Водный налог

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Порядок расчета водного налога по НК РФ

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

Золотарева Ирина Константиновна ,
заместитель начальника Отдела налогов и доходов
от использования природных ресурсов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Несмотря на достаточно длительный период действия главы 25.2 Налогового кодекса, а до нее Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», регулирующего порядок уплаты платы за пользование водными объектами, являющейся налоговым платежом, вопросов, возникающих при исчислении и уплате водного налога, не становится меньше. У многих организаций, осуществляющих использование водных объектов, возникают проблемы по исчислению и уплате водного налога возникают как при применении только норм налогового законодательства, так и при применении норм налогового законодательства в совокупности с нормами природного законодательства, регулирующего отношения в области использования водных объектов.
Например, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако ни о каком «специальном» и «особом» водопользовании в действующем законодательстве не упоминается. Ранее подобные термины были установлены в Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. Таким образом, круг плательщиков водного налога фактически не определен. Следовательно, учитывая нормы статьи 17 Кодекса, налог не может считаться установленным.
Возникает вопрос — может ли компания, осуществляющая на основании соответствующей лицензии пользование подземными водными объектами, сэкономить на водном налоге?
В данном случае, не может, поскольку согласно статье 2 Федерального закона от 03.26.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 5 этого же закона водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных в соответствии с нормативной правовой базой, действовавшей на момент их принятия, выдачи и заключения, до введения в действие с 1 января 2007 года нового Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока их действия.
Таким образом, если пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ее выдачи, сэкономить, не получиться.
Вызывает интерес у водопользователей и практика исчисления водного налога с учетом потерь воды в случаях, когда организация, являясь плательщиком водного налога, осуществляет забор воды из водного объекта для водоснабжения нескольких водопользователей, например, населения и промышленных предприятий. При доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери и, соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом, и по какой налоговой ставке осуществлять налогообложение, поскольку в данном случае применяются различные налоговые ставки? Следует ли указанные потери распределять пропорционально объемам отпускаемой потребителям воды с применением соответствующих налоговых ставок или все потери воды должны облагаться по ставке водного налога, установленного для водоснабжения промышленным предприятий?
В данной ситуации следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 333.9 главы 25.2 «Водный налог» Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов. На основании пункта 2 статьи 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранный из водного объекта за соответствующий налоговый период. При этом в случае, если в отношении данного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 5
ВОДНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Водоснабжение является одним из основных видов деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Потребителями таких услуг являются как население, так и различные организации. Забор воды в целях водоснабжения и тех, и других облагается водным налогом. Однако правила исчисления водного налога зависят от категории водопотребителей. О том, как правильно определить объект налогообложения, исчислить и уплатить водный налог, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, и пойдет речь в данной статье.
Плательщики водного налога
Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Понятие и условия специального водопользования содержатся в Водном кодексе (далее — ВК РФ).
Следует отметить, что 05.04.2006 Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении новую редакцию ВК РФ. В настоящее время законопроект находится на доработке. Предполагается, что закон вступит в действие с начала следующего года. Таким образом, не исключено, что принятие новой редакции может повлиять на порядок определения плательщиков водного налога.
В соответствии с действующей редакцией ст. 86 ВК РФ специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Перечень видов специального водопользования определен Приказом МПР России от 23.03.2005 N 70. К ним, в частности, отнесено пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу ст. 86 ВК РФ специальное водопользование может осуществляться только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Отметим, что в соответствии с лицензией заключается договор пользования водным объектом, который наряду с лицензией является основанием для приобретения права пользования водным объектом (ст. 46 ВК РФ).
Содержание лицензии на водопользование, порядок выдачи, оформления и регистрации предусмотрены положениями ст. ст. 48 — 50 ВК РФ, а также Правилами предоставления .
