Условный выпуск товаров 2018

По договору купли-продажи с польской фирмой белорусское предприятие приобрело партию товаров, предназначенных для реализации на территории ЕАЭС. В последующем партия товаров была ввезена в Беларусь и размещена на одном из ведомственных ПТО.
Из-за отсутствия на ввозимую партию товаров сертификатов соответствия руководством предприятия в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС было принято решение произвести условный выпуск товара (предусматривающий ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами). Это позволило бы предприятию исключить издержки, связанные с хранением партии товара на складе временного хранения до получения в органах сертификации необходимых сертификатов соответствия.
Однако должностными лицами таможенного органа было отказано в помещении этой партии под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления из-за отсутствия на нее документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (сертификатов соответствия).
Правомерен ли отказ в производстве условного выпуска партии товара без сертификатов соответствия?

Положение об Управлении утверждено Приказом ФТС России от 29 августа 2016 г. N 1647

Начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Шкляев Сергей Владимирович

т. (499) 449-72-44

E-Mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Направления деятельности

1) защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, в том числе пресечение нанесения экономического ущерба интересам государства, поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации, предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также устранение причин и условий, препятствующих максимальному пополнению доходной части государственного бюджета;

2) обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;

3) обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

4) контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;

5) контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и принятыхв соответствии с ним нормативных правовых актов в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

6) обеспечение в соответствии с международным договором государств – членов Евразийского экономического союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и денежных инструментов;

7) совершенствование и актуализация нормативных и иных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

8) организационно-методическое обеспечение и координация деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее – таможенные органы) по осуществлению ими функций, относящихся к компетенции Управления, а также осуществление руководства структурными подразделениями региональных таможенных управлений и таможен по направлениям деятельности Управления;

9) осуществление сотрудничества и взаимодействие с уполномоченными органами валютного контроля государств – членов Евразийского экономического союза.

Функции Управления

Управление выполняет следующие функции:

1) организовывает контроль за:

валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

совершением таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней;

соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

2) организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) организовывает участие таможенных органов в совершенствовании мер, направленных на обеспечение безопасности ввозимых товаров;

4) организовывает в пределах компетенции Управления минимизацию рисков путем разработки и применения общероссийских, региональных, зональных целевых профилей рисков;

5) организовывает и проводит в пределах компетенции Управления функциональные проверки деятельности структурных подразделений таможенных органов;

6) организовывает и осуществляет межведомственный информационный обмен и взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), органами и агентами валютного контроля, правоохранительными и надзирающими органами, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами валютного контроля государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе с учетом соглашений, включенных в Единый реестр соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и иными организациями, в пределах компетенции Управления;

7) осуществляет учет внешнеторговых бартерных сделок;

8) организует учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими и юридическими лицами валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;

9) осуществляет в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования, подготовку актов органов валютного контроля по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России, в том числе о прекращении действия выданных резидентам разрешений, в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, за исключением разрешений Банка России или его территориальных учреждений;

10) осуществляет обмен с таможенными органами информацией, необходимой для осуществления контроля и учета, относящегося к компетенции Управления, и формирования региональных баз данных;

11) осуществляет работу по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления;

12) осуществляет работу с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

13) обеспечивает единообразное применение таможенными органами права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

14) осуществляет анализ и оценку деятельности таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в том числе устанавливает порядок определения загруженности таможенных органов для формирования региональных баз данных валютного контроля, разрабатывает предложения о повышении эффективности их работы;

15) осуществляет в пределах компетенции Управления контроль за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц;

16) осуществляет в пределах компетенции Управления ведомственный контроль решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, принятых и совершенных в области таможенного дела;

17) осуществляет методическое руководство деятельностью структурных подразделений таможенных органов по направлениям деятельности Управления, вносит предложения об их материально-техническом оснащении;

18) осуществляет информационное обеспечение структурных подразделений ФТС России на основе результатов информационно-аналитической работы Управления, а также результатов правоприменительной практики таможенных органов в сфере торговых ограничений, валютного, экспортного контроля и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

19) осуществляет в пределах компетенции Управления:

