Увеличение нормы расхода топлива

Учет расходов на ГСМ. По нормам или по факту?

“Бухгалтерия и кадры“, 2008, N 6

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ. ПО НОРМАМ ИЛИ ПО ФАКТУ?

14 марта 2008 г. Минтранс России утвердил новые нормы расхода ГСМ. Давайте разберемся, кто, как и для чего должен использовать эти нормы.

Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“ утверждены Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. Этот документ пришел на смену прежним нормам, срок действия которых истек еще 1 января этого года.

Напомним, они были приведены в Руководящем документе Р3112194-0366-03, утвержденном тем же Министерством 29 апреля 2003 г.

Для кого предназначены нормы

В методичке, так же как и в старом Руководящем документе, указано, что нормы “предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации“.

Иначе говоря, Минтранс России разработал Методические рекомендации по нормам специально для автотранспортных организаций.

Для остальных же применение этих норм необязательно. Однако и обычные компании-автовладельцы могут при необходимости использовать в своей деятельности Методические рекомендации Минтранса России. Важно только разобраться, для чего и как!

В каких целях нужно применять нормы

В п. 3 самой методички говорится, что горючие нормы предназначены в том числе и “для расчетов по налогообложению предприятий“. Заметим, аналогичная норма была и в тексте Руководящего документа. Означает ли это, что расходы на покупку горюче-смазочных материалов можно включать в налоговую себестоимость только в пределах норм?

Нормирование вне закона

В зависимости от того, для каких целей организация использует автомобиль, затраты на приобретение ГСМ она может учитывать в составе:

— материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);

— прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако ни в том, ни в другом случае о каких-либо законодательно утвержденных нормах расхода горючки ничего не сказано.

Минфин настаивает на учете норм

Поскольку гл. 25 Налогового кодекса не выдвигает требования о нормировании затрат на ГСМ, получается, что компании могут списывать бензин и смазочные материалы исходя из фактического расхода или же по своим нормам. Однако чиновники думают иначе. Минфин настаивает на том, что именно нормы Минтранса России нужно учитывать в целях налогообложения прибыли. И только если по каким-то маркам автомобилей нормы не утверждены, их можно установить самим — исходя из технической документации или информации, представленной фирмой-изготовителем. Такое мнение было высказано в Письме Минфина России от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223. Позднее финансисты подтвердили свою точку зрения в Письме от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640. Правда, эти разъяснения были выпущены, когда еще действовал Руководящий документ. Однако, скорее всего, мнение чиновников останется прежним и теперь, когда с выходом Методических рекомендаций появились новые нормы расхода ГСМ.

Инспекторы на местах зачастую снимают с расходов часть затрат на ГСМ просто из-за того, что они превысили нормы. Однако с такой позицией налоговиков можно поспорить. И главный аргумент, как мы уже указали, — это то, что Налоговый кодекс не содержит ограничений по поводу принятия в целях налогообложения прибыли расходов на ГСМ. Суды в этом случае встают на сторону налогоплательщиков. Приведем, к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2007 г.

Как узнать расход топлива

N КА-А41/9866-07.

Разрабатываем нормы сами

Справедливости ради отметим, что даже Минфин России в письмах не говорит напрямую о том, что расходы на ГСМ можно включать в налоговую себестоимость лишь в пределах норм, утвержденных Минтрансом России. Он указывает, что эти горючие нормы нужно учитывать “при определении обоснованности… произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля“. А это, согласитесь, немного разные вещи.

Требование ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности затрат, конечно, нужно соблюдать. С этим никто не спорит. Логика есть и в том, чтобы за ориентир брать нормы, разработанные Минтрансом России. Эти цифры ведь взяты не с потолка. Да и помимо базовых норм в документе есть целый ряд поправочных коэффициентов, учитывающих различные обстоятельства, так или иначе влияющие на прожорливость машины. Но что делать, если автомобиль в силу объективной действительности в нормативы никак не укладывается? Почему фактические затраты должны считаться экономически необоснованными? На наш взгляд, нет никаких оснований не учитывать расходы на приобретение топлива и смазочных материалов в полном объеме. А для того, чтобы подтвердить обоснованность фактически произведенных затрат, организации нужно разработать и утвердить приказом руководителя свои внутренние нормативы. За основу можно взять показатели из технической документации на автомобиль, данные специально произведенных контрольных замеров расхода топлива. Не стоит забывать и о корректирующих коэффициентах. Определяя их значения, компании могут ориентироваться на показатели, которые предусмотрены в Методических рекомендациях.

