Взнос в компенсационный фонд СРО

Компенсационный фонд для возмещения ущерба

Главное назначение компенсационного фонда СРО для возмещения ущерба – имущественная ответственность его участников перед третьими лицами. Данный инструмент обеспечивает солидарную ответственность участников саморегулируемых организаций, а его формирование происходит из взносов всех членов.

Средства из этого актива используются только для выплат компенсаций в случае, если участник саморегулируемого общества нанес вред личности или имуществу граждан и предприятий, его действия привели к повреждению или разрушения капитальных объектов.

Обеспечение договорных обязательств членов СРО

Средства в компенсационный фонд СРО обеспечения обязательств по договорам участников вносятся для обеспечение имущественных обязательств при участии в конкурсах на различные проекты.

Данный актив формируется только, когда члены саморегулируемой организации планируют становится участниками тендеров и использовать другие способы конкурентного заключения договоров. Для этого должны принять решение не менее 30 участников СРО строителей, и не менее 15 участников у изыскательных и проектных объединений. Окончательное слово в вопросе создания этого актива остается за коллегиальным органом СРО.

Средства из компенсационного фонда используются, когда члены саморегулируемого общества не выполняют обязательства по договорам или делают это ненадлежащим образом. В таком случае, если член СРО не может самостоятельно погасить долги перед третьими лицами, наступает субсидиарная ответственность сообщества.

Размер фонда

Размеры взносов в компенсационный фонд СРО определяются в зависимости от типа фонда и степени ответственности членов СРО. Минимальный платеж в комфонд устранения вреда составляет 50 тыс. рублей для проектных и изыскательных компаний (при максимальной стоимости договора до 25 млн. рублей), и 100 тыс. рублей для строительных организаций (при максимальной стоимости договора до 6 млн. рублей).

Максимальный платеж в фонд возмещения вреда для проектировщиков и изыскателей предусмотрен в размере 1 млн. рублей, когда нужно обеспечить контракты в размере более 300 млн. рублей. Самый крупный платеж для строительных компаний предполагает уплату 5 млн. рублей при сумме договора более 10 млрд. рублей.

Объем компенсационного фонда саморегулятора может быть различным. Он зависит от количества членов и уровня их участия. Данные о состоянии фонда, а также выплатам из него должны быть отражены на официальном интернет-ресурсе организации.

Размер фонда для строителей

Самые крупные размеры взносов предполагаются для компенсационных фондов СРО строителей. Они разделяются на платежи для возмещения вреда и гарантии обязательств по договору.

Вносить платежи в договорной комфонд компании необходимо только, если она собирается участвовать в конкурсных торгах на проекты. Минимальной суммой участия будет 200 тыс. рублей, если стоимость работ по проекту не превышает 60 млн. рублей. Максимум, который придется заплатить компании, претендующей на масштабные проекты стоимостью свыше 10 млрд. рублей, составляет 25 млн. рублей.Что касается общего размера компенсационного фонда СРО строителей, то он определяется каждым объединением отдельно. Факторами, которые влияют на него является: количество членов общества, ранее внесенные взносы, а также доходы, полученные от вложений средств фонда.

Взносы в компенсационные фонды СРО

Первые взносы в фонд саморегулятора уплачиваются компаниями при вступлении в него. Это происходит после принятия решения о приеме в СРО в обозначенный договором срок путем единовременного платежа.

Размер оплаты взносов зависит от уровня участия проектов, с которыми планирует работать организация.
Если часть средств компенсационного фонда была потрачена на возмещение ущерба, то членам саморегулируемой организации необходимо внести дополнительные взносы в сроки, установленные партнерством.

Бухгалтерские проводки взносов

Платежи в компенсационный фонд являются основной статьей расходов при вступлении в объединение. Для любой компании необходимо грамотно отразить эти издержки в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Уплата взноса производится единовременно и считается для бухучета текущими затратами. В документах отчетности они фиксируются как прочие издержки. В налоговом учете данные выплаты принимаются во внимание при расчете прибыли и налога на прибыль.

Для бухгалтерской проводки взносов в обязательный фонд применяется статья 97 «расходы будущих периодов». Все потому, что взнос уплачивается один раз, и его возврат из компенсационного фонда СРО при выходе невозможен.

