Установление факта употребления алкоголя и состояния опьянения

Содержание

В соответствии с подпунктом 122-2) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра здравоохранения Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.

3. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа его направление в периодические печатные издания, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л.М.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан
Е. Биртанов

«Согласован»
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
_________ К. Касымов
20 июля 2017 года

Утверждены
приказом Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 13 июля 2017 года № 504

Правила проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения

1. Настоящие Правила проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 122-2 пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и определяют порядок проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.

2. В настоящем Правилах используются следующие основные понятия:

1) наркотические средства — вещества синтетического или природного происхождения, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, согласно Закону от 10 июля 1998 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (далее – Закон);

2) медицинское освидетельствование — амбулаторный осмотр лица в целях установления состояния наркотического опьянения;

3) состояние опьянения — состояние, возникающее вследствие острой интоксикации психоактивными веществами (алкоголь, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, их производными и аналогами) и характеризующееся комплексом психических, поведенческих, вегетативных и соматоневрологических расстройств;

4) психотропные вещества — вещества синтетического или природного происхождения, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

5) психоактивные вещества — вещества синтетического или природного происхождения, которые при однократном приеме оказывают воздействие на психические и физические функции, поведение человека, а при длительном употреблении вызывают психическую и физическую зависимость.

3. Целью проведения медицинского освидетельствования является установление факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения (далее – Медицинское освидетельствование).

4. Медицинскому освидетельствованию подлежат лица, по отношению к которым предусмотрена ответственность за употребление психоактивного вещества при управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, пребывания в состоянии опьянения в общественных местах и на работе.

5. Иностранные лица, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Республики Казахстан, а также лица без гражданства находящиеся в состоянии опьянения в общественном месте, на работе, либо управляющие транспортным средством подлежат медицинскому освидетельствованию на общих основаниях.

Не подлежат медицинскому освидетельствованию, без их согласия, лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом.

6. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних граждан Республики Казахстан проводится в присутствии родителей или их законных представителей (родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка).

Глава 2. Порядок проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения

7. Для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения сотрудники органов внутренних дел, а также должностные лица предприятий и организаций по месту работы освидетельствуемого, направляют и (или) доставляют указанных лиц в пунктах 4, 5 и 6 настоящих Правил на медицинское освидетельствование в государственные медицинские организации.

8. Направление на медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения заполняется по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Освидетельствование проводится также при личном добровольном обращении граждан.

9. Направление на медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения осуществляется в соответствии с Правилами направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528.

10. Освидетельствование на основании направления на медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения в медицинских организациях, производится в любое время суток в медицинских организациях врачами психиатрами-наркологами или врачами профильных специальностей, а также фельдшерами, медицинскими сестрами (в сельской местности при значительной удаленности от медицинских организаций объектов первичной медико-социальной помощи, не имеющих в штате врачей) (далее — медицинский работник), прошедшим повышение квалификации по вопросам проведения наркологического освидетельствования в организациях медицинского образования и науки, реализующих образовательные учебные программы дополнительного образования в соответствии с Правилами повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, а также квалификационных требований к организациям, реализующим программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 691 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 5904).

11. Должностное лицо, направившее и (или) доставившее освидетельствуемого, принимает меры к установлению его личности (при невозможности установления личности допускается фотографирование освидетельствуемого).

Медицинский работник удостоверяется в личности освидетельствуемого, ознакомившись с его документами, удостоверяющими личность. Отсутствие документов, удостоверяющих личность, не является основанием для отказа в освидетельствовании.

При отсутствии документов в заключении медицинского освидетельствования указываются приметы обследуемого с обязательным указанием о получении данных со слов обследуемого.

12. При проведении медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния алкогольного опьянения проводится количественное исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь.

Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя осуществляется с использованием технических средств измерения, официально зарегистрированных и применяемых в Республике Казахстан.

Оценка показателей при исследовании крови на наличие алкоголя проводится согласно стандартизированному соотношению количественного содержания алкоголя в крови и оценки клинического состояния освидетельствуемого лица в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести соматоневрологического состояния освидетельствуемого, отказа его от освидетельствования) в заключении медицинского освидетельствования указываются причины невозможности проведения освидетельствования.

13. Основой медицинского заключения по вопросу состояния, связанного с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, являются данные клинического обследования в виде комплексной оценки психического и соматоневрологического состояния.

Проведение лабораторного исследования или экспресс-тестирования биологических сред (кровь или моча при подозрении на алкогольное опьянение, моча при подозрении на наркотическое или токсикоманическое опьянение) является необходимым в следующих случаях:

1) невозможность полного освидетельствования в связи с тяжестью состояния освидетельствуемого;

2) при наличии сомнений врача в комплексной оценке состояния опьянения (психических, поведенческих, вегетативных и соматоневрологических расстройств);

3) в случае несогласия освидетельствуемого с результатами заключения;

4) в случаях повторного освидетельствования;

5) при установлении факта употребления (какого-либо) психоактивного вещества и отсутствии признаков состояния опьянения (психических, поведенческих, вегетативных и соматоневрологических расстройств);

6) при дорожно-транспортном происшествии или совершении правонарушения с наличием пострадавших лиц;

7) если с момента совершения дорожно-транспортного происшествия и правонарушения без пострадавших прошло более 3 часов.

14. Характер и последовательность проведения биологических проб определяется медицинским работником, производящим освидетельствование, в зависимости от особенностей клинического состояния освидетельствуемого. Опечатывание и этикетирование отобранных биологических проб для лабораторного исследования производится в присутствии освидетельствуемого и лица, направившего и (или) доставившего освидетельствуемого.

