Виды деятельности в спорте

Вниманию охотников!

15 июня 2020 года министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее — министерство) начинает предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Краснодарского края на сезон охоты 2020-2021 годов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года № 2708-КЗ «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края» заявления, поступившие в адрес министерства, до 15 июня 2020 года остаются без рассмотрения!

Итоги выдачи разрешений сезон охоты 2019-2020 годов:

  1. Запланированный объем (максимально возможный к выдаче) — 94 570 разрешений.
  2. Выдано — 39 824 разрешение.
  3. Всего поступило заявлений — 40 424.
  4. Положительное решение получено по 39 824 заявлению (99%).
  5. Отказано в получении — 600 (1 %).

Основная причина отказа (98 %) — неверно заполненное заявление.
При этом 3 230 (8 % от общего количества) заявлений получено посредством обращения в МФЦ Краснодарского края.
Период выдачи разрешений продлился до 30 декабря 2019 года.

Уважаемые охотники, просим Вас учесть итоги выдачи разрешений сезона 2019-2020 годов, внимательно ознакомиться с требованиями административного регламента, изучить образцы заявлений, выбрать наиболее удобное время и способ подачи заявления в министерство

В условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации на территории края, а также с учетом принимаемых ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), доступ в служебные помещения министерства временно ограничен.

ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ в министерстве будет осуществляться в соответствии с режимом работы министерства с 9.00 часов 15.06.2020 ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ ПО ТЕЛЕФОНАМ: (861) 293-78-37, (861) 293-78-38, (861) 293-78-39 при обязательном использовании средств индивидуальной защиты (масок) и соблюдении социальной дистанции заявителями. Список телефонов для предварительной записи в муниципальных образованиях Краснодарского края прилагается. Обращаем внимание, что с целью получения государственной услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края (исключая г. Краснодар) для предварительной записи необходимо обращаться по телефонам территориальных подразделений министерства, осуществляющих предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Краснодарского края на сезон охоты 2020-2021 годов

Во избежание скопления людей при личной подаче заявлений настоятельно рекомендуем воспользоваться дистанционными способами подачи заявления через:

  • почтовое отправление в адрес министерства,
  • электронную почту министерства,
  • портал государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края pgu.krasnodar.ru,
  • многофункциональные центры Краснодарского края в соответствии с режимом их работы. Прием заявлений в МФЦ ведется с 9.00 часов до 18.00 часов исключительно по предварительной записи. Единый номер «горячей линии» МФЦ — 8-800-30-23-444, по которому осуществляется предварительная запись. Также предварительная запись осуществляется посредством Единого портала многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края — http://www.e-mfc.ru, после авторизации в личном кабинете.

Обратите внимание на СРОКИ предоставления и способы получения государственной услуги!

При наличии квитанции об оплате госпошлины и налогового сбора:

1 рабочий день в случае личного обращения в министерство и его территориальные подразделения;

5 рабочих дней в случае обращения по почте, по электронной почте на адрес министерства, через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края pgu.krasnodar.ru, посредством МФЦ.

При отсутствии квитанции об оплате госпошлины и налогового сбора:

7 рабочих дней случае личного обращения в министерство и его территориальные подразделения, а также в случае обращения по почте, по электронной почте на адрес министерства, через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края pgu.krasnodar.ru, посредством МФЦ.

ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ И ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

2) в территориальных подразделениях министерства (90 % от общего числа разрешений): с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00 часов, перерыв с 13.00 до 13.50 часов; в пятницу с 9.00 до 17.00 часов, перерыв с 13.00 до 13.40 часов; в предпраздничные дни с 9:00 до 16:20 часов, перерыв с 13:00 до 13:30 часов.

Как правильно оформить ЗАЯВЛЕНИЕ о получении разрешения.

1. ознакомиться с актуальной картой общедоступных охотничьих угодий Краснодарского края и перечнем охотничьих угодий (мест охоты) для указания в заявлении. В одном заявлении о выдаче разрешения на сезон охоты 2020-2021 годов возможно указать одно охотничье угодье (место охоты) и одну группу видов охотничьих ресурсов (птицу или пушных животных).

2. В заявлении (образец заявления птица без фазана, образец заявления пушные животные без енота-полоскуна) о выдаче разрешения на добычу УКАЗАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:

ВНИМАНИЕ, в случае подачи заявления посредством МФЦ, через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края pgu.krasnodar.ru, по электронной почте на адрес министерства, на почтовый адрес министерства, заявителю необходимо указать место получения разрешения: министерство (г. Краснодар, ул. Северная, д. 275/1, литер «А») или территориальные подразделения министерства, осуществляющие предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Краснодарского края на сезон охоты 2020 — 2021 годов..

Выдача разрешений по месту нахождения министерства (г. Краснодар, ул. Северная, д. 275/1, литер «А») будет осуществляться до исчерпания 10 % от общего числа разрешений, определенных на сезон охоты 2020 – 2021 годов. Заявления, полученные после исчерпания 10 % от общего числа разрешений, определенных на сезон охоты 2020 – 2021 годов, будут направлены для рассмотрения и получения разрешений в территориальные подразделения министерства, осуществляющие предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Краснодарского края на сезон охоты 2020-2021 годов по месту нахождения охотничьих угодий не зависимо от указанного места получения.

Охотник вправе по собственной инициативе указать в заявлении дополнительные сведения, в том числе: почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты, а также сведения о невозможности получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов лично. Указанные сведения позволят уведомить заявителя о готовности результата по государственной услуге.

Одновременно с заявлением о получении разрешения охотникам рекомендуется представить:

1) Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов по по соответствующим реквизитам. Образец заполнения квитанции на оплату государственной пошлины.

2) При подаче заявления о получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов облагаемых ставкой сбора за каждую особь, заявителю рекомендуется представить также документ, подтверждающий уплату налогового сбора в соответствии с пунктами 1-3 статьи 333.3 НК РФ по соответствующим реквизитам. Образец заполнения квитанции на оплату налогового сбора.

