Валютная операция

УДК 349.74 ББК Х402.4

DOI: 10.14529/^160410

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

А. В. Тихомирова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В результате проведенного исследования действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», установлено, что категория «валютная операция» законодателем не раскрыта, а лишь содержит закрытый перечень операций, которые признаются валютными. На первый взгляд, валютная операция — это обычная гражданско-правовая сделка. Действительно, в ходе ее совершения происходит переход права собственности на валютные ценности, а в случае с нерезидентами — на внутренние ценные бумаги. Кроме того, в тех или иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности, а в случае с нерезидентами и валюта РФ, и внутренние ценные бумаги, могут служить средством и формой расчетов. Автор вполне обоснованно опровергает данный посыл и делает вывод об особенностях валютных операций.

Ключевые слова: валюта, валютные ценности, валютная операция, резидент, нерезидент, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, валютные ограничения, государственный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в п. 9 ч. 1 ст. 1 содержит лишь закрытый перечень операций, которые признаются валютными, но при этом само понятие «валютная операция» не раскрывает:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

г) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории РФ,

на счет того же лица, открытый за пределами РФ;

д) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.

При поверхностном взгляде на этот легальный перечень можно решить, что валютная операция — это обычная гражданско-правовая сделка. Действительно, в ходе ее совершения происходит переход права собственности на валютные ценности, а в случае с нерезидентами — на внутренние ценные бумаги. Кроме того, в тех или иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности, а в случае с нерезидентами и валюта РФ, и внутренние ценные бумаги, могут служить средством и формой расчетов.

Описывая валютные операции, законодатель не использует цивилистические термины «купля-продажа» или «торговля», а применяет более широкие понятия, такие как «приобретение» и «отчуждение», «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод» .

Валютной операцией будет являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании). В этом случае валютная операция имеет

ярко выраженный публичный характер, так как вытекает из налоговых (финансовых) отношений. Или другой пример — ввоз в РФ и вывоз из России иностранной валюты также подтверждает публичный характер данной валютной операции.

Устав Международного Валютного Фонда подразделяет валютные операции на следующие виды: платежи и переводы по текущим сделкам и платежи, связанные с движением (переводом) капитала. Данный Устав запрещает государствам-членам МВФ налагать какие-либо ограничения на платежи по текущим сделкам без согласования с Фондом, а ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Необходимость разделения валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, вызвана неодинаковым подходом государства к их регулированию и введению ограничений на них.

Так, к валютным операциям, связанным с движением капитала, можно отнести: а) операции по внешнеторговым договорам, договорам займа и кредита; б) операции, связанные с обращением ценных бумаг и исполнением резидентами своих обязательств по ценным бумагам; с куплей-продажей иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на внутреннем валютном рынке России и др.

Пункт «ё» ст. XXX Устава МВФ прямо называет следующие операции текущими: 1) все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов; 2) платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных инвестиций; 3) выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций; 4) умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы.

Частные переводы — это переводы, не связанные с предпринимательской или иной коммерческой деятельностью и не направленные на извлечение прибыли. Такие операции могут проводиться не только между физическими лицами — резидентами и физическими

лицами — нерезидентами, но и между физическими лицами — резидентами.

С учетом классификации МВФ к текущим операциям можно, например, отнести переводы физических лиц — резидентов из РФ и в РФ без открытия банковских счетов иностранной валюты и российских рублей в порядке, установленном ЦБ РФ (Указание Банка России «Об установлении суммы перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» от 30 марта 2004 г. № 1412-У).

Валютную операцию отличает и специальный субъектный состав. Так, участниками валютных операций могут быть только:

1) резиденты (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании): 1.1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; 1.2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; 1.3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; 1.4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; 1.5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; 1.6) РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) нерезиденты (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании): 2.1) физические лица, не являющиеся резидентами; 2.2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; 2.3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных го-

сударств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; 2.4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; 2.5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

3) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Например, в РФ только через уполномоченные банки проводится купля-продажа иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных.

В зависимости от принадлежности участника валютной операции к той или иной категории различается и правовой режим их осуществления .

Следующей особенностью валютных операций является то, что они могут быть ограничены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным элементом валютного регулирования являются валютные ограничения. Они используются с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют, а также концентрации наличной иностранной валюты в руках государства.

Валютные ограничения — это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с валютными ценностями.

Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства в разные периоды времени прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. К настоящему времени в экономически развитых странах значительно расширены права резидентов и в основном сняты ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами, в отличие от развивающихся стран. Применение валютных ограничений способствует перераспределению валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) в пользу государства.

В России применяются прямые и скрытые валютные ограничения.

I. Прямые валютные ограничения:

1.1) прямой запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9 Закона о валютном регулировании);

1.2) требование проводить расчеты при осуществлении валютных операций резидентов через банковские счета в уполномоченных банках и переводами электронных денежных средств (ч. 2 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании);

1.3) требования о запрете идентификации личности при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Такие случаи предусмотрены, в частности, ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ;

1.4) требование ст. 13 Закона о валютном регулировании об открытии нерезидентами банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте и национальной валюте только в уполномоченных банках;

1.5) требование о репатриации валюты -это установление своеобразных административных и экономических барьеров на пути проведения нежелательных или невыгодных для государства с позиций направления валютной политики валютных операций .

Часть 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании устанавливает закрытый перечень оснований, освобождающих резидента от этой обязанности;

1.6) установление ЦБ РФ количественных валютных ограничений.

Банк России конкретизирует порядок и устанавливает ограничение суммы перевода денежных средств физическим лицом — резидентом из РФ без открытия банковских счетов (кроме почтового перевода), не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США (Указание Банка России «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» от 30 марта 2004 г. № 1412-У);

I.7) ограничение права совершать сделки по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет и по поручению своих клиентов (включая кредитные организации) (п. 2.1 Указания Центрального Банка РФ «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» от 12 февраля 1999 г. № 500-У).

Данное ограничение вводится ЦБ РФ. В случае неоднократного применения к уполномоченному банку таких мер Банк России вправе отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций.

II. Скрытые валютные ограничения от прямых отличает фискальная направленность. К таким ограничениям ст. 12 Закона о валютном регулировании относит уведомление налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за границей, изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ (Приказ Федеральной налоговой службы «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации» от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457@).

Вышеуказанное позволяет утверждать, что валютные ограничения являются основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних властных предписаний, характеризуются признаками государственного принуждения, а необходимость использования указанных ограничений напрямую зависит от экономической ситуации в стране и влияет на систему денежного обращения.

И последней особенностью валютных операций является то, что все они, и свободно совершаемые, и совершаемые с ограничениями, подлежат валютному контролю.

Валютный контроль — это деятельность уполномоченных органов государственной власти и иных организаций по систематическому наблюдению и анализу соблюдения

требований валютного законодательства субъектами, осуществляющими валютные операции, направленная на предупреждение, выявление, пресечение валютных правонарушений и привлечение нарушителей к ответственности.

Валютный контроль представляет собой:

а) проверку и наблюдение с целью проверки (ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании);

б) стадию конкретных управленческих действий государства (установив требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20));

в) форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений (посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных операций, что позволяет оценить результаты реализации норм валютного законодательства и провести корректировку);

г) средство поддержания правопорядка в валютной сфере .

Центральный Банк взаимодействует с органами валютного контроля, координирует взаимодействие уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 2. ст. 22 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля относятся ЦБ РФ и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

1. Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами (ст. 54 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ).

ЦБ РФ как орган валютного контроля осуществляет следующие полномочия: 1) издает обязательные для исполнения нормативные акты (указания, инструкции и положения); 2) контролирует осуществление валют-

ных операций кредитными организациями; 3) взаимодействует с другими органами валютного контроля; 4) координирует взаимодействие уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ; 5) определяет передаваемый уполномоченными банками таможенным и налоговым органам объем информации, обеспечивающий выполнение ими функций агентов валютного контроля; 6) вводит единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами; 7) контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, — Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (п. 2 Указа Президента РФ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 г. № 41).

Анализ законодательства позволяет выделить исключительные права органов валютного контроля: 1) издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования; 2) выдают предписание об устранении выявленных нарушений; 3) применяют установленные законодательством РФ меры ответственности.

К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Понятие «агент валютного контроля» не подразумевает тождественности статуса таких субъектов между собой.

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ:

1) проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валют-

ного регулирования (целью проведения таких проверок являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; предметом проверки являются проведение валютных операций, открытие и ведение счетов);

2) проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивают и получают документы и информацию о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов (агенты валютного контроля вправе требовать документы, непосредственно относящиеся к проводимой валютной операции);

4) в целях осуществления валютного контроля запрашивают и получают от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля не вправе применять меры государственного принуждения. Если в ходе совершения валютной операции были обнаружены нарушения валютного законодательства (в случае непредставления документов, ранее запрошенных агентом валютного контроля, либо представления недостоверных документов), то агент валютного контроля — уполномоченный банк приостанавливает такую операцию и передает материалы органу валютного контроля.