мониторинг и анализ результатов применения таможенными органами мер по минимизации рисков и оценку их эффективности;

анализ информации, содержащейся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, в целях выбора объекта (объектов) таможенного контроля после выпуска товаров;

сбор, обобщение и анализ отчетности таможенных органов по направлениям деятельности Управления;

20) обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России информации о деятельности Управления;

21) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую, служебную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также защиту другой информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна таможенным органам при осуществлении ими полномочий, относящихся к компетенции Управления;

22) обеспечивает опубликование данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в официальных изданиях ФТС России и их размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России;

23) обеспечивает применение таможенными органами мер экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, и осуществляет контроль за их соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности;

24) обеспечивает, организует и координирует взаимодействие с Банком России, уполномоченными банками, не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Казначейством России и его территориальными органами, правоохранительными и налоговыми органами, органами прокуратуры, судами, контролирующими и другими государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными органами валютного контроля государств – членов Евразийского экономического союза по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения законодательства государств – членов Евразийского экономического союза резидентами государств – членов Евразийского экономического союза при осуществлении ими валютных операций, включая обмен информацией, в том числе на основании запросов уполномоченных органов валютного контроля государств – членов Евразийского экономического союза, об операциях, проведенных с нарушением валютного законодательства;

25) обеспечивает соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

26) обеспечивает участие должностных лиц таможенных органов в осуществлении контроля (надзора) за исполнением при совершении таможенных операций требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в установленной сфере ведения ФТС России и законодательства Российской Федерации к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также норм и правил обеспечения карантина растений (подкарантинного материала, подкарантинного груза) при проведении проверки документов в специализированных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

27) формирует контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности таможенных органов по направлениям деятельности Управления и подготавливает предложения по оценке их выполнения;

28) разрабатывает и вносит на рассмотрение руководству ФТС России:

проекты типовых положений о структурных подразделениях таможенных органов, осуществляющих функции по направлениям деятельности Управления;

предложения по ведению специальной таможенной статистики;

29) осуществляет сбор, обобщение и анализ данных в пределах компетенции Управления;

30) разрабатывает (участвует в разработке) проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России в пределах компетенции Управления;

31) разрабатывает и осуществляет в пределах компетенции Управления меры, направленные на обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности международных договоров Российской Федерации, права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, к которым применяются запреты или ограничения в рамках Евразийского экономического союза в торговле с третьими странами;

32) разрабатывает:

порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

порядок подачи заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности;

33) участвует в пределах компетенции Управления:

в организации, координации и контроле проведения таможенными органами таможенного контроля;

в обеспечении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и денежных инструментов;

в проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенных проверок и других формах таможенного контроля, определенных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и в осуществлении контроля за решениями, принимаемыми по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров;

в разработке и определении требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

в рассмотрении жалоб юридических и физических лиц и актов прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела;

в подготовке предложений по особенностям декларирования и выпуска отдельных видов товаров по перечням, устанавливаемым Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации либо Минфином России;

в разработке технологий совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары;

в обеспечении на территории Российской Федерации соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Евразийского экономического союза;

в определении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками, а также порядка использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска;

в обеспечении проведения таможенного контроля, совершенствования методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создании условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

в выявлении, предупреждении, пресечении административных правонарушений и преступлений по направлениям деятельности Управления;

в осуществлении контроля за обеспечением уровня защищенности информации в таможенных органах;

в организации приема граждан, обеспечении своевременного и всестороннего рассмотрения обращений юридических и физических лиц, а также должностных лиц, принятии по ним решений и направлении заявителям ответов;

в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну;

34) участвует в разработке формы:

письменного заявления организации – получателя научных или коммерческих образцов, применяемого в качестве таможенной декларации в отношении научных или коммерческих образцов, временно ввозимых в Российскую Федерацию в личном багаже пассажира, экспресс-почтой, а также научных или коммерческих образцов, стоимость которых не превышает 300000 рублей;

разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;

решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

35) участвует в разработке порядка:

формирования и ведения электронных баз данных, обеспечивающих деятельность Управления и таможенных органов по осуществлению валютного контроля, а также учета результатов такого контроля;

отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы;

приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;

принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы;

обмена сведениями, необходимыми таможенным органам для проведения таможенного контроля, с органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, и иными государственными органами;

фиксации даты и времени подачи декларации на товары;

осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;

совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары;

упрощенного порядка декларирования незаконно ввезенных товаров;

совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

составления акта, подтверждающего уничтожение товаров, в случаях, если должностные лица таможенных органов осуществляют визуальное наблюдение за процессом уничтожения (утилизации) товаров;

36) участвует в разработке порядка проведения таможенными органами аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, перечня документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационного экзамена, порядка его сдачи, формы квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям и порядка выдачи таких аттестатов;

37) осуществляет методическое обеспечение ведения в ФТС России электронных баз данных в пределах компетенции Управления;

38) согласовывает проекты нормативных и иных правовых актов, разрабатываемых другими структурными подразделениями ФТС России, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

39) выдает предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

40) ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, представляет заинтересованным лицам на основании обращений выписки из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, рассматривает заявления правообладателей (их представителей) о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

41) дает заключения о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Евразийского экономического союза, а также заключения о продление сроков такого включения;

42) обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, иного законодательства Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, судебную практику и предложения таможенных органов, резидентов и нерезидентов по вопросам, относящимся к компетенции Управления, для выявления правовых проблем в деятельности таможенных органов при осуществлении возложенных на них функций и совершенствования нормативной правовой базы;

43) определяет исходя из мест декларирования соответствующих товаров и мест государственной регистрации российских юридических и физических лиц таможенные органы, к компетенции которых относится осуществление контроля за валютными операциями и исполнением внешнеторговых бартерных сделок в отношении российских юридических и физических лиц и ведение учета таких сделок;

44) направляет в таможенные органы информацию об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, а также информацию об исключении объектов интеллектуальной собственности из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

45) подготавливает решения о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

46) рассматривает жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг в области таможенного дела, предоставление которых входит в компетенцию Управления;

47) оказывает содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, участвует в осуществлении противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) через государственную границу Российской Федерации;

48) содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

49) разъясняет заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенного дела, оказывает в пределах компетенции Управления содействие участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

50) проводит сбор и обработку информации об объектах анализа рисков, оценку рисков и выбор мер по их минимизации в пределах компетенции Управления;

51) согласовывает в соответствии с установленным порядком проекты общероссийских, региональных, зональных и целевых профилей рисков по вопросам, относящимся к компетенции Управления, осуществляет анализ и контроль за их реализацией;

52) принимает участие в проведении инспекторских проверок деятельности таможенных органов и служебных проверок по направлениям деятельности Управления;

53) подготавливает предложения по устранению выявленных в ходе функциональных и инспекторских проверок деятельности таможенных органов нарушений и недостатков, осуществляет контроль за их устранением;

54) представляет руководству ФТС России предложения о распределении компетенции между таможенными органами при осуществлении контроля по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

55) рассматривает в пределах компетенции Управления письменные обращения федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан, взаимодействует с представителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

56) рассматривает информационные материалы и запросы таможенных органов, уполномоченных банков, а также иных организаций и лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления, и направляет в пределах компетенции Управления ответы на запросы, информирует таможенные органы о подготовленных заключениях;

57) согласовывает назначение на должность (в том числе при заключении контракта на новый срок) и освобождение от должности (за исключением увольнения по собственному желанию) начальников структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен и их заместителей по направлениям деятельности Управления;

58) оказывает методическую и практическую помощь таможенным органам по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

59) представляет интересы ФТС России в государственных и иных органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;

60) участвует в разработке, модернизации, сопровождении и внедрении программных средств и технологий, автоматизирующих функции таможенных органов по направлениям деятельности Управления, а также осуществляет методическое руководство по использованию в таможенных органах информационно-программных средств, относящихся к компетенции Управления;

61) участвует в разработке и принятии мер по защите прав и интересов юридических и физических лиц в области таможенного дела и валютного контроля, согласовывает (визирует) проекты решений (писем) структурных подразделений ФТС России по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан в пределах компетенции Управления;

62) участвует в организации и проведении научно-исследовательских работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

