Внутренние аудиты

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.

Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;
  • анализ полученных данных;
  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
  • Все действия, результаты и выводы документируются.
  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;
  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;
  • применяемых процедур;
  • видов оформляемых документов;
  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

  1. Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
  2. Основного — во время него и осуществляется контроль.
  3. Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;
  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
  • результаты ответов на эти вопросы;
  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;
  • видов выполняемого на нем аудита;
  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;
  • ревизора или ревизионную комиссию;
  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Не существует короткого пути к месту, куда стоит пойти. (Беверли Силлз)

Внутренние аудиты системы менеджмента качества

В.И. Якушев,
эксперт ЦС

Внутренние аудиты (проверки) являются высшей формой контроля руководством системы менеджмента качества предприятия. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, требованиям ИСО 9001:2000, а также требованиям, разработанным самой организацией. Результаты внутренних проверок служат основой входных данных для анализа со стороны руководства и позволяют организации декларировать свое соответствие ИСО 9000. Поэтому немаловажен вопрос, как правильно запланировать, организовать и провести проверки, а затем — проанализировать их результаты. Вот несколько рекомендаций эксперта

Сегодня соревнуется уже не продукция, а системы управления предприятиями

Все в мире имеет свойство изменяться и устаревать, в том числе и система менеджмента качества (СМК) предприятия. Для того чтобы поддерживать СМК в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность ее функционирования проводятся внутренние проверки (далее — проверки). Организация, координация, руководство системой проверок должна возлагаться на представителя руководства предприятия по качеству (как правило, директора по качеству). Типичная ошибка допускается тогда, когда эти функции выполняет начальник службы качества, так как в этом случае он частично проверяет и свою работу.
Внутренние проверки проводятся со следующими целями:
— оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей и путей ее улучшения;
— выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах, продукции) установленным требованиям;
— определение всех причин выявленных несоответствий (основных, дополнительных, сопутствующих);
— проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок.
Проверки могут осуществляться как персоналом службы качества (это характерно для крупных предприятий, где в структуре службы качества имеется отдел внутренних проверок), так и специально создаваемыми группами с привлечением подготовленных и аттестованных аудиторов по внутренним проверкам.
Планирование проверок
Проверки СМК подразделяются на плановые и внеплановые (оперативные). Плановые проверки проводятся по утвержденному годовому графику. Он должен составляться с таким расчетом, чтобы все элементы системы качества и все подразделения предприятия были проверены в течение года. В графике указываются подразделения, сроки проверки, элементы и темы проверок, нормативные документы, выполнение которых подлежит проверке.
Внеплановые проверки проводятся по указанию руководства предприятия.
Каждая проверка включает в себя следующие этапы:
— издание приказа на проведение проверки, которым назначается руководитель и состав группы;
— составление и утверждение плана проверки;
— проведение совещания с членами группы проверки;
— уведомление проверяемого подразделения;
— предварительное совещание с представителями проверяемого подразделения;
— проведение проверки;
— итоговое совещание с коллективом проверяемого подразделения;
— составление, утверждение и рассылка отчета (акта) о результатах проверки.
Внутренние проверки можно строить по общесистемным элементам ИСО 9000 или по структурным подразделениям. Оба варианта имеет свои достоинства и недостатки, поэтому при выборе исходят из условий предприятия. В первом случае проверяется выполнение требований документации всех уровней, соответствующей определенному элементу. Во втором — проверке подвергаются все элементы системы качества, присущие тому или иному подразделению. Следует отметить, что на практике более половины причин несоответствий находится в пространстве между структурными подразделениями.
Руководитель группы экспертов составляет план проверки, утверждает его у директора по качеству и передает копию плана руководителю проверяемого подразделения, давая возможность подготовиться к проверке.
На организационном совещании руководитель знакомит членов группы с целями и планом проверки, правилами поведения, правами и обязанностями аудиторов. Здесь же обсуждаются требования к оформлению документов (протоколов несоответствий, отчета и др.), распределяются обязанности и объекты контроля, устанавливаются сроки представления результатов проверки для составления общего отчета.
Самостоятельная подготовка аудиторов состоит в изучении нормативных документов в соответствии с планом проверки, знакомстве с результатами и корректирующими мероприятиями предыдущей проверки, подготовке контрольных вопросов.
Организация и проведение проверки
Вначале проводится предварительное совещание с руководящим составом и ИТР проверяемого подразделения, на котором руководитель проверки сообщает о целях, объеме, плане и методике проверки, представляет аудиторов. На этом совещании определяются формы взаимодействия между аудиторами и персоналом подразделения (предоставление необходимых документов, информации, средств измерения и т.д.), за отдельными направлениями плана проверки закрепляются соответствующие специалисты подразделения, согласовывается дата итогового совещания.
В ходе проверки аудитор должен получить информацию, на основе которой можно будет сделать обоснованные выводы по следующим направлениям:
— состояние проверяемого объекта (процедуры, процесса, продукции) и причины несоответствий;
— наличие, правильное понимание и применение персоналом , должностных инструкций, стандартов предприятия (СтП), рабочей документации;
— соответствие применяемых СтП и технической документации целям предприятия в области качества.
