Услуги нерезидента в рк

По какой ставке облагается НДС перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан? (Письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-07-08/299)

С июля этого года в связи с началом функционирования таможенного союза косвенные налоги при перемещении товаров внутри единой таможенной территории уплачиваются по новым правилам. Они установлены Протоколами от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» и «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе». Применение этих документов на практике вызывает многочисленные вопросы.

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги, оказанные в отношении таких товаров, облагаются НДС по ставке 18 процентов. Обоснована данная точка зрения следующим образом. В соответствии со ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» перевозка российским налогоплательщиком товаров в Украину, Белоруссию или Казахстан облагается НДС по правилам Налогового кодекса РФ. В отношении таких услуг подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрена нулевая ставка НДС. А согласно п. 4 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки нужны, в частности, транспортные документы с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. Однако теперь при экспорте в Белоруссию и Казахстан таможенное оформление товаров не производится. Следовательно, представить необходимые документы перевозчик не может. При этом специального списка документов, подтверждающих нулевую ставку НДС для указанного случая, ст. 165 НК РФ не содержит. Поэтому перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, по мнению Минфина России, облагается НДС по ставке 18 процентов.

Однако возможна также позиция, в соответствии с которой перевозка товаров российским налогоплательщиком из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги облагаются НДС по нулевой ставке. Для подтверждения последней налогоплательщик должен представить документы, перечисленные в п. 4 ст. 165 НК РФ. В их числе договор перевозки, выписка банка о поступлении выручки за оказанные услуги, копии транспортных документов. Отсутствие на товаросопроводительных документах отметок таможенных органов не должно являться причиной отказа в подтверждении нулевой ставки. Поскольку при перемещении товаров в таможенном союзе таможенное оформление не производится, то есть таможенные органы не проставляют отметок на транспортных документах, а ст. 165 НК РФ устанавливает требование об их наличии, в таком случае возникает неустранимая неясность, которая в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, нулевую ставку можно подтвердить транспортным документом без отметок таможенных органов, из которого должно быть ясно, что товар перевезен из России в Украину, Белоруссию или Казахстан. Следует отметить, что правомерность таких действий необходимо будет доказывать в суде.

(«КонсультантПлюс: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 11.11.2010»)

В Письме от 14.02.2011 N 03-07-08/41 Минфин России обращает внимание на то, что нулевая ставка применяется только в случае, если транспортно-экспедиционные услуги оказаны при организации международной перевозки. Если же такие услуги оказаны в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами на территории РФ, то необходимо использовать ставку НДС 18 процентов (например, при перевозке от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ).

Документы, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, перечислены в новом п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В указанном пункте также предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

Следует отметить, что законодатель установил и комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны таможенного союза. Напомним, что перевозка товаров из одной страны таможенного союза в другую облагается НДС по нулевой ставке согласно правилам Налогового кодекса РФ, если данные услуги оказывает российский налогоплательщик (пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»). В конце 2010 г. финансовое ведомство выпустило ряд разъяснений о том, что в указанной ситуации перевозчик не вправе воспользоваться нулевой ставкой. Такая позиция была обоснована тем, что ст. 165 НК РФ не был установлен комплект документов, необходимых при перевозке товаров внутри таможенного союза (см. Письма Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308, от 22.10.2010 N 03-07-08/299, от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Однако данная точка зрения представлялась достаточно спорной (этому был посвящен один из комментариев выпуска обзора «Новые документы для бухгалтера» от 11.11.2010). Теперь же такой комплект документов предусмотрен. Наряду с контрактом и банковской выпиской должны быть представлены копии транспортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств таможенного союза (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Если договор перевозки заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ — копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осуществляет сделку (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Комплект документов необходимо представить не позднее 180 календарных дней с момента оформления транспортных документов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

(«КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года»)

НДС при организации перевозки груза в Украину, Белоруссию (Казахстан)/из Украины, Белоруссии (Казахстана)

Если реализуемый груз вывозится в Украину, Белоруссию или Казахстан

Услуги, оказанные после 01.01.2011, по организации перевозки груза в Украину, Белоруссию (Казахстан) облагаются НДС по ставке 0 процентов (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Следовательно, сумма налогового вычета в данном случае фактически равна нулю.

