Внебюджетные средства бюджетных учреждений

О ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВАХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Р.В. Мадьяров
Главный казначей Главного управления федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрена одна из многих проблем, связанных с внебюджетными средствами, с одновременным изложением для целей рассматриваемого вопроса вводного материала из цикла «Внебюджетные средства бюджетных учреждений», посвященного совместному рассмотрению вопросов, неурегулированных в той или иной степени, которые позволят наиболее правильно применять положения имеющихся законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и соответственно принимать правильные финансово-экономические, бухгалтерские, юридические и управленческие решения.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений являются одной из наиболее сложных проблем современного законодательства в Российской Федерации. Связана она с неопределенностью статуса этих средств, неточностью формулировок в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, недостаточным вниманием законодательных и исполнительных органов власти к данной проблеме и иными факторами. На практике это приводит к бесконечным спорам между учреждениями и налоговыми и иными органами исполнительной власти, а также хозяйствующими и иными субъектами, имеющими договорные или иные отношения с указанными учреждениями.
В настоящее время в России практически нет бюджетного учреждения, которое бы не осуществляло деятельность, связанную с привлечением средств из внебюджетных источников. Соответственно становится актуальным вопрос о том, как действовать бюджетным учреждениям, в том числе в случае обращения взысканий на полученные ими средства от предпринимательской и иной при­носящей доход деятельности.
Первоначально, в целях определения экономической сущности и природы образования внебюджетных средств, а также ее правовой основы, требуется системное рассмотрение указанного вопроса с точки зрения, как отдельных видов законодательства Российской Федерации, так и в их совокупности.
Так, Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 50) даны определение и основные условия, при соблюдении которых юридическое лицо признается некоммерческой организацией, а именно если не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. При этом, пунктом 2 указанной статьи Кодекса право осуществления некоммерческими организация­ми предпринимательской деятельности разрешено, но ограничено, то есть они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, что соответственно должно найти отражение в организационно-распорядительных и учредительных (устав, положение) документах этих организаций.
Аналогичные нормы установлены и Федеральным законом от 12 января 1996 г.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнения на 21 марта 2002 года).
Таким образом, осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, не направленной на реализацию поставленных учредителем (собственником) целей и задач, гражданским законодательством Российской Федерации не предполагается.

Внебюджетные средства учреждений

Главная » Бухгалтеру » Внебюджетные средства учреждений


Вернуться назад на Внебюджетные средства
В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.
В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.
В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.
Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.
Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:
• по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
• по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
• по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
• по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д.).
Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета.
Выделяют три вида внебюджетных средств:
• специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
• депозитные (суммы для временного хранения),
• суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).
Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:
• Гражданский кодекс РФ;
• Бюджетный кодекс РФ;
• Приказ Минфина РФ N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
• Закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (для образовательного учреждения);
• Устав бюджетного учреждения.
Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.
В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.
Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность.
Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.
Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24Закона N 7-ФЗ).
При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.
Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ N 117-ФЗ).
Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.
Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Внебюджетные фонды
Внеоборотные активы
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
Финансовая отчетность

