в особо крупном размере.

Размер крупной недоимки составляет более 500 000 рублей при условии, что недоплата превышает 10% от суммы причитающихся налогов. Таким образом, чем крупнее фирма, тем больше должен быть долг перед государством, необходимый для возбуждения уголовного дела.

В ходе налоговой проверки выяснилось, что ЗАО «Пассив» в 2004 году недоплатило в бюджет 744 000 руб. Всего за этот год фирма должна была перечислить 6 200 000 руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ). Ведь сумма недоимки превысила 500 000 руб. и составила 12% от причитающихся с фирмы налогов:

744 000 руб. : 6 200 000 руб. Х 100% = 12%.

Если размер недоимки больше 1 500 000 рублей, процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Под особо крупным размером понимают недоимку более 2 500 000 рублей (при 20-процентной неуплате) или более 7 500 000 рублей (независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы налогов).

Обратите внимание: недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

В 2001 году ООО «Актив» не заплатило налогов на сумму 140 000 руб., в 2002 году – 150 000 руб., в 2003 году – 180 000 руб. и в 2004 году – 135 000 руб.

Общая сумма недоимки составляет 605 000 руб.

Возбудить уголовное дело сотрудники милиции не могут, потому что сумма недоимки за три года подряд (с 2001 по 2003 год или с 2002 по 2004 год) меньше 500 000 руб.

Преступные способы неуплаты налогов В законе установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. Вот он:

— фирма не представила в инспекцию налоговую декларацию или другие обязательные документы;

— в этих документах указаны заведомо ложные сведения.

Обязанность представлять в инспекцию «другие документы» должна быть установлена в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовной ответственности ему можно не бояться.

Имейте в виду: если фирма представила в инспекцию достоверную отчетность, но налоги не перечислила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ следователь не вправе.

Наказание за уклонение от уплаты налогов

Наказание за уклонение от уплаты налогов:

— штраф от 100 000 до 300 000 рублей;

— или штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— или арест на срок от четырех до шести месяцев;

— или лишение свободы на срок до двух лет.

Так сказано в части 1 статьи 199 УК РФ.

Если есть отягчающие обстоятельства, то наказание строже:

— лишение свободы на срок до шести лет с одновременным лишением права занимать руководящие должности на срок до пяти лет;

— или штраф от 200 000 до 500 000 рублей;

— или штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Такое наказание применяется в двух случаях:

— если преступление совершено руководителем и главным бухгалтером по предварительному сговору;

— если фирма уклонилась от уплаты налогов в особо крупном размере.

Так сказано в части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ.

Особенности возбуждения уголовного дела

Уклонение от уплаты налогов расследует управление милиции по налоговым преступлениям (а на местах – отделы).Сведения о недоимке могут поступить к следователю из разных источников. Вот некоторые из них:

— другие государственные структуры (налоговая инспекция, таможня и т. п.);

— собственные силы милиции (информация, полученная в ходе оперативно-разыскных мероприятий);

— заявления граждан, когда заявитель известен;

— сообщения так называемых негласных помощников милиции или агентов;

— СМИ (например, фирма дает постоянную рекламу, а в налоговую инспекцию сдает нулевые балансы).

В милицию поступила агентурная информация о том, что ООО «Пассив» скрывает налоги. Чтобы проверить эту информацию, сотрудники милиции направили запросы в налоговую инспекцию и таможню. Инспекция ответила, что общество не имеет доходов, сдает нулевые балансы. Однако из таможни пришла информация, что общество занимается внешнеэкономической деятельностью и получает прибыль.

Милиция решила провести налоговую проверку ООО «Пассив».

Чаще всего сведения о возможном преступлении милиционеры получают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что инспекторы обязаны направлять материалы своих проверок в милицию, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 000 рублей.

Бывает, что налоговые милиционеры участвуют в выездных проверках, организованных инспекциями. Такое право им предоставлено Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 36) и законом «О милиции» (п. 33 ст. 11). Проверить информацию о налоговых преступлениях милиционеры могут и самостоятельно (п. 35 ст. 11 закона «О милиции»).

Кто несет ответственность

Как правило, за уклонение фирмы от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций. Так сказано в статье 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Одновременно и руководителя, и главбуха наказывают в 10–15% случаев. И лишь в 3–5% случаев отвечает один главный бухгалтер.

Если главный бухгалтер не заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывает все необходимые документы), суд может привлечь его как соисполнителя. Тогда наказание назначается по части 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ.

Если же удастся доказать, что руководитель и главный бухгалтер действовали по предварительному сговору, отвечать им придется по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ. Чтобы доказать предварительный сговор, милиционеры должны документально подтвердить, что главный бухгалтер помогал директору скрывать доходы и был материально в этом заинтересован. То есть участвовал в распределении неучтенной прибыли.