Все наблюдения фиксируются и анализируются. После сбора и накопления информации о состоянии объекта проверки, рабочая группа проводит анализ и обобщение результатов с тем, чтобы выявить фактические несоответствия и выработать рекомендации и мероприятия по их устранению. Все выявленные несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, которые должны быть подписаны аудитором и представителем проверяемого подразделения. В случае несогласия представителя подразделения данное несоответствие рассматривается на итоговом совещании. При выявлении критического несоответствия* руководитель проверки оперативно доводит его до сведения руководителя подразделения и представителя ОТК, которые должны приостановить изготовление продукции и принять корректирующие меры, оформив их в протоколе несоответствия.
* Критическое несоответствие — несоответствие, которое привело или может привести к изготовлению продукции, не отвечающей установленным требованиям, и требует принятия оперативных корректирующих мер.
После окончания проверки и до подготовки отчета проводится итоговое совещание. Его основная цель — представить и разъяснить все заносимые в отчет результаты проверки, согласовать сроки проведения необходимых мероприятий. Протокол совещания приобщается к материалам проверки. На совещании по всем выявленным несоответствиям даются необходимые пояснения для того, чтобы обеспечить четкое понимание руководством подразделения существа несоответствий, их важности и влияния на стабильность качества продукции, услуг, процессов. Здесь же выясняется, насколько случайный или систематический характер имеют эти несоответствия, рассматриваются рекомендации по совершенствованию документации системы качества и разработке корректирующих мер.
Ответственность за составление отчета, его точность и полноту несет руководитель проверки. Форму отчета следует, насколько возможно, формализовать. Отчет должен включать в себя:
— наименование проверки и проверяемого подразделения;
— основание для проверки;
— дату утверждения плана проверки;
— фамилии членов группы проверки;
— результаты проверки;
— заключение о выполнении корректирующих мероприятий по результатам предыдущей проверки;
— выводы и рекомендации;
— приложение (протоколы несоответствий);
— подписи аудиторов, а также руководителя подразделения после ознакомления с отчетом. Чтобы избежать ошибок и недопонимания проект отчета до представления на утверждение анализируется руководством проверяемого подразделения.
В разделе дается оценка того, насколько проверяемое подразделение способно обеспечить достижение целей в области качества, заявленных в политике и ; насколько деятельность персонала соответствует требованиям СМК; эффективны ли корректирующие мероприятия по результатам предыдущих проверок; какова оперативность устранения критических несоответствий (в случае их наличия).
В разделе указывается:
— необходимость и срок разработки корректирующих мероприятий на уровне подразделения или предприятия;
— несоответствия, которые необходимо устранить до разработки плана мероприятий;
— предложения для включения в план корректирующих мероприятий;
— рекомендации по совершенствованию документов системы качества.
После оформления отчета руководитель проверки дает оценку каждому аудитору. Работу руководителя группы проверки оценивает директор по качеству. Эта информация в дальнейшем используется для улучшения подбора аудиторов, повышения уровня их подготовки, а также для выявления недостатков в деятельности аудиторов.
Анализ результатов проверок
Копии утвержденного отчета направляются в подразделение, где производилась проверка, и в подразделения, для которых имеются рекомендации. Руководитель подразделения организует работу по выявлению причин каждого несоответствия, подготовке плана корректирующих и(или) предупреждающих мероприятий, контролю его выполнения и информированию службы качества. После получения информации о выполнении мероприятия служба качества проверяет его фактическое выполнение и оценивает эффективность. Если мероприятие выполнено неполно или некачественно, оказалось неэффективным, то об этом сообщается руководству предприятия и оформляется акт.
Информация о результатах внутренней проверки включается в повестку дня ежемесячных совещаний по качеству, используется для анализа и принятия руководством предприятия соответствующих решений, предупреждения аналогичных несоответствий в тех подразделениях, где еще не проводились проверки.
Служба качества периодически (но не реже одного раза в год) анализирует результаты внутренних проверок и представляет их в виде отчета для утверждения и принятия решений. В отчет целесообразно включать следующую информацию:
·результаты проверок, сгруппированные по элементам системы качества и подразделениям;
·оценку динамики изменения зарегистрированных данных;
·среднее количество несоответствий, приходящихся на одну проверку;
·описание повторяющихся критических несоответствий, место их выявления;
·анализ эффективности корректирующих и предупреждающих мероприятий;
·предложения по совершенствованию стандартов предприятия;
·оценку эффективности функционирования СМК;
·предложения по совершенствованию СМК предприятия.
Результаты анализа директор по качеству докладывает на ежегодном совещании по качеству. Также результаты анализа используются службой качества и другими подразделениями при разработке текущих и перспективных планов, программ по повышению качества продукции и услуг.
Несколько советов аудитору
·Опирайтесь на факты, а не на ответы проверяемых или чье-либо субъективное мнение.
·Создавайте плодотворную обстановку, не давите на проверяемых.
·Подавляйте свои эмоции, не критикуйте персонал проверяемого подразделения.
·Задавайте только вопросы, не используйте альтернативных вопросов.
·Применяйте метод , ведь означает слушать, а не говорить.
·Все наблюдения фиксируйте сразу на месте.
·Выявленные несоответствия предъявляйте сразу же.
·Давайте заключения только о несоответствиях, все хорошее воспринимайте как норму.
·При оформлении протоколов несоответствий следуйте стандарту ИСО 9001: 2000, тогда замечания будут сформулированы в виде цитат из стандарта. Записываете несоответствие стандарту и подтверждаете это конкретными фактами.
При проведении внутренних проверок бывает сложно преодолеть психологический барьер: проверяющим и проверяемым необходимо понять, что проверки способствуют улучшению системы качества и повышению конкурентоспособности родного предприятия, а значит и благосостояния каждого сотрудника.