| | Вверх

Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений

Поскольку учреждения создаются собственником для достижения определенных целей (например, социальные, политические, культурные и иные общественно-полезные цели), учредитель наделяет эту организацию необходимым имуществом. В тех случаях, когда предоставленных средств оказывается недостаточно для развития организации, лицо его создавшее, исходя из принципа специальной правоспособности (ст.50 ГК РФ), наделяет ее правом осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли, однако, лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами (п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Предоставление некоммерческим юридическим лицам права осуществлять наряду с основной и предпринимательскую деятельность в пределах установленных законом, представляется объективно необходимой в современных условиях постоянного недофинансирования особенно государственных учреждений, которых по последним данным почти 40 тысяч Колесников А. «Учреждение под снос». — / Российская газета. — 2004. — № 136. . Однако здесь есть и другая, не менее актуальная сторона. В силу того, что их очень много, для восполнения недостаточного финансирования им разрешили заниматься «доходной» деятельностью. Получается, что в этом секторе пошла стихийная, неконтролируемая коммерциализация. Бюджетные учреждения имеют льготы по налогам и коммунальным платежам. А если они при этом еще занимаются коммерческой деятельностью, то на выходе мы имеем прямое злоупотребление статусными полномочиями Колесников А. «Учреждение под снос». — / Российская газета. — 2004. — № 136. . Уже ставший классическим, пример, сфера образования. В 2006 году студентами стали 1,4 миллиона человек. Почти 600 тысяч из них получат образование за государственный счет, а более 800 тысяч учатся за плату по договорам Шиц М. «Кто сменит…». — / «Российская газета». — 2005. — № 174. — С. 3. . Качество образования при этом падает из года в год. Медалисты последних лет наглядно демонстрируют, как падает качество нашего школьного образования. До Единого гос экзамена свои золотые медали при поступлении подтверждали до 20 процентов абитуриентов. Потом эта цифра упала до 13 Агранович М. «В чем ошибся Адам Смит?». — / «Российская газета». — 2005. — № 155. — С. 14..

В области образования к предпринимательской деятельности образовательного учреждения в соответствии со ст.47 ФЗ «Об образовании» относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных вне реализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

В случае образования задолженности у государственного образовательного учреждения при недостаточном бюджетном финансировании на ее погашение могут быть направлены денежные средства, получаемые образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, а в случае их недостаточности требование может быть предъявлено к Российской Федерации как субсидиарному должнику.

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы, учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов (а также любым другим собственником), в том числе, когда оно используется не по назначению.

Таким образом, под предпринимательской деятельностью учреждения следует понимать приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих общественно-полезным целям его создания, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, участники которого не вправе распределять такую прибыль между собой.

Одним из критериев, определяющих принадлежность организации к бюджетным учреждениям является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций являются социально значимыми и должны выполняться по фиксированным расценкам или безвозмездно. Все бюджетные организации имеют право заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью. Предпринимательская деятельность, по определению статьи 2 ГК РФ, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг Войчак А.В. Маркетинговый менеджмент. / Войчак, А.В. — М.: МЭУ, 2003 — 268 с. .

В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. — М.: Книга сервис, 2002. — 128 с. .

Таким образом, сложилась такая ситуация, когда предпринимательская деятельность бюджетных учреждений приобрела серьезную значимость и возникла необходимость организации четкого механизма бухгалтерского и налогового учета этой деятельности.

Но на практике, оказалось, довольно сложно разделить предпринимательскую и основную деятельность. Пунктом 1 статьи 50 ГК РФ установлено, что все юридические лица (организации) подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 3 статьей 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям Гражданский кодекс РФ от 30. 11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 27. 12.2009) .

Так, например, оказание учреждениями услуг образования или медицинских услуг на договорной основе являются платными. Размер оплаты устанавливается учреждениями самостоятельно. Фактически происходит предпринимательская деятельность. Но с другой стороны, платные медицинские услуги оказывают поликлиники, больницы, госпитали — то есть специализированные медицинские учреждения, специально созданные для оказания названных услуг. То же самое можно сказать и в отношении услуг образования. То есть данные виды деятельности являются основными видами деятельности для данных учреждений.

Таким образом, четкого официального определения, является та или иная деятельность бюджетного учреждения предпринимательской или нет, пока не дано. Поэтому в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) было определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность. Льготы при налогообложении так же предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида операций или вида поступлений. Хотя часть местных законов о налогообложении применительно к льготам опирается на понятие характера деятельности бюджетных организаций Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. / Блауг, М — М.: Финансы и статистика, 2005. — 610 с. .

В связи с этим назовем критерии, по которым можно определить, относится ли данный вид деятельности к основной или к предпринимательской. Эти критерии не являются обязательными и исчерпывающими. В каждом конкретном случае характер деятельности учреждения должен определяться с учетом всех факторов и особенностей деятельности.

