В ходе процедуры наблюдения

Титков А.А.,

аспирант Государственного университета — Высшая школа экономики

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ

Процессуальные сроки рассмотрения дел о банкротстве императивно урегулированы Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако на практике от момента поступления заявления в арбитражный суд до момента прекращения производства по делу может пройти не один год.

В настоящей статье будут рассмотрены процессуальные сроки, закрепленные в АПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Определим основания для задержки в процедуре наблюдения и конкурсного производства, постараемся найти решения, которые позволят противостоять затягиванию сроков.

Согласно ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По поводу заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Для целей участия в первом собрании кредиторов последние вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный тридцатидневный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена1.

Требования кредиторов, предъявленные по истечении указанного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. 7 ст. 71 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение

1 Пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам

о банкротстве».

об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; определение об утверждении мирового соглашения (ст. 52 Закона о банкротстве).

Сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов подлежат обязательному опубликованию. В настоящий момент информация о конкурсном процессе публикуется в «Российской газете». Кроме того, в силу п. 4 ст. 28 Закона о банкротстве возможно опубликование этой информации в любых иных средствах массовой информации, которые определяются решением собрания или комитета кредиторов. Указанные сведения публикуются в течение десяти дней с момента их получения (ст. 54 Закона о банкротстве).

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

В силу п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты его принятия. Указанный двадцатидневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации1.

В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов

1 Пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. № 93.

принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку1.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Поводы для зажержки:

1. Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае: обжалования судебных актов, предусмотренных ст. 52 Закона о банкротстве; обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов); в иных предусмот-

1 Пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (б анкротстве)».

ренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации случаях.

В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Закона о банкротстве. Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных настоящим Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанные заявления, ходатайства и жалобы рассматриваются судьей единолично.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве.

Несоблюдение правил подачи заявлений и жалоб является основанием для вынесения определения об их возвращении в соответствии со ст. 129 АПК РФ. Это определение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 129, ч. 3 ст. 223 АПК РФ).

Для обеспечения справедливости и законности в соответствии с Постановлением КС РФ от 12 марте 2001 г. № 4-П1 предусмотрена возможность обжалования указанных определений в порядке апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с обнаруженной судебной ошибкой либо пересмотра в порядке надзора определений, препятствующих движению дела.

Определения, устанавливающие размер требований кредиторов, могут быть обжалованы в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При рассмотрении таких дел в вышестоящих судебных инстанциях арбитражный суд, вынесший определение, направляет кредиторам в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, только те материалы дела о банкротстве,

1 Пункт 1.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, размера и очередности требований1.

Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.

Финансовое оздоровление согласно ст. 80 Закона о банкротстве вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. По итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд на основании ст. 92 Закона о банкротстве вправе ввести внешнее управление.

В соответствии с п. 2 ст. 93 Закона внешнее управление вводится на срок не более чем 18 (восемнадцать) месяцев, который может быть продлен еще на 6 (шесть) месяцев. Совокупный же срок финансового оздоровления и внешнего управления, как сказано в п. 2 ст. 92 Закона, не может превышать 2 (два) года.

По окончании внешнего управления арбитражный суд в соответствии со ст. 123 Закона может либо прекратить производство по делу, либо принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Является ли этот срок предельным? Буквальное толкование нормы ст. 124 Закона о банкротстве говорит о предельном характере этого срока и невозможности его продления. Такая же позиция высказана в Комментарии к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. В.В. Залесского)2.

1 Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.В. Залесского). М., 2003.

2 Там же.

Другие авторы1 считают, что продление этого срока допустимо в исключительных случаях. Среди таких исключительных случае С.А. Карелина называет необходимость возвращения имущества должника из-за границы.

Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

Заметим, что ранее в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»2 было указано, что продолжительность конкурсного производства определяется, исходя из обстоятельств дела и с учетом соответствующих требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Как показывает судебно-арбитражная практика, чаще всего основанием продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника3. Для примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2001 г. № КГ-А40/5672-01.

В соответствии со ст. 149 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства лишь после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства. Конкурсный управляющий же действует до даты завершения конкурсного производства (п. 2 ст. 127 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий может зятягивать с предоставлением отчета арбитражному суду. Например, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2007 г. № А48-1008/07-18.