Генеральный директор ООО «Стройтрест» Купин заключил с ДЕЗом договор на ремонтно-строительные работы и получил от заказчика деньги. Когда работы завершились, в справках о затратах Купин указал, что работал вместе с ООО «Миллекс» по договору о совместной деятельности. Этой мнимой фирме ООО «Стройтрест» перечислило 4 000 000 руб. за якобы выполненные работы. Затем Купин деньги обналичил. 4 000 000 руб. по кассе ООО «Стройтрест» не оприходованы и в отчете, представленном в налоговую инспекцию, не указаны.

Суд признал, что Купин действовал по предварительному сговору с главным бухгалтером Покровской, потому что именно она подписывала платежные поручения, кассовые документы и налоговую отчетность, за что получала часть неучтенной прибыли.

Суд приговорил Купина к трем годам лишения свободы в колонии общего режима, а Покровскую – к двум годам и шести месяцам условно с испытательным сроком три года.

Осудить только бухгалтера (без руководителя) суд может, если будет доказано, что главбух совершил преступление по собственной инициативе, например из-за конфликта с руководителем фирмы (чтобы подставить его) или с целью наживы.

Имейте в виду: чтобы подтвердить эту версию, сотрудники милиции могут провести на квартире главного бухгалтера обыск. И если найдут неучтенные документы, уголовной ответственности ему не избежать.

Главный бухгалтер швейного ателье, желая скомпрометировать своего руководителя, а после занять его место, намеренно не учитывал некоторые документы. Налоговая милиция провела на квартире у главбуха обыск и нашла неучтенные бумаги. Благодаря этому директор ателье уголовного наказания избежал. Суд признал виновным только главного бухгалтера.

Уголовная ответственность за налоговые преступления – это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (ст. 199.2 УК РФ).

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

  • Крупный размер – более 250 000 рублей
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
  2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
    До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
  2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

  • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

Как видно из приведенных ниже цифр:

  • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
  • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

Перейти к оглавлению материала по уголовной ответственности за налоговые преступления

Крупным размером по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

Минимальные суммы ущерба для уголовного наказания

Необходимо различать ответственность по схожим составам преступления в области административного и уголовного российского законодательства. От этого зависит расчет суммы вреда для инициирования дела. Для разграничения составов преступных действий используется установленная сумма вреда. Юристы обращают внимание на то, что в 2016 году в УК РФ были внесены важные корректировки.

При установлении, от какой суммы наступает уголовная ответственность за преступления, следует изучить положения уголовного закона, содержащие информацию о минимальном пределе убытков. Размер ущерба для открытия уголовного дела затрагивает преступления с имуществом, другие незаконные действия (взятки, налоговые махинации, кредитные задолженности).

Рассмотрим, как устанавливаются суммы нанесенного вреда для инициирования уголовного дела, по каким статьям и правилам они рассчитываются, есть ли у осужденных возможность претендовать на смягчение наказания или его отмену, а у виновных – избежать наказания и связанных с ним последствий.

Суммы ущерба для уголовной ответственности и особенности расчета

Гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ содержит перечень сумм и определений основных понятий, к которым относятся крупный, значительный и особо крупный вред, нанесенный пострадавшему. Более подробная информация содержится в ст. 158 УК РФ – в примечаниях.

В N 323-ФЗ 3.07.2016 были разработаны определенные корректировки, согласно которым:

  • сумма значительного вреда – от 5 тыс. р.;
  • сумма крупного вреда – от 250 тыс. р.;
  • размер особо крупного – 1 млн рублей.

В итоге нововведения привели к следующей неопределенности: хищение на сумму 2,5-5 тыс. р. – это еще не административное незаконное деяние, однако уже не уголовно наказуемый проступок. КоАП РФ пока что не содержит новых поправок и корректировок.

Официально в УК РФ не применяются понятия незначительного и существенного вреда.

Существуют отдельные преступления против имущества. По ним законодательство устанавливает иные суммы, которые выступают исключением.

Специальный порядок для мошеннических действий

Специальные статьи содержат правила, используемые для установления суммы вреда. Но есть и исключения, к которым относятся следующие.

Ч. 5 ст. 159 «Мошенничество» рассматривает отказ человека выполнять договорные действия в сфере предпринимательства, что в итоге стало причиной значительного вреда. То же самое относится и к ч. 6 этой же статьи, только вред уже рассматривается крупный, а в ч. 7 – особо крупный вред.

Для рассмотренных статей в 2020 году сумма вреда и правила ее начисления отличаются от стандартных.

В 2020 году согласно УК РФ сумма значительного вреда – от 10 тыс. р., крупного – от 3 млн р., особо крупного – от 12 млн р. Подобные суммы ущерба для инициирования уголовного дела объясняются тем, что участниками договора становятся компании и ИП.

Эта статья появилась в законодательстве РФ не так давно. Пока что к отношение к ней со стороны специалистов неоднозначное.

