Все о налогах

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 1 это показано как повышение цены с до ).

Рис. 1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • центральные;
  • местные.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает);
  • налоги с твердой ставкой.

Пропорциональные — средние и предельные налоговые ставки остаются постоянными при изменении размера дохода.

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%.

Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Налоги с твердой ставкой определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на 1 тонну топлива, газа, нефти) и не зависят от размера доходов.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

  • налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
    • земельный налог;
    • налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  • налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
    • НДС;
    • акцизы;
    • экспортные тарифы;
  • налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
    • налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
    • целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
    • налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
    • сбор на нужды образовательных учреждений;
    • сборы за парковку автомобилей;
  • налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

С 2020 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости

Подробности Категория: Все о налогах и налогообложении Создано 03.12.2019 05:48 Опубликовано 03.12.2019 05:48 Просмотров: 394

С 2020 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости.

При установлении ставок по налогу на имущество физических лиц с 2020 года в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса учитывалось, что при расчете налога на имущество физических лиц налоговая база уменьшится в отношении:

— квартиры, части жилого дома на кадастровую стоимость 20 квадратных метров,

-комнаты, части квартиры на кадастровую стоимость 10 квадратных метров,

-жилого дома на кадастровую стоимость 50 квадратных метров.

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости рассчитывается с учетом коэффициента корректирующего расчет налога (первый налоговый период перехода на кадастровую стоимость -0,2; второй налоговый период перехода на кадастровую стоимость – 0,4; третий налоговый период перехода на кадастровую стоимость -0,6).

При установлении ставки в размере 0,1% в бюджет поселения по прогнозам поступит 308,4 тысяч рублей (за 2018 год в бюджет поступило 1810,1 тысяч рублей), при установлении ставки 0,3% в бюджет поступит около 900,0 тысяч рублей, что в два раза меньше, чем в 2018 году. Из прогноза видно, что налог не увеличивается, а снижается, даже при ставке 0,3%. Это происходит за счет понижающих коэффициентов в переходный период (3 года).

Налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы согласно статье 407 НК РФ, необходимо подать заявление в налоговый орган о предоставлении налоговой льготы.

В случае резкого увеличения суммы налога, муниципальное образование может внести изменения и снизить налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового Кодекса РФ.

Пример для расчета:

Площадь жилого дома 150 кв.м. , кадастровая стоимость 1 500 000,00 рублей

Стоимость 1 квадратного метра – 10 000,00 рублей (1 500 000,00 руб.: 150 кв.м.)

Налоговый вычет – 500 000,00 руб. (50 кв.м. х 10 000,00 руб.)

Расчет налога:

Общие принципы построения системы налогообложения находят конкретное выражение в общих элементах налогообложения. К элементам системы налогообложения относятся:

  • — субъект налогообложения или плательщик налогов, сборов и обязательных платежей — объект налогообложения;
  • — база налогообложения (налогооблагаемый оборот) — единица налогообложения;
  • — источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа;
  • — налоговая ставка (норматив) — налоговая льгота;
  • — налоговая квота;
  • — сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Субъекты налогообложения или плательщики налогов, сборов и обязательных платежей — это лица, на которых Конституцией Украины и налоговым законодательством возложены обязанности:

  • а) уплачивать налоги, сборы и обязательные платежи;
  • б) начислять, удерживать и перечислять налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты и в государственные целевые фонды.

Налогоплательщик может признаваться субъектом налогообложения одним или несколькими налогами, сборам и обязательным платежам в зависимости от деятельности, которую он осуществляет, владение имуществом или других обстоятельств, при наличии которых возникают налоговые обязательства.

Субъектом налогообложения может признаваться и лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством Украины возложены обязанности по начислению налогов, сборов и обязательных платежей, содержания их с плательщика и перечисление в бюджету.

Субъектами налогообложения или плательщиками налогов, сборов и обязательных платежей являются юридические или физические лица, банки, бюджетные организации, международные объединения и организации, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством непосредственно обязаны начислять, удерживать и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Налоговое законодательство всегда начинается с определения субъектов налогообложения или плательщиков налогов, сборов и обязательных платежей, поскольку необходимо четко знать, кто должен платить тот или иной вид платежа в бюджет или в государственный целевой фонд и кто несет перед государством ответственность за неуплату или несвоевременную уплату этого платежа.

Объект налогообложения — это то, что подлежит налогообложению тем или иным налогом, сбором или обязательным платежом, — доходы, прибыль, имущество, операции по продаже товаров, работ, услуг и другие определенные действующим налоговым законодательством объекты.

Каждый налог, сбор и обязательный платеж имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый действующим налоговым законодательством.

Объект налогообложения должен быть стабильным, четко определенным, иметь непосредственное отношение к плательщику.

