Установление личности гражданина

Обновлены формы бланков заявлений об установлении личности, о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина

Согласно положениям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории РФ и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ или международным договором РФ, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В связи с упразднением ФМС России и передачей ее полномочий МВД России утверждаются новые формы документов, используемых для установления личности иностранного гражданина, в частности приказом МВД России от 28.03.2017 N 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства» утверждены формы:
бланка заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению;

бланка протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии;

бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Не подлежащим применению признается приказ ФМС России от 08.11.2013 N 473 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства».

1 июля 2015 г. вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I.

Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия

При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи.

При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус также использует специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении. Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

При совершении нотариального действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой. Материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.

При возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. Порядок направления и форма запроса определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При регистрации уведомления о залоге движимого имущества, направленного в электронной форме нотариусу, личность заявителя — физического лица считается установленной при условии, что его квалифицированная электронная подпись проверена и ее принадлежность заявителю подтверждена в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Статья 45. Требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия

Документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать требованиям настоящей статьи.

В случае, если указанные документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия.

Нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям настоящих Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса.

Статья 45.1. Требования к нотариально оформляемому документу

Текст нотариально оформляемого документа на бумажном носителе (свидетельство, удостоверяемая сделка, протокол и другие), а также удостоверительная надпись, исполнительная надпись должны быть изготовлены с помощью технических средств или написаны от руки и легко читаемыми. Использование карандаша или легко удаляемых с бумажного носителя красителей, а также наличие подчисток или приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений не допускается. В нотариально оформляемом документе на бумажном носителе, состоящем из нескольких листов, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью нотариуса, если законодательством не установлен иной способ обеспечения целостности такого документа.

Требования к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В тексте нотариально оформляемого документа относящиеся к его содержанию числа и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами, в отношении юридического лица должны быть указаны его полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер, в отношении гражданина — фамилия, имя, и (при наличии) отчество полностью, и (при наличии) место жительства. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены требования об обязательном указании иных сведений в текстах нотариально оформляемых документов.

Наиболее актуальным вопросом, вызывающим серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, является невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что данный вопрос не получил должного внимания со стороны научного сообщества, что подчеркивает актуальность его рассмотрения.
Непосредственное отношение к установлению личности физического лица имеют современные возможности идентификации личности, которые по-разному используются всеми государствами. Идентификация личности необходима для установления тождества человека самому себе или его документам, с целью обеспечения его основными документами, удостоверяющими личность. Для установления тождества человека самому себе по идентификационным признакам или его документам в Российской Федерации действует паспортно-визовая система, предусматривающая процедуру оформления доказательств идентификации с обязательным соблюдением прав человека и сохранности его персональных данных.
В мире используются различные модели идентификации личности в различных сферах деятельности (банковской, охранной, безопасности), разработано множество идентификационных систем, основанных на биографических, биологических, функциональных, биометрических и других характеристиках человека. Например, используют методы антропоскопии — изучение следов человека, включая дактилоскопию (пальцы рук), эджескопию (края папиллярных линий), пальмоскопию (ладони), пороскопию (поры), дерматоглифику — стопы ног. Метод словесного портрета — описание внешности человека и его особенностей специальными стандартными терминами (габитоскопия). Используют остеометрию, гистологическое исследование, рентгенографию, определение физических свойств костной ткани, метод фотосовмещения прижизненной фотографии и фотографии черепа, реконструкцию лица по черепу с помощью метода Герасимова <1>. Установление личности по признакам внешности, осуществляемое в процессе раскрытия и расследования преступлений, является результатом комплекса оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, среди которых нередко решающее значение имеет назначение судебно-портретной экспертизы <2>.
———————————
<1> Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
<2> Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.
Современные достижения научно-технического прогресса выводят на первое место идентификацию по внутренним признакам, что обусловлено получением более точных результатов идентификационных сопоставлений. В качестве примера можно привести криминалистическую идентификацию на основе достижений генотипоскопической идентификации <3>. Биометрическая идентификация уже несколько лет применяется в Японии в качестве средства идентификации личности в банкоматах, устанавливаемых в банках (вместо ПИН-кода). Она идентифицирует человека по рисунку кровеносных сосудов кисти руки без непосредственного касания сканера (на небольшом расстоянии от его поверхности). Пластиковые карты не требуются <4>.
———————————
<3> Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
<4> Деньги сквозь пальцы: на смену кошелькам приходят биометрические платежные терминалы // http://hitech.newsru.ru/article/29apr2013/paytouch (дата обращения 12.04.2016).
В этой связи особую актуальность приобретает необходимость решения вопроса об идентификации пользователей Интернета <5>.
———————————
<5> Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.
Таким образом, государство использует разнообразные системы идентификации личности, с целью установления тождества человека по различным элементам, которые также определяются государством и носят обязательный характер в виде конкретных данных регистрируемых в определенных документах, удостоверяющих его личность.
Безусловно, особую актуальность рассматриваемая проблема представляет при установлении личности правонарушителя, не имеющего гражданства Российской Федерации. Но данный вопрос был изучен нами ранее и не будет затронут в настоящем исследовании.
Для того чтобы в отношении правонарушителя составить протокол об административном правонарушении либо протокол о применении меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо установить его личность по документам, предусмотренным на территории РФ.
Статус гражданина РФ в национальном законодательстве определяют много нормативно-правовых актов, основными среди которых являются Конституция РФ, Федеральный закон N 62-ФЗ <6> и Указ Президента РФ N 1325 <7>. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утвержден порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
———————————
<6> ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
<7> Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ любое физическое лицо, в том числе гражданин РФ, совершившее на территории РФ административное правонарушение, подлежит административной ответственности на общих основаниях. Однако полная административная правосубъектность любого физического лица возможна только при наличии у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, либо полученного от компетентного российского органа государственной власти.
Согласно Указу Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина РФ, который должны иметь все граждане РФ 14-летнего возраста <8>. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержден порядок его оформления <9>.
———————————
<8> Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 // СПС «КонсультантПлюс».
В Федеральном законе «О гражданстве РФ» сказано, что «виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом». К сожалению, полный перечень документов, которые удостоверяют личность гражданина РФ на территории РФ, помимо паспорта, до настоящего времени не определен ни в одном нормативно-правовом акте. При этом для осуществления конкретных правоотношений в ряде законов и нормативно-правовых актах приводятся различные перечни документов, удостоверяющих личность <10>. Например, для выезда за границу гражданам выдаются заграничные паспорта, военнослужащим — удостоверения личности офицера и военные билеты <11>.
———————————
<10> Музыченко П.Б. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации // Нотариус. 2013. N 8. С. 42 — 45.
<11> Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
Только начиная с 2005 г. и только в заграничном паспорте граждан РФ биометрические персональные данные владельца документа в виде цветного цифрового фотографического изображения лица стали вносится в электронный носитель информации <12>. А с 2015 года в заграничные паспорта вносятся и отпечатки пальцев рук владельца паспорта <13>. Указанные нововведения, безусловно, улучшат защищенность паспорта и повысят уровень идентификации личности, лиц получивших заграничные паспорта. Вопросы идентификации личности в других удостоверениях личности, в том числе и в паспорте граждан РФ, разрешаются методом сверки фотографий и биографических данных. Сложившаяся ситуация не отвечает современным требованиям. С моей точки зрения, необходимо пользоваться научными достижениями и внедрять в практику дополнительные системы идентификации личности не только применительно к гражданам России, но и к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