Возврат взноса

Вопрос возврата взносов, уплаченных в компенсационный фонд СРО, волнует многие компании. Согласно Градостроительному кодексу РФ средств, переданные в обязательный фонд, при выходе из СРО не возвращаются. Но в ФЗ № 240 содержится информация о возможности возврата при соблюдении несколько условий:

  • наличие допуска к работам, которые влияют на безопасность строительных работ, исключенных из установленного перечня до 1 августа 2010 года;
  • отсутствие допуска к другим видам работ, которым влияют на безопасность капитальных строений;
  • членство компании в СРО прекращено согласно пункту 1 части 1 или пункту 5 части 2 статьи 557 Градостроительного кодекса не ранее двух дней и не позже шести месяцев с момента исключения указанных ранее работ из списка.

Если компания выходит из состава СРО добровольно или ее исключают, то вступить в новое саморегулируемое общество она может не ранее, чем через 1 год.

Взнос в компенсационный фонд — платеж, уплачиваемый строительными организациями в СРО. Разберемся в нашей статье, зачем нужны саморегулируемые организации, что представляет собой компфонд, почему строительные компании обязаны перечислять взносы в компенсационный фонд СРО. Отдельно остановимся на порядке бухгалтерского и налогового учетов таких платежей.

Что такое саморегулируемые организации

Чтобы иметь возможность выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выполняющие их юридические лица и индивидуальные предприниматели должны являться членами саморегулирумой организации в области строительства (ст. 52 ГрК РФ).

Саморегулируемые организации создаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ в целях контроля и регулирования предпринимательской деятельности в определенной профессиональной области.

Так, целями создания объединений строителей является (ст. 55.1 ГрК РФ):

  • предупреждение причинения вреда строительством жизни и здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц, экологии, объектам культурного наследия;
  • повышение качества выполняемых работ в области строительства;
  • обеспечение исполнения членами СРО договорных обязательств.

Зачем создается компенсационный фонд

Саморегулируемая организация создает компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности членов объединения. Градостроительным кодексом предусматривается создание компфондов в целях обеспечения имущественной ответственности, возникшей:

  • в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц, экологии, объектам культурного наследия;
  • в результате нарушения договорных обязательств при выполнении работ в области строительства.

Фонд формируется в денежной форме за счет взносов членов. Размер платежа устанавливается внутренними распорядительными документами СРО, но должен соответствовать минимальным размером, установленным в пунктах 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Взнос в компенсационный фонд СРО: проводки

При вступлении в СРО юридические лица и индивидуальные предприниматели должны уплатить следующие взносы (ст. 55.6 ГрК РФ):

  • вступительный;
  • в компенсационный фонд возмещения вреда;
  • в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Также в течение периода членства участники должны уплачивать регулярные членские взносы, установленные правилами саморегулируемой организации.

Поскольку перечисление взносов, в том числе в компфонд, связано с осуществлением основной деятельности строительных компаний, то, согласно требованиям бухгалтерского учета, их следует отнести к расходам по обычным видам деятельности. Учет расчетов с СРО целесообразно организовать на счете 76 Плана счетов бухучета.

Дебет Кредит
Перечислены денежные средства в компфонд СРО 76 51
Отражены взносы в составе расходов текущего периода 20 76

Учет при расчете налога на прибыль

Для того чтобы признать расходы при расчете базы по налогу на прибыль, их необходимо подтвердить документально и экономически обосновать (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Экономической целесообразностью уплаты взносов в компенсационный фонд являются требования ГрК РФ. Без членства в саморегулируемой организации и уплаты соответствующих платежей в компфонд компания не сможет осуществлять деятельность в области строительства.

Документальным подтверждением расходов могут служить документы, подтверждающие прием компании в члены саморегулируемой организации, копии внутренних документов СРО, устанавливающих размер и обязанность уплаты взносов в компфонд, а также платежные документы, подтверждающие факт их перечисления.

Таким образом, эти платежи обоснованно можно признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин в Письме от 23.12.2010 № 03-03-06/1/803. В этом Письме Минфин подтверждает право единовременного признания платежей в компенсационный фонд в составе расходов компании.

Информируем аудиторское сообщество о том, что во исполнение двусторонних договоренностей между СРО ААС и СРО РСА Правлением СРО ААС в очном заседании 26 сентября 2019 года приняты следующие решения.

