Виды медицинской помощи

Организация первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи

Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь оказываются в поликлинике МСЧ в полном объеме. Медицинское обеспечение лиц, находящихся на медицинском обслуживании, организовано по территориально-участковому принципу с разделением на зоны (районы, участки) ответственности.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

— первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается акушеркой и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

— первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами участковыми,

— первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиники.

Распределение прикрепленного контингента по участкам осуществляется начальником поликлиники. В МСЧ организованы 4 терапевтических участка. Обслуживание населения на участках осуществляется врачом-терапевтом участковым. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке — 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше .

Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в поликлинику МСЧ.

Поликлиника является структурным подразделением МСЧ, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и организована для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи. Руководство поликлиникой осуществляет начальник поликлиники-врач МСЧ, на должность которого назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Структура поликлиники и штатная численность устанавливаются начальником МСЧ, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

Для организации работы поликлиники МСЧ в ее структуре предусмотрены следующие подразделения:

регистратура;

кабинеты врачей-специалистов;

стоматологический кабинет;

рентгенологический кабинет;

флюорографический кабинет;

процедурный кабинет;

кабинет функциональной диагностики;

кабинет ультразвуковой диагностики;

эндоскопический кабинет;

кабинет медицинской профилактики;

клинико-диагностическая лаборатория;

физиотерапевтическое отделение.

Оснащение отделений и кабинетов осуществляется в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи.

При необходимости проведения дополнительного обследования и /или специализированного лечения врач-специалист поликлиники МСЧ направляет пациента в медицинскую организацию Минздрава Магаданской области

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых, в полном объеме.

Поликлиника – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе.

Число отделений и кабинетов, их потенциальные возможности определяются мощностью поликлиники и количеством штатных должностей, которые зависят от численности закрепленного за поликлиникой населения. Структура поликлиники (открытие тех или иных отделений, кабинетов и т. п.) зависит от обращаемости населения в это учреждение, от способности поликлиники предоставить больным необходимую медицинскую помощь.

Основные функции и задачи поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

2) оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;

3) своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;

4) экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

5) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;

6) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

7) направление больных на санаторно-курортное лечение;

8) организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Работа городской поликлиники построена по территориально-участковому принципу. Территориальный терапевтический участок является основной структурной единицей поликлиники. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

Врачи любой специальности проводят работу по выявлению заболеваний на ранних, доклинических стадиях, осуществляют систематическое (динамическое) наблюдение, своевременное и качественное лечение больных, предупреждение возникновения и распространения болезней. Для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.

Для выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения.

Профилактический медицинский осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления, необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом»

В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

Одним из важнейших разделов работы врача в поликлинике является экспертиза трудоспособности. В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности»

В неясных и конфликтных случаях, а также при направлении на санаторно-курортное лечение, МСЭ и при решении вопроса о временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется «Журнал для записи заключений КЭК»

В случаях хронических, затяжных заболеваний больного переводят на инвалидность – временную или постоянную. Категорию (группу) инвалидности устанавливает медико-социальная экспертиза, которая организуется при управлениях социальной защиты населения.

Стационар дневного пребывания в поликлинике организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае, на базе которого он организуется. На каждой койке больным в течение 2 – 4 – 6 ч с перерывом в 20 – 30 мин проводятся ежедневное наблюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции.

На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится «Медицинская карта стационарного больного» с занесением в нее кратких сведений из анамнеза, истории заболевания и проводимого обследования и лечения.

Поликлиника – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе.

Число отделений и кабинетов, их потенциальные возможности определяются мощностью поликлиники и количеством штатных должностей, которые зависят от численности закрепленного за поликлиникой населения. Структура поликлиники (открытие тех или иных отделений, кабинетов и т. п.) зависит от обращаемости населения в это учреждение, от способности поликлиники предоставить больным необходимую медицинскую помощь.

Основные функции и задачи поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

2) оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;

3) своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;

4) экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

5) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;

6) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

7) направление больных на санаторно-курортное лечение;

8) организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Работа городской поликлиники построена по территориально-участковому принципу. Территориальный терапевтический участок является основной структурной единицей поликлиники. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

Врачи любой специальности проводят работу по выявлению заболеваний на ранних, доклинических стадиях, осуществляют систематическое (динамическое) наблюдение, своевременное и качественное лечение больных, предупреждение возникновения и распространения болезней. Для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.

Для выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения.

Профилактический медицинский осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления, необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом»

В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

Одним из важнейших разделов работы врача в поликлинике является экспертиза трудоспособности. В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности»

В неясных и конфликтных случаях, а также при направлении на санаторно-курортное лечение, МСЭ и при решении вопроса о временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется «Журнал для записи заключений КЭК»

В случаях хронических, затяжных заболеваний больного переводят на инвалидность – временную или постоянную. Категорию (группу) инвалидности устанавливает медико-социальная экспертиза, которая организуется при управлениях социальной защиты населения.

Стационар дневного пребывания в поликлинике организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае, на базе которого он организуется. На каждой койке больным в течение 2 – 4 – 6 ч с перерывом в 20 – 30 мин проводятся ежедневное наблюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции.

На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится «Медицинская карта стационарного больного» с занесением в нее кратких сведений из анамнеза, истории заболевания и проводимого обследования и лечения.

Поликлиника – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе.

Число отделений и кабинетов, их потенциальные возможности определяются мощностью поликлиники и количеством штатных должностей, которые зависят от численности закрепленного за поликлиникой населения. Структура поликлиники (открытие тех или иных отделений, кабинетов и т. п.) зависит от обращаемости населения в это учреждение, от способности поликлиники предоставить больным необходимую медицинскую помощь.

Основные функции и задачи поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

2) оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;

3) своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;

4) экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

5) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;

6) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

7) направление больных на санаторно-курортное лечение;

8) организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Работа городской поликлиники построена по территориально-участковому принципу. Территориальный терапевтический участок является основной структурной единицей поликлиники. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

Врачи любой специальности проводят работу по выявлению заболеваний на ранних, доклинических стадиях, осуществляют систематическое (динамическое) наблюдение, своевременное и качественное лечение больных, предупреждение возникновения и распространения болезней. Для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.

Для выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения.

Профилактический медицинский осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления, необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом»

В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

Одним из важнейших разделов работы врача в поликлинике является экспертиза трудоспособности. В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности»

В неясных и конфликтных случаях, а также при направлении на санаторно-курортное лечение, МСЭ и при решении вопроса о временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется «Журнал для записи заключений КЭК»

В случаях хронических, затяжных заболеваний больного переводят на инвалидность – временную или постоянную. Категорию (группу) инвалидности устанавливает медико-социальная экспертиза, которая организуется при управлениях социальной защиты населения.

Стационар дневного пребывания в поликлинике организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае, на базе которого он организуется. На каждой койке больным в течение 2 – 4 – 6 ч с перерывом в 20 – 30 мин проводятся ежедневное наблюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции.

На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится «Медицинская карта стационарного больного» с занесением в нее кратких сведений из анамнеза, истории заболевания и проводимого обследования и лечения.

В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в ГБУ РК «Бахчисарайская ЦРБ» на 2019 год бесплатно предоставляются:

  1. первичная медико санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  2. скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  3. паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
  4. стационарная медицинская помощь

Первичная медико санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно гигиеническому просвещению населения. Первичная медико санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

В связи с отсутствием возможности оказания высокотехнологической специализи-рованной медицинской помощи Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивает организацию оказания населению соответствующего вида (по профилю) специализированной медицинской помощи в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотрен-ных Территориальной программой госгарантий.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

  1. экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  2. неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  3. плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан осуществляются:

  1. обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий населения;
  2. профилактические медицинские осмотры и диспансеризация, в том числе взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (работающих и неработающих граждан), обучающихся в общеобразовательных организациях по очной форме, пребывающих в организациях, осуществляющих стационарное обслуживание, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронажную семью, и другие категории;
  3. пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний и аудиологический скрининг.

Напомним, Территориальная программа госгарантий формировалась с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Республики Крым, основанных на данных медицинской статистики. Источниками финансового обеспечения программы госгарантий являются средства обязательного медицинского страхования и средства бюджета Республики Крым.

