Взаимодействие ФТС и ФСБ

Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы Безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенного кодекса Российской Федерации, закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», других законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации.

Закон «О государственной границе РФ» (ст.27 п. 4) определяет, что таможенные органы РФ и ФСБ России, «взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам и пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы».

Федеральная Пограничная служба и Государственный Таможенный комитет Российской Федерации в развитие законодательных положений издали совместный приказ N 475/413 от 1 июля 1996 г. «О взаимодействии органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации», которым введено в действие положение «Об основах взаимодействия органов и войск Федеральной пограничной службы и таможенных органов Российской Федерации».оно не потеряло актуальности и сегодня. Положение определяет цели, принципы, основные направления, порядок организации и поддержания взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России и таможенных органов Российской Федерации.7

Целями взаимодействия пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации являются:

— достижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и защите ее экономических интересов на государственной границе и таможенной границе, совпадавшей с государственной границей;

— обеспечение скоординированной деятельности пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации при пропуске через границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и животных;

— обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации при выполнении своих задач и функций.

Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации при организации взаимодействия руководствуются следующими принципами:

строгое соблюдение законов;

сосредоточение усилий для выполнения наиболее сложных и ответственных задач;

непрерывность взаимодействия на всех уровнях;

оперативность и ответственность в реализации совместных планов и взятых обязательств;

четкое разграничение функций.8

Взаимодействие достигается:

координирующей ролью Федеральной службы Безопасности Российской Федерации в сфере охраны государственной границы и координирующей ролью таможенных органов Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

взаимным знанием задач, согласованием различных вариантов действий;

своевременной отработкой планов взаимодействия и их уточнением при изменении обстановки;

организацией и поддержанием непрерывной связи взаимодействия и постоянным взаимным обменом информацией об обстановке;

постоянно поддерживаемыми контактами между соответствующими органами управления и их должностными лицами;

контролем за точным выполнением установленного порядка действий при выполнении поставленных задач.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия в интересах охраны государственной границы, борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела органы Федеральной службы безопасности оперативные органы ФТС Российской Федерации взаимодействуют между собой в оперативно-розыскной деятельности на основе разрабатываемых планов. Взаимодействие органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется на основе планов взаимодействия, разрабатываемых при совместном руководстве командиров соединений, частей, подразделений пограничной службы ФСБ Российской Федерации и начальников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов таможенных органов Российской Федерации.

Основные направления взаимодействия органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации:

взаимное информационное обеспечение;

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам, относящимся к компетенции ФСБ Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

осуществление совместных мер по поддержанию режима государственной границы, режима в пунктах пропуска через государственную границу, пограничного режима и режима в зонах таможенного контроля;

совершенствование форм и способов осуществления пограничного и таможенного контроля;

согласованное выполнение в порядке взаимопомощи отдельных задач и функций другой взаимодействующей стороны на отдельных направлениях и участках границы Российской Федерации;

совместное выявление и пресечение каналов незаконного перемещения через границу Российской Федерации запрещаемых товаров и контрабанды;

согласование направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, нелегальной миграцией, незаконным оборотом оружия, радиоактивных веществ, наркобизнесом и контрабандой;

проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено, к компетенции оперативных органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

разработка и осуществление совместных действий по пресечению и локализации чрезвычайных, провокационных и конфликтных ситуаций на границе Российской Федерации и в пунктах пропуска через нее;

осуществление мер по обустройству пунктов пропуска через границу Российской Федерации и созданию необходимых социально-бытовых условий для сотрудников органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерацию и членов их семей;

обеспечение безопасности пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации и их сотрудников;

оказание взаимной помощи в проведении научных исследований и разработок, а также подготовке специалистов пограничного и таможенного контроля в учебных заведениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации.

Взаимодействие пограничных органов ФСБ Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется на следующих уровнях:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.;

Пограничная служба ФСБ РФ – Федеральная таможенная служба РФ.

Территориальное отделение (региональное управление), пограничная группа, пограничная часть центрального подчинения — региональное таможенное управление, таможня центрального подчинения;

Территориальное управление, пограничный отряд, отряд пограничного контроля, отдельный контрольно-пропускной пункт, соединение пограничных сторожевых кораблей, соединение пограничной авиации — таможня;

отдел (отделение) пограничного контроля, пограничная застава — таможенный пост;

старший смены пограничных нарядов — начальник отдела (старший смены) таможни.