Одобрено решение о реорганизации СРО ААС в форме слияния с СРО РСА.

Одобрен проект Соглашения о слиянии, предусмотренные которым условия приняты за основу при подготовке проекта Договора о слиянии.

Признано целесообразным проведение внеочередных Съездов СРО ААС и СРО РСА в один день в одном месте проведения. Определены предварительные дата, время, место проведения и проекты повесток дня Внеочередного Съезда СРО ААС и Совместного Съезда.

Одобрены и включены в проект Договора о слиянии положения, определяющие порядок формирования органов управления единой СРОА.
Решением Правления СРО ААС одобрены проекты документов, подлежащих утверждению на Совместном Съезде.

Правлением СРО ААС также рассмотрены вопросы подготовки проекта сметы «подразделения СРО ААС», входящей в состав сводной сметы единого СРОА, на 2020 год; сформирована инвентаризационная комиссия; определен порядок подготовки проекта передаточного акта.

Правление СРО ААС одобрило проект соглашения о формировании компенсационного фонда единой СРО аудиторов на следующих условиях:

  1. в момент утраты СРО ААС и СРО РСА в результате реорганизации статуса саморегулируемых организаций средства компенсационных фондов ААС и РСА утрачивают статус компенсационных фондов и включаются в состав имущества, передаваемого организации, возникшей в результате слияния;
  2. установить размер взносов в компенсационный фонд единой СРО — 3000 рублей для членов – аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов;
  3. обеспечить за счет средств, образовавшихся за счет утраты статуса компенсационных фондов СРО ААС и СРО РСА, уплату взносов в компенсационный фонд единой СРО за аудиторские организации, индивидуальных аудиторов и аудиторов, которые будут соответствовать одновременно следующим требованиям:

  • являются членами СРО ААС или СРО РСА по состоянию на дату подачи заявления о внесении единой СРО аудиторов в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов,
  • внесли взносы в компенсационный фонд той СРО, членами которой являются,
  • подадут заявление о вступлении в члены единой СРО.
  • разница между общим размером средств, образовавшихся за счет утраты статуса компенсационных фондов СРО ААС и СРО РСА, определяемым на дату утраты ААС и РСА статуса саморегулируемой организации аудиторов, и средствами, направленными на уплату взносов в компенсационный фонд единой СРО, направляется на формирование компенсационного фонда единой СРО.
  • Правлением СРО ААС генеральному директору О.А. Носовой и Президенту А.Д. Шеремету поручено:

    1. официально проинформировать СРО РСА о принятых Правлением СРО ААС решениях, связанных с проведением реорганизации СРО ААС в форме слияния с СРО РСА;
    2. согласовать с уполномоченными представителями СРО РСА дату, время, место проведения, повестки дня Внеочередных Съездов, Совместного Съезда, проект Договора о слиянии, проекты документов, подлежащих утверждению Совместным Съездом.

    Подробнее: См. протокол Правления СРО ААС №408 от 26.09.2019 на официальном сайте СРО ААС в разделе СРО ААС / Протоколы / 2019 год

    Все вышеперечисленные решения Правления СРО ААС свидетельствуют о масштабе проделанной СРО ААС работы с целью обеспечить выполнение договоренностей и условий реорганизации СРО ААС и СРО РСА в форме слияния, подтверждают намерения и стремления СРО ААС безукоризненно следовать сформированной «Дорожной карте».

    В свою очередь, указанные договоренности и определенные принципы создания единой СРО явились результатом тщательной правовой проработки и оценки рисков различных форм сотрудничества, обеспечения всех установленным законом процедур с минимизацией возможных неудобств и устранением финансовых, организационных и временных потерь членов СРО.

    К сожалению, реализация соглашений о слиянии СРО аудиторов может быть поставлена под сомнение, в связи с непринятием аналогичных решений Правлением СРО РСА в заседании, состоявшемся 26 сентября 2019 года, а также размещением на сайте СРО РСА Информационного сообщения от 28 сентября 2019 года.

    Члены Правления СРО ААС при экспертной поддержке Комитета СРО ААС по правовым вопросам аудиторской деятельности обсудили и дали оценку доводам, изложенным в Информационном сообщении СРО РСА (в разделе «Новости» от 28.09.2019 года), признав их необоснованными и неубедительными.