Изменения УК РФ для компаний и ИП: определение суммы ущерба по отдельным статьям

  1. Ст. 169, посвященная воспрепятствованию предпринимательства и другой деятельности, рассматривает понятие крупного вреда, сумма которого – от 1,5 млн р.
  2. В ч.3 и в ч. 4 ст. 171.1 изучается понятие крупного размера, сумма которого – от 400 тыс. р., а особо крупного – не меньше 1,5 млн р.
  3. В ч.5 и ч.6 ст. 171.1 понятие крупного размера подразумевает 100 тыс. р., особо крупного – 1 млн.
  4. Для ст. 171.2 крупный вред – не менее 1,5 млн р, особо крупного – от 6 млн р.
  5. В ст. 178 УК РФ рассматривается наказание за ограничение конкуренции. Она не подвергалась корректировкам и обновлениям. Согласно ей, крупный доход составляет от 50 млн р, особо крупный – от 250 млн р. Крупный вред, в соответствии с данной статьей, составляет от 10 млн р, особо крупный – от 30 млн.
  6. Для ст. 180 сумма крупного вреда составляет от 250 тыс. р.
  7. Ст. 184 УК РФ рассматривает понятие значительного вреда, чей размер начинается с 25 тыс. р.
  8. Для 4 статей (ст. 185, 185.1, 185.2 и 185.4) установлено, что сумма крупного вреда начинается с 1 млн р., а особо крупного – с 3,75 млн.
  9. По ст. 185.3 УК РФ за распространение через СМИ не соответствующей действительности информации сумма крупного вреда – от 3,75 млн р., особо крупного – от 15 млн.
  10. Ст. 185.6 посвящена ответственности за незаконное использование служебной информации в своих целях. Согласно ей, сумма крупного вреда – 3,75 млн р. Та же самая сумма фигурирует в понятиях крупных убытков и доходов.
  11. Ст. 191.1 содержит примечания, согласно которым нелегальные действия с древесиной устанавливают крупный размер на сумму от 80 тыс. р., особо крупного – от 230 тыс. р.
  12. Ст. 193.1 УК РФ за валютные операции устанавливает крупный размер на сумму от 9 млн р. за 12 месяцев, особо крупный – от 45 млн.
  13. Ст. 194 за невыполнение обязательств по платежам устанавливает, сумма крупного вреда составляет от 2 млн р., особо крупного – от 6 млн.

Это неполный перечень статей. Необходимо акцентировать внимание на том, что разброс существенный. По отношению к физлицам и преступлениям против имущества количество исключений невелико.

Глава 22, рассматривающая экономические преступления, почти в каждой статье содержит исключения. Объяснение кроется в сложности, опасности для общества, в особых обстоятельствах, к которым относятся организация работы в сфере экономики и предпринимательства.

В уголовном праве принятые летом законы 323-ФЗ и 326-Ф откорректировали суммы вреда. Данные нововведения имеют отношение к тем, кто украл имущество в зимние и осенние месяцы 2016 года и позже, а также к тем, кто был осужден, отбывает тюремное наказание за проведенную кражу.

Изменения для осужденных, отбывающих тюремное наказание

На данный момент наблюдается декриминализация. Она представляет собой перевод мелких уголовно наказуемых преступлений в разряд административных проступков. Ст. 10 УК РФ устанавливает тот факт, что смягчающий ответственность или освобождающий от нее закон обладает обратной силой. По этой причине осужденные вправе составлять ходатайства с просьбой освободить их, смягчить ответственность.

Готовое ходатайство направляется в судебный орган по адресу расположения исправительного учреждения – СИЗО, ИК, УИИ, ЛИУ. Воспрепятствовать направлению ходатайства уполномоченные лица не вправе.

Возмещение ущерба до инициирования уголовного дела

Ситуация для тех, кто возмещает вред до момента инициирования уголовного дела, тоже поменялась. Необходимо рассмотреть ст. 76.1 УК РФ с корректировками от 3.07.2016, которая посвящена освобождению от уголовного наказания при совершении экономических преступлений. В ней рассматривается вероятность освобождения от преступлений, допущенных в сфере налогового законодательства (например, уклонение от обязательств по их выплате). Эта возможность предусмотрена для тех людей, которые возмещают вред, нанесенный бюджету российского государства.

В ч. 2 ст. 76.1 перечисляются обстоятельств, согласно которым виновный может избежать уголовного наказания, если до момента инициирования уголовного дела он полностью выплатил весь причиненный ущерб.

В 2016 году были введены изменения, которые рассматривают вероятность освобождения от уголовного наказания при установлении нижеперечисленных факторов одновременно.

  1. Человек совершил преступление в первый раз.
  2. Человек организовал преступление, которое причисляется к списку в ч. 2 ст. 76.1.
  3. Человек полностью выплатил ущерб, с которым столкнулся другое физлицо, компания или государство.
  4. Человек перевел в бюджет сумму, которая в 2 раза превышает размер ущерба. При этом до 2016 года приходилось перечислять компенсацию размером больше ущерба в 5 раз.

Если виновный совершит все вышеперечисленные действия, то от уголовного наказания он освобождается. Ему больше не придется обращаться в суд и государственные органы, у него не будет судимости, которая оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнь.

