Утрата товарной

Такое решение принял Пленум Верховного суда, постановление которого сегодня печатает «Российская газета».

Утрата товарной стоимости — вполне просчитываемый и объективный момент. Верховный суд отнес ее к реальному ущербу: «к реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта».

Причем возместить эту самую утрату товарной стоимости страховщик обязан не только в том случае, когда расплачивается деньгами, но и тогда, когда направляет машину на ремонт.

Суд пошел еще дальше: теперь по ОСАГО должны возмещать не только расходы на восстановительный ремонт машины, но и повреждения груза, который этот автомобиль перевозил. В ОСАГО, по мнению Верховного суда, включено возмещение убытков не только автовладельцам, но и другим собственникам. Например, стоял у вас дом на изгибе дороги, и в него влетела машина. Так вот страховщик этой машины должен возместить вам ущерб и за снесенный забор, и за перепаханные грядки, и за снесенный дом.

Конечно же в пределах тех сумм, которые предусмотрены законом об ОСАГО. Теперь это 400 тысяч рублей против прежних 120 тысяч.

Напомним, что это повышение распространяется на тех клиентов, которые заключили договор об ОСАГО после 1 октября прошлого года.

Постановление отобьет охоту у так называемых «автоюристов» ввязываться в борьбу со страховщиками. Просто это станет не выгодно. Ведь закон предусматривает обязательный претензионный порядок. Сначала обратись в страховую компанию, а потом, если не получил ответ, или ответ тебя не удовлетворил — в суд. Устанавливаются: порядок действий, более жесткие сроки, конкретизируются условия обжалования.

Если страховщики хотели избавиться от «автоюристов», они это сделали. Однако при этом загнали себя в столь жесткие рамки, что теперь у них в запасе не останется никаких обходных путей, кроме строгого исполнения закона.

Верховный суд также уточнил порядок выплат в случае так называемых «обоюдок». То есть оба водителя нарушили правила, оба виноваты в аварии, остается вопрос: как разойтись? В этом случае ВС предполагает, что расходиться надо так, как прописано в законе: определяется степень вины того или иного участника аварии. В соответствии с этой степенью производятся выплаты. Понятно, что в данной ситуации ни тот, ни другой герой не получат полной компенсации. В лучшем случае страховая компания оплатит половину ремонта.

Важный момент: страховщик по ОСАГО должен оплатить ущерб, даже если авария произошла не на дороге, а во дворе, на парковке, при погрузке на эвакуатор — в любом случае, если транспортное средство имело возможность передвижения. Дело в том, что страховщики зачастую отказывали оплачивать ущерб, если стоящую пару месяцев во дворе машину кто-то поцарапал.

Примечательно, что Верховный суд также определил и степень ответственности страховой компании за автосервис, в который она направила машину на ремонт. Согласно вступившим в силу поправкам в закон об ОСАГО, ответственность за оказание услуг несет именно сервис.

Чуть ранее было определение Верховного суда, согласно которому за качество ремонта несла ответственность страховая компания, которая направила автовладельца в этот сервис. Сейчас за качество ремонта отвечает конечно же автосервис, но если после ремонта обнаружились проблемы, то, согласно постановлению пленума Верховного суда, за их устранение несет ответственность именно страховщик.

Больше всего страховщики недовольны именно решением по утрате товарной стоимости.

— Мы не можем ставить под сомнение решения Верховного суда, они направлены на усиление защиты пострадавших. Однако при этом важно соблюсти равновесие и устойчивость самой экономической модели ОСАГО. Поэтому важно в ближайшее время проанализировать влияние решений ВС РФ на бизнес и убыточность в ОСАГО, учесть эти факторы при корректировке тарифов в этом обязательном виде страхования, который пребывает не первый год в кризисном состоянии», — сказал глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Напомним, что с 1 апреля вступает в силу очередная часть поправок в закон об ОСАГО, которая предусматривает увеличение выплат по жизни и здоровью с нынешних 160 тысяч до 500 тысяч рублей. При этом предполагается расчет не по итогам лечения, а сразу по установлении диагноза, по специальным таблицам. Перелом пальца стоит столько, перелом ноги — столько. Эти деньги пострадавшие будут получать сразу после предъявления страховщику документов, подтверждающих получение травмы в аварии. Понятно, что страховые тарифы в связи с этим увеличением выплат снова и довольно резко вырастут. Включить в них еще расчеты по выплатам в связи с утратой товарной стоимости проблем не составляет.