Система валютного контроля построена таким образом, что предполагает постоянное взаимодействие и обмен информацией между ее органами и агентами, без которого функционирование системы становится невозможным.

Например, агенты валютного контроля, получив информацию о нарушении валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, передают органу, имеющему право применять санкции, следующую информацию о нарушителе: 1) о юридическом лице — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения; 2) о физическом лице — фамилия, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность,

адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих проведение валютного контроля и взаимодействие между его органами и агентами, является паспорт сделки, который оформляется резидентами в уполномоченных банках при совершении валютных операций. Этот документ должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Оформление паспортов сделок ведется в порядке, установленном Банком России: он оформляется на каждый внешнеэкономический контракт и содержит все основные условия сделки (Инструкция Банка России «О порядке представления

резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 4 июня 2012 г. № 138-И).

Литература

1. Валютное право: учебник для магистров / под ред. Ю. А. Крохиной. — М.: Юрайт, 2013. — 551 с.

2. Иванов, И. С. Краткий курс финансового права: учебное пособие / И. С. Иванов // СПС «ГАРАНТ».

3. Матвиенко, Г. В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений / Г. В. Матвиенко // Финансовое право. — 2010. — № 8. — С. 14-18.

Тихомирова Анжелика Витальевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: 211689@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 17 октября 2016 г.

DOI: 10.14529/law160410

FOREIGN EXCHANGE TRANSACTIONS

A. V. Tikhomirova

South Ural State University, Chelyabinsk

1. Krohinoj YU. A. Valyutnoepravo . Moscow, 2013. 551 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ivanov I. S. Kratkij kurs finansovogo prava . URL: SPS

Валютно-обменные операции

АО Банк «Национальный Стандарт» осуществляет валютно-обменные операции любого типа, предлагая клиентам наиболее выгодные условия покупки/продажи иностранных валют за рубли РФ или иностранную валюту.

Банком установлен следующий перечень проводимых с участием физических лиц операций с наличной иностранной валютой:

  • покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации;

  • продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации;

  • продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы иностранных государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы иностранных государств) (конверсия);

  • размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы иностранных государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы иностранных государств);

  • прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета физических лиц с использованием платежных карт;

  • выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов физических лиц с использованием платежных карт;

  • прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте;

  • выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов физических лиц в иностранной валюте.

Все офисы Банка работают с долларами США и евро. Офис в Старом Осколе дополнительно осуществляет операции в английских фунтах стерлингов; офисы в Москве – в английских фунтах стерлингов и швейцарских франках.

Банк не осуществляет операции с монетой иностранных государств (группы иностранных государств). Выплата суммы менее номинала минимального денежного знака иностранного государства (группы иностранных государств) в виде банкноты осуществляется в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день проведения операции.

В некоторых случаях при проведении валютно-обменных операций (в частности, при осуществлении обмена валюты на сумму свыше 40 тысяч рублей) потребуется предъявить в Банк документ, удостоверяющий личность. В подтверждение совершения валютно-обменной операции клиенту выдается справка об осуществлении операций с наличной валютой и чеками установленного Банком образца.

Курсы покупки и продажи иностранных валют устанавливаются ежедневно и могут изменяться в течение рабочего дня неограниченное количество раз. В различных офисах Банка могут быть установлены разные курсы покупки и продажи иностранной валюты. На крупные (свыше 5000 единиц иностранной валюты) суммы возможно предоставление Банком индивидуального льготного курса.

Получить актуальную информацию о действующем курсе обмена можно обратившись непосредственно в интересующий Вас офис Банка.

Информация о времени работы, адресах и контактных телефонах офисов Банка находится в разделе «Офисы и банкоматы» нашего сайта.

валютные операции как правовая категория

Юлия ПЕТРОВНА КАЛИНЧЕНКО,

майор полиции, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: yukka.02@yandex.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор Эриашвили Н.Д.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются различные концепции понимания категории финансового права «валютные операции». Изучается Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 12 марта 2014 г) «О валютном регулировании и валютном контроле». Раскрываются проблемы в системе норм валютного законодательства.