Если проступок совершен впервые, то государство «прощает» его за это.

Установление суммы ущерба в условиях меняющегося курса валют

Постановление Пленума под названием «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» содержит правила. Уполномоченные лица используют их для расчета размера ущерба.

  1. Для установления размера хищения применяют фактическую стоимость имущества на дату преступления.
  2. Если информации о стоимости на момент преступления найти не удалось, необходимо отправиться за помощью к экспертам. Специалисты составляют акты, на основе которых далее устанавливается стоимость имущества.
  3. Ущерб, который необходимо компенсировать, устанавливаю в соответствии со стоимостью собственности на дату принятия решения по вопросам возмещения и компенсаций. Возможна индексация стоимости собственности на дату исполнения вынесенного решения.
  4. Отдельные правила предусматриваются для объектов, обладающих особой социокультурной ценностью. Чтобы грамотно установить их стоимость, необходимо пригласить экспертов, которые составят акт и пропишут в нем денежную стоимость конкретного объекта и его значимость для социума, культурно-научной сферы жизни.
  5. При появлении спорных и конфликтных ситуаций потребуется обратиться за помощью к независимому эксперту. Однако выбор лица, ответственного за оплату его услуг, – вопрос отдельный.

Если воровство затронуло иностранную валюту, то сумма ущерба высчитывается по курсу Центробанка на тот момент, когда совершалось преступление.

Также закон определяет и моральный ущерб, который повлек к страданиям, лишению трудоспособности, унижению, стрессу пострадавшего. Он рассчитывается в денежном эквиваленте в индивидуальном порядке судом. Для возмещения морального ущерба у пострадавшего должны быть на руках документальные доказательства.

Заключение и важные выводы

  1. В УК РФ 3.07.2016 внесли определенные корректировки и изменения, которые поменяли сумму ущерба для инициирования уголовного дела в сфере преступлений, которые связаны с экономикой и собственностью.
  2. Для инициирования уголовного дела сумма ущерба должна быть не меньше 5 тыс. р. (сумма значительного ущерба). Если сумма меньше, то виновный понесет административное наказание в соответствии со ст. 7.27.1.
  3. Если до разработки корректировок человек был осужден за преступление, относящееся к экономике или собственности, то он может составить ходатайство и направить его в суд с просьбой отменить наказание (либо смягчить его).
  4. Разработка норм ст. 76.1 от 2016 года предоставляет человеку возможность избежать ответственности по УК РФ. Есть несколько обстоятельств, при соблюдении которых уголовная ответственность не применяется. Главные из них – это организация преступления в первый раз и возмещение вреда до момента инициирования уголовного дела в исчерпывающем размере.
  5. Размеры ущерба по делам о разбоях, грабежах и кражах устанавливают в соответствии со стоимостью собственности на тот момент, когда виновные совершали преступление. Если установление стоимости сопровождается сложностями, необходимо воспользоваться услугами специалистов из экспертной организации.
  6. Крупный ущерб согласно УК РФ с нововведениями 2016-2019 годов составляет от 250 тыс. р., особо крупный – от 1 млн.
  7. В уголовном законодательстве отсутствуют термины, касающиеся незначительного и существенного ущерба – это неофициальные формулировки, которые обычно применяют в своей речи неспециалисты.

Анцупов Дмитрий, Адвокат

Связаться со мной:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Г. Дорошева, аудитор РК, директор аудиторской компании «DSAudit»,

член правления ПАО «Коллегия аудиторов»

КТО НЕСЕТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ?

ТОО плательщик НДС, на общеустановленном режиме, основной вид деятельности — сдача в субаренду складских помещений. В данный момент хозяйственной деятельности не ведет. Денежных средств, непогашенной дебиторской задолженности не имеет. Задолженности по налогам нет. Имущество в ходе хозяйственной деятельности не приобреталось, кроме офисной мебели, компьютера и кассового аппарата. ТОО получило уведомление от налогового органа о судебном решении в отношении одного из своих поставщиков (в 2012 г.) о признании регистрации недействительной и предложено исключить суммы из зачета по НДС и оплатить КПН. В связи с отсутствием у ТОО возможности погашения недоимки по НДС и КПН, возникшей в связи с решение суда, несет ли ответственность по долгам ТОО 1) учредитель ТОО, 2) директор, 3) главный бухгалтер?

Прежде всего, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм — дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам.

Также, в соответствии с пунктом 7 статьи 37 Налогового кодекса, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, которые установлены законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 277 Кодекса «Об административных правонарушениях» уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с третьими лицами при наличии задолженности в период действия распоряжения органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятнадцати МРП, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от суммы произведенных расчетов.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Налогового кодекса при выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также преднамеренного ложного банкротства, указывающих на признаки уголовного правонарушения, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Основанием для начала досудебного расследования по таким фактам согласно статьям 244, 245 Уголовного кодекса РК (далее УК РК) является уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, согласно статье 244 — сумма не поступивших платежей в бюджет, превышающая две тысячи МРП; статье 245 — сумма не поступивших платежей в бюджет, превышающая двадцать тысяч МРП.