——————————-
Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383.
Лицензия на водопользование, в соответствии со ст. 49 ВК РФ, должна содержать: сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях; указание на цели и способы использования водных объектов; указание пространственных границ предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости — мест забора (сброса) воды; информацию о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, о сроках действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды. Указанный перечень сведений является ограниченным.
Лицензия вступает в силу после ее регистрации. Выдача, оформление, регистрация лицензии осуществляются соответствующим лицензирующим органом. Таким органом является находящееся в ведении МПР России Федеральное агентство водных ресурсов . Для получения лицензии на водопользование в целях забора воды, в том числе для водоснабжения населения, в лицензирующий орган необходимо представить документы, перечисленные в п. п. 23, 24 Правил предоставления.
——————————-
Пункт 5.6.2 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282.
Решение о выдаче лицензии или отказе в ней должно быть принято лицензирующим органом, как правило, в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Лицензия выдается и регистрируется в течение недели со дня принятия решения о ее выдаче (п. п. 32, 33 Правил предоставления).
Контроль за соблюдением требований и условий лицензии на водопользование, согласно п. 36 Правил предоставления, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, МПР России, его территориальными органами, другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.
Таким образом, организации ЖКХ, осуществляющие водопользование в целях водоснабжения, обязаны иметь лицензию на соответствующий вид водопользования.
Поскольку из содержания понятия «специальное водопользование» следует, что его условиями являются применение сооружений, технических средств и устройств, а также наличие лицензии, напрашивается вывод: если водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств, но без лицензии, то такая деятельность специальным водопользованием не является и налогообложению не подлежит. Однако это не так.
Если лицензии на водопользование нет…
Если в нарушение норм ВК РФ организация осуществляет водопользование с применением сооружений, технических средств и устройств без лицензии, за получением которой она не обращалась, либо обращалась, но получила отказ, либо лицензия имелась, но впоследствии была аннулирована, то такое водопользование следует расценивать как безлицензионное, осуществляемое с нарушением закона. За безлицензионное водопользование лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании п. 7.6 КоАП РФ.
В то же время согласно п. 46 Правил предоставления до оформления такой лицензии водопользователям, осуществляющим водопользование согласно действующим нормативным актам, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. Такая деятельность не является безлицензионной.
Однако указанное правило распространяется только на тех водопользователей, которые пользовались водными объектами на основании разрешений (лицензий) в соответствии с действующими нормативными актами и до вступления в силу Правил предоставления (Письмо Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600).
Таким образом, чтобы деятельность организации не считалась безлицензионной, ей необходимо подтвердить факт представления документов в соответствующий орган для получения лицензии, а также факт ее включения в график лицензирования. Подтверждающим документом может послужить либо копия графика, либо соответствующее письмо уполномоченного органа.
Суды также признают, что при названных условиях водопользование нельзя расценивать как безлицензионное (Постановления ФАС СЗО от 17.01.2005 N А05-10463/04-20, ФАС ПО от 26.01.2006 N А55-4455/05-10, ФАС УО от 23.11.2005 N Ф09-5293/05-С7, от 08.07.2004 N Ф09-2667/04-АК, ФАС ДО от 07.07.2004 N Ф03-А51/04-2/1443).
Однако и в том, и в другом случае отсутствие лицензии не является основанием для освобождения от уплаты водного налога. Соответствующие разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64, от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9, доведенных до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмами ФНС России от 23.01.2006 N ГВ-6-21/46@, от 14.06.2005 N ГВ-6-21/485@ соответственно.
Таким образом, организации ЖКХ, осуществляющие пользование водными объектами в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются плательщиками водного налога независимо от наличия у них соответствующей лицензии.
Ряд водо- и теплоснабжающих организаций осуществляет забор воды не напрямую из водных объектов, а из городских сетей водоснабжения. Возникает вопрос: являются ли такие организации плательщиками водного налога?
Если забор воды осуществляется
из городских сетей водоснабжения…
Согласно ст. 1 ВК РФ водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Водные объекты, как уже было указано, можно использовать только после получения лицензии на водопользование и заключения договора пользования водными объектами.
