Ведение воинского учета в организации

«Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)

  • Методические рекомендации
    • I. Общие положения
    • II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях
    • III. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях
    • IV. Документы по ведению воинского учета в организациях
    • V. Ответственность за правонарушения в области воинского учета
    • VI. Стимулирование воинского учета
  • Приложение N 1. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций
    • Приложение. Перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в организациях
  • Приложение N 2. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
    • I. Военно-учетные специальности
    • II. Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
      • 1. Связь
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
      • 2. Вычислительная техника
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
      • 3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
      • 4. Медицина
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
      • 5. Полиграфия
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Профессии среднего профессионального образования
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
      • 6. Картография
        • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
        • Специальности среднего профессионального образования
        • Специальности и направления подготовки высшего образования
  • Приложение N 3. Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации
    • I. Обязанности граждан по воинскому учету
    • II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
  • Приложение N 4. Приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе
  • Приложение N 5. Личная карточка работника (Унифицированная форма N Т-2, Форма по ОКУД 0301002)
    • I. Общие сведения
    • II. Сведения о воинском учете
    • III. Прием на работу и переводы на другую работу
    • IV. Аттестация
    • V. Повышение квалификации
    • VI. Профессиональная переподготовка
    • VII. Награды (поощрения), почетные звания
    • VIII. Отпуск
    • IX. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством
    • X. Дополнительные сведения
    • XI. Основание прекращения трудового договора (увольнения)
  • Приложение N 6. Личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма N Т-2ГС(МС), Форма по ОКУД 0301016)
    • I. Общие сведения
    • II. Сведения о воинском учете
    • III. Прием на работу и переводы на другую работу
    • IV. Присвоение квалификационного разряда, классного чина, дипломатического ранга, воинского звания
    • V. Аттестация
    • VI. Повышение квалификации
    • VII. Профессиональная переподготовка
    • VIII. Государственные и ведомственные награды, почетные звания
    • IX. Отпуск
    • IX. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством
    • X. Дополнительные сведения
    • XI. Основание прекращения трудового договора (увольнения)
  • Приложение N 7. Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет
    • Порядок заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек на военнообязанных и призывников
    • Приложение N 1. Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе
    • Приложение N 2. Составы и воинские звания граждан, пребывающих в запасе
  • Приложение N 8. Отметки в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности
    • Образец штампа об отношении к воинской обязанности (вносимый военными комиссариатами муниципальных образований)
      • Образец штампа для лиц мужского пола
      • Образец штампа для лиц женского пола
    • Образец штампа об отношении к воинской обязанности (вносимый органами внутренних дел)
    • Образец штампа об отношении к воинской обязанности (вносимого специальным принтером)
      • Образец штампа для лиц мужского пола
      • Образец штампа для лиц женского пола
  • Приложение N 9. Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, и принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации)
  • Приложение N 10. Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете
  • Приложение N 11. Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году
  • Приложение N 12. Порядок проведения организациями сверок сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления
    • Приложение. Список граждан, пребывающих в запасе, работающих в _____, для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках
  • Приложение N 13. Порядок сообщения организациями об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, в военные комиссариаты
    • Приложение N 1. Листок сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете
    • Приложение N 2. Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете
  • Приложение N 14. Расписка о приеме документов воинского учета граждан (Форма N 10)
  • Приложение N 15. Именной список граждан женского пола, получивших подготовку по профессии (специальности, направлению подготовки) и подлежащих постановке на воинский учет
  • Приложение N 16. Составы запаса
  • Приложение N 17. План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе
    • Бронирование граждан, пребывающих в запасе
    • Составление отчетности
    • Другие мероприятия
  • Приложение N 18. Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Приложение N 19. Обучение специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
  • Приложение N 20. Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
    • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
      • Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
      • Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет
      • Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
      • Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
      • Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
      • Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования
      • Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Открыть полный текст документа

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2019 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.