Так согласно статье 244 уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, подлежащем налогообложению, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до пятисот МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток.

То же деяние, совершенное с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, —

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также в соответствии со статьей 245 УК РК уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное:

1) с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

2) группой лиц по предварительному сговору, —

наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Все вышеизложенные меры относятся в большей степени к директору, а к главному бухгалтеру — если будет доказано, что они действовали вместе по предварительному сговору. Особо отмечаем, что нормой части 5 статьи 181 Уголовно-Процессуального кодекса установлено, что основанием для начала досудебного расследования является наличие соответствующего акта проверки, ревизии, свидетельствующего о наличии признаков уголовного правонарушения.

Кому подходит эта статья: генеральным директорам и собственникам компаний, а также ИП.

Ответственность за неуплату налогов прописана сразу в трех кодексах – НК РФ, КоАП и УК РФ. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрены различные виды ответственности – от штрафа до лишения свободы. Кого и как наказывают за неуплату налогов, рассмотрим в нашей публикации.

Ответственность налогоплательщиков. Общие правила

К ответственности за налоговые правонарушения чаще всего привлекают по НК РФ. Он предусматривает ответственность юридических лиц, а также предпринимателей и иных физических лиц, обязанных платить налоги.

В НК РФ введены налоговые санкции даже за неумышленные нарушения. Вместе с тем перечислены ситуации, когда от штрафа освободят (см. таблицу 1). Также санкции могут уменьшить из-за смягчающих обстоятельств. Их перечень неограничен. Это и финансовые сложности, и отсутствие прежних нарушений, и создание новых рабочих мест. Даже одно смягчающее обстоятельство снижает штраф не менее чем вдвое. Возможно и более существенное уменьшение – особенно при нескольких смягчающих обстоятельствах. Так что лучше приводить побольше аргументов, включая незначительные.

Снизить штраф могут и налоговики, и судьи. Наиболее значимо обычно уменьшение в арбитраже.

Пример

Инспекция оштрафовала компанию за несвоевременную выдачу документов. Но опоздание составило всего несколько дней и не помешало налоговой проверке – все документы переданы до ее завершения.

Кроме того, ИФНС запросила копии сразу с несколько тысяч документов, и фирма просто не успела вовремя их подготовить. Так что задержка ненамеренная. Все это смягчающие обстоятельства. Они снижают штраф с 558 200 рублей до 10 000 рублей. Так решил Арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 08.02.18 № А13-12372/2016).

Есть обстоятельство, когда штраф увеличивают. Его удвоят при повторном нарушении, если выполнено сразу два условия. Во-первых, новое нарушение допущено в течение 12 месяцев после вступления в силу первого решения о привлечении к ответственности. Во-вторых, налоговые правонарушения должны быть аналогичны.

Пример

В апреле юридическое лицо привлечено к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль. В мае оно же оштрафовано за занижение налога. Данные налоговые санкции введены в разных статьях НК РФ. Они не аналогичны, и в мае штраф не удвоят.

Но в августе фирма оштрафована за несдачу отчетности по НДС. Это нарушение повторное к допущенному в апреле. Ведь штраф за непредставление любой декларации взимается по одной и той же статье НК РФ. Поэтому налоговые санкции, предъявленные в августе, будут удвоены. Прежние санкции не корректируют. Значит, первый штраф за несвоевременность сдачи декларации не возрастет.

Таблица 1. Основные ситуации, когда не штрафуют за налоговое правонарушение

Ситуация

Пояснение

Налогоплательщик занизил налог по декларации. Но потом сам исправил ошибку

От штрафа освободят, если выполнены три условия:

  1. Надо сдать уточненную налоговую декларацию, указав там верную сумму налога.
  2. Декларацию следует предоставить до того, как налогоплательщик узнал об обнаружении ошибок инспекцией или о назначении выездной проверки.
  3. До подачи декларации нужно доплатить недостающий налог и пени.

Подчеркнем – неуплата пеней приведет к тому, что от штрафа не избавят.

Истек срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение

Срок давности составляет три года. Поэтому в 2019 году не могут наказать за нарушения, допущенные в 2015 году и ранее. Исключение – если налог, начисленный за 2015 год, следовало заплатить в 2016 году. Тут чиновники начинают отсчет срока давности по окончании 2016 года. И могут привлечь к ответственности до 31 декабря 2019 года включительно.

Также срок давности продлевают, если налогоплательщик препятствовал выездной проверке, и из-за этого инспекция не могла определить сумму налогов. На практике это редкая ситуация

Налоги занижены из-за выполнения письменных разъяснений госведомств

Если налогоплательщик ошибся из-за неверной информации в официальных разъяснениях, то от пени и штрафа освободят. Надо только выполнить два условия:

  1. Нужны разъяснения, адресованные неопределенному кругу лиц или самому налогоплательщику (от санкций не избавят, если разъяснения высланы другой организации).
  2. Они должны быть получены от уполномоченного ведомства, то есть Минфина России – именно он вправе разъяснять налоговое законодательство. Налоговики могут разъяснять лишь заполнение деклараций. Значит, их разъяснения освободят от ответственности только в вопросах, связанных с оформлением налоговой отчетности.

