Вызов в налоговую уведомлением

Кого может вызвать инспекция

Инспекторам удобно, когда давать пояснения приезжает лично директор компании. Его можно спросить о деятельности компании и убедиться, что он фактически ей руководит.

Всегда ли на все вызовы инспекции должен являться директор?

Представить пояснения может и другой сотрудник — нельзя вызывать директора по каждому поводу и штрафовать за неявку.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, инспекторы могут вызвать налогоплательщика, чтобы получить пояснения по расчету налогов и взносов, нестыковкам в декларации и другим вопросам. Но нигде не сказано, что явится в ИФНС обязан лично директор.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель и любое другое лицо, которое признано органом юридического лица.

Как обезопасить фирму от лишних претензий?

Оформить доверенность главному бухгалтеру, юристу или другому сотруднику. В доверенности нужно указать, что руководитель передает этим людям право представлять компанию в отношениях с ИФНС и давать пояснения. Можно создать регламент, в котором будет указано, кто из сотрудников по каким категориям вопросов будет представлять пояснения.

Важно: вызов в инспекцию получил именно директор, то должен пойти лично. Другой сотрудник не может пойти вместо него, но имеет право сопровождать директора.

Нужно ли ехать на вызов инспекции из другого города?

Инспекция по месту учета филиала фирмы может прислать вызов директору головного офиса. Ехать в другой город для пояснений не обязательно. Инспекторы должны вызвать для пояснений директора филиала, если у него есть доверенность представителя фирмы. Это подтверждает письмо ФНС № ЕД-4-2/2785@ от 15.02.2017 года.

Также представитель компании не обязан ездить в ИФНС другого региона, чтобы дать пояснения о своем контрагенте. Чужая инспекция должна переслать запрос налоговикам по месту регистрации компании, чтобы те уже вызвали налогоплательщика.

Если же компания все-таки получила уведомление из чужой инспекции, нужно позвонить налоговикам и уточнить, в чем дело. Может быть, им будет достаточно письменных пояснений. Если же нет, представителю фирмы придется отправиться в командировку.

Каковы основания для вызова

Налоговики должны обозначать цель вызова в уведомлении, которое направляют налогоплательщику. Инспекторы вправе вызвать по разным основаниям:

  • ошибки в отчетности;

  • необоснованный вычет НДС;

  • низкая налоговая нагрузка;

  • налоговая проверка компании;

  • проверка контрагентов;

  • другие связанные с исполнением законодательства о налогах и сборах случаи.

Такая формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет инспекторам вызывать налогоплательщиков по многим вопросам.

К чему готовиться, если из уведомления не ясны основания для вызова?

Бывает, что в уведомлении нет понятной формулировки, какие пояснения нужны инспекторам. В этом случае налогоплательщик имеет право уточнить, какие пояснения необходимы. Для этого нужно отправить письменный запрос в инспекцию. Подробное уведомление поможет подготовить нужную информацию и документы перед визитом.

Как реагировать на устный вызов

Инспекторы должны прислать уведомление о вызове для дачи пояснений в письменном виде. Устное приглашение в ИФНС, например, в телефонном разговоре, налогоплательщик вправе проигнорировать. Последствий не будет.

Уведомление о вызове должно быть составлено по форме № 2 приказа ФНС № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015 года. На такой документ компания должна отреагировать.

В течение шести рабочих дней нужно отправьте квитанцию о приеме, иначе расчетный счет могут заблокировать в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Важно: нельзя игнорировать уведомление о вызове, если в нем нет печати. Инспекторы не обязаны оформлять уведомление на специальном бланке с угловым штампом или проставлять на нем печать, заявила ФНС в письме № ЕД-4-2/12800@.

Как реагировать на «бессрочный» вызов

Организация ответила на требование, а потом получила уведомление о вызове в налоговую для дачи пояснений по вопросу, который был в требовании. Уведомление пришло 20 августа. Нужно было явиться в инспекцию 23 августа и дать пояснения по сделке контрагента.

В уведомлении указано, что до визита в инспекцию налогоплательщик должен свериться с контрагентом, направить в ИФНС акт сверки, счет-фактуру по сделке, накладную и договор. Чтобы все сделать по правилам, компания должна отправиться в прошлое, чтобы успеть подготовиться. Но это невозможно.

Что делать, если компания не успевает подготовить документы?

Налогоплательщик может направить в ИФНС пояснение, что не успевает подготовить документы из-за сжатых сроков. Главное — не игнорировать вызов в налоговую во избежание штрафа.

Сроков по вызову для дачи пояснений нет НК не устанавливает, также не получится перенести дату вызова.

Как реагировать, если в уведомлении нет места и даты встречи?

Такое уведомление считается составленным с нарушением. В уведомлении о вызове должны быть дата, время встречи или приемные часы и номер кабинета, куда пригласили представителя фирмы. Таково требование приказа ФНС № ММВ-7-2/189@.

Но чтобы гарантированно обезопасить компанию от штрафа за неявку, лучше связаться с ИФНС и уточнить, когда и куда прийти для пояснений. Также можно письменно сообщить о том, что представитель фирмы не может явиться на встречу, так как неизвестно время и место.

Инспекция может оштрафовать компанию, если представитель не дал пояснений по поводу расхождений в отчетности согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Однако в других случаях стоит больше опасаться штрафов за неявку. На уведомление с приглашением в инспекцию лучше отреагировать.

В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц и других представителей компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.

Введение

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора, финансового директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие).

Вызвали на допрос – что делать

Первое, что надо помнить: на допрос вызывают официальной повесткой, причем ее должны вручить лично под подпись. В ней будет указана информация о мотиве, причине и основании допроса, а также его дата, время и место проведения.

Основные претензии инспекторов, по которым они чаще всего вызывают на допросы:

  • сделки с однодневками и техническими компаниями;
  • переквалификация сделок;
  • дробление бизнеса.

Если в повестке тема допроса указана размыто, определить ее можно по списку документов, которые инспекторы запросили дополнительно. А можно поступить еще проще – позвонить в налоговую и напрямую спросить, о чем будут допрашивать свидетеля. Эти данные помогут подготовиться и заранее выстроить линию защиты.

Инспекторы тщательно готовятся к допросу, заранее продумывает формулировки вопросов и последовательность их постановки, определяет тактические приемы, которые будут использовать е в зависимости от ответов.

Задача сотрудников налоговых органов в ходе допроса – получить доказательства налогового правонарушения в виде запротоколированных показаний. Поэтому на допросе часто в ход идут различные способы психологического давления. Например, угрожают передать данные на свидетеля в прокуратуру или в МВД. Также на допросе инспекторы могут намекнуть свидетелю, что он неправильно отвечает на вопросы и может стать соучастником преступления – мол, нужны другие ответы. Бывает и так, что инспекторы пытаются установить психологический контакт, создавая обстановку эмоционального доверия. Это вызывает у свидетеля чувство безопасности и желание вести диалог.

Долгое время на допросы чаще всего вызывали генерального директора или главного бухгалтера компании. Тенденция последнего времени – вызывать финансового директора, чтобы сделать его ответственным за схемы и взыскать с него долги компании. Также очень часто на допросах оказываются и рядовые сотрудники – кладовщики, менеджеры, кассиры, охранники и др., так как их проще всего «расколоть».

Какие вопросы задают в налоговой

Приглашая генерального директора, налоговики в первую очередь выясняют, не является ли руководитель «номиналом», задают ему вопросы, касающиеся структуры и финансовой части бизнеса.

Вообще есть примерный перечень основных вопросов, которые задают инспекторы на допросах. Он предусмотрен в письме ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (приложение № 1). Вот несколько стандартных вопросов:

  • Что входит в ваши обязанности?
  • Расскажите о структуре организации?
  • Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
  • Как вы проверяли контрагента?
  • Почему выбрали именно его?
  • Укажите обстоятельства заключения договоров между вашей компанией и контрагентом?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
  • С какой целью была открыта компания? (типичный вопрос, если хотят доказать незаконное дробление)
  • и др.

С учетом многообразия способов воздействия на свидетеля, к которым прибегают налоговики, идти на допрос безопаснее всего с налоговым юристом или адвокатом. Основные задачи юриста на допросе:

  1. Отследить хитрые вопросы, заданные с целью поймать свидетеля на слове, и предупредить о них.
  2. Помочь сформулировать ответы на скользкие вопросы.
  3. Отсечь лишние вопросы и требования. Например, во время допроса инспекторы могут попросить записную книжку, ноутбук, либо попросить принести какие-то документы.
  4. Заранее распознать ловушки, в которые заманивают свидетеля и скорректировать линию ответов.

Вызов для дачи пояснений – не допрос

Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.

Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:

  1. В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
  2. За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
  3. Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).

Итак, если вызывают в налоговую для дачи пояснений, для начала нужно оценить, соответствует ли уведомление установленной форме. Бланк уведомления утвержден приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В нем должны быть отражены вопросы, в отношении которых инспекции нужны пояснения. Также в уведомлении обязательно указываются приемные дни и часы, в которые налогоплательщик может прийти и дать пояснения, и место, куда необходимо явиться.

Важно!

Приходите в инспекцию для дачи пояснений только при получении по официального уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Устные вызовы по телефону нельзя рассматривать в качестве основания для явки, и спокойно можно игнорировать.

Как вести себя на допросе в налоговой

Итак, вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление. Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо. Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

Если вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко.

Как свидетелю формулировать свои ответы

Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы. Например, на вопрос инспектора о том, как было найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

Проверяйте протокол

Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.

История из практики

В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».

Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:

  • Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

  • Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для допроса хватит простой доверенности

Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).

Более того, сама ФНС России согласна с тем, что в ходе допроса помимо самого налогового свидетеля могут присутствовать иные лица (в том числе юрист по доверенности). При этом им не требуются нотариально заверенные доверенности на представление интересов налогоплательщика (см. письма ФНС России от 31.12.2013 №ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 №АС-3-2/3920@).

Чем грозит неявка в налоговую

Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Если не успеваете подготовиться к допросу, его можно перенести. Конкретного перечня уважительных причин неявки на допрос в НК нет. Чтобы отложить допрос на один-два дня, можно связаться с инспектором по телефону и объяснить причину, по которой нет возможности прийти в назначенное время. Такой причиной может быть, к примеру, командировка. Перенос на более длительный срок можно обосновать отпуском или болезнью. Но в любом случает причину отсутствия потребуется подтвердить документально. Если инспекция не признает причину уважительной, штрафа за неявку не избежать. Да и в целом юристы рекомендуют не игнорировать допрос: неявку всегда трактуют не в пользу компании.

Важно

Часто свидетели приходят на допрос, но отказываются давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции. Имейте в виду, что отказываться отвечать на все вопросы без исключения еще хуже, чем неявка на допрос. Когда свидетель приходит и полностью отказывается давать показания, это воспринимается как факт, дополнительно свидетельствующий о вине. Налоговики трактуют отказ как намеренное воспрепятствование осуществлению полномочий налогового органа и штрафуют свидетеля на 3000 руб. (п. 2 ст. 128 НК).

***

Основная цель компании при допросе ее генерального директора или главного бухгалтера – предоставить налоговикам такие показания, которые с наименьшей долей вероятности приведут к негативным для нее выводам по итогам проверки. Такая цель нами достигается посредством:

  • предварительного подробного обсуждения с генеральным директором/главным бухгалтером вопросов, которые им может задавать инспектор, и наиболее подходящих вариантов ответов на них;
  • выявления возможных проблемных участков хозяйственной деятельности компании, которые могут вызвать наибольший интерес проверяющих.

С учетом изложенного, если генерального директора внезапно вызвали на допрос в налоговой инспекции, не стоит паниковать. Лучше сразу обратиться за помощью к налоговым юристам.

Мы всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора, финансового директора или главбуха компании на допрос в налоговую.