Порядок взаимодействия соединений, частей, подразделений органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации оформляется планом, утверждается вышестоящими руководителями.

План взаимодействия может разрабатываться текстуально или на карте (схеме) и должен включать:

цели взаимодействия;

места дислокации органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

основные элементы обстановки;

направления взаимодействия;

расчет выделяемых сил, средств и порядок их действий по различным вариантам обстановки;

организацию управления;

схему связи взаимодействия.

Вопросы взаимодействия отражаются также и в ведомственных приказах, например при обнаружении контрабанды действующие инструкции и приказы предписывают старшему смены пограничных нарядов в пункте пропуска через Государственную границу информировать должностного лица таможенного органа, который и будет непосредственно заниматься её изъятием

Итак, мы рассмотрели правовые основы, цели, принципы, основные направления, порядок организации и поддержания взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России и таможенных органов Российской Федерации.9

— Давайте про качество администрирования поговорим. Главный принцип сейчас — подача всех деклараций в один большой центр, который должен обеспечивать равные сроки и плановую загрузку и сокращение бумажного документооборота. Насколько успешно идет переход?

— Это гораздо более управляемая и простая схема: место 400 точек входа по стране надо контролировать всего 16. Чтобы бизнесу было несложно переварить эту систему, таможенные посты остались на местах, но заточены на работу с грузами. То есть, структурные изменения не потребовали изменений в логистике.

Современные технологии дают возможность подать в электронном виде не только декларацию, но и иные документы: накладную, контракт, разрешительные документы. Информационная система таможни сама может по номеру разрешительного документа получить подтверждение из Роспотребнадзора, Россельхознадзора и иных ведомств. Декларанту ничего не нужно дополнительно нам представлять.

Единственный документ, который нам нужен на бумаге в оригинале и который мы не сможем получить другим способом, ­— это сертификат о происхождении товара. Потому что он выдается страной, где товар произведен. Наладить электронное взаимодействие со множеством стран — невозможно. От страны происхождения зависит размер таможенной пошлины и НДС. Тут у декларанта может возникнуть соблазн сжульничать — отправить в электронном виде непонятно что и возникает необходимость проверки. Вот тогда надо «включать ноги», идти и подавать оригинал, чтобы мы сверили. Но эту сверку можно провести на том посту, где находится груз.

Фото: Влад Бурнашев, РБК Екатеринбург

— В 2018 году в трех таможенных управлениях — Уральском, Приволжском и Северо-Кавказском, — менее критичных с точки зрения количества таможенных постов и объемов грузов, запустился пилотный проект. В октябре заработала Уральская электронная таможня. Есть проблемы с технологией, штатом?

— До конца года Уральская электронная таможня будет укомплектована на 75%. В первые месяцы следующего года нам надо набрать необходимый штат. Практически половина сотрудников, которые работают сейчас, пришли из Екатеринбургской и Кольцовской таможни. Работа напряженная, но не критично. В первые две недели сроки выпуска товаров увеличились, но сейчас они ниже показателей, которые были: импорт мы выпускаем за 1 час 50 минут, а экспорт — за 39 минут.

Новый кодекс, действующий с этого года, закрепил принципиально иной подход. Раньше решение о товаре выпускал человек, независимо от того, какие электронные помощники были. Сейчас возможность принятия решения отдана информационной системе: машина получает декларацию, обрабатывает, оценивает риски. По Уральскому управлению через автоматический выпуск деклараций прошли 43% экспортных деклараций и 20% импортных. Это тренд будущего в таможенном контроле. То есть именно автоматизация процессов. Машина не обладает какими-то субъективными предпочтениями и коррупционными мыслями…

— Давайте остановимся на коррупции и кадрах. В таможне есть Служба по противодействию коррупции. Что она нашла за последние три года? Сколько кадровых решений было по требованию безопасников?

—— Состав уголовного преступления — это то, что можно принести в суд и судья решит: вот факт, вот событие, вот взяткодатель, вот вещественное доказательство, вот причинно-следственная связь между этим всем. За что брал, что делал в ответ на эти деньги. Есть ситуации, когда доказательной базы мало, но мы понимаем, что человек дискредитировал себя и занимается нехорошими вещами. Стараемся таких людей подводить к увольнению и избавляться. Просто надо очищать систему.

— Так сколько у вас увольнений по отрицательным мотивам? И есть ли заявления о возбуждении уголовного дела?