Законодательно налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к налоговому правонарушению. Его вину обязана доказать инспекция. На практике доказательств требуют и от налогоплательщика. В частности, желательно пояснять оправданность выбора контрагентов. Это поможет, если ваши поставщики или подрядчики не платили налоги. Тогда инспекция может обвинить в намеренном сотрудничестве с такими партнерами. И заявить об уходе от налогов.

Возражая, компании стоит пояснить: она не знала и не могла знать о налоговых правонарушениях партнера. Значит, не отвечает за них (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Сотрудничество с контрагентом вызвано только деловыми обстоятельствами. Например, предлагаемой им оптимальной ценой товара, лучшими условиями поставки, рассрочкой по оплате и т.д. Подобные доводы показывают незаконность налоговых доначислений и неприменимость налоговых санкций.

Основные налоговые санкции по Налоговому кодексу

Если налогоплательщик корректно показал налоги в декларации, но не перечислил их или внес с опозданием, то есть вероятность избежать штрафа, возьмут только пени. Для ИП и прочих физических лиц она всегда составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Та же ставка у юридических лиц – но только за 30 дней просрочки. Начиная с 31-го дня используют 1/150 ставки ЦБ РФ.

Пример

Налог, несвоевременно перечисленный юридическим лицом, – 100 000 руб., период просрочки – 1 год. Допустим, что весь год ставка ЦБ РФ не менялась и составляла 7,75 процента.

И, наконец, исчислим итоговые пени за год – 18 083 руб. (775 + 17 308). Выходит, что среднегодовая ставка превысила 18% (18 083 руб. : 100 000 руб. Х 100%). Это больше годовой инфляции. Так что пени нельзя считать одной компенсацией бюджетных потерь. Они еще и способ наказания юридических лиц за несвоевременное перечисление налогов.

Впрочем, с этого года пени ограничат. И они не будут превышать недоимку по налогу. Правда, лимитируют только пени, начисленные на недоимку, возникшую после 27 декабря 2018 года.

Если налоги доначислены инспекцией, то к пеням добавится штраф. Он составит 20% от заниженного налога. Либо 40% – если установлено намеренное искажение налоговой отчетности. Или иное умышленное занижение налогов.

Пример

Рассчитывая налог на прибыль, компания уменьшила облагаемую базу на сумму дивидендов. Это запрещено пунктом 1 статьи 270 НК РФ. Но данная ошибка ненамеренная, связанная только с незнанием законодательства. Тут штраф стандартен.

Еще организация вычитает НДС по счету-фактуре контрагента. В нем перечислены работы, которые партнер не выполнял. И это известно налогоплательщику. Кроме того, в офисе налогоплательщика обнаружены печати контрагента. Тут инспекция заявит об умышленном занижении налогов. И может оштрафовать на 40% от доначисленного НДС.

Также придется заплатить пени. Их берут вне зависимости от вида налогового правонарушения.

Для работодателей актуальна статья 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Если не удержать НДФЛ, то придется заплатить пени и штраф. Последний составляет 20% от неудержанного налога. Такой же штраф взыскивают, если налог удержан, но не перечислен. Иногда штраф берут и за несвоевременное перечисление удержанного налога.

Совет 1С-WiseAdvice

Если у компании недостаточно средств для погашения долгов по нескольким налогам, то постарайтесь перечислить хотя бы НДФЛ и другие удержанные налоги. Потом внесете те налоги, которые взяты с самой организацией. За их задержку не штрафуют.

Перечисление налогов не освободит от ответственности за другие налоговые правонарушения (см. таблицу 2). В частности, за несвоевременную сдачу декларации. Здесь минимальный штраф – 1000 рублей, максимальный – 30% от налога, подлежащего уплате по декларации. В большинстве же случаев санкции рассчитывают по формуле:

Сумма налога к уплате в декларации х 5% х Количество месяцев просрочки

Пример

Юридическое лицо в июне сдает две декларации. Первая – по налогу на прибыль за прошедший год. Ее следовало предоставить не позднее 28 марта. Но у компании убытки. Поэтому налог не начислен и штраф минимален (1000 руб.)

Второй отчет – декларация по НДС за первый квартал. Ее требовалось сдать до 25 апреля включительно. Значит, она задержана на три месяца. Штраф составит 15% (5% Х 3 мес.) от налога, подлежащего к уплате по декларации. Допустим, налог равен 100 000 руб. Тогда штраф – 15 000 руб.

Если 15-процентный штраф будет менее 1000 руб., то в бюджет надо заплатить 1000 руб.