УВАЖАЕМЫЕ ОХОТНИКИ, РАЗРЕШЕНИЕ ВЫДАЕТСЯ:
1) охотнику лично на основании предъявляемого им охотничьего билета единого федерального образца;
2) уполномоченному представителю на основании документа, удостоверяющего личность и доверенности.

Перечень документов, в соответствии с которыми министерством предоставляется государственная услуга по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Краснодарского края:

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012 № 204 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»;

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 №379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц»;

закон Краснодарского края от 23.04.2013№ 2708-КЗ «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края».

Внимание, АЧС!

ГОСТ Р 52024-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
И СПОРТИВНЫЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 «Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. № 80-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ (в части терминов и определений)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

Общие требования

Physical culture, health-improvement and sport services.

General requirements

Дата введения 2003-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля.

Требования настоящего стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги (далее — спортивные услуги).

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 физкультурно-оздоровительная услуга: Деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

3.2 спортивная услуга: Деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.

3.3 потребитель услуги: Гражданин (организация), имеющий намерение заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности, а также принять участие в различных видах активного отдыха и проведения досуга при посещении спортивно-зрелищных, культурно-массовых и развлекательно-игровых мероприятиях.

3.4 исполнитель услуги: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги.

3.5 процесс обслуживания: Совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания спортивных услуг.

3.6 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе оказания услуги.

3.7 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять физкультурно-оздоровительные и спортивные потребности потребителя.

3.8 физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения: Здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

3.9 спортивное оборудование: Приборы, аппараты, устройства, которыми оборудуют места проведения соревнований и тренировочных занятий .

3.10 спортивное снаряжение и инвентарь: Комплект предметов, приспособлений, необходимый для обеспечения процесса обслуживания потребителей услуг .

3.11 обслуживающий персонал: Лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию .

4 Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг

4.1 К спортивным услугам относят:

— проведение занятий по физической культуре и спорту;

— проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

— организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;

— предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;

— информационно-консультативные и образовательные услуги;

— прочие спортивные услуги.

4.1.1 Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает:

— занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры;

— разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;

— организацию соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта;

— восстановительные мероприятия и методические консультации;

— реализацию различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.

4.1.2 Проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя:

— спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;

— спортивные праздники;

— спортивно-зрелищные вечера и концерты;

— встречи с выдающимися спортсменами;

— показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений.

4.1.3 Организация и проведение учебно-тренировочного процесса предусматривает:

— обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний в избранной спортивной дисциплине;

— педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка;

— педагогическое воздействие, направленное на компенсацию у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и др. видов готовности к потреблению услуги;

— организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя услуг;

— консультативную помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса.

4.1.4 Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов) населению включает в себя:

— использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований;

— использование объектов для оздоровительного отдыха;

— пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем);

— обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга;

— создание повышенного уровня комфортности в сочетании с организацией досуга.

4.1.5 Информационно-консультативные и образовательные услуги предусматривают:

— информацию общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно-нормативной базе сертификации в отрасли;

— консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы;

— консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги;

— консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирования спортсменов;

— подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил по их эффективному использованию;

— профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.

4.1.6 Прочие спортивные услуги предусматривают:

— организацию ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

— организацию ремонта одежды и обуви;

— прокат спортивного инвентаря;

— обеспечение стоянки транспортных средств потребителей услуг;

— прием на хранение вещей потребителей услуг;

— вызов такси по заказу потребителей;

— другие виды услуг.

5 Общие требования

5.1 Спортивные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида.

5.2 Требования к спортивным услугам должны учитывать интересы потребителей и обеспечивать:

— формирование здорового образа жизни потребителей;

— безопасность и экологичность;

— систему подготовки спортсменов различной квалификации;

— точность и своевременность исполнения;

— эргономичность и комфортность;

— эстетичность;

— зрелищность услуг;

— этичность обслуживающего персонала;

— социальную адресность;

— информативность.

5.2.1 Формирование здорового образа жизни потребителей предусматривает:

— соответствие оказываемой услуги потребностям и физическим возможностям потребителя услуги;

— доступность и обеспеченность населения спортивными услугами;

— использование исполнителем услуги индивидуальных методик (планов) занятий и индивидуальной системы тренировок по выбранным видам услуг;

— использование различных видов общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий по поддержанию здоровья, включая закаливание, массаж, правильное питание и пр.;

— систематическое врачебно-педагогическое обеспечение спортивных услуг в процессе их оказания потребителю;

— распространение знаний о спортивных услугах как важнейшем средстве формирования здорового образа жизни.

5.2.2 Система подготовки спортсменов различной квалификации включает в себя:

— соревнования с учетом цели и направленности спортивной подготовки;

— программно-нормативное, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов;

— соответствие тренировочных нагрузок текущему уровню общей и социальной подготовленности спортсменов;

— использование в практике тренировочного процесса современных достижений научно-технического прогресса.

5.2.3 Точность и своевременность исполнения услуг

Оказываемые потребителям услуги по срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям нормативной, технической и другой документации на услуги конкретного вида.

Исполнитель должен оказывать выбранный потребителем вид услуги в сроки, установленные действующими правилами оказания услуг или договором об оказании услуг .

5.2.4 Эргономичность и комфортность

При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, которое характеризует соответствие условий обслуживания и применяемого спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания и способствует сохранению здоровья и работоспособности потребителя.

5.2.5 Эстетичность

Оказываемая услуга должна соответствовать требованиям эстетичности. Оформление спортивных сооружений, мест оказания спортивных услуг и их интерьеров (включая оформление спортивно-зрелищных мероприятий) должно соответствовать информационно-композиционной целостности и гармоничности, обеспечивать удобство и комфортность при их использовании, а также не должно противоречить обычаям и традициям населения данного региона.