Если в отношении услуг, оказанных до указанной даты, экспедитор — российская организация предъявлял клиенту НДС, рассчитанный по ставке 18 процентов, то последний вправе был поставить сумму НДС к вычету в общем порядке: после принятия на учет оказанной услуги и при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, ст. 2, пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Р. Байжаркенова, САР, CIPA,

профессиональный бухгалтер РК

ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ НЕРЕЗИДЕНТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, НДС И КПН?

Нерезидент (Россия) оказал услуги по поверке счетчиков 16.11.2014 года с выездом в РК. Облагается ли эта услуга НДС с нерезидента и КПН с нерезидента? Какие отчеты в Налоговый Комитет нужно сдать?

НДС за нерезидента. В части НДС в данной ситуации применяются положения статьи 241 Налогового кодекса. Работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению НДС в соответствии с настоящим Кодексом.

Размер облагаемого оборота у получателя работ, услуг определяется исходя из стоимости приобретенных работ, услуг, включая налоги, кроме НДС.

Сумма НДС, подлежащая уплате в соответствии с настоящей статьей, определяется путем применения ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 настоящего кодекса (т. е. 12%), к размеру облагаемого оборота. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты на дату совершения оборота.

Сумма НДС уплачивается не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Платежный документ, или документ, выданный налоговым органом, по форме, установленной уполномоченным органом, подтверждающий уплату НДС, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

Налогоплательщик отражает суммы облагаемого оборота и сумму НДС в налоговой отчетности по форме 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость», по строке 300.00.014, и в приложении 5 к Декларации в. 300.05 «Работы, услуги, приобретенные от нерезидента».

Налог у источника. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса к доходам нерезидента из источников в РК относятся доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК.

Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производится налоговым агентом:

— не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту — по начисленным и выплаченным доходам;

— не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 настоящего Кодекса для представления декларации по КПН — по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 194 Налогового кодекса доходы нерезидента из источников в РК подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20%.

Согласно пункту 1 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

Согласно пункту 3 статьи 212 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 настоящего кодекса.

Между Правительством РК и Правительством РФ подписана Конвенция «Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».

Согласно пункту 1 статьи 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Выводы. Таким образом, в приведенной ситуации, при предоставлении нерезидентом документа, подтверждающего резидентство РФ, соответствующего требованиям Налогового кодекса РК, у налогового агента не возникает обязательств по удержанию КПН. В противном случае необходимо удержать КПН у источника выплаты по ставке 20%.

В соответствии со статьей 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента по форме 101.04, в следующие сроки:

За первый, второй и третий кварталы — не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту;

За четвертый квартал — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (годом), в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.

На сайте МНС размещено разъяснение, касающееся определения места реализации работ (услуг), приобретаемых иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Беларуси, и включаемых в заключения аудиторских организаций иностранных государств.

Территория Беларуси не признается местом реализации работ (услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), если расходы на их приобретение отражаются в заключении аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, указанном в п. 10 ст. 180 НК, а именно аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация (абз. 3 ч. 2 подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК).

Данная норма действует в случае, если:

покупатель работ /
услуг / имущественных прав
потребитель работ / услуг /
имущественных прав
иностранная организация представительство иностранной организации, ее постоянное представительство или филиал, которые осуществляют деятельность на территории Беларуси и (или) местом нахождения которых признается Беларусь

МНС разъяснило следующие вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС по оборотам:

1. По лизингу движимого имущества, не являющегося транспортным средством.

2. По инжиниринговым услугам, непосредственно связанным с недвижимым имуществом, возводимым на территории Республики Беларусь.

3. По управленческим и общеадминистративным затратам головной иностранной организации.

1. По лизингу движимого имущества, не являющегося транспортным средством.

