Внесение в ЕГРП

В Мытищинский городской суд Московской области

Адрес: 141009, Московская обл., г. Мытищи,

ул. Колонцова, д. 15

От административного истца: С.Е.Л.

Адрес: 141006, Московская обл., г. Мытищи, «…»

Дата рождения: «…»

Место рождения: «…»

Тел.: «…»

E-mail: «…»

Административный ответчик:

Кадастровая палата Росреестра по Московской области

Адрес: 143026, Московская обл., Одинцовский р-он,

р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6.

ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340

Дата регистрации: 26.04.2001 года

Наименование органа регистрации: ГУ «Московская регистрационная палата».

Государственная пошлина: 900 рублей 00 копеек

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным полностью решения Кадастровой палаты Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка

Настоящее административное исковое заявление подано С.Е.Л. в Мытищинский городской суд Московской области в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 24 Кодекс административного судопроизводства (далее также – «КАС РФ»).

В силу ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти.

1. «…» мая 2016 года С.Е.Л. (далее по тексту также – «административный истец») обратилась в отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области (далее по тексту также – «административный ответчик») с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с кадастровым номером «…», расположенным по адресу: Московская обл., Мытищинский р-он, «…» (далее по тексту также – «земельный участок») в части сведений о местоположении границ и площади. Земельный участок имеет вид разрешенного использования – «для садоводства». К заявлению также был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка (далее по тексту также – «межевой план»).

«…» июня 2016 года административным ответчиком было вынесено решение № «…» о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее по тексту также – «решение о приостановлении»).

В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении административным ответчиком было указано на отсутствие в межевом плане в нарушение п. 67 Требований к подготовке межевого плана, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 (далее по тексту также – «Требования»), во взаимосвязи с п. 22 и п. 26 Требований, сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка в соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту также – «Закон о кадастре») во взаимосвязи с п. 2 ст. 32 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В качестве действий по доработке представленных административным истцом документов административным ответчиком было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний и представить надлежаще оформленный межевой план с учетом выявленных нарушений.

В целях осуществления административным ответчиком государственного кадастрового учёта изменений земельного участка административным истцом был заказан, оплачен и получен в МБУ «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» городского округа Мытищи Московской области ситуационный план деревни «…», городского округа Мытищи Московской области, в которой расположен земельный участок (далее по тексту также – «ситуационный план»). Поскольку с/т «…» входит в состав деревни «…» городского округа Мытищи Московской области, проект организации и застройки территории данного садоводческого товарищества не оформлялся. Ситуационный план также был подан С.Е.Л. в отдел кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Однако «…» сентября 2016 года административным ответчиком было вынесено решение № «…» об отказе в учёте изменений земельного участка (далее по тексту также – «решение об отказе»).

В качестве оснований для вынесения решения об отказе административным ответчиком было указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и на не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

«…»

2. Положения Закона о кадастре предусматривают процедуру осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, которая допускается, в случае если в государственном кадастре недвижимости нет сведений о местоположении границ земельного участка (о координатах характерных точек его границ).

Таким образом, при отсутствии в кадастре сведений о границах земельного участка владелец такого земельного участка вправе осуществить процедуру по уточнению его границ.

Согласно реестру объектов недвижимости, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка административного истца.

С.Е.Л. считает решение о приостановлении и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка незаконными, неправомерными и необоснованными, противоречащими требованиям действующего законодательства РФ, а также нарушающими её права и законные интересы, в связи со следующим.

2.1. Незаконность доводов административного ответчика об отсутствии в межевом плане сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка в нарушение п. 67 Требований во взаимосвязи с п. 22 и п. 26 Требований.

Никаких нарушений п. 67 Требований при подготовке межевого плана допущено не было.

Так, например, согласно абз. 2 и абз. 3 п. 67 Требований местоположение уточняемых границ земельных участков определяется, в том числе, с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные».

На стр. 1 межевого плана в разделе «Исходные данные» отражено, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка административного истца кадастровым инженером был использован, в том числе, и кадастровый план территории № «…» от «…» года, как того требуют положения п. 67 Требований.

Согласно абз. 4, абз. 5, абз. 6 п. 67 Требований в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

— описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

— сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого объединения граждан).

В разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана кадастровым инженером отражено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение было определено исходя из сведений, содержащихся в правоудостоверяющем документе на земельный участок и фактических границ землепользования; границы земельного участка, существуют на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (по забору). Что подтверждается в том числе существованием садоводческого товарищества с 1993 года (дата регистрации юридического лица, указанная в ЕГРЮЛ). Земельный участок не противоречит требованиям п. 1 ч. 2 ст. 26 и п. 1 ч. 3, ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре.

Как того требуют положения п. 67 Требований, кадастровым инженером был отражен «…».

Таким образом, «…».

Указанные действия административного ответчика и оспариваемые решения являются незаконными.

2.2. Незаконность доводов административного ответчика об отсутствии в межевом плане сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка в соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре во взаимосвязи с п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Межевой план был оформлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также разъяснениями и требованиями Минэкономразвития РФ и Росреестра.

В силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» члены садоводческого некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых земельных участков до возникновения права собственности на такие земельные участки после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

В разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана кадастровым инженером отражено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение было определено исходя из сведений, содержащихся в правоудостоверяющем документе на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права от «…» года «…») и фактических границ землепользования; границы земельного участка, существуют на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (по забору). Что подтверждается в том числе существованием садоводческого товарищества с 1993 года (дата регистрации юридического лица, указанная в ЕГРЮЛ). Земельный участок не противоречит требованиям п. 1 ч. 2 ст. 26 и п. 1 ч. 3, ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре.

Согласно п. 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 года (далее по тексту также – «Инструкция по межеванию») межевание включает в себя, в том числе, определение площади земельного участка и составление чертежа границ земельного участка. Никаких нарушений в действиях кадастрового инженера при межевании земельного участка и оформлении межевого плана допущено не было.

Границы земельного участка «…».

Таким образом, в межевом плане соблюдены все требования и положения ст. 38 Закона о кадастре и п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», которые административный ответчик указывает как якобы нарушенные кадастровым инженером и использует в качестве одного из оснований для принятия решения о приостановлении кадастрового учета и решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Данные действия административного ответчика и оспариваемые решения являются незаконными.

2.3. Незаконность действий административного ответчика, выраженные в отражении в решении о приостановлении и в решении об отказе следующих рекомендаций по доработке представленных документов:

— Обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний.

— Представить надлежаще оформленные межевой план с учетом выявленных нарушений.

В силу Письма Росреестра от «…» года № «…» (копия прилагается) при проверке сведений об объектах недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. При проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается в том числе: вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержащихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета; при подготовке решения ссылаться на положения Закона о кадастре без указания конкретных обстоятельств (содержания документов), послуживших причиной принятия соответствующего решения; в качестве рекомендаций о доработке представленных документов включать предложения общего характера, таких как «обратиться к лицу, считающемуся кадастровым инженером для устранения замечаний».

В связи с изложенным при проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается в том числе в качестве рекомендаций о доработке представленных документов включать предложения общего характера, таких как «обратиться к лицу, считающемуся кадастровым инженером для устранения замечаний».

Согласно п. 2 положения о Росреестре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 (далее по тексту также – «положение о Росреестре») Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

В силу п. 3 положения о Росреестре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности актами Министерства экономического развития Российской Федерации.

Поскольку из содержания оспариваемых решений невозможно установить, какой именно документ должен быть представлен административным истцом и на основании какой правовой нормы, указанные основания для решения об отказе и решения о приостановлении являются незаконными. Неясность замечаний административного ответчика не даёт возможность устранить их.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, «…».

3. В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 42.8 Закона о кадастре при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования

Согласно п. 1 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Кроме того, п. 9 ст. 1 ГрК РФ также определяет, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что при осуществлении кадастрового учета по уточнению местоположения границ земельного участка применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

В силу Закона Московской области от «…» года № «…» (копия прилагается) минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для ведения садоводства, на территории Московской области составляет 0,06 га.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Как указывается в письме Минэкономразвития России от «…» г. № «…» (копия прилагается) в случаях, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Также в письме Минэкономразвития России от «…» г. № «…» (копия прилагается) было разъяснено, что при внесении в ГКН изменений в установленном ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре порядке нормативными правовыми актами не установлены критерии определения допустимого объёма таких изменений, следовательно, данный вопрос решается при проведении кадастровых работ исходя из конкретных обстоятельств.