Как применять нормы Минтранса

Сразу скажем, что приведенный в Методических рекомендациях подсчет нормативного расхода топлива, в общем-то, ничем не отличается от того, что применялся ранее.

По-прежнему в основе расчета лежат предусмотренные для конкретной модели, марки, модификации автомобиля базовые нормы (кстати, в новом документе их число увеличилось) и коэффициенты, на которые нужно увеличивать или уменьшать базовые нормы в зависимости от условий работы автотранспорта. Как и раньше, базовые нормы сгруппированы по видам транспортных средств и стране происхождения. Что же касается поправочных коэффициентов, их можно найти в п. п. 5 и 6 Методических рекомендаций. Основные из них мы привели в таблице (см. с. 46).

—————————————————————————¬
¦ Основные поправочные коэффициенты ¦
+———————————————T—————————-+
¦ Причина корректировки базовой нормы расхода¦ Поправочный коэффициент ¦
¦ топлива ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Повышение базовых норм ¦
+———————————————T—————————-+
¦Работа в зимнее время года ¦от 5 до 20% (конкретные ¦
¦ ¦значения в зависимости от ¦
¦ ¦климатических районов ¦
¦ ¦страны, и сроки действия ¦
¦ ¦сезонных надбавок приведены ¦
¦ ¦в Приложении N 2 к ¦
¦ ¦Методическим рекомендациям) ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
¦пользования (I, II и III категорий) в горной¦ ¦
¦местности, включая города, поселки и ¦ ¦
¦пригородные зоны, при высоте над уровнем ¦ ¦
¦моря: ¦ ¦
¦- от 300 до 800 м (нижнегорье) ¦ до 5% ¦
¦- от 801 до 2000 м (среднегорье) ¦ до 10% ¦
¦- от 2001 до 3000 м (высокогорье) ¦ до 15% ¦
¦- свыше 3000 м (высокогорье) ¦ до 20% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
¦пользования со сложным планом (вне пределов ¦ ¦
¦городов и пригородных зон), где в среднем ¦ ¦
¦на 1 км пути имеется более пяти закруглений ¦ ¦
¦(поворотов) радиусом менее 40 м (или из ¦ ¦
¦расчета на 100 км пути — около 500): ¦ ¦
¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 10% ¦
¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 30% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в городах с населением: ¦ ¦
¦- свыше 3 млн человек ¦ до 25% ¦
¦- от 1 до 3 млн человек ¦ до 20% ¦
¦- от 250 тыс. до 1 млн человек ¦ до 15% ¦
¦- от 100 до 250 тыс. человек ¦ до 10% ¦
¦- до 100 тыс. человек (в городах, поселках ¦ до 5% ¦
¦городского типа и других крупных населенных ¦ ¦
¦пунктах при наличии регулируемых ¦ ¦
¦перекрестков, светофоров или других знаков ¦ ¦
¦дорожного движения) ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа, требующая частых остановок, ¦ до 10% ¦
¦связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой ¦ ¦
¦и высадкой пассажиров. При наличии в ¦ ¦
¦среднем более чем одной остановки на 1 км ¦ ¦
¦пробега (остановки у светофоров, ¦ ¦
¦перекрестков и переездов не учитываются) ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Движение с пониженными скоростями, в ¦ ¦
¦частности при перевозке нестандартных, ¦ ¦