Вопрос.
Российская организация (лизингодатель) передала другой российской организации (лизингополучатель) строительное оборудование по договору финансовой аренды (лизинга) от 12.05.2018, предусматривающему выкуп предмета лизинга.
Лизингополучатель осуществляет строительную деятельность на территории РБ через постоянное представительство и состоит на учете в налоговом органе РБ. Предмет лизинга в 2019 году распоряжением лизингополучателя был передан своему постоянному представительству на территории РБ для работы на строительном объекте на территории РБ.
Внутрихозяйственным извещением лизингополучатель в 2019 году ежемесячно передавал своему постоянному представительству расходы в виде уплаченных лизинговых платежей по вышеуказанному предмету лизинга.
Возникает ли у постоянного представительства российской организации (лизингополучателя) обязанность:

  • уплатить «ввозной» НДС при ввозе на территорию РБ предмета лизинга;
  • исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ в соответствии с п. 1 ст. 114 НК?

Ответ.

Согласно пп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор ЕАЭС) обязанность по уплате «ввозного» НДС при ввозе строительного оборудования на территорию РБ с территории РФ у постоянного представительства российской организации не возникает, поскольку техника передается российской головной организацией своему постоянному представительству в пределах одного юридического лица.

Исходя из положений п. 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору ЕАЭС (далее — Протокол ЕАЭС), налогообложение НДС работ (услуг) производится в том государстве — члене ЕАЭС, территория которого признается местом их реализации.

Согласно пп. 4 п. 29 Протокола ЕАЭС при оказании услуг по передаче (предоставлению) в лизинг движимого имущества, не являющегося транспортным средством, местом реализации услуг признается территория того государства — члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.

При этом, как определено ч. 2 п. 28 Протокола ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания определяются в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Положения абз. 2 ч. 2 пп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК определяют специальный порядок взимания НДС, когда потребитель услуг является постоянным представительством иностранной организации.

В частности, если покупатель работ, услуг является иностранной организацией, а потребителем является ее постоянное представительство, которое осуществляет деятельность на территории РБ, то местом реализации работ, услуг признается территория РБ. Данное положение согласно абз. 11 ч. 3 пп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК применяется в отношении лизинга движимого имущества, за исключением транспортных средств.

В рассматриваемом вопросе фактическим потребителем услуг выступает иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РБ через постоянное представительство, поскольку строительное оборудование используется в предпринимательской деятельности постоянного представительства — лизинговые платежи учитываются в расходах постоянного представительства и подтверждаются аудиторским заключением иностранного государства.

Из приведенных норм, а также норм п. 1 ст. 114, пп. 1.1.5 п. 1, пп. 7.4 п. 7 ст. 115 НК следует, что при передаче в лизинг плательщику РБ движимого имущества, не являющегося транспортным средством, иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, взимание НДС должно осуществляться в Беларуси, территория которой в данном случае признается местом реализации. Сумму НДС должен исчислять и перечислять в бюджет плательщик, состоящий на учете в налоговом органе РБ.

Плательщиками для целей применения НК, а также Протокола ЕАЭС признаются в том числе иностранные организации, когда они осуществляют деятельность через постоянное представительство в РБ (п. 2 Протокола ЕАЭС, пп. 2.2 п. 2 ст. 14 НК). Так как лизингополучатель является налогоплательщиком РФ и одновременно в части деятельности постоянного представительства плательщиком РБ, то ей необходимо учитывать условия предпринимательской деятельности организаций, осуществляющих деятельность на территории другого государства и состоящих в связи с этим на учете в налоговом органе другого государства. При этом для целей определения места реализации не имеет значения порядок расчетов за предоставленное в лизинг движимое имущество.

Таким образом, у постоянного представительства лизингополучателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в РБ, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РБ согласно п. 1 ст. 114 НК по оборотам по передаче в лизинг лизингодателем — российской организацией, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, строительной техники, использованной для работы на строительном объекте на территории РБ.

Налоговая база НДС при приобретении услуг по договору финансовой аренды (лизинга) определяется согласно абз. 3 пп. 7.4 п. 7 ст. 115 НК, то есть как разница между суммой лизинговых платежей, переданной в виде расходов в РБ для учета постоянным представительством в целях налогообложения прибыли, и суммой инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.

2. По инжиниринговым услугам, непосредственно связанным с недвижимым имуществом, возводимым на территории Республики Беларусь.