В случаях, если освидетельствуемое лицо не в состоянии объективно оценивать происходящие события, данная процедура производится в присутствии понятых.

15. При подозрении у освидетельствуемого лица состояния, угрожающего его жизни, освидетельствуемое лицо доставляется в организацию здравоохранения, оказывающую соответствующую специализированную помощь, где наряду с оказанием медицинской помощи устанавливается диагноз основного (предполагаемого) заболевания и определяется состояние опьянения.

16. При доставлении физического лица в тяжелом, бессознательном состоянии в организацию здравоохранения на момент оказания медицинской помощи в медицинскую карту больного делается запись о наличии (отсутствии) у физического лица состояния опьянения или факта употребления психоактивного вещества по результатам клинического обследования и лабораторного исследования биологических образцов, при этом Заключение медицинского освидетельствования не составляется.

Организация здравоохранения по запросу должностного лица выдает выписку из Медицинской карты амбулаторного, стационарного больного по форме № 027/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6697).

17. В Заключении медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения (далее — Заключение медицинского освидетельствования) подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегето-сосудистых реакциях, нарушении сознания, ориентировки, памяти, координации движений, состоянии неврологической и соматической сферы, наличие запаха в выдыхаемом воздухе, а также жалобы освидетельствуемого и его субъективную оценку своего состояния. В случае проведения лабораторных исследований результаты отмечаются в Заключении медицинского освидетельствования.

18. На основании медицинского освидетельствования составляется Заключение медицинского освидетельствования, в котором характеризуется состояние освидетельствуемого лица на момент обследования.

Медицинский работник при составлении Заключения медицинского освидетельствования устанавливает одно из следующих состояний на основании имеющихся клинических и (при необходимости) лабораторных данных либо результатов экспресс-тестирования, подтверждающих вид психоактивного вещества, вызвавшего опьянение:

1) трезв (а);

2) факт употребления психоактивного вещества, признаки опьянения не выявлены;

3) алкогольное опьянение (легкая, средняя, тяжелая степень);

4) состояние опьянения (наркотическое, токсикоманическое), вызванное употреблением психоактивных веществ (наркотики – опиоиды, каннабиоиды, кокаин, седативные, снотворные вещества, психостимуляторы, галлюциногены, летучие растворители).

19. Результаты медицинского освидетельствования оформляются в виде заключения медицинского освидетельствования согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

20. Заключение медицинского освидетельствования составляется в двух экземплярах, заверяется подписью медицинского работника и печатью медицинской организации, в которой проводилось освидетельствование. Один экземпляр выдается лицу, доставившему освидетельствуемого, второй экземпляр остается в медицинской организации и хранится в архивных делах в течение пяти лет.

При отсутствии сопровождающего, экземпляр Заключения медицинского освидетельствования высылается почтой по официальному письменному запросу лица, направившего на медицинское освидетельствование.

21. Результаты освидетельствования сообщаются освидетельствуемому лицу сразу же в присутствии лица, его направившего и (или) доставившего. При несогласии освидетельствуемого лица либо должностного лица, его доставившего, с результатами медицинского освидетельствования производится повторное медицинское освидетельствование.

22. Повторное медицинское освидетельствование проводится на основании письменного заявления освидетельствуемого либо должностного лица в произвольной форме, его направившего и (или) доставившего, с изложением обстоятельств обращения на освидетельствование.

Повторное медицинское освидетельствования проводится профильным врачом медицинской организации не позднее 2 часов после первичного освидетельствования.

При повторном освидетельствовании проведение лабораторного исследования или экспресс-тестирования биологических сред (кровь или моча при подозрении на алкогольное опьянение, моча при подозрении на наркотическое или токсикоманическое опьянение) является обязательной процедурой.

23. В тех случаях, когда состояние обследуемого не позволяет осуществить медицинское освидетельствование в полном объеме (тяжелая травма, бессознательное состояние) для определения состояния, связанного с употреблением психоактивного вещества, проводится двукратное (с интервалом 30-60 минут), количественное исследование на наличие психоактивных веществ в биологических жидкостях организма (кровь, моча, слюна). Данные образцы биологических сред сохраняются в медицинской организации, где проводилось обследование, в течение 25 календарных дней со дня забора при соблюдении необходимых, гарантирующих их сохранность условиях.

24. Присутствие понятых, в случае, когда освидетельствуемое лицо не в состоянии оценивать происходящие события, обеспечивается лицами, по инициативе которых проводится освидетельствование.

25. В случаях, когда медицинское заключение выносится после получения результатов лабораторных исследований, экземпляр Заключения медицинского освидетельствования выдается не позднее 5 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований.

26. Медицинское освидетельствования регистрируется в Журнале регистрации медицинского освидетельствования (далее – Журнал), согласно приложению 4 к настоящим Правилам и в ведомственной автоматизированной информационной системе по учету лиц, доставленных на медицинское освидетельствование.

Журнал заполняется медицинским работником, проводившим медицинское освидетельствование, и хранится в кабинете, где осуществляется освидетельствование.

Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется гербовой печатью медицинской организации.