5.2.6 Зрелищность услуг

Обеспечение зрелищности услуг предусматривает:

— доступность спортивно-зрелищных мероприятий для зрителей и его участников;

— рекламное обеспечение предстоящих спортивно-зрелищных мероприятий;

— всестороннюю информацию о ходе спортивно-зрелищных мероприятий;

— торговлю сопутствующими товарами;

— удобство и оформительскую привлекательность спортивных сооружений для зрителей и участников мероприятий;

— привлекательность дизайна спортивной формы для зрителей и участников мероприятий.

5.2.7 Этичность обслуживаемого персонала

При оказании спортивных услуг обслуживающий персонал, включая тренеров, инструкторов, медицинских работников, должен быть приветливым, доброжелательным, коммуникабельным и уметь создавать для потребителей комфортные условия при реализации этих услуг.

5.2.8 Социальная адресность

Требования социальной адресности должны предусматривать:

— доступность и обеспеченность населения спортивными услугами;

— соответствие услуги ожиданиям и физическим возможностям различных групп потребителей, в том числе инвалидов;

— установление режима оказания услуг, а также выбор методов обслуживания потребителей.

5.2.9 Информативность услуг

При оказании спортивных услуг исполнитель обязан предоставить потребителям услуг исчерпывающую информацию об оказываемых услугах.

5.2.9.1 Потребителям спортивных услуг должна предоставляться следующая информация о физкультурно-оздоровительной и спортивной организации:

перечень оказываемых услуг;

условия оказания услуг;

перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

место общего пользования;

правила поведения граждан во внештатных ситуациях;

место нахождения пункта медицинской помощи;

соблюдение правил техники безопасности;

квалификация обслуживающего персонала;

правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

дополнительная информация.

5.2.9.2 Обслуживающий персонал должен провести собеседование (консультацию, инструктаж) с потенциальным потребителем услуг:

о правилах личной безопасности;

об особенностях выбранного вида услуг;

о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;

о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

о полноте и правильности заполнения обязательных документов;

о режиме труда и отдыха, личного поведения потребителя в обществе (для определенного вида услуг).

6 Требования безопасности

6.1 Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды.

6.2 Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя. На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке.

6.3 Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке.

6.4 Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, не подлежащие обязательной сертификации, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

6.5 При оказании спортивных услуг следует соблюдать требования:

— пожарной безопасности по ГОСТ 12.4.004, , ;

— санитарно-гигиенических норм;

— медицинского обеспечения;

— профилактики и предупреждения травматизма.

6.6 Требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям

6.6.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, используемые при оказании услуг, должны соответствовать требованиям -, а также иметь условия для обслуживания инвалидов. Рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок .

6.6.2 Содержание территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должно обеспечивать свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная, санитарная и др. техника) , .

6.6.3 При оказании услуг физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также территория вокруг них должны иметь рабочее, дежурное и аварийное освещение в соответствии с требованиями и .

6.6.4 Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и другим установленным требованиям и .

6.6.5 Предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не должно превышать норм, установленных в ГОСТ 12.1.005 (раздел 3, приложение 2).

6.6.6 Допустимый уровень шума в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должен соответствовать установленным требованиям .

6.6.7 Участки территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, на которых проводятся земляные, строительно-монтажные работы должны быть огорожены и обозначены соответствующими знаками по ГОСТ Р 12.4.026.

6.6.8 Исполнители услуг должны осуществлять регулярную уборку внутри и на прилегающей территории. Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.

6.7 Требования к обслуживающему персоналу

6.7.1 Обслуживающий персонал, оказывающий спортивные услуги, должен иметь соответствующую спортивную и профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке.

6.7.2 Обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества при оказании услуги, а также уметь действовать во внештатных ситуациях (пожар, несчастный случай, ухудшение самочувствия, резкое изменение погодных условий и т.д.).

6.7.3 Обслуживающий персонал, оказывающий спортивные услуги, должен: обеспечивать безопасность процесса оказания спортивных услуг для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды;

соблюдать правила эксплуатации спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; охраны труда и техники безопасности и своевременно проходить соответствующие инструктажи;

знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности персонала, должностные инструкции, соответствующие программы проведения мероприятий по оказанию услуг;

иметь навыки к организационно-методической и преподавательской деятельности;

изучать и учитывать в процессе оказания услуги индивидуальные различия потребителей услуги.

7 Требования охраны окружающей среды

7.1 Оказание спортивных услуг не должно вызывать ухудшения характеристик окружающей природной среды (засоренность территорий, запыленность и загазованность воздуха и т.п.) .

7.2 Экологическая безопасность спортивных услуг должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды согласно государственным стандартам, строительным нормам и правилам, санитарным правилам и нормам, другой нормативной документации.

7.3 Система санитарной очистки и уборки территории должна соответствовать требованиям СанПиН 42-128-4690.

7.4 Исполнители услуг должны обеспечить:

— безопасность при проведении организационно-хозяйственных, технических и иных мероприятий для обеспечения выполнения условий и требований по предупреждению случаев ухудшения характеристик окружающей среды и ликвидации их последствий;

— наличие необходимого уровня знаний обслуживающего персонала в области охраны окружающей среды для предотвращения действий, приводящих к загрязнению окружающей среды.

7.5 Не должно наблюдаться вредных воздействий на окружающую среду как в процессе оказания услуг, так и при их потреблении.