63) участвует в разработке методических и учебных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

64) согласовывает общие и индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах, а также структурных подразделениях таможенных органов по направлениям деятельности Управления в установленном порядке;

65) участвует в разработке проектов международных договоров Российской Федерации по направлениям деятельности Управления и подготовке предложений о присоединении Российской Федерации к международным договорам по направлениям деятельности Управления;

66) сотрудничает согласно установленному порядку с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела;

67) представляет в судах законные интересы Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

68) организует взаимодействие структурных подразделений таможенных органов по направлениям деятельности Управления с иными структурными подразделениями таможенных органов в вопросах, отнесенных к компетенции Управления.

В связи с поступающими запросами участников ВЭД о порядке представления условного выпуска товаров в соответствии со статьей 107 ТК ЕАЭС (о представлении документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений после выпуска товаров) разъясняем порядок выдачи разрешения таможенным органом на условный выпуск товаров.

До таможенных органов письмом ФТС России от 14.06.2018 № 14-88/35479 доведены рекомендации по данному вопросу.

В случае, если до выпуска товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то представление таких документов в соответствии со статьей 126 ТК ЕАЭС и статьей 107 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (далее – Федеральный закон № 289) может быть осуществлено в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товара.
В соответствии со статьей 107 Федерального закона № 289 по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление документов о соответствии после выпуска товаров.
По мнению УТОВЭК ФТС России, мотивированное обращение декларанта может содержать следующие сведения:
1) объективная причина непредставления документов о соответствии при декларировании товаров;
2) наименование и местонахождение получателя товаров;
3) сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара, на который отсутствуют документы о соответствии;
4) сведения о стране отправления (изготовления) товара;
5) наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией), предназначенным для хранения товаров;
6) планируемый срок представления документов.

Согласно пункту 3 статьи 107 Федерального закона № 289 таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов о соответствии после выпуска товаров, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее • КоАП).

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в мотивированном обращении декларанта, обязательстве о представлении документов в установленный срок и обязательстве о соблюдении ограничений, могут относиться:
1) для серийно выпускаемой продукции;
– протокол испытаний, содержащий информацию о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям, в том случае, если документ о соответствии не зарегистрирован в едином реестре документов о соответствии, расположенном на официальном сайте Росаккредитации;
– документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром));
– письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), подтверждающие количество (вес и объем) ввозимой продукции (товаров), необходимое для целей проведения исследований (испытаний);
– документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний (таможенная декларация).
2) для продукции, ввозимой отдельной партией:
– документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром));
– письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), подтверждающие количество (вес и объем) ввозимой продукции (товаров), необходимое для целей проведения исследований (испытаний);
– разрешение таможенного органа на отбор проб и (или) образцов;
– акт отбора проб и (или) образцов.

Письмо ФТС России от 19.07.2019 г. №01-11/43502

Письмо Федеральной таможенной службы от 14 июня 2018 г. N 14-88/35479 «О направлении информации”

В целях единообразного обеспечения таможенными органами Российской Федерации соблюдения права Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, технического регулирования, а также сокращения времени и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (далее – УТОВЭК) обращает внимание на следующее.

I. По вопросу условного выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования.

В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС) продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Статьей 351 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.

В соответствии со статьей 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС, может быть подтверждено после выпуска товаров.

В случае если при выпуске товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то представление таких документов в соответствии со статьей 126 ТК ЕАЭС и статьей 219 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации” от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее – Федеральный закон N 311) может быть осуществлено после выпуска товара, в срок необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.

В соответствии со статьей 219 Федерального закона N 311 по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление документов о соответствии после выпуска товаров.

По мнению УТОВЭК, мотивированное обращение декларанта может содержать следующие сведения:

1) объективная причина непредставления документов о соответствии при декларировании товаров;

2) наименование и местонахождение получателя товаров;

3) сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара, на который отсутствуют документы о соответствии;

4) сведения о стране отправления (изготовления) товара;

5) наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией), предназначенным для хранения товаров;

6) планируемый срок представления документов.