Приложение 1
к Правилам проведения медицинского
освидетельствования, для установления
факта употребления психоактивного
вещества и состояния опьянения

Направление
на медицинское освидетельствование для установления факта
употребления психоактивного вещества и состояния опьянения

Год (возраст) и место рождения ____________________________
Место работы ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Место жительства ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Документ, по которому установлена личность
________________________________________________________________________________
(серия, номер, дата, место выдачи документов)

Основания направления для медицинского освидетельствования
________________________________________________________________________________

Цель освидетельствования _________________________________________________________

Освидетельствование первичное или повторное (подчеркнуть)

Подпись направляющего лица _____________________________________________________
________________________________________________________________________________

Приложение 2
к Правилам проведения медицинского
освидетельствования для установления
факта употребления психоактивного
вещества и состояния опьянения

Заключение
медицинского освидетельствования для установления факта
употребления психоактивного вещества и состояния опьянения

Освидетельствование по данному факту первичное, повторное (нужное подчеркнуть)
________________________________________________________________________________

1. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) _________________________________________
________________________________________________________________________________

Возраст (год рождения) ___________________________________________________________

Документ, удостоверяющий личность (при наличии) __________________________________

Место работы, должность _________________________________________________________

Кем и когда (точное время) направлен на освидетельствование __________________________
________________________________________________________________________________

Дата и точное время освидетельствования ___________________________________________

Кем освидетельствован (врач, фельдшер, медицинская cестра) __________________________
________________________________________________________________________________

3. Внешний вид освидетельствуемого: состояние одежды, кожи, наличие повреждений
(ранения, ушибы) ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5. Состояние сознания, ориентировка в месте, времени, ситуации и собственной личности
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

6. Речевая способность: связанность изложения, нарушения артикуляции, смазанность речи
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Дыхание: учащенное, замедленное __________________________________________________

Пульс______________________ артериальное давление ________________________________

Зрачки: сужены, расширены, реакция на свет _________________________________________

Нистагм при взгляде в сторону _____________________________________________________

8. Двигательная сфера ____________________________________________________________

Мимика: вялая, оживленная _______________________________________________________

Точные движения (поднять монету с пола, пальце-носовая проба)
________________________________________________________________________________

Дрожание век, языка, пальцев рук __________________________________________________

11. Запах алкоголя _______________________________________________________________

13. Другие данные медицинского осмотра или представленных документов
________________________________________________________________________________

Подпись медработника, проводившего освидетельствование
________________________________________________________________________________

Приложение 3
к Правилам проведения медицинского
освидетельствования, для установления
факта употребления психоактивного
вещества и состояния опьянения

Стандартизированное соотношение количественного содержания алкоголя в крови и оценки клинического состояния освидетельствуемого лица

Содержание алкоголя в крови, 0 ‰

Оценка

От 0,5 до 1,5

Легкое опьянение

От 1,5 до 2,5

Опьянение средней степени

От 2,5 до 3,0

Опьянение сильное

От 3,0 до 5,0

Тяжелое отравление алкоголем, может наступить смерть

Приложение 4
к Правилам проведения медицинского
освидетельствования, для установления
факта употребления психоактивного
вещества и состояния опьянения

Журнал регистрации медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения

1. № п/п

2. Дата время проведения освидетельствования

3. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) освидетельствуемого

4. Год рождения (возраст)

5. Место жительства

6. Наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность освидетельствуемого

7. Место работы и должность

8. Когда, кем направлен на освидетельствование

9. Серия, номер документа доставившего лица, номер официального направления

10. Причина направления на освидетельствование

11. Отметка об отказе от освидетельствования

12. Освидетельствование по данному факту первичное, повторное.

13. Номер акта и результат освидетельствования

14. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) медицинского работника, проводившего освидетельствование, подпись

Приложение
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан

Перечень некоторых приказов Министра здравоохранения Республики Казахстан, признаваемых утратившими силу

1. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 446 «Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 2389).

2. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 апреля 2005 года № 167 «О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 446 «Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых под № 3589).

3. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 октября 2008 года № 578 «О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 446 «Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5382).

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при установке на воинский учет

Предмет: ОБЖ.

Класс: 11.

Урок №___. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт.

Дата проведения: » » января г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Костин Александр Сергеевич

Цель: Ознакомить учащихся с организацией медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учёт

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)
  2. Актуализация знаний.
  1. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
  2. Какие образовательные учреждения проводят обучение несовершеннолетних по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку? Для ответа на вопрос используйте раздел «Дополнительные материалы».
  3. Какие преимущественные права предусмотрены для граждан, имеющих первый спортивный разряд по военно-прикладному виду спорта?
  4. Что входит в перечень основных военно-прикладных видов спорта?
  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке их на воинский учёт призвано обеспечить комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации здоровыми и практически здоровыми гражданами, подлежащими призыву или поступающими на военную службу по контракту. (слайд 2)

Как вы уже знаете, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учёт подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу, разработаны медицинскими специалистами Министерства обороны совместно с медицинскими специалистами Министерства здравоохранения и социального развития, что обеспечивает более достоверный подход к оценке состояния здоровья поступающих на военную службу.

Установленные требования к состоянию здоровья граждан, по оценке медицинских специалистов Министерства обороны, являются оптимальными и обеспечивают с точки зрения медицинского отбора выполнение военнослужащими задач как в мирной, так и в боевой обстановке.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учёт подлежит медицинскому освидетельствованию врачами специалистами: (слайд

3)

  1. Терапевтом.
  2. Хирургом.
  3. Невропатологом.
  4. Психиатром.
  5. Окулистом.
  6. Отоларингологом.
  7. Стоматологом.

В целях правильной оценки состояния здоровья граждан и определения категории годности их к военной службе до начала медицинского освидетельствования военные комиссариаты на всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, запрашивают из медицинских учреждений по месту жительства (обучения) сведения, характеризующие состояние здоровья. Если требуется, проводятся необходимые лабораторные и другие исследования.

При этом обследование и лечение гражданина, поступающего на военную службу, в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» проводится медицинским учреждением бесплатно.