К основной деятельности относятся:

  • · оказание услуг, определенных для данного учреждения законом или иным нормативным правовым актом;
  • · цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти;
  • · оказываемые услуги являются социально значимыми;
  • · доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иными нормативными правовыми актами или уставом учреждения;
  • · деятельность по оказанию услуг осуществляется на основании сметы.

На основании БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, законодательно утверждено положение о том, что при осуществлении бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход необходимо уплачивать налоги. По поводу порядка направления в бюджеты доходов от предпринимательской деятельности Министерство финансов Российской Федерации дало пояснения в Письме от 10 ноября 2002 года №03-01-01/12-403 «О доходах бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской деятельности». В нем указано, что в соответствии со статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который предоставляет право законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации Карпов, А.В. 100% практического бюджетирования. Книга 1. «Бюджетирование, как инструмент управления», / Карпов, А.В. Издательство «Бизнес», 2003. — 392с. .

Нормативное регулирование порядка отражения в бюджетном учете операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности постоянно совершенствуется, но, все-таки, еще недостаточно разработано.

В основе проблем учета платных услуг лежит противоречивость действующего законодательства Российской Федерации. Так, доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений в соответствии со статьями 41 и 42 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, но только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации сумм налогов и сборов (статья 321.1 НК РФ).

Начиная с 2005 года, все бюджетные учреждения используют в своей деятельности только лицевые счета, открытые финансовыми органами, осуществляющими кассовое обслуживание и исполнение бюджета. Полученные от предпринимательской деятельности денежные средства в полном объеме поступают на счет доходов бюджета и расходуются на основании принятых лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, получается, что все средства, полученные от предпринимательской деятельности, оставшиеся после уплаты соответствующих налогов, поступают на один лицевой счет учреждения в виде целевого финансирования по бюджетным средствам Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципального образования. / Экономический анализ: теория и практика, 2003., январь, № 1. .

5.4. Внебюджетные средства бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня в основном за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг.

Иногда внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по другим основаниям.

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены еще Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. и Инструкцией Минфина СССР «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним» от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на 4 группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства — самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Специальные средства имеются, например, у медицинских учреждений, которые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г в редакции Федерального закона от 9 января 1996г. и постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января 1996г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства.

Суммы по поручениям — это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению

на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

Депозитные суммы — это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок и т. д. Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) — в течение одного года, бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства — это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

54

внебюджетные средства

Вопросы для повторения к модулю 5

Определите государственные и муниципальные расходы.

Классифицируйте государственные и муниципальные расходы по разным основаниям.

Что такое финансирование государственных или муниципальных расходов?

Опишите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.

Что такое капитальные вложения?

Как осуществляется размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?

За счет чего формируются средства бюджета развития?

Какие новые явления возникли в порядке финансирования государственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыночной экономике?

Каковы цели создания Российской финансовой корпорации, ее функции?

Кто является объектом сметно-бюджетного финансирования?

Что такое сметно-бюджетное финансирование?

Перечислите виды смет, дайте определение сметы.

Что такое норматив расходов?

Что такое депозитные

суммы и каков их правовой режим?

Использование средств от внебюджетной деятельности

Доходами, полученными от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. При этом бюджетное учреждение должно использовать имущество для достижения целей, ради которых оно создано. Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены). Об этом сказано в рекомендациях Минфина России от 29.10.2013 «Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)».

При этом в части 2 данных рекомендаций сказано, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Поэтому вопросы об организации банкетовцелесообразно согласовывать с учредителем.

В учреждении все хозяйственные операции контролирует руководитель (ч. 1 ст. 7 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому основанием для проведения мероприятия и выдачи подарков является его приказ. Предварительные подсчеты предстоящих расходов сводят в смету с точным указанием величины затрат по каждой статье расходов.

На основании сметы бухгалтерия выдает наличные деньги для осуществления расчетов. В целях контроля соблюдения внутренней финансовой дисциплины подотчетное лицо, производившее траты наличных денег, после выполнения поручения составляет авансовый отчет и прикладывает к нему оправдательные документы.