Согласно пункту 4 статьи 219 Федерального закона N 311 таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов о соответствии после выпуска товаров, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно пункту 3 статьи 126 ТК ЕАЭС и пункту 2 статьи 219 Федерального закона N 311 условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, – также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

При этом, таможенные органы вправе требовать от декларанта представления обязательства о представлении документов в установленный срок, а также обязательства о соблюдении ограничений, а также применять другие меры, обеспечивающие соблюдение таких ограничений (пункт 3 статьи 219 Федерального закона N 311).

Декларирование соответствия или обязательная сертификация продукции, осуществляется по схемам, установленным техническими регламентами ЕАЭС (Таможенного союза).

Схемы подтверждения соответствия как для партии, так и серийно выпускаемой продукции, предусматривают проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

Для целей оценки соответствия обязательным требованиям серийно выпускаемой продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз на таможенную территорию Союза ее проб и образцов.

В отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии продукции в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС отбор проб и (или) образцов от нее для проведения испытаний осуществляется уполномоченным лицом с разрешения таможенного органа при условии, что данная партия находится под таможенным контролем. Отдельная таможенная декларация на пробы и (или) образцы товаров может не подаваться при условии, что они будут указаны в декларации на товары при помещении товаров под таможенные процедуры.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний, подлежат таможенному декларированию.

При этом, Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, определено, что таможенному органу не представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, при помещении товаров под таможенную процедуру в случае, если они ввозятся в качестве проб и (или) образцов для проведения исследований и испытаний.

Обращаем внимание, что товары, в том числе пробы и (или) образцы, перемещаемые для личного пользования в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом, предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц. В случае, если такие товары ввозятся для проведения исследований и испытаний в целях подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям в рамках предпринимательской деятельности, то они подлежат декларированию в общеустановленном порядке.

В соответствии со статьей 378 ТК ЕАЭС таможенные органы для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации используют систему управления рисками.

При проведении таможенного контроля таможенные органы в рамках системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие его проведение.

Одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС целью применения такой формы таможенного контроля является установление достоверности сведений, указанных в документах, правильности их заполнения и оформления, соблюдения условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

При проверке таможенных, иных документов и (или) сведений, в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в мотивированном обращении декларанта, обязательстве о представлении документов в установленный срок и обязательстве о соблюдении ограничений, могут относиться:

1) для серийно выпускаемой продукции:

– протокол испытаний, содержащий информацию о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям, в том случае, если документ о соответствии не зарегистрирован в едином реестре документов о соответствии, расположенном на официальном сайте Росаккредитации;

– документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром));

– письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), подтверждающее количество (вес и объем) ввозимой продукции (товаров), необходимое для целей проведения исследований (испытаний);

– документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний (таможенная декларация).

2) для продукции, ввозимой отдельной партией:

– документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром));

– письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), подтверждающее количество (вес и объем) ввозимой продукции (товаров), необходимое для целей проведения исследований (испытаний);

– разрешение таможенного органа на отбор проб и (или) образцов;

– акт отбора проб и (или) образцов.

В случае непредставления декларантом указанных документов и (или) сведений таможенный орган вправе отказать в выпуске товаров (статья 125 ТК ЕАЭС).

Сведения о товарах, выпущенных условно, вносятся должностным лицом таможенного органа посредством КПС «Журналы – регистрация” в журнал учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, утвержденный приказом ФТС России от 13.01.2011 N 74.

Кроме того, информация о каждом случае условного выпуска товара должна направляться в подразделение после выпуска товаров и подразделение запретов и ограничений таможни и регионального таможенного управления для анализа и контроля за такими товарами.

Контроль за соблюдением условий, связанных с ограничением по пользованию условно выпущенными товарами осуществляется после выпуска товаров с применением форм таможенного контроля.

Основаниями применения форм таможенного контроля в соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС является наличие рисков нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации.