— Буквально на днях в Екатеринбургской таможне выявлено мелкое взяточничество — получение 15 тыс. руб. Сумма же имеет значение только для квалификации дела, но должностное лицо уволено по факту. Я не могу сказать, сколько человек было уволено по коррупционным мотивам, потому что не всегда расстаемся с сотрудниками именно с такой официальной формулировкой …

— Недавно «за коррупцию» был уволен начальник Екатеринбургской таможни. В официальном сообщении было сказано, что проблема была связана с указанием недостоверных сведений о доходах и имуществе». Но очевидно же, что в истории Яговитина проблема не в декларации. Человеку не дали доработать четыре месяца до пенсии. Если бы проблема была с декларацией, ему бы объявили выговор, дисциплинарное взыскание, он бы ушел в отпуск и уволился и ушел по выслуге…

— Я не могу назвать иных причин. Я могу сказать, что я их даже не знаю. Служба противодействия коррупции напрямую подчиняется Москве в части постановки оперативно служебных задач. Я для нее такое же подконтрольное лицо, как и все другие таможенники. Эта проверка сведений о доходах и имуществе проводилась Федеральной таможенной службой, а не управлением. Возможно, ваши предположения имеют под собой основания, но эта проверка была начата для оценки несоответствий и вывода, что человека надо увольнять.

— А заместитель начальника Екатеринбургской таможни Виталий Крылов, которому также на днях поступило предложение написать заявление? Почему?

— Откуда у вас такая информация? .. Виталий Анатольевич принял решение завершить службу в таможенных органах и данное решение удовлетворено руководством.

— На Кольцовской таможне с 2017 года у нас произошла полная смена руководящей команды… Где вы возьмете кадры, к которым не будет вопросов?

— С кадрами сложно. Мы будем использовать принцип ротации и в первую очередь рассматривать регионы.

Если мы говорим о должности начальника Екатеринбургской таможни, то сейчас на три месяца исполняет обязанности Алексей Гуков — начальник службы организации таможенного контроля Уральского таможенного управления.

Фото: Влад Бурнашев, РБК Екатеринбург

— Он ждет приказа без приставки и. о.?

— Решение о назначении на эту должность принимает руководитель ФТС. На данном этапе, исполнение обязанностей я рассматриваю в качестве проверки практикой. Это, можно сказать, оценка достаточности профессиональных компетенций в новой среде. Если она покажет свою эффективность, мы однозначно будем ходатайствовать о его назначении.

На должность первого заместителя есть три кандидатуры. Однозначно все пройдут через полиграф. В Кольцовской таможне должность первого заместителя тоже не занята, также рассматривается кандидат. Будем использовать не только уральский регион.

— В картотеке арбитражного суда заметно больше стало споров, связанных с оспариванием доначислений таможенной стоимости: «УЗГА», «Уральские авиалинии»… Заметно, что таможенные органы массово пересматривают стоимость, которую сами же в 2015-2016 годы утвердили. Это значит, что есть команда менять кодировку, чтобы максимально пополнять бюджет?

— Нет, задача пополнять бюджет через какие-то хитрости никогда не стояла вообще. В 2016 году вышел приказ по тщательнейшему контролю таможенной стоимости. Принцип её определения имеет много недостаточно формализованных факторов, которыми пользуются участники ВЭД. Как определяет таможенную стоимость инспектор? Он открывает базу, находит соответствующий артикул и среди всех поставок подобного артикула определяет наименьшую стоимость. Если цена заявлена ниже, то он может провести корректировку только ориентируясь на показатель наименьшей цены.

У нас, к примеру, есть один участник ВЭД, который постоянно заявляет товар по 0,5 доллара за килограмм. А мы постоянно корректируем его до 3 долларов — то есть в 6 раз. И он не судится, не задает никаких вопросов, при этом исходные документы у него в полном комплекте и не дают оснований для подозрений. Выясняем, почему так происходит. Просто есть производители товаров, а есть фирма, которая их отправляет. Эта фирма забирает товар у производителя по реальной цене, консолидирует партию, готовит новые документы и выступает в качестве отправителя. Контракт заключен между российской фирмой и консолидатором.

— То есть он намеренно заявляет стоимость заведомо ниже, чтобы получить в итоге наименьшую цену?

— Да, и ему не надо напрягаться, за него таможня сработает. А он всегда будет оперировать более низкой ценой по сравнению с конкурентами. Поэтому он никогда не судится.

Но если соответствующие артикулы не подбираются или их вообще нет, надо искать что-то однородное, похожее. И вот к этим примерам суды относятся не всегда однозначно.

— А бремя доказательства на ком лежит?

