Внутренний устав вс РФ

Содержание

Порядок применения оружия

Порядок применения оружия военнослужащими устав 13 и 14 статьи:

13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом и Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

  • для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  • для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  • для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;
  • для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Срок военной службы по призыву устанавливается:

  • Для военнослужащих, не имеющих высшего образования, проходящих срочную военную службу, – 18 месяцев;
  • Для военнослужащих, имеющих высшее образование, проходящих срочную военную службу, – 12 месяцев;
  • Для военнослужащих, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров, сдавших установленные программами подготовки экзамены и проходящих срочную военную службу, – 6 месяцев;
  • Для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву, – 12 месяцев.

В срок срочной военной службы не засчитываются:

  • Срок отбывания наказания в виде ареста, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • Срок содержания на гауптвахте при исполнении ареста, наложенного на военнослужащего в дисциплинарном порядке;
  • Срок самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления.

В срок срочной военной службы военнослужащим, не выслужившим установленный срок первого контракта о прохождении военной службы, засчитывается продолжительность военной службы по контракту из расчета двое суток военной службы по контракту за одни сутки срочной военной службы.

Военная присяга. Принесение и принятие Военной присяги

Военнослужащие и резервисты, впервые призванные (поступившие) на военную службу, службу в резерве, или граждане, не проходившие военную службу, службу в резерве и впервые призванные на сборы, а также граждане, обучающиеся на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, приносят перед Государственным флагом Республики Беларусь и Боевым Знаменем воинской части Военную присягу следующего содержания:

«Я, гражданин Республики Беларусь (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь быть преданным своему народу, свято соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования воинских уставов и приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно и самоотверженно защищать независимость, территориальную целостность и конституционный строй Республики Беларусь».

Ваенная прысяга

«Я, грамадзянін Рэспублікі Беларусь (прозвішча, імя, імя па бацьку), урачыста клянуся быць адданым свайму народу, свята трымацца Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь, выконваць патрабаваннi воiнскiх статутаў i загады камандзіраў і начальнікаў.

Клянуся дастойна выконваць воінскі абавязак, мужна і самааддана абараняць незалежнасць, тэрытарыяльную цэласнасць і канстытуцыйны лад Рэспублікі Беларусь».

Принятие Военной присяги проводится:

  • По прибытии военнослужащего, резервиста к первому месту военной службы, службы в резерве после прохождения начальной военной подготовки;
  • По прибытии гражданина, не проходившего военную службу, службу в резерве, к первому месту прохождения сборов после прохождения начальной военной подготовки;
  • Во время прохождения учебных сборов по окончании обучения граждан по программам подготовки младших командиров или во время прохождения практики по окончании их обучения по программам подготовки офицеров запаса.

Принятие Военной присяги осуществляется в порядке, установленном Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Военнослужащий до принесения Военной присяги не может привлекаться к выполнению боевых задач.

Порядок присвоения первого воинского звания

Воинское звание «рядовой» присваивается:

  • Гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на срочную военную службу, – при зачислении в списки личного состава воинской части;
  • Гражданину, не имеющему воинского звания, принятому для обучения в военном учебном заведении, – при зачислении в списки курсантов;
  • Гражданину, не состоящему в запасе, поступившему на военную службу по контракту, – при зачислении в списки личного состава воинской части.

Первое воинское звание сержантского состава «младший сержант» присваивается:

  • Солдатам срочной военной службы, прошедшим обучение в учебных центрах по программам подготовки младших командиров и сдавшим установленные программой обучения экзамены, – при назначении на должности, для которых штатами предусмотрены воинские звания сержантов;
  • Солдатам срочной военной службы, а также проходящим военную службу по контракту, назначенным на должности, для которых штатами предусмотрены воинские звания сержантов или более высокие воинские звания, успешно исполняющим обязанности по этим должностям и примерно соблюдающим воинскую дисциплину, – после выслуги установленного срока военной службы в воинском звании рядового;
  • Солдатам, прошедшим обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах учреждений высшего или среднего специального образования и сдавшим установленные программой подготовки экзамены, – при назначении на должности, для которых штатами предусмотрены воинские звания сержантов или более высокие воинские звания (без учета выслуги установленного срока военной службы в воинском звании рядового);
  • Курсантам, назначенным на должности, для которых штатами предусмотрены воинские звания сержантов или более высокие воинские звания, успешно исполняющим обязанности по этим должностям, примерно соблюдающим воинскую дисциплину и имеющим хорошие и отличные показатели в учебе, – после выслуги установленного срока военной службы в воинском звании рядового.