Городские сети водоснабжения представляют собой централизованную систему коммунального водоснабжения. В отличие от водного объекта централизованная система коммунального водоснабжения является комплексом инженерных сооружений населенных пунктов, используемым для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды (п. 1 Правил пользования ).
——————————-
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.
Согласно этому же пункту Правил пользования организации (предприниматели), которые имеют объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, присоединенные к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды, являются абонентами (водопотребителями), а не водопользователями. К числу абонентов могут относиться также организации, владеющие жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Таким образом, лицо, осуществляющее забор из водного объекта, является водопользователем, а лицо, осуществляющее забор из городских сетей — водопотребителем (абонентом). Напомним, что согласно ст. 1 ВК РФ водопользователем является лицо, которому предоставлено право пользования водными объектами, а водопотребителем — лицо, получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд.
Поскольку при заборе организацией воды из городских сетей пользования водным объектом со стороны этой организации фактически не происходит, она не является плательщиком водного налога. В данном случае плательщиком водного налога признается организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая забор воды непосредственно из водных объектов.
Например, водозабор осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства — МУП «Водоканал». Между МУП «Водоканал» и ООО «Теплоснабжающая организация» (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды. ООО «Теплоснабжающая организация» через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения осуществляет горячее водоснабжение населения, то есть передает воду субабонентам. В данном случае плательщиком водного налога будет являться только МУП «Водоканал», как лицо, непосредственно осуществляющее водозабор.
Объект налогообложения
Перечень объектов обложения водным налогом содержится в п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Для организаций ЖКХ объектом налогообложения является забор воды из водных объектов. Указанный способ, а также цели водопользования должны быть отражены в лицензии на водопользование в силу ст. 49 ВК РФ.
В п. 2 ст. 333.9 НК РФ приведен закрытый перечень, состоящий из 15 видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения. В частности, для организаций ЖКХ не будет облагаться водным налогом забор воды, если он осуществляется в целях обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. При этом в соответствии со ст. 146 ВК РФ такой забор допускается из любых водных объектов без особого разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.
В соответствии с указанной нормой не является объектом налогообложения также забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. И это не случайно.
НДПИ или водный налог?
Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения могут использоваться как поверхностные, так и подземные водные объекты.
Забор подземных вод, с одной стороны, является объектом обложения водным налогом, а с другой — объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Иногда сложно определить, какой налог нужно платить.
Так, согласно ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом является забор воды, в том числе и из подземных источников, а в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды отнесены к полезным ископаемым, признаваемым объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых.
В целях разграничения следует обратить внимание на то, что объектом обложения НДПИ являются не все подземные воды, а только содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) или природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения этих понятий, в связи с чем следует обратиться к положениям государственных стандартов. На это указано в п. 3 Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ , в котором со ссылкой на ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования» раскрывается, что следует понимать под такими водами:
1) промышленные воды — подземные воды, содержащие полезные ископаемые (воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения этих компонентов в промышленных масштабах;
2) минеральные воды — подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей;
3) термальные воды — подземные воды, используемые для получения тепловой энергии.
——————————-
Утверждены Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170.
Кроме этого, понятие минеральных вод содержится также в ГОСТ 13273-88 «Воды минеральные и питьевые лечебные и лечебно-столовые». К ним отнесены природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым и газовым составом, повышенным содержанием биологически активных компонентов и специфическими свойствами (радиоактивность, температура, реакция среды).
При решении вопроса, является организация плательщиком НДПИ или водного налога (ранее — платы за пользование водными объектами), арбитражная практика также исходит из необходимости применения норм государственных стандартов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 20.06.2005 N А08-9659/04-7).
Любые другие подземные воды не отнесены к полезным