Согласно Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год, застрахованным, за счет обязательного медицинского страхования, предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, который приведен в приложении Программы государственных гарантий.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

  • экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровья.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

  • вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
  • Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество

Отдельным категориям граждан осуществляются:

  • обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • профилактические медицинские осмотры и диспансеризация определенных групп взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), в том числе работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
  • медицинские осмотры несовершеннолетних, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них;
  • диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью;
  • пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний и аудиологический скрининг.

Также осуществляются:

  • мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Московской областной программы;
  • медицинская реабилитация в медицинских организациях;
  • аудиологический скрининг;
  • проведение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Застрахованные лица имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Программы ОМС дополнительно к базовой программе обязательного медицинского страхования (далее — сверх базовая программа обязательного медицинского страхования) оказываются:

  • первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел III), за исключением заболеваний передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, психических расстройств и расстройств поведения;
  • осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение и профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе III программы, а также мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара; аудиологическому скринингу; применению вспомогательных репродуктивных технологий, включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

Сроки оказания медицинской помощи:

  • оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется безотлагательно;

  • сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологические заболевание не должны превышать 3 рабочих дня;

  • сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);

  • сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

  • сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;

  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дня с момента постановки диагноза онкологического заболевания;

  • сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 7 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния);

  • время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения и географических особенностей территории.

При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию (специализированное структурное подразделение медицинской организации), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной медицинской помощи, в сроки, установленные настоящим разделом.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

18 апреля 2018 года на портале правовой информации был опубликован долгожданный Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико–санитарной помощи детям» (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2018 № 50801, вступил в законную силу 29.04.2018) (далее – Приказ 92н, Положение 92н).

Данный акт по замыслу законодателя должен прийти на смену ныне действующему Приказу Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (далее – Приказ № 366н), однако норма о его отмене пока еще не принята.

Сразу же отметим некоторые новшества Приказа 92н:

  • закрепление территориально–участкового принципа оказания первичной медико–санитарной помощи детям;
  • разделение медицинских организаций, участвующих в оказании данной помощи на 3 группы;
  • использование при оказании первичной медико–санитарной помощи мобильной медицинской бригады;
  • введение стандартов оснащения кабинетов отдельных врачей–специалистов при детской поликлинике (детском поликлиническом отделении) (акушерско–гинекологического кабинета, детского неврологического кабинета, кабинета врача- детского кардиолога, процедурной детского ревматологического кабинета, кабинета врача- детского хирурга с перевязочной и манипуляционной и многих других).

Кроме того, Минздрав России установил, что первичная медико–санитарная помощь (ПМСП) детям может быть оказана с применением телемедицинских технологий.

Несмотря на принятие столь продвинутого порядка об оказании первичной медико–санитарной помощи детям, некоторые его положения вызывают ряд вполне обоснованных и справедливых вопросов, о чем пойдет речь в настоящей статье.

Общие положения нового порядка оказания ПМСП детям

Приказ 92н включает в себя непосредственно Положение об организации оказания первичной медико–санитарной помощи детям, а также 11 приложений, в которых изложены правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы, а также стандарты оснащения структурных единиц медицинских организаций (детской поликлиники (детского поликлинического отделения), дневного стационара детской поликлиники, кабинета врача-педиатра участкового, детского консультативно–диагностического центра).

При этом рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Положением 92н установлено, что первичная медико–санитарная помощь детям включает:

  • первичную доврачебную медико–санитарную помощь;
  • первичную врачебную медико–санитарную помощь;
  • первичную специализированную медико–санитарную помощь.

Что заключает в себя каждый из подвидов первичной медико–санитарной помощи отражено в п. п. 11-13 Положения 92н. При этом отметим, что из оказания первичной специализированной медико–санитарной помощи детям (пункт 13 Положения 92н) по неясным причинам «выпали» врачи–специалисты медицинских организаций, оказывающих, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, что предусмотрено ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323). Сам п. 13 Положения 92н звучит так: «первичная специализированная медико–санитарная помощь детям оказывается врачами–специалистами, включая врачей–специалистов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь».