8 Методы контроля

8.1 Для оценки качества и безопасности спортивных услуг используют следующие основные методы контроля:

визуальный — проверка состояния физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря, трасс, маршрутов и пр.;

аналитический — проверка наличия и сроков действия обязательных документов на предоставление услуг, анализ правильности и своевременности заполнения этих документов, врачебно-педагогическое наблюдение за состоянием готовности к оказанию спортивных услуг, проверка профессиональной квалификации обслуживающего персонала, оказывающего услуги и др.;

измерительный — проверка, поверка с использованием средств измерений и испытаний технического состояния спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, средств спасения утопающих (в бассейнах), оборудования спортивных сооружений (зданий, помещений, площадок, используемых при оказании услуг и пр.);

экспертный — опрос тренеров, преподавателей и др. (высшей квалификации) о состоянии качества и безопасности услуг, оценка результатов опроса;

социологический — опрос или интервьюирование потребителей услуг, оценка результатов опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Библиография

Толковый словарь спортивных терминов. Издательство «Физкультура и спорт», 1993 г.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 13 января 1999 г. № 80-ФЗ

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1999 г. № 2003-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ)

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, от 18 апреля 1996 г. № 32-ФЗ, от 24 января 1998 г. № 13-ФЗ)

ППБ-0-148-87 Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений

СП 31-102-99 Свод правил по проектированию и строительству. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных посетителей

СНиП 11-07-85 Физкультурно-спортивные сооружения

СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве

ВСН 46-86 Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения

ВСН 2-85 Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. Подраздел: Физкультурные и спортивные сооружения

СНиП 11-64-80 Строительство и проектирование. Детские дошкольные учреждения. Раздел: Спортивные и физкультурные залы, помещения, спортивные и игровые площадки

СНиП 11-65-73 Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Раздел: Физкультурно-спортивные залы, бассейны, спортивные и игровые площадки

СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения. Раздел: «Здания и сооружения физкультурные и спортивные»

СНиП 2.09.04-95 Административные и бытовые здания. Раздел: «Физкультурно-спортивные здания и сооружения»

МГСН 1.01.99 Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы. Раздел физкультурно-спортивные сооружения

ВСН 1-73 Нормы электрического освещения спортивных сооружений

«Новости светотехники». Раздел: «Освещение спортивных сооружений». Журнал. Вып. 3 423-24. — М., 2000

Закон об охране окружающей среды № 2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Комплексное планирование охраны окружающей среды». Обзорная информация. Вып. 1. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, М., 1979

Ключевые слова: спортивные услуги, общие требования, требования безопасности, методы контроля