Источник: Журнал «ВЕК КАЧЕСТВА» №3 2001

Обзор подготовлен по материалам сайта iso9000.ok.ru

Также на сайте:
Внутренний аудит системы качества
Структурирование программы качества

Международные эксперты аудита осветили вопросы внутреннего и внешнего контроля качества оказания аудиторских услуг, соблюдения Кодекса этики, в том числе Международных стандартов независимости. Своеобразным итогом проведенного мероприятия для аудиторского сообщества можно обозначить официальное опубликование 25.12.2019 на Национальном правовом Интернет-портале постановления Минфина от 18.10. 2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» (далее – Постановление № 59).

Постановлением № 59 утверждена Инструкция о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности, в частности, утверждены национальные правила «Внутренняя оценка качества работы аудиторов».

Внутренняя оценка качества

Аудиторским организациям необходимо определить совокупность организационных мер, методик и конкретных процедур внутренней оценки качества.

При необходимости можно проводить диагностическую оценку системы внутренней оценки качества с привлечением экспертов, которые должны обладать уровнем знаний и опытом, достаточным для осуществления внутренней оценки качества и соответствовать установленным требованиям.

Т.е. систему внутренней оценки качества можно разработать, внедрить и осуществлять собственными силами аудиторской организации или с привлечением третьей стороны, соответствующей установленным требованиям. Привлечение третьей стороны – эксперта актуально для осуществления внутренней оценки качества аудиторами – ИП.

Внешняя оценка качества

Внешняя оценка осуществляется Аудиторской палатой (далее – АП).

Инструкция, утвержденная Постановлением № 59, устанавливает принципы осуществления внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов – ИП.

Деятельность АП в данной области направлена на обеспечение надлежащего качества оказываемых аудиторских услуг, выявление рисков и уменьшение их влияния на качество оказываемых услуг, содействие обеспечению надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Специалисты, осуществляющие внешнюю оценку обязаны соблюдать правила этики аудиторов.

Внешняя оценка может осуществляться путем:

  • полной (комплексной) оценки;
  • тематической оценки;
  • мониторинга системы внутренней оценки.

АП составляет плана-график проведения внешних оценок, размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 30 ноября года, предшествующего году проведения внешних оценок.

В плане-графике указываются:

  • планируемое к проведению количество внешних оценок;
  • основания проведения;
  • аудиторы, привлекаемые в качестве специалистов;
  • даты начала и предполагаемые периоды проведения.

Результаты подлежат документированию, путем подготовки рабочих документов, отражающих обоснование всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить профессиональное мнение.

По результатам АП готовит итоговые документы, включающие:

  • отчет по результатам внешней оценки;
  • заключение о качестве работы аудиторской организации, аудитора – ИП;
  • решение о применении мер воздействия в случаях, выявления нарушений, которые предусмотрены Законом «Об аудиторской деятельности».

Ознакомиться с текстом Постановления № 59 можно .

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Тохирова, Раджабмох Сафаровна, 2009 год

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс Этики аудиторов России. М.: Эксмо, 2007.

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЭ, 30 декабря 2008 г.

4. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, сайт www.iia-ru.ru.