Таблица 2. Отдельные налоговые санкции по НК РФ

Нарушение

Сумма штрафа и пояснение

Непредставление в инспекцию документов и сведений, нужных для налогового контроля

Штраф – 200 руб. за каждый несданный или несвоевременно сданный документ. Но инспекция требует множество документов. И итоговый штраф может составить сотни тысяч рублей. На предоставление документов, запрошенных при выездной проверке, обычно дают десять рабочих дней. Налогоплательщик вправе просить об отсрочке, но предоставлять ли ее – решает инспекция. Впрочем, сама просьба об отсрочке может стать смягчающим обстоятельством. И уменьшить штраф за несвоевременную выдачу.

Отказ в выдаче документов о другой фирме (ИП)

Штраф, взимаемый с юридических лиц и предпринимателей, – 10 000 руб. Столько же возьмут за заведомо недостоверные сведения.

Недостоверность сведений о доходах сотрудников и иных лиц, с которых удержан налог

За каждый недостоверный документ штрафуют на 500 рублей. Общая сумма санкций может быть значительна. Ведь фирма или предприниматель ежегодно сдают отдельную справку по каждому физическому лицу, получавшему облагаемый доход.

Нарушения, связанные с постановкой на учет в инспекции

Если несвоевременно подано заявление о постановке на учет, то оштрафуют на 10 000 руб. Если же юридическое лицо или ИП уже работают без постановки на учет в ИФНС, то налоговые санкции возрастут. Они составят 10% от дохода, полученного за время работы без регистрации, но не менее 40 000 руб. Причем есть несколько оснований для постановки на учет. К примеру, фирма может быть зарегистрирована как налогоплательщик, но не встать на отдельный учет для плательщиков торгового сбора. Здесь ФНС России также требует штраф.

Грубое нарушение правил учета

Таким нарушением признают отсутствие документов, искажение налоговой отчетности, неверное отражение операций, и т.д. (ошибки в отчетности и в операциях признают грубыми, если они допущены два раза за год или чаще). Штраф зависит от вида нарушения. И составляет не менее 10 000 руб. (за нарушения, допущенные в течение одного налогового периода, не приведшие к занижению налогов).

Не сданы пояснения при камеральной проверке

Камеральной считают проверку отчетности, проводимую в инспекции. Если тут выявлены расхождения, то у налогоплательщика есть пять рабочих дней на предоставление пояснений или уточненной налоговой декларации. Отказавшихся сдать пояснения или уточненную декларацию оштрафуют на 5000 руб. Кроме того, расхождения – причина для доначислений по налоговой отчетности.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок

Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.

В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам

Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.

Непредставление сведений, нужных для налогового контроля

Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.

Грубое нарушение требований к бухучету

К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении.

Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Ответственность по Уголовному кодексу

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Важно!

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение от уплаты налогов со своих доходов?

Если от бюджета сокрыто свыше 900 тыс. руб. за три года подряд (неуплаченные налоги должны превышать 10% от всех налогов и взносов, причитающихся с физлица). Или более 2,7 млн руб.

Кого накажут?

В первую очередь, предпринимателей. Но могу и других: арендодателей, продавцы дорогостоящего имущества и т.д.

Как накажут?

Штрафом (от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет). Это наказание могут заменить принудительными работами или лишением свободы (на срок до года). Или арестом (на срок до шести месяцев).

Могут ли ужесточить наказание?

Да, при уклонении от налогов в особо крупном размере. То есть когда неуплаченные налоги за три года превысили 4 500 000 руб. (и одновременно более 20% от причитающихся с физлица). Или превысили 13,5 млн руб.

И как именно ужесточат?

Повышается возможный срок принудительных работ или лишения свободы (до трех лет). Это наказание могут заменить на штраф. Он тоже увеличен. И составляет от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 18 — 36 месяцев).

Вопросы по статье 199 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение юридического лица от уплаты налогов?

Когда неуплаченная сумма налогов, сборов и взносов превысит 5 млн руб. за три последовательных года (и одновременно 25% от сумм, подлежащих уплате). Или превысит 15 млн руб.

Кого накажут?

В первую очередь, наказание угрожает руководителям юридических лиц. Но возможно привлечение главного бухгалтера и других сотрудников – если они способствовали уходу от налогов (искажали налоговую отчетность, готовили недостоверные документы и т.д.). Не исключено привлечение учредителей и иных лиц, обеспечивающих уход от налогов.

Как накажут?

Штраф и арест аналогичен прописанному в статье 198 УК РФ. А вот сроки принудительных работ или лишения свободы увеличены до двух лет.

Возможно ли дополнительные ограничения?

Да, если приговорили к лишению свободы или принудительным работам. Дополнительно могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность (педагогическую и т.д.). Максимальный срок запрета – три года. Впрочем, обычно суд обходится без запрета. Вдобавок, запрет на должности распространяют только на государственную службу или местное самоуправление.

Могут ли ужесточить наказание?