Ключевые слова: валютные операции, валютная сделка, валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги, резиденты и нерезиденты, валютное законодательство.

В исследовании теоретических основ различных отраслей права Российской Федерации, проблемы юридической терминологии относятся к актуальным направлениям. Современная правовая теория активно влияет на оформление финансово-экономических категорий в правовые рамки. Однако, сами отраслевые финансово-экономические термины часто вводятся с нарушением правил законодательной техники, без учета существенных признаков рассматриваемого понятия и мировой практики его применения. В результате — недостаточное внимание к терминологии, качеству понятий, используемых в законе, приводит к низкой эффективности его норм.

В данном разделе рассмотрим эти проблемы в системе норм валютного законодательства, которое занимает одну из ключевых позиций в формировании экономической ситуации в России.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на значительное количество исследований в области валютного законодательства и на то, что понятие «валютные операции» является определяющим в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 05 мая 2014 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле»1 (далее — закон №173-Ф3) вопрос определения содержания данного понятия затрагивался далеко не всеми учёными. Некоторые авторы рассматривают

Те же определения, которые встречаются в юридической литературе и правоприменительной практике — самые разнообразные точки зрения.

Так, ряд авторов рассматривает валютные операции как сделки, объектом которых являются валютные ценности8.

Крашенинников В.М. определяет операции на валютном рынке как «действия, которые проводят участники валютного рынка, и сделки, которые заключают участники валютного рынка»9.

Брызгалин А.В. понимает под валютными операциями «урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валютные ценности»10.

Узойкин Д.А. говорит о том, что «большинство из названных в Законе … валютных операций являются сделками»11.

Подобных позиций придерживаются и многие другие учёные.

Существуют также мнения, согласно которым валютные операции могут быть, как связаны, так и не

связаны с заключением сделки. Так, Г.А. Тосунян и А.В. Емелин под валютными операциями понимают «юридически значимые действия субъектов публичного и частного права, как связанные, так и не связанные с заключением сделок, ведущие либо к изменению субъекта вещных прав на валютные ценности, либо к трансграничному перемещению валютных ценностей»12.

По мнению Шестаковой Е.В., «валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частноправовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников относительно валютных ценностей»13.

Игнатьева С.В. высказывают точку зрения, согласно которой валютные операции можно определить как «действия, непосредственным результатом которых является приобретение и отчуждение валютных ценностей»14.

На наш взгляд, данные определения представляются нам не вполне юридически корректными. Во-первых, из анализа норм ст. 1 закона №173-Ф3 следует, что объектом валютных операций являются не только валютные ценности (к которым закон относит иностранную валюту и внешние ценные бумаги), а также валюта Российской Федерации (пп. 1, 9 ч. 1 ст. 1) и внутренние ценные бумаги (пп. 3, 9 ч. 1 ст. 1). Следовательно, позиции Р. Н. Любимовой, А. В. Брызга-лина, Е.В. Шестаковой, Г.А. Тосунян, А.В. Емелина и С.В. Игнатьевой в отношении термина «валютная операция» содержат пробелы.

Во-вторых, в приведённых позициях происходит смешение понятий «валютная операция» и «валютная сделка». По нашему мнению, понятие «сделки» следует употреблять только применительно к гражданскому праву, поскольку это гражданско-правовая категория.

Сказанное нами находит подтверждение, как среди учёных, так и следует из норм валютного закона. Так, Р.А. Ражков указывает на то, что «закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в качестве юридического факта, порождающего отношения валютного контроля, называет валютные операции. В гражданских же отношениях оборота валютных ценностей юридическими фактами выступают сделки»15.

Игнатьева С.В. в результате исследования гражданско-правовых аспектов валютного регулирования также приходит к выводу, что «не каждая гражданско-правовая сделка с валютным «содержанием» представляет собой валютную операцию, исходя из требований, предъявляемых к последним Законам о валютном регулировании. К примеру, зачёт взаимных требований в иностранной валюте является гражданско-правовой

сделкой. Но валютная операция при этом не совершается, поскольку отсутствует переход прав на валютные ценности от одного субъекта к другому, как этого требует закон №173-Ф316.

Из норм закона № 173-Ф3 следует, что термин «валютная сделка» в законе вообще не используется.

Ко всему вышесказанному следует добавить и то, что сам перечень операций, отнесённых к числу валютных, является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Встречаются точки зрения, согласно которым валютная операция — это не самостоятельная сделка, а часть валютной сделки17.