К таким рискам может относиться следующее:

– декларант до обращения в таможенный орган об условном выпуске товаров привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные главой 16 КоАП;

– информация о декларанте содержится в форме статистической отчетности 35-ТНР «Сведения о выявленных случаях представления недействительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений”, утвержденной приказом ФТС России от 31 марта 2015 г. N 589;

– в отношении изготовителя условно выпускаемой продукции в едином реестре документов о соответствии, расположенном на официальном сайте Росаккредитации, содержится информация об аннулированных (прекращенных) документах о соответствии;

– в отношении аккредитованного лица (органа по сертификации, испытательной лаборатории), с которым у декларанта условно выпускаемой продукции заключен договор на оценку соответствия, в едином реестре аккредитованных лиц, размещенном на официальном сайте Росаккредитации, содержится информация о нарушениях в области оценки соответствия продукции;

– место декларирования и место фактического размещения товаров расположено в разных таможенных органах.

Подтверждение соблюдения запретов и ограничений после условного выпуска товаров осуществляется путем представления таможенному органу соответствующих разрешительных документов, а также заявлением сведений о разрешительных документах в графе 44 декларации на товары путем внесения изменений и дополнений.

Должностным лицом таможенного органа, осуществляющим таможенные операции, связанные с проверкой ДТ, проводится контроль на предмет наличия в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов информации о разрешительном документе, указанном в 44 графе ДТ, полученной посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) с Росаккредитацией.

В случае если в ответ на запрос о разрешительном документе, направленный в автоматическом режиме в Росаккредитацию, поступило уведомление об ошибке либо уведомление в виде слов «Сведения не найдены” должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенные операции, связанные с проверкой ДТ, рекомендуется проверять с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет” наличие сведений о разрешительном документе на официальном сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) и (или) Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org).

При отсутствии сведений о разрешительном документе в информационных системах должностное лицо таможенного органа отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

II. По вопросу условного выпуска товаров в целях маркирования продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС («ЕАС”).

Согласно Порядку применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС (далее – единый знак обращения), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711, изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС (Таможенного союза) процедуры оценки соответствия, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия продукции.

Учитывая то, что в соответствии с правом ЕАЭС нанесение на продукцию единого знака обращения должно осуществляться до выпуска товаров таможенными органами в обращение, по мнению УТОВЭК, ее маркирование единым знаком обращения возможно после получения документа о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии) в следующих случаях:

1) иностранным изготовителем – серийно выпускаемая продукция должна маркироваться в месте ее производства;

2) уполномоченным изготовителем лицом – в случае, если серийно выпускаемая продукция не маркировалась единым знаком обращения иностранным изготовителем в месте ее производства, ее маркирование может осуществляться на территории Российской Федерации по волеизъявлению такого лица после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо в иных местах после их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления условно;

3) импортером – в отношении продукции, поставляемой отдельной партией, ее маркирование может осуществляться на территории Российской Федерации по волеизъявлению такого лица после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо в иных местах после их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления условно.

При этом товары, подлежащие маркированию единым знаком обращения, но не маркированные им в месте производства могут выпускаться таможенным органом условно, если:

– декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган не привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 КоАП;

– декларантом представлены мотивированное обращение о выпуске товаров условно в целях недопущения представления недействительных документов о соответствии и (или) сведений о них (не относящихся к товару) по причине отсутствия на товаре маркировки единым знаком обращения, а также обязательство о том, что товары не будут передаваться третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом либо использоваться в любой форме;

– декларант является лицом, уполномоченным в соответствии с правом ЕАЭС на нанесение на товар единого знака обращения.

Необходимо отметить, что помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления условно в целях их маркирования единым знаком обращения возможно, только если сведения о документах о соответствии не указаны в ДТ.

При этом в мотивированном обращении декларанта должны содержаться сведения о таких документах о соответствии.

Подтверждение соблюдения запретов и ограничений после условного выпуска товаров осуществляется путем представления таможенному органу соответствующих разрешительных документов, заявлением сведений о разрешительных документах в графе 44 ДТ путем внесения изменений и дополнений, а также может осуществляться с одновременным представлением сопроводительных документов на продукцию, маркированных единым знаком обращения.

Изложенную информацию прошу довести до сведения подчиненных таможенных органов для применения и использования в работе.