Да, если уклонение совершено по предварительному сговору и группой лиц (к примеру, несколькими работниками организации). Или в особо крупном размере. Это неуплата, превышающая 45 млн руб. Или 15 млн руб. за три года (если это больше 50% от сумм, подлежащих уплате).

И как именно ужесточат?

Максимальный срок принудительных работ повысят до пяти лет, а лишения свободы до шести (дополнительно возможен запрет на определенные должности или деятельность). Это наказание могут заменить на увеличенный штраф – от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 12 — 36 месяцев).

Возможно ли применение дополнительных статей Уголовного кодекса?

Да (это относится и к статье 198). К примеру, судьи указывают – уклонение от уплаты налогов зачастую связано с оформлением недостоверных документов юридического лица. И тут возможно привлечение к ответственности за изготовление поддельных документов и печатей. Там предусмотрены различные наказания. В том числе исправительные работы или лишение свободы (срок до четырех лет).

Вопросы по статье 199.1 УК РФ

Могут ли наказать за неуплату налога с чужих доходов?

Да, если не удержали налоги, которые по закону обязаны взять с других лиц (в основном это НДФЛ, который положено удержать с работающих). Или удержали, но не перечислили в бюджет. Уголовная ответственность возможна только при неудержании или неуплате налогов в личных интересах обвиняемого. Если у компании просто не было средств на перечисление НДФЛ, то этого недостаточно для уголовной ответственности.

Когда накажут?

Когда сумма неудержанных налогов (или удержанных, но не перечисленных) превышает 15 млн руб. Либо 5 млн руб. за три последовательных года (и одновременно 25% от сумм, подлежащих удержанию).

Кого накажут?

В основном наказание угрожает тем, кто выдает «серые» зарплаты. Уголовное дело может быть возбуждено в отношении предпринимателя — работодателя. Или ответственного за удержание и перечисление налогов в организации. Это может быть руководитель и главный бухгалтер.

Как накажут?

Наказание аналогично введенному в статье 199 УК РФ.

Могут ли ужесточить наказание?

Да, при уклонении в особо крупном размере. Его для статьи 199.1 определяют так же, как и для статьи 199. Только берут налоги, подлежащие удержанию. А не начисленные самим налогоплательщиком. Само наказание в основном совпадает с предусмотренным статьей 199 (в той части, где наказания максимальны). Исключение – штраф. Если его рассчитывают от дохода осужденного, то по статье 199.1 могут взыскать доход за период от 24 до 60 месяцев. А по статье 199 – от 12 до 36 месяцев.

Вопросы по статье 199.2 УК РФ

Когда применяют эту статью?

Если ИП или юридическое лицо принимают меры по сокрытию денежных средств и имущества, которое может быть направлено на взыскание налогов. То есть наказание возможно и когда налоги показаны в декларациях, но налогоплательщик уходит от их перечисления.

Когда накажут?

Если стоимость активов, сокрытых от взыскания, превысила 2,25 млн руб.

Кого накажут?

Лиц, обеспечивающих сокрытие средств. Это может быть предприниматель — налоговый должник. Или руководитель юридического лица — неплательщика. Возможно привлечение главного бухгалтера или иных лиц.

Как накажут?

Ответственность практически совпадает с предусмотренной при неуплате налогов физическим лицом в особо крупном размере. Одинаковы суммы штрафа (от 200 до 500 тыс. руб.), срок возможного лишения свободы (до трех лет) и т.д. Одно отличие – при сокрытии дополнительно возможен запрет на определенные должности или деятельность (до трех лет).

Могут ли ужесточить наказание?

Да, когда стоимость активов, сокрытых от взыскания, свыше 9 млн руб.

И как именно ужесточат?

Здесь последствия наиболее серьезны (из всех налоговых преступлений). Штраф может составить от 500 тыс. до 2 млн руб. (или в размере двух — пятилетнего дохода осужденного). Его могут заменить на принудительные работы (срок до пяти лет) или на лишение свободы (срок до семи лет). Не исключен и дополнительный запрет на определенные должности или деятельность (до трех лет).

Заказать услугу

Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое правонарушение. А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный. Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

  • путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;

  • путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?

«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей. Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате. Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.

Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;

  • кто должен был контролировать этот процесс;

  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

Пример #1: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

Итог: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

Пример #2: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2017 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

Итог: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

То же преступление, совершённое в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору, может иметь такие последствия:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до пяти лет – как с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, так и без такового;

  • лишение свободы сроком до шести лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Для сравнения: максимальный срок лишения свободы за то же преступление, совершённое физлицом (индивидуальным предпринимателем) – три года (ст. 198 УК РФ).

Важная пометка в ст. 199 УК РФ

Юридическое лицо полностью освобождается от уголовной ответственности в случае, если соблюдаются два критерия:

  1. 1. Данное налоговое преступление было совершено им впервые.

  2. 2. Полностью выплачена сумма недоимки, пеней и штрафа в соответствии с Налоговым кодексом.

Рекомендуем почитать: «Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц>».