Примеры расчета водного налога

Водный налог рассчитывают ежеквартально. Для этого необходимо умножить налоговую базу по каждому водному объекту на ставку водного налога, а затем сложить полученные результаты.

Налоговую базу по водному налогу определяют отдельно по каждому виду водопользования.

Пример 1

ООО «Зеленый мир» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2007 года «Зеленый мир» сплавило леса в количестве 250 тыс. м. Сплав производился на расстоянии 400 км.

Рассчитать водный налог за третий квартал 2007 год.

Решение:

1) Рассчитываем налоговую базу по формуле:

(объем древесины х протяженность сплава) — г 100

НБ = (250 тыс. м.3 х 400 км) ч-100= 1000

Н= 1000 х 1636,8 руб. — 1636800 руб.

Пример 2

Предприятие ООО «Зеленый мир» в 4 квартале 2007 года осуществило следующие виды водопользования:

1) Забор воды из реки Волги. Лимит водопользования составил 45000 м 3, объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период 72000 м 3. Фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита: 72000 — 45000 = 27000 м.3

Налоговая ставка по поверхностным водным объектам в Волго-Вятском экономическом районе 282 руб. за 1000 м 3. Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита: 282 руб. х 5 = 1410 руб. за 1000 м 3.

Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

(45000 м 3 х 282 руб. за 1 тыс. м 3) + (27000 м 3 х 1410 руб. за 1 тыс. м 3) = 50760 руб.

2) Выработка электроэнергии на реке Волга. Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1700 кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии. Сумма водного налога составит:

1700 кВт/ч х 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 16728 руб.

Пример 3

Предприятие ООО «Зеленый мир» регулярно забирает из поверхностных вод очищенного бассейна реки Волга воду для технологических нужд. У организации есть лицензия за водопользования, выданная Местными органами власти. Установлен годовой лимит воды в размере 250000 м 3. По показаниям счетчика в первый квартал предприятием использовано 150000 м 3 воды. Ставка налога за забор воды в пределах установленного лимита определена в размере 282 руб. за 1 тыс. м, а при сверх лимита забора воды свыше 1410 руб. за 1 тыс. м (282 руб. за 1 тыс. м х 5). Ежедневно на основании данных водоизмерительных приборов предприятие оформляет журнал учета забора воды.

Сумма водного налога за забор воды в пределах установленного лимита составит:

(250000 м 3 — г 4 квартала) х 282 руб. за 1 тыс. м 3 = 17625 руб.

А за сверх лимитный забор воды придется заплатить:

(150000 м 3-^ 4 квартала) х 1410 руб. за 1 тыс. м 3 = 52875 руб.

Общая сумма водного налога составит: 17625 + 52875 = 70500 руб.

Пример 4

Предприятие ООО «Зеленый мир» осуществляет забор воды. Установлен 1 лимит: 240000 м в год. Ставка за водопользование по региону: 100 руб. за 1 тыс.

м 3 воды (10 коп. за один м 3).

Допустим, что в январе и феврале 2007 года забор воды составил по 16000 м, а в марте — 29000 м

Потом до конца года каждый месяц забор воды производился в размере 20000 м 3.

Решение:

Плата за январь и февраль 2007 года составит: 16000 м х 10 коп. — 1600 руб.

Плата за март: 29000 м 3 х 10 коп. = 2900 руб.

За забор воды с апреля по ноябрь 2007 года ООО «Зеленый мир» должно платить каждый месяц:

20000 м 3 х 10 коп. = 2000 руб.

Рассчитаем платеж за декабрь: бухгалтеру нужно учесть, что в этом месяце будет использован годовой лимит забора воды, а часть воды предприятие возьмет сверх лимита. Сверхлимитный забор воды составит:

(16000 м 3 х 2 + 29000 м 3 + 20000 м 3 х 9) — 240000 м 3 = 1000 м 3

Плата организации за пользование водными объектами в декабре 2007 года составит:

19000 м 3 х 10 коп. + 1000 м 3 х 10 коп. х 5 = 2400 руб.

Бухгалтер должен будет сделать следующие записи:

Начисление платы за январь 2007 года:

Дт 20 Кт 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по плате за пользование водными объектами» — 1600 руб. — начислена плата за пользование водными объектами.

Начисление платы за февраль 2007 года — аналогично предыдущему.

Начисление платы за март 2007 года:

Дт 20 Кт 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по плате за пользование водными объектами» — 2900 руб. — начислена плата за пользование водными объектами.

Начисление платы с апреля по ноябрь 2007 года:

Дт 20 Кт 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по плате за пользование водными объектами» — 2000 руб. — начислена плата за пользование водными объектами.

Начисление платы за декабрь 2007 года:

Дт 20 Кт 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по плате за пользование водными объектами» — 2400 руб. — начислена плата за пользование водными объектами. Пример 5

Предприятие ООО «Зеленый мир» по показателям электроприборов выработало 14000000 кВт/ч электроэнергии за налоговый период (1 квартала 2007 года). При использовании водных объектов (река Волга) в целях гидроэнергетики, ставка водного налога: 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии. Рассчитать сумму водного налога.