Присвоение очередного воинского звания

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему по истечении установленного срока выслуги в предыдущем воинском звании, если он занимает должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем присваиваемое.

Для военнослужащих состава «солдаты и сержанты» устанавливаются следующие сроки выслуги в воинских званиях:

  • Рядовой – три месяца;
  • Младший сержант – пять месяцев;
  • Сержант – девять месяцев;
  • Старший сержант – один год;
  • Старшина – не устанавливается.

Военнослужащим, имеющим воинское звание «сержант», «старший сержант», очередное воинское звание на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности может быть присвоено в порядке поощрения.

Воинское звание «ефрейтор» может быть присвоено рядовому, назначенному на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание «ефрейтор», а также в порядке поощрения.

Военнослужащие могут быть лишены воинского звания по приговору суда либо Президентом Республики Беларусь.

Граждане, лишенные воинского звания по приговору суда, после снятия или погашения судимости могут быть восстановлены в прежнем воинском звании должностными лицами, имеющими право присваивать это воинское звание, в соответствии с законодательством. Граждане, лишенные воинского звания по решению Президента Республики Беларусь, могут быть восстановлены в прежнем воинском звании Президентом Республики Беларусь.

Отпуска

Военнослужащим, проходящим срочную военную службу, за весь период военной службы предоставляется отпуск:

  1. Проходящим срочную военную службу 18 месяцев:
    • Солдатам и матросам – 10 суток;
    • Сержантам и старшинам – 15 суток.
  2. Проходящим срочную военную службу 12 месяцев:
    • Солдатам и матросам – 5 суток;
    • Сержантам и старшинам – 10 суток.

Продолжительность отпуска за весь период военной службы военнослужащим, проходящим срочную военную службу, может быть увеличена (в виде поощрения) на срок до 10 суток в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь.

За совершение дисциплинарных проступков на военнослужащих, проходящих срочную военную службу, в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде уменьшения продолжительности отпуска за весь период срочной военной службы на срок:

  1. Проходящим срочную военную службу 18 месяцев:
    • Солдатам и матросам – до 5 суток;
    • Сержантам и старшинам – до 8 суток;
  2. Проходящим срочную военную службу 12 месяцев:
    • Солдатам и матросам – до 2 суток;
    • Сержантам и старшинам – до 5 суток.

Военнослужащим, проходящим срочную военную службу 6 месяцев, отпуск не предоставляется.

Военнослужащим, проходящим срочную военную службу, предоставляется отпуск по болезни и по уважительным причинам личного и семейного характера.

Отпуск по болезни предоставляется на основании заключения военно-врачебной комиссии военнослужащим, проходящим срочную военную службу, которые по окончании стационарного лечения и проведения реабилитации еще не могут по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы. Порядок предоставления отпуска по болезни и его продолжительность устанавливаются законодательством.

Отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера до 10 суток предоставляется военнослужащему, проходящему срочную военную службу, в случае:

  • Вступления в брак;
  • Тяжелой болезни или смерти (гибели) его отца, матери, супруги, детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабки;
  • Пожара или другого стихийного бедствия, постигшего этого военнослужащего или лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части;
  • Когда присутствие военнослужащего, проходящего срочную военную службу, в семье необходимо.

Обстоятельства, в связи с которыми военнослужащему, проходящему срочную военную службу, предоставляется отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера, должны быть, как правило, документально подтверждены.

Особенности предоставления отпусков военнослужащим срочной военной службы

Планирование отпусков за весь период военной службы военнослужащим срочной военной службы осуществляется в штабе воинской части на каждый период призыва. План отпусков составляется в двухмесячный срок после зачисления военнослужащих срочной военной службы в списки личного состава, его утверждает командир воинской части. Контроль за предоставлением отпусков возлагается на командиров подразделений.

Отпуска военнослужащим срочной военной службы за весь период военной службы предоставляются в сроки:

  • Имеющим высшее образование, – после трех месяцев прохождения срочной военной службы, но не позднее двух месяцев до ее окончания;
  • Не имеющим высшего образования, – после шести месяцев прохождения срочной военной службы, но не позднее трех месяцев до ее окончания.

Военнослужащим срочной военной службы, изъявившим желание добровольно поступить на военную службу по контракту и не использовавшим отпуск за весь период воинской службы, указанный отпуск предоставляется до заключения контракта о прохождении военной службы.

Военнослужащим срочной военной службы отпуск по болезни может быть предоставлен при воинской части с размещением их в медицинском пункте воинской части.

Военнослужащим срочной военной службы, до истечения срока военной службы которых осталось менее одного месяца и которые по заключению военно-врачебной комиссии нуждаются в предоставлении отпуска по болезни, такой отпуск предоставляется с последующим увольнением их с военной службы.

Военнослужащим срочной военной службы, до окончания срока военной службы которых осталось менее 10 суток, отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера предоставляется с расчетом их увольнения с военной службы без возвращения в воинскую часть.

Необходимость предоставления военнослужащему срочной военной службы отпуска по уважительным причинам личного и семейного характера, как правило, должен подтвердить военный комиссар района (города), руководитель обособленного подразделения военного комиссариата по месту жительства близких родственников военнослужащего на основании соответствующих документов. В случае смерти (гибели) близких родственников или других случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо документы, подтверждающие необходимость предоставления указанного отпуска, военнослужащий может представить по прибытии из него.

Военные комиссары районов (городов), руководители обособленных подразделений военных комиссариатов:

  • Осуществляют контроль за своевременным снятием с учета и убытием по окончании отпусков к месту прохождения военной службы военнослужащих срочной военной службы, состоявших на учете в военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах;
  • Представляют сведения командирам воинских частей на военнослужащих срочной военной службы, убывших по окончании отпусков к местам прохождения военной службы и не снявшихся с учета.

Увольнение со срочной военной службы

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, подлежит увольнению в запас:

  • По истечении срока военной службы по призыву;
  • По болезни – на основании заключения военно-врачебной комиссии о признании негодным к военной службе в мирное время (ограниченно годным к военной службе в военное время);
  • В связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни;
  • В связи с отчислением курсанта мужского пола, не достигшего 18-летнего возраста, из военного учебного заведения.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, подлежит увольнению и направлению для постановки на воинский учет призывников, если в период прохождения срочной военной службы установлено, что:

  • Он отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  • Он имеет судимость;
  • Ему назначены судом принудительные меры безопасности и лечения;
  • В отношении его осуществляется уголовное преследование либо судебное производство или уголовное дело передано прокурору для направления в суд.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, имеет право на досрочное увольнение, если в период прохождения срочной военной службы у него возникли (установлены) обстоятельства, вследствие которых он:

  • Имеет родителя, родных брата или сестру, которые, являясь военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Имеет нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном государственном обеспечении, – при отсутствии других трудоспособных лиц, проживающих на территории Республики Беларусь, обязанных в соответствии с ее законодательством содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно, либо при наличии таких лиц, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве;
  • Имеет жену и ребенка в возрасте до трех лет;
  • Имеет жену-инвалида I или II группы;
  • Имеет ребенка-инвалида;
  • Имеет ребенка, воспитывающегося без матери;
  • Имеет двух детей;
  • Имеет мать (отца), не состоящую (не состоящего) в зарегистрированном браке и не имеющую (не имеющего) других трудоспособных детей, которая (который) имеет одного ребенка в возрасте до трех лет, или двоих и более детей в возрасте до 18 лет, или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или ребенка, являющегося инвалидом I или II группы, либо мать со сроком беременности 28 недель и более, которая не состоит в зарегистрированном браке и не имеет других трудоспособных детей;
  • Имеет одного или более родных братьев и сестер в возрасте до 18 лет либо старше 18 лет, если они получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование или являются инвалидами I или II группы, – при отсутствии других лиц, которые могли бы взять их на содержание.

Порядок увольнения военнослужащих срочной военной службы

Приказы командиров воинских частей по строевой части об увольнении военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих, выслуживших установленные ее сроки, издаются на основании соответствующих указа Президента Республики Беларусь и приказа Министра обороны Республики Беларусь.

Увольняемые военнослужащие срочной военной службы, как правило, направляются для постановки на воинский учет в военные комиссариаты районов (городов), обособленные подразделения военных комиссариатов по месту жительства до призыва на срочную военную службу.

Они могут направляться для постановки на воинский учет в другие военные комиссариаты районов (городов), обособленные подразделения военных комиссариатов в случаях изменения их мест жительства на основании поданных рапортов и подтверждающих документов.

Увольняемым военнослужащим срочной военной службы командиры подразделений разъясняют необходимость соблюдения правил общественного порядка в пути следования и выполнения законодательства об ответственности за правонарушения, а также обязанность по прибытии к месту жительства в семидневный срок лично явиться в соответствующий военный комиссариат района (города) для постановки на воинский учет.

Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты увольняемым со срочной военной службы военнослужащим не выдаются.

Начальник штаба воинской части обязан не позднее дня, предшествующего увольнению, лично проверить у военнослужащих, увольняемых со срочной военной службы, наличие военных билетов, учетно-послужных карточек, служебных характеристик, предписаний и правильность их оформления.

Военнослужащие срочной военной службы, находящиеся на стационарном лечении, увольняются по истечении срока военной службы по призыву после окончания стационарного лечения при наличии определившегося клинико-экспертного исхода после медицинского освидетельствования их военно-врачебной комиссией с целью определения категории годности по состоянию здоровья на период фактического увольнения. Военнослужащие срочной военной службы, признанные военно-врачебной комиссией по результатам медицинского освидетельствования негодными к военной службе в мирное время по состоянию здоровья, подлежат увольнению после получения свидетельств о болезни, утвержденных в ЦВВК.

190. Рассмотрение вопросов о досрочном увольнении военнослужащих срочной военной службы по законным основаниям, проводится в следующем порядке:

  • При поступлении рапорта военнослужащего или заявления от его родственников о досрочном увольнении командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте или заявлении мотивы и в трехдневный срок направить рапорт или заявление со своим ходатайством для проверки в военный комиссариат района (города), обособленное подразделение военного комиссариата по месту жительства семьи военнослужащего.
  • Военный комиссар района (города), руководитель обособленного подразделения военного комиссариата при получении материалов от командира воинской части или заявления непосредственно от родственников о досрочном увольнении военнослужащего обязан:
  • Создать комиссию, члены которой в пятидневный срок должны обследовать семейное положение военнослужащего и составить в двух экземплярах акт обследования семейного положения в соответствии с нормативными правовыми актами по учетно-призывной работе в военных комиссариатах, а также проверить наличие заключения врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в отношении членов семьи военнослужащего срочной военной службы, указанных в подпункте 214.2 пункта 214 Положения о порядке прохождения военной службы;
  • Сделать в акте обследования семейного положения мотивированное заключение.

Первый экземпляр указанного акта с приложенными к нему документами, подтверждающими право на досрочное увольнение, в двухдневный срок после его составления представляется на рассмотрение военному комиссару области (города Минска), а второй экземпляр остается в делопроизводстве военного комиссариата района (города, обособленного подразделения военного комиссариата).

Военный комиссар области (города Минска) обязан в трехдневный срок рассмотреть поступившие материалы о досрочном увольнении военнослужащего. При наличии достаточных оснований для досрочного увольнения он направляет акт обследования семейного положения со своим заключением командиру воинской части по месту военной службы военнослужащего. При отсутствии оснований для досрочного увольнения военнослужащего по основаниям, предусмотренным в пункте 214 Положения о порядке прохождения военной службы, военный комиссар области (города Минска) сообщает заявителю мотивированный отказ, а также уведомляет об этом командира воинской части, возбудившего ходатайство, и военного комиссара района (города) и обособленного подразделения военного комиссариата, проводившего обследование.