Как предусмотрено законодательством РФ и неоднократно указывалось Московским областным судом, «…».

Конституционный суд РФ в Определении от «…» г. № «…» (копия прилагается) разъяснил, что ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре направлена на «…».

Тот факт, что фактическая площадь земельного участка, превышает площадь согласно правоустанавливающим и/или правоудостоверяющим документам не свидетельствует о неправомерности постановки земельного участка на кадастровый учет и совершении регистрационных действий, поскольку данное превышение площади относительно правоустанавливающих и/или правоудостоверяющих документов, с учетом фактической площади земельного участка может быть отнесено к допустимой погрешности.

Как неоднократно указывал Верховный суд РФ, например, в определении от «…» г. № «…» (копия прилагается), поскольку превышение размеров спорного земельного участка «…» – нет и оснований для отказа в постановке на кадастровый учёт «…».

Статья 27 ФЗ № 221 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.

В результате кадастровых работ площадь земельного участка увеличивается на «…» кв.м., что в соответствии с Законом Московской области № «…» от «…» года (копия прилагается) значительно меньше предельного минимального размера, установленного для земель соответствующего назначения (600 кв.м.) и является допустимым.

Как было указано в решении Мытищинского городского суда Московской области № «…» от «…» года (копия прилагается), площадь земельного участка, указанная в свидетельстве о праве собственности, носит декларативный характер, поскольку как следует из кадастровой выписки на земельный участок, сведения о его границах в ГКН отсутствуют, следовательно, площадь является ориентировочной.

Исходя из положений ч. 2 ст. 16, пп. 2, 5, 6 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (в том числе описания местоположения границ земельного участка) в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка; межевой план. Как следует из решения об отказе для государственного кадастрового учета административным истцом были поданы в орган кадастрового учета необходимый комплект документов, а именно сформированный межевой план на земельный участок, в отношении которого было подано заявление, однако в государственном кадастровом учете было отказано. Таким образом, со стороны административного истца в досудебном порядке была предпринята попытка для учета в ГКН изменений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В указанном решении Мытищинского городского суда Московской области также было указано, что законом о кадастре установлена возможность увеличения площади земельного участка при уточнении его границ.

4. Межевой план соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утверждённого приказом Минэкономразвития России от «…» г. № «…». Межевой план содержит заключение кадастрового инженера, сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка и акты согласования границ.

Претензий к правильности оформления акта согласования границ органом кадастрового учета не предъявлено.

Лицом, имеющим специальные познания – кадастровым инженером, подготовлены сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка.

Исходя из комплексного анализа положений ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре уточнение местоположения границ земельного участка допускается при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В письме Минэкономразвития России от «…» г. № «…» (копия прилагается) было разъяснено, что, если в документах, указанных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре, не содержится информации о местоположении границ земельного участка, кадастровому инженеру необходимо при обосновании местоположения уточнённой площади такого земельного участка использовать карты (планы).

Согласно межевому плану кадастровым инженером такие карты (планы) были использованы.

5. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

В соответствии с ст. 226 КАС РФ, ст. 13 ГК РФ и п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 23 Требований предусмотрен перечень документов, которые могут быть использованы для подготовки межевого плана, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административный ответчик не указал конкретный подпункт п. 23 Требований.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Верховный суд РФ на примере Постановления Пленума от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил порядок исчисления сроков. Течение сроков согласно ст. 191 ГК РФ начинается на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства: на следующий день после даты открытия наследства.

Согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок принятия наследства истекает в последний месяц установленного шести- или трехмесячного срока в такой же по числу день, которым определяется его начало, — день открытия наследства.

Например, наследство, открывшееся 31 января 2012 года, может быть принято наследниками, призываемыми к наследованию непосредственно в связи с открытием наследства (по завещанию и по закону первой очереди), — в течение шести месяцев — с 1 февраля 2012 года по 31 июля 2012 года;

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе.