— На нас. Во всех решениях судов, которые мы проиграли, указано: Таможенный орган не доказал, что заявленная в документах и в декларациях стоимость является недостоверной. Раньше мы проигрывали много, зачастую на процедурных моментах. Что мы сделали? Мы провели обучение, улучшили подготовку инспекторов. Мы внедрили приоритеты, при которых в первую очередь необходимо соблюсти все нормативные формальности в качественной оценке и фиксации решений. И судебная практика начала меняться. Если мы сейчас что-то проигрываем, то это в большинстве случае относится к решениям прошлых периодов. Все дела текущего периода имеют позитивную судебную перспективу.

Фото: Влад Бурнашев, РБК Екатеринбург

— В статистике за 9 месяцев, по-моему, УТУ фиксирует отчисления 110%. Правда ли, что в этой цифре только 40% текущие платежи, а все остальное — это результат корректировки таможенной стоимости и доначисления за прошлые периоды?

— Нет, конечно, этого не может быть. Доначисления от корректировки таможенной стоимости — это 1% от общей суммы платежей.

— Вы думаете, автоматизация процессов снимет эту проблему? Когда все будет делать только машина, не получится, что через два года после завоза товара вы будете приходить, открывать склады, заглядывать под кожуха и говорить: «Ребята, у нас сомнения возникли».

— Обязательно будем. И однозначно сохраним аналитику, оперативное сопровождение и «ручной» контроль. От жульничества и фальсификаций никто не застрахован. Это как ситуация с одеждой люксовых брендов, который заявлялся, как нитки и ткани… Не сработал риск, не попал товар на досмотр и уехал Christian Dior со склада. И если вдруг риск сработал, инспектор выставляет уведомление декларанту о необходимости досмотра. Приходит на склад — к досмотру предъявлены действительно нитки и ткани. Просто на грузовых местах кто-то поменял бирочки. Груз выпускается, а информационная система фиксирует добропорядочность участника…

— А кто поменял бирки?

— Аффилированный склад временного хранения, его сотрудники, возможно грузчики… Как информационной системе определить вот такое наглое жульничество? Никак. Поэтому с камеральной или выездной проверкой потом постучимся: «ребята, нам надо вас проверить за три года».

— В Кольцово было два склада временного хранения, но один прекратил работу…

— Просто приняли меры, чтобы на втором складе бирочки переклеивать стало невозможно и вся его экономическая эффективность кончилась. Видимо, она только на переклеивании бирочек и строилась, и это давало прибыль и желание продолжать жульничать.

— Но это уже вовсе не грузчики.

— Отсюда прямые выводы по смене руководящего состава в столь массовом количестве. Просто наводится порядок.