Также Положением 92н установлено, что первичная медико–санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, что вполне соответствует требованиям части 6 статьи 33 ФЗ № 323.

В соответствии с пунктом 10 Положения 92н медицинские организации, оказывающие первичную медико–санитарную помощь детям делятся на 3 группы:

  • 1 группа – поликлиники, поликлинические отделения при центральных районных больницах и районных больницах, оказывающие первичную медико–санитарную помощь детям;
  • 2 группа – самостоятельные детские поликлиники, поликлинические отделения в составе городских поликлиник, в том числе детских больниц и центральных районных больниц, исполняющих функции межрайонных центров;
  • 3 группа – самостоятельные консультативно–диагностические центры для детей, а также консультативно–диагностические центры и детские поликлиники (отделения) в структуре республиканских, краевых, областных, окружных, городских больниц.

Отметим, что отнесение медицинских организаций к той или иной группе влияет на стандарт оснащения соответствующей структурной единицы медицинских организаций, осуществляющих оказание ПМСП детям.

О территориально–участковом принципе

Приказом 92н предусмотрено, что организация оказания первичной медико–санитарной помощи детям в целях приближения их к месту жительства (пребывания) или обучения осуществляется по территориально–участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (пребывания) или учебы в определенных организациях с учетом положений ст. 21 ФЗ № 323.

Полагаем, что закрепленный территориально –участковый принцип оказания первичной медико–санитарной помощи детям противоречит части 2 статьи 33 ФЗ № 323, поскольку формирование групп обслуживаемого населения для оказания подобной помощи происходит не только по месту жительства и учебы, но и по месту работы. Таким образом по мнению федерального органа власти в России нет работающих детей, а если и есть, то они не нуждаются в медико-санитарной помощи по месту работы.

В соответствии с п. 8 Положения 92н рекомендуемая численность прикрепленных детей на участке составляет 800 детей с учетом штатной численности медицинской организации и ее укомплектованности медицинскими работниками. Аналогичная норма предусмотрена Приказом № 366н.

Также Положением 92н предусмотрено, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленных детей с сохранением штатных должностей врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики (семейных врачей), фельдшеров в полном объеме.

Однако отметим, что в Положении 92н отсутствуют нормы о рекомендуемой численности пациентов врача общей практики (семейного врача) (нет прямого разрешения на совмещение детей и взрослого населения), а, как известно, данный медицинский специалист может оказывать медицинскую помощь и детям, и взрослым.

Полагаем, что было бы разумно продублировать в Приказе 92н норму п. 18 Положения об организации оказания первичной медико–санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее – Приказ № 543н), согласно которой рекомендуемая численность прикрепленного населения на участке семейного врача составляет 1500 человек взрослого и детского населения.

О медицинской помощи в малочисленных пунктах

Небезынтересной является норма Положения 92н об оказании первичной медико–санитарной помощи детям в малочисленных населенных пунктах (далее- МНП).

Так, пунктом 9 Положения 92н установлено, что в МНП, в которых отсутствуют специализированные медицинские организации (их структурные подразделения), в фельдшерско–акушерских пунктах первичная медико–санитарная помощь детям оказывается в офисах врачей общей практики (семейных врачей), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Приказом № 543н.

Во-первых, непонятно какие населенные пункты по мнению федерального органа относятся к малочисленным (Например, Приказ № 543н подразумевает малочисленный населенный пункт с числом жителей менее 100 человек). А во–вторых, в штатной структуре фельдшерско–акушерских пунктов отсутствуют семейные врачи (приложение № 16 Приказа Минздрава России от 15.05.2012 № 543н), а соответственно никакого офиса врача общей практики в данной структурной единице медицинской организации не может быть в принципе.

Таким образом, пункт 9 Положения 92н требует уточнения.

О мобильной медицинской бригаде

Регулятором введены положения о мобильной медицинской бригаде. Так, в соответствии с пунктом 18 Положения 92н первичная медико–санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико–санитарная помощь детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато–географических условий, а также в случаях отсутствия в медицинской организации врачей-специалистов и (или) отдельного медицинского оборудования может быть оказана с использованием мобильных медицинских бригад.