5. МСФО: точка зрения КПМГ. Практическое руководство по Международным стандартам финансовой отчетности, подготовленное КПМГ. Издание 2005/6. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 1248 с.

6. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2005.

7. МСА 120. Концептуальная основа Международных стандартов аудита / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2005.

8. МСА 230. Документация / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. — М.: МЦРСБУ, 2005.

9. МСА 300. Планирование / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2005.

10. МСА 500. Аудиторские доказательства / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2005.

11. МСА 520. Аналитические процедуры / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. — М.: МЦРСБУ, 2005.

12. МСА 700. Аудиторское заключение по финансовой отчетности / Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2005.

13. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. № 107н).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2001 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 августа 2001 г. № 60н).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 156н).

17. Положение л о бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н).

18. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 08.02.96 г. № 10 // Финансовая газета. 1996. №12. — С.1-3.

19. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н // Финансовая газета. — 1999.-№45.-С.1-4.

21. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № ЗЗн // Российская газета. 1999. № 147. С.5-6.

22. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н//Налоги. 1998. — № 19.-С.1-10.

23. Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» (с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации) от 22.12.93 г. № 2263 // Бухгалтерский учет. 1994. — № 2 -С.23-28.

24. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

25. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита.

26. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите.

27. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства.

28. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой, (бухгалтерской) отчетности.

29. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

30. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка.

31. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры.

33. ПБУ «Учетная политика предприятия», УПП -1/99, от 24.09.1999 г., № 135.

34. Пособие по корпоративному управлению. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004 г. Подготовлено Международной финансовой корпорацией (IFС).

35. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в республике Таджикистан, от 08.02.2003 г., № 9.

36. Положение по калькуляции себестоимости продукции на предприятиях и в организациях республики Таджикистан. Утверждено Постановлением Правительства республики Таджикистан от 12.05.1999 г., № 210.

37. Закон республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности», от 06.03.2006 г.

38. Стандарт аудиторской деятельности в республике Таджикистан «Планирование аудита», 2003 г.

39. Стандарт аудиторской деятельности в республике Таджикистан «Аудиторское доказательство», 2003 г.

40. Стандарт аудиторской деятельности в республике Таджикистан «Аудиторская выборка», 2004 г.

41. Стандарт аудиторской деятельности в республике Таджикистан «Аудиторское заключение», 2004 г.

42. Адамов Н.А. Учет, анализ и аудит в строительстве. М.: Финансы и статистика, 2006. — 320 с.

43. Адаме Р. Основы аудита. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, 1995.-С.398.

44. Азарская М.А., Миронова’ О.А. Аудит: теория и методология. М.: Омега-Л, 2006. — 231 с.

45. Албертов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2000.

46. Андреев В.Д. Внутренний аудит. М.: Финансы и статистика, 2003.

47. Арене Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Пер. с англ. / Под ред. Я.В.Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 560 с.

49. Аудит в России: Законодательство. Стандарты / Под ред. Ю.А. Данилевского. М.: Инвест Фонд, 1994. — С. 192.

50. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. -М.: ЮНИТИ, 1997. С.432.

52. Аудит: учебное пособие / Под ред. Ю.А.Данилевский, С.М.Шапигузов, Н.А.Ремизов, С.М.Сторовойтова. М.: ФБК — ПРЕСС, 1999. — С.544.

53. Бакаев А. ПБУ 4/94 основные нововведения с 2000 года // Бухгалтерское приложение. 1999. — № 37. — С.2-4.

54. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. —416 с.

55. Баранов П.П. Причины модификации аудиторского заключения // Ау-дитор-2004. № 1.

56. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита.- М.: Информ. издат. Дом ФИЛИНЪ, 1996. — 424 с.

57. Биримкулова К. Бизнес-план и задачи аудита // Аудитор. 1997. — № 12.- С.16-19.

58. Биримкулова К. Значение и место информации бухгалтерского учета в аудиторской деятельности // Аудитор. 1997. — № 4. — С.3-7.

59. Биримкулова К. Нет единства в трактовке понятия аудита // Аудитор. -1997.-№9.-С. 17-24.

60. Богомолов A.M., Голощапов Н.А. Внутренний аудит организация и методика проведения: Методическое пособие. М., 2000. — 233 с.

61. Бычкова С.М. Методы оценки аудиторских рисков // Аудитор. 2002. №7.

62. Васильева М., Камфер Ю., Степанова О. Внешний и внутренний аудит на предприятии // Экономико-правовой бюллетень. 2001. № 6.

63. Бахрушина М.А., Мельникова JI.A. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-J1, 2009. — 571 с.

65. Волков Н.Г. Оценка показателей бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1999. — № 6. — С.29-40.

68. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации: Учеб. ник. М.: Эксмо, 2007. — 335 с.

69. Воропаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля // Бухгалтерский учет. 1996. № 8.

70. Галузина С.М. Международный учет и аудит. С-Пб.: Питер, 2006. -272 с.

71. Гермон X., Мюллер Г. Учет: международная перспектива. Пер. с англ. / Под ред. М.М.Засыпкина. М.: Финансы и статистика, 1996. — 136 с.

72. Голомазова JI.A. Вопросы учета и налогообложения прибыли // Бухгалтерский учет. 1998. — № 4. — С.71-74.

75. Донцова JI.B., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. С.224.

76. Доходы» от курсовых разниц // Бухгалтерское приложение. — 1998. № 42.-С.4-5.

77. Ендовицкий Д.А., Панина И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности. М.: ЮНИТИ, 2006. — 271 с.

78. Ефимова О.В. Годовой бухгалтерский отчет: раскрытие информации // Бухгалтерский учет. 1999. № 2. — С.5-11.

79. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.-С.320.

80. Жуков В.Н. Учет импортных операций // Бухгалтерский учет. — 1998. -№ 1.-С. 18-24.

81. Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет. 1997. — № 12. — С.4-10.

82. Ильина Ю.В., Умрихин С.А. Применение МСФО. М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008.-432 с.

83. Ищук С., Кисляков М. Как читать и понимать аудиторское заключение // Аудитор. 1998. — № 4. — С. 18-27.

84. Каланов А.Н. Учет невыгодных займов российские правила и МСФО // Учет. Налоги. Право. — 2006. № 1.

85. Калинин В.В. Аудит. Учебные материалы. М., 2000. 299 с.

86. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.: «ИНФРА-М», 1998.-С.382.

87. Карандашова Н.И. Типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1998. — № 2. — С. 18-21.

88. Карлин Т.П. Анализ финансовых отчетов (на основе СААР). М.: «ИНФРА-М», 1998.-С.448.

89. Касьянов Г. Прибыль и себестоимость: «бухгалтерская» и налоговая // Бухгалтерское приложение. 1998. — № 29. — С.1-2.

91. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: «Финансы и статистика», 1998.-С.448.

93. Козлова Е.П., Парашутин И.П. и др. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика. 1996. — С.475.

94. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 1998. -С.111.

95. Кочетова Н.Д. Типичные нарушения при осуществлении внереализационных операций // Главбух. 1998. № 5. — С.24-27.

96. Крылова Т.Е. Выбор партнера: Анализ отчетности зарубежного предприятия. М.: Финансы и статистика, 1995. — С. 173.

97. Купчина JI.A. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов // Бухгалтерский учет. — 1997. № 2. С.51-55.

99. Лапина О.Г. Курсовые разницы: проблемы учета // Бухгалтерское приложение. 1997. — № 5. — С.9-11.

100. Лахонова Е. Систематизация бухгалтерских и налоговых ошибок и методы их исправления // Аудит. 1996. — № 2 — С.26-30.

101. Литвиненко М.И. Исчисление прибыли согласно GAAP //Главбух. -1998.-№ 4. С.13-15.

102. Макальская М.Л. Корреспонденция счетов-4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Инструкция к Плану счетов: Справочное пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. С.288.

103. Макарьева В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения за 1998 год. М.: Книжный мир, 1998. — С.208.

104. Макаев О. Внутренний аудит: понятие и предназначение / Аудитор. 1999ю-№ 11. — С. 10-15.

106. Макальская А.К. Внутренний аудит. Учебное пособие. 2-е издание. -М.: 2001. С.243.

107. Маненок П.Л. Финансирование научной сферы в России и за рубежом // Новые методы хозяйствования. Вопросы совершенствования финансово-кредитных и валютных отношений на современном этапе. М.: НИФИ, 2004.

108. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.-368 с.

109. Михайловская Ю.В. Реформация баланса и распределение прибыли за 1998 год // Главбух. 1999. — № 3. — С25-32.

110. Нидлз В. и др. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 496 с.

111. Новиков С. Проблемы провинциальных аудиторских фирм//Аудитор. 1997. -№3,-С. 48-49.

112. Новодворский В.Д., Пономарева П.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1994. — 390 с.

113. Овсейчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. М.: ТОО «Интелтех», 1996. — 152 с.

114. Овсейчук М.Ф. Уровень безубыточности предприятий//Аудитор. -1996.-№6.-С.41-42.

115. Остапенко В.В., Мешков В.М. Собственные источники инвестиция предприятий. // Экономист. 2003. № 8 С. 13.

117. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах. — Минск: ИП «Эко-перспектива», 1998. 238 с.