Новая редакция методики расчета утери товарной стоимости (УТС) автомобиля, попавшего в ДТП, должна решить проблему споров по стоимости восстановительного ремонта между потребителями и страховщиками по договорам ОСАГО.

Законопроект обяжет страховщиков учитывать, каков объем утери товарной стоимости после аварии.

Как будут рассчитывать? По специальной формуле, в которой отражены:

  • стоимость автомобиля на момент аварии,
  • пробег и возраст автомобиля,
  • коэффициенты для отдельных деталей.

Итоговая величина УТС определяется как суммарный коэффициент, который умножают на стоимость автомобиля.

В проекте говорится: при замене части элементов автомобиля на новые УТС составит не более 15,7% от его стоимости, при полной окраске кузова – 5%, при особо сложном перекосе кузова – 4%, следует из проекта методики.

Когда будут рассчитывать? Когда при осмотре выявлены:

  • необходимость ремонта отдельных элементов кузова,
  • полная или частичная окраска поверхности кузова,
  • замена рамы,
  • полная разборка салона автомобиля или его части.

Кто не сможет воспользоваться УТС?

Владельцы старых автомобилей старше 5 лет или серьезно изношенных (износ деталей — более 40%). УТС не подлежит выплате, если отремонтированной детали требовалась покраска до аварии, и если она уже была повреждена или разрушена коррозией до случившегося ДТП.

По оценке экспертов, новая методика расчета УТС добавит к общей убыточности в ОСАГО примерно 5%. Однако этого документа уже заждались не только автовладельцы, но и страховые компании, а также суды.

Среди покрываемых видов ущерба в ОСАГО отдельно выделяется утрата товарной стоимости автомобиля пострадавшего при ДТП. Чтобы правильно ее рассчитать и добиться ее возмещения, необходимо учитывать большое количество нюансов. О том, как считается и выплачивается возмещение по утрате товарной стоимости, вы узнаете далее.

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости (УТС) — это разница между стоимостью автомобиля, попавшего в ДТП, и аналогичного неповрежденного. Она возникает при ухудшении внешнего вида и технических характеристик машины после ремонта. УТС, как и повреждения при аварии, покрываются полисом ОСАГО человека, признанного виновным в ДТП.

При расчете УТС учитываются:

  • Потеря внешнего вида
  • Уменьшение прочности технических узлов
  • Снижение эксплуатационных характеристик

Повреждения, полученные в предыдущих авариях, при расчете УТС не учитываются. Однако повреждение новых деталей, установленных на автомобиль, может быть учтено.

Законодательные нормы

УТС была включена в список покрываемых типов ущерба Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 29 января 2015 года. Оно обязало страховые компании возмещать ее, как и другие виды ущерба. Однако в большинстве случаев страховщики уходят от выплат по утрате стоимости автомобиля, побывавшего в ДТП. Эти случаи приходится рассматривать в суде по заявлению пострадавших.

При вынесении решения по УТС суд опирается на заключения, полученные после экспертизы. Независимые эксперты определяют размер ущерба и сумму, которую страховая компания обязана выплатить за восстановленный автомобиль.

Получить возмещение по УТС можно при выполнении определенных условий:

  • Возраст автомобиля — до пяти лет для иномарки или до трех лет для отечественного
  • Водитель не должен быть признан виновником ДТП
  • Размер компенсации не должен превышать 400 000 рублей
  • Уровень износа автомобиля не должен превышать 35%-40%

Методики расчета

Для расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО применяются три основных метода:

  • Метод Минюста России
  • Метод руководящего документа
  • Метод Хальбгевакса

Экспертные компании РФ в основном руководствуются схемой расчетов УТС по методике Минюста. По ней эксперты руководствуются двумя параметрами:

  1. Стоимостью автомобиля после полученного вреда в результате ДТП;
  2. Рыночной стоимостью автомобиля данной марки, одинакового возраста, не бывшего в ДТП.

Если машина соответствует перечисленным условиям, то используется следующая формула для расчета:

\(C = S * \sum K_{i} / 100\)

где: С – часть стоимости, которую потеряло транспортное средство в результате автопроисшествия;

S – рыночная стоимость транспорта с указанными параметрами до аварии;

К – коэффициент, рассчитанный аналитиками после исследования повреждений автомобиля, полученных в ДТП.

Индивидуальный коэффициент для данного транспорта выводится при соблюдении следующих условий:

  • Значение исходного коэффициента снижается на 20%, если замене подлежат сваренные между собой конструкции;
  • Ремонт съемного элемента автомобиля не должен быть выше его стоимости;
  • Если в процессе ремонта транспорта устраняются дефекты не связанные с ДТП, исходный коэффициент снижается на 50;
  • На стоимость авто влияет необходимость покраски или перекраски кузова автомобиля.

Методика Хальбгевакса предлагает более простую схему расчета УТС, она практикуется в странах Европы. Она не применяется, если автомобиль попадал в ДТП два или более раза.

Вид расчетной формулы по Хальбгеваксу следующий:

УТС = (К-100)х(ЦР+СО)

где К – рассчитанный исходный коэффициент УТС

ЦР – рыночная стоимость машины с поправкой на износ за время эксплуатации

СО – общая сумма затрат на восстановление автомобиля после ДТП

Коэффициенты для расчета УТС по данной методике вычисляются по дополнительным формулам, включающим данные по затратам на материалы для ремонта (СМ) и затратам на выполнение восстановительных работ (СР):

  • Показатель А = (СО/ЦР)х100%
  • Показатель В = (СР/ЦМ)х100%

Величины показателей трактуются следующим образом:

  • Показатель 10 ≤ А ≤ 90 означает, что стоимость ремонта незначительна в сравнении с ценой автомобиля на рынке. То есть, размеры УТС будут настолько малы, что не оправдает затрат на проведение исследований и определение необходимых показателей.

Если вычисленный показатель А превысит 90%, это показывает на огромные затраты на ремонт, они могут превысить стоимость автомобиля, поэтому в этом варианте будет актуальным получение страхового возмещение по полной утрате транспорта

  • Показатель В≥40 означает что расходы на материалы и необходимые детали значительно ниже расценок выполненного ремонта.

По приложенным к руководству таблицам, на основании полученных данных, определяется коэффициент К.

Расчет по схеме руководящего документа считается наиболее сложным. При ней общая сумма УТС складывается из стоимости отдельных деталей и частей автомобиля, которые потребовали восстановления после ДТП. Таким расчетом специалисты экспертной службы пользуются в исключительных случаях и используют данные вычислений по руководящему документу только как справочную информацию.

Как выплачивается УТС по ОСАГО

Порядок выплаты УТС по ОСАГО такой же, как и для других видов ущерба. Чтобы ее получить, необходимо провести расчет компенсации и предоставить результаты с подтверждающими документами в страховую компанию, в которой был застрахован виновник аварии. Желательно перед этим сделать фото повреждений и собрать данные ГЛОНАСС (если есть)

При проведении оценки УТС непосредственно у страховщика размер выплаты часто занижается — он может составлять до 20% от реального размера ущерба. Поэтому проводить оценку стоит у независимых экспертов, которые смогут объективно рассчитать ущерб и компенсацию.

Как добиться возмещения утраты товарной стоимости

Если страховая компания отказывается возмещать утерю товарной стоимости, то вы имеете право потребовать ее выплаты через суд. Для этого заполните исковое заявление на на страховщика и приложите к нему все необходимые документы:

  • Оригинал и копию паспорта
  • Водительское удостоверение
  • Полис ОСАГО
  • Копию заявления на выплату УТС и ответа страховой компании
  • ПТС и СТС автомобиля, регистрационную карту
  • Копию справки и протокола об аварии, постановление или отказ о возбуждении дела
  • Копию извещения о ДТП
  • Копию акта о наступлении страхового случая
  • Акт осмотра автомобиля, отчет о размере УТС и подтверждающие проведение оценки документы

В течение нескольких дней суд будет рассматривать заявления и обстоятельства ситуации. Если серьезных причин для отказа не будет, то он обяжет страховщика выплатить полную сумму УТС. Также страховщик должен будет выплатить штраф — 50% от взысканной судом суммы.