В случае, если арбитражный суд не рассмотрел отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, конкурсное производство не завершается, даже если истек установленный срок. При таких обстоятельствах нет даже необходимости в принятии судебного акта о продлении сроков.

Для решения проблемы, когда конкурсный управляющий по истечении срока конкурсного производства не предоставляет в арбитражный суд отчет, затягивая производство, в качестве противодействия можно предложить

1 Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006.

2 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

3 Карелина С.А. Указ. соч.

лишь схемы отстранения конкурсного управляющего в связи с неисполнением им своих обязанностей.

Некоторые авторы1 предлагают и другой вариант решения проблемы — прекращение производства по делу исключительно на основании ст. 124 Закона о банкротстве.

Грикевич О.А.,

аспирант Государственного университета — Высшая школа экономики

ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с п. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и иного лица может принять срочные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Согласно п. 2 ст. 91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

АПК РФ предусматривает следующие виды обеспечительных мер: 1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц; 2) запрещение отвечику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора; 3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества; 4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу; 5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; 6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько таких мер.

1 Некрасов О.С. О проблемах арбитражного судопроизводства, обусловленных недостатками Закона о банкротстве // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. № 2, март-апрель 2005.

Проблемы правоприменения, а также острые научные дискуссии последнего времени относительно правовой природы института банкротства, а также функциях и полномочиях арбитражного суда, при ведении процедур применяемых в деле о банкротстве, подвигли законодателя к внесению изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данные поправки содержат ряд принципиальных изменений, касающихся материально-процессуальных аспектов ведения процедур банкротства.

Действующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусмотрено пять процедур, применяемых в деле о банкротстве: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Каждая из процедур имеет свою цель, функции и сроки.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Сущность и цели наблюдения состоят в том, чтобы в течение определенного периода, после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела, сбалансировать интересы сторон, т.е. предотвратить возможные недобросовестные действия как должника, так и кредиторов.

Наблюдение вводится арбитражным судом в случае признания требований заявителя по делу о банкротстве законными и обоснованными, при этом дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Задачей финансового оздоровления является улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем на два года.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление — важнейшая стадия конкурсного процесса, призванная восстановить платежеспособность должника. В рамках внешнего управления проводятся активные мероприятия (как экономические, так и юридические) посредством действий внешнего управляющего.

Результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть, во-первых, удовлетворение всех требований кредиторов; во-вторых, продолжение функционирования должника.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство — это ликвидационная стадия конкурсного процесса, в течение которой на первый план выступает цель как можно более полного удовлетворения кредиторов. Для достижения этой цели проводится реализация имущества должника. Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев.

Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Особенность данного соглашения состоит в том, что, во-первых, возможно принуждение одних участников другими к его заключению и исполнению; во-вторых, в соответствии с условиями сделки возникает определенное количество правоотношений, связанных с прекращением, изменением обязательств, принятием на себя определенных обязанностей третьими лицами и др.; в-третьих, сделка вступает в силу не с момента согласования воли участников, а с момента утверждения ее судом.

При заключении мирового соглашения прекращается производство по делу о банкротстве, т.е. фактически платежеспособность должника восстанавливается.

Арбитражный суд в соответствии с нормами Закона банкротстве, а так же исходя из реального состояния должника и его платежеспособности, принимает судебный акт о введении той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Необходимо отметить, что у арбитражного суда отсутствуют цели и задачи, направленные на банкротство предприятия.

Напротив, суд выступает за осуществление восстановительных процедур, направленных на сохранение хозяйствующего субъекта, а не на его банкротство с целью продажи имущества предприятия по выгодным определённому кругу лиц ценам.

Для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Законом о банкротстве дается следующее понятие арбитражного управляющего — это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Статус арбитражного управляющего в новой редакции Закона о банкротстве изменился. Приоритет отдан обязанности являться членом саморегулируемой организации. Ранее арбитражным управляющим мог стать гражданин, обязательно зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок утверждения кандидатур арбитражных управляющих установлен конкретными нормами Закона о банкротстве.

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении (пункт 9 статьи 42 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий утверждается судом на основании решения собрания кредиторов, из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утверждёнными арбитражным судом в деле о банкротстве (статья 127 Закона о банкротстве).

Аналогичные нормы содержатся в законе и об утверждении административного и внешнего управляющих.

Отстранение арбитражных управляющих согласно пункту 1 статьи 145 Закона банкротстве возможно в следующих случаях:

— на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.