Страницы ← предыдущая следующая → Дисциплины, для которых данная дисциплина является пред- шествующей: история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  использовать основные положения и методы социальных, гумани- тарных и экономических наук при решении социальных и профес- сиональных задач (ОК-9);  использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального иссле- дования (ОК-11);  владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни; владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессио- нальной деятельности. 11 Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщить широкие слои населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений. В производстве уменьшается доля физического труда, быт становится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значительных физических усилий. Это обусловливает растущую потребность общества в специальной деятельности по его физическому совершенствованию. Сложилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем больше лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Значительно увеличиваются трудовые затраты, направленные на производство предметов для занятий физической культурой и спортом. Улучшается благосостояние народа, растет спрос на приобретение необходимого для занятий инвентаря, строятся новые физкультурно- спортивные сооружения, зоны отдыха. Физическая культура и спорт сформировались как особый социальный институт, который определяет государственную деятельность по образованию подрастающего поколения, обязательной физической подготовке личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений. В России введены в действие специальные законы о физической культуре и спорте, разработанные на принципах международного права. Средства массовой информации широко пропагандируют и рекламируют 12 деятельность в сфере физической культуры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта. В стране сложилась система профессионального и специального физкультурно-спортивного образования. Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формиро- ванию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и других видов деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции: социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни; интегрирующую – включение человека в непосредственную коллек- тивную деятельность в интересах общества; адаптационную – приспособление человека к различным видам трудовой деятельности; регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физичес- ких качеств и двигательных умений. Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху, повышение работоспособности, на эффективность профессио- нальной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность. Основу физической культуры и спорта составляют упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, 13 составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содер- жательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, повышают уровень физической подго- товки личного состава силовых ведомств. Для решения проблем физической культуры и спорта используются теоретико-методологические основания других наук: философских, медико-биологических, гуманитарных, правовых, экономических и др. Каждая из них делегирует в физическую культуру и спорт природные, философские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Наука о физической культуре и спорте представляет собой систему базовых наук, на которых основываются знания о механизме формирования телесности человека, социально-философских факторах функционирования и развития физической культуры, ее общественных и личностных функциях. В число медико-биологических наук, изучаемых специалистами, входят: анатомия и физиология, биохимия и биомеханика, гигиена и спортивная медицина, лечебная физическая культура, и массаж, а также физкультурно-оздоровительные технологии, реабилитация спортсменов после травм. Общественные и гуманитарные науки включают: историю, эко- номическую теорию, социологию, педагогику, психологию, право, теорию управления. Физическая культура и спорт как наука имеют свою специфику, исследуют функции физического воспитания, физической и профессио- нальной подготовки, оздоровительной физической культуры, а также отдельных спортивно-педагогических видов двигательной активности. В спорте как общественном явлении сформировались следующие основные в и д ы д е я т е л ь н о с т и : труд, образование, игра. Труд включает спортивную деятельность, которая является заня- тием, сопряженным с затратой определенных физических и интеллекту- 14 альных усилий, что направлено на формирование и проявление качеств и умений человека в условиях соревновательной деятельности. Образовательный процесс содержит деятельность, направленную на усвоение знаний и опыта других. Обучение в спорте обращено на разучивание упражнений и спортивных действий, на формирование конкурентных способностей в условиях спортивных состязаний. Уровень развития спортивных качеств и двигательных умений – это результат тренировок, педагогического, психологического взаимодействия тренера и ученика. Игра как мотив к деятельности происходит по взаимному согласию участников и правилам, установленным тем или иным спортивным сообществом. Один из ее признаков – непредсказуемость результатов спортивного поединка. Игры бывают имитационными (подражатель- ными), состязательными (азартными), развлекающими, исследователь- скими, учебными. Спорт относится к социальной созидательной деятельности. Спор- тивные состязания носят характер конкуренции, борьбы за приоритеты, за победу, которая отражает уровень развития личных качеств, умений и достоинств конкретного человека. Теоретическое осмысление феномена спорта определило рас- пространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального, медико-биологического знаний о развитии человека. Например, культурологи рассматривают спорт как явление куль- туры, придерживаясь мнения, что спорт – это особая, самостоятельная деятельность, и относят его к физкультурной деятельности. Такой подход нельзя считать обоснованным, так как он включает в себя не только телес- но-двигательную деятельность, но и умственную, а также техническую. Физическая культура не предполагает состязательности, а спорт без состязательности немыслим. Физической культурой можно заниматься в одиночку, без со- поставления своих результатов с показателями других, спорт – всегда 15 общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом в физической культуре является упражнение, в спорте – тренировка. Одна из функций физи- ческой культуры – подготовка к спорту как особому виду деятельности. Неправомерно также рассматривать спорт и как вид производства. В условиях коммерциализации спорт – это вид производства зрелищных, рекламных, игорных услуг, средство достижения экономической прибыли. В коммерческих целях используют только сопутствующие явления: зрелищность, популярность состязаний и спортсменов, массовость. Коммерческий спорт меняет свою социальную сущность, развитие спортивных качеств перестает быть целью деятельности человека, команды. Он превращается в условия производства специальных услуг, профессиональную сферу деятельности производителя этих услуг. Использование коммерческого спорта в научных целях для исследования потенциала человека является побочным, сопутствующим, не меняющим сущности спорта, но позволяющим оценивать человеческие возможности в экстремальных условиях его деятельности. Спорт нельзя отнести к педагогической деятельности, однако педагогика присутствует в спорте, особенно на начальном этапе формирования спортсмена. Спортивная деятельность в своей основе относится к процессу тренировки и участию в состязаниях. Социальная сущность спорта проявляется в его функциях. Спорт активно участвует в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совместной деятельности. Спорт служит средством общения и регулирования совместной дея- тельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей. Человек, победив в каком-либо виде спорта, обеспечивает престиж, уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Его победа или поражение отождествляется с общностью, представителем которой он является. Важная функция спорта – подготовка к самозащите. Основанием отнесения этой деятельности к спорту служит то, что по-настоящему 16 подготовить и уметь защитить себя можно только с помощью спортивных тренировок. Спорт как состязательная деятельность с целью формирования и выявления высших достижений в телесно-двигательной, умственной и технической деятельности возник на ранних этапах развития человека. Его источник – присущее людям стремление к первенству, обусловленное общественным характером их жизнедеятельности. На отдельных этапах исторического развития спорт играл разную роль в жизни людей, в социальной сфере общества. Первоначально им занимались в свободное от основных занятий время, дни отдыха или по праздникам. Тогда он еще не был специальной деятельностью, не тре- бовал какой-то отдельной подготовки. В дальнейшем к спортивным состязаниям стали специально готовиться. Спортом занимались пред- ставители господствующих классов. Они участвовали в спортивных тре- нировках с целью совершенствования двигательных навыков, качеств, умений. В ходе развития спорта сложилась его стабильная структура, разделение на физические виды, в которых проявляются телесно- двигательные качества спортсменов, на мыслительные и технические виды, умение управлять животными, механизмами, машинами. В различных общественно-экономических отношениях появились виды спорта для аристократов и народа. Во многих странах в зависимости от исторических обстоятельств и среды обитания складывались нацио- нальные и региональные виды спорта. Постепенно выделились массовые виды спорта, которые использовались для отдыха, общения, удовольст- вия, улучшения здоровья, подготовки к самозащите. В дальнейшем сфор- мировался специализированный спорт, целью которого стало достижение высоких результатов. Вершина спортивного мастерства – спорт высших достижений. Одна из главных задач элитного, рекордного, профессионального спорта – завоевание призовых мест. В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состязания 17 становились все более трудоемкими. Они требовали увеличения времени на тренировки, повышения интенсивности занятий, разработки индивидуальных программ. Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионального спорта. Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена – оплачиваемым. Основная тенденция развития спорта – его интернационализация. В мире функционируют свыше двухсот международных спортивных объединений, главное из них – Международный олимпийский комитет (МОК). Общие понятия о средствах физической культуры и спорта Для реализации задач, решаемых в высшем учебном заведении, используются многие средства физического воспитания и образования. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности. В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения – это движения и действия, направленные на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определится образовательными программами. 18 Рис. 2. Основные средства физической культуры Бег, ходьба, прыжки и другими упражнения развивают силу, вынос- ливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подго- товки и плавания вырабатывают специфические физические и психологи- ческие качества, прикладные навыки. Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико- биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улуч- шается координация движений, укрепляется здоровье. При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умст- венные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти внимания. 19 Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особен- ностей человека. При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Тех- ника упражнения постоянно совершенствуется и определяется прост- ранственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом. Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах. По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), упражнения ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх). По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); направленности, когда осуществляется развитие мыши рук, ног, шеи, спины или мышечных групп. Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов. Оздоровительные силы природы – это солнце, воздух, вода, другие 20 Страницы ← предыдущая следующая →

ТЕМА 2

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Шаруненко Юрий Михайлович кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»

г. Орел

THE ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITY PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ORGANIZATIONS

«(Prioksky state university», Orel

Аннотация. Международной хартией физического воспитания и спорта, признано, что физическая культура и спорт являются важными компонентами непрерывного образования граждан, особенно подрастающего поколения. При этом физическое воспитание рассматривается как образовательный компонент, базовая составляющая системы и процесса образования, а спорт — как область развития и реализации спортивных (физических, двигательных) способностей и возможностей организма человека. Этот вид деятельности в любом образовательном учреждении тесно связан с педагогикой, психологией, социологией и другими гуманитарными науками.

Само современное образование развивается как система, синтезирующая все положительное классического образования и прогрессивные достижения инновационных педагогических моделей. Практическая деятельность по управлению развитием образования, в целом и образовательным учреждением спортивного профиля, в частности, представляет собой источник развития педагогической теории управления. Педагогическая теория управления, являясь средством познания, изучения и прогнозирования практики, служит в то же время средством обновления процесса управления развитием образования и образовательных учреждений, создает критерии оценки его результативности.