Решение:

Сумма водного налога за налоговый период первого квартала 2007 года составит:

14000000 кВт/ч х 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 137760 руб.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ ВОДНОГО НАЛОГА В УПРАВЛЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ТВОРЧЕСТВА

Гончаров Семён Петрович, Отто Ольга Витальевна, Максимова Нина Борисовна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

E-mail: Skailain93@yandex.ru E-mail: otto.olga@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию водного налога, и его основных элементов. В статье дана оценка поступлений водного налога в целом • по Российской Федерации, а также приведен анализ соответствующих налоговых поступлений. Даны сравнительные характеристики поступления водного налога за 10 лет, а также причины снижения сборов водного налога.

Ключевые слова: водный налог, Водный кодекс, водопользование, водопользователи, забор воды, водные объекты, налогоплательщики.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде в условиях рыночной экономики, является одним из основных принципов охраны окружающей среды и природопользования (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды») .

Основополагающим инструментом экономического регулирования использования, охраны и восстановления водных объектов является плата за пользование водными ресурсами — водный налог (с 1 января 2005 г.) Водный налог входит в систему платежей за пользование природными ресурсами, а также является одним из существенных элементов экологического налогообложения в России.

В законодательной практике Российской Федерации существовали различные виды платы за пользование водными ресурсами. До вступления в силу 1 января 2005 г. новой главы Налогового кодекса РФ — 25.2 «Водный налог», существовала система платежей, определенная «Водным кодексом» РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ. Данная система включала плату за пользование водными объектами (водный налог), и плату, направляемую на восстановление и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

охрану водных объектов. Водный налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами . С вступлением в силу поправок к Налоговому кодексу РФ, прекратил свое действие и Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Ранее в законодательстве платежи за пользование водными ресурсами устанавливались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Водный налог является федеральным налогом, поэтому регионы уже не имеют полномочий для его изменения. Ставки налога теперь установлены Налоговым кодексом РФ для всей территории России. С вступлением в действие водного налога были отменены и налоговые льготы, устанавливавшиеся субъектами РФ.

Существенные изменения коснулись перечня налогоплательщиков. К ранее существовавшим организациям и индивидуальным предпринимателям добавились физические лица. В соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с • законодательством Российской Федерации .

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового «Водного кодекса» Российской Федерации (1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами.

Еще одним значительным аспектом является то, что с включением в Налоговый кодекс новой главы, из налогообложения была исключена плата за сброс сточных вод в водные объекты, чтобы не возник конфликт, так как за сброс сточных вод в водные объекты, взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 НК РФ, признаются следующие виды пользования водными объектами:

а) забор воды из водных объектов;

б) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

в) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

г) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

кошелях.

Налоговые ставки для видов водопользования, указанных в статье 333.9 НК РФ, прописаны пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам . Пунктом 3 ст. 333.12 установлены льготные ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. С 2015-2025 гг. планируется планомерный ежегодный прирост данных налоговых ставок. Начиная с 2026 г., ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения будет определяться путем умножения ставки водного налога на повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен на товары (работы, услуги).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации 100% водного налога с 1 января 2005 г. направляется в федеральный бюджет, что должно позволить увеличить его наполняемость и объемы финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий .

Анализируя динамику поступления водного налога в федеральный бюджет РФ (таблица), можно проследить тенденцию снижения сумм налога, • подлежащих уплате в бюджет РФ. Так, в 2015 году сумма водного налога на 12 299 440 тыс. рублей меньше, чем в 2006 году, то есть за 9 лет сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, сократилась почти в 5,8 раза. В то же время количество налогоплательщиков сократилось на 13 979 (почти в 1,48 раз), по сравнению с 2006 годом. С 2006-2015 гг. объем забора воды из водных объектов сократился на 84 % (т.е. на 43 702 млн.куб.м.). За данный же период времени площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась в 9,7 раз или почти на 90%. Отрицательная тенденция также характерна для сумм налога, не поступивших в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, сокращение около 48,4%.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за период с 2006-2015 гг.

Год Объемы водопользования (налоговая Сумма налога, не Сумма налога, Количе-

база) отчетного года: постпившая в бюджет подлежащая уплате ство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем забора Площади акваторий в связи с применением в бюджет за нало- налогопла-

воды из вод- водных объектов, пониженной ставки говые периоды от- тельщиков

ных объектов предоставленных в при заборе воды для четного года, всего, налога —

млн. куб. м. пользование, кв. км. водоснабжения насе- тыс. рублей всего

ления, тыс. руб.

2006 51 976 2 096 2 561 478 14 844 488 43 358

2007 52 660 1 821 2 579 742 14 815 903 44 236

2008 42 141 1 474 2 402 483 11 834 495 44 012

2009 27 701 25 801 2 030315 7 495 670 42 792

2010 19 117 4 596 1 649 211 5 211 851 40 178

2011 11 912 691 1 420 757 3 211 673 39 335

2012 9 199 572 1 284 636 2 526 219 37 659

2013 8 651 305 1 246 017 2 373 000 36 218

2014 8 442 268 1 216 072 2 279 556 30 349

2015 8 274 216 1 321 784 2 545 048 29 379

Одна из причин снижения сумм водного налога может быть связана с переходом части налогоплательщиков на другую форму отношений в сфере использования водных ресурсов между собственником (государством) водных ресурсов и хозяйствующими субъектами (водопользователями) . Такой формой взаимоотношений стала плата за пользование водными объектами по договорам водопользования. Данная плата была введена с 1 января 2007 г., и относится к неналоговой форме платежей федерального бюджета.

Возможно непосредственно с данным фактором связано снижение суммы водного налога в 2008 году. Так как плата за пользование водными объектами по договорам водопользования была введена в 2007 году, то объем поступлений за 2007 год был не высок — 9,2 млн. руб. Тогда как в 2008 году этот показатель увеличился в 236 раз, и достигал уже 2131,4 млн. руб. В 2009 году объем поступлений в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составил 5,4 млрд. рублей, а в 20014 г. плата за пользование водными объектами уже достигала 10,44 млрд. руб., что почти в 5 раз больше суммы водного налога (2,2 млрд. руб.), собранного за тот же год. Можно утверждать, что с 2008 года наблюдалась тенденция ежегодного снижения сумм водного налога и рост объемов платы за пользование водными объектами на основе договоров водопользования. Необходимо отметить, что общая сумма от двух видов платежей всегда превышала 12 млрд. руб., и была близка к сумме водного налога, поступавшего до принятия нового

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

«Водного кодекса» (1 января 2007 г.), когда еще не была введена плата за пользование водными объектами на основе договоров водопользования.

Еще одним из факторов снижения сумм водного налога может быть использование налогоплательщиками понижающей ставки водного налога, при заборе водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Так в 2006 году сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки, составила 17% от общей суммы водного налога. В 2015 году данная сумма уже составляла 52% от общей суммы водного налога поступившего в бюджет РФ. Данный рост может быть связан с ростом количества налогоплательщиков осуществляющих водозабор для водоснабжения населения. Если 2006 году всего 18,7% налогоплательщиков входили в данную категорию, то в 2015 году на долю налогоплательщиков осуществляющих водозабор для водоснабжения населения приходилось уже 43,5%.

В 2006 году на долю водного налога, из общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами приходилось 1,1%, а к 2015 году этот показатель снизился до минимальных 0,07%. Данный факт • говорит о том, что за период с 2006-2015 гг. доля водного налога, в общем объеме поступлений, постоянно сокращалась, и увеличивалась доля платы за пользование водными объектами, на основе договоров водопользования.

В заключение очень важно отметить значимость и необходимость платы за пользование водными ресурсами. Не имеет большой разницы, в каком виде будет взыматься эта плата, главное чтобы она выполняла возложенные на нее функции. Россия располагает огромными запасами водных ресурсов, но это не отменяет важность их рациональное использование.

Литература:

2. Голованов Г.Р. О некоторых аспектах правового регулирования водного налога // Хозяйство и право. — 2009. — № 5. — С. 74-79.

3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году». — М.: ООО «РППР РусКонсалтингГрупп», 2009. — 488 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 2. — М.: Издат.: Эксмо, 2012.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. — 12 января 2002 г. — № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.