Кроме того, отстранение арбитражного управляющего возможно при применении к последнему административного наказания в виде дисквалификации (статья 20.4 Закона о банкротстве).

Анализ статей Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о существенном изменении законодателем порядка утверждения и отстранения арбитражного управляющего.

Во-первых, существенно изменен порядок утверждения арбитражного управляющего. В выборе утверждаемой судом кандидатуры арбитражного управляющего более не участвуют должник и заявитель по делу о банкротстве (представитель собрания кредиторов). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих предоставляет информацию о соответствии кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве, арбитражному суду, который обязан утвердить указанную кандидатуру. В связи с представлением саморегулируемой организацией одной кандидатуры арбитражного управляющего Законом о банкротстве не предусмотрено право отвода кандидатуре арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, являющийся заявителем по делу о банкротстве, а также собрание кредиторов вправе только предъявить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, касающиеся образования, стажа работы, количества ранее проведенных процедур банкротства.

Таким образом, утверждая арбитражного управляющего, арбитражный суд руководствуется лишь формальными требованиями закона, предъявляемыми к кандидату.

Во-вторых, значительно снижена роль арбитражного суда в вопросах отстранения арбитражных управляющих.

К сожалению, действующий Закон о банкротстве, в отличие от норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. исключил инициативную возможность суда отстранения арбитражных управляющих в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Тем самым лишив арбитражный суд возможности непосредственного контроля за деятельностью арбитражного управляющего, установив возможность его отстранения только в определенных Законом о банкротстве случаях.

Всё вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости дополнительного изменения действующего законодательства о банкротстве, что позволит суду принимать решения, которые будут способствовать ужесточению судебного контроля при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также над деятельностью арбитражных управляющих, что приведёт к наиболее полному удовлетворению требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

1. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Научно-практический комментарий (постатейный) к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»/ Под.ред. В.В. Витрянского М.,2003.

Правовой статус арбитражного управляющего (в рамках обсуждения законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Е.Г. Дорохина. Законодательство № 8, август 2008г.

Автор статьи:
судья Арбитражного суда Хабаровского края
Сецко А. Ю.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 28 июня 2017 г.

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом – лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П).

Вместе с тем, наблюдение влечет за собой и определенные риски, к примеру, создает условия руководству должника снизить стоимость бизнеса, даже под «приглядом» временного управляющего. Кроме того, введение наблюдения замедляет конкурсный процесс, что негативно сказывается на деятельности кредиторов. В связи с этим многие специалисты считают процедуру наблюдения неэффективной и выступают за полный отказ от нее на законодательном уровне.

Процедуры банкротства (статья 27 закона о банкротстве):

— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.

Наблюдение при банкротстве. Определение понятия

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абзац 13 статьи 2 закона о банкротстве).

Наблюдение – первая процедура банкротства

Первой из процедур банкротства, применяемых в отношении юридических лиц, статья 27 закона о банкротстве называет наблюдение, которое обычно вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя по делу о банкротстве (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве).

В результате введения процедуры наблюдения юридическое лицо впервые «ограничивается в правах».

В статье 64 закона о банкротстве, имеющей название «ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения» формулируются ограничения дееспособности юридического лица, которые сводятся к тому, что органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

— связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Анализ финансового состояния должника на стадии наблюдения

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках, вести реестр требований кредиторов, принимать меры по защите имущества должника.

Согласно части 1 статьи 67 закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Окончание наблюдения

Исходя из положений статьи 2, пункта 3 статьи 62, статьи 51 закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура наблюдения применяется к должнику сроком до 7 месяцев в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Статья 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует окончание наблюдения, в том числе, определяет случаи, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Обжалование определения о введении наблюдения

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» содержатся следующие разъяснения.

«..Определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. При поступлении жалобы или заявления о пересмотре указанного определения в рассматриваемой части после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения таких жалобы или заявления суд прекращает по ним производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Аналогичные правила применяются в случае обжалования судебных актов о введении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Признание требований заявителя необоснованными является основанием для отмены определения о введении наблюдения и прекращения производства по делу о банкротстве (абзац пятый пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), за исключением случая наличия установленных требований других кредиторов, соответствующих положениям статьи 6 Закона, — в таком случае суд отказывает в отмене определения о введении наблюдения в части введения наблюдения».