Ввоз продукции военного назначения

Приказ ГТК РФ от 31 августа 2001 г. 870 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2001 г. Регистрационный 3014

О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.12.2000 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 49, ст. 4799) приказываю:

1. Проводить таможенный контроль и таможенное оформление продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации, при условии представления лицензии Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (далее — лицензия), выдаваемой в соответствии с Порядком лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2000 1953, и иных документов, необходимых для таможенных целей.

2. Таможенным органам, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, разрешать доставку продукции военного назначения до таможенных органов, производящих таможенное оформление, при условии представления копии лицензии, по которой осуществляется перемещение продукции военного назначения и которая заверена таможенным органом, зарегистрировавшим оригинал согласно установленному порядку.

3. Проводить в целях недопущения нарушений порядка перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Российской Федерации, таможенный контроль в отношении указанной номенклатуры товаров с обязательным выборочным таможенным досмотром с учетом особенностей заводской упаковки перемещаемых товаров.

4. Установить, что при декларировании продукции военного назначения в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» грузовой таможенной декларации (ГТД) под номером 1 перед описанием товаров дополнительно проставляется категория продукции военного назначения, указанная в лицензии.

5. Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев) осуществлять подготовку заключений о возможности предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения по их заявкам.

6. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев) принять меры по контролю за фактическим вывозом с территории Российской Федерации продукции военного назначения.

7. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М. Ухлинов):

— разработать структуру электронной копии лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения;

— внести изменения в программные средства контроля сведений, заявленных в ГТД, с учетом пункта 4;

— разработать с учетом настоящего приказа средства контроля электронных копий первичных документов, технологию пересылки электронных копий оригиналов лицензий из таможен в ГНИВЦ ГТК России, обеспечить ведение базы данных лицензий, а также создание средств формирования аналитических отчетов по базе данных лицензий на основании запросов Главного управления тарифного и нетарифного регулирования.

8. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:

— возложить контроль за соблюдением порядка проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения (в том числе принятие решения о необходимости получения заключения Министерства обороны Российской Федерации об отнесении товаров к продукции военного назначения), а также ведение электронной базы данных лицензий и их передачу в ГНИВЦ ГТК России на отделы нетарифного и экспортного контроля(отделы тарифного и нетарифного регулирования);

— информировать незамедлительно Главное управление тарифного и нетарифного регулирования при выявлении фактов несоблюдения субъектами военно-технического сотрудничества законодательства Российской Федерации о таможенном деле, военно-техническом сотрудничестве, законодательства, регулирующего отношения в области валютного и экспортного контроля, а также условий, установленных лицензиями на ввоз(вывоз) продукции военного назначения.

9. Таможенным органам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения:

— руководствоваться тем, что лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, выданные Министерством торговли Российской Федерации и Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации до 01.02.2001, сохраняют силу, сроки действия которых могут быть продлены в соответствии с установленным порядком;

— осуществлять хранение и учет лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, грузовых таможенных деклараций, оформленных на товары, являющиеся продукцией военного назначения, а также комплекта документов, прилагаемых к ним, согласно порядку, предусмотренному для документов ДСП.

10. Действие настоящего приказа не распространять на порядок таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, по воинским пропускам, а также в рамках соответствующих межправительственных соглашений о производственной кооперации организаций государств — участников Содружества Независимых Государств.

11. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, довести положения настоящего приказа до сведения таможенных органов, заинтересованных организаций и декларантов.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России А.А. Каульбарсу.

ВрИО председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы В.МАКАРОВ

В.П. Герасименко, заместитель начальника Правового департамента – руководитель группы законодательного обеспечения АО «Рособоронэкспорт»

(cтатья опубликована в журнале «Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права». 2019. № 1).

В настоящее время в кругу экспертов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее – военно-техническое сотрудничество) активно обсуждается вопрос о необходимости детализации распорядительной части решений Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения в иностранные государства из наличия Минобороны России в части указания в ней способов реализации этой продукции в рамках делегированных Минобороны России правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. В статье рассмотрены подходы к решению данного вопроса.