Вопрос.
Китайская организация осуществляет в 2019 году строительную деятельность на территории РБ через постоянное представительство и состоит на учете в налоговом органе РБ.
В ходе строительства объекта и оказания услуг по шеф-инспекции возникали затраты, связанные с осуществлением деятельности в РБ: услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам на объекте строительства в Республике Беларусь.
Договоры на приобретение услуг заключались китайской организацией с другой китайской организацией за пределами РБ, и при их заключении не принимали участие работники постоянного представительства. Затраты на услуги включены в аудиторское заключение для подтверждения затрат, понесенных китайской организацией в 2019 году за пределами РБ в связи с осуществлением ею деятельности на территории РБ через постоянное представительство.
Возникает ли у постоянного представительства китайской организации обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ в соответствии с п. 1 ст. 114 НК?

Ответ.

При реализации услуг на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные услуги (п. 1 ст. 114 НК).

Место реализации услуг определяется согласно ст. 117 НК.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК местом реализации работ, услуг признается территория РБ, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в том числе возводимым, находящимся на территории РБ. Указанное положение применяется также в отношении услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством.

Инжиниринговые услуги — инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний) (пп. 2.10 п. 2 ст. 13 НК).

В рассматриваемом вопросе услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам предназначены для объекта строительства в РБ, то есть имеет место оказание услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, в том числе возводимым, находящимся на территории РБ.

Соответственно, место реализации вышеназванных услуг определяется согласно положениям пп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК, в связи с чем в отношении их стоимости возникает объект налогообложения НДС в РБ и в соответствии с п. 1 ст. 114 НК — обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ у постоянного представительства китайской организации.

3. По управленческим и общеадминистративным затратам головной иностранной организации.

Вопрос.
В заключении аудиторской организации иностранного государства, предоставляемом согласно п. 10 ст. 180 НК, подтверждены аудиторские, юридические услуги, являющиеся управленческими и общеадминистративными затратами головной иностранной организации.
Факты приобретения аудиторских, юридических услуг и их оплаты отражены в 2019 году непосредственно в бухгалтерском учете головной иностранной организации в полном объеме. Постоянному представительству, расположенному в РБ, передана часть таких услуг в составе суммы управленческих и общеадминистративных затрат, понесенных иностранной организацией за рубежом. Их приобретение осуществлялось головной иностранной организацией у другой иностранной организации. Постоянному представительству иностранной организации в течение 2019 года указанные затраты по «авизо» не передавались. О факте приобретения аудиторских, юридических услуг постоянное представительство «узнает» непосредственно из заключения аудиторской организации иностранного государства.
Возникает ли у постоянного представительства иностранной организации обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 114 НК?

Ответ.

Указанные затраты головной иностранной организации принимаются для целей исчисления налога на прибыль ее постоянного представительства в РБ не в полной сумме, а частично, так как указанные затраты подлежат распределению между головной организацией и ее постоянным представительством в РБ или несколькими постоянными представительствами (при их наличии как в РБ, так и других государствах).

Помимо этого, под управленческими и общеадминистративными затратами, учитываемыми в качестве зарубежных затрат, понимаются затраты (внереализационные расходы), которые относятся в соответствии с законодательством РБ о бухгалтерском учете и отчетности к управленческим расходам, косвенным общехозяйственным затратам, которые могут быть включены в состав затрат (внереализационных расходов) для целей исчисления налога на прибыль (ч. 2 п. 9 ст. 180 НК).

Пунктом 10 ст. 180 НК установлено, что зарубежные затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация.

При реализации услуг на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные услуги (п. 1 ст. 114 НК).

Как следует из п. 4 ст. 115 НК, место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с Протоколом ЕАЭС, в случае реализации работ (услуг) в государствах — членах ЕАЭС, со ст. 117 НК — в иных случаях.

Исходя из положений п. 28 Протокола ЕАЭС налогообложение НДС работ (услуг) производится в том государстве — члене ЕАЭС, территория которого признается местом их реализации. При этом налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания определяются в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Согласно пп. 4 п. 29 Протокола ЕАЭС при оказании аудиторских, юридических услуг местом их реализации признается территория того государства —члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.