———————————
<12> Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 // СПС «КонсультантПлюс».
<13> Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 125 // СПС «КонсультантПлюс».
Процедуры установления личности имеются по ряду отдельных правоотношений и регламентированы нормативно-правовыми документами. Так, Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 утверждает порядок установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов <14>. Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 утверждает перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия <15>.
———————————
<14> Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 // СПС «КонсультантПлюс».
<15> Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 // СПС «КонсультантПлюс».
Кроме того, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, определено <16>: в случаях, когда меры по установлению личности не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, отсутствует информация по адресно-справочным учетам и др.), гражданином дополнительно представляются имеющиеся у него документы (свидетельство о рождении, профсоюзный, охотничий билеты, справка об освобождении из мест лишения свободы, заграничный паспорт, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение и иные документы). Также в исключительных случаях при невозможности получения необходимых документов личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения в установленном порядке криминалистических и других идентификационных исследований. Указанная процедура может проводиться как по инициативе лица, желающего подтвердить факт своего гражданства, так и по инициативе полномочного органа власти, с возможностью направления запросов в различные органы исполнительной власти. По результатам такой проверки, полномочным органом власти составляется мотивированное заключение, с указанием обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у лица гражданства РФ. Данные обстоятельства подчеркивают возможность принудительного установления личности гражданина РФ, процедура которой сильно отличается от процедуры принудительного установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства, предусмотренной ст. 10.1 N 115-ФЗ, где сотрудникам ФМС предоставлены более широкие полномочия, достаточные для установления личности правонарушителей, при реализации которых установленные лица подлежат фотографированию и дактилоскопируются в рамках реализации требований, определенных п. «ж» ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» <17>. Аналогичная процедура должна быть предусмотрена и для установления личности гражданина РФ, совершившего правонарушение, а круг лиц, подлежащих дактилоскопической регистрации в РФ, необходимо расширить, включив в него граждан РФ, достигших возраста 14 лет, и осуществлять ее при получении ими паспорта. Таким образом, за ближайшие 20 — 30 лет будет сформирована база данных с дактилоскопической информацией обо всех лицах, проживающих на территории нашей страны, которая, несомненно, окажет положительное влияние на раскрываемость как по административным, так и по уголовным делам.
———————————
<16> Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 // СПС «КонсультантПлюс».
<17> ФЗ РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Несмотря на принятые законодателем нормы, регламентирующие процедуру установления личности гражданина РФ, в отдельных случаях признать их достаточными не представляется возможным по ряду причин.
Из всех имеющихся научных мировых разработок и достижений в области идентификации личности российским законодателем в отношении граждан РФ избран только метод, основанный на биографических и биометрических характеристиках человека, а для отдельных категорий лиц — метод антропоскопии, заключающийся в изучении пальцев рук человека. Сложившаяся ситуация не отвечает современным требованиям. С моей точки зрения необходимо пользоваться научными достижениями и внедрять в практику дополнительные системы идентификации личности. Следует положительно отнестись к усилиям законодателя, направленным на обязательную государственную геномную регистрацию отдельной категории лиц, к которым не относятся законопослушные граждане РФ <18>. Однако круг лиц, подлежащих такой регистрации, следует расширять, предусмотрев ее для всех лиц, находящихся на территории нашей страны, путем внедрения соответствующих процедур.
———————————
<18> ФЗ РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
В настоящее время граждане РФ, совершившие правонарушение, в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, с целью дальнейшего производства по делам об административных правонарушениях фотографируются, дактилоскопируются и проверяются сотрудниками ОВД по имеющимся информационным базам данных («Папилон МДС — 40»), после чего информация вносится в ИС «Легенда» подразделений оперативно-разыскной информации территориальных отделов МВД России на районном (городском) уровне (ЦОРИ).
Итак, подводя итог вышесказанному, следует сформулировать ряд предложений, способствующих усовершенствованию процедуры идентификации личности граждан РФ, совершивших правонарушение, и улучшению правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях в отношении данных лиц:
1. Целесообразно применять в отношении лиц, отказывающихся назвать свои установочные данные, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и виды административного наказания, используя при этом условные обозначения физического лица, закрепленные в соответствующей форме.
2. Законодательно регламентировать возможность применения отдельных норм административного законодательства в отношении правонарушителей, личность которых не установлена с соблюдением сроков составления протокола об административном правонарушении.
3. Следует расширить список применяемых методов идентификации личности на территории нашей страны, добавив в него обязательную дактилоскопическую, генотипоскопическую и биометрическую идентификацию, по отношению ко всем гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты.
Список использованной литературы
1. Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
2. Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.
3. Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
4. Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.