Полагаем, что валютная операция не может быть частью чего-либо, так как это целое (единое целое) и законченное действие. В связи с чем, позиция В.Н. Калтыгина также содержит пробелы.

Селивановский А.С. даёт следующее определение валютным операциям: «валютные операции — это действия (бездействия) по передаче или получению валютных ценностей (переводы, платежи), осуществление переводов иностранной валюты без изменения статуса собственности из РФ или в РФ, а также позитивно вменённые сделки: осуществление и получение рублёвых платежей при расчётах между резидентами и нерезидентами, приобретение резидентами участия в организации, не являющейся резидентом, приобретение резидентами недвижимости вне территории РФ, а также прав на получение такой недвижимости в собственность или в аренду (безвозмездное пользование) на длительный срок»18.

Нам представляется, что в виду громоздкости данное определение вряд ли может быть законодательно закреплено. Помимо сложной структуры следует отметить и некорректность указания «бездействия» по передаче или получению валютных ценностей. Кроме того, данное определение имеет и другие изъяны. П. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-Ф3 указывает не только на расчёты между резидентами и нерезидентами. В связи с чем, либо вообще не стоит приводить перечень субъектов валютных правоотношений, либо приводить полный перечень.

По мнению Ю.А. Крохиной «валютные операции — это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок, характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения»19.

Достоинством определения Ю.А. Крохиной является тот факт, что автор указала на характерный

признак валютных операций — «движение валюты и валютных ценностей», что и составляет сущность понятия. Валютные операции всегда связаны с фактическим движением валютных ценностей, либо национальной валюты или внутренних ценных бумаг. Однако, данное определение содержит изъяны. Во-первых, излишним представляется указание на «совокупность действий резидентов и нерезидентов». Во-вторых, в определении указаны два квалифицирующих признака валютных операций: переход права собственности на валюту и валютные ценности, а также их физического перемещения. Но, не указан другой признак — использование в качестве средства платежа. Полагаем, что в определении необходимо указывать либо все признаки, либо не указывать признаки вообще. В-третьих, п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-Ф3 указывает на то, что одновременно не используются термины «валютные ценности» и «валюта», что имеет место быть в определении Ю.А. Крохиной.

Кальней М.Г. в своём исследование выводит следующее понятие валютной операции: «валютная операция — совокупность действий субъектов валютных отношений, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав собственности и иных вещных прав на валютные ценности, а также на денежные средства в валюте РФ при осуществлении расчётов между резидентами и нерезидентами или на трансграничное перемещение валютных ценностей»20.

Несомненным достоинством понятия «валютная операция» М.Г. Кальней является указание на признаки валютных операций: использование как средства платежа и трансграничное перемещение. Кроме того, помимо валютных ценностей М.Г. Кальней объектом валютных операций указывают и валюту РФ, чего не делают многие учёные. Однако, в данном определении существует, на наш взгляд, недоработка. Как уже было указано ранее, п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-Ф3 указывает не только на расчёты между резидентами и нерезидентами, а также между резидентами, между нерезидентами.

Ражков Р. А. под валютными операциями понимает «комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютными ценностями, существенной чертой которых выступает движение валютных ценностей, связанное с переходом права собственности или иного права на них и (или) их физического перемеще-

ния»21.

Недоработкой определения Р. А. Ражкова следует считать тот факт, что к валютным ценностям в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 закона №173-Ф3 относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги». В определении неучтена валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги. Кроме того, опять же,

как и во многих авторских определениях, указание на действия между резидентами и нерезидентами, что не является полным перечнем, так как расчёты совершаются и между резидентами, а также между нерезидентами (п. 9 ч. 1 ст. 1).

Итак, рассмотренные нарушения правил законодательной техники влекут за собой многочисленные коллизии. Причём, хочется отметить тот факт, что подобная картина наблюдалась и в Законе от 09.10.1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»22 (далее — Закон № 3615-1). Так, в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 3615-1 дается понятие термина «валютные операции»: ими являются, в том числе, операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности.

На наш взгляд, данное определение термина «валютная операция» представляется некорректным, так как, в свою очередь, неясно, что является операциями, связанными с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности: или это полная реализация гражданско-правового договора, при которой происходит, в том числе, и передача прав собственности на валютные ценности, или это только непосредственные действия лиц, направленные на переход права собственности на валютные ценности. Например, неясно, является ли переход права собственности на товар при реализации договора купли-продажи, расчеты по которому ведутся в иностранной валюте, «операцией, связанной с переходом права собственности на валютные ценности». Таким образом, дефиниция термина «валютные операции» является нечеткой и не позволяет точно определить круг действий, которые входят в это понятие.