Правоохранительный блок: работа строится системно

Правоохранительный блок традиционно занимает важное место в структуре таможенных органов. Какие тенденции прослеживаются в его сегодняшнем развитии? С какими проблемами приходится сталкиваться? Как можно повысить эффективность работы правоохранительных подразделений? Об этом рассказывает заместитель руководителя ФТС России Николай Волобуев.
Николай Анатольевич, современная концепция развития таможенных органов исходит из презумпции добросовестности участников ВЭД. Подтверждается ли этот посыл практикой?
— Как показывает уже почти двух летняя практика работы по новой редакции Таможенного кодекса РФ, большинство участников ВЭД нацелились на работу в правовом поле. К сожалению, на фоне возрастающего товарооборота количество недобро совестных предпринимателей не снижается. Вряд ли здесь можно назвать точные цифры: мы фиксируем только конкретные случаи неисполнения законодательства.
— Меняется ли структура правонарушений в области таможенного дела?
— Структура преступлений и правонарушений меняется соответственно социальному и техническому прогрессу. Модернизируются старые и появляются новые способы ухода от таможенных платежей: под мена товаросопроводительных документов, сокрытие товаров от таможенного контроля, использование двойного комплекта документов, создание фирм-однодневок.
— Это характерно для нашей страны и стран СНГ, а на Западе недостоверное декларирование — архаичное правонарушение в силу значительного развития технологий оформления и контроля, внедрения информационных технологий и экономической невыгодности нелегальных способов ведения бизнеса. Основная правоохранительная работа там связана с пресечением контрабанды -провозом запрещенных товаров, товаров двойного назначения, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.
У нас иная ситуация, и роль правоохранительного блока в структуре таможенных органов объективно возрастает. Правоохранительные подразделения, которым в соответствии с законом разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия, имеют возможность своими методами не только выявлять нарушения закона, но и предупреждать их.
Идущая сейчас модернизация таможенных органов, внедрение электронного декларирования и применение информационных технологий также наносят удар по традиционным способам нарушений таможенных правил и имеют правоохранительную составляющую в своей основе.
-Сейчас в большей степени обращают внимание на экономическую эффективность таможни. Какие при меры говорят, что таможенный закон по-прежнему нуждается в защите силой?
— Защищать таможенное законодательство с применением оружия и специальных средств таможенника ми приходится в основном вне пунктов пропуска через государственную границу и вне мест таможенного оформления. В 2004 году оружие применялось сотрудниками СОБРа одиннадцать раз, все они прокурату рой были признаны правомерными. В этом году оружие также неоднократно применялось для задержания транспортных средств при попытках пересечения границы.
— Как перестраивается работа правоохранительного блока в рамках административной реформы?
— С самого начала одной из главных задач была кадровая политика, очищение таможенных органов от недобросовестных сотрудников и воспитательная работа.
Мы в первую очередь обратили внимание на правоохранительный блок с точки зрения как соблюдения законодательства и уважения к закону в целом, так и специфических методов работы, связанных с законом об оперативно-розыскной деятельности. Особое внимание было уделено кадровой составляющей, смене отдельных руководителей правоохранительного блока. В первую очередь, в Управлении собственной безопасности, главная задача которого — борьба с коррупцией. Наверное, было бы большой ошибкой считать, что процесс завершен.
С другой стороны, не стоит огульно охаивать сотрудников таможенной службы. Проработав год и несколько месяцев в таможенной системе, могу сказать: мое мнение изменилось в лучшую сторону. Здесь служит много порядочных, достойных и добросовестных людей, настоящих профессионалов своего дела.
Но надо обратить внимание и на то, что у нас по сравнению с прошлым периодом увеличилось количество уголовных дел, возбужденных против таможенных сотрудников и служащих. С одной стороны, безусловно, эффективнее стали работать подразделения собственной безопасности, а с другой, к сожалению, уровень взяточничества и должностных преступлений не становится меньше. Отмечу, что работа по выявлению злоупотреблений должна вестись предметно, не задевая интересы добросовестных таможенников и участников ВЭД, без привнесения элемента всеобщей подозрительности. Не дай Бог, мы какими-то действиями обидим достойного человека. В этом смысле закон об оперативно-розыскной деятельности стоит на страже интересов добросовестного служащего, позволяя эту работу вести конспиративно, не нарушая нормального хода вещей и уважая устои коллектива.
-И участника ВЭД, очевидно…
— Мы исходим из того, что государство должно получать сполна с тех участников ВЭД, которые нарушают закон. Когда в основании правонарушения нет злостных намерений, для нас важно, чтобы своевременно были уплачены таможенные платежи и штрафы. К такому участнику ВЭД мы относимся достаточно лояльно и рассчитываем, что он извлечет урок из дела об административной ответственности. Есть и другие случаи — когда откровенную контрабанду участник ВЭД пытается выдать за случайное нарушение таможенных правил. Здесь мы должны выступать с жестких позиций и требовать незамедлительного исполнения законодательства.
— В июне этого года Всемирная таможенная организация утвердила стандарты безопасности, принятые большинством таможенных администраций мира. На первый план выходит предварительное уведомление, электронное декларирование, работа по профилям риска. Говоря простыми словами, профиль риска — это информация о возможных признаках нарушения таможенного законодательства. Здесь мы до сих пор определяем, где должно быть место правоохранительного блока, а где -иных подразделений. Я убежден, что Главное управление по борьбе с контрабандой в своей работе прежде всего должно опираться на закон об оперативно-розыскной деятельности. Моя позиция: анализом и управлением рисками должно заниматься прежде всего ГУОТК, а ГУБК, оперативные таможни на основе получаемой оперативной информации обязаны помогать формировать профили риска.
— Какова в этой связи должна быть роль правоохранительных подразделений в системе анализа и управления рисками?
— Инспектор должен знать профили риска и осуществлять работу по ним на таможенном посту при оформлении товара. Сотрудник правоохранительного подразделения должен подключаться, когда в соответствии с профилем риска выявлены признаки правонарушения. До этого момента оперативник не должен вмешиваться в нормальный процесс таможенного оформления.
Сейчас завершается работа над программным обеспечением, которое позволит по локальной сети замкнуть таможенные посты, таможни, региональные управления и центральный аппарат. Это позволит своевременно передавать информацию из ГУОТК в ГУБК и оперативные таможни, которые могут организовать проверку эффективности профиля риска. Без современных информационных технологий мы погрязнем в бумаготворчестве.
С другой стороны, с чего начинается оперативно-розыскная деятельность? С получения упреждающей информации о возможном нарушении закона. На Западе даже появился термин: таможенная разведка. В этом смысле работа с профилями риска также связана с получением упреждающей информации, которую надо перепроверять. ГУБК, как я уже сказал, должно заниматься не формированием профилей риска, а давать информацию, где по каким-то причинам наметилось слабое звено — среди участников ВЭД, на складах временного хранения, по конкретным направлениям ВЭД, по конкретной номенклатуре товаров. Формирование профиля риска производится путем анализа документов подразделениями ГУОТК, а оперативные подразделения могут и должны участвовать в этой работе предоставлением упреждающей информации.
Далее их черед наступает, когда таможенный инспектор убедился, что профиль риска работает: в одиночку инспектору сложно выявить всю совокупность признаков преступления и процессуально грамотно их зафиксировать.
— Николай Анатольевич, вы отметили, что меняется криминологический облик преступности в области таможенного дела. Как служба борется с общими причинами, а не частными проявлениями?
— Действующий сейчас кодекс более демократичен, таможенное оформление более либерально, время на таможенное оформление сокращено, на первый план выходит работа с высокими технологиями, электронное декларирование, анализ рисков, предварительное уведомление и получение упреждающей информации. Поэтому большое значение имеет обмен информацией со странами, с которыми у нас подписаны соответствующие соглашения. Эта работа, требующая тщательной проработки, сейчас идет с Финляндией, Китаем.
Например, китайская статистика показывает, что экспорт в Россию перешагнул 20 миллиардов долларов. Наша статистика показывает данные на 6 миллиардов меньше. Я задавал торговому атташе Китая вопрос, как так может быть. Он отвечает: у вас плохо работают таможни.
Да, у нас есть проблемы, но у стены всегда есть две стороны. Китайские таможенники оформляют тот товар, который действительно загружен в контейнеры. Затем уже на нашей территории идет подмена документов, инвойсов и так далее. Цену этой проблемы показывает разница данных двух официальных статистик. Если мы хотим решить проблему, контакт таможенных администраций должен быть подкреплен контактами и обменом информацией соответствующих правоохранительных служб.
Субъективным препятствием, полагаю, в этом вопросе являются определенные опасения, что предварительное информирование сделает северный рынок менее привлекательным для китайских экспортеров. А Россия потребляет в огромном количестве продукцию мелкого и среднего производителя и взамен дает валюту, которая нужна Китаю для дальнейшего продвижения вперед.
Конечно, меняется криминология внешнеэкономической сферы, придумываются различные ухищрения, в том числе с использованием информационных технологий. У нас сейчас вводится электронное декларирование, к 2008 году этот процесс необходимо завершить. Электронная информация может быть легко проверена и проанализирована на любом этапе. Но под эту схему работы, по нашим данным, уже подстраиваются некоторые умельцы и готовятся ее обойти. У нас уже были случаи, когда компьютерная информация не доходила до органа, который должен был ее контролировать.
Мы много говорим о добросовестных и недобросовестных участниках ВЭД, но надо обратить внимание и на тех, кто работает в так называемом около таможенном бизнесе и по-прежнему заинтересован в получении прибылей, которые не вмещаются в разумные пределы. На Западе, например, 20 процентов считаются хорошей прибылью в около таможенном бизнесе. У нас даже сто для некоторых мало, подавай тысячу. Отсюда огромная заинтересованность в том, чтобы правдами и неправдами обойти таможенный контроль. Руководитель фирмы, имеющей внешнеэкономические связи, в большей степени заинтересован в стабильности своего бизнеса, а не в сверхприбыльности отдельных внешнеторговых операций. У него о производстве и сбыте голова болит, а не о том, как придумать очередную аферу.
— Что вы можете противопоставить этому творчеству ?
— Подготовленный кадровый состав — с точки зрения отношения к делу, ответственности и порядочности, и вместе с тем высокопрофессиональный, обученный, умеющий работать на уровне современных технологий. Это — задача и общая, организационно-управленческая, и конкретная, индивидуально-личностная. Так, в УСБ мы недавно создали подразделение, которое занимается, в том числе, анализом информационной безопасности. Пока серьезных проблем мы не выявили. Значит, нам удалось в данном случае сработать на опережение.
Второй аспект — личность оперативного сотрудника. Любой оперативный работник, приходящий на работу в таможенные органы из федеральной службы безопасности, из органов прокуратуры, из института правоохранительной деятельности РТА, нуждается в том, чтобы вникнуть в таможенную специфику — каким бы опытным он ни был. Мне самому, контрразведчику с тридцатилетним стажем, пришлось взять учебники и разбираться в тонкостях таможенного оформления. Этими вопросами оперативный работник должен владеть, иначе он не сможет понять, где ждать недостоверное декларирование или контрабанду. Соответственно, мы должны организовать профессиональную подготовку для тех, кто осуществляет оперативно-розыскную деятельность в области таможенного дела.
Третий аспект — организация работы оперативного работника. Принципы, методы, силы и средства — это все прописано в законе об оперативно-розысной деятельности. В том числе и вспомогательный аппарат. Я вам прямо скажу: это — агентура, никуда мы от этого слова не денемся. За последний год мы сократили агентурный аппарат на 70 процентов: это был балласт, сплетники, а не помощники. Нам не нужны стукачи, нам нужны честные люди, информация которых защищает интересы государства. По каким-то причинам кто-то не может открыто заявить о том, что видит каждый день, но в разговоре с нашим сотрудником он сообщает очень полезную информацию, которая становится основой для дальнейшей оперативной работы. Поверьте, у нас немало людей, которые болеют за будущее России и готовы помогать правоохранительным подразделениям.
-Как такие люди выходят на кон такт с вашими сотрудниками?
— Вы спрашиваете о телефонах доверия? Да, порой эта форма оказывается очень действенной. Но профессионализм оперативника, в частности, в том заключается, что бы, общаясь с коллегами, видеть, кто болеет за дело, а кто ищет в этом деле лазейку. Кстати, тех, кто лазейку ищет, также можно привлекать к сотрудничеству, но это уже называется профилактикой правонарушений и имеет иную мотивацию.
— Мы сейчас собираемся открыть на интернет-сайте горячую линию. По опыту предыдущей работы знаю, что она может быть очень эффективной. Бывает, человек попал в определенные обстоятельства, слава Богу, не преступил закон, но не знает, как от этого освободиться, очистить душу и вернуться на нормальный путь жизни.
В дальнейшем мы установим специальный телефон, куда может позвонить любой участник ВЭД в любой момент, хоть ночью. С этим телефоном должны работать и Управление собственной безопасности, потому что по нему могут сообщать о фактах взяточничества или вымогательства, и Главное управление по борьбе с контрабандой, потому что может поступать информация о признаках контрабанды или недостоверного декларирования.
— Как меняется организация работы сотрудника правоохранительного блока?
— Начинать надо с конкретного участка работы оперативника. У меня сложилось впечатление, что работа по линии ГУБК и оперативных таможен строилась в режиме ожидания: если где-то выявлены нарушения в ходе досмотра — тогда оперативная таможня вступала, засучив рукава. Однако работа должна строиться системно. Должны быть расставлены вехи и указатели, как на дороге, от анализа предварительной информации и выстраивания схемы получения сигналов о возможных правонарушениях до прогностической оценки развития ситуации.
И конечно, четкая постановка задач. Возьмем, к примеру, борьбу с наркотиками, которой занимаются различные службы. На всех уровнях я говорю: в нашей стране наркотики в массовых масштабах не производятся, к нам они попадают из-за рубежа. Роль таможни — не пропустить наркотики в страну. Именно на это и ни на что другое должна быть направлена деятельность соответствующих подразделений. Внутри страны искать наркотики — это функция иных служб, не надо их подменять, каждый должен знать свои задачи в рамках действующего законодательства.
Каждый же оперативный работник должен знать свой маневр в рамках общей задачи, определенной таможенным законодательством. В этой связи мы подумали о введении формализованной еженедельной отчетности, по примеру иных служб. Сначала сопротивление было страшное, дескать, наш оперативник не сможет, времени не хватит и так далее. Как это не хватит времени? Нередко в шесть часов уже никого нет на месте.
