Высокопроизводительные рабочие места 2017

Об утверждении методики расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 9 октября 2017 года N 665

Об утверждении методики расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»

(с изменениями на 15 апреля 2019 года)

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. N Пр-2266, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году».

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 14 ноября 2013 г. N 449 «Об утверждении методик расчета показателей «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

Руководитель
А.Е.Суринов

Методика расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 9 октября 2017 года N 665

(с изменениями на 15 апреля 2019 года)

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. Пр-2266.
Здесь и далее по тексту определения понятий приводятся исключительно для целей настоящей Методики.
В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).
К высокопроизводительным рабочим местам (далее — ВПРМ) относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей — средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

________________
При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий — это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей — это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).
В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации.

По каждой организации (предприятию) среднемесячная заработная плата рассчитывается делением годового фонда начисленной заработной платы на число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, и на 12.
В качестве критерия для отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается показатель среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место.

2. Источниками информации для расчета являются данные форм федерального статистического наблюдения:
по крупным и средним организациям — форма федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за отчетный год;
по малым предприятиям — форма федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» за отчетный год;
по микропредприятиям — форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»;
по индивидуальным предпринимателям — формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», N 1-ИП-торговля «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» за год, предшествующий отчетному.

3. Определение пороговых значений

3.1. Организации (без малых) сектора нефинансовых корпораций, основным видом экономической деятельности которых являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А), добыча полезных ископаемых (В), обрабатывающие производства (С), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (D),водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е), строительство (F), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G), транспортировка и хранение (Н), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I), деятельность в области информации и связи (J), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L), деятельность профессиональная, научная и техническая (М), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N), предоставление прочих видов услуг (S)
Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, устанавливается по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» отдельно по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации (монотерриториальные предприятия), и по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории нескольких (2-х и более) субъектов Российской Федерации (многотерриториальные предприятия).
Пороговое значение по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» для многотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S.

Пороговое значение по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» для монотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.2. Организации (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R)
________________
ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).
Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются К, О, Р, Q, R, устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации.
В соответствии с действующей методологией среднемесячная начисленная заработная плата в экономике субъекта Российской Федерации исчисляется делением годового фонда начисленной заработной платы всех работников (списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников и на 12.

3.3. Малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели
Пороговое значение для малых (микропредприятий) по показателю «среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место» определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Для индивидуальных предпринимателей в качестве порогового значения при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест принимается размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место по совокупности микропредприятий субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места.
Расчет производится по следующему алгоритму:

,

(1)

где

V — размер среднемесячной выручки микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, в расчете на 1 замещенное рабочее место;
— годовая выручка j-го микропредприятия, имеющего высокопроизводительные рабочие места;
— число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии, имеющем высокопроизводительные рабочие места;
m — число микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

3.4. В качестве базовых принимаются пороговые значения, определенные на 2011 год. Для каждого последующего года (за исключением п.3.2.) в целях обеспечения сопоставимости это значение пересматривается с учетом индекса потребительских цен по субъектам Российской Федерации (за исключением многотерриториальных предприятий (без малых), имеющих вид экономической деятельности А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S для которых пороговое значение умножается на индекс потребительских цен по России).
В случае если рассчитанное пороговое значение оказывается ниже уровня, равного двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в среднем за год, оно повышается до этого уровня. При отсутствии установленной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации величины прожиточного минимума за IV квартал используется расчетная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленная на основе утвержденных величин прожиточного минимума в среднем за первые три квартала отчетного года.
По организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R) (п.3.2.) пороговое значение ежегодно устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. Алгоритм определения числа ВПРМ в организациях (за исключением малых)
Разработка числа ВПРМ осуществляется на основе сведений по форме N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за отчетный год.
На первом этапе по каждой организации рассчитывается среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место.
На втором этапе производится формирование перечней организаций, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с критериями, определенными в пункте 3.
На третьем этапе по отобранному кругу организаций рассчитывается число высокопроизводительных рабочих мест, как суммы численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

5. Алгоритм определения числа ВПРМ на малых предприятиях, микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей

5.1. На первом этапе по каждому малому предприятию и микропредприятию, включенному в выборочную совокупность, определяется среднемесячная заработная плата работников в организации (предприятии) по следующему алгоритму:

,

(2)

где

ZP — среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место на малом или микропредприятии;

F — годовой фонд начисленной заработной платы малого или микропредприятия;

Z — число замещенных рабочих мест на малом или микропредприятии.
Из выборочной совокупности отбираются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, то есть предприятия, у которых среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место (ZP) равна или больше установленного порогового значения.
На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест на малых и микропредприятиях, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

,

(3)

где
— число высокопроизводительных рабочих мест на малых предприятиях;
— число замещенных рабочих мест на j-ом малом предприятии;
— вес j-го малого предприятия в выборке.
n — количество малых с высокопроизводительными рабочими местами;

,

(4)

где
— число высокопроизводительных рабочих мест на микропредприятиях;
— число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии;
— вес j-го микропредприятия в выборке.
n — количество микропредприятий с высокопроизводительными рабочими местами;

5.2. На первом этапе по каждому индивидуальному предпринимателю, включенному в выборочную совокупность, определяется размер среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место по следующему алгоритму:

,

(5)

где

V — размер среднемесячной выручки индивидуального предпринимателя в расчете на 1 замещенное рабочее место;
— размер годовой выручки индивидуального предпринимателя;

Z — число занятых в бизнесе у индивидуального предпринимателя.
Для определения числа высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей из выборочной совокупности отбираются индивидуальные предприниматели, размер выручки которых в расчете на одно замещенное рабочее место равен или превышает пороговое значение.
На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

,

(6)

где
— число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей;
— число занятых в бизнесе у j-ого индивидуального предпринимателя;
— вес j-го индивидуального предпринимателя в выборке;
n — количество индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.

6. Общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году () определяется по формуле:

,

(7)

где

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, L, M, N, S за отчетный год;

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: K, O, P, Q, R за отчетный год;

число ВПРМ в организациях, относящихся к малым (без микропредприятий), за отчетный год;

число ВПРМ в микропредприятиях за отчетный год;

число ВПРМ у индивидуальных предпринимателей (в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности) за год, предшествующий отчетному.

Общее число ВПРМ в предыдущем году () определяется аналогично.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108.

7. Во исполнение пункта 2 Приложения N 1 к поручению Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2426ГС в целях обеспечения мониторинга показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 20 марта 2019 г. N Д03и-8876 предусмотрена разработка показателя, «число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики». Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики () определяется по формуле:

, где:

— общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году;

— число высокопроизводительных рабочих мест в бюджетных организациях за отчетный год, т.е. сумма высокопроизводительных рабочих мест федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, государственных академий наук, федеральных государственных автономных учреждений, государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных автономных учреждений, государственных казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений
(Пункт дополнительно включен приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108; в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 15 апреля 2019 года N 210.

8. Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году определяется по формуле:

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. № Пр-2266, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году».

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 14 ноября 2013 г. № 449 «Об утверждении методик расчета показателей «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

Руководитель А.Е. Суринов

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 09.10.2017 № 665

Методикарасчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году»

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р и поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. Пр-2266.

Здесь и далее по тексту определения понятий приводятся исключительно для целей настоящей Методики.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).

К высокопроизводительным рабочим местам (далее — ВПРМ) относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей — средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

В качестве критерия для отбора организаций (предприятий), имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации.

По каждой организации (предприятию) среднемесячная заработная плата рассчитывается делением годового фонда начисленной заработной платы на число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, и на 12.

В качестве критерия для отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается показатель среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место.

2. Источниками информации для расчета являются данные форм федерального статистического наблюдения:

по крупным и средним организациям — форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за отчетный год;

по малым предприятиям — форма федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» за отчетный год;

по микропредприятиям — форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»;

по индивидуальным предпринимателям — формы федерального статистического наблюдения № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № 1-ИП-торговля «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» за год, предшествующий отчетному.

3. Определение пороговых значений

3.1. Организации (без малых) сектора нефинансовых корпораций, основным видом экономической деятельности которых являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А), добыча полезных ископаемых (В), обрабатывающие производства (С), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха(D), водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е), строительство (F), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G), транспортировка и хранение (Н), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I), деятельность в области информации и связи (J), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L), деятельность профессиональная, научная и техническая (М), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N), предоставление прочих видов услуг (S)

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются А, В, С, D, E, F, G, H, I, J, L, М, N, S, устанавливается по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» отдельно по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации (монотерриториальные предприятия), и по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории нескольких (2-х и более) субъектов Российской Федерации (многотерриториальные предприятия).

Пороговое значение по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» для многотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S.

Пороговое значение по показателю «среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место» для монотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, H, I, J, L, M, N, S, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.2. Организации (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений(R)

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются К, О, Р, Q, R, устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации.

В соответствии с действующей методологией среднемесячная начисленная заработная плата в экономике субъекта Российской Федерации исчисляется делением годового фонда начисленной заработной платы всех работников (списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников и на 12.

3.3. Малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели

Пороговое значение для малых (микропредприятий) по показателю «среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место» определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей в качестве порогового значения при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест принимается размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место по совокупности микропредприятий субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

Расчет производится по следующему алгоритму:

, (1)

где

V — размер среднемесячной выручки микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, в расчете на 1 замещенное рабочее место;

— годовая выручка j-гo микропредприятия, имеющего высокопроизводительные рабочие места;

— число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии, имеющем высокопроизводительные рабочие места;

m — число микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

3.4. В качестве базовых принимаются пороговые значения, определенные на 2011 год. Для каждого последующего года (за исключением п. 3.2.) в целях обеспечения сопоставимости это значение пересматривается с учетом индекса потребительских цен по субъектам Российской Федерации (за исключением многотерриториальных предприятий (без малых), имеющих вид экономической деятельности А, В, С, D, Е, F, G, H, I, J, L, M, N, S для которых пороговое значение умножается на индекс потребительских цен по России).

В случае если рассчитанное пороговое значение оказывается ниже уровня, равного двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в среднем за год, оно повышается до этого уровня. При отсутствии установленной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации величины прожиточного минимума за IV квартал используется расчетная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленная на основе утвержденных величин прожиточного минимума в среднем за первые три квартала отчетного года.

По организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R) (п. 3.2.) пороговое значение ежегодно устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. Алгоритм определения числа ВПРМ в организациях (за исключением малых)

Разработка числа ВПРМ осуществляется на основе сведений по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за отчетный год.

На первом этапе по каждой организации рассчитывается среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место.

На втором этапе производится формирование перечней организаций, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с критериями, определенными в пункте 3.

На третьем этапе по отобранному кругу организаций рассчитывается число высокопроизводительных рабочих мест, как суммы численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

5. Алгоритм определения числа ВПРМ на малых предприятиях, микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей

5.1. На первом этапе по каждому малому предприятию и микропредприятию, включенному в выборочную совокупность, определяется среднемесячная заработная плата работников в организации (предприятии) по следующему алгоритму:

, (2)

где

ZP — среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место на малом или микропредприятии;

F — годовой фонд начисленной заработной платы малого или микропредприятия;

Z — число замещенных рабочих мест на малом или микропредприятии.

Из выборочной совокупности отбираются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, то есть предприятия, у которых среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место (ZP) равна или больше установленного порогового значения,

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест на малых и микропредприятиях, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

, (3)

где

— число высокопроизводительных рабочих мест на малых предприятиях;

— число замещенных рабочих мест на j-ом малом предприятии;

— вес j-ro малого предприятия в выборке.

n — количество малых с высокопроизводительными рабочими местами;

, (4)

где

— число высокопроизводительных рабочих мест на микропредприятиях;

— число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии;

-вес j-гo микропредприятия в выборке.

n — количество микропредприятий с высокопроизводительными рабочими местами;

5.2. На первом этапе по каждому индивидуальному предпринимателю, включенному в выборочную совокупность, определяется размер среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место по следующему алгоритму:

(5)

где

V — размер среднемесячной выручки индивидуального предпринимателя в расчете на 1 замещенное рабочее место;

— размер годовой выручки индивидуального предпринимателя;

Z — число занятых в бизнесе у индивидуального предпринимателя.

Для определения числа высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей из выборочной совокупности отбираются индивидуальные предприниматели, размер выручки которых в расчете на одно замещенное рабочее место равен или превышает пороговое значение.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

, (6)

где

— число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей;

-число занятых в бизнесе у j-oгo индивидуального предпринимателя;

— вес j-гo индивидуального предпринимателя в выборке;

n — количество индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.

6. Число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году определяется по формуле:

, (7)

где

— число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих

видов экономической деятельности: К, О, Р, Q, R за отчетный год;

— число ВПРМ в организациях, относящихся к малым (без микропредприятий), за отчетный год;

— число ВПРМ в микропредприятиях за отчетный год;

— число ВПРМ у индивидуальных предпринимателей (в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности) за год, предшествующий отчетному.

Число ВПРМ в предыдущем году определяется аналогично.

Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году определяется по формуле:

, (8)

где

р — прирост (снижение) высокопроизводительных рабочих мест, %

— число ВПРМ в отчетном году

— число ВПРМ в предыдущем году.

* При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий — это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей — это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).

** ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)

Интервью Ханенко Дмитрия Борисовича, генерального директора АО «СЭЗ имени Серго Орджоникидзе», депутата Саратовской областной Думы.

— Дмитрий Борисович, мир вокруг нас стремительно меняется, роботы готовятся заменить людей на некоторых направлениях деятельности. Как, по вашему, это может повлиять на рынок труда?

— Создание в Российской Федерации высокопроизводительных рабочих мест (далее ВПРМ) является стратегическим ориентиром развития экономики нашей страны. Президент РФ в своих майских указах обозначил важность приведения производительности труда в России к мировому уровню и определил количественный показатель, который обеспечит устойчивое движение в этом направлении. К 2020 году в целом по стране он должен составить не менее 25 миллионов ВПРМ.

На поверхности данная задача позволит решить ряд социальных проблем. Создание высокопроизводительных рабочих мест позволит среднестатистическому работнику получать достаточную для жизни заработную плату, формировать накопления, иметь интересную, способствующую самореализации, работу и карьерные перспективы. Это, несомненно, приведет к росту уровня жизни населения. Но хочется также взглянуть на эту ситуацию несколько с другого ракурса. Для увеличения показателей производительности труда, скорее всего, на высокопроизводительном рабочем месте должны быть применены передовые технологии, повышен уровень автоматизации труда. Что в свою очередь потребует от сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным рабочим местом, повышенной адаптивности к новым технологиям. В результате при неизменном объеме выполняемой работы организация высокопроизводительных рабочих мест однозначно приведет к существенному сокращению их общего количества. А несоответствие квалификации существующего состава сотрудников новым квалификационным требованиям также повлечет еще и существенное обновление кадрового состава.

Например, внедрение одного Вертикального обрабатывающего центра (ВОЦ) стоимостью около 30 млн. руб. может заменить от 20 до 50 универсальных станков. При двухсменной работе занято на нем будет 3 человека — 2 оператора и 1 наладчик, вместо 20-50 рабочих занятых на универсальных станках.

А, например, внедренная линия поверхностного монтажа и обслуживающий её 1 специалист, заменяют собой целый участок, обслуживаемый 120 сотрудниками.

С заменой оборудования естественно повышается не только его технологический уровень, но и квалификация обслуживающего его персонала.

— И что ждать работникам ряда отраслей всвязи с такими перспективами?

— Все это в совокупности может привести к дестабилизации рынка труда и повышению социальной напряженности. Поэтому к решению задачи создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест нужно подходить комплексно, рассматривая суть проблемы и возможные последствия с разных сторон. С одной стороны необходимо нивелировать негативные последствия высвобождения избыточной рабочей силы. Например, создавать программы переподготовки и повышения квалификации кадров. Однако, мне кажется, что основное внимание, нужно уделить мерам, стимулирующим экономическое развитие регионов и страны в целом. Чтобы сохранить занятость населения в условиях создания значительного количества высокопроизводительных рабочих мест необходимо многократно увеличить ВВП. Естественный его рост, в пределах уровня инфляции (5-7%), этого обеспечить не может. Кстати, новейшая история подсказывает нам, что СССР стал в ряд мировых держав только после успешно проведенной индустриализации народного хозяйства. Коллективизация помогла стабилизировать сельскохозяйственный внутренний рынок, но только после индустриализации страна стала на международной арене «тяжеловесом». Обратите внимание на динамику соотношения ВВП нашей страны и США в различные периоды. Даже в лучшие годы мы едва приближались к 50% от главного мирового конкурента.Так что нам еще работать и работать.

Экономически развитые страны как правило имеют мизерную часть сельского хозяйства и хорошо развитую промышленность и сферу услуг. В этих странах высокий ВВП на душу населения и их национальные валюты незначительно теряют в кризисы часть своей стоимости. В основе экономик данных стран основной фокус на развитие отраслей где требуется хорошо образованный и профессинальный персонал. В развивающихся странах с большей долей сельского хозяйства обычно неразвиты сферы образования, науки и здравоохранения, что не позволяет данным странам подняться на следующую ступень технического и экономического прогресса.

— Каков же ваш прогноз — нужно обратить внимание на промсектор экономики?

— Промышленные производства являются локомотивом развития экономики. Высокотехнологичные производства формируют максимальный удельный вес добавочной стоимости. Генерируемый развитием промышленного производства мультипликативный эффект напрямую касается и изменения численности занятых. По данным исследований российских и международных специалистов создание одного рабочего места в базовых промышленных секторах дает в среднем около 2 рабочих мест в смежных непромышленных секторах экономики: малый производственный бизнес, инжиниринг, промышленное и гражданское строительство, промышленный аутсорсинг, оптовая торговля и др. Соответственно приложение усилий по развитию инновационных высокотехнологичных производственных предприятий принесет наиболее существенный эффект.

Статистические данные показывают, что уже на сегодняшний день наибольшее количество ВПРМ концентрируется в обрабатывающих производствах. И необходимо не только закрепить эти позиции, но и прилагать усилия по развитию ситуации.

Нужно опережающими темпами наращивать выпуск высокотехнологичной продукции, расширять рынки и открывать новые, осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию рынка и развитию экономики в целом. Однако это тема отдельной дискуссии.

1. Введение: смена доктрины. За прошедшие четверть века экономических реформ в России многое изменилось. Одной из генеральных линий проводимых преобразований явилась деиндустриализация российской экономики. Пытаясь выстроить капиталистические институты и одновременно разрушить основы социалистического хозяйствования, руководство страны фактически пустило экономику на самотек, что в условиях переходного периода означало разрушение многих ее секторов и отраслей. Общим итогом такого хода событий стала качественная деградация российской экономики, превращение страны в сырьевой придаток передовых государств. Осознание руководством страны тупиковости предшествующего пути развития государства привело к пересмотру предыдущей политики. Первым шагом на этом пути явился лозунг экс-президента страны В.А.Медведева о необходимости построения в России инновационной экономики. Однако время показало, что эта политическая установка оказалась ошибочной, ориентируя страну на перескакивание естественных стадий технологического развития. Вторым и более взвешенным шагом стал новый политический лозунг президента России В.В.Путина о необходимости осуществления «новой индустриализации» страны путем создания 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Такая неоиндустриальная доктрина является менее амбициозной по сравнению с инновационной доктриной, зато она представляется более реалистичной и лучше отражает фактические нужды страны.

Сейчас разворачивается процесс реализации неоиндустриальной доктрины. Однако уже первые шаги в этом направлении показали, что здесь не все гладко. Более того, уже сейчас ясно, что неоиндустриальная доктрина грешит серьезными методологическими изъянами. В связи с этим возникает целый ряд острых вопросов. Например, в какой смысл вкладывается политическим руководством страны в понятие ВРМ? Насколько реалистична выдвинутая доктрина? Соответствует ли она общемировым трендам и внутренним возможностям России? Какие подводные камни имеются на пути ее реализации? В данной статье даются ответы на поставленные вопросы.

2. Понятие высокотехнологичного рабочего места. Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества ВРМ. Что же скрывается под этим термином?

Анализ показывает, что общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.

Исторически понятие ВРМ получило «политическое рождение» с речи президента России В.Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии Дня предпринимателя, В.Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее – Задача–25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче–25: «Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными. Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда». В.Путин отметил также, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.

В своих последующих заявлениях В.Путин неоднократно уточнял некоторые параметры ВРМ. Например, в своей предвыборной статье он дал ставшую впоследствии классической характеристику ВРМ: «Так что создание 25 млн. новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования — это не красивая фраза». Несколько позже в печати стала популярной еще одна характеристика ВРМ: по оценкам Минэкономразвития России, создание одного модернизированного рабочего места стоит примерно 100–300 тыс. долларов.

Еще одна неявная характеристика ВРМ была озвучена Б.Титовым в своей статье, в которой он указал на тот факт, что деловая организация «Деловая Россия» выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год. Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. Так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.

Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же, понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом, возникшим в период предвыборной президентской гонки, когда команда В.Путина формировала новые политические слоганы и лозунги. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи–25 привели к тому, что понятие ВРМ «обросло» необходимыми характеристиками, которые и позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ. Резюмируем его основные свойства.

ВРМ – это такое рабочее место, для которого имеют место следующие факты:

1. оснащенность самым современным технологическим оборудованием, основанным на последних достижениях науки и техники;

2. высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране);

3. хорошие условия труда, отвечающие самым строгим современным нормам;

4. хорошее образование и высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте;

5. высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств);

6. высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долларов).

Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ (ВВРМ), который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:

1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых);

2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ;

3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.

3. Реалистичность Задачи–25: международные ориентиры. Поставленная Задача–25 экспертным сообществом страны была подвергнута многосторонней критике. Однако она, прежде всего, нуждается в осмыслении с точки зрения аналогичных процессов, происходящих в других странах мира. Так, расчеты показывают, что означенная масса ВРМ соответствует 35% всех занятых в российской экономике, т.е. больше трети всех работающих людей. Насколько реалистично произвести такую масштабную и быструю модернизацию?

Изучение современного мирового опыта показывает, что многие государства сосредотачивают усилия на опережающем создании новых рабочих мест и разрабатывают для этого соответствующие планы. Например, Индия в деле создания новых рабочих мест обогнала другие страны БРИК: в период с 2000 по 2005 гг. она вводила по 11,3 млн. новых рабочих мест ежегодно, концентрируя их поддержку в самых высокопроизводительных и технологичных для страны отраслях: в IT-сфере, автомобилестроении, фармацевтике и медицинских исследованиях, транспорте и машиностроении. В ближайшие 20 лет в Индии должно быть создано 200 млн. рабочих мест.

В Китае опережающее создание новых рабочих мест также является предметом государственной политики. Создание 24–25 млн. новых рабочих мест является приоритетной задачей китайского правительства в 2011–2015 гг. За последние 4 года в городах страны было создано 55 млн. ВРМ, трудоустроено 45 млн. рабочих-мигрантов из сельских районов.

Что касается Бразилии, то она ежегодно создаёт 2,7 млн. новых рабочих мест, развивая высокотехнологичные и производительные виды экономической деятельности: авиастроение, автомобилестроение, энергетику, фармакологию, международный туризм, современные агро- и биотехнологии. За последние 8 лет Бразилии удалось создать 15 млн. новых рабочих мест, расширив за счёт этого свой внутренний рынок.

На основе приведенных данных можно составить табл.1, их которой вытекают важные выводы. Прежде всего, расчеты показывают, что предполагаемая интенсивность обновления ВРМ в России превосходит даже самые громкие успехи стран БРИК. Более того, из приведенных данных видно, что годовой объем вводимых ВРМ, как правило, не больше 1% населения страны. Только в Бразилии в последнее время зафиксирован больший показатель, однако долгие годы такой темп, скорее всего, не продержится. В этом смысле российские планы превосходят зафиксированные успехи Китая в 2,4 раза, Индии и Бразилии – в 2,2 раза. Такое кратное превышение и без того фантастических успехов стран БРИК представляется явно чрезмерным для российской экономики. Вряд ли реальный сектор экономики России сможет обеспечить такой поток вводимых новых рабочих мест; в противном случае отечественная экономика будет много лет функционировать в режиме «технологического перенапряжения». Из сказанного не вытекает, что принятый план «Новой индустриализации» является неправильным или вредным; скорее всего, он просто-напросто не будет выполнен в полном объеме и к этому уже сейчас нужно быть готовыми.

Таблица 1. Характеристики воспроизводства ВРМ по странам БРИК.

Таким образом, можно констатировать, что генеральное направление, заложенное в Задаче–25, определено верно, но темпы намеченных преобразований являются явно завышенными.

4. Перспективные высокотехнологичные профессии: ситуация на столичном рынке труда. Процесс воспроизводства ВРМ предполагает заблаговременную подготовку специалистов соответствующего профиля и качества. При этом по умолчанию предполагается, что такие специалисты должны пользоваться повышенным спросом и получать повышенную зарплату. Учитывая, что Задача–25 была обнародована в 2012 году, то вполне логично предположить, что рынок труда уже должен отреагировать на разогреваемый правительством интерес к ВРМ и высокотехнологичным профессиям. Как обстоит дело на самом деле и чего можно ожидать в этой сфере в будущем?

Для ответа на эти вопросы обратимся к данным рекрутинговой компании «Head Hunter», которая аккумулирует информацию о спросе и предложении на рынке труда с помощью сайта. Помимо массовых профессий, «Head Hunter» отслеживает рынок высококвалифицированных специалистов, в том числе по высокотехнологичным профессиям (ВТП). Данные компании за первое полугодие 2013 г., включающие 103,6 тыс. анкет от предпринимателей и потенциальных работников, позволяют установить некоторые особенности нынешнего состояния рынка ВТП. Для большей наглядности представим данные компании «Head Hunter» в табл.2, в которой приведена статистика относительно рынка Москвы (первое полугодие 2013 г.). Ключевой информацией здесь является заработок специалистов с учетом их опыта работы с высокотехнологичным оборудованием (ВТО).

Из табл.2 вытекает ряд важных выводов.

Таблица 2. Характеристики рынка труда высокотехнологичных профессий (Москва, 2013 г.).

Специальности Индекс состояния рынка труда (Δ) Среднемесячная зарплата, тыс. руб. Зарплата относительно средней по Москве, % Прибавка за опыт, %
без опыта работы с ВТО с опытом работы с ВТО
Механик –0,820 55 69 101,8 25,4
Инженер по ремонту/наладке оборудования –0,931 62 67 114,8 8,1
Инженер –0,617 93 113 172,2 21,5
Инженер-технолог –0,102 103 120 190,7 16,5
Медицинские исследователи –1,485 51 65 94,4 27,4
Программисты и разработчики ПО –1,267 86 95 159,2 10,4
Рабочие ВТО –1,825 52 96,2

Во-первых, столичный рынок ВТП находится в состоянии относительного дефицита. Для уяснения ситуации следует воспользоваться методологией компании «Head Hunter», основанной на использовании ее «фирменного» hh-индекса: hh=E/D, где E и D – предложение (резюме работников) и спрос (вакансии у работодателя) на рынке труда. Опыт компании показывает, что «нормальная» или «естественная» величина hh-индекса составляет hh*=3–4; в этом случае имеет место равновесие на рынке труда. Таким образом, если hhналичие относительно острой потребности столичной экономики в высокотехнологичных кадрах и готовность к их «приему».

Во-вторых, сегодняшние заработки работников ВТП не соответствуют имеющимся рыночным установкам и стандартам. Ранее мы отмечали, что новые ВРМ должны иметь производительность не менее 3 млн. руб. в год. Это означает, что производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране. А коль скоро так обстоит дело с производительностью, то и с оплатой труда должна быть примерно такая же пропорция, т.е. представители ВТП должны иметь зарплату примерно в 3,5 раза выше средней по стране или региону. Так как по состоянию на сентябрь 2013 г. средняя заработная плата в Москве составляла 54 тыс. руб., то легко пересчитать относительную зарплату представителей ВТП (пятый столбец табл.2). Как оказывается, ни одна из профессий не соответствует норме превышения в 3,5 раза. Только у инженеров-технологов это превышение приближается к 2; остальные профессии далеки от явного лидерства по доходам. Более того, медицинские исследователи и рабочие ВТО не выходят даже на средний уровень оплаты труда по Москве. Это означает, что рынок труда пока не воспринимает сигналы, идущие от правительства в отношении ВРМ, и недооценивает человеческий капитал высокотехнологичных кадров. Тем самым сложившаяся ценовая картина на рынке рабочей силы столичного мегаполиса оказывает дестимулирующее воздействие на воспроизводство высокотехнологичных кадров. В дальнейшем выявленный факт недоплаты ВТП будет серьезно тормозить решение Задачи–25.

В-третьих, наличие опыта работы с ВТО столичным рынком труда учитывается крайне слабо. Данные табл.2 показывают, что наличие подобного опыта позволяет повысить исходную зарплату на 8–25%, чего явно недостаточно для адекватного вознаграждения опытных специалистов. Как правило, опытные работники могут получать зарплату, кратно большую, чем сотрудники, не имеющие соответствующего опыта. Однако московский рынок труда недооценивает позитивный опыт работы с ВТО. Таким образом, специфика столичного рынка труда состоит в «двойной недооценке» высокотехнологичных кадров – их исходной подготовки и их последующего опыта. При имеющемся относительном дефиците представителей ВТП такая «двойная недооценка» в перспективе будет сильно тормозить процесс воспроизводства квалифицированных кадров.

Итак, московский рынок высокотехнологичных кадров находится в противоречивом и отчасти парадоксальном состоянии. С одной стороны для него характерен дефицит кадров ВТП, с другой – эти кадры не получают адекватного вознаграждения. Чтобы лучше уяснить масштаб дисбаланса, сложившегося на рынке, сравним годовую стоимость высокотехнологичной рабочей силы (Z) со стоимостью ВРМ (X). Для этого рассмотрим два сценария: первый – минимальная стоимость ВРМ (X=100 тыс. долл.); второй – реалистичная стоимость ВРМ (X=300 тыс. долл.). Результаты расчетов приведены в табл.3.

Таблица 3. Соотношение зарплаты высокотехнологичных профессий и стоимости ВРМ (Москва, 2013 г.).

Полученные цифры показывают, что столичная экономика не готова к серьезной модернизации. Дорогое ВРМ требует аккуратного и квалифицированного обслуживания со стороны работников, стоимость которых должна быть сопоставима со стоимостью ВРМ. В противном случае, ситуация, когда «дешевый» работник задействован на «дорогом» и сложном оборудовании, чревата неадекватным отношением этого работника к своему рабочему месту. Например, испорченное и выведенное из строя дорогостоящее ВРМ из-за недостаточной заинтересованности в нем работника наносит серьезный финансовый урон компании, чем, собственно, и обусловлен принцип соответствия зарплаты и стоимости рабочего места. По нашей экспертной оценке, нормальное соотношение X/Z не должно превышать срок в 3–4 года. Из табл.3 видно, что при действующих ценах на столичном рынке труда мегаполис готов к внедрению лишь самых дешевых ВРМ. Можно сказать, что экономика Москвы идет по нижней кромке ВРМ; более дорогое оборудование требует более высоких зарплат, к которым столичный рынок труда пока не готов. Сценарий развития, при котором стоимость ВРМ на порядок превышает годовую зарплату специалистов, представляется бесперспективным; реализовать такой сценарий, скорее всего, просто-напросто не удастся. Указанное обстоятельство в ближайшие несколько лет будет тормозить процесс внедрения лучших образцов ВРМ, тем самым сдерживая рост производительности труда в российской столице.

В целом, можно констатировать, что в Москве сложился синдром повышенной «прижимистости» работодателей в отношении заработков представителей ВТП. По-видимому, интересы страны и, в частности, города, по обновлению производственной базы приходят в серьезное противоречие с интересами предпринимателей, которые заинтересованы в получении сверхприбылей от этого процесса за счет недоплаты услуг высокотехнологичных работников.

5. Заключение: результат будет, но более скромным. Рассмотренная неоиндустриальная доктрина создания в российской экономике 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест является во многом противоречивой. С одной стороны, потребность в подобной политической установке давно назрела и является своевременной и востребованной. С другой стороны, она несет в себе черты явного популизма и откровенного политического штампа. Это проявляется в слабой проработанности доктрины в смысле инструментов и сроков ее реализации. Проведенные расчеты показывают, что к 2020 году создать в российской экономике намеченную массу высокотехнологичных рабочих мест, скорее всего, не удастся; темпы промышленной реформы руководством страны были явно переоценены. Похоже, что при определении намеченного порогового значения желаемое выдавалось за действительное.

Кроме того, не до конца ясно место малого и среднего бизнеса в намеченной неоиндустриальной доктрине. Масштабные технологические сдвиги реализуются, как правило, крупными корпорациями, тогда как малые и средние предприятия работают в основном у них «на подхвате». В связи с этим до конца не понятно, кто же станет главным оператором намеченного перевооружения российской экономики. Тем не менее, выстроенная в стране «вертикаль власти» с увеличивающейся персональной ответственностью уже сегодня дает определенные результаты. Не исключено, что постоянное давление со стороны высшего руководства страны, дополненное «ручным управлением», все-таки позволит сдвинуться с мертвой точки, в которой оказалась Россия. В дальнейшем это может послужить источником новых технологических успехов.

1 См.: 25 миллионов рабочих мест «на марше»// Портал «Общероссийский народный фронт», 24.05.2013. 2 См.: Путин В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить// «Известия», 16.01.2012. 3 См.: Титов Б.Ю. Будущее российской экономики за новой индустриализацией// «Инициативы XXI века», №4–5, 2011. 4 См.: Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, 2013. 5 См.: Титов Б.Ю. Будущее российской экономики за новой индустриализацией// «Инициативы XXI века», №4–5, 2011. 6 См.: Веб-сайт компании «Head Hunter».