В соответствии с пп 1.4 п. 1 ст. 117 НК в случае, если покупателем работ, услуг является иностранная организация, а потребителем являются ее представительство, постоянное представительство, которые осуществляют деятельность на территории РБ и (или) местом нахождения которых является РБ, то местом реализации работ, услуг не признается территория РБ в отношении работ, услуг, расходы на приобретение которых отражаются в заключении аудиторской организации иностранного государства. Настоящее положение применяется, в частности, в отношении аудиторских, юридических услуг.

Соответственно, при соблюдении условия абз. 1 ч. 2 пп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК (условия о том, что покупателем аудиторских, юридических услуг является непосредственно головная иностранная организация), включенные в заключение аудиторской организации иностранного государства аудиторские, юридические услуги, определенные как часть от общей суммы управленческих и общеадминистративных затрат головной иностранной организации за отчетный (налоговый) период, не являются объектом налогообложения НДС в РБ, поскольку местом реализации таких аудиторских, юридических услуг территория РБ не признается. Обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ у постоянного представительства иностранной организации не возникает.

Налогообложение международных перевозок

Согласно пункта 1 статьи 387 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.

Международной перевозкой признается:

1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;

2) транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;

3) перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении;

4) услуга по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении.

Для целей данной главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 данной статьи.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи Налогового кодекса подтверждающими международные перевозки документами являются:

1) при перевозке грузов:

в международном автомобильном сообщении – товарно-транспортная накладная;

в международном железнодорожном сообщении, в том числе в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, – накладная единого образца;

воздушным транспортом – грузовая накладная (авианакладная);

морским транспортом – коносамент или морская накладная;

транзитом двумя или более видами транспорта (смешанная перевозка) – единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент);

по системе магистральных трубопроводов:

копия декларации на товары, помещенные под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, за расчетный период либо декларация на товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, за расчетный период;

акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-сдачи грузов от продавца либо от других лиц, осуществлявших ранее доставку указанных грузов, покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных грузов;

2) при перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа:

автомобильным транспортом:

при регулярных перевозках – отчет о продаже проездных билетов, проданных в Республике Казахстан, а также расчетные ведомости о пассажирских билетах, составленные автовокзалами (автостанциями) по пути следования;

при нерегулярных перевозках – договор об оказании транспортных услуг в международном сообщении;

железнодорожным транспортом:

отчет о продаже проездных, перевозочных и почтовых документов, проданных в Республике Казахстан;

расчетная ведомость о пассажирских билетах, проданных в Республике Казахстан, в международном сообщении;

балансовая ведомость по взаиморасчетам за пассажирские перевозки между железнодорожными администрациями и отчет об оформлении проездных и перевозочных документов;

воздушным транспортом:

генеральная декларация;

пассажирский манифест;

карго-манифест;

лоджит (центрально-загрузочный график);

сводно-загрузочная ведомость (проездной билет и багажная квитанция);

при услуге по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении:

натурный лист пассажирского поезда.

Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в электронной форме.

На основании вышеизложенного, оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке. Международная перевозка оформляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 статьи 387 Налогового кодекса.

Согласно пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса в случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками, за исключением случая, установленного пунктом 3 данной статьи, к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы Республики Казахстан или перевозчиком, посредством транспорта которого пассажиры, товары (почтовые отправления, багаж, грузобагаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 387 Налогового кодекса в случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении международной признается перевозка, осуществляемая перевозчиками на железнодорожном и водном транспорте.

На основании вышеизложенного, при осуществлении международной перевозки несколькими перевозчиками к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы Республики Казахстан или перевозчиком, посредством транспорта которого пассажиры, товары (почтовые отправления, багаж, грузобагаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан. А при международной перевозки несколькими перевозчиками в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении международной признается перевозка, осуществляемая перевозчиками на железнодорожном и водном транспорте.

Согласно пункта 5 статьи 387 Налогового кодекса декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной данным пунктом, представление документов, установленных абзацем восьмым подпункта 1) части первой пункта 4 данной статьи, не требуется.

На основании вышеизложенного, подтверждающим документом экспорта товаров является декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров.

При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной данным пунктом, представление следующих документов не требуется:

акта выполненных работ (оказанных услуг), акта приема-сдачи грузов от продавца либо от других лиц, осуществлявших ранее доставку указанных грузов, покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных грузов.