Формирование и развитие современной целостной системы управления образовательным учреждением, разрешается на основе диалектического метода познания и принципа единства теории и практики и реализуется через цели, содержание, методы и формы управления.

В научной литературе управление рассматривается как функция систем, обеспечивающая поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление учреждением относится к управленческому труду, предметом которого является информация о состоянии объекта управления и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Так В.П.Беспалько выделяя сущность управления, определяет: «… управление -это механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей» .

А.А. Хохлов дает структурные характеристики управления через ряд последовательных действий субъекта власти: анализ и диагностика кадровой ситуации; выработка и принятие кадровых решений, планирование; организация их выполнения (структуризация субъекта, объекта, механизма их взаимодействия и среды их функционирования); контроль и корректирование исполнения решений; учет и информационное обеспечение этой деятельности, управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества» .

М.К. Бочаров выделяет в управлении цели и факт (результат) его достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий» .

Процесс управления состоит из взаимосвязанных действий, объединенных в ряд основных взаимосвязанных элементов, которые охватывают весь цикл управления и пронизывают все конкретные действия, выполняемые подразделениями организации, руководителями, специалистами и другими служащими.

Выделены ряд положений общей теории управления, обеспечивающие создание, становление и эффективное функционирование образовательного учреждения: целенаправленная и интегрированная деятельность субъектов педагогического процесса; обязательное развитие образовательного учреждения; применение управленческих действий (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).

Эффективность управления определяется свойствами: целенаправленностью, системностью, прогностичностью, цикличностью, демократичностью и пр. Оно достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений;

используются критерии конечного результата; имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор и др.

Результатом категории «управление» многочисленные авторы выделяют: упорядочение системы, обеспечение целостности, взаимосвязь компонентов организационных систем; называют условия, касающиеся качества субъектов управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность и др.

При смене социально-экономических формаций идет смена форм управления: трансформация и модернизация деятельности, как государства, так и любого структурного подразделения, учреждения и пр.

Трансформация систем в переходный период предполагает движение к некоторому заданному идеальному образу — модели системы. Неизбежность соответствующих преобразований представляется следствием в результате общих закономерностей развития общества, производства.

Трансформация (в переводе с латинского языка) означает преобразование, превращение, видоизменение. Следовательно, трансформация сопряжена с изменением системы, но таким изменением системы, при котором происходит ее качественное перерождение, развитие. В литературе этот термин часто используют наравне с понятиями: «период реформирования», «переходный период» или как синоним категории «развитие».

Вместе с тем, категории развитие и трансформация — не синонимы и хотя они отражают один процесс, но каждая при этом имеет свое специфическое содержание и выражает конкретное отношение. Все изменения системы можно рассматривать как непрерывный процесс, протекающий в пространстве и во времени. При этом развитие — это периоды ее совершенствования, прогрессивного движения вперед. Развитие связывают с формированием системы, становлением ее положительных свойств, с прогрессом, эволюцией, который может иметь различные формы, например, модернизации.

Трансформация системы происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты трансформации имеют многоаспектное значение: экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.

Процесс трансформации — процесс качественного преобразования системы, смены этапов экономического развития стран, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного развития. Можно говорить о различных направлениях трансформации, различных механизмах трансформации (объективном, субъективном), о трансформации отдельно взятой системы и совокупности социально-экономических систем. Такое толкование данного термина не противоречит его смысловым толкованиям во всем историческом периоде формирования теории.

В ряде исследований термин «трансформация» рассматривается как: ^ дискретный процесс качественных преобразований системы ; ^ изменение структуры или как смена порядка системы ; ^ непрерывности изменения социально-экономических систем или отдельных их блоков по их глубине, интенсивности, охвату элементов системы (общесистемные или отдельных звеньев системы), по характеру (или длительности) (темпы и скорость) и типу процесса (эволюционный или революционный), по соотношению и роли субъективных и объективных факторов .

Нами взяты за основу суждения Ю.М. Осипова, который пишет: «Транс — это «через», а «ция» — это движение, делание. Движение от формы к форме через отрицание старой формы и делание новой формы, т.е. через-отрицание-делание, есть трансформация, т.е. переобразование. Никакого другого смысла в явление и понятие трансформации вкладывать, видимо, не следует, — здесь все и так прозрачно ясно». В такой трактовке трансформация — непрерывный процесс, суть которого заключается в качественных преобразованиях, изменении форм способа деятельности .

Кардинальные изменения социально-экономических условий, произошедшие в России в результате реформ, начатых в 90-е годы XX века, обозна-чили новые направления развития профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И поэтому проблема устойчивого функционирования и развития образовательной системы учреждений спортивного профиля в результате расширения форм управления спортом стала весьма актуальной.

Для выявления основных направлений трансформации и объективного прогнозирования развития системы управления государственного физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокой квалификации в новых сложившихся финансово-экономических и социально-политических условиях представляется целесообразным ознакомиться с опытом организации данных учреждений и особенностей управления ими в разные годы.

После октябрьской революции 1917 года с 1918 по 1920 г.г. был образован государственный орган управления советской системой физического воспитания -Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В 1920 году был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930г. был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР, а в 1936г. — получил наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). С этого времени структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненности нижестоящих организаций выше стоящим, не менялась до 1991 года.

Основной организационной формой отечественной системы физического воспитания являлись обязательные уроки в учебных заведениях всех типов -детских садах, общеобразовательных школах, средних учебных заведениях, вузах, а также занятия в различных секциях и кружках, построенные на основе добровольного участия. Физическая культура включалась в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения, органах Народного комиссариата просвещения. В производственных коллективах и учебных заведениях физкультурно-оздоровительной и спортивно — массовой работой с сотрудниками, учащимися и студентами занимались Советы коллективов физической культуры.

Для подготовки спортивных резервов в стране была создана сеть детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов со спортивной направленностью. Подготовкой спортсменов высокой квалификации занимались школы высшего спортивного мастерства, училища подготовки олимпийского резерва. К спортсменам высокой квалификации относятся спортсмены, имеющие звания кандидат в мастера спорта и выше.

Для их успешной подготовки создавались специальные условия, способствующие повышению уровня спортивного мастерства и получения среднего

(полного) общего и среднего профессионального образования, которое понадобится спортсмену в будущем, после завершения спортивной карьеры. Эти учреждения имели утвержденный администраторский и тренерско-преподавательский штат, фиксированную заработную плату, материально-техническое обеспечение, программы обучения, календарь спортивных соревнований.

Действовала налаженная единая система соревнований. Так, например, раз в четыре года проводились Республиканские и Всесоюзные Спартакиады народов СССР, ежегодно проводились первенства страны по культивируемым в стране видам спорта. Им предшествовали соревнования на местах: внутри производственных и учебных коллективов, городские, областные, краевые первенства. По результатам соревнований формировались сборные команды, которые защищали спортивную честь своего города, области, края, республики, страны на соревнованиях более высокого ранга. Такие меры способствовали плодотворному функционированию системы государственной непрерывной централизованной подготовки спортивного резерва страны и сборных команд по видам спорта. В случае достижения учеником-спортсменом высокого спортивного результата его тренер мог получить в какой-то форме поощрение.

Система подготовки спортсменов высокой квалификации успешно действовала во все годы существования Советской власти и давала настолько положительный результат, что была перенята другими странами, например, Китаем, Германией, Испанией и др.

В связи с тем, что в XXI веке спорт становится важной отраслью экономики многих стран, в него вкладываются значительные финансовые средства, большое количество рабочей силы в мировом спортивном движении к началу нового столетия произошла его довольно глубокая дифференциация. В реальной практике это проявилось отличием видов спорта друг от друга, различием типов спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности. К специфическим признакам подготовки спортсменов высокой квалификации явилось направленность на:

^ усиление состязательно-достиженческих установок личности, что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения;

^ унификацию состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения и способов оценки достижений, закрепленных официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный статус;

^ регламентацию поведения соревнующихся по принципам неантагонистической гуманной конкуренции, закрепляемой официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил общечеловеческое признание в Олимпийской хартии и других международных документах, касающихся спорта;

^ системное воспроизведение соревнований, по реализации достиженческих возможностей спортсмена в избранном виде деятельности по установленным правилам с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам.

Указанные специфические особенности привели к росту спортивных достижений, высокой конкуренции между спортсменами, более рельефно стала проявляться тенденция существенных различий общедоступного спорта и спорта

высших достижений. Однако многие спортивные функционеры и стоявшие над ними руководители рассматривали массу вовлеченных в спорт людей главным образом как своего рода материал, из которого отбираются резервы для пополнения сборных спортивных команд, выступающих на престижных соревнованиях. На весь многоликий спорт распространялись лозунги типа «От значка ГТО — к олимпийской медали!».

Такого рода уклон в руководстве спортивным движением рано или поздно неизбежно вступает в острое противоречие с объективно необходимыми тенденциями разнообразного и дифференцированного развития спорта в обществе. Именно этот процесс и характеризовал российскую практику переходного периода, в том числе и сферу спорта, как две стороны одной медали.

С одной стороны, спорт высших достижений ориентирован на поиск новых, неизведанных путей к высотам человеческих свершений. Закономерности реализации такой установки неизбежно ведут к профессионализации данного раздела спорта. При этом, высшие спортивные достижения человечества в современной реальности доступны только тем, кто на многие годы посвящает себя спорту как доминирующей деятельности. Спорт в таком случае естественным образом превращается в основной вид деятельности спортсмена и основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни, что, по сути, становится профессией (в общепринятом понимании слова) и требует все больших экономических вливаний.

На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 1999г. появилось понятие: профессиональный спорт. Наряду с понятиями спортсмен-любитель, человек, постоянно занимающийся спортом в свободное от основной работы время, возникло определение «спортсмен-профессионал». Готовя спортсменов для спорта высших достижений, учреждение спортивного профиля опирается на положения, изложенные в Письме Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006г. № СК-02-10/3685. На основе этого положения гражданин Российской Федерации имеет право профессионально заниматься спортом в качестве спортсмена или судьи по какому-либо виду спорта, как на территории РФ, так и в других государствах.

Согласно указанному закону, спортсмен-профессионал — это спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

С другой стороны, принятое постановление об оказании услуг населению в непроизводственной сфере от 18 марта 2003 г. № 80-ст на основе Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» способствовало появлению спроса на оказание физкультурно-оздоровительных услуг со стороны населения. Стало очевидным, что спортивная деятельность может быть не главной, не самоцелью, когда целевой результат спортивной деятельности не сводится к «голам, очкам, секундам», а ведет к необходимому отдельному человеку уровню физического и духовного развития, к общей дееспособности и здоровью .

Поэтому управленческие решения государства по развитию спорта и системе подготовки спортсменов были дифференцированы на следующих направлениях:

— массовый «спорт для всех», который реализует социальную политику государства, направленную на пропаганду здорового образа жизни среди населения страны;

— спорт высших достижений, удовлетворяющий мотивационные потребности граждан страны и способствующий осуществлению патриотического воспитания;

— профессиональный спорт, обеспечивающий зрелищное удовлетворение населения страны;

— коммерческий спорт, являющийся зрелищным удовлетворением и сферой услуг общества.

Становление различных направлений, разделов и подразделов в социальной практике спорта увеличивает возможности удовлетворения потребностей личности и общества, спроецированных на спорт. При этом, естественно, увеличивается и сложность проблем адекватного управления его трансформацией и развитием. Изменения социально-правовой стороны сферы спорта повлекло за собой экономические инновации, породили новые инфраструктуры (государственные, общественные, частные и пр.), обеспечивающие нормальное функционирование каждого направления развития спорта. Впервые появились новые формы управления, в частности, оказание физкультурно-оздоровительных и др. услуг.

Деятельность организаций государственного и общественного сегмента во многом близки — укрепление здоровья населения мероприятиями в области физической культуры и спорта. Принципиальное различие заключается в том, что деятельность организаций государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего — подрастающего поколения, а общественного сегмента -нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения.

В общественном сегменте производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта).

Деятельность организаций коммерческого сегмента — извлечение прибыли. Для достижения этой цели организации, предоставляющие услуги физической культуры и спорта, осуществляют эффективное использование ресурсов, исследование рыночной конъюнктуры, устанавливают конкурентоспособные цены и др. (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, ведущую роль в предоставлении услуг физической культуры и спорта играют организации общественного и государственного сегмента, предоставляющие общественные блага (услуги) в интересах общества в целом. Организации, оказывающие услуги в государственном и общественном регулировании выполняли ряд функций. В государственном сегменте производятся общественные блага (любительский спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; целевые программы развития массовой физической культуры и спорта на государственном и региональном уровнях), социально-значимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного образования и дошкольного воспитания, в государственных внешкольных физкультурно-оздоровительных организациях, услуги лечебной физкультуры и реабилитации инвалидов), а также обеспечивается система

государственных минимальных стандартов, удовлетворяются потребности населения в физической активности (рис. 1).

Таблица 1

Организации, оказывающие услуги в сфере физической культуры и спорта

Сегмент управлен ия Задачи деятельности Организации

Государст венный Обеспечение государственных минимальных стандартов в сфере физической культуры и спорта: удовлетворение потребности населения в физической активности, во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Учреждения основного образования (школы, вузы, техникумы, колледжи) и дополнительного образования (спортивные школы, училища олимпийского резерва)

Обществе нный Развитие, популяризация и пропаганда видов спорта; организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; повышение роли отдельных видов спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности; укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Коллективы физической культуры, клубы физической культуры и спорта, федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества и т.п.

Коммерче ский Извлечение прибыли, увеличение доли на рынке, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг Спортивно-оздоровительные центры и клубы

Практика и анализ литературных источников показывает, что в условиях рыночной экономики управление учреждением спортивного профиля станет эффективным, если оно предстает как:

^ всеобъемлющая форма деятельности, обеспечивающая предоставление спортсмену максимально благоприятные условия материального обеспечения;

^ целенаправленная деятельность государства в лице его органов по всемерному обеспечению процесса формирования и развития личности спортсмена с учетом воздействия на нее негативных факторов и поиском путей их нейтрализации при предоставлении возможностей для его самоопределения и самоутверждения в жизни;

^ совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ Страница 67 / 161

социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни как фактор обеспечения предпосылок должного качества жизни» .

Рис. 1. Общие и специфические цели деятельности организаций общественного и

государственного сегментов

Таким образом, на основании анализа рассмотренного материала, можно определить, что принятие законодательных актов, указов, приказов, директив является обязательными для исполнения федеральными и территориальными государственными органами управления физической культурой и спортом, а также общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В то же время, анализ этих документов дает основание определить, что государство предоставляет только возможность использования этих прав. Реализация всех законодательных документов осуществляется в субъектах федерации индивидами.

Проведенный анализ дает основание определить, что в настоящее время в стране нет единой концептуальной модели эффективного управления деятельностью государственной физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации. Создавшееся положение обусловлено тем, что все принятые нормативные правовые документы в сфере физической культуры и спорта не имеют достаточной логической связи между собой. Они не являются обязательными для исполнения в регионах Российской Федерации, т.к. не подкрепляются финансированием из средств государственного бюджета. Эмпирической поддержки требует и утверждение о том, что новая система управления должна быть рациональна и эффективна в сфере изменившегося финансового обеспечения деятельности спортивного учреждения по подготовке спортсменов высокой квалификации преимущественно олимпийских видов спорта.

Список литературы

3. Губина Е. М. Комплексная методика подготовки будущих менеджеров в вузах физической культуры на основе личностно ориентированного подхода автор дисс. канд. пед. наук.- 13.00.04.- 29 апреля 2008 г.

4. Исаев А.А. Спортивная политика России Текст. / А.А. Исаев. М.: Советский спорт. — 2002. — 512 с.

£Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Isaev A.A. Sport Russian policy text. /A.A Isaev. M.: Soviet Sport. — 2002. — 512 p.

Эта группировка включает:
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей
Мероприятия проводятся организациями, имеющими или не имеющими свои спортивные объекты
Эта группировка включает:
— деятельность спортивных клубов: футбольных клубов, кегельбанов, плавательных клубов, гольф-клубов, боксерских клубов, клубов любителей зимних видов спорта, шахматных и шашечных клубов, легкоатлетических клубов, стрелковых клубов и т.д.
Эта группировка не включает:
— индивидуальные занятия с тренерами и преподавателями;
— деятельность спортивных объектов;
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей спортивными клубами
Эта группировка включает:
— деятельность клубов по фитнесу и бодибилдингу
Эта группировка не включает:
— индивидуальные занятия с тренерами и преподавателями
Эта группировка включает:
— деятельность организаторов спортивных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты;
— деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, рефери, хронометражистов и т.д.;
— деятельность спортивных лиг;
— деятельность, связанную с рекламой спортивных событий;
— деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей;
— деятельность охотничьих и рыболовных заповедников;
— деятельность проводников в горах;
— деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой
Эта группировка не включает:
— прокат спортивного инвентаря;
— деятельность спортивных школ и школ спортивных игр;
— деятельность спортивных инструкторов, преподавателей, тренеров;
— организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей спортивными клубами с собственными сооружениями или без;
— деятельность парков и пляжей
Эта группировка включает:
— широкий перечень организаций, которые эксплуатируют сооружения или предоставляют услуги по организации досуга и развлечений своим клиентам, в зависимости от их пожеланий
Эта группировка включает:
— деятельность различных аттракционов, включая механические и водные, игры, шоу, тематические выставки и площадки для пикников
Эта группировка не включает:
— деятельность по организации спортивных мероприятий;
— деятельность в области театрального искусства, музыки и прочих видов искусства и организации развлечений