Правовое регулирование

В соответствии с подп. «б» п. 2 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», вывоз продукции военного назначения, включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее – список № 1), в иностранные государства, включенные в список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке № 1, в случаях, если продукция военного назначения выделяется из наличия федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ), осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации.

При этом отмечается, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России на основании подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

Принимая во внимание указанные компетенции Минобороны России по осуществлению правомочий собственника имущества Вооруженных Сил, можно предположить, что в решениях Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения из наличия Минобороны России достаточно отражать только положения, предусматривающие разрешение о поставке конкретной продукции военного назначения из наличия Минобороны России иностранному государству без указания на то, в каком порядке и каким способом Минобороны должно реализовывать федеральное имущество. При этом предполагается, что данное решение носит комплексный характер, одновременно предусматривает разрешение о поставке продукции военного назначения иностранному государству (элемент разрешительной системы в области военно-технического сотрудничества) и решение собственника имущества Российской Федерации на отчуждение этого имущества в интересах третьих лиц, в данном случае – иностранным государствам.

Практические вопросы

На практике поставка продукции военного назначения из наличия Минобороны России осуществляется, как правило, после «глубокой» предэкспортной подготовки данной продукции в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Минобороны России продает (передает) предназначенную для поставки продукцию военного назначения в собственность организации ОПК, уполномоченной Минпромторгом России, для ремонта и предэкспортной подготовки. В дальнейшем поставка отремонтированной и приведенной к экспортному облику продукции военного назначения осуществляется организацией ОПК через государственного посредника – акционерное общество «Рособоронэкспорт».

Анализ ранее принятых решений Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения из наличия ФОИВ показывает, что в данных решениях Правительство Российской Федерации как собственник всегда определяло способ отчуждения продукции военного назначения и давало соответствующее поручение Минобороны России, в оперативном управлении которого находится эта продукция.

Рассмотрим возможность исключения из решений Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения способа отчуждения продукции военного назначения с учетом иных существующих способов отчуждения имущества, которое находится в оперативном управлении Минобороны России и в отношении которого Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) высвобождаемого военного имущества, кроме вооружения и боеприпасов;

2) военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации;

3) вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения.

1. Реализация высвобождаемого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов)

Реализация высвобождаемого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1997 г. № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества».

В частности, ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба, разрешено самостоятельно принимать решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества, перечень которого утверждается Правительством Российской Федерации.

Реализация высвобождаемого движимого военного имущества осуществляется на внутреннем рынке – на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации) и на внешнем рынке – в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом реализации подлежит высвобождаемое движимое военное имущество, не относящееся к продукции военного назначения.

Кроме того, во исполнение Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Минобороны России делегированы полномочия самостоятельно проводить продажи высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в электронной форме в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

2. Реализация военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. № 179, включены вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию.

Отношения, связанные с реализацией данной продукции, регламентируются другими актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 682 «О передаче вооружения, военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации» определен порядок передачи находящихся в ведении Минобороны России и МВД России вооружения, военной техники и других материальных средств (ракет, боеприпасов) с истекающими сроками хранения и эксплуатации российским организациям, производящим или производившим ранее эти виды продукции или осуществляющим ее ремонт.

Указанным порядком определены основные этапы реализации данной продукции:

  • ФОИВ разрабатывают предложения по номенклатуре и количеству имущества, подлежащего передаче, с указанием сведений о его техническом состоянии, ресурсе, сроках эксплуатации и хранения, укомплектованности, предварительных данных о стоимости и обеспечивают их доведение до организаций.
  • ФОИВ по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и Минфином России на основании заявок организаций готовят проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об определении номенклатуры подлежащего передаче имущества и вносят их в Правительство Российской Федерации.
  • В соответствии с определенной Правительством Российской Федерации номенклатурой ФОИВ заключают в установленном порядке контракты (договоры), предусматривающие передачу имущества организациям, и оформляют акты приема-передачи имущества.

3. Реализация вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения

Реализация вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения, регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 783 «О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства».