В силу п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости и его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

Незаконными действиями ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области нарушаются права С.Е.Л. на осуществление кадастрового учета изменений, принадлежащего ей земельного участка.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, иными органами, наделенными отдельными государственными полномочиями.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст. ст. 24, 54, 55, 56, 124, 125, 126, 218, 219, 220 КАС РФ

ПРОШУ:

1) Признать незаконным полностью решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области № «…» от «…» года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером «…» в части сведений о местоположении границ и площади.

2) Признать незаконным полностью решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области № «…» от «…» года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером «…» в части сведений о местоположении границ и площади.

3) Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области устранить допущенные указанными решениями нарушения прав и законных интересов С.Е.Л. путём осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером «…» в части сведений о местоположении границ и площади, согласно представленному межевому плану.

Наименование объекта недвижимости — это одна из его характеристик, которая вносится в ЕГРН в качестве дополнительных сведений. Они переносятся в ЕГРН из технического плана.

В технический план эта характеристика вносится кадастровым инженером на основании проектной документации здания (сооружения) или декларации об объекте недвижимости (ч. 8, 11 ст. 24 указанного Закона).
В каких случаях может измениться наименование здания (сооружения)
На практике наименование, как правило, соответствует функциональному использованию здания или сооружения (например, офисное здание, склад, гараж). Его изменение может повлечь и необходимость изменения наименования. Так:
если проводилась реконструкция здания (сооружения), может измениться его использование и наименование.
В этом случае для внесения изменений в ЕГРН орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, должен в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения направить в орган регистрации прав заявление о кадастровом учете изменений с приложением необходимых документов (ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости).
В случае невыполнения органом этой обязанности рекомендуем вам самостоятельно обратиться в Росреестр с указанным заявлением;
использование здания (сооружения) меняется без изменения его характеристик, в связи с чем вы хотите изменить и его наименование.
На сегодняшний день по вопросу о том, как внести изменения в ЕГРН в этом случае, законодательство ответа не дает. Подробнее об этом, а также о том, что можно сделать в этой ситуации, мы расскажем далее.
Какие сложности могут возникнуть при изменении наименования здания (сооружения) по инициативе собственника
Минэкономразвития России указывает, что Законом о госрегистрации недвижимости не предусмотрены нормы о внесении изменений по наименованию объекта недвижимости. Это связано с тем, что в настоящее время не урегулированы правила их присвоения объектам.
Действительно, формально на сегодняшний день изменить наименование объекта не представляется возможным. Как мы уже сказали выше, наименование относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости. Изменить их можно на основании решения (акта) органа госвласти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия или в уведомительном порядке.
Однако сведения об изменении наименования объекта не названы среди тех, которые обязательно должны направляться в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия. Кроме того, наименование объекта не указано и в числе сведений, которые вносятся в ЕГРН в уведомительном порядке.
Как можно внести изменения в ЕГРН по наименованию здания (сооружения) по вашему заявлению
С учетом вышеизложенного рекомендуем вам подать в орган регистрации прав заявление для внесения изменений по наименованию здания (сооружения). Если изменения в ЕГРН не внесут, обратитесь в уполномоченный орган госвласти или орган местного самоуправления.
Как подать заявление в орган регистрации прав для внесения изменений в ЕГРН по наименованию объекта недвижимости
Заявительный порядок для изменения наименования объекта в ЕГРН Законом о госрегистрации недвижимости тоже не предусмотрен. Однако есть примеры судебных актов, где суд указывает на такую возможность.
Для внесения изменений в ЕГРН в этом случае рекомендуем подать в орган регистрации прав:
заполненную форму заявления, которая применяется для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав на недвижимость;
документы об изменении наименования объекта, если он принадлежит организации (например, приказ), а также доверенность и иные документы, подтверждающие полномочия и личность представителя.
Перед обращением в Росреестр в этом порядке вы можете предварительно уточнить в территориальном органе, можно ли изменить наименование объекта таким способом в вашем случае. Если получите отрицательный ответ, то воспользуйтесь нашими дальнейшими рекомендациями.
Как изменить наименование здания (сооружения) по решению органов госвласти или органов местного самоуправления
Как мы уже сказали, дополнительные сведения об объекте недвижимости могут быть изменены в ЕГРН, в частности, на основании акта органа госвласти или органа местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
Поэтому рекомендуем обратиться в подразделение органа госвласти или органа местного самоуправления (например, управление, департамент), которое занимается вопросами архитектуры и градостроительства, для получения решения об изменении наименования объекта. Предварительно вы можете уточнить, имеется ли возможность получить такое решение и в каком порядке.
На практике некоторые органы в данной ситуации идут навстречу собственникам объектов недвижимости. Они принимают и направляют такие решения в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия несмотря на то, что такая обязанность для них в ст. 32 названного Закона не установлена. В этом случае в ЕГРН вносится новое наименование здания (сооружения). Для подтверждения внесения изменений в ЕГРН вы можете запросить выписку из ЕГРН.
Если орган принял решение об изменении наименования объекта, но акт в Росреестр не направил, то рекомендуем обратиться в Росреестр самостоятельно и подать заявление о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом. Отметьте в нем знаком «V» графу «иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения» и укажите новое наименование здания.
Вы можете приложить к заявлению решение (акт) об изменении наименования объекта недвижимости.