Выходит, что с 1992 г. по настоящее время законодателем повторяются одни и те же ошибки в последующих нормативно-правовых актах.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод об отсутствии доктринального понятия «валютная операция». В связи с чем, представляется необходимым конкретизировать дефиницию термина «валютные операции».

В заключении приведём высказывание А. С. Сели-вановского: «Определение «валютной операции» имеет не столько теоретическое, сколько крайне важное практическое значение. В зависимости от квалификации операции как валютной зависит распространение на порядок её проведения требований валютного законодательства, а соответственно, и применение мер ответственности к её участникам за нарушение этого порядка»23.

Итак, за 10 лет существования закона № 173-ФЗ огромное число теоретиков и практиков обращали своё внимание на проблему терминологии валютного

законодательства. Следует согласиться с мнением и Н. Ю. Вашкович, по поводу того, что «Закон не содержит общего определения валютной операции, давая лишь перечисление этих операций, что не отражает сущности рассматриваемых отношений, поскольку не содержит указания на общие признаки и специфику по сравнению с отношениями, не связанными с обращением валютных ценностей. В этой связи возникают существенные трудности при отнесении той или иной сделки к валютным операциям»24.

Усков И. А. также указывает на то, что «Федеральный закон № 173-Ф3 в п. 9 ч. 1 ст. 1 даёт критерии отнесения операций к разряду валютных, но не даёт универсального определения «валютная операция»25.

Итак, анализ норм права и исследований учёных, проведённого в части одного из основных понятий валютного законодательства «валютная операция», приводит к выводу о несовершенстве юридической техники. Понятие «валютная операция», приведённое в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-Ф3 не отвечает требованиям, предъявляемым теорией права к юридическим понятиям. «Необходимыми и достаточными требованиями, предъявляемыми к научно-юридической терминологии, являются ее однозначность, строгая определенность, ясность, устойчивость, совместимость со всем комплексом употребляемых в юридической науке тер-минов»26. Несоблюдение указанных требований, как нам представляется, приводит к утрате определенности содержания валютного законодательства.

Следовательно, результаты проведённого анализа позволяют заключить, что очевидна актуальность внесения изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

2 Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И. Н. Платоновой. М.: Изд-во БЕК, 1996. — С. 231.

4ДорофеевБ.Ю., ЗемцовН.Н., ПушинВ.А. Валютное право России: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2000. — С. 23.

5 ЭриашвилиН.Д. Банковское право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 1999. — С. 273.

6 Шалашов В.П. Валютные расчёты в Российской Федерации (при экспортно-импортных операциях). М.: Интел-Синтез, 1999. — С. 37.

7 Эрделевский А.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» // Хозяйство и право (приложение). — 2000. — №3. — С. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Любимова Р.Н. О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Вестник ВАС РФ. — 1999. — N»4. — С. 65.

11 Узойкин Д.А. Сделки с валютными ценностями и проблемы их недействительности: Дисс. … канд. экон. наук. М., 2002 — С.65.

12 Тосунян Г.А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации М.: Изд-во «Дело», 2004. — С. 108.

14Игнатьева С.В. Указ. соч. — С. 87.

15 Ражков Р.А. «Валютные операции» и «валютные сделки»: проблемы соотношения дефиниций // Банковское право. — 2006. — N3. — С. 35.

17 Калтыгин В.Н. Правовые основы валютных сделок. М.: НОРМА, 2002. — С. 87-89.

19 Валютное право: Учебник для вузов / Под ред. Ю. А. Кро-хиной. М.: Юрайт, 2012. — С. 181.

20 Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации: Дисс. . канд. экон. наук. — Омск, 2002. — С. 6.

21 Ражков Р.А. «Валютные операции» и «валютные сделки»: проблемы соотношения дефиниций // Банковское право. — 2006. — N3. — С. 38.

24 Вашкович Н.Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — N 2. — С. 165.

26 Алексеев С.С. Теория права: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 1994. — С. 28.