Я предложил ввести формализованную справку-отчет о работе за неделю по конкретным позициям: какова оценка оперативной обстановки, какие новые моменты оперативник видит на своем участке с точки зрения таможенного оформления, какие выявлены признаки контрабанды, какие данные он передал для формирования профилей риска и так далее. Этот мобилизующий, организующий и отчетный документ не только дисциплинирует оперативного работника по формальным признакам, но и помогает расставить приоритеты, организовать рабочее время для выполнения главных задач.
-Учитываете ли вы в борьбе с негативными явлениями материальные условия и моральный климат в таможенном коллективе?
— Как и пограничники, таможенники стоят на границе. И как все люди, они подвержены влияниям, просьбам больших людей, соблазнам. Есть много желающих сыграть на этих соблазнах, чтобы создать для себя послабления, особые условия. Мы постоянно на переднем фронте, мы в постоянной борьбе и сами с собой, и с внешними силами. Мы — на линии борьбы с настоящим врагом, которого мягко называем недобро совестные участники ВЭД . Некоторые из них являются закоренелыми преступниками. Некоторые рядятся в овечью шкуру, ссылаются на благотворительность: дескать, мы фонд поддерживаем, ветеранам помогаем, а вы нас…
— Конечно, таможеннику сегодня материально тяжело работать. Президент и правительство понимают эти проблемы, идут навстречу. Я имею в виду повышение жизненного уровня таможенников. Хотя нужно понимать, что уровень доходов — не панацея от всех бед. Немало примеров, когда состоятельные люди идут на преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией. Таков бывает психологический склад у человека — имея много, хочет получить непомерно много.
Но в целом убежден, что повышение уровня зарплаты — это мера, которая позволит профессионалу держаться за службу. Для большинства сотрудников, которые в своей массе честны и порядочны, уменьшится соблазн отойти от профессиональной этики.
Второе — это профилактическая и воспитательная работа. У нас этой работой никто не занимается: во всяком случае, за год я не увидел системы в работе Управления кадров по этому направлению. В прежние времена, плоха или хороша, система воспитательной работы действовала. Потом ее поломали, ничего не предложив взамен, кроме церкви. Но больше половины таможенников в церковь не ходят. Поэтому надо придумывать что-то свое. Возможно, используя традиции таможенной службы, одного из старейших институтов государства, надо морально заинтересовывать людей, показывать перспективность и благородство профессии.
В этой связи считаю, что тон должны задавать сотрудники правоохранительного блока. Они каждый день сверяют свои действия с нормой закона — об оперативно-розыскной деятельности, о службе в таможенных органах, таможенным кодексом. Каждый день на чаше весов у них судьба конкретного человека — участника ВЭД, работника около таможенной сферы, инспектора таможни. Поэтому глубоко убежден: поведение, подход к делу и моральный облик сотрудников правоохранительного блока служат камертоном правосознания в таможенном коллективе. От этого очень многое зависит.
— Как работа через общественные организации, в частности, в Клубе военачальников России, помогает решать задачи правоохранительного блока и ФТС России в целом?
Это новая общественная структура, независимая и некоммерческая. Членами клуба являются ветераны-военачальники, представители силовых и правоохранительных структур страны. Президентом клуба избран бывший министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев.
Я вхожу в консультативный совет, который взаимодействует с федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Задача клуба — объединить и сохранить профессиональный потенциал высших офицеров в интересах развития гражданского общества, а также вести координационную работу с ветеранскими организациями, которые пока у нас не всегда взаимосвязаны. Это — мощный ресурс кадровой и воспитательной работы. Полагаю, накопленный опыт таможенных ветеранских организаций также будет востребован и учтен в деятельности Клуба военачальников.
Беседу вел Дмитрий Котиков
Журнал Таможня 20 от 31.10.05

Приказом Федеральной таможенной службы России от 26 декабря 2019 года № 3963-К начальником Центрального таможенного управления с 9 января 2020 года назначен Сергей Валентинович Рыбкин.
Заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко представил Сергея Рыбкина коллективу Управления.
– Сергей Валентинович более 30 лет посвятил службе в таможенных органах. Из них 14 лет он работал в регионе деятельности Центрального таможенного управления, – отметил Денис Терещенко. – Многие из присутствующих его хорошо знают и помнят. В начавшемся году перед ЦТУ стоят масштабные задачи: открытие Центральной электронной таможни, а также создание Главного центра по обработки данных на базе Тверской таможни. Уверен, Сергей Валентинович мобилизует коллектив для выполнения поставленных задач.
Также было отмечено, что основная задача Центрального таможенного управления – собираемость таможенных платежей в полном объеме. В 2019 году Управлением по этому показателю план был выполнен.
– Мы продолжим добрые традиции Центрального таможенного управления, которое всегда было на хорошем счету у руководства Федеральной таможенной службы России, – обратился к присутствующим Сергей Рыбкин. – Начинаем новый рабочий год.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter