Устав работников морского транспорта

Справка

Основаниями для разработки законопроектов «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта» и «Устав о дисциплине работников морского транспорта» являются статьи 189 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Необходимость разработки законопроектов вызвана тем, что дисциплина работников при выполнении трудовых обязанностей служит гарантией безопасного функционирования морского и внутреннего водного транспорта и предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

В настоящее время дисциплина труда работников морского и внутреннего водного транспорта регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта, а также Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 395 и Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1985 года № 812, применяемыми в части, не противоречащей трудовому законодательству Российской Федерации, впредь до введения в действие федеральных законов, утверждающих соответствующие уставы.

При разработке законопроектов были использованы положения действующих в настоящее время уставов о дисциплине работников морского и внутреннего водного транспорта, прошедших проверку многолетней практикой применения.

Законопроекты помимо норм, определяемых Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливают, дополнительные основные обязанности работников морского и внутреннего водного транспорта по обеспечению безопасности мореплавания (судоходства), защиты и сохранности гидросооружений, предупреждению аварий и аварийных ситуаций; дополнительный вид поощрений за труд – награждение ведомственными наградами; дополнительные дисциплинарные взыскания и основания их применения:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии в случае повторного совершения дисциплинарного проступка после наложения на работника дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора;

  • освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности мореплавания (судоходства) и движением судов, на срок до одного года за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение безопасной эксплуатации оборудования, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды;

  • увольнение в случаях совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой аварию или загрязнение окружающей среды, повторного совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение безопасной эксплуатации оборудования, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды, объявления в течение года двух и более предупреждений о неполном служебном соответствии.

Следует отметить, что освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с безопасностью мореплавания и движением судов, не означает для работника потерю работы. С его согласия он может быть переведен на другую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу, и по истечении срока применения взыскания, сдав квалификационный экзамен, вернуться на ранее замещаемую должность.

В связи со спецификой деятельности морского и внутреннего водного транспорта законопроектами определен порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Работодатель вправе применять все виды поощрений и дисциплинарных взысканий, но одновременно оговорено право применения ряда из них капитаном судна — объявление благодарности, замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии — с оформлением приказом по судну и последующим уведомлением работодателя.

Принятие данных законопроектов позволит повысить уровень безопасности эксплуатации судов и иных технических средств на морском и внутреннем водном транспорте.

Кроме того, регулирование дисциплины труда на уровне федерального закона является гарантией соблюдения права человека на труд, закрепленного в Конституции Российской Федерации и будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений и социальной защищенности работников морского и внутреннего водного транспорта.

Законопроекты подготовлены с учетом мнения отраслевых профсоюзов и объединений работодателей, прошли согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получили положительное заключение Минюста России.

Реализация данных законопроектов не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

С принятием законопроектов полностью подлежит признанию не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 26 августа 1985 года № 812 «Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР» и признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта».

После принятия представленных федеральных законов Минтрансом России будут утверждены в установленном порядке соответствующие перечни работников, на которых распространяется действие данных федеральных законов.

Добавлено в закладки: 0

Морской транспорт является одним из самых важных звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. Его эффективная работа влияет на наиболее своевременное и полное удовлетворение потребностей страны в морских перевозках пассажиров и грузов.
Всемерное укрепление социалистической дисциплины труда является самым важным условием успешного исполнения планов социального и экономического развития морского транспорта, а также увеличения эффективности и качества его работы. Нарушение дисциплины может создать угрозу для здоровья и жизни людей, для своевременной доставки пассажиров и грузов и для сохранности собственности.
Дисциплина на морском транспорте состоит в строгом выполнении всеми работниками порядка и правил, которые установлены действующим законодательством, инструкциями и приказами Министерства морского флота и другими нормативными актами, относящимися к их деятельности, в добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на них, в творческом и сознательном отношении к своей работе, более производительном использовании рабочего времени, использовании и выявлении имеющихся резервов и устранении недостатков, а также в своевременном и точном исполнении распоряжений и приказов руководителей.
Дисциплина обеспечивается воспитанием у сотрудников высоких деловых и идейно-нравственных качеств, умелым сочетанием убеждения, дисциплинарных взысканий и поощрений, эффективным воздействием трудовых коллективов на сознание о поведение всех членов коллектива.
Работник морского транспорта должен:
а) хорошо знать свою специальность, проявлять нужную инициативу в работе, систематически увеличивать деловую квалификацию;
б) выполнять производственные задания, добиваться увеличения производительности труда, увеличения эффективности и качества работы, улучшать использование портового оборудования и транспортных средств, ускорять обработку судов и доставку внешнеторговых и народнохозяйственных грузов;
в) Беречь социалистическую собственность (суда, гидротехнические и портовые сооружения и оборудование и прочие технические средства морского флота, материалы и так далее), а также обеспечивать сохранность перевозимых грузов, почты, багажа;
г) соблюдать строгий режим экономии денежных средств, материалов, топлива;
д) обеспечивать безопасность мореплавания, качественное и своевременное обслуживание судов, портового оборудования и прочих технических средств морского флота;
е) соблюдать установленную технологию исполнения работ, нормы и правила по охране труда, производственной санитарии и технике безопасности;
ж) проявлять внимание и заботу к пассажирам морского флота и обеспечивать высокое качество их обслуживания;
з) соблюдать неуклонно порядок и правила, которые установлены законодательством, инструкциями, приказами и другими нормативными актами (включая таможенные правила), действующими на морском транспорте, и исполнять своевременно приказы и распоряжения руководителей;
и) строго хранить служебную и государственную тайну;
к) соблюдать правила социалистического общежития и нормы коммунистической морали, с честью и достоинством вести себя как на службе, так и вне службы, исполнять правила поведения в портах, на судах и на служебных территориях других учреждений, предприятий, организаций;
л) удерживать других сотрудников от нарушения дисциплины и общественного порядка, содействовать укреплению в трудовом коллективе дисциплины;
м) уважать законы и обычаи прочих народов, беречь честь и достоинство гражданина.
Руководитель должен:
а) обеспечивать исполнение коллективом плановых заданий, увеличение производительности труда, увеличение качества работы и эффективности производства;
б) соблюдать требования законности, четко отдавать распоряжения и приказы подчиненным и проверять их своевременное и точное исполнение;
н) принимать все необходимые меры для укрепления порядка и дисциплины, уменьшению текучести кадров и потерь рабочего времени;
г) организовывать правильно труд подчиненных и взаимоотношения в коллективе, воспитывать у подчиненных сознательное отношение к труду, высокие деловые и идейно-нравственные качества, поддерживать их общественную активность и полезную инициативу, привлекать подчиненных к более полному выявлению резервов и устранению недостатков и узких мест;
д) обеспечивать выполнение установленных норм и правил по охране труда, производственной санитарии и технике безопасности;
е) умело сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, поощрять сотрудников, которые отличились при исполнении трудовых обязанностей и общественного долга, взыскивать строго с нарушителей трудовой дисциплины;
ж) подавать подчиненным пример образцового выполнения служебного долга и достойного поведения как вне службы, так и на службе.
Всякое указание по работе подчиненный получает, как правило, от непосредственного руководителя. Работник в случае получения указания от вышестоящего руководителя должен выполнить его, известив об этом непосредственного руководителя.
ПООЩРЕНИЯ
Поощрения применяют к работникам морского транспорта за высокое качество работы, образцовое исполнение трудовых обязанностей, перевыполнение производственных заданий, творческую активность и полезную инициативу, изобретательскую и рационализаторскую деятельность, длительную безупречную работу, исполнение отдельных поручений, а также за героизм, отвагу, самоотверженность, проявленные при спасании людей, судна, а также груза и прочего имущества.
К работникам морского транспорта применяют такие поощрения:
выдача премии;
объявление благодарности;
награждение Почетной грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение в Книгу почета;
занесение на Доску почета;
награждение значками «Почетному работнику морского флотам и «Почетному полярнику”;
присвоение звания «Лучший по профессии”.