ЕГРН представляет собой информационный ресурс, в котором содержатся единые данные о правах физических и юридических лиц на объекты недвижимой собственности. Общедоступный ресурс, внедренный в 2017 году, объединяет в себе информацию из ЕГРП и ГКН.

Создание нового реестра обеспечило дополнительную защиту граждан от мошенничества и упростило процесс получения документов. Теперь гражданам не требуется обращаться в несколько инстанций, чтобы получить интересующие сведения о недвижимом объекте, внести данные или же изменить их.

Подробнее об изменении сведений в ЕГРН, о необходимых для этого документах и существующих особенностях вы узнаете из этой статьи.

Когда необходимо вносить изменения в реестр?

Объединенная база ЕГРН содержит в себе данные о государственной регистрации прав и кадастровом учете недвижимости. Вы можете подать в реестр заявление в связи с регистрацией имущественного права, ограничением права владения или обременением объекта. Последствием вашего обращения с данным заявлением станет внесение в ЕГРН сведений о правопритязании в отношении конкретного объекта собственности. Новая информация будет иметь предупредительный характер.

В случае ареста объекта или вынесения решения о запрете регистрации уполномоченный орган приостанавливает регистрационные действия до отмены соответствующих мер.

В то же время наличие факта оспаривания прав не является причиной для отказа во внесении изменений. В качестве исключения могут рассматриваться ситуации, когда стороны начали судебный процесс для установления границ участка или разделения прав на недвижимость, приобретенную по ипотечному кредиту.

Данные предупредительные меры позволяют снизить риск незаконных действий со стороны участников сделки.

Какие сведения в ЕГРН можно изменить?

Изменениями, которые можно вносить в ЕГРН, считаются любые дополнения и исправления. Вы можете ходатайствовать о фиксации изменений в отношении следующей информации:

  1. ФИО владельцев, сведения о гражданстве.

    Имена граждан могут меняться по личному желанию, при вступлении в брак, разводе, возвращении прежней фамилии.

  2. Почтовый адрес объекта недвижимой собственности.

  3. Реквизиты документации, удостоверяющей личность собственников недвижимости (паспорт или свидетельство о рождении).

    Исправляются при плановой замене или потере паспорта.

  4. Название, адрес регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей.

  5. Площадь имущества.

    При уточнении размеров возможно их увеличение или уменьшение.

  6. Исправление технических и реестровых ошибок.

    В ходе первоначальной регистрации собственности должностные лица могут допускать недочеты или опечатки, которые мы подробно рассмотрим ниже. Данные ошибки подлежат обязательному исправлению.

  7. Форма собственности имущества.

    Недвижимость (жилые квартиры и земельные участки), принадлежащая государственным или муниципальным органам власти, может быть приватизирована частными лицами.

  8. Установление или снятие ограничений.

    Вносятся данные о таких обременениях, как:

    • залог,
    • ипотека,
    • доверительное управление,
    • арест,
    • безвозмездное пользовании,
    • найм,
    • кредит.

Обратите внимание, для внесения изменений вам потребуется документально удостоверить факт изменения свойств недвижимого объекта или содержания имущественных прав.

