Водный кодекс

Добро пожаловать на сайт «Воздушный кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Воздушный кодекс или ФЗ № 60 посвящён не собственно воздуху, а пространству, расположенному выше суши и открытых водоёмов в зоне юрисдикции Российской Федерации. Этот документ регулирует пользование не воздухом, а воздушным пространством.

Объекты и термины

В обыденном понимании воздушным пространством можно назвать любую полость, заполненную газообразным содержимым. Однако к этой категории уже нельзя отнести резиновые шарики, заполненные гелием, поскольку воздухом называют то, из чего состоит атмосфера нашей планеты.

Воздухом заполнены помещения зданий, пещеры, метрополитены, но они не являются воздушным пространством, поскольку в соответствии с нормами ВЗК РФ, к таковому можно отнести только ничем не изолированные участки атмосферы. Их границы являются вертикальным продолжением государственных границ страны.

Данный кодекс регулирует взаимоотношения субъектов права в области использования воздушного пространства России при осуществлении (ст. 5 и 11):

  • полётов любых воздушных судов России над территорией страны и за её пределами;
  • нахождения и перемещения иностранных судов на территории России;
  • строительства высоких сооружений;
  • выбросов в атмосферу веществ, снижающих видимость;
  • деятельности, создающей электромагнитные помехи;
  • взрывных работ.

Четыре последних пункта являются второстепенными. Деятельность людей в данной сфере регулируется только с позиции обеспечения безопасности полётов любых средств перемещения в воздухе.

Регулирование, контроль и надзор

В главах 2, 3 и 4 сдержатся нормативы, которые регулируют использование воздушного пространства и функционирование всех структур авиации. К категории управления следует отнести и осуществление надзора в сфере безопасности полётов и качества оказываемых услуг. Надзор регулируется только одной статьёй кодекса – 28-й.

Всё атмосферное пространство страны для удобства управления, контроля и надзора поделено на структурные единицы – зоны, районы и маршруты (статья 15 ВЗК). В соответствии с этим делением осуществляется использование пространства на основе уведомлений, разрешений, ограничений или запрещений. Контроль заключается в проведении уполномоченными органами постоянных действий по выявлению нарушений в области использования воздушного пространства.

В рамках регламента ВЗК управление, контроль и надзор осуществляются только в отношении государственной, гражданской и экспериментальной авиации (ст. 20). Использование пространства судами военного назначения регулируется иным законодательством.

Объекты использования воздушного пространства

Теме объектов посвящены главы 5 – 9. В качестве таковых рассматриваются воздушные суда, наземные службы обеспечения движения, авиационный персонал, экипажи судов, эксплуатанты, предприятия.

Под воздушным судном понимается любой летательный аппарат, который может передвигаться в воздушном пространстве за счёт сил взаимодействия с газообразной средой (ст. 32). К этой категории не относятся аппараты на воздушной подушке. Несмотря на отсутствие касания с грунтом, они относятся к наземному транспорту.

Аэродромы и вертодромы представляют собой территории (акватории), на которых размещены строения, оборудование и специальные площадки, приспособленные для того, чтобы обеспечить судам взлёт, посадку и руление. Аэропорты, кроме аэродромов включают в себя ещё и аэровокзалы, то есть помещения для обслуживания пассажиров. Все эти объекты, а так же отдельные посадочные полосы и специальные сооружения представляют собой структурные части единой системы обеспечения воздушного движения (ст. 42 ВЗК РФ).

Кадровый состав людей, обеспечивающих полёты, делится на две категории – авиационный персонал и экипаж. К первой категории относятся люди, не входящие в состав экипажа, но работающие в сфере обеспечения полётов (ст. 52).

Для пилотируемых судов устанавливается минимально допустимый состав экипажа, который делится на две части – лётный и кабинный. К последней категории относятся бортпроводники и бортоператоры (ст. 56).

Под авиационными предприятиями Воздушный кодекс России понимает такие организации, которые осуществляют перемещения воздушным транспортом пассажиров и грузов (ст. 61). В отличие от предприятия эксплуатант только владеет или пользуется судном на условиях аренды.

Полёты

Законодательной регламентации полётов посвящены две главы – десятая и одиннадцатая. Первая содержит нормативы обеспечения полётов российских перевозчиков, вторая – иностранных и отечественных, совершающих международные перемещения.

Глава 10 создаёт базу для регламентации перемещения воздушных судов. По этой причине она состоит 13 статей, в то время глава 11 содержит всего лишь 4 статьи.

Для того, чтобы судно могло осуществить полёт, оно должно:

  • иметь допуск и полный пакет необходимых документов;
  • пройти определённую процедуру подготовки;
  • иметь утверждённый план полёта;
  • осуществлять связь с наземными службами на своей радиочастоте.

При полётах над населёнными пунктами летательный аппарат должен перемещаться на такой высоте, которая обеспечит ему возможность приземления при аварии за пределами строений. Сверхзвуковые самолёты должны летать на такой высоте, которая обеспечивает защиту населения от негативного воздействия ультразвука.

Безопасность, спасение и расследование

Полёты воздушных судов связаны с большой опасностью для людей. По этой причине данный кодекс особое внимание уделяет проблеме безопасности и помощи тем, кто попал в аварийную ситуацию.

Следует различать понятия авиационной безопасности и оказания помощи судну, терпящему бедствие. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости процесса перемещения судов в атмосфере. Это комплекс превентивных мер, которые снижают вероятность возникновения аварийных ситуаций по разным причинам (ст. 83 ВЗК).

По отношению к судну, терпящему и потерпевшему бедствие, должны быть приняты меры по поиску и спасению экипажа и пассажиров. Это осуществляется специальными службами во взаимодействии с федеральными и местными органами власти.

Сами спасательные и поисковые работы осуществляются на безвозмездной основе. Однако эвакуация пассажиров и экипажа производится за счёт предприятия или эксплуатанта.

Таким образом, Воздушный кодекс представляет собой документ, посвящённый всему комплексу вопросов регламентации перемещения пилотируемых и беспилотных аппаратов в атмосфере, расположенной над территорией и акваторией России. Точнее было бы назвать его не столько воздушным, сколько полётным кодексом. Однако название ему дано не по процессу, а по среде, в которой этот процесс происходит.

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

См. все связанные документы >>>

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом — в порядке, предусмотренном горным законодательством.

В соответствии с новым Водным кодексом возрастает значение договоров водопользования, которые из вторичного (после лицензии) правового института превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования, что означает ограничение государственного администрирования в водном хозяйстве. В ряде случаев основанием заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно аукционов. Порядок проведения аукционов будет определяться постановлением Правительства РФ.

В статье 13 ВК РФ 2006 г. названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект (очевидно, поверхностный) или его часть. При этом должны быть указаны береговая линия, служащая границей водного объекта, или границы части водного объекта (заводь, затон, плес, рукав), переданной в договорное пользование. Законодатель признает необходимым для договора указание целей, видов и условий использования водного объекта (в том числе объема допустимого забора или изъятия водного ресурса). Также определяется срок договора водопользования, который согласно статье 14 ВК РФ не может превышать 20 лет. Кроме того, устанавливаются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. Согласно статье 20 ВК РФ платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от речного бассейна.

К существенным условиям договора водопользования относят ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.), а также порядок прекращения пользования водным объектом.

Сокращение административного регулирования не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в Западной Европе, так и в передовых странах Азии (например, в Японии). Согласно японскому Закону «О реках» в редакции 1997 г. пользование речной водой, сплав леса и бамбука, занятие земельных участков, выемка грунтов, камней и продуктов реки (очевидно, ил), строительство в пределах речной зоны санкционируется администраторами реки. К числу последних в зависимости от значения водотока принадлежат министр строительства, главы префектур. Именно к разрешениям «привязана» плата за пользование перечисленными видами пользования рекой, регулируемая постановлениями правительства, но являющаяся доходом соответствующей префектуры.

В целом опыт передовых стран показывает, что в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные инструменты регулирования (о концессиях см. комментарий к ст. ст. 4, 21). Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании необоснованно и даже опасно.

Согласно статьям 21 — 23 ВК РФ 2006 г. сохраняется предусмотренное еще в старом Водном кодексе решение уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Водные объекты могут предоставляться в пользование для разных нужд: от обороны до организации отдыха детей. Согласно новому Водному кодексу решение о предоставлении водных объектов в пользование может принять не только Правительство РФ, но и государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В новом ВК РФ произошла «молчаливая» отмена водных сервитутов (как частных, так и публичных). Однако разнообразное использование водных объектов на практике влечет за собой и использование хозяйствующим субъектом близлежащих земельных участков. Для этого существует право частного и публичного земельного сервитута, позволяющее использовать береговую полосу. Титул земельного сервитута (как публичного, так и частного) предусмотрен статьей 23 ЗК РФ и статьями 274 — 276 ГК РФ. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частный земельный сервитут может устанавливаться для прокладки трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка и также подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения. При этом предусматривается учет результатов общественных слушаний. Публичный земельный сервитут может быть предназначен для забора воды и водопоя, охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе водного объекта.

На практике встречаются случаи изменения в силу естественных и искусственных причин местоположения и акваторий водотоков и водоемов, что может вызвать споры между заинтересованными хозяйствующими субъектами. В соответствии со статьями 8 и 9 ВК РФ естественное изменение русла реки не влечет за собой ни прекращение права собственности, ни прекращение права пользования водным объектом.

В статье 34 ВК РФ 1995 г. была аналогичная норма.

Вместе с тем указанное положение охватывало возможные метаморфозы не только с реками, но и с другими водными объектами, например с озерами. Очевидно, пункт 5 ст. 8 и п. 2 ст. 9 нового Водного кодекса следует толковать так, чтобы охватить возможные изменения местоположения всех поверхностных водных объектов.

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

<Письмо> ФАС России от 11.04.2017 N АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Приказ Ростехнадзора от 22.12.2016 N 551 Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

Таким образом, в случае если пруд расположен на водотоке (ручье, реке, канале) и включает в себя в качестве составной части водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

Приказ Росводресурсов от 28.12.2016 N 290 Об утверждении Временных правил использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее

1.1. Временные правила использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее (далее — Временные правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ <1>, Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 <2>, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 <3>, Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 <4>.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1496 «О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком»

а) подпункт «а» после слов «города федерального значения Севастополя»,» дополнить словами «и рыбоводного участка, в границах которого осуществлялись разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры до вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании лицензии на водопользование, выданной для целей сельского хозяйства и (или) рыбного хозяйства до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, действующего на день вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,»;

Приказ Росводресурсов от 31.10.2016 N 216 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге

1. Правила использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге (далее — Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <1>, Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 <2>, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 <3>, Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 <4>.

Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2016 N 2481-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2607-р>

Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлены специальные экологические требования к градостроительной деятельности.

«Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)

В период проведения обобщения с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 499-ФЗ).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2015 N АПЛ15-218

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6).

<p>Утратил силу — Федеральный закон от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Водный кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ) Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные положения С т а т ь я 1. Основные понятия В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: вода — химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях; воды — вся вода, находящаяся в водных объектах; поверхностные воды — воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды — воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; водные ресурсы — запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы; водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; водный режим — изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах; водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр; поверхностный водоток — поверхностный водный объект с непрерывным движением вод; поверхностный водоем — поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах; обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект; бассейн поверхностного водного объекта (далее — бассейн водного объекта) — территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро; акватория — водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами; дренажные воды — вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты; сточные воды — вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории; использование водных объектов — получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц; пользование водными объектами (водопользование) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов; охрана водных объектов — деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов; загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; вредное воздействие вод — затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; водопользователь — гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребитель — гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд; водохозяйственный объект — сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов; водозабор — комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов; водохозяйственная деятельность — деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов; лицензия на водопользование — специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях; распорядительная лицензия — специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами. С т а т ь я 2. Водное законодательство Российской Федерации В соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие водные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации. С т а т ь я 3. Цели водного законодательства Российской Федерации Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды). С т а т ь я 4. Водное законодательство Российской Федерации и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к водным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. С т а т ь я 5. Отношения, регулируемые водным законодательством Российской Федерации Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации. С т а т ь я 6. Действие водного законодательства Российской Федерации во времени Акты водного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие актов водного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие актов водного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие. Глава 2. Объекты водных отношений С т а т ь я 7. Водный объект Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. С т а т ь я 8. Виды водных объектов В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; подземные водные объекты. С т а т ь я 9. Поверхностные водные объекты Поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники. С т а т ь я 10. Поверхностные водотоки Поверхностные водотоки — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. С т а т ь я 11. Поверхностные водоемы Поверхностные водоемы — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. С т а т ь я 12. Особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 13. Ледники и снежники Ледники — движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 14. Внутренние морские воды К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации. Порядок использования и охраны внутренних морских вод устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. С т а т ь я 15. Территориальное море Российской Федерации К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации. Порядок использования и охраны территориального моря Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. С т а т ь я 16. Береговая линия и прибрежная полоса внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива. Прибрежная полоса — территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации. Порядок установления границ прибрежной полосы и режим ее использования определяются Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 17. Подземные водные объекты Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой. С т а т ь я 18. Внутренние воды Все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. С т а т ь я 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами. Порядок использования и охраны трансграничных (пограничных) водных объектов устанавливается настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. С т а т ь я 20. Водные объекты общего пользования Водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми в соответствии с настоящим Кодексом может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем пользовании. Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров. С т а т ь я 21. Водные объекты особого пользования Водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах особого пользования на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 88 настоящего Кодекса. С т а т ь я 22. Оборотоспособность водных объектов Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или</p>

Вадим Серов/Волго-Невский Проспект/информационно-публицистическая газета/№11/1 июня 2007 года

Прошло ровно пять месяцев с начала действия нового Водного кодекса России.

Документ в свое время вызвал немало прений при обсуждении в Госдуме, а после утверждения неоднократно говорилось о необходимости создания для него нормативно-правовой базы.

На эти и другие темы — наш разговор с заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селиверстовой.

— Марина Валерьевна, давайте сначала поговорим о принципиальных правовых новшествах, которые закреплены в Водном кодексе. Что изменилось по сравнению со старым законодательством?

— Водный кодекс концептуально изменил водные правоотношения и существенно отличается от кодекса 1995 года. Во-первых, в нем впервые закреплены принципы водного законодательства, тогда как в прежнем кодексе были установлены принципы государственного управления. Иными словами, положения нового Водного кодекса теперь являются основополагающими и должны учитываться при разработке последующих актов.

Второй, не менее важный момент, — это отказ от выдачи лицензий и переход к заключению договоров между водопользователем и уполномоченными государством органами. Документы эти являются открытыми. Впрочем, должна отметить, что само содержание договоров пока что требует уточнения с точки зрения соотношения норм водного и гражданского законодательств. И поэтому выявление сильных и слабых сторон той правовой конструкции, которая закреплена в кодексе, еще впереди.

Наконец, третье, на что хочу обратить ваше внимание, — впервые вводится регистрация договоров водопользования в государственном водном реестре. Здесь можно провести аналогию с единым реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Безусловно, принятие этой нормы является попыткой упорядочить права и обязанности в части использования водных объектов, а в определенной степени — это еще и некий способ систематизировать и инвентаризировать доходы федерального бюджета.

Водный реестр — определение новое. В старом кодексе существовало такое базовое понятие, как государственный водный кадастр. Теперь его нет, но данные этого кадастра переходят как часть информационной базы в реестр, который является более широким, и где все данные строго систематизированы и структурированы. То есть водный реестр должен стать неким связующим звеном, который стянет все вопросы водопользования в единое информационное пространство.

— В одном из интервью руководитель Росводресурсов Рустэм Хамитов заметил, что, несмотря на вступление в силу кодекса, в действие должен быть пущен еще целый ряд правовых норм, регулирующих его действие. В каком состоянии находится этот процесс?

— В целом Водный кодекс и нормативно-правовая база, которая требуется для того, чтобы он был реализован, в настоящее время сформированы. Принято 25 актов правительства. На очереди разработка ведомственных актов. Многое нужно сделать и в части формирования методической базы. Как только эта работа будет окончательно завершена, мы сможем говорить, что кодекс заработал в полную силу. Но хочу обратить ваше внимание, что даже кодекс 1995 года, утративший силу 1 января текущего года, за более чем десять лет не был обеспечен в полной мере всеми актами. В общем-то, это объяснимо — процесс законотворчества сам по себе очень долгий, и он связан не только с политической волей, но и с изысканиями, технологическими и экономическими обоснованиями и так далее. Но я считаю, что была проделана значительная работа.

— Хотелось бы поговорить о гидротехнических сооружениях, в первую очередь бесхозяйных. Как теперь будет решаться вопрос по их содержанию?

— Содержание бесхозяйных ГТС Водный кодекс напрямую не регулирует, поскольку его нормы касаются, прежде всего, использования и охраны водных объектов и ресурсов. А интересующий вас вопрос регулируется законом о безопасности гидротехнических сооружений, одна из статей которого говорит, что ответственность за содержание, утилизацию бесхозяйных ГТС несут субъекты РФ. Кстати, в течение трех лет федеральный бюджет выделяет немалые средства — субсидии регионам на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, в том числе и бесхозяйных.

— Я позволю себе вновь сослаться на руководителя Росводресурсов Р.З. Хамитова, который неоднократно отмечал, что объем финансирования водного хозяйства в последние годы возрос. Какова ситуация в текущем году, достаточно ли средств дает бюджет?

— Действительно, денежных средств из года в год становится все больше. Посудите сами — в 2004 году бюджет водохозяйственной отрасли составлял 1,5 млрд. рублей. На 2007 год запланировано свыше 10 миллиардов. То есть динамика есть, и эти цифры показательны.

Говорить о том, что этих денег достаточно, было бы неправильным, поскольку на водных объектах за годы экономического упадка накопилось столько проблем, что они требуют более солидных инвестиций. Это вопросы и охраны объектов, и поддержания водного хозяйства, и содержания тех же самых гидротехнических сооружений. Подхода данные проблемы требуют более обстоятельного, чем раньше. Но сам факт, что бюджет увеличивает расходы на эти нужды, внушает оптимизм. Смеем надеяться, что динамика будет положительной и впредь.