191. Командиры воинских частей в двухдневный срок направляют поступившие из военных комиссариатов областей (города Минска) материалы, указанные в пункте 190 настоящей Инструкции, по подчиненности:

  • На военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях центрального подчинения, – в главное организационно — мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил;
  • на военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях, подчиненных командующему ВВС и войсками ПВО, – в Главный штаб ВВС и войск ПВО;

  • На военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях, подчиненных командующим войсками оперативных командований, силами специальных операций Вооруженных Сил, – в соответствующие штабы оперативных командований, сил специальных операций Вооруженных Сил.

192. Окончательные решения о досрочном увольнении военнослужащих срочной военной службы по основаниям, предусмотренным в пункте 214 Положения о порядке прохождения военной службы, принимают:

  • В отношении военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях центрального подчинения, – начальник главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба;
  • в отношении военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях, подчиненных командующему ВВС и войсками ПВО, – начальник Главного штаба – первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО;

  • В отношении военнослужащих, проходящих срочную военную службу в воинских частях, подчиненных командующим войсками оперативных командований, силами специальных операций Вооруженных Сил, – начальники штабов – первые заместители командующих войсками оперативных командований, силами специальных операций Вооруженных Сил.

193. На основании решений должностных лиц, указанных в пункте 192 настоящей Инструкции, командиры воинских частей досрочно увольняют военнослужащих по основаниям, предусмотренным в пункте 214 Положения о порядке прохождения военной службы. В их военных билетах указываются номера и даты приказов о досрочном увольнении, основания увольнения.

Об издании: Утвержден указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г. Настоящий Устав определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Настоящим Уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — воинские части), и лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Положения Устава, в том числе обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами. Действие настоящего Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие). На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота. В мирное и военное время на занятиях и учениях по обучению военнослужащих действиям в бою, а также в ходе выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, а также настоящим Уставом.

Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 432 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355» вступил в силу 25 марта 2015 г. Правовой акт был подготовлен в связи с несоответствием отдельных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь организационной структуре Вооруженных Сил и законодательным актам Республики Беларусь в военной сфере. Разъяснения о внесенных изменениях дал полковник Владислав Будик, начальник управления службы войск Вооруженных Сил.

«За время существования принятых в 2001 году общевоинских уставов изменения и дополнения в них вносились восемь раз, и, в конце концов, назрела необходимость в их новой редакции», – пояснил Владислав Будик. Начнем с того, что изменения предусматривают приведение в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и существующей организационной структурой терминологии общевоинских уставов. В частности, приведены в соответствие названия некоторых воинских должностей, исключен ряд терминов, не соответствующих существующей структуре Вооруженных Сил («корпус», «дивизия» и другие).

Из общевоинских уставов исключены положения, касающиеся дисциплинарной воинской части, в связи с исключением такого вида наказания, как направление военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, и ликвидацией этой воинской части.

Изменения в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Из Устава внутренней службы Вооруженных Сил исключены ограничения в отношении военнослужащих, не принесших Военную присягу.

Тем самым исключено двоякое толкование нормы, пояснил полковник Владислав Будик: в Законе «О воинской обязанности и воинской службе» существует только одно ограничение – военнослужащие, не принесшие Военную присягу, не могут привлекаться к выполнению боевых задач. В общевоинских уставах, которые были изданы раньше, чем последняя редакция Закона, существовали дополнительные ограничения: таких военнослужащих не могли назначать на воинские должности, налагать на них дисциплинарный арест, предоставлять увольнение из расположения воинской части. То есть Военная присяга – это черта, не перейдя которую, военнослужащий не получал определенных прав и обязанностей. В связи с призывом лиц, которые по религиозным убеждениям отказывались принимать Военную присягу, возникало много вопросов в ходе прохождения ими военной службы. Внесенные изменения позволили устранить указанные противоречия и привести нормы уставов в соответствие с указанным Законом.

В новой редакции Устава внутренней службы введена норма, запрещающая военнослужащим при ношении военной формы одежды держать руки в карманах, а также курить на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. В предыдущей редакции общевоинских уставов эти нормы носили более лояльный характер, то есть военнослужащим только не рекомендовалось указанное.

С целью повышения эффективности внутренней службы уточнен порядок ее организации, а также специальные обязанности лиц суточного наряда. Например, из обязанностей дежурного по контрольно-пропускному пункту и его помощника исключена норма по пропуску военнослужащих на территорию воинской части «если он знает их в лицо». Пропускной режим на территорию части является одной из составляющей обеспечения ее безопасности. Поэтому было принято решение, что всякий, кто заходит на территорию воинской части, даже если он проходит в ней службу, отныне в обязательном порядке должен предъявить соответствующий документ.

Уточнены отдельные положения обязанностей командиров (начальников) и основных должностных лиц бригады (полка), а также порядок представления должностных лиц перед началом инспектирования (проверки) воинской части.

Также введена норма, обязывающая военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, после завершения лечения в амбулаторных или стационарных условиях представлять необходимые оправдательные документы. Из Устава исключена обязательная норма по доставке больных в учреждения здравоохранения дежурным санитарным транспортом воинской части. Объективно не всякий больной в этом нуждался, поэтому было решено изменить эту норму: доставлять больных, чье состояние это позволяет, в учреждения здравоохранения общественным транспортом в сопровождении медицинского работника, а санитарным транспортом доставлять только тех, кто в этом действительно нуждается. Внесенное изменение позволит сэкономить бюджетные деньги и ресурс автомобилей.

Расширена также категория лиц суточного наряда, вооружаемая специальными средствами. Принятый в 2010 году Закон «О статусе военнослужащих» наделил военнослужащих правом применять спецсредства. До недавнего времени военнослужащие срочной военной службы при нахождении в составе суточного наряда (кроме караула) вооружались штык-ножами, рассказал начальник управления службы войск. Теперь в их арсенал добавлены резиновые палки – специальные средства, применение которых не влечет летальных последствий, но позволяет военнослужащим чувствовать себя более защищенными.

Из Положения о порядке вручения Боевых Знамен и орденов воинским частям исключена глава «Порядок вручения ордена воинской части» в целях приведения ее в соответствие с Законом «О государственных наградах Республики Беларусь», а также уточнен порядок хранения Боевого Знамени воинской части.

Еще одной новацией стало уточнение порядка проводов командира воинской части, а также военнообязанных по окончании сборов. Прежде воинский ритуал прощания с Боевым Знаменем распространялся только на командиров, уволенных в запас или отставку. В новой редакции этот ритуал проводится также в отношении командиров, переведенных на новое место военной службы. Аналогичная возможность появилась и для военнообязанных, призванных на сборы. В отличие от военнослужащих срочной военной службы, раньше они были ее лишены. «Данный ритуал служит для поднятия имиджа армии, укрепления войскового товарищества среди военнослужащих, этим и объясняются внесенные изменения», – прокомментировал полковник Владислав Будик.

Изменения в Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Беларусь

Гарнизонная служба оптимизирована и приведена в соответствие с законодательством Республики Беларусь, исключен ряд должностных лиц гарнизона в связи с организацией обеспечения воинских частей по территориальному принципу, а также возложением некоторых функций на штатные военные комендатуры.

В прошлом в Беларуси насчитывалось более 30 гарнизонов (гарнизон составляют воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или районе с установленными границами), но в связи с оптимизацией численности Вооруженных Сил и мест размещения воинских частей количество гарнизонов значительно сократилось. Также некоторые вопросы, которыми раньше занимались должностные лица гарнизона, теперь организованы по территориальному принципу (например, медицинское, ветеринарное, финансовое обеспечение и т.д.). Из-за этого и было решено исключить ряд должностных лиц гарнизона, необходимости в которых в настоящее время нет.

Кроме этого, появились штатные военные комендатуры, которых еще не было в 2001 году. Часть обязанностей теперь профессионально выполняют их должностные лица, тогда как в прошлом ряд должностей возлагался на должностных лиц воинских частей гарнизонов в виде общественной нагрузки.

В Уставе гарнизонной и караульной служб с учетом сложившейся практики и целесообразности уточнены обязанности оставшихся должностных лиц гарнизона, дежурного по гарнизону, их содержание приведено в соответствие с требованиями законодательства.

В Устав включена глава «Военные комендатуры», в которой определяются правовой статус, основы деятельности и задачи военных комендатур, а также обязанности их должностных лиц. Как пояснил Владислав Будик, новый статус военных комендатур в законодательном акте закреплен впервые. До этого были только правовые акты Министерства обороны, теперь же права и обязанности должностных лиц военных комендатур определены на уровне указа.

Также в Уставе предусматривается норма, позволяющая осуществлять охрану объектов, оборудованных техническими средствами охраны, контрольно-охранными группами. Дело в том, что на современном этапе Вооруженные Силы стали активнее использовать технические средства для охраны военных объектов. Человек на оснащенном ими охраняемом объекте нужен только для контроля их состояния и принятия мер реагирования к нарушителям.

Уточнены с учетом сложившейся практики отдельные положения глав «Парады войск», «Почетные караулы», «Возложение венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества».

Изменения в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Республики Беларусь

В Дисциплинарном уставе уточняются перечни поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, в частности, дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения» заменено на «лишение права увольнения из расположения воинской части на срок до одного месяца», что позволит повысить стимулирование военнослужащих срочной военной службы. Теперь можно в рамках одного дисциплинарного взыскания установить срок наказания.

Уточнен перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на курсантов военных учебных заведений в связи с распространением на них статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В связи с изменением их статуса появились вопросы в практике применения поощрений и наказаний, возникла необходимость использовать к курсантам другие подходы. С вступлением Указа в силу к курсантам 1-2 курса будут применяться такие же дисциплинарные взыскания, как к военнослужащим срочной службы, а к курсантам 3 и последующих курсов – дисциплинарные взыскания, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Дисциплинарный устав избавлен от нормы по наложению дисциплинарных взысканий на офицеров и прапорщиков, состоящих в запасе или находящихся в отставке. Чтобы было понятнее, о чем речь, полковник Владислав Будик привел такой пример: при прежней редакции Устава, если офицер или прапорщик, состоящий в запасе, надев военную форму, на ношение которой имеет право, совершил дисциплинарный проступок, он мог быть подвергнут взысканию. Фактически же такое взыскание было лишено смысла: например, объявленный выговор некуда было занести – служебные карточки на офицеров запаса не ведутся, механизм снятия наложенного взыскания отсутствовал. Поэтому от этой мало востребованной, практически мертвой нормы решено было отказаться.

Кроме того, предусмотрена норма, позволяющая применять к военнослужащим в соответствии с законодательством поощрения, не указанные в Дисциплинарном уставе, то есть расширить список поощрений.

Изменения для военнослужащих срочной военной службы

Некоторые внесенные изменения будут особенно интересны будущим призывникам и их родителям. В частности, как сообщил Владислав Будик, решено немного облегчить несение службы дневальным по роте: теперь очередному дневальному не запрещается сидеть при исполнении своих специальных обязанностей.

Определен порядок прекращения отпуска военнослужащим срочной военной службы, совершившим серьезные дисциплинарные проступки, который не был юридически урегулирован. Правом прекращать отпуск наделены военные коменданты военных комендатур и военные комиссары военных комиссариатов. Законодательство устанавливает минимальный срок отпуска. Если военнослужащий этот минимальный срок исчерпал, должностные лица могут прекратить ему отпуск и возвратить в воинскую часть. В иных случаях – сократить отпуск до этого минимума.

А также военнослужащим срочной военной службы разрешено ношение гражданской одежды не только в отпуске, но и в увольнении.

На самом деле, как отметил полковник Владислав Будик, изменений значительно больше, чем было перечислено, ведь различного рода корректировки коснулись более половины статей и большинства приложений общевоинских уставов. Издание общевоинских уставов в новой редакции позволило привести их в соответствие с нормами законодательных актов Республики Беларусь, исключив их двоякое толкование, совершенствовать нормативно-правовое поле функционирования Вооруженных Сил, организационные и правовые основы военной службы.

Он также уточнил, что все воинские части Вооруженных Сил были своевременно обеспечены печатными изданиями «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь», подготовленными и выпущенными Национальным центром правовой информации.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото — из архива Вооруженный Сил Республики Беларусь)

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Кафедра общевоенной и тактико-специальной подготовки

экз. №

майор Смолянов А. С.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия

по дисциплине «Общевоинские уставы”

ВУС 111000, 098001, 510200

ТЕМА №1 Общевоинские уставы, их основные требования и содержание.

Москва 2004 г.

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Кафедра общевоенной и тактико-специальной подготовки «утверждаю”

Начальник учебной части

факультета военного обучения

полковник В. Никишин

майор Смолянов А. С.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения группового занятия

по дисциплине » Общевоинские уставы ”

ВУС 111000, 098001, 510200

ТЕМА №1 Общевоинские уставы, их основные требования и содержание.

Занятие №1 Общевоинские уставы, их основные требования и содержание.

Москва 2004 г.

Методическая разработка обсуждена на заседании предметно-методической комиссии » «______200 г.

Протокол №

Допускается к проведению занятий со студентами _____курса

в 200 -200 учебном году.

Методическая разработка обсуждена на заседании предметно-методической комиссии » «______200 г.

Протокол №

Допускается к проведению занятий со студентами _____курса

в 200 -200 учебном году.

Методическая разработка обсуждена на заседании предметно-методической комиссии » «______200 г.

Протокол №

Допускается к проведению занятий со студентами _____курса

в 200 -200 учебном году.

Тема №1 Общевоинские уставы, их основные требования и содержание.

Занятие №1 Общевоинские уставы, их основные требования и содержание.

Учебные и воспитательные цели:

  1. Довести до обучаемых законодательную основу общевоинских уставов ВС РФ, их основные требования и содержание.

  2. Ознакомить с порядком прохождения военной службы в запасе., основными статьями закона об уголовной ответственности за воинские преступления.

Время: 2 учебных часа (90 минут)

Метод: Рассказ-беседа.

Место проведения: аудитория

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Общевоинские уставы.

  2. Кодоскоп, слайды, схемы, плакаты.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об обороне” от 31.05.96. С3 РФ №23-96г.

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе” от 27.03.98. С3 РФ №13-98г.

  3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих” от 28.05.98. С3 РФ №22-98г. глава 1,3.

  4. Общевоинские уставы ВС РФ, утверждены указом Президента РФ от 14.12.93. Москва, Воениздат – 1994г.

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Учебные вопросы и расчет времени:

Организационная часть 5 мин

  1. Законодательная основа общевоинских уставов ВС РФ, 25 мин

их содержание и основные требования.

2. Служба в запасе. 25 мин

3. Уголовная ответственность за воинские преступления. 25 мин

Заключение 10 мин

ИТОГО 90 минут

  1. Организационно-методические указания по подготовке и

проведению занятия:

При организации занятия проверить наличие студентов, их внешний вид и подготовку к занятию. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Обратить внимание на соблюдение мер безопасности при проведении занятия.

После отработки учебных вопросов подвести итоги, ответить на вопросы обучаемых, проверить степень усвоения материала. Отметить степень достижения учебных целей. Дать задание для самостоятельной работы, указать рекомендованную литературу.

II. Методические указания по проведению занятия

Отметить важность данной темы для дальнейшего обучения на военной кафедре.

Методом рассказа довести до обучаемых законодательную основу общевоинских уставов ВС РФ, их основные требования и содержание. Ознакомить с порядком прохождения военной службы в запасе., основными статьями закона об уголовной ответственности за воинские преступления.

В процессе изложения материала использовать слайды, кодоскоп.

После изложения материала по каждому учебному вопросу провести контроль усвоения пройденного материала.

  1. Задания на самоподготовку

  1. Доработать материалы занятия по данной теме.

  2. Изучить и законспектировать виды ответственности военнослужащих (ст.23-29 Устава Внутренней службы ВС РФ)

ВСТУПЛЕНИЕ.

Военная служба — важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу ее особой значимости государство законодательно закреплено основные положения, регламентирующие ее содержание и порядок прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих. Каждый гражданин, призванный в армию и на флот, должен знать и соблюдать требования Конституции Российской Федерации, законов и воинских уставов.