¦опасных грузов и грузов в стекле, а также ¦ ¦
¦движение в колоннах и при сопровождении: ¦ ¦
¦- со скоростью до 20 — 40 км/ч ¦ до 15% ¦
¦- со скоростью ниже 20 км/ч ¦ до 35% ¦
+———————————————+—————————-+
¦При обкатке новых автомобилей и вышедших ¦ до 10% ¦
¦из капитального ремонта ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Срок нахождения в эксплуатации: ¦ ¦
¦- более 5 лет с общим пробегом более 100 ¦ до 5% ¦
¦тыс. км ¦ ¦
¦- более 8 лет с общим пробегом более 150 ¦ до 10% ¦
¦тыс. км ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа грузовых автомобилей, фургонов ¦ до 10% ¦
¦и т.п. без учета массы перевозимого груза, ¦ ¦
¦а также работа в качестве технологического ¦ ¦
¦транспорта, включая работу внутри ¦ ¦
¦предприятий ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа специальных автомобилей (например, ¦ до 20% ¦
¦ремонтных, автопогрузчиков), при ¦ ¦
¦маневрировании на пониженных скоростях, ¦ ¦
¦частых остановках, движении задним ходом ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в карьерах, движение по полю, при ¦ ¦
¦вывозке леса и т.п. на горизонтальных ¦ ¦
¦участках дорог IV и V категорий: ¦ ¦
¦- для автомобилей в снаряженном состоянии ¦ до 20% ¦
¦без груза ¦ ¦
¦- для автомобилей с полной или частичной ¦ до 40% ¦
¦загрузкой в зависимости от полной массы ¦ ¦
¦автомобиля ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в чрезвычайных климатических и ¦ ¦
¦тяжелых дорожных условиях: ¦ ¦
¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 35% ¦
¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 50% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Учебная езда: ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования ¦ до 20% ¦
¦- на специально отведенных учебных ¦ до 40% ¦
¦площадках, при маневрировании на пониженных ¦ ¦
¦скоростях, при частых остановках и движении ¦ ¦
¦задним ходом ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Использование кондиционера или установки ¦ ¦
¦“климат-контроль“: ¦ ¦
¦- при движении автомобиля ¦ до 7% ¦
¦- на стоянке (независимо от времени года) ¦ до 10% ¦
¦за один час простоя с работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Простой под погрузкой и разгрузкой в ¦ до 10% ¦
¦пунктах, где запрещается выключать ¦ ¦
¦двигатель (нефтебазы, банки и т.д.), а также¦ ¦
¦при простоях с грузом, не допускающим ¦ ¦
¦охлаждения кузова за один час простоя с ¦ ¦
¦работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦При необходимости пуска и прогрева ¦ до 10% ¦
¦автомобилей и автобусов при среднесуточной ¦ ¦
¦температуре ниже +5°С за один час простоя ¦ ¦
¦с работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Понижение базовых норм ¦
+———————————————T—————————-+
¦Работа на дорогах общего пользования I, II ¦ до 15% ¦
¦и III категорий за пределами пригородной ¦ ¦
¦зоны на равнинной слабохолмистой местности ¦ ¦
¦(высота над уровнем моря — до 300 м) ¦ ¦
L———————————————+——————————

В отношении каждого вида транспортных средств предусмотрена своя формула расчета нормативного значения расхода топлива. Для легковых автомобилей применяют такую:

————¬ ——————¬ ————¬ ———————¬
¦Нормативный¦ ¦ 0,01 x Базовая ¦ ¦ Пробег ¦ ¦1 + 0,01 x суммарный¦
¦ расход ¦ = ¦ норма расхода ¦ x ¦автомобиля¦ x ¦ поправочный ¦
¦топлива (л)¦ ¦ топлива ¦ ¦ (км) ¦ ¦ коэффициент (%) ¦
¦ ¦ ¦ (л/100 км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L———— L—————— L———— L———————

Заметим, когда одновременно необходимо применять нескольких корректировок, поправочный коэффициент определяют как сумму или разность этих надбавок.

Пример. В июне пробег служебного автомобиля Ford Focus 2.0 2002 г. выпуска с механической коробкой передач составил, по данным путевого листа, 1500 км. Автомобиль используют в городе с численностью 2,5 млн человек. В машине установлен кондиционер. Базовая норма расхода бензина для данного автомобиля составляет 8,5 л/100 км.

Рассчитаем поправочный коэффициент. Так как автомобиль эксплуатируют более пяти лет, к базовой норме расхода положена надбавка до 5 процентов.

Для автомобилей, работающих в городах с населением от 1 до 3 млн человек, предусмотрен повышающий коэффициент до 20 процентов. А при использовании кондиционера надбавка составляет до 7 процентов. Предположим, что организация применяет предельные значения повышающих коэффициентов. Тогда суммарный поправочный коэффициент составит 32% (5 + 20 + 7). Нормативный расход топлива с учетом надбавки равен:

0,01 x 8,5 л x 1500 км x (1 + 0,01 x 32) = 168,3 л.

Н.Зотова
Аудитор

Подписано в печать
03.06.2008

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочныхкоэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).

4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:

а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить  срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации  нет, то предприятие (организация) своим приказом  устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной  местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);

– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);

– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);

– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).

в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 5 млн. человек – до 35%;

– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;

– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;

– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;

– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.

д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;

е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей  20-40 км/час – до 15%, с пониженной  средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;

ж) при обкатке  новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии  или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном  состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;

з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;

к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%

л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;

м) при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;

– для АТС с полной  или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;

н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;

о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных  скоростях,  при  частых  остановках  и движении задним ходом – до 40%;

п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;

р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем  — до 10% от базовой нормы;

т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;

у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.

7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.

Пример:

8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);

8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел.

Как применять новые нормы расхода ГСМ

– 5% (с указанием городов);

8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);

8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;

8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего

назначения

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

— базовая норма на 100 км <*> пробега автомобиля;

— норма на 100 тонно — километров (ткм) <*> транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);

— норма на ездку с грузом <*> (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля.

Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;

— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах сжиженного газа;

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных метрах кубических (куб. м);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Учет дорожно — транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов <*>, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

— работа в зимнее время: в южных районах страны — до 5%; в северных районах страны — до 15%; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — до 20%; в остальных районах страны — до 10% (предельные значения зимних надбавок представлены в приложении 1);

— работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 м — на 5%;

от 1501 до 2000 м — на 10%;

от 2001 до 3000 м — на 15%;

свыше 3000 м — на 20%;

— работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) — до 10%;

— работа в городах с населением свыше 2,5 миллионов человек — до 20%;

— работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллионов человек — до 15%;

— работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек — до 10%;

— работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега — маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.), — до 10%;

— перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующее пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), — до 10%;

— при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии — до 10%; при перегоне в спаренном — до 15% или строенном состоянии — до 20%;

— для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, — до 5%;

— почасовая работа грузовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта или в качестве грузовых таксомоторов — до 10%;

— работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом, — до 10%;

— работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) — до 20%;

— работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях — до 35%;

— при учебной езде — до 20%;

— при использовании кондиционера или установки "климат — контроль" — до 5%.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%;

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 до 1000 м) — до 10%;

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м над уровнем моря) — до 5%.

В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел. в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) не применяются;

— при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах, — до 10%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На основании приказа руководителя предприятия допускается:

— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1,0 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

— при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;

— для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели;

— для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2,0 куб. м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе, и при газодизельном режиме до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, состояния дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров, а также в случае острой производственной необходимости введения новых поправочных коэффициентов руководители краев, республик в составе РФ и регионов РФ, руководители министерств и ведомств вправе ввести новые поправки к нормам расхода топлива по согласованию с Минтрансом РФ (НИИАТ).

Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом РФ не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 2-х лет, разрабатываемую НИИАТ в установленном порядке.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до 5 л;

— для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 град. С) на один автомобиль 10 л в месяц;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — 25% бензина и дизтоплива от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

Ниже приведены нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;

— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах сжиженного газа;

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных метрах кубических (куб.

Норма расхода ГСМ по маркам автомобилей. Таблица 2018 года

м);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом "д", проставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331 — 25 д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом "гсн", а нормы расхода сжатого природного газа — индексом "спг". Для газовых автомобилей в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных — на дизтопливе.

Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей (приложение 2), а также в алфавитном порядке.