119. Парушина Н.В., Баркова Т.А. Планирование аудита // Аудитор. -2003. №2.

120. Пахомов Д. Качество аудиторских услуг: организация контроля // Финансовая газета, региональный выпуск № 1, 2001.

121. Поздняков К.К. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 8. С.ЗЗ.

123. Подольский В.И. Аудит: Учебник. М.:Экономистъ, 2005. — 494 с.

124. Подъяблонская JI.M. Государственное регулирование и контроль цен в России. //Аудитор. 2002. № 10. С.40.

125. Порядок составления годовой отчетности за 1998 год. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)//ГлавбухЗЗ. 1999. — №1. — С. 15-28.

126. Поцелуев А.В. Бухгалтерские услуги в работе аудиторской фирмы // Бухгалтерский учет. 1999. — №12. — С. 74-80.

127. Пупшис Т.Ф., Галузина С.М. Основы аудита и аудиторской деятельности. Учебно-методическое пособие. — С-Пб., 2001. 192 с.

128. Пятенко С.В. Выбор аудитора и консультанта. М.: ФБК-ПРЕСС,1998.- 176 с.

129. Пятенко С.В. Работа аудитора и консультанта. М.: ФБК-ПРЕСС,1999,- 152 с.

130. Пятов M.JI. Бухгалтерский учет суммовых разниц//Бухгалтерский учет. 1999. -№1.-С. 6-12.

131. Пятов М.Л., Соколов Я.В. Бухгалтерская отчетность: степень возможной реальности//Бухгалтерский учет. — 1997. №1. — С. 54-58.

132. Робертсон Дж. Аудит. М.: KPMG Аудиторская фирма «Контракт», 1993.-496 с.

133. Савицкий Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ИП «Эко-перспектива», 1998. — 498 с.

135. Скоун Т. Управленческий учет. Пер. с англ./Под ред. Н.Д. Эрламви-ли. М.: Аудит ЮНИТИ, 1997. — 179 с.

136. Соколинская Н.Э. Методы оценки в МСФО // Внедрение МСФО в кредитной организации. 2005. № 2.

137. Соколов Я.В Аудит Монтгомери: Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1997.

139. Соколов Я.В., Соколов В.Я. Сила и слабость бухгалтерии США// Бухгалтерский учет. 1999. — №2. — С. 80-83.

140. Сотникова J1.B. Учет и отчетность операций по реализации продукции // Бухгалтерский учет. — 1998. №1. — С. 20-37.

141. Сотникова J1.B. Внутренний контроль и аудит. Учебник. М., 2000. -219с.

142. Суглобов А.Е. Методологические и организационные основы проведения аудита // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 4.

143. Суйц В.П., Смирнова Т.В., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: ИНФРА-М, 2006.

144. Суйц В.П., Шеремет А.Д. Аудит: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1995.-240 с.

145. Сухачева Г. Финансовый результат: начисленный и полученный// Бухгалтерское приложение. 1997. — №19. — С. 11-12.

146. Пахомов Д. Качество аудиторских услуг: организация контроля // Финансовая газета, региональный выпуск. 2001.№ 1.

147. Терехов А.А. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.

148. Тишков И.Е. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Минск: Высшая школа. 1994. — 688 с.

149. Финансовый результат от внереализационных операций для целей налогообложения//Бухгалтерское приложение. 1997. — № 14. — С. 1123.

150. Фролов И.Т. Философский словарь. — М.: Изд-во политической литературы, 1986. — 588 с.

152. Хорин А.Н. Повысить информативность отчетности//Бухгалтерский учет. 1996. — №2. — С.3-4.

153. Хорин А.Н. Публичная отчетность и интересы ее пользователей // Бухгалтерский учет. 1995. — №4. — С. 16-23.

154. Хорин М. ПБУ 4/99: Новое в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерское приложение. 1999. — №35. — С.4-5.

155. Хорин М. Учет и налогообложение при аренде//Бухгалтерское приложение. 1999. — №39. — С.8-16.

156. Чернуха Е. Внутренний аудит: Консультация // Бизнес и учет в России. 1994. № 2/3. С.28.

157. Шадилова С.Н. Бухгалтеру о внутреннем аудите. М.: ДИС, 1996. -145 с.

158. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. М.: РИОР, 2007. — 254 с.

159. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1999.-208 с.

160. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.- 176 с.

161. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. -447 с.

162. Шишкин А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии. М.: Аудит ЮНИТИ, 1996.-496 с.

163. Шнейдман JI.3. На пути к международным стандартам финансовой отчетности//Бухгалтерский учет. 1998. — №1. С.4-8.

164. IAS 32 Financial Instruments: Presentation.

165. IAS 32 Financial Instruments: Presentation and Measurement.

166. Arrunada B. Audit quality: attributes, private safeguards and the role of regulation // Working paper. Barcelona. 2000.