Врач-специалист, изучив представленные медицинские документы на гражданина и обследовав его, оценивает состояние здоровья, физическое развитие и выносит заключение о категории годности к военной службе. Категории годности к военной службе обозначены буквами «А», «Б», «В», «Г», «Д» (слайд 4, 5, 6, 7):

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» — временно не годен к военной службе;
  • «Д» — не годен к военной службе.

Врач-специалист выносит заключение о категории годности гражданина к военной службе, учитывая требования, предъявляемые к состоянию здоровья в том или ином виде Вооружённых Сил, роде войск или по отдельным военно-учётным специальностям.

Указанные категории годности к военной службе едины для всех граждан, исполняющих воинскую обязанность. При этом считается, что определения «годен к военной службе» и «годен к военной службе с незначительными ограничениями» не предполагают отсутствия у гражданина какого-либо заболевания или дефекта физического развития. У него могут быть отдельные заболевания, которые существенно не отражаются на функции органов и систем организма и позволяют ему выполнять обязанности военной службы без ущерба для здоровья.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу в установленном порядке. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно-десантные войска, морскую пехоту, в Военно-морской флот (плавающий состав) и по отдельным военно-учётным специальностям.

Гражданам, признанным временно не годными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования (лечения).

Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооружённых Сил Российской Федерации и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста, а признанные не годными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учёта.

Определение категорий годности к военной службе является главной задачей военно-врачебной экспертизы. Заключение о категории годности к военной службе всегда выносится по результатам оценки состояния здоровья освидетельствуемого на момент проведения освидетельствования только в том случае, если у него определился исход имевшейся болезни (травмы) и можно определить категорию годности.

В случае если исход болезни не определился, а для восстановления у гражданина способности исполнять обязанности воинской службы требуется время, составляется заключение временной негодности к военной службе (категория «Г»).

В ходе многолетней практики проведения военно-врачебной экспертизы при первоначальной постановке граждан на воинский учёт накоплен большой опыт подходов к определению категории годности гражданина к военной службе.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учёт нуждающимися в обследовании (лечении), учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения, в которых будет проводиться медицинское обследование (лечение).

Направление на обследование выдаётся гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учёт.

В направлении указываются наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Прохождение допризывником медицинского обследования у окулиста

У всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела

Сведения о результатах исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости медикаментозных средств записываются в учётную карту гражданина.

Граждане, желающие поступить в военное образовательное учреждение профессионального образования, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении.

  1. Выводы. (слайд 9)
  1. Организация медицинского освидетельствования возложена на комиссии по постановке граждан на воинский учёт.
  2. На каждого гражданина при первоначальной постановке из медицинских учреждений по месту жительства (обучения) предоставляются сведения, характеризующие состояние здоровья.
  1. Рефлексия. (слайд 10-11)
  1. С какой целью организуется медицинское освидетельствование граждан при их первоначальной постановке на воинский учёт?
  2. К какой категории годности к военной службе вы можете отнести себя по состоянию здоровья? Обоснуйте свой ответ.
  3. В каких случаях гражданам предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для лечения?
  4. Как организуется медицинское освидетельствование граждан, желающих поступить в высшее военное образовательное учреждение профессионального образования?

IX. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §___ «Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт».

Летом 2013 года, будучи в тот момент времени еще помощником адвоката и параллельно обучаясь в научно-ориентированной магистратуре Академии управления, мной на основе более чем 5 летнего совместно с отцом-адвокатом опыта защиты по делам об административных правонарушениях по статье 18.16 КоАП, после участия в десятках дел по вышеуказанной статье была подготовлена статья на тему «Прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или как не попасть в неприятную ситуацию».

Сейчас, летом 2017 года, окончив с отличием магистратуру Академии управления при Президенте Республики Беларусь, успешно защитив магистерскую диссертацию по теме «Право на защиту в административном процессе» (одним из ключевых вопросов диссертации являлся анализ тактики защиты именно по статье 18.16 КоАП), отучившись в аспирантуре по специальности «административное право; административный процесс», став адвокатом и проведя несколько сотен дел по этой самой ст.18.16 КоАП, я, по-прежнему поддерживаю все те доводы, которые я излагал 4 года назад.

Практика не стоит на месте, всё течет и изменяется, однако общие моменты, описанные в статье, были и остаются актуальными и по сей день.

Недавно нами был просмотрен видеоролик одного белорусского блогера под названием «ГАИ. Стремные советы от адвоката», в котором гражданин блогер, вырвав определенные фразы из контекста вышеописанной статьи про прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, называет определенные рекомендации адвоката «безответственными, а по большому счету провокационными», а его советы «стрёмными».

Мы опустим анализ всей той грязи, которую вылил гражданин блогер в адрес не названного адвоката, но которая, тем не менее, затрагивает и всех наших коллег-адвокатов в общем. Наши умозаключения, почему это видео появилось на свет, вы сможете увидеть ниже. Мы в первую очередь проанализируем те утверждения, которые сделал данный блогер и к каким последствиям могут привести они. Мы не претендуем на истину в последней инстанции и мы не навязываем свое мнение как делает гражданин блогер. Мы считаем, что необходимо помнить уроки истории, к чему приводит и чем заканчивается установление «монополии на истину».

В начале своего видео блогер утверждает, что прочитал статью недавно, а написал её «шибко умный персонаж», которого он в дальнейшем именует «лицензированным адвокатом».

Далее блогер приводит следующие выдержки из текста статьи:

  1. «Сдача биологических образов – это ваше право, а не обязанность. Многие граждане этого не знают, и этим зачастую злоупотребляют инспекторы ДПС».

  2. «Если прибор показал пограничное состояние, то от сдачи биологических образцов лучше отказаться»

  3. «Освидетельствование было пройдено путем взятия пробы для определения концентрации паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе и после этого никто не вправе требовать сдачи крови или мочи».