Реализация такой продукции осуществляется в следующей последовательности:

а) принятие решений по исключению вооружения, военной, специальной техники, не имеющих перспектив применения, из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – войска) осуществляется:

  • Правительством Российской Федерации в отношении вооружения;
  • решениями руководителей ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба, в отношении военной и специальной техники.

Проекты решений об исключении имущества, не имеющего перспектив применения, из состава войск (с технико-экономическим обоснованием его дальнейшего использования) согласовываются Минэкономразвития России и Минфином России и коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации;

б) дальнейшее использование имущества, не имеющего перспектив применения, осуществляется одним из следующих способов:

  • реализация по линии военно-технического сотрудничества;
  • передача соответствующим организациям согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 682 «О передаче вооружения, военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации».

Выводы

Исходя из анализа нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросу реализации вооружения и военной техники (далее – ВиВТ) из наличия ФОИВ, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, можно сделать следующие выводы:

а) актами Правительства Российской Федерации определены конкретные объемы компетенций Минобороны России при осуществлении правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в отношении находящегося в оперативном управлении:

  • высвобождаемого военного имущества, кроме ВиВТ;
  • вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения;
  • вооружения, военной техники и других материальных средств (ракет, боеприпасов) с истекающими сроками хранения и эксплуатации;

б) решения Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения из наличия ФОИВ являются самостоятельным направлением реализации федерального имущества в рамках военно-технического сотрудничества, не подпадающим под регулирование актами Правительства Российской Федерации по вопросу реализации ВиВТ.

Правительством Российской Федерации не определен единый порядок деятельности ФОИВ, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, в случае если поставки продукции военного назначения осуществляются из их наличия.

Самостоятельные действия ФОИВ при отсутствии в решениях Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения из их наличия конкретных указаний о способе реализации этой продукции можно рассматривать как превышение делегированных правомочий собственника имущества.

На основании изложенного полагаем обоснованной позицию экспертов в области военно-технического сотрудничества, полагающих, что в решения Правительства Российской Федерации о поставках продукции военного назначения из наличия ФОИВ (как распорядительные акты) в обязательном порядке необходимо включать (как и ранее) положения, предусматривающие конкретный объем делегированных Минобороны России правомочий собственника имущества и способ реализации такого имущества.

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов

Удостоверения, Свидетельства

Зачетные книжки, студенческие билетыУдостоверения рабочих различных строительных специальностей

Членские книжки

ГК, ГСК, членские книжки, пропуска и пр.Садоводческие книжки, членские книжки СНТ

Печати и штампы

Оснастки, самонаборные штампыШтампы по техническому контролю, учету и хранениюПечати и штампы для бухгалтерии и делопроизводстваПечати и штампы для водителейМедицинские печати и штампы

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Знаки безопасности, таблички, стенды

Вспомогательные знаки, таблички-наклейкиЗапрещающие знакиЗнаки для инвалидовЗнаки пожарной безопасностиЗнаки электробезопасностиИнформационные знаки для строительных площадокМедицинские и санитарные знакиПредписывающие знакиПредупреждающие знакиСтендыЗнаки для уборки и сбора мусораУказательные знакиЭвакуационные знакиЮмористические знакиЗнаки на автомобильНаклейки

Металлические изделия (металлическая мебель, конструкции, навесы)

Металлическая мебельМеталлические изделия для дачи и дома

Подарки нашим покупателям

Кружки для термопереносаБрелокиГудки и Рожки охотничьиСувениры, подарки для мужчинПредметы интерьераЗажигалкиПодарочные наборы игрБизнес сувениры, корпоративные подаркиГимн России. Эксклюзивное графическое оформление в багетном обрамлении

Товары для дома и офиса

Каски, защитные очки, маскиПланы эвакуацииСамоспасателиИндикаторы стерилизацииГрамоты и благодарностиСредства дезинфекцииФитолампы и прожекторыОгнетушителиКанцелярские товарыКухонные принадлежностиХозяйственные товарыЭлектроудлинители, тройники, катушкиКартонные коробкиЭлектроустановочные изделия

Товары для развития, игрушки

Бумажные модели

Погоны министерств и ведомств

Аюрведические товарыСредства гигиены, косметика из минералов Мертвого моря