В рассматриваемой ситуации учреждение закупает подарочные наборы, в частности, конфеты. Указанные расходы нужно отражать по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Объясняется это так. Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, расходы на приобретение материальных ценностей, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». В рассматриваемой ситуации приобретение наборов конфет связано с вручением их в качестве подарков в рамках проведения мероприятия. Поэтому правомерным является использование статьи КОСГУ 290 «Прочие расходы» Такой вывод можно сделать, исходя из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

При приобретении продуктов питания для проведения мероприятия расходы следует отражать по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Общую стоимость наборов конфет, переданных в подарок сотрудникам и бывшим сотрудникам, спишите на основании первичных документов на их вручение. Таким документом может быть ведомость выдачи подарков. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому можно использовать бланк, разработанный учреждением. Главное, чтобы в нем содержались все обязательные реквизиты первичных документов.

Списание продуктов для мероприятия произведите на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

1. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 13 статьи 9.2, пунктом 4статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

2. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное*

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения*

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

<…>

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами*

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:
– оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
– осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

<…>

3. РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.10.2013

Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)

<…>

2. Учредитель государственных (муниципальных) учреждений*

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения приведен в Федеральном законе N 174-ФЗ, а бюджетного и казенного учреждения — в Федеральном законе N 7-ФЗ. В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения.

8. Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений*

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют.*

4. Рекомендация:Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение георгиевских ленточек и плакатов к празднику 9 мая для раздачи их жителям муниципального образования

Расходы на приобретение георгиевских ленточек отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Объясняется это так.

Материальные ценности, приобретаемые для награждения (дарения), учитываются на забалансовом счете 07″Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» (п. 345 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом расходы на их приобретение отражаются по статье КОСГУ 290 (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Георгиевские ленточки вручаются ветеранам (гражданам), то есть относятся к материальным ценностям, приобретаемым для награждения (дарения). Поэтому расходы на их приобретение (так же как и расходы на приобретение сувенирной продукции) отразите по статье КОСГУ 290.*

Расходы на приобретение плакатов к празднику 9 мая отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных активов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Объясняется это тем, что расходы на приобретение материальных ценностей подлежат отражению по статьям КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Плакаты, приобретаемые к празднику 9 мая, нельзя включить в состав основных средств, так как они не соответствуют определенным критериям. Поэтому включите их в состав материальных запасов и отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Подтверждают такую позицию сотрудники Минфина России в частных разъяснениях.

5. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

V. Классификация операций сектора государственного управления

Статья 290 Прочие расходы*

На данную статью КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения:*

приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:- поздравительных открыток и вкладышей к ним;

— приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т.п.;

— цветов;

иные расходы:*

6. Статья: Приобретаем искусственные цветы

К какому коду КОСГУ относится приобретение декоративных (искусственных) цветов?

Приобретение цветов относится на код 290 «Прочие расходы» КОСГУ, если они – сувенирная или подарочная продукция ( Указания№65н). При этом не уточняется, имеются ли в виду только живые цветы. Поэтому, если приобретение цветов связано с проведением праздничных (или иных аналогичных) мероприятий и дальнейшее использование цветов не предполагается, по моему мнению, наиболее правомерным является использование кода 290 КОСГУ. Если же цветы приобретаются для постоянного внутреннего оформления (интерьера) зданий и помещений учреждения, то выбор КОСГУ, по моему мнению, определяется сроком их полезного использования – соответственно 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».*

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2014

7. Статья: Если проводится корпоратив

Письмо Минфина России от 3 апреля 2013 г. № 03-04-05/6-333

При проведении учреждением корпоративных праздничных мероприятий оно должно принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками. Если персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, невозможно, то дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.*

А нужно ли удерживать НДФЛ с оплаты коммунальных услуг педагогам? Об этом – в материале «Правила налогообложения выплат в пользу педагогов».

ЖУРНАЛ «ЗАРПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ», № 5, МАЙ 2013