действует Редакция от 14.03.2013 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 с изменениями, вступившими в силу с 26.03.2013) «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 173-ФЗ
Дата принятия 17.06.2004
Дата редакции 14.03.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 10.12.2003 — «Российская газета», N 253, 17.12.2003;
  • «Собрание законодательства РФ», N 50, 15.12.2003, ст.4859)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 с изменениями, вступившими в силу с 26.03.2013) «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Статья 8 Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала

1. Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в настоящей статье, регулируются Центральным банком Российской Федерации, который может устанавливать только требование об использовании специального счета.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 131-Ф3)

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных настоящим Федеральным законом.

2. Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

3. Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

6) операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

4. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке.

Zakonbase: Части 1 — 4 статьи 8 не действуют с 01.01.2007 (пункт 3 статьи 26)

5. Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 1, 3-5 части 2 и пунктах 1, 3, 4 и 6 части 3 настоящей статьи;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей статьи.

6. Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 2, 3 и 5 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей статьи;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пунктах 2, 3 и 5 части 3 настоящей статьи.

7. Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи.

Zakonbase: Части 5 — 7 статьи 8 не действуют с 01.07.2006 (пункт 3 статьи 26)

8. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внешних ценных бумаг.

9. Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений. При осуществлении валютных операций между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму свыше 150 000 долларов США в течение календарного года Центральным банком Российской Федерации может быть установлено требование об использовании специального счета резидентом или нерезидентом.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-Ф3)

Zakonbase: Части 8 и 9 статьи 8 не действует с 01.01.2007 (пункт 3 статьи 26)

10. Центральный банк Российской Федерации устанавливает требования о резервировании, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи, по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего проекта нормативного акта Центрального банка Российской Федерации должно согласовать предложение Центрального банка Российской Федерации об установлении требования о резервировании либо представить мотивированный отказ в его согласовании.

109. Валютные операции коммерческих банков

В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к активно-пассивным.

Осуществление коммерческими банками валютных операций регулируется Банком России посредством выдачи лицензии на основании представленных банком документов. Банки, имеющие лицензии, называются уполномоченными. В зависимости от качества представленных коммерческим банком документов, технических условий, квалификации руководителей и исполнителей валютных операций ЦБ РФ может разрешить проведение определенных операций.

1. Ведение валютных счетов клиентов.

Зачисление валютных поступлений на счета резидентов и нерезидентов (включая транзитные) и списание сумм перечислений, предусмотренные действующим законодательством.

2. Неторговые операции.

Операции по перечислению валютных ценностей, не связанных с осуществлением расчетов за экспорт и импорт товаров и услуг (в т. ч. выдача наличности для покрытия расходов лиц, выезжающих за границу в командировку). Покупка и продажа наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Выдача денежных аккредитивов (оплата денежных аккредитивов, открытие денежных аккредитивов). Организация работы и порядка проведения операций в обменных пунктах. Инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

3. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками:

1) установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками;

2) работа через корреспондентские счета уполномоченных банков.

4. Операции по международным торговым расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг.

5. Операции по торговле иностранной валютой на внутреннем валютном рынке.

Купля и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме за собственный счет или согласно поручения клиентов (брокерские услуги) на межбанковском и биржевом рынках.

6. Операции по привлечению и размещению валютных средств на внутреннем рынке:

1) пассивные операции – создание валютных резервов в иностранной валюте (прием депозитов в иностранной валюте, продажа за иностранную валюту ценных бумаг, эмитированных^резидентами и номинированых в национальной валюте (включая собственные, получение кредитов в иностранной валюте от других уполномоченных банков);

2) активные операции – использование созданных валютных резервов (выдача кредитов в иностранной валюте, покупка за иностранную валюту ценных бумаг, номинированных в национальной валюте).

7. Операции по привлечению и размещению валютных средств на международных рынках (осуществляются с нерезидентами):

1) пассивные операции – создание валютных резервов в иностранной валюте;

2) активные операции – использование созданных валютных резервов.

8. Валютные операции на международных денежных рынках.

Депозитные и конверсионные операции, совершаемые с коммерческими банками и международными финансовыми организациями – нерезидентами.

9. Операции с монетарными металлами на внутреннем рынке.

Покупка и продажа (в т. ч. на срок), принятие в депозиты, ответственное хранение, использование на условиях залога под выданный кредит монетарных металлов или ценных бумаг, номинал которых выражен в монетарных металлах, если эти операции осуществляются на территории России резидентами.

10. Операции с монетарными металлами на международном рынке – покупка и продажа, принятие в депозиты и т. д., если эти операции осуществляются не на территории России или с нерезидентами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке