Выкупная сумма это резерв премий

Содержание

Выплата годовых премий за счет резерва

Создание резервов позволяет организациям равномерно в течение календарного года распределять расходы, а в ряде случаев учесть их до фактической выплаты. Как сформировать и использовать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за год?

Главой 25 Налогового кодекса организациям предоставлено право создавать резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Порядок начисления данного резерва определен в ст. 324.1 Налогового кодекса. Он аналогичен созданию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников (п. 6 ст. 324.1 НК РФ).

Цель формирования резерва на выплату ежегодных вознаграждений — равномерный учет таких расходов при исчислении налога на прибыль в течение налогового периода. Ведь вознаграждение по итогам года обычно выплачивается единовременно в одном из месяцев года. Следовательно, у организации резко увеличиваются расходы на оплату труда в данном периоде. Для компаний с большим штатом это может привести к возникновению убытка в налоговом учете. Создание резервного фонда позволяет распределять названные начисления в течение календарного года, а также включать их в текущие расходы до фактической выплаты годовых премий.

Напомним, что сформировать названный резерв можно лишь с начала нового налогового периода. Это следует из положений ст. 313 Налогового кодекса. В ней сказано, что при изменении используемых организацией методов учета внести соответствующие поправки в учетную политику для целей налогообложения, а значит, и начать их применять можно только с начала нового налогового периода.

Порядок создания и использования резерва

Организации, которые создают резерв на выплату ежегодных вознаграждений, должны:

  • закрепить решение об образовании резерва в приказах об учетной политике как для целей налогообложения, так и для бухгалтерского учета;
  • выбрать способ резервирования средств, определить предельную сумму и ежемесячный процент отчислений в резерв и зафиксировать данные показатели в налоговой учетной политике. Чтобы избежать в бухгалтерском учете дополнительных разниц, отражаемых согласно ПБУ 18/02, целесообразно в бухгалтерской учетной политике установить те же принципы формирования резерва на выплату ежегодных вознаграждений, что и в учетной политике для целей налогообложения;
  • составить специальный расчет (смету) размера ежемесячных отчислений в резерв. Этот расчет производится исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодных вознаграждений, включая сумму ЕСН с таких расходов. Процент отчислений в резерв определяется как отношение планируемой суммы ежегодных вознаграждений к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Формы указанных расчетов (смет) законодательно не установлены, поэтому организация вправе разработать данный документ самостоятельно. Используемые в расчете сведения о фонде оплаты труда и годовом вознаграждении должны соответствовать действующей в организации системе оплаты труда и премирования персонала, а также штатному расписанию и другим аналогичным документам;
  • выбрать и закрепить в учетной налоговой политике обоснованный критерий, по которому организация будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период. Примерами такого критерия являются: конкретный процент от прибыли, фиксированная сумма на одного работника или некий процент от оклада каждого работника и т.п. Как сказано в Письме МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13, отсутствие подобного критерия означает, что организация нарушает порядок признания в целях налогообложения суммы резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • осуществлять в течение налогового периода ежемесячные отчисления в резерв в размере, установленном в учетной политике для целей налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 324.1 НК РФ расходы на формирование резерва относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 24 ст. 255 НК РФ ежемесячно в размере произведенных отчислений в резерв (п. 1 ст. 272 НК РФ);
  • проводить инвентаризацию резерва на конец каждого налогового периода. То есть фактические расходы на выплату ежегодного вознаграждения следует сравнивать с суммой отчислений в резервный фонд, произведенных в течение налогового периода. Инвентаризацию нужно проводить в обязательном порядке, так как в течение года фирма включает в расходы отчисления в резерв, определенные на основании сметы, а не фактически начисленные в налоговом периоде. Кроме того, в начале года трудно спрогнозировать размер вознаграждений, ведь количество работников в течение года меняется из-за увольнения старых и приема новых, а также возможного расширения штата или открытия (ликвидации) подразделений. Результат инвентаризации отражается в соответствующем акте, форму которого организация может разработать самостоятельно и утвердить ее как приложение к налоговой учетной политике;
  • уточнять размер резерва в зависимости от результатов его инвентаризации.

Пример 1. Положением об оплате труда работников ЗАО "Лето" и трудовыми контрактами установлено, что по итогам работы за год выплачивается ежегодное вознаграждение за достижение определенных производственных результатов. Организация решила сформировать в 2008 г. резерв на выплату ежегодных вознаграждений. Планируемая сумма расходов на оплату труда в 2008 г., включая ЕСН, на момент принятия этого решения составила 22 000 000 руб. Предполагаемая сумма затрат на ежегодные вознаграждения по итогам работы за 2008 г. — 1 000 000 руб. с учетом единого социального налога. Фактические расходы на оплату труда за январь 2008 г. (в том числе ЕСН) составили 1 628 000 руб.

Предельная величина отчислений в резерв определена в размере предполагаемых затрат на вознаграждения, то есть 1 000 000 руб. Ежемесячный процент отчислений в резерв равен 4,55% (1 000 000 руб. : 22 000 000 руб.

Расходы на вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год

x 100%).

Эти показатели ЗАО "Лето" закрепило в учетной налоговой политике на 2008 г. Сумма отчислений в резерв в январе 2008 г. составила 74 074 руб. (1 628 000 руб. x 4,55%).

Аналогично организация рассчитывает размер отчислений в резерв во всех последующих месяцах 2008 г. Ежемесячно суммы отчислений в резерв ЗАО "Лето" включает в текущие расходы на оплату труда.

Если созданного резерва не хватило

По результатам инвентаризации на последний день налогового периода фактические расходы могут превысить сумму резерва на выплату ежегодных вознаграждений, начисленного за год. Тогда сумму превышения организация включает в текущие расходы. Это необходимо сделать по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен. В расходы включается не только сумма самого ежегодного вознаграждения, но и начисленный на нее ЕСН. Такой порядок предусмотрен в п. 3 ст. 324.1 НК РФ. Причем подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот год не надо (см. также Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/500).

Обратите внимание! Предельная величина резерва формируется без учета взносов в ПФР и ФСС РФ

Предполагаемая годовая сумма расходов на выплату ежегодных вознаграждений, рассчитываемая организацией, должна включать в себя сумму единого социального налога с этих расходов. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ней не учитываются. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 18.07.2007 N 03-03-06/1/500.

Исходя из сказанного, в расчет также не принимаются страховые взносы на травматизм, уплачиваемые в Фонд социального страхования.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, согласно положению об оплате труда персонала ЗАО "Лето" ежегодное вознаграждение начисляется вместе с заработной платой за декабрь. Общая сумма вознаграждения по итогам работы в 2008 г. (с учетом ЕСН) составит 1 012 500 руб.

Сумма превышения фактических расходов над суммой резерва составит 12 500 руб. (1 012 500 руб. — 1 000 000 руб.).

В целях налогообложения прибыли ЗАО "Лето" 31 декабря 2008 г. включит 12 500 руб. в сумму фактических расходов на выплату ежегодных вознаграждений, то есть учтет их в составе расходов на оплату труда.

Часть резерва осталась неиспользованной

Суммы резерва, недоиспользованные организацией на последний день текущего налогового периода, обязательно включаются в налоговую базу по налогу на прибыль данного налогового периода. Так указано в п. 3 ст. 324.1 НК РФ. То есть эти суммы отражаются в составе внереализационных доходов организации на основании п. 7 ст. 250 Налогового кодекса.

Проанализируем, что подразумевается под недоиспользованными суммами резерва. Это разница между величиной начисленного в отчетном периоде резерва на выплату ежегодных вознаграждений (с учетом ЕСН) и общей суммой фактических расходов на выплату указанных вознаграждений (включая ЕСН). Причем в сумме расходов учитываются как фактически выплаченные в течение налогового периода вознаграждения, так и расходы на предстоящую выплату годовых вознаграждений за текущий год, осуществляемую в следующем году. Такой вывод содержится в Письмах МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13 и от 18.08.2004 N 02-5-11/142@. Между тем разъяснения, приведенные в данных Письмах, касаются резерва на оплату отпусков. Но согласно п. 6 ст. 324.1 Налогового кодекса отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений осуществляются в аналогичном порядке.

Перенос части резерва на следующий год

Зачастую вознаграждение по итогам работы за год начисляется в следующем году. Ведь для определения размера годовой премии требуется подвести итоги работы фирмы за истекший год. Успеть это сделать в начале января, чтобы начислить вознаграждение в составе зарплаты за декабрь, практически нереально. А организации, у которых размер ежегодного вознаграждения установлен в процентах от балансовой прибыли, смогут рассчитать его только после утверждения годовой бухгалтерской отчетности — не раньше февраля — марта следующего года. Получается, что у таких компаний на момент проведения инвентаризации (на 31 декабря) резерв на выплату ежегодных вознаграждений, сформированный в течение года, остается не использованным полностью. Как быть?

В подобной ситуации налогоплательщик вправе не включать во внереализационные доходы остаток не использованного на конец налогового периода резерва, а перенести его на следующий календарный год. Но для этого необходимо выполнить одно условие. Организация и в следующем году должна создавать резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений. Если в новом году она не будет формировать этот резерв, вся сумма неиспользованного резерва, выявленного в ходе инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. Это предусмотрено в п. 5 ст. 324.1 НК РФ.

Итак, остаток неиспользованного резерва организация переносит на следующий налоговый период. Но перенесенная сумма резерва в следующем году не относится к расходам организации, поскольку она уже была учтена в расходах предыдущего налогового периода.

После того как в текущем году организация начислит ежегодное вознаграждение за прошлый год, необходимо сопоставить фактическую сумму вознаграждения с величиной перенесенного резерва. Если начисленное вознаграждение превысит резервный фонд, фирма обязана по состоянию на 31 декабря года, в котором был начислен резерв, учесть сумму данного превышения в составе расходов на оплату труда. Возможна и обратная ситуация: окончательная сумма вознаграждения окажется меньше резерва. Тогда организация, не планирующая в следующем году создавать такой резервный фонд, включает разницу во внереализационные доходы.

Компании, продолжающие и в следующем налоговом периоде формировать резерв на выплату ежегодных вознаграждений, имеют право не включать сумму этой разницы во внереализационные доходы. Остаток неиспользованного резерва они учитывают при формировании резерва в следующем налоговом периоде. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-03-06/2/227.

Отметим, что организациям, начисляющим вознаграждение в следующем календарном году после представления годовой отчетности по налогу на прибыль за год, по итогам которого эта премия выплачивается, нужно сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль за указанный налоговый период.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, общая сумма ежегодного вознаграждения за 2008 г., включая ЕСН, — 977 000 руб. ЗАО "Лето" приняло решение в 2009 г. не создавать резерв на выплату ежегодных вознаграждений.

Неиспользованную сумму резерва в размере 23 000 руб. (1 000 000 руб. — 977 000 руб.) организация обязана будет включить 31 декабря 2008 г. в состав внереализационных доходов.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 1. Ежегодное вознаграждение начисляется после подведения итогов работы за год вместе с заработной платой за январь следующего года. Это закреплено в положении об оплате труда персонала ЗАО "Лето". В 2009 г. организация по-прежнему будет продолжать резервировать средства на выплату годовых вознаграждений.

В акте инвентаризации резерва на 31 декабря 2008 г. нужно отразить неиспользованный остаток в размере 1 000 000 руб. Учитывая, что ежегодное вознаграждение за 2008 г. будет начислено в январе 2009 г., данный остаток переносится на 2009 г.

Допустим, после подведения итогов в январе 2009 г. фирма рассчитает общую сумму ежегодного вознаграждения за 2008 г. (включая ЕСН) — 1 024 700 руб. Сумму превышения фактических расходов над величиной резерва 24 700 руб. (1 024 700 руб. — 1 000 000 руб.) организации по состоянию на 31 декабря 2008 г. нужно включить в расходы на оплату труда и учесть при расчете налога на прибыль за 2008 г.

Е.В.Вайтман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы: учет и раскрытие в бухгалтерской отчетности

В процессе деятельности страховых организаций нередко возникают ситуации досрочного прекращения действия договоров страхования. В настоящей статье акцентировано внимание на терминологии исследуемых объектов, раскрыто содержание бухгалтерского учета возвращаемых страхователям страховых премий (взносов) и выкупных сумм и рассмотрены аспекты формирования соответствующих показателей бухгалтерской отчетности. Рекомендуемые нами изменения в области методики формирования учетной информации направлены на повышение ее качества и усиление аналитических возможностей бухгалтерской отчетности страховщиков.

Правовое регулирование вопросов досрочного прекращения действия договора страхования

Деятельность страховых организаций предопределяет ряд специфических объектов и особенностей их бухгалтерского учета.

При досрочном прекращении или изменении условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования у страховой организации могут возникнуть расходы, не связанные с наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования, в виде подлежащих возврату страховых премий (взносов) и выкупных сумм.

Содержание названных объектов учета вытекает прежде всего из положений Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее — Закон о страховании). Согласно п. 7 ст. 10 названного Закона при расторжении договора страхования жизни, предусматривающего дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события, страхователю возвращается сумма в пределах сформированного в установленном порядке страхового резерва на день прекращения договора страхования — выкупная сумма. При иных видах страхования страхователю возвращается часть уплаченной страховой премии, если это предусмотрено условиями соответствующих договоров.

Досрочное прекращение договора страхования регламентировано ст. 958 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:

  • гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;
  • прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.

Отметим, что страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по вышеуказанным факторам. В случае если договор страхования прекращается по требованию страхователя, уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.

Инициатором расторжения договора может выступать не только страхователь, но и страховщик, например, при возникновении следующих обстоятельств:

  • при неуплате страхователем очередного страхового взноса в установленные договором страхования сроки;
  • неуведомлении страхователем о ставших ему известными изменениях в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора страхования;
  • возражении страхователя против изменения условий договора страхования или доплаты страховой премии вследствие наступления обстоятельств, влекущих увеличение степени риска, и др.

В случае если на предложение одной стороны о расторжении договора получен отказ другой стороны или не получен ответ в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок, требование о расторжении договора может быть заявлено в суд, что определено ст. 452 ГК РФ.

Случаи досрочного прекращения действия договора страхования должны быть предусмотрены положениями правил страхования по конкретным видам страхования.

Отражение в бухгалтерском учете возврата страховых премий (взносов) и выплаченных выкупных сумм при досрочном прекращении договора

Для обобщения информации о возвращенных страхователям, перестрахователям страховых премиях (взносах), а также выплаченных выкупных суммах в случаях досрочного прекращения или изменения условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования, сострахования и перестрахования в страховой учетной практике предназначен счет 22 "Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования", субсчет 22/5 "Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы".

На наш взгляд, на указанном счете учитываются принципиально разные объекты учета — возврат страховых премий (взносов), выкупные суммы и страховые выплаты. Вместе с тем общеизвестно, что счет бухгалтерского учета представляет собой способ экономической группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов и финансовых результатов.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о страховании под страховой выплатой понимается денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая. Возврат страховых премий (взносов) и выплата выкупных сумм не связаны с наступлением страхового случая. Таким образом, названные объекты не являются страховыми выплатами по определению.

Кроме того, возврат страховых премий (взносов), выкупные суммы и страховые выплаты различны по экономическому содержанию. Первые являются расходами, формирующимися в процессе обычной деятельности страховой организации: страховые премии (взносы) выступают в качестве основного вида доходов страховщиков и их возврат приводит к формированию расходов, тогда как в учетной практике они рассматриваются как страховой убыток, которым, на наш взгляд, является страховая выплата.

В общем случае осуществление расходов предполагает намерение получения страховой организацией экономических выгод в виде страховых премий (взносов). Тем самым расходы страховщика выступают в качестве ресурсов для получения доходов. В отличие от расходов исполнение обязательств по страховой выплате исключает прямую связь с приобретением экономических выгод. К исследуемым объектам учета представляется уместным применять термин "страховые убытки".

На наш взгляд, не случайно в связи с этим в действовавшем до 2002 г. Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций <1> разд. 3 назывался "Расходы и выплаты". Видимо, использование названия "Расходы" для разд. 3 было недостаточно исчерпывающим.

<1> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утв. Приказом Госстрахнадзора России от 27.11.1992 N 02-02/5, действовал в редакции Приказа Росстрахнадзора от 31.10.1994 N 02-02/21, утратил силу с 1 января 2002 г. согласно Приказу Минфина России от 27.11.2001 N 93н.

Изложенные аспекты прямо указывают на объективную необходимость выделения самостоятельного бухгалтерского счета, предназначенного для учета возврата страховых премий (взносов) и выкупных сумм.

Кроме того, представляется целесообразным обосновать необходимость использования резервного кода счета, предназначенного в страховых организациях для обобщения информации о расчетах по договорам страхования, сострахования и перестрахования.

Положениям Приказа Минфина России от 04.09.2001 N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" соответствует применение к счету "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию" кода 77.

Однако Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н, действие которого также распространяется на страховые организации, введен счет, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств, — 77 "Отложенные налоговые обязательства". Поэтому, а также в связи с введением в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникло несоответствие отдельных положений указанных нормативных документов.

Отметим, что на сегодняшний день в учетной практике страховых организаций, а также методической литературе отсутствует единообразный подход к устранению названного несоответствия. Мы считаем более обоснованным применение резервного кода 78 к счету "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию" с его закреплением в учетной политике страховых организаций.

Формирование учетной информации о возвратах страховых премий (взносов) и выкупных сумм в соответствии с действующим страховым законодательством рассмотрено ниже.

Страховые премии (взносы), возвращенные страхователям, в случаях досрочного прекращения или изменения условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования, сострахования, относящегося к виду страхования иному, чем страхование жизни, отражаются бухгалтерской записью по дебету субсчета 22/5 "Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

По дебету субсчета 22/5 находят отражение выкупные суммы по договорам страхования жизни, выплаченные страхователям при досрочном прекращении или изменении условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договоров страхования жизни в случаях, предусмотренных условиями этих договоров, — в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

По дебету субсчета 22/5 также отражаются страховые премии (взносы), подлежащие возврату перестрахователю в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования, — в корреспонденции со счетом 78 "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию" (субсчет 78/3 "Расчеты по договорам, принятым в перестрахование").

На суммы страховых премий (взносов), причитающихся к возврату перестраховщиками в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования, кредитуется субсчет 22/5 "Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы" в корреспонденции со счетом 78 "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию" (субсчет 78/4 "Расчеты по договорам, переданным в перестрахование").

В соответствии с действующим налоговым законодательством в случае досрочного расторжения договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока их действия (за исключением случаев досрочного расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата страхователям денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров страхования, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов) учитывается при определении налоговой базы страхователя — физического лица и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 13% (ст. ст. 213 и 224 НК РФ).

В бухгалтерском учете налоги, удержанные в страховой организации с выкупных сумм, отражаются по дебету субсчета 22/5 "Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на доходы физических лиц".

По окончании отчетного периода сальдо субсчета 22/5 списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

Аналитический учет возвращенных страхователям страховых премий (взносов) и выкупных сумм возможно организовать в разрезе договоров страхования, сострахования, входящих и исходящих договоров перестрахования. На следующем уровне целесообразно ввести аналитические позиции по видам страхования жизни и иным видам страхования.

Аналитические данные по субсчету 22/5 должны соответствовать сведениям Журнала учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования). Обязательные реквизиты названного регистра приведены в п.

Использования резерва на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год

13 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Минфина России от 11.06.2002 N 51н. Заметим, что в страховой учетной практике возможно формирование необходимых сведений в двух регистрах — Журнале учета убытков и Журнале учета досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования).

На что обратить внимание при отражении возврата в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской финансовой отчетности страховых организаций величина возвратов страховых премий (взносов) и выкупных сумм также обособленно не отражается. По статьям "Выплаты по договорам страхования — всего" (стр. 031, 111) Отчета о прибылях и убытках страховой организации фактически произведенные страховые выплаты показываются в совокупности с возвращенными страхователям уплаченными ими суммами страховых премий (взносов) и выплаченными им выкупными суммами, что определено п. 32 Приказа Минфина России от 08.12.2003 N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора".

Потенциальные страхователи и другие заинтересованные пользователи не имеют возможности анализировать реальные данные, характеризующие размер ущерба, компенсированного страхователям (выгодоприобретателям) в связи с наступлением страховых случаев. Таким образом, по данным отчетности затруднена объективная оценка убытков страховой организации.

Величина возвратов страховых премий (взносов) и выкупных сумм может составлять достаточно высокую долю в совокупной величине этих расходов и страховых выплат. В связи с этим значение коэффициента выплат, рассчитываемого как отношение произведенных выплат к страховым премиям и определяемого по данным Отчета о прибылях и убытках, может оказаться необоснованно завышенным вследствие недостаточной аналитичности бухгалтерской финансовой отчетности, в то время как названный критерий является важнейшим показателем страхового рынка.

Дифференцированную аналитическую информацию о величине страховых выплат и возвратов страховых премий (взносов) и выкупных сумм целесообразно привести при изложении основных показателей деятельности страховой организации в пояснительной записке. Данные сведения представляются необходимыми для получения полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении страховой организации и характеристике ее страховой деятельности.

На основании проведенных нами исследований выявлена объективная необходимость обособленного отражения возвратов страховых премий (взносов) и выкупных сумм не только в учете, но и в отчетности страховых организаций. Реализация изложенных положений приведет к повышению качества учетной информации, усилению аналитических возможностей бухгалтерской финансовой отчетности страховых организаций и, как следствие, к обеспечению потенциальных и действительных потребителей страховых услуг и других заинтересованных пользователей объективными сведениями.

Т.В.Полазнова

К. э. н.,

преподаватель

кафедры бухгалтерского учета,

экономического анализа и аудита

ННГУ им. Н.И.Лобачевского

§ 6. Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год

Службу в военном резерве в Вооруженных Силах Украины внедрен с 2006 года.

Резервисты Вооруженных Сил Украины в добровольном порядке заключали контракт с командирами воинских частей, проходили подготовку на сборах в составе штатных подразделений во время активных практических учений, тренировок.

С начала кризисной ситуации резервисты были заблаговременно вызваны в боевых воинских частей на учебные сборы, с последующим их призыву по мобилизации, и направлены в составе своих штатных подразделений в районы боевого назначения.

По оценкам командиров именно такие добровольцы становились основой подразделений, быстро осваивали военную технику.

В особый период одним из приоритетных направлений развития службы в резерве стало комплектование резервистами организационного ядра рот охраны и отрядов обороны военных комиссариатов (заключено более 2000 контрактов на прохождение службы в военном резерве) с целью создания новой системы территориальной обороны государства, преимущественно за счет добровольцев.

Кроме участия в учебных сборах, резервисты подразделений территориальной обороны осуществляют подготовку в добровольном безвозмездном порядке, в том числе в выходные дни, вечернее время.

В 2015 году для обеспечения плановой замены военнослужащих, прослужившие по мобилизации один год, проведено три новых очереди частичной мобилизации, при одновременном освобождении тех, кто уже отслужили установленные сроки. При этом сначала обеспечивалось проведение мобилизации граждан, доподготовка всех призванных в учебных центрах, боевое слаживание на уровнях подразделений, части. И только после этого проводилась ротация подразделений.

Это позволило провести поэтапную ротацию военнослужащих, которые длительное время уже выполняют боевые задачи в зоне проведения антитеррористической операции.

В то же время мы понимаем, как важно не допустить потери для Вооруженных Сил подготовленных военнослужащих, увольняемых с военной службы и принимали непосредственное участие в боевых действиях, сохранить накопленный боевой потенциал подразделений, после их освобождения.

Поэтому одной из важных задач настоящего, определенных Президентом Украины для Вооруженных Сил Украины, является создание военного оперативного резерва первой очереди. В марте 2015 года принят закон, устанавливающий обязательное зачисление в оперативный резерв военнослужащих, увольняемых, как со срочной службы, так и тех, кто был призван по мобилизации. Резервисты назначаются на свои или высшие должности в тех частях, подразделениях, где они проходили службу.

Что позволит при необходимости проведения очередной ротации или всеобщей мобилизации сформировать подразделения из подготовленных, что уже прошли боевое слаживание, военнослужащих.

Вызов резервистов военного оперативного резерва первой очереди на военную службу по мобилизации осуществляется с объявлением всеобщей мобилизации или по отдельному решению Президента Украины в ходе частичной мобилизации. Время прибытия резервиста к воинской части (подразделения) с момента его уведомления определяется — одни сутки.

Военные части, за счет доукомплектования ними, будут готовы в сжатые сроки к выполнению задач без дополнительного проведения боевого слаживания.

Те же военнослужащие, не получившие в ходе службы необходимого уровня подготовки, зачисляются в территориальный резерв. Резервисты территориального резерва могут использоваться для комплектования боевых воинских частей по решению военного комиссара.

Назначение военнообязанного в военный оперативного резерва не является препятствием для привлечения его к прохождению военной службы по контракту. Напротив, Генеральный штаб рассматривает эту категорию военнослужащих в качестве приоритетной для заключения с ними контрактов и комплектования ими воинских частей, учреждений Вооруженных Сил Украины.

Данная норма, которой мы отходим от принципа исключительного добровольного комплектования военного резерва, действует только на особый период. По его окончанию, всем резервистам оперативного резерва будет предложено в добровольном порядке заключить контракт на дальнейшее прохождение службы в резерве.

Мы понимаем, что для сохранения в Вооруженных Силах максимального количества подготовленных резервистов необходимо увеличить привлекательность службы.

Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины уже подготовлен законопроект, который предусматривает обеспечение резервистов социальным пакетом, аналогичным тому, который имеют военнослужащие по контракту, в том числе: бесплатное медицинское обеспечение резервистов в военно-медицинских учреждениях, льготное получение ими высшего образования, учета службы в резерве при начислении пенсии.

Основные понятия и порядок ее прохождения

Резервисты Вооруженных Сил Украины — это граждане Украины, которые в добровольном порядке проходят службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины и других военных формированиях на основании контракта.

Резервисты проходят службу путем привлечения на учебные сборы в воинских частях во время практических мероприятий боевой подготовки.

Основной задачей военного резерва является повышение и поддержание военной обученности граждан с целью выполнения задач по защите государства на профессиональном уровне.

Граждане Украины, независимо от пола и вероисповедания, могут выполнять воинский долг путем прохождения в добровольном порядке службы в военном резерве.

Службу в военном резерве проходят граждане Украины, годные к военной службе по состоянию здоровья, не достигших предельного возраста пребывания в запасе способны с учетом места жительства (пребывания), профессиональных и моральных качеств к прохождению службы в военном резерве.

Мужчины и женщины, которые не проходили военную службу, также могут проходить службу в военном резерве. Резервистами они становятся сразу после заключения контракта на прохождение службы в военном резерве.

Граждане, которые проходят службу в военном резерве, не подлежат призыву на срочную военную службу.

Изучение кандидатов в резервисты осуществляется путем:

изучение личных качеств, установленные уровня их образования и профессиональной пригодности;
организации медицинского осмотра;
проверки физической подготовки;
проведение мероприятий профессионально-психологического тестирования и отбора.
Возрастные ограничения для солдат и офицеров резерва

Граждане Украины имеют такие возрастные ограничения относительно приобретения статуса кандидата в резервисты и прохождения службы в резерве:

рядовой состав — до 60 лет;
сержантский, офицерский состав — до 60 лет;
лица младшего офицерского состава — до 60 лет;
лица старшего офицерского состава в военных званиях майор (капитан 3 ранга), подполковник (капитан 2 ранга) — до 60 лет;
полковник (капитан 1 ранга) — до 60 лет.
Резервист проходит службу в военном резерве на основании контракта, заключает с государством в лице командира воинской части.

Первый контракт с резервистами заключается сроком на 3-5 лет.

После окончания срока действия первого контракта срок службы в военном резерве может быть каждый раз продлен на 3-5 лет до достижения гражданином предельного возраста пребывания в военном резерве.

Оборудование и экипировка резервистов

Военная форма одежды, предметы личной экипировки резервистов аналогичные предусмотренным для военнослужащих.

подготовка резервистов

Резервист проходит подготовку в своем подразделении в должности согласно контракту и привлекается к участию во всех наиболее значимых мероприятиях боевой подготовки (боевые стрельбы, тактические учения и т. Д.). При этом сроки проведения собрания командир воинской части заранее согласовывает с резервистом и его работодателем.

Отличия от военнообязанных

Резервист проходит службу в резерве в добровольном порядке на основании заключенного с ним контракта.

Резервистам ежегодно выплачивается денежное вознаграждение в соответствии с воинским званием по результатам выполнения программы подготовки.

Выплата годовых премий за счет резерва

Также резервистам возмещают компенсацию за проезд к месту прохождения сборов и обратно и осуществляют выплату суточных (согласно воинских званий).

Работодатель резервиста получает компенсацию заработной платы выплаченную резервисту, за время, отсутствует работник на рабочем месте.

Руководством страны, Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины постоянно проводится работа по повышению мотивации граждан к прохождению службы в военном резерве. В 2013 году увеличено в 1,6 раза денежное вознаграждение резервистам, которые в течение года прошли сборы (от 1600 до 3100 грн.), В 2014 году резервистам установлена ​​новая денежную выплату за период выполнения обязанностей службы в военном резерве (из расчета двух минимальных заработных плат в месяц — до 2400 грн). Во время прохождения службы резервисту гарантируется соответствующие социальные гарантии, возможность карьерного роста по службе и получения очередных воинских званий. Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе», благоустроены денежные выплаты резервистам за период несения службы в военном резерве (из расчета двух минимальный зарплат в месяц).

Служба в резерве это почти единственная возможность одновременно строить гражданскую и военную карьеру.

резервисту гарантируется

Сохранение рабочего места на весь период выполнения обязанностей службы в военном резерве.

В случае Вашей заинтересованности службой в военном резерве мы готовы предоставить необходимую информацию из вышеупомянутого вопроса. Контактный тел. — 044-454-43-34.

По вопросам прохождения службы Вы можете обратиться в ближайшее военкомата и военных частей, где внедряется служба в резерве.

Если Вы настоящий патриот, хотите всегда быть готовым к защите Родины и ищете адреналина, экстрима и новых впечатлений, стоит взвесить: возможно служба в резерве украинского войска именно для Вас?