Внутреннее перемещение материалов в бюджетном учреждении

ВНУТРЕННЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Передача материальных запасов в эксплуатацию, перемещение их внутри учреждения между материально ответственными лицами отражаются в бухгалтерском учете на счете 0 105 00 000 "Материальные запасы". При этом в регистрах бухгалтерского учета эти операции отражаются путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных учетных документов:

Требования-накладной (ф. 0504204) (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н);

См.

Учет и списание материальных запасов бюджетного учреждения

образец заполнения требования-накладной (ф. 0504204).

Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н);

См. образец заполнения меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203) (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

См. образец заполнения ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

См. образец заполнения ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Выдача материальных запасов со складов учреждения производится только материально ответственным лицам учреждения. Не допускается списание стоимости приобретенных (полученных) материальных ценностей без их оприходования в установленном порядке (т.е. на основании документов поставщиков).

Порядок оформления и учета операций по внутреннему перемещению и выдаче материальных запасов в эксплуатацию определен п. п. 35, 36 Инструкции N 174н, п. п. 35, 36 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

при выдаче материальных запасов в эксплуатацию

и перемещении их внутри организации

между материально ответственными лицами

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

│ 1 │Отражение выдачи материальных │ 0 105 XX 340 │ 0 105 XX 340 │

&#9474; &#9474;запасов в эксплуатацию &#9474; <*> &#9474; <*> &#9474;

&#9474; &#9474;(внутреннее перемещение &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;материальных запасов между &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;материально ответственными &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;лицами) &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; 2 &#9474;Перемещение материальных &#9474; 0 401 10 172 &#9474; 0 105 3X 340 &#9474;

&#9474; &#9474;запасов при их отнесении к &#9474; &#9474; <**> &#9474;

&#9474; &#9474;категории особо ценного &#9474; 0 105 2X 340 &#9474; 0 401 10 172 &#9474;

&#9474; &#9474;движимого имущества &#9474; <**> &#9474; &#9474;

&#9474; 3 &#9474;Перемещение материальных &#9474; 0 401 10 172 &#9474; 0 105 2X 340 &#9474;

&#9474; &#9474;запасов при их выбытии из &#9474; &#9474; <**> &#9474;

&#9474; &#9474;категории особо ценного &#9474; 0 105 3X 340 &#9474; 0 401 10 172 &#9474;

&#9474; &#9474;движимого имущества &#9474; <**> &#9474; &#9474;

<*> Применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета.

<**> Применяется соответствующий код вида синтетического счета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения приобретение лопат для уборки снега и выдача их в эксплуатацию? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенные лопаты отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения выдачу в эксплуатацию пяти деревянных лопат для уборки снега и списание выданных ранее в эксплуатацию трех деревянных лопат для уборки снега, пришедших в негодность? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов лопаты деревянные для уборки снега отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения выдачу в эксплуатацию пяти деревянных лопат для уборки снега и списание переданных ранее в эксплуатацию двух деревянных лопат для уборки снега, пришедших в негодность? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов лопаты деревянные для уборки снега отнесены к материальным запасам.

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения приобретение металлических вазонов и их передачу в эксплуатацию? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенные вазоны отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Федеральным бюджетным учреждением приобретено постельное белье за счет собственных доходов. Как отражается в учете приобретение и передача в эксплуатацию данного белья?

Корреспонденция счетов: В связи со сменой материально ответственного лица в бюджетном учреждении проведена инвентаризация в овощехранилище. При этом выявлена недостача картофеля в пределах норм естественной убыли. Как отразить в учете бюджетного учреждения списание этой недостачи? Согласно учетной политике учреждения списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения безвозмездное получение материальных запасов (линолеума) от органа государственной власти, не являющегося учредителем данного учреждения, а также передачу этих запасов в эксплуатацию и их списание?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения выдачу в эксплуатацию десяти деревянных лопат для уборки снега и списание выданных ранее в эксплуатацию пяти деревянных лопат для уборки снега, пришедших в негодность?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения принятие к учету кирпичей, полученных при демонтаже гаража (объекта основных средств), и передачу их для текущего ремонта собственного офисного здания?