Связаться с экспертом

На Ваш вопрос:
«На требование о предоставлении документов (информации) при проведении камеральной налоговой проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, информацию отправили с опозданием на срок — 2 дня. В ответ получили акт со штрафом, в соответствии с п. 2 ст. 126 — 10 000 рублей. Возможно ли снизить сумму штрафа? Интересует судебная практика».
Сообщаем следующее:
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, признанные налоговым органом или судом в качестве таковых (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Организации при подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь ее к ответственности по ст. 126 НК РФ, при отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств.
Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:
— совершение налогового правонарушения впервые;
— незначительность допущенной просрочки в представлении документов;
— большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);
— нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;
— одновременное получение нескольких требований о представлении документов;
— недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п».
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Подробнее см. подборку.
Подборка материалов:
Вопрос: Организация получила от налогового органа акт о привлечении к ответственности по ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением документов, касающихся деятельности контрагента в установленные сроки. Какими могут быть обстоятельства, смягчающие ответственность за непредставление документов по встречной проверке? Может ли нахождение в командировках ответственных лиц являться таким обстоятельством?
Ответ: Непредставление в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, признанные налоговым органом или судом в качестве таковых (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Обоснование: В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Истребование документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке.
Лицо, получившее требование о представлении документов, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы, уведомления о невозможности представления в установленный срок документов, вправе продлить срок представления этих документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).
В Письме ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» указано, что при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика с целью проверки, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия налоговых органов права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судами принимаются во внимание:
реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
реальная возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;
реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа и в каком объеме;
обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налоговым органом по этому вопросу. При этом не принимаются во внимание формальные основания для отсутствия удовлетворения ходатайства — несоблюдение формы уведомления (п. 5 ст. 93 НК РФ), недостаточная, по мнению налогового органа, аргументация ходатайства и т.п.
Несмотря на то что в Письме даны комментарии, касающиеся привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, считаем, что перечисленные обстоятельства также могут являться смягчающими при привлечении к ответственности по ст. 126 НК РФ.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Организации при подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь ее к ответственности по ст. 126 НК РФ, при отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств.
Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:
— совершение налогового правонарушения впервые;
— незначительность допущенной просрочки в представлении документов;
— большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);
— нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;
— одновременное получение нескольких требований о представлении документов;
— недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что применительно к восстановлению сроков подачи жалоб в суд судебная практика, как правило, не относит к уважительным причинам пропуска, не зависящим от лица, такую причину, как нахождение представителя заявителя в командировке, отпуске (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).
Поэтому данное обстоятельство рекомендуется заявлять лишь в совокупности с другими.
Кроме того, при решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 126 НК РФ имеет значение направление организацией уведомления о невозможности представления в срок документов в порядке п. 5 ст. 93.1 НК РФ и результат его рассмотрения налоговым органом. При этом факт ненаправления указанного уведомления может расцениваться не в пользу налогоплательщика.
Подготовлено на основе материала
С.В. Разгулина,
действительного
государственного советника
Российской Федерации
3 класса
14.11.2017
{Вопрос: …Какими могут быть обстоятельства, смягчающие штраф за непредставление документов по встречной проверке (например, при командировках ответственных лиц)? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}
В какой срок представить пояснения и документы по требованию ИФНС или ФСС
Пояснения, истребованные ИФНС или ФСС, надо представить в следующие сроки.
Кто требует пояснения Когда требуют пояснения Срок представления пояснений
ИФНС При проведении камеральной проверки декларации (расчета) Пять рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)
ФСС При проведении камеральной проверки расчета 4 — ФСС или правильности расходов на выплату соцстраховских пособий
Пять дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ, ч. 4 ст. 4.6, ч. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ)
К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие достоверность данных в проверяемой декларации или расчете. Вместо пояснений можно в тот же срок представить исправленную (уточненную) декларацию или расчет (п. п. 3, 4 ст. 88 НК РФ, п. п. 3, 4 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Если пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, на организацию наложат штраф 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).
Документы, истребованные ИФНС или ФСС, представьте в следующие сроки.
Кто требует документы Когда требуют документы Срок представления документов
ИФНС В рамках встречной проверки, которая проводится в связи с камеральной или выездной проверкой другого налогоплательщика Пять рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ)
В рамках встречной проверки, которая проводится для получения документов, касающихся конкретной сделки
При проведении камеральной или выездной проверки вашей организации 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ)
ФСС При проведении камеральной или выездной проверки вашей организации 10 дней со дня получения требования о представлении документов (п. 6 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ, ч. 4 ст. 4.6, ч. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ)
Если вы не можете уложиться в отведенный срок, то не позднее чем на следующий день со дня получения требования направьте уведомление: в ИФНС — по утвержденной форме, в ФСС — в произвольной форме. В нем укажите (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 7 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ, Письмо ФНС от 02.12.2016 N ЕД-4-2/23040@):
• причины, по которым не можете представить документы в указанный в требовании срок (например, большое количество истребуемых документов, изготовление копий которых требует много времени);
• срок, в который вы обязуетесь представить документы.
Предоставлена вам отсрочка или нет, вы узнаете из решения ИФНС или ФСС, которое должно быть принято в течение двух дней со дня получения вашего уведомления (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 7 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ).
В любом случае начинайте готовить запрошенные документы сразу после получения требования. Ведь, даже если срок вам не продлят, чем больше истребованных документов вы представите вовремя, тем ниже будет штраф, который составляет 200 руб. за каждый не представленный в срок документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ, ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ).
Исключение — штраф за непредставление или несвоевременное представление в ИФНС:
• документов, истребованных при проведении налоговой проверки другого налогоплательщика (для встречной проверки) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
• документов, касающихся конкретной сделки, истребованных ИФНС вне рамок проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Штраф за непредставление в срок таких документов не зависит от количества непредставленных документов и составляет 10 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ, Письмо Минфина от 10.07.2017 N 03-02-08/43465).
{Типовая ситуация: В какой срок представить пояснения и документы по требованию ИФНС или ФСС (Издательство «Главная книга», 2017) {КонсультантПлюс}}