    Следует отметить, что выводы специалистов СРО РСА описывают риски, возникающие для аудиторов именно при создании новой СРО:

    1. Период до внесения реорганизуемых НКО в государственный реестр СРО и связанные с эти ограничения для аудиторской деятельности («переходный период»);
    2. Спорные вопросы при уплате взносов в Комфонд.

    Согласно Информационному сообщению СРО РСА, указанные вопросы решаются при создании новой организации и потере текущими СРО их статуса СРО (без ликвидации как юридических лиц), а именно: Некоммерческая организация, утратившая статус СРО, вправе распорядиться своими активами исходя из уставных целей и по решению органов управления – например, средства бывшего компенсационного фонда могут быть возвращены своим членам. Возврат по их заявлению может быть произведен путем направления в качестве их взноса в компенсационный фонд «новой» СРО – на основании их письменного заявления с указанием банковских реквизитов. Это будут именно средства конкретного лица, перечисляемые в виде взноса в компенсационный фонд «новой» СРО, а не средства «старой» СРО, полученные «новой» СРО в порядке правопреемства (Информационное сообщение СРО РСА от 28.09.2019 «О создании единой СРО аудиторов».)

    Однако, необходимо обратить внимание на нижеследующее.

    1.При вступлении во вновь созданную организацию все аудиторы и аудиторские организации обязаны представить полный пакет документов, подтверждающих их соответствие требованиям к членству в СРО, включая оплату взноса в Комфонд.

    В соответствии с ч. 9 ст.18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» решение саморегулируемой организации аудиторов о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов, а также взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов при приеме в ее члены.
    Следовательно, если предлагается вернуть членам взносы из «бывших» Комфондов, то действующие сейчас СРО уже должны быть на тот момент исключены из государственного реестра СРО, что уже повлечет за собою возникновение «переходного периода».

    2. Далее важный вопрос: Каким путем предлагается пойти для исключения действующих СРО из государственного реестра?

    В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» основаниями для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО может являться заявление СРО либо ее несоответствие требованиям, предъявляемым законом к саморегулируемой организации.

    При этом, согласно требований ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», СРО, заявившая о своем несоответствии требованиям закона, в течение двух месяцев с момента не может быть исключена из государственного реестра по указанному основанию.

    Либо в качестве основания исключения из госреестра рассматривается заявление СРО о добровольном исключении? Порядок принятия такого решения регламентирован законодательством и уставными документами СРОА – это исключительная компетенция высших органов управления – Съездов (п.8 ч.3 ст.16 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», п. 5.2.9.9. Устава СРО РСА, п.10.11.10 Устава СРО ААС). Решение принимается квалифицированным большинством (2/3) голосов. Созыв и проведение внеочередного Съезда – это выполнение всех процедур и регламентов, включая сроки проведения. Данное решение будет затрагивать интересы каждого члена, что повышает риски его оспаривания в судебном порядке.
    В чем тогда видятся преимущества выбора предлагаемого варианта создания единой СРО?

    3. При этом, в Информационном сообщении не оценивается и тот очевидный факт, что при реорганизации в форме слияния обе СРО также утратят статус, а Комфонды станут имуществом. Но только это будет имущество организации – правопреемника.

    В данном случае существенным представляется вопрос разработки механизма передачи средств Комфондов и определения оснований для осуществления выплат в счет уплаты взносов в Комфонд за тех членов, которые эти взносы уже оплатили в установленном порядке.

    Следует принять во внимание, что средства Комфондов СРО РСА и СРО ААС в настоящее время переданы в управление одной управляющей компании, контроль за их размещением осуществляет один специализированный депозитарий, что будет способствовать оперативному решению вопроса о передаче имущества правопреемнику.

    4. Дискуссионным остается на данный момент вопрос — становятся ли члены сливающихся СРО членами новой СРО автоматически?

    На сегодня нет однозначной позиции в различных отраслях, в которых существует саморегулирование.

    Между тем, в последнее время и законодатель, и суды при рассмотрении споров все чаще занимают позицию, согласно которой осуществление реорганизации СРО в таких формах, как преобразование, слияние и присоединение, позволяет субъектам, являющимся членами реорганизуемой СРО, стать автоматически членами созданной в результате реорганизации СРО со дня завершения такой реорганизации. Как справедливо отмечают эксперты, «статус члена СРО неотчуждаем и неделим, и может быть передан целиком только в результате универсального правопреемства в рамках реорганизации, осуществляемой в форме преобразования, слияния или присоединения». Суды также не исключают факт передачи в порядке универсального правопреемства корпоративных прав членов СРО при реорганизации (слиянии) СРО (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 августа 2006 г. по делу N Ф08-3582/2006; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 г. N Ф04-9590/2006(30624-А46-36) по делу N К/Э-230/05).

    Если руководствоваться изложенным мнением о том, что членство «наследуется», тогда это позволит произвести зачёт уплаты взносов ранее их уже уплатившими членами реорганизованных СРО – правопредшественников.

    Если необходимо формальное перевступление членов в единое СРО, то почему, по мнению специалистов СРО РСА, нельзя применить предлагаемую ими же схему возврата взносов?

    Также важно отметить, что на сегодняшний день актуален вопрос закрепления на законодательном уровне в аудиторской отрасли (в ряде других отраслей этот вопрос уже решен) требований к сохранению Комфондов тех СРО, которых по тем или иным основаниям исключили из госреестров. Эти деньги с учётом своего целевого назначения не должны утрачивать статус финансового обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг).

    Таким образом, следует поставить под сомнение выводы о целесообразности и оптимальности способа создания единой саморегулируемой организации аудиторов путем учреждения нового юридического лица, поскольку все описанные риски при этом сохраняются, механизмы предлагаемых решений не учитывают очевидные проблемы с их практической реализацией, процедуры принятия решений и масштабы очередного вступления в новое СРО всех представителей аудиторского сообщества максимально усложняют и затягивают решение вопроса о создании единой СРО аудиторов.

    В свою очередь, реорганизация СРО аудиторов в форме слияния позволит обеспечить достижение цели – создание единого СРО аудиторов – в условиях минимизации рисков, сокращения сроков «переходного периода», устранения необходимости дополнительных финансовых и временных затрат для членов. При тщательном обсуждении данного пути создания единого СРО во главу ставился вопрос обеспечения наиболее комфортного режима для членов обеих СРО при переходе в новое СРО.

    СРО ААС призывает руководство СРО РСА придерживаться ранее достигнутых договоренностей и оперативно рассмотреть уполномоченными органами управления вопрос о реорганизации СРО РСА в форме слияния и создания единой СРО в целях снятия в кратчайшие сроки напряженности и неопределенности в аудиторской отрасли, обеспечив защиту прав и интересов всех представителей сообщества.

    Информационная служба СРО ААС

    Компенсационный фонд саморегулируемой организации создается, и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации в области саморегулирования и является обязательным элементом функционирования системы СРО.

    Минимальный размер компенсационного фонда СРО (размер, меньше которого он не может быть) устанавливается законодательством и определяется в денежном выражении на каждого члена СРО. Саморегулируемые организации общим собранием участников (т.е. внутренней документацией СРО, учредительными документами, правилами и стандартами) могут устанавливать повышенные требования к размеру компенсационного фонда (больше установленных законодательством минимальных требований).

    Требования к компенсационному фонду саморегулируемой организации варьируются от профессиональной и предпринимательской деятельности членов (участников) саморегулируемой организации, в зависимости от вида СРО.
    Устанавливаются следующие минимальные требования к размеру компенсационного фонда СРО, в зависимости от вида СРО:

    1. Компенсационный фонд СРО в строительстве
    Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должна в обязательном порядке сформировать компенсационный фонд возмещения вреда с минимальными размерами взноса на каждого члена и уровнями ответственности предусмотренными п. 12, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица №1), а так же дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае если не менее чем 30 членов данной СРО подадут заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, с минимальным размером взноса на каждого члена изъявившего в заявлении желание участвовать в таких процедурах в соответствии с уровнем ответственности предусмотренными п. 13, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица № 2).
    Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда на одного члена строительного СРО в зависимости от уровня ответственности (в более наглдяном виде, представлено в таблице № 1):
    1) 100 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 60 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 500 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 1 500 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 2 000 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. ₽ (четвертый уровень ответственности).
    5) 5 000 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 10 млрд. ₽ и более (пятый уровень ответственности).
    Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в строительстве, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет (в наглядном виде, представлено в таблице № 2):
    1) 200 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 2 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 4 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 7 000 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. ₽ (четвертый уровень ответственности).
    5) 25 000 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. ₽ и более (пятый уровень ответственности).

    Таблица № 1. Минимальный размер взноса в компфонд СРО возмещения вреда для оформления строительного допуска

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по одному договору

    Уровень ответственности

    1

    100 000 ₽

    не превышает 60 млн. ₽

    первый

    2

    500 000 ₽

    не превышает 500 млн. ₽

    второй

    3

    1 500 000 ₽

    не превышает 3 млрд. ₽

    третий

    4

    2 000 000 ₽

    не превышает 10 млрд. ₽

    четвертый

    5

    5 000 000 ₽

    составляет 10 млрд. ₽ и более

    пятый

    Таблица №2. Минимальный размер взноса в компфонд СРО обеспечения договорных обязательств для оформления строительного допуска

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по всем договорам

    Уровень ответственности

    1

    200 000 ₽

    не превышает 60 млн. ₽

    первый

    2

    2 500 000 ₽

    не превышает 500 млн. ₽

    второй

    3

    4 500 000 ₽

    не превышает 3 млрд. ₽

    третий

    4

    7 000 000 ₽

    не превышает 10 млрд. ₽

    четвертый

    5

    25 000 000 ₽

    составляет 10 млрд. ₽ и более

    пятый

    Данные размеры взносов введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)», ранее действовали следующие минимальные требования к формированию коменсационных фондов СРО в строительстве — см. Размеры взносов в компфонд строительных СРО (ранее дейстовавшие).
    2. Компенсационный фонд СРО в проектировании
    Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования должна в обязательном порядке сформировать компенсационный фонд возмещения вреда с минимальными размерами взноса на каждого члена и уровнями ответственности предусмотренными п. 10, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица №3), а так же дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае если не менее чем 15 членов данной СРО подадут заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, с минимальным размером взноса на каждого члена изъявившего в заявлении желание участвовать в таких процедурах в соответствии с уровнем ответственности предусмотренными п. 11, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица № 4).
    Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда на одного члена проектного СРО в зависимости от уровня ответственности (см. Таблицу № 3):
    1) 50 000₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 25 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 150 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 50 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 500 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 300 млн. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 1 000 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 300 млн. ₽ и более (четвертый уровень ответственности).
    Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на 1 члена проектного СРО, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет (см. Талицу № 4):
    1) 150 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 350 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 50 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 2 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 300 млн. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 3 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 300 млн. ₽ и более (четвертый уровень ответственности).

    Таблица № 3. Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда СРО в области архитектурно-строительного проектирования

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по одному договору

    Уровень ответственности

    50 000 ₽

    не превышает 25 млн. ₽

    первый

    150 000 ₽

    не превышает 50 млн. ₽

    второй

    500 000 ₽

    не превышает 300 млн. ₽

    третий

    1 000 000 ₽

    составляет 300 млн. ₽ и более

    четвертый

    Таблица № 4. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО в области проектирования

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по всем договорам

    Уровень ответственности

    150 000 ₽

    не превышает 25 млн. ₽

    первый

    350 000 ₽

    не превышает 50 млн. ₽

    второй

    2 500 000 ₽

    не превышает 300 млн. ₽

    третий

    3 500 000 ₽

    составляет 300 млн. ₽ и более

    четвертый

    Данные размеры взносов введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)», ранее действовали следующие минимальные требования к формированию коменсационных фондов СРО в строительстве — см. Размеры взносов в компфонд СРО строительной сферы (ранее дейстовавшие).

    3. Компенсационный фонд СРО в инженерных изысканиях
    Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий должна в обязательном порядке сформировать компенсационный фонд возмещения вреда с минимальными размерами взноса на каждого члена и уровнями ответственности предусмотренными п. 10, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица №5), а так же дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае если не менее чем 15 членов данной СРО подадут заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, с минимальным размером взноса на каждого члена изъявившего в заявлении желание участвовать в таких процедурах в соответствии с уровнем ответственности предусмотренными п. 11, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Таблица № 6).

    Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда на одного члена изыскательского СРО в зависимости от уровня ответственности (см. Табилицу № 5):
    1) 50 000₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 25 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 150 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 50 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 500 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 300 млн. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 1 000 000 ₽ в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 300 млн. ₽ и более (четвертый уровень ответственности).
    Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на 1 члена СРО инженерные изыскания, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет (см. Таблицу № 6):
    1) 150 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн. ₽ (первый уровень ответственности);
    2) 350 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 50 млн. ₽ (второй уровень ответственности);
    3) 2 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 300 млн. ₽ (третий уровень ответственности);
    4) 3 500 000 ₽ в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 300 млн. ₽ и более (четвертый уровень ответственности).

    Таблица № 5. Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда СРО в области инженерных изысканий

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по одному договору

    Уровень ответственности

    50 000 ₽

    не превышает 25 млн. ₽

    первый

    150 000 ₽

    не превышает 50 млн. ₽

    второй

    500 000 ₽

    не превышает 300 млн. ₽

    третий

    1 000 000 ₽

    составляет 300 млн. ₽ и более

    четвертый

    Таблица № 6. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО изыскателей

    Минимальный взнос в компенсационный фонд

    Стоимость работ по всем договорам

    Уровень ответственности

    150 000 ₽

    не превышает 25 млн. ₽

    первый

    350 000 ₽

    не превышает 50 млн. ₽

    второй

    2 500 000 ₽

    не превышает 300 млн. ₽

    третий

    3 500 000 ₽

    составляет 300 млн. ₽ и более

    четвертый

    Данные размеры взносов введены Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)», ранее действовали следующие минимальные требования к формированию коменсационных фондов изыскательских СРО — см. Размеры взносов в компфонд СРО строительной сферы (ранее дейстовавшие).

    4. Компенсационный фонд СРО энергоаудиторов
    Саморегулируемая организация в области энергетических обследований должна сформировать компенсационный фонд в соответствии с профильным законом в размере не менее 2 000 000 рублей (на всех членов), а в соответствии с общим законом о саморегулировании не менее 3 000 рублей на каждого члена.
    Требования к компенсационному фонду энергоаудиторских СРО определяются п. 2 ст. 18 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    5. Компенсационный фонд СРО оценщиков
    Саморегулируемая организация в области оценочной деятельности должна сформировать компенсационный фонд на каждого члена СРО в размере не менее 30 тыс. рублей (при этом каждый член СРО дополнительно в обязательном порядке, должен застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 тыс. рублей).
    Требования к компенсационному фонду оценочных СРО определяются частью 3 ст. 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
    6. Компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих
    Саморегулируемая организация в области арбитражных управляющих должна сформировать компенсационный фонд в размере не менее 20 млн. ₽ (двадцать миллионов рублей). Он формируется за счет членских взносов, в размере не менее чем 200 тыс. ₽ (двести тысяч рублей) на каждого члена СРО.
    Требования к компенсационному фонду СРО арбитражных управляющих определяется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
    7. Компенсационный фонд СРО аудиторов
    8. Компенсационный фонд СРО в сфере теплоснабжения
    9. Компенсационный фонд СРО операторов электронных площадок
    Саморегулируемая организация операторов электронных площадок должна сформировать компенсационный фонд в размере, не менее 3 млн. рублей на каждого члена (минимальное количество членов, для получения статуса СРО 10 компаний).
    Требования к компенсационному фонду СРО операторов электронных площадко определяются ст. 111.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Компенсационный фонд СРО — размещается управляющей компанией в соответствии с утвержденной инвестиционной декларацией (в финансовые инструменты определенные в инвестиционной декларацией). Для саморегулируемых организаций в области строительной, проектной и изыскательской деятельности установлен особый порядок размещения средств компенсационного фонда, так в соответствии с Градостроительным кодексом компенсационный фонд данных СРО может быть размещен только на депозитном счете или в депозитных сертификатах в российских кредитных организациях (ранее средства компенсационного фонда СРО строительной сферы размещались и в иных финансовых инструментах в соответствии с договором доверительного управления денежными средствами с управляющей компанией, которая в соответствии с инвестиционной декларацией и требованиями законодательства самостоятельно определяла финансовые инструменты в которые осуществлялось инвестирование).

    • Вступление в СРО
    • Свидетельство о допуске
    • СРО и страхование
    • СРО и сертификация
    • Оформление страховки
    • Оформление сертификатов

    Взносы в СРО и разъяснения по взносам

    В связи с поступающими запросами от бухгалтеров организаций – членов НП «Межрегиональный союз проектировщиков», разъясняем следующее. НП «Межрегиональный союз проектировщиков» является некоммерческой организацией, образовано и действует в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Вступительные взносы в СРО, выплачиваемые при вступлении в Партнерство и регулярные членские взносы, выплачиваемые членами Партнерства, являются безвозмездными целевыми поступлениями на содержание Партнерства и ведение уставной деятельности. Взносы в компенсационный фонд являются источником формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного Кодекса РФ и Федеральным Законом от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Размер и сроки уплаты взносов устанавливаются решениями органов управления Партнерства в соответствии с Уставом. Поскольку указанные взносы носят безвозмездный характер и не являются оплатой за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры на такие платежи Партнерством не оформляются. Организациям – членам Партнерства могут быть разосланы счета, в качестве напоминания и для подтверждения банковских реквизитов и суммы. Наличие такого счета не свидетельствует о получении платы за товары, работы или услуги.

    Основанием для списания организацией — членом Партнерства расходов по выплате взносов являются выписка из протокола собрания Совета Партнерства с решением о приеме в члены в НП «Межрегиональный союз проектировщиков».

    Обращаем Ваше внимание на то, что вступительные и членские взносы, согласно Налоговому Кодексу РФ, не являются расходами организаций, а, следовательно, не уменьшают доходы организации в целях налогообложения. В то же время, напоминаем Вам, что существуют разъяснения Министерства финансов РФ, касающиеся оплаты взносов в саморегулируемую организацию в сфере строительства, в том числе в переходный период, в частности, письмо Федеральной налоговой службы от 3 апреля 2009 г. № ШС-22-3/256@, в котором указано, что организации, перечисляющие взносы в такую саморегулируемую организацию, могут относить эти платежи (взносы в СРО) в целях налогообложения прибыли на прочие расходы по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем, организациям, находящимся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, письмом Министерства финансов РФ от 3 июня 2009 г. № 03-11-06-2/95 указано, что такие организации не могут учитывать взносы в качестве расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения.

    Разъяснения по членским взносам

    Часто обращаются бухгалтеры, организаций, вступивших в различные саморегулируемые организации (СРО), за разъяснениями и с просьбами предоставить акты, счета-фактуры за членские взносы или за оплату компенсационного фонда. По этому поводу необходимо пояснить:

    Любое СРО является некоммерческой организацией. А все НП образованы и действуют в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Вступительные взносы, выплачиваемые при вступлении в Партнерство и ежемесячные членские взносы, выплачиваемые членами Партнерства, являются безвозмездными целевыми поступлениями на содержание Партнерства и ведение уставной деятельности. Тогда как взносы в компенсационный фонд являются источником формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного Кодекса РФ и Федеральным Законом от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В Правилах саморегулирования каждого СРО установлены сроки и размер оплаты взносов.

    Поскольку указанные взносы носят безвозмездный характер и не являются оплатой за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры на такие платежи Партнерством не оформляются. Саморегулируемые организации могут выставлять счета для оплаты компенсационного фонда, членских взносов и т.д., но это является скорее жестом напоминания и подтверждения банковских реквизитов и размера суммы оплаты. Наличие такого счета не свидетельствует о получении платы за товары, работы или услуги.

    Основанием для списания организацией — членом Партнерства расходов по выплате взносов являются выписки из протокола собрания Совета Партнерства с решением о приеме в члены того или иного СРО.

    Хотелось бы обратить внимание на такие случаи, когда организации имеют два допуска СРО на одни и те же виды работ (иногда это оправдано, в силу некоторых причин). Так вот, обоснование получат расходы на членские взносы и компенсационный фонд только по одному СРО. Что касается причин иметь второй допуск, например, весомый заказчик ставит условие для заключения договора — вступление в определенное СРО, которое ему нравится. Подрядчик соглашается, вступает и несет расходы экономически необоснованные. Выходом из такой ситуации может быть получение свидетельств о допуске к видам работ в нескольких СРО, но на разные виды работ.

    Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения не вправе списывать на расходы членские взносы и оплату в комп.фонд. Такие расходы не включены в перечень расходов, согласно пункта 1 статьи 346_16 НК РФ.