База налогообложения (налогооблагаемый оборот) — это стоимостное, физический или иной характерное выражение объекта налогообложения, законодательно закреплена часть доходов или имущества плательщика, учитывается при расчете налога, сбора и обязательного платежа.

Единица обложения — единица измерения объекта налогообложения. Это, в частности, денежная единица для налога на доходы физических лиц, единица измерения площади (га, кв. М) для налога на землю, единица измерения мощности двигателя (кВт) для налога с владельцев транспортных средств и самоходных машин и механизмов.

Источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа — это доход налогоплательщика, сборов и обязательных платежей, из которого он уплачивает налог, сбор и обязательный платеж.

Налоговая ставка (норматив) — это законодательно установленная величина налоговых начислений на единицу измерения базы.

Налоговые ставки (нормативы) могут устанавливаться единые для всех плательщиков или быть дифференцированными, когда устанавливается основная ставка (норматив) для всех плательщиков и снижены или повышены ставки (нормативы) для отдельных плательщиков. При этом преследуется цель создания или одинаковых, или разных условий налогообложения для плательщиков.

В одних случаях единая ставка налога (норматива) ставит всех плательщиков в равные условия, а дифференциация создает одним льготные, а другим — более жесткие условия налогообложения.

Установления налоговых ставок (нормативов) базируется на имеющемся опыте в налогообложении с учетом необходимости обеспечить расходы государства. При проведении расчетов учитывается также и такой фактор, как влияние налога на финансовые ресурсы плательщика.

Ставки налогов, сборов и обязательных платежей могут корректироваться.

При установлении налоговых ставок (нормативов) обращается внимание и на возможное поведение налогоплательщика, сбора и обязательного платежа.

Налоговые ставки (нормативы) бывают:

  • — адвалорные (в процентах к базе налогообложения);
  • — специфические (в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или иного натурального показателя) — смешанные (одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах).

Адвалорные ставки (нормативы) устанавливаются в процентах к базе налогообложения (облагаемого оборота), которая имеет денежное выражение. Адвалорные ставки (нормативы) делятся на три вида:

  • -пропорциональные, т.е. единые ставки (нормативы), которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу и более всего соответствуют принципу ривнонапружености в налогообложении;
  • -прогрессивные, т.е. ставки (нормативы), размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения;
  • -регрессивные — это ставки (нормативы), которые, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения, и они необходимы тогда, когда государство хочет стимулировать такой рост.

Прогрессия шкалы при применении прогрессивных ставок (нормативов) налогообложения может быть простой и ступенчатой.

При простой шкале повышенные ставки (нормативы) применяются ко всему объекту налогообложения. При размерах объекта налогообложения, близких к предельным ограничениям, плательщику выгоднее не увеличивать этот объект, поскольку сумма налога может существенно увеличиться.

Такая шкала устанавливается тогда, когда государство хочет ограничить размеры объекта налогообложения и ведет жесткую налоговую политику.

При ступенчатой шкале прогрессии повышенные ставки (нормативы) применяются не ко всему объекту налогообложения, а только к той его части, которая превышает ограничение размера объекта налогообложения.

Специфические ставки (нормативы) налогообложения — устанавливаются в денежном выражении до единицы объекта налогообложения, то есть в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или другого натурального показателя.

В случаях установления фиксированных твердых ставок (нормативов), их необходимо постоянно пересматривать, поскольку в связи с имеющейся инфляцией они теряют реальное соотношение с доходами и объектом налогообложения.

Смешанные ставки (нормативы) налогообложения устанавливаются одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах.

Налоговая льгота — законодательно закрепленое полное или частичное освобождение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Налоговые льготы могут быть установлены путем уменьшения базы налогообложения или объекта налогообложения; введение пониженных налоговых ставок, уменьшение начисленных сумм налогов, сборов и обязательных платежей; освобождение от их уплаты отдельных категорий плательщиков, предоставление отсрочки или рассрочки в их уплате.

Плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей вправе использовать налоговые льготы или отказаться от их использования. Налоговые льготы, которые плательщик налогов, сборов и других обязательных платежей не использовал, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей или возмещены из бюджету.

Налоговая квота — установлена судьба налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении. ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Если законодательно установить налоговую квоту, это будет означать установление предельной величины извлечения дохода плательщика. Сроки уплаты налогов, сборов и обязательных платежей устанавливаются законодательством по вопросам налогообложения отдельно для каждого из них.

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.
Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.
Понятие
Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.
Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.
По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.
Законодательное регулирование
Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.
Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).
Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.
Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.
Виды
Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

УСН

Гл. 26.2

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

ЕНВД

Гл. 26.3

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

СРП

Гл. 26.4

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода
ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ(регионы вправе уточнить список).

6 % Постоянная