В каких случаях могут отказать в выплате

В большинстве случаев, решение по требованию в выплате УТС суд принимает в пользу страхователя. Тем не менее, в выплате вам могут отказать по одной из причин:

  • Неправильно заполненное заявление или ошибки в документах
  • Несоответствие автомобиля требованиям закона для получения компенсации
  • Страхователь требует завышенную сумму возмещения
  • Страхователь подозревается в умышленном ДТП
  • Сумма выплат по ОСАГО исчерпана
  • Требование выплат за повреждения, полученные до аварии или после ремонта

Как рассчитать УТС на калькуляторе

Так как единой методики расчета УТС пока не существует, то универсальный калькулятор, который сможет точно определить размер выплаты в определенной ситуации, также не реализован. Тем не менее, существует большое количество сервисов, которые помогут определить примерный размер выплаты. Чаще всего они используют методику Хальбгевакса.

Чтобы рассчитать размер компенсации по УТС на таком калькуляторе, необходимо ввести все основные данные — рыночную стоимость с учетом износа, затраты на ремонт и другие. На основании этих данных сервис определит примерный размер компенсации, на который вы сможете претендовать при обращении в СК. Точную сумму выплаты вы сможете узнать только после независимой оценки.

Как составить заявление на компенсацию УТС

При подаче иска на возмещение УТС необходимо правильно подать заявление. Оно должно содержать:

  • Наименование судебного органа
  • Данные истца (человека, который обращается за выплатой
  • Данные ответчика (страховой организации)
  • Данные третьего лица (виновника ДТП)
  • Размер цены иска (невыплаченной суммы УТС) и государственного сбора
  • Описание ДТП и повреждений машины
  • Информация о полисе ОСАГО
  • Данные об обращении к страховой компании
  • Законодательные основания для получения выплат
  • Информация о результатах оценки
  • Требование истца к ответчику
  • Перечисление приложенных к заявлению документов
  • Дата составления и подпись истца

Заявление подается в судебный орган лично или по почте. Во втором случае его необходимо заверить у нотариуса.

Вопрос-ответ

Кто выплачивает УТС, если страховая компания обанкротилась?

Если страховая компания не в состоянии выплатить компенсацию за счет своих средств, то ее размер может быть взыскан с виновника ДТП. То же самое происходит, если лимит страховых выплат исчерпан.

Какая методика расчета УТС лучше?

Зависит от размера повреждений автомобиля и требуемой точности расчетов. В большинстве случаев достаточно методики Хальбгевакса. Наиболее точный результат предоставит методика руководящего документа, но она требует тщательных расчетов и анализа — иначе итоговый результат могут не принять

Определение понятия УТС

Утрата товарной стоимости (УТС) транспортного средства — уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта (см. решение Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658).

Вопрос: учитывается ли утрата товарной стоимости при определении размера страховой выплаты (относится ли УТС к реальному ущербу, или к упущенной выгоде)?

Ответ: да, утрата товарной стоимости учитывается при определении размера страховой выплаты.

Разъяснения Верховного Суда РФ об отнесении УТС к реальному ущербу

Решением Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости.

При этом Верховный Суд РФ указал:

«…В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из анализа статьи 6 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Такое условие публичного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств непосредственно закреплено и в подпункте «а» пункта 60 оспариваемых Правил.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Таким образом, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего».

Определением Верховного Суда РФ от 06.11.2007 N КАС07-566 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2007 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Российской Федерации — без удовлетворения.

Пленум ВС РФ в 2017г. подтвердил, что УТС подлежит возмещению, в том числе когда автомобиль ремонтируется по ОСАГО

К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы (См. п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Постановление Пленума ВС РФ 2015 года (утратившее силу) содержало аналогичные разъяснения об УТС:

«Утрата товарной стоимости (УТС) относится к реальному ущербу, а не к упущенной выгоде. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования» (см. п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2).