172. Pathak Jagdish. Audit risk, Coplex technologe & Auditing process // Working paper. Windsor. 2002.

Служба внутреннего аудита создана во многих российских компаниях. Интерес к ней на протяжении последних лет растет в силу многих факторов, например, таких, как:

— необходимость для собственников и менеджеров контролировать процессы на предприятии;

— потребность совета директоров в независимом источнике информации о состоянии дел в компании.

А что представляет собой внутренний аудит, для чего он необходим на предприятии? Внутренний аудит, согласно международному Институту внутренних аудиторов, − деятельность, направленная на предоставление независимых и объективных гарантий, а также консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

Внутреннему аудиту свойственны следующие характерные черты:

1) независимость — разделение функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное — учредителям);

2) объективность — способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы;

3) оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. Внутренний аудит нацелен на выявление слабых мест в системах управления, внутреннего контроля, формирование рекомендаций по повышению эффективности этих систем;

4) предоставление гарантий, консультаций. Результатом внутреннего аудита являются гарантии и консультации клиентам внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией .

Внутренний аудит можно рассматривать как составную часть системы внутреннего контроля компании, призванной выполнять ряд функций:

— производить оценку системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение законодательства, сохранность активов, эффективность и результативность деятельности подразделений, а также компании в целом;

— оценивать эффективность системы управления рисками и предлагать методы контроля рисков;

— оценивать соответствие системы управления принципам корпоративного управления;

— оценивать экономичность и эффективность осуществляемых организацией операций;

— оценивать соблюдение требований действующего законодательства, регулирующих и надзорных органов, внутренних документов организации;

— проводить специальные расследование отдельных случаев (подозрений в злоупотребления) .

Целесообразность создавать службу внутреннего аудита заключаются в следующем:

— это позволит эффективнее контролировать деятельность автономных подразделений компании;

— появляется возможность выявления резервов производства и наиболее перспективных направлений развития;

— способность оказывать консультативные услуги.

Создание службы внутреннего аудита рекомендуется проводить по этапам:

— определение вопросов, которые должна будет решать служба внутреннего аудита;

— определение функций, которые обеспечат достижение целей, создание на основе этого структурных звеньев службы, выполняющих эти функции;

— определение прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы, должностных инструкций и положений о бюро (группе, секторе) службы внутреннего аудита;

— соединение структурных единиц в одно целое − службу внутреннего аудита, разработка и документальное закрепление Положения о службе внутреннего аудита;

— интеграция службы внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

— разработка внутрифирменных стандартов аудита и Кодекса этики .

Решение о создании системы внутреннего аудита принимают собственники компании, которое определяется экономической целесообразностью. С ростом размеров компании и усложнением процессов управления роль внутреннего аудита возрастает. Он является частью системы управления, а также контроля собственниками за деятельностью руководства предприятия. Внутренний аудит важен и менеджменту компании для повышения эффективности принятия решений менеджментом.

При создании системы внутреннего контроля необходимо определить ее подчиненность комитету по аудиту совета директоров или непосредственно совету директоров компании. В последнем варианте уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства более высокий, что позволяет с большей эффективностью использовать потенциал системы внутреннего аудита. В том случае, если данный вариант не реализуем, необходимо подразделение внутреннего аудита подчинить высшему должностному лицу предприятия . При этом следует обратить внимание на задачи, которые решает система внутреннего аудита. Если первостепенная задача направлена на осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то нужно выбрать подчинение высшему исполнительному руководству предприятия. Если же внутренний аудит нацелен на помощь совету директоров эффективно выполнять свои обязанности, следует выбрать подчинение службы внутреннего аудита совету директоров.

Структура, а также численность службы внутреннего аудита во многом зависит от целей и задач, которые стоят перед внутренним аудитом, а также от зрелости компании и ее географической разветвленности. Но в большинстве случаев структура и численность службы внутреннего аудита определяются только величиной выделенного бюджета.

Однако при создании системы внутреннего аудита могут возникнуть трудности, связанные с:

1) недостаточной регламентацией деятельности;

2) ненацеленностью систем планирования на результат, отсутствием обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности, несовершенством или полным отсутствием управленческого учета, позволяющего обеспечивать контроль достижения результатов;

3) отсутствием системы внутреннего контроля, направленной на обеспечение сохранности активов, проверку достоверности информации, формируемой системой бухгалтерского учета, и повышение результативности деятельности;

4) ориентированностью участников на последующий контроль и недостаточностью предварительного и текущего контроля, которые приводят к ограничению возможности выявления на наиболее ранних стадиях возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении деятельности .

Однако каковы бы ни были трудности, их придется преодолевать, так как внутренний аудит является наиболее действенным инструментом выявления возможностей повышения эффективности деятельности, позволяющий получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболее эффективным способом. Следует отметить, что эффективный внутренний аудит способен сократить затраты предприятия на внешний аудит (внешний аудитор может воспользоваться результатами работы внутреннего аудита, это уменьшит объем аудиторских процедур внешнего аудитора), но не может отменить необходимость внешнего аудита для предприятия.

Оценить эффективность функционирования службы внутреннего аудита достаточно сложно в силу того, что результат не всегда можно количественно измерить, существует значительный субъективизм оценки заказчиков. Каждое предприятие само определяет критерии эффективности деятельности системы внутреннего аудита. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита относятся:

— выполнение утвержденного плана аудитов;

— количество выявленных рисков;

— процент принятых и выполненных аудиторских рекомендаций;

— экономический эффект от внедрения рекомендаций;

— количество повторных аудиторских рекомендаций;

— удовлетворенность клиентов аудита .

Наряду с оценкой эффективности деятельности службы внутреннего аудита необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение качества работы службы:

— мониторинг качества внутренних аудитов. Его осуществляют руководитель и менеджеры СВА с целью установления выполнения аудиторских заданий на должном профессиональном уровне;

— внутренние оценки (не реже одного раза в год) с целью выявления собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора, всей СВК;

— внешние оценки (не реже одного раза в 5 лет), позволяющие получить «взгляд со стороны» на качество деятельности внутреннего аудита.

Важным моментом является то, что повышение качества внутреннего аудита достигается при выполнении всех вышеперечисленных мероприятий .

Для эффективной деятельности системы внутреннего аудита необходимо придерживаться таких принципов, как:

— принцип ответственности: каждый внутренний аудитор должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность;

— принцип сбалансированности: при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот;

— принцип своевременности сообщения отклонений: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки;

— принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы;

— принцип комплексности: объекты должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом;

— принцип разделения обязанностей между служащими;

— принцип разрешения и одобрения: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.

На эффективность деятельности системы внутреннего аудита влияет и соблюдение или несоблюдение следующих требований:

— требование ущемления интересов. Нужно создавать специальные условия, ставящие работника или подразделение организации в невыгодное положение при появлении каких-либо отклонений и побуждающие их к регулированию «узких мест»;

— недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в одних руках может стать причиной недостоверного учета;

— требование заинтересованности администрации. Деятельность системы внутреннего аудита не может быть эффективной без честности, заинтересованности и участия должностных лиц управления;

— требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Программы внутреннего аудита и применяемые методы должны быть целесообразными;

— требование непрерывности развития и совершенствования;

— требование приоритетности;

— исключение ненужных этапов в проведении контроля. Контроль нужно организовать рационально, чтобы не возникало дополнительных затрат труда и средств;

— требование единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности;

— требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры;

— требование регламентации. Эффективность деятельности системы внутреннего аудита напрямую связана с подчиненностью регламенту контрольной деятельности в организации .

Таким образом, внутренний аудит — независимая и объективная деятельность консультационного характера, обеспечивающая конкретные результаты, направленные на повышение стоимости и улучшение работы компании. Многие считают, что внутренний аудит определяет сильные и слабые стороны деятельности компании, является источником ее жизненной силы, заключает в себе тот потенциал, который дает возможность компании функционировать и выживать в условиях рынка. Подводя итоги, можно сказать, что роль внутреннего аудита сводится к тому, что он позволяет оценить эффективность деятельности менеджмента; способствует совершенствованию системы внутреннего контроля путем разработки рекомендаций по улучшению; является объективным источником информации; направлен на совершенствование системы управления; предоставляет гарантии, что система внутреннего контроля эффективна, сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются; нацелен на решение проблем; ориентирован на предоставление консультаций.

В целом можно отметить, что внутренний аудит нацелен на повышение эффективности деятельности компании в целом. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие заинтересованных сторон, повышает их уверенность в рациональном использовании компанией ресурсов, сохранности активов, оптимизации рисков деятельности, прозрачности компании. Неслучайно целая ст. 19 ФЗ № 402 «О бухгалтерском от 6.12.2011 г. учете» посвящена внутреннему аудиту.

Литература:

1. Кеворкова Ж. Внутренний аудит: учеб. пособие для студентов вузов / Ж. Кеворкова. − УМЦ «Профессиональный учебник», 2013. − 319 с.

2. Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? / А. Сонин // Управление компанией. − 2013. − № 1. − С. 15–18.

3. Хагажеева Р. Внутренний контроль в организациях / Р. Хагажеева // Рисковик. − 2012. − № 7.