Факультет Медицинского Права приветствует такое нововведение, однако особо обращает внимание на то, что подобная норма предполагает опциональное использование медицинских мобильных бригад. Следовательно, мы не можем говорить о качественной медицинской помощи детям в названных населенных пунктах, если медицинской организацией будет принято решение о неиспользовании мобильных медицинских бригад.

В соответствии с абз. 1 п. 19 Положения 92н состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико–санитарную помощь, медико–географических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также потребности детей в оказании определенного профиля первичной медико–санитарной помощи.

Однако нам представляется размытой норма об обеспеченности медицинских бригад. Так, в соответствии с абз. 3 п. 19 Положения 92н мобильная бригада обеспечивается транспортными средствами, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми для оказания медицинской помощи детям, учебно–методическими пособиями и санитарно–просветительской литературой.

Между тем, к транспортным средствам в соответствии с законодательством РФ в области дорожного движения относятся и велосипед, и мопед, и мотоцикл, и даже конный транспорт. Таким образом, по мнению законодателя в удаленные населенные пункты мобильную медицинскую бригаду можно будет доставить на всех указанных видах транспорта.

Кроме всего прочего, вопросы возникают и к комплектности мобильных медицинских бригад (медицинское оборудование, расходные материалы и лекарственные препараты), а точнее к отсутствию каких –либо требований к указанным единицам оснащения.

О взаимоисключающих положениях Приказа 92н

Приказ 92н помимо всего прочего содержит ряд взаимоисключающих норм.

Так, пунктом 14 Положения 92н установлено, что первичная специализированная медико- санитарная помощь детям оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико–санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении ребенка (его законного представителя) с учетом права на выражение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в соответствии с ч.2 ст. 20 ФЗ № 323.

В то же время пунктом 15 Положения 92н установлено, что при наличии медицинских показаний к оказанию первичной специализированной медико–санитарной помощи врачи–педиатры, врачи–педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) или фельдшер направляют детей к врачам–специалистам медицинских организаций по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование.

Таким образом, не ясно кто полномочен направлять ребенка на оказание первичной специализированной медико–санитарной помощи — медицинские работники, оказывающие первичную доврачебную и первичную врачебную медико–санитарную помощь (данный перечень является более широким) или же специалисты, перечисленные в пункте 15 Положения 92н.

Очевидно, что более соответствующей закону является норма пункта 15 Положения 92н, поскольку в силу п.п. 1 ч. 3 ст. 21 ФЗ № 323 оказание первичной специализированной медико–санитарной помощи осуществляется по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста.

О кабинете врача-педиатра

Приказом 92н установлены требования к организации деятельности кабинета врача- педиатра участкового, а также рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения данной структурной единицы медицинской организации (приложение 1-3 Положения 92н).

В целом в отношении кабинета врача-педиатра участкового ничего не поменялось, функции остались прежними, за исключением введения 2 дополнительных, связанных с процессом цифровизации медицины:

  • организация и проведение консультаций и (или) участие в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий по вопросам оказания медицинской помощи детям в порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н;
  • предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Кроме того, уточнены действия Кабинета по проведению первичного патронажа новорожденных. Так, медицинский работник (в нашем случае врач-педиатр участковый, или медицинская сестра участковая) проводит первичный патронаж не менее двух раз, первое посещение осуществляет не позднее третьего дня после выписки из акушерского стационара (отделения).

Что касается стандарта оснащения кабинета врача-педиатра участкового, то регулятор предусмотрел рабочее место врача (медицинской сестры) с персональным компьютером и выходом в информационно–коммуникационную сеть «Интернет». Однако отметим, что на самом деле выход в Интернет предполагает лишь наличие шнура, в отличии от подключения к данной сети, но не будем придираться.

О детской поликлинике (детском поликлиническом отделении)

Существенные изменения претерпели правила организации деятельности детской поликлиники (отделения). В первую очередь это касается структуры и штата поликлиники.

Так, структура и штатная численность поликлиники (отделения) устанавливаются учредителем или руководителем медицинской организации.

Также для штата указанной организации, кроме специалистов, которые были в Приказе № 366н, впервые рекомендованы: врач клинической диагностики (пришел на смену врачу–лаборанту), врач ультразвуковой диагностики, врач по медицинской реабилитации, врач–эндоскопист. Соответственно для каждой из специальностей рекомендован и отдельный кабинет. Кроме этого, предложено ввести 2 должности медицинского статистика.

Для справки: Обращаем внимание на любопытный статус врача по медицинской реабилитации. Дело в том, что услуга «медицинская реабилитация» присутствует в Положении о лицензировании медицинской деятельности (ПП РФ от 16.04.2012 № 291), виды и условия медицинской помощи по медицинской реабилитации определены Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н. Кроме того, должность врача по медицинской реабилитации предусмотрена Номенклатурой должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (далее – Номенклатура № 1183н). Также по организации медицинской реабилитации действует соответствующий Порядок (Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н), а большое количество медицинских услуг в данной области включено в Номенклатуру медицинских услуг (Приказ Минздрава России о 13.10.2017 № 804н). Несмотря на это «медицинская реабилитация» отсутствует в Номенклатуре специальностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, к данной специальности не установлены квалификационные требования (Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н).

В рекомендуемую структуру детской поликлиники, а также штатные нормативы не включено отделение восстановительной медицины и соответственно врач по восстановительной медицине, что было предусмотрено Приказом № 366н. Данная «потеря» представляется нам вполне вполне логичной, поскольку услуга «восстановительная медицина» не входит в перечень лицензируемых видов медицинской деятельности (ПП РФ от 16.04.2012 № 291), а должность врача по данной специальности — в Номенклатуру № 1183н. Кроме того, квалификационные требования по данной специальности были исключены еще в декабре 2011 года из Приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н, и не вошли в Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.

Остальные медицинские работники (врачи, медицинские сестры), а также иные специалисты (логопед, медицинский психолог и т.д.) благополучно «перекочевали» из Приказа № 366н в новые рекомендуемые штатные нормативы детской поликлиники.

Отметим интересный факт. Рекомендовав в структуре детской поликлиники «отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях», законодатель «забыл» порекомендовать для данного отделения штатную единицу врача–педиатра, как это было предусмотрено Приказом № 366н. Таким образом, предполагаем, что функции врача–специалиста указанного структурного подразделения детской поликлиники скорее всего, будут возлагаться на врача другого отделения (кабинета).

Самой важной новацией Приказа 92н является введение стандартов оснащения каждого кабинета специалиста, включая не только врачей, но и логопеда, медицинского психолога, что отсутствовало в Приказе № 366н. Более того, для некоторых кабинетов и вовсе предусмотрены отдельные процедурные, перевязочные, а также манипуляционные (детский ревматологический кабинет, кабинет врача–детского хирурга, кабинет врача травматолога –ортопеда, кабинет врача-аллерголога – иммунолога).

Особо акцентируем внимание на стандарт оснащения процедурной детского ревматологического кабинета для проведения противоревматической терапии, которая предназначена лишь для подкожного и внутримышечного введения лекарственных средств. В то же время внутрисуставное введение лекарственных средств осталось вне пределов указанной процедурной.

Что касается перечня функций детской поликлиники они практически остались неизменными, за исключением нескольких новых требований, например:

  • организация проведения неонатального скрининга новорожденным и детям первого года жизни (включено 5 заболеваний);
  • проведение 3 этапа медицинской реабилитации в отделение медицинской реабилитации с использованием возможностей детской поликлиники;
  • организация и проведение консультаций и (или) участие в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий по вопросам оказания медицинской помощи детям и др.

Об иных структурах, участвующих в оказании медицинской помощи детям

Как и прежде, для оказания первичной медико–санитарной помощи детям Приказом 92н предусмотрен дневной стационар (новым актом утверждены правила его организации совместно с рекомендуемыми штатными нормативами и стандартом оснащения). В Приказе № 366н речь велась лишь о стандарте оснащения дневного стационара.

Кроме того, утверждены Правила организации деятельности детского консультативного диагностического центра с рекомендуемыми штатными нормативами и стандартом оснащения, которые практически также особых изменений не претерпели, за исключением рекомендации включения в штатную численность медицинской организации врача- детского – онколога.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.