Затем идет ссылка на статью 18.16 КоАП и на ПСМ №497, которые содержит указание не только на алкогольное опьянение, но и на наркотические, психотропные, токсические и другие одурманивающие вещества.

По мнению блогера, советы адвоката (который витает в облаках или не имеет практики) ведут к 100 % привлечению к ответственности за отказ от прохождения освидетельствования в установленном порядке.

Исходя из сказанного блогером в видео, а также из изложенного им же в комментариях, следует что гражданин блогер до последнего верит в то, что если инспектор ДПС взял тебя и везет на освидетельствование, то при одних и тех же основаниях (читай признаках опьянения) тебе могут сначала подвергнуть процедуре освидетельствования на алкогольное опьянение, а затем в продолжение – и на предмет потребления наркотических, психотропных, и других одурманивающих веществ. Блогер полагает, что если у нас единый Закон, в шапке которого идет перечисление тех состояний, в отношении которых проводится освидетельствование, то у нас установлена единая и неделимая процедура освидетельствования. Она не делится на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или на освидетельствования на предмет потребления наркотиков, психотропов и т.д.

То есть, исходя из выводов гражданина блогера, выявив определенные признаки опьянения, инспектор ДПС доставляет тебя в учреждение здравоохранения, где в отношении тебя может сразу же проводится весь комплекс мероприятий – продувка в алкотест, сдача биосред – крови, мочи, слюны и т.д. И ты безвольный раб – если откажешься хоть что либо выполнять или сдавать – сразу же моментом отказ и 100 % привлечение к ответственности. Даже если тебе предложат взять образец спинномозговой жидкости для определения, а не потреблял ли ты новейший вид наркотика, ты не вправе отказаться – иначе 100 % привлечение к ответственности по 18.16 КоАП за отказ от прохождения освидетельствования.

Подобные голословные и несостоятельные утверждения мы слышим часто. Но в другой форме и в другом виде. Подобные заявления, сделанные на публику в таком виде, являются крайне опасными, которые могут привести к весьма и весьма негативным последствиям.

Но разберем все по порядку.

  1. В первую очередь отмечу, что гражданин блогер ознакомился со статьей несколько раньше, чем, как он утверждает «недавно». А именно в году 2015. Вопросы, затрагиваемые в статье, неоднократно поднимались на собраниях данного блогера, и почему то 2 года он с ними был согласен и не возмущался, что «шибко умный персонаж» провоцирует водителей на отказ от освидетельствования. Не заметил блогер и то, что статью готовил еще не адвокат, а юрист. Но это мелочи, на которые не стоит обращать внимания.
  1. Теперь давайте обратимся к вырванным из контекста фразам. Приведем тот абзац, из которого они были вырваны:

«…Если после продутия данным прибором (Алкотест 203 или АКПЭ 01.01 – вставка наша) у вас показало пограничное состояние (0,28-0,29 промилле) вам предложат сдать биологические образцы (в большинстве случаев – кровь). Помните, что сдача биологических образов – это ваше право, а не обязанность. Многие граждане этого не знают, и этим зачастую злоупотребляют инспекторы ДПС. А между тем, содержание алкоголя в крови ВСЕГДА выше, чем в выдыхаемом воздухе. Поэтому если вы оказались в пограничном состоянии – целесообразнее отказаться от сдачи биологических образцов. Освидетельствование вы прошли путем продутия, и никто не вправе насильно брать у вас кровь или мочу…».

Еще раз обращаю внимание, что речь велась именно по порядку освидетельствования на предмет определения состояния АЛКОГОЛЬНОГО опьянения.

Если у гражданина имеются проблемы со знанием законов формальной логики и применением определенных логических приемов при толковании норм права, отсутствует профильное образование, то может не стоит вводить водителей в заблуждение с целью самопиара и самоутверждения?

Есть такая логическая операция «деление понятия». Одной из разновидностей данной логической операции является видовое деление понятия.

В Положении №497 в абзаце 3 и 4 пункта 3 дается определение понятий состояние алкогольного и состояния наркотического опьянений.

В свою очередь термин «опьянение» входит в объем понятия «освидетельствование», закрепленное в абзаце 1 пункта 3 вышеназванного Положений №497.

Таким образом, применяя операцию «деление понятия» освидетельствование по видам опьянения мы получаем два члена деления (то есть два видовых понятия по отношению к исходному):

  1. освидетельствование на предмет выявления состояния алкогольного опьянения.

  2. освидетельствование на предмет выявления состояния наркотического опьянения.

При этом это два независимых друг от друга вида освидетельствования, которые проходят по различным основаниям и по различным методикам.

Какими способами проводится тот или иной вид освидетельствования вы, в первую очередь, можете почитать в пункте 4 вышеназванного Положения №497.

Постановление Совета Министров №497 от 14.04.2011 г. может быть и одно, но логические операции, используемые при толковании норм права, тоже никто не отменял.

Поэтому обращаю внимание, что речь в статье велась именно по освидетельствованию на предмет определения состояния алкогольного опьянения.

Мы не будем еще раз затрагивать тему, как должно начинаться освидетельствование, какие письменные процессуальные документы инспектор обязан составить на месте, какие направления выписать и т.д.

Для проведения соответствующего вида освидетельствования должны быть достаточные данные – признаки опьянения. Есть соответствующий перечень этих признаков. Он общий. Но для картины алкогольного опьянения характерны одни признаки, а для картины наркотического – другие. Например, при наркотическом опьянении будет отсутствовать такой признак «как запах алкоголя из полости рта».

В акте освидетельствования есть соответствующие графы «Обстоятельства, требующие установления у физического лица».

Эти графы заполняются инспектором ДПС.

Приведем пример.

В акте освидетельствования мы четко видим запись о том, что «управление транспортным средством с признаками алкогольного опьянения». Таким образом,освидетельствование проводилось на предмет определения именно состояния алкогольного опьянения.

Аналогичные записи вносят, когда человека освидетельствуют на определение состояния наркотического опьянения.

А блогер, разъясняя непонятно что, видимо имел в виду ситуацию, когда в соответствующей графе было бы написано » управление транспортным средством с признаками алкогольного и наркотического опьянения». То есть вас инспектор подозревает в нахождении в обоих состояниях опьянения одновременно

Тогда да, вас имеют полное право проверить на алкотест в рамках определения состояния алкогольного опьянения и взять биологические образцы в рамках определения состояния наркотического опьянения, и если вы откажетесь сдавать, то будет отказ от прохождения освидетельствования и статья 18.16 КоАП.

Но еще раз повторюсь, речь в статье велась ТОЛЬКО про освидетельствование на предмет нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения и правомерности забора биологических образов в рамках данного вида освидетельствования. Про вышеописанную ситуацию там не было сказано ни слова и поэтому здесь следует вывод о том, что гражданин блогер крайне невнимательно читал комментируемую им статью.

Если водителя подозревают в управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения – то его могут освидетельствовать только на наличие этого вида опьянения. На наркотическое в рамках этой процедуры его освидетельствовать не могут.

Теперь еще раз относительно процитированного абзаца и пограничного состояния.

Освидетельствование на предмет определения состояния алкогольного опьянения производится в первую очередь путем продувания в соответствующий прибор. При этом, при определении результата должны быть учтены и погрешность прибора, и соответствующий правильный пересчетный коэффициент, если результат сразу же выводится в промиллях.

В рассматриваемой статье мы брали ситуацию, когда по результатам продуваний оба результата были менее 0,3 промилле (150 мг\л) – 0,28-0,29 промилле. При этом оба этих результата должны быть скорректированы с учетом как погрешности прибора, так и соответствующего пересчетного коэффициента. О ситуациях, когда возможны подобные результаты, подумайте сами.

В абзаце 4 пункта 4 Положения №497 указано, что для проведения лабораторного исследования при освидетельствовании с участием врача или иного специалиста у физического лица могут забираться в установленном порядке биологические образцы для определения в них концентрации абсолютного этилового спирта, наличия наркотических средств или других веществ.

Термин «мочь», согласно словарю русского языка, «употребляется для определения возможности, вероятности какого либо действия».

При этом в тексте данного НПА отсутствует обязанность (обязательность) освидетельствуемого сдавать этот биологический образец при проведении освидетельствования на предмет определения состояния алкогольного опьянения.

Из словаря русского языка.Обязать — Вменить кому-либо в обязанность, предписать сделать обязательным исполнение чего-либо.

Поэтому я еще раз подтверждаю свой вывод о том, что сдача биологического образца при прохождении освидетельствования именно на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения при пограничном состоянии– это право, а не обязанность. Если вы продулись в соответствующий прибор, у вас оба результата показали менее 0,3 промилле, то никто не в праве просить и требовать от вас сдачи биологического образца, потому что выявленные результаты показали у вас отсутствие состояния алкогольного опьянения.

Теперь мы определимся с ситуацией, когда врачи могут попросить вас сдать биологический образец в виде крови для определения в нем концентрации этилового спирта.

Эта ситуация описывается в приказе управления Минздрава по Минской области, который попался мне в руки по одному из дел об административных правонарушениях. Полагаю, что приказы аналогичного содержания издавались по всем остальным областям Республики Беларусь. Вот выдержка из него (извиняюсь за качество, снимал не я):

То есть имело место 2 продувания – одно из них зафиксировало результат менее 0,3 промилле (150 мг\л), второе – более 0,3 промилле (150 мг\л). Но не следует забывать и про упомянутую выше погрешность прибора и пересчетный коэффициент.

В этом случае врач или иной специалист вправе выдвинуть свое указание по сдаче биологического образца, которое обязательно к исполнению лицом, привлекаемым к административной ответственности, а если вы откажетесь – то будет иметь место отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования, ответственность за который предусмотрена ч.1 ст.18.16 КоАП.

Подводя итог отмечу, что подобными безграмотными советами и анализом норм права, данный блогер может завести вас в куда более опасную ситуацию, чем вы можете себе представить. Ведь потребляя некоторые лекарственные средства, вы даже предположить не можете, что через 2 недели после приема в рамках освидетельствования у вас может быть выявлено содержание в организме наркотического вещества в мизерной дозе, которое, тем не менее, определяется как состояние наркотического опьянения и влечет эту же ответственность по ст.18.16 КоАП. Это в первую очередь касается корвалола.

У вас были якобы выявлены признаки алкогольного опьянения, вас продули, результаты по нулям, но инспекторам этого мало и они решили попытать удачу и на наркотическое опьянение и говорят вам в рамках этой же процедуры при этих же самых признаках алкогольного опьянения сдать еще и тест на наркотики, а вы, послушав блогера, беспрекословно это исполняете и получается привлечение по ч.1 ст.18.16 КоАП и проблемы при последующем получении медицинской справки при той ситуации, когда вы могли отказаться от сдачи биологических образцов, и это не влечет отказ от прохождения освидетельствования.

Отдельно отмечу, что гражданина блогера явно задели те расценки, по которым мы работаем. Однако им, почему то, был только выборочно оглашен соответствующий прайс. У нас сложилась дифференцированная оплата труда – в зависимости от объема работы и клиент сам определяет, какую сумму он готов оплатить и все это идет по согласованию с ним. Мы никому и никогда не навязываем ни свои расценки, ни само оказание юридической помощи.

При этом, отвечая на комментарий блогера о том, что после изучения я прихожу к выводу об отсутствии перспектив, но все равно говорю «Будем бороться, идите в сберкассу», отмечу, что решение о борьбе принимает клиент непосредственно сам, адвокаты за него решения не принимают, да и в сберкассу идти или не идти клиент решает также самостоятельно. Мы же выслушиваем клиента и анализируем плюсы и минусы его ситуации. При этом, по более чем 3 сотням дел по этой статье, у меня не было ни одного дела, где бы инспекторы ДПС не допустили бы нарушений Закона, влекущие недопустимость и недостоверность собранных доказательств. Старт количества нарушений Закона по этой статье со стороны инспекторов ДПС начинается от 10 и заканчивается более 20. А любое дело, где есть нарушения, является перспективным и может быть разрешено в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов Латышев Павел Сергеевич

Послесловие к статье.

…. «Любая научная публикация является не только поиском истины по какой-то проблеме, но и привлечением внимания к этой проблеме. Не являются исключением и вопросы освидетельствования водителей (или более правильно лиц, привлекаемых к административной ответственности)на предмет выявления состояния алкогольного опьянения по делам об административных правонарушениях.

Академическая наука этим вопросам внимания не уделяет и их не исследует. А вопросов у правоприменителей более чем достаточно. В частности, могу указать

– Является ли законным освидетельствование водителей, если административный процесс не начат в установленном Законом порядке?

– Можно ли считать освидетельствование проводимым в установленном законодательством порядке, если должностные лица органа, ведущего административный процесс, при этом нарушают те или иные нормы законодательства или технические регламенты использования приборов?

– Какова юридическая сила имеющихся технических регламентов на используемые при освидетельствовании приборы?

– Каковы правовые последствия проведенного освидетельствования, если при этом было нарушено ПРАВО лица, привлекаемого к административной ответственности, на ЗАЩИТУ в административном процессе и т.д.

Что же касается вопроса применения абзаца 4 пункта 4 Положения №497, то, отсутствие в нем императивного предписания, определяющего (указывающего) на ОБЯЗАННОСТЬ (обязательность) лица, привлекаемого к административной ответственности, сдавать биологические образцы и устанавливающего исчерпывающий перечень ситуаций (случаев), когда лицо ОБЯЗАННО это сделать, по нашему мнению, говорит об отсутствии соответствующей ОБЯЗАННОСТИ лица, привлекаемого к административной ответственности в тех случаях, когда на это не указывает законодатель. Если в указанной норме законодательства подразумевается иное, то необходимо или официальное толкование данной нормы законодателем, или, что представляется более правильным, – изменение редакции нормы. Норма права должна быть предельно понятной для правоприменителей, и прежде всего для водителей – проходящих освидетельствование на территории Республики Беларусь, которые в большинстве своем не являются юристами. Тем более, что Положение №497 – это основной (после ПИКоАП) нормативный акт, устанавливающий порядок освидетельствования.

1. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную административную ответственность за:
— потребление алкоголя, либо пребывание в состоянии опьянения; распитие спиртных напитков на работе; — управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения — не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами (Приказ Минздрава РФ от 12.08.2003 N 399). — при травмах, связанных с опьянением;
— в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено, как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи с исполнением трудовых обязанностей и т.п.);
Настоящая инструкция не охватывает случаи судебно-медицинской и судебно — психиатрической экспертиз в наркологии, которые производятся в установленном порядке, по постановлению судебно-следственных органов.
2. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях.
Примечание: в сельской местности при значительной удаленности от лечебных учреждений, имеющих в штате врачей, по специальному решению местных органов здравоохранения, в виде исключения, допускается проведение медицинского освидетельствования фельдшерами, работающими на фельдшерско — акушерских пунктах, прошедшими специальную подготовку.
3. Лицо, производящее освидетельствование, обязано руководствоваться приказом Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. N 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» , настоящей инструкцией, а также действующими методическими указаниями по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.
4. Освидетельствование осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого.
Прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования).
Последнее предложение примечания к пункту 4 признано недействующим в части, исключающей выдачу протокола освидетельствования (его копии) лицу, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения решением Верховного Суда РФ от 27.07.2010 по делу N ГКПИ10-736.
Примечание: допускается проведение освидетельствования по личному обращению без официального направления. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому устно, протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) по официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений.
5. Врач (фельдшер) обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его личными документами (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.).
Отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не производить освидетельствование (за исключением случаев, указанных в примечании к п. 4 настоящей инструкции).
При отсутствии документов в протоколе отмечается, что паспортные данные заполнены со слов освидетельствуемого.
6. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. При этом следует отметить жалобы освидетельствуемого, его субъективную оценку своего состояния. Кроме того, при оценке состояния необходимо отметить наличие или отсутствие запаха алкоголя и указать результаты лабораторных исследований.
При врачебном освидетельствовании в п. 13 протокола могут быть внесены дополнительные данные, свидетельствующие о факте употребления или о наличии симптомов опьянения.
Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния испытуемого, отказа от освидетельствования и т.д.), в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование.
По п. 15 протокола целесообразно предложить обследуемому сделать подробную запись (в некоторых случаях это может служить дополнительным подтверждением опьянения). При отказе испытуемого в выполнении указанной записи, врачом (фельдшером) делается соответствующая пометка.
7. Основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя.
Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными. Кровь для анализов на алкоголь следует брать в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, тяжелые травмы, отравления и т.п.).
6. Характер и последовательность проведения биологических проб определяется врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого. В случаях сомнительной картины алкогольного опьянения необходимо применять не менее двух биологических реакций на алкоголь (проба Рапопорта, Мохова — Шинкаренко, аппарат ППС-1), подвергать анализу различные биологические среды; в случаях исследования выдыхаемого воздуха или слюны осуществлять их повторное проведение через 20–30 минут после первого.
9. В тех случаях, когда состояние испытуемого не позволяет осуществить освидетельствование в полном объеме (тяжелая травма, бессознательное состояние) для определения состояний, связанных с потреблением алкоголя, обязательно проводится двукратное (с интервалом 30–60 минут) количественное исследование на алкоголь не менее двух биологических жидкостей организма (кровь, моча, слюна).
10. Образцы биологических сред, взятых у освидетельствуемого для определения алкоголя, желательно сохранять в учреждении здравоохранения, где проводилось освидетельствование, на протяжении не менее 35 дней при соблюдении необходимых, гарантирующих их сохранность условий, соответствующих требованиям методических указаний.
11. Результаты медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования, выполненного в соответствии с настоящей инструкцией, и при проведении лабораторных исследований были использованы только методики и устройства, разрешенных Минздравом СССР для применения в целях освидетельствования.
Руководитель учреждения, в котором производится освидетельствование, обязан обеспечить и контролировать строгое и точное соблюдение методик и инструкций по подготовке и использованию приборов и химических реактивов, выполнению правил отбора и методик проведения биологических реакций на алкоголь.
12. Отсутствие бланков протоколов медицинского освидетельствования не может служить причиной отказа в освидетельствовании. Недопустимо составление протокола по произвольной форме. В каждом случае протокол должен быть составлен в соответствии с прилагаемым образцом (приложение 1). <*>
———————————
<*> Не приводится.
13. На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент обследования. Не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами (Приказ Минздрава РФ от 12.08.2003 N 399). В случаях, когда освидетельствование производится на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» по подозрению водителя транспортных средств в опьянении, заключение должно констатировать наличие алкогольного опьянения или его отсутствие.
В тех случаях, когда освидетельствование связано с нарушением пункта 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» , и в связи с пребыванием на работе в нетрезвом состоянии, в заключении должно констатироваться наличие факта потребления алкоголя или его отсутствие (трезвое состояние).
При обследовании больных, поступивших в учреждение здравоохранения по поводу травмы, в случае выявления у них состояния опьянения составляется протокол по установленной форме (приложение 1), <*> в котором в заключении констатируется наличие состояния алкогольного опьянения, а в медицинских картах амбулаторного или стационарного больного наряду с заключением о наличии состояния алкогольного опьянения указывается номер протокола медицинского освидетельствования. В ургентных состояниях протокол может не заполняться, а заключение о наличии алкогольного опьянения выносится на основании симптомов, описанных в медицинской карте стационарного больного при исследовании статуса больного и лабораторных данных.
Врач при составлении заключения, на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (приложение 3), <*> должен установить одно из следующих состояний:
— трезв, признаков потребления алкоголя нет;
— установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
— алкогольное опьянение;
— алкогольная кома;
— состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами; <**>
— трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.
———————————
<*> Не приводятся.
<**> В этом случае обязательно указывается установленное вещество. Заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества.
14. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.
15. Копия протокола остается в учреждении здравоохранения, где произведено освидетельствование, и хранится в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного.
16. Каждый случай освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения фиксируется в обязательном порядке. Для этого может быть использован в качестве образца журнал регистрации комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам следственных и судебных дел (форма N 183/у, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.80 г. N 1030). При этом указывается: в графе 2 — время направления на освидетельствование; в графах 3–4 — кем направлен освидетельствуемый, организация, а при отсутствии письменного направления — фамилия, имя, отчество, место работы и должность сопровождающего лица, номер и дата выдачи его служебного удостоверения; в графе 5 — фамилия, имя, отчество и возраст освидетельствуемого; в графе 6 — место работы, профессия, должность, домашний адрес, наименование и N документа, удостоверяющего личность; в графе 8 — фамилия, имя, отчество медработника, проводившего освидетельствование, его специальность; в пункте 11 — дата и время освидетельствования; в графе 12 — подпись медработника; в графе 13 — заключение освидетельствования; в графе 14 — номер протокола освидетельствования; в графе 15 — подпись лица, получившего протокол, или адрес и дата отправки протокола по почте. Графы 7, 9, 10, 16 не заполняются.
Журнал заполняется медицинским работником, участвующим в освидетельствовании, и хранится в кабинете, где осуществляется освидетельствование.
Листки журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены сургучной печатью вышестоящего в порядке подчинения органа здравоохранения.
Заполненный журнал сохраняется в течение 5 лет.

17. При необходимости, повторное освидетельствование для установления нетрезвого состояния может быть проведено на основании письменного заявления освидетельствуемого с изложением обстоятельств обращения на освидетельствование и только при наличии документа, удостоверяющего личность освидетельствуемого.
18. В случае повторного медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения оно осуществляется по полной форме и в соответствии с порядком, изложенным выше, в возможно более короткие сроки после первичного освидетельствования. Протокол повторного медицинского освидетельствования, как и при первичном освидетельствовании, высылается по запросу заинтересованных органов. Решение вопроса о правомерности и обоснованности повторного заключения (при расхождении с первичным) может рассматриваться только региональной контрольной комиссией медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения на основе личного заявления освидетельствованного, заинтересованного учреждения или организации.