Документы для изменения сведений о недвижимости

Государственные органы вправе вносить корректировки в информацию, зафиксированную в ЕГРН, при условии, что заявитель сможет доказать необходимость внесения исправлений или дополнений.

Чтобы обновить информацию в реестре, потребуется представить определенный пакет документов, в число которых входит:

  1. Письменное заявление.
  2. Личный паспорт заявителя или гражданина, выступающего в качестве представителя на основании доверенности (предоставляется в комплекте с доверенностью, имеющей подпись нотариуса).
  3. Квитанция. Выступает в качестве подтверждения факта оплаты госпошлины за оказание услуги.
  4. Технические бумаги на недвижимость (кадастровый план, техпаспорт).
  5. Бумаги, подтверждающие наличие прав на имущество (договор найма, аренды, купли-продажи, залога, ипотеки и т.д.).
  6. Судебное решение, принятое в отношении объекта недвижимой собственности (прекращение или установление права собственности и владения, снятие или применение ограничений).

Представленные сведения должны полностью отражать те изменения, которые требуется внести в реестр.

Как подать заявление на внесение изменений?

Вы можете подать заявление об изменении информации в ЕГРН следующими способами:

  • лично посетить отделение Росреестра или МФЦ,
  • привлечь к делу компетентного представителя.

Важно заметить, что изменения в данные реестра не вносятся на основании электронного обращения. Должностные лица также не принимают копии бумаг. Юридическая процедура требует передачи и проверки оригинальных экземпляров правоустанавливающих документов.

Особенности внесения изменений в реестр

При указании в базе данных обновленных сведений об имуществе физических и юридических лиц сотрудники регистрационного органа фиксируют:

  • записи, содержащие дополнения или изменения;
  • регистрационный номер права собственности;
  • новые параметры объектов недвижимости;
  • номера присутствующих обременений;
  • сделки, совершенные в отношении имущества;
  • реквизиты документации, послужившей основанием для коррекции данных.

Каждое изменение, внесенное в отношении определенного объекта, имеет свой индивидуальный номер. Информация, зафиксированная в реестре ранее, не удаляется. Она остается доступной для просмотра сотрудникам регистрационного органа, что позволяет им отслеживать историю изменений.

Основания для отказа

Среди законодательно закрепленных причин для отклонения ходатайства:

  • нарушение установленной формы и содержания заявления и приложенной документации;
  • предоставление сведений в электронном виде;
  • наличие в юридических бумагах несогласованных приписок, зачеркиваний или исправлений;
  • подача заявления без личной подписи заявителя;
  • повреждение документов, не позволяющее однозначно истолковать их содержание.

Таким образом, несоответствие ваших бумаг заявленным нормам может повлечь за собой отказ сотрудников регистрирующего органа в рассмотрении заявления.

Ошибки должностных лиц при внесении изменений в ЕГРН

Должностные лица, уполномоченные на коррекцию сведений в ЕГРН, не застрахованы от внесения неверных данных. Основные ошибки, которые допускаются при обновлении информации в ЕГРН:

  1. Технические (опечатки, описки, расчетные или грамматические ошибки).

    Исправляются должностными лицами по результатам внутренних проверок или по заявлению заинтересованных лиц. Для устранения выявленных неточностей потребуется обратиться в МЦФ с заявлением и документами, подтверждающими неверное внесение сведений об объекте недвижимости. Сотрудники многофункционального центра передадут данные в отделение Росреестра для рассмотрения и исправления ошибок. Заявителю не потребуется оплачивать государственную пошлину.

  2. Реестровые (несовпадение площади объекта, кадастрового номера, адреса, сведений о собственниках).

    Возникают, когда должностные лица вносят в базу неверные данные, указанные в документах на собственность. Для исправления ошибки требуется внести изменения в документы, послужившие основанием для ее совершения. Затем нужно передать исправленную бумагу в МФЦ, после чего верные данные получат сотрудники Росреестра.

Если, получив выписку из реестра после изменения информации, вы снова замечаете какие-либо неточности или несоответствия, вам необходимо в ближайшее время повторно обратиться за их исправлением.

Чем полезен сервис «КТОТАМ.ПРО»?

Для получения корректной выписки со всеми внесенными в ЕГРН изменениями стоит воспользоваться удобным онлайн-сервисом «КТОТАМ.ПРО». Запросить необходимые сведения можно в любое время, независимо от вашего местоположения. Заявки исполняются в течение 30 минут.

Среди основных преимуществ сервиса «КТОТАМ.ПРО»:

  • круглосуточная работа,
  • доступные цены,
  • выгодные скидки при оформлении пакетных предложений,
  • гарантия достоверности сведений,
  • полная анонимность.

Выписка, которую вы получите, представляет собой электронный аналог бумажной. Вся предоставляемая информация официальна, что подтверждается цифровой подписью сотрудника Росреестра.

Электронный ресурс «КТОТАМ.ПРО» позволяет физическим и юридическим лицам заказывать как стандартные, так и расширенные выписки из ЕГРН, узнавать кадастровые стоимости объектов недвижимости, а также получать иные услуги, связанные с земельно-кадастровыми документами. Для получения любых сведений вам достаточно ввести кадастровый номер или адрес интересующего вас объекта в специальной форме на сайте.

проект Кто Там 0 13717 3 Заказать выписку из ЕГРН

Сведения о государственной регистрации прав и кадастровом учете со вступлением в силу ФЗ № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. будут содержаться в едином информационном своде – ЕГРН. Преимущественная часть изменений в этой сфере вступят в силу 1 января 2017 г. Существенным образом изменится порядок и способы внесения сведений и изменений в сведения в ЕГРН.

Ранее регистрационные действия проводились исключительно на основании заявления, которое подавалось ограниченным кругом лиц, закрепленным в ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ. С 1 января 2017 г. регистрация прав и учет в отношении недвижимости могут быть инициированы заявлением или подачей документов. Законодатель установил три порядка: регистрационный, учетный на основании сделок, подлежащих регистрации, межведомственного информационного взаимодействия и уведомительный.

1. По результатам проведения сделки (аренды, купли-продажи, дарения и т.д.) заявители самостоятельно инициируют регистрацию права и кадастровый учет подачей заявления в ЕГРН.

2. Порядок межведомственного информационного взаимодействия обязывает органы государственной и муниципальной власти направлять документы по результатам принятия каких-либо решений в целях проведения регистрационных и учетных действий. Также ФЗ № 218-ФЗ обязывает нотариуса, выдавшего свидетельство о праве на наследство, предоставлять сведения о лице и недвижимости в ЕГРН в течение 3 дней. Ранее органы власти и нотариус имели право предоставлять документы и сведения в ЕГРП, что порождало неопределенность в действиях заявителя и затягивало процесс регистрации права и учета.

В случае нарушения сроков предоставления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия органами власти, регистрационные и учетные действия могут производиться по заявлению заинтересованного лица. В таком случае, орган регистрации прав самостоятельно запрашивает сведения в течение 3 дней.

3. Уведомительный порядок закрепляет право на внесение записи о наличии возражения на регистрационное действие в отношении недвижимости. Бывший правообладатель имеет возможность подать заявление в течение 5 дней после совершения регистрационного действия. Помимо внесения возражения бывшим правообладателем действующий собственник в заявительном порядке может внести запись о невозможности регистрации права без его участия. Такая запись позволит собственнику защитить и сохранить свои права до судебного решения возникшего спора. Запись будет недействительной, если на данное регистрационное действие будет уже наличествовать судебный акт.

Безусловно, нововведения ускоряют процесс регистрации права и кадастрового учета. Особо значимо введение межведомственного информационного взаимодействия, что конкретизирует права и обязанности участников отношений при регистрации прав и кадастрового учета.

Между тем видится пробел в отсутствии санкции в отношении органов государственной и муниципальной власти, нарушивших межведомственный порядок предоставления документов, несмотря на то, что законодатель предвидит такое нарушение, в связи с чем и позволяет заинтересованному лицу инициировать регистрационное и (или) учетное действие, если органы власти не предоставят документы в установленные сроки. Также в ФЗ № 218-ФЗ не указано, каких лиц стоит относить к заинтересованным.

ЕГРП создан в качестве единого информационного ресурса, который позволяет осуществлять учет и хранение сведений о правах на недвижимое имущество на всей территории РФ. Внесение изменений в ЕГРП – это процесс дополнения, исправления или удаления сведений с базы данных, в связи с фактическим изменением свойств или характеристик недвижимости, смене владельцев или изменением сведений о них.

Когда может понадобиться срочно выписка из ЕГРП онлайн?

  • Изменение имени или фамилии владельцев недвижимости, на которых зарегистрирован дом, квартира или другие объекты;
  • Изменились реквизиты, удостоверяющие личность (например, после замены паспорта в результате утери документа);
  • Изменился адрес постоянного проживания для субъектов, на которых произведена регистрация недвижимости.

Если говорить о внесении изменений для юридических лиц, то наиболее распространенными причинами являются:

  • Изменено название (наименование) юридического лица;
  • Изменился адрес регистрации юрлица;
  • Была уточнена, расширена или уменьшена площадь объекта недвижимости;
  • Изменился адрес расположения объекта;
  • Необходимо исправить техническую ошибку, внесенную в ЕГРП.

Внесение изменений в ЕГРП по площади объекта потребует привлечения кадастровых инженеров, которые осуществляют полный замер параметров объекта недвижимости, и только после этого допускается внесение сведений в ЕГРП.

Какие документы необходимы для внесения изменений в ЕГРП?

Во-первых, необходимо понимать, в связи с чем возникла такая необходимость:

  • Изменение адресного ориентира;
  • Изменение свойств или характеристик объекта;
  • Изменения с реквизитами владельцев.

Ориентировочно, базовый перечень документов для внесения сведений в ЕГРП, а также исправления имеющихся там данных, выглядит следующим образом:

  • Заявление по форме, о внесении изменений в ЕГРП;
  • При обращении через доверителя – его паспорт и заверенная доверенность;
  • Оплата госпошлины, подтвержденная квитанцией или платежным поручением;
  • Техническая документация на объект недвижимости – технический и кадастровый паспорт, выписки, справки;
  • Документы, подтверждающие право владения – свидетельство регистрации, дарственная, договор купли-продажи, ипотеки, вступление в наследство;
  • Для арендаторов предусмотрено использование договора аренды;
  • Если недвижимость используется в качестве залогового имущества – кредитный договор или договор залога;
  • Решение судов, постановления органов местного самоуправления.

Как происходит подача документов, в какие сроки обновляются данные?

Порядок подачи документов, а также способ изменения имеющихся сведений в ЕГРП зависит, прежде всего, от характера информации, которую нужно внести или исправить. Компания «Стар-Сервис» подготовит необходимый пакет документов, для внесения срочных изменений в ЕГРП, например, перед продажей недвижимости или для оформления любых других сделок с домами, квартирами, офисами, коммерческими объектами.

Срок внесения изменений в ЕГРП – не установлен, по причине сильной разобщенности задач и необходимости индивидуального подхода. В среднем же через официальный Росреестр процедура занимает от 1 недели. Центр кадастра и регистрации Стар-Сервис выполнит внесение сведений в ЕГРП от 1 рабочего дня до нескольких недель.

Документы могут подаваться:

  • Лично или через доверителя в территориальное отделение Росреестра, в МФЦ;
  • С заказом выездного обслуживания для категорий малоподвижных граждан;
  • Почтой;
  • В Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис».

Примечательно, что для данного вида услуг не предусмотрена работа с ЕГРП в электронном виде, а только лишь при помощи предоставления оригиналов и копий бумажных документов.

Во время внесения сведений в ЕГРП, сотрудники Росреестра могут назначить дополнительно проверки, экспертизы, которые необходимо будет оплатить по единому тарифу. Намного быстрее работы проводятся юридическими компаниями, поскольку перед подачей весь пакет документов согласуется, проходит юридическую проверку, со знанием специфики работы с госучреждениями.

Вид услуги Сроки оказания услуги и цены
1 день 3 дня
Выписка из ЕГРН на жилые и нежилые помещения Москва 2500 руб. 1500 руб.
Московская область 2500 руб. 1500 руб.
Выписка из ЕГРН на земельный участок Москва 2500 руб. 1500 руб.
Московская область 2500 руб. 1500 руб.