Бухгалтерские записи автономного учреждения

при выдаче материальных запасов в эксплуатацию

и перемещении их внутри организации

между материально ответственными лицами

&#9474; N &#9474; Содержание операций &#9474; Номер счета &#9474;

&#9474;п/п&#9474; &#9500;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9516;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9472;&#9508;

&#9474; &#9474; &#9474; по дебету &#9474; по кредиту &#9474;

&#9474; 1 &#9474;Отражение выдачи материальных &#9474; 0 105 XX 000 &#9474; 0 105 XX 000 &#9474;

&#9474; &#9474;запасов в эксплуатацию &#9474; <*> &#9474; <*> &#9474;

&#9474; &#9474;(внутреннее перемещение &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;материальных запасов между &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;материально ответственными &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; &#9474;лицами) &#9474; &#9474; &#9474;

&#9474; 2 &#9474;Перемещение материальных &#9474; 0 401 10 172 &#9474; 0 105 3X 000 &#9474;

&#9474; &#9474;запасов при их отнесении к &#9474; &#9474; <**> &#9474;

&#9474; &#9474;категории особо ценного &#9474; 0 105 2X 000 &#9474; 0 401 10 172 &#9474;

&#9474; &#9474;движимого имущества &#9474; <**> &#9474; &#9474;

&#9474; 3 &#9474;Перемещение материальных &#9474; 0 401 10 172 &#9474; 0 105 2X 000 &#9474;

&#9474; &#9474;запасов при их выбытии из &#9474; &#9474; <**> &#9474;

&#9474; &#9474;категории особо ценного &#9474; 0 105 3X 000 &#9474; 0 401 10 172 &#9474;

&#9474; &#9474;движимого имущества &#9474; <**> &#9474; &#9474;

<*> Применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета.

<**> Применяется соответствующий код вида синтетического счета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения приобретение лопат для уборки снега и выдача их в эксплуатацию? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенные лопаты отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения выдачу в эксплуатацию пяти деревянных лопат для уборки снега и списание выданных ранее в эксплуатацию трех деревянных лопат для уборки снега, пришедших в негодность? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов лопаты деревянные для уборки снега отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения списание разбитой посуды (80 глубоких тарелок) в пределах норм эксплуатационных потерь (боя, порчи и т.п.)? Согласно учетной политике учреждения списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения приобретение металлических вазонов и их передачу в эксплуатацию? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенные вазоны отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения выдачу в эксплуатацию пяти деревянных лопат для уборки снега и списание переданных ранее в эксплуатацию двух деревянных лопат для уборки снега, пришедших в негодность? Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов лопаты деревянные для уборки снега отнесены к материальным запасам.

Корреспонденция счетов: Федеральным автономным учреждением приобретено 100 подушек за счет собственных доходов. Стоимость одной подушки, согласно договору поставки, равна 300 руб. (НДС не выделен). Как отражается в учете приобретение и передача в эксплуатацию данных подушек?

Счет 105. Бюджетный учет материальных запасов.

Причины списания спецодежды — от истечения срока эксплуатации до продажи третьим лицам и безвозмездной передачи

Для выбытия спецодежды на любом предприятии существует несколько оснований.

Учет материальных запасов казенными учреждениями

Причины списания спецодежды могут быть различными. Первая и самая распространенная причина – это физический износ. Затем следуют возможность продажи либо безвозмездной передачи, выбытие после аварий или форс-мажорных обстоятельств, передача, как вклад учредителя долей уставного капитала другой организации.

Спецодежда, не использующаяся вследствие выбытия, какие бы причины списания спецодежды ни были, должна быть правильно оформлена в бухгалтерских документах, любое списание со счетов может быть проведено только лишь после фактического физического выбывания СИЗ.

Выручка от продажи спецодежды другому лицу, обязательно указанная в договоре купли-продажи, оговоренная и подписанная сторонами, принимается к проводке в бухгалтерских документах на основании договора.

Отчетный период, отраженный в бухгалтерском отчете доходов и расходов, которые показывают движение специальной одежды предприятия, должен точно соответствовать фактическому по времени приходу и расходу. Списание спецодежды – это операционные доходы и расходы, поэтому всегда должны быть отнесены к финансовому результату предприятия.

Решение, подтверждающее причины списания спецодежды и невозможность продолжения использования ее, а также списание – это прерогатива инвентаризационной комиссии. Комиссии могут быть постоянными или рабочими, которые создают на время проведения одной инвентаризации. В функции комиссии входит осмотр спецодежды, определение ее пригодности или непригодности к эксплуатации и установление причины списания СИЗ и спецодежды, в силу которых производится списание: обычный износ, пожар или затопление, с последующим заплесневением, вина материально-ответственных лиц или другие причины.

Если списание происходит по вине конкретных лиц, и подтверждены именно эти причины списания спецодежды, найдены виновные в ее порче, инвентаризационная комиссия выходит к руководству с предложением о привлечении виновных к ответственности.

После окончания инвентаризации, акты списания должны быть утверждены руководством предприятия. Утвержденный акт, дает разрешение на уничтожение списанной спецодежды.

Утилизация обычно производится собственными силами предприятия, обязательно составление акта утилизации, который дает основание списания стоимости уничтоженной спецодежды.

3. Бухгалтерский учет материалов в бюджетных учреждениях

СЦЕНИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ: ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Шишкоедова Н.Н.,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"
Курганского филиала АТ и СО,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"

 
    Вопросы бюджетного учета и налогообложения сценических костюмов и операций с ними волнуют не только бухгалтеров театров, цирков и прочих учреждений культуры и искусства, но также и бухгалтеров других бюджетных учреждений, имеющих Дворцы культуры, дома отдыха, самодеятельные коллективы и т.д.
    

Внимание: льгота по НДС

 
    Прежде чем переходить к рассмотрению тонкостей бюджетного учета сценических костюмов, обратим внимание на порядок применения льготы по НДС, предусмотренной для учреждений культуры и искусства в пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

ВНУТРЕННЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Ведь порядок исчисления НДС напрямую влияет на бухгалтерские записи.
    Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от НДС услуги учреждений культуры и искусства по предоставлению напрокат сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории.
    Обратите внимание — льгота предусмотрена только в отношении операций по предоставлению сценических костюмов напрокат. Если же учреждение продает бывший в эксплуатации сценический костюм или изначально шьет сценический костюм на продажу, НДС придется начислять в общеустановленном порядке. И в случае, если учреждение сдает костюмы напрокат и осуществляет их продажу (изготовление на заказ), бухгалтеру придется вести раздельный учет НДС. Тем более что "входной" НДС по ценностям, работам и услугам, связанным с осуществлением операций, облагаемых НДС, подлежит вычету. Поэтому, изготавливая сценический костюм на продажу, "входной" НДС по использованной ткани и иным материалам, а также по работам, выполненным сторонними организациями в связи с изготовлением данного костюма, можно будет предъявить к вычету. А вот если изготовленный костюм будет сдаваться напрокат, вычет "входного" НДС не положен.
    Также следует отметить, что в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к учреждениям культуры и искусства отнесены театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и Дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
    Следовательно, применять льготу могут только те учреждения, которые попали в данный список. А на другие учреждения — например, на вуз, имеющий студенческий театр, — эта льгота "автоматически" не распространяется, и им придется начислять НДС даже в случае сдачи костюмов напрокат. Об этом сообщалось еще в письме УМНС России по г. Москве от 10.04.2001 № 02-11/16157.
    Впрочем, это не значит, что, скажем, образовательное учреждение вообще не имеет шансов воспользоваться льготой. Ведь если у образовательного учреждения имеются структурные подразделения культуры и искусства, наименования которых соответствуют приведенным в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (скажем, Дворец культуры), в учредительных документах в описании предмета и целей деятельности фигурируют и "культурно-искусственные" цели, а также получены коды ОКВЭД по подразделу 92 "Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта" (например, 92.31.2 "Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества" или более узкая 92.31.21 "Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений"), данное структурное подразделение вполне можно отнести к учреждениям культуры и искусства, ведь выполнены все требования, перечисленные в письме Минкультуры России от 17.03.2005 № 7-01-16/08.
 

Сценические костюмы — основные средства или материальные запасы?

 
    Еще один вопрос, который необходимо решить, прежде чем определиться с порядком бюджетного учета сценических костюмов, — это их "статус": следует ли признавать сценические костюмы основными средствами, или их надо будет учитывать в составе материальных запасов учреждения. Для этого обратимся к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н.
    В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 25н все материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения (при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд), со сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от их стоимости признаются основными средствами.