Начальник Управления торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
генерал-майор таможенной службы

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Первая устная консультация БЕСПЛАТНО (звоните или пишите в WhatsApp +7(906)4-313-865)
Устная консультация – 1000 рублей Письменная консультация – 5000 рублей
Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации) – 15000 рублей
Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации, обжалование неправомерных действий и решений) – 30000 рублей
Ведомственное обжалование (решения о классификации, таможенной стоимости, преференциям, применении форм контроля) – 20 000 рублей
Сопровождение административного расследования и подготовка жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 20 000 рублей
Судебное оспаривание (подготовка позиции по делу + командировочные расходы) – 40 000 рублей
Сопровождение таможенной проверки (подготовка ответа на запроса, составление возражений на акт проверки) – 40 000 рублей
Перечень и цена услуг могут быть изменены по соглашению сторон. В цену услуг не включается НДС, так как услуги оказываются по договору с индивидуальным предпринимателем применяющим упрощенную систему налогообложения.
Эл.почта: mail@free-ved.com WhatsApp +7(906)4-313-865

Техническое регулирование

Основные НПА

— Технические регламенты
— Договор о ЕАЭС
— Протокол о техническом регулировании

Решения ЕЭК:
№ 526 • № 293 • № 294 • № 299 • № 41 • № 44

Услуги IFCG

— Сертификат соответствия ТР ЕАЭС
— Декларация о соответствии ТР ЕАЭС
— Сертификат и Декларация ГОСТ Р
— Свидетельство о государственной регистрации
— Разработка маркировки продукции

Если при выпуске импортируемого товара таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (такие как сертификат соответствия, декларация о соответствии), товар может быть выпущен условно, а на представление соответствующих документов декларанту дается 45 дней.

Условный выпуск осуществляется на основании мотивированного обращения декларанта в письменной или электронной форме с обязательством о представлении документов в установленный срок.

Мотивированное обращение декларанта

В своем письме № 14-88/35479 от 14.06.2018 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (УТОВЭК) разъясняет, какие именно сведения должно содержать мотивированное обращение:

  • объективная причина непредставления документов о соответствии (например: не завершены испытания продукции);
  • наименование и местонахождение получателя товаров;
  • сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара;
  • сведения о стране отправления (изготовления) товара;
  • наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией);
  • планируемый срок представления документов.

Дополнительные документы, подтверждающие сведения, заявленные в мотивированном обращении декларанта

Получив мотивированное обращение импортера, таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения. К таким документам могут относиться:

  • для серийно выпускаемой продукции:
    • протокол испытаний, содержащий информацию о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям;
    • копия договора с органом по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
    • письмо аккредитованной испытательной лаборатории (центра), подтверждающие количество (вес и объем) ввозимой пдукции, необходимое для целей проведения испытаний;
    • документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний (таможенная декларация).
  • для продукции, ввозимой отдельной партией представляется примерно такой же список документов, за некоторыми различиями:
    • протокол испытаний не требуется;
    • требуется: разрешение таможенного органа на отбор проб и образцов и акт отбора проб и образцов.

Важно помнить, что в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС отбор проб и (или) образцов от партии для проведения испытаний осуществляется уполномоченным лицом только с разрешения таможенного органа при условии, что данная партия находится под таможенным контролем (т.е. на складе временного хранения, либо в иных местах, где создана зона таможенного контроля).

Причины отказа в условном выпуске товаров

Таможенные органы могут отказать в условном выпуске в одном из следующих случаев:

  • импортер не представил все вышеуказанные документы и (или) сведения;
  • импортер в течение одного года привлекался к административной ответственности в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Ограничения на условно выпущенные товары

Условно выпущенные товары запрещены к обороту и продаже на весь период условного выпуска, а в случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, также запрещены к их использованию, эксплуатации, потреблению в любой форме.

Ввоз проб и образцов для целей проведения оценки соответствия

Для целей оформления сертификатов (деклараций) соответствия на серийно выпускаемую продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз на таможенную территорию ЕАЭС ее проб и образцов.

В отношении данных образцов подается таможенная декларация. При этом таможенному органу не представляются документы или иные сведения, подтверждающие соответствие данных образцов каким-либо требованиям. Тем не менее, в данном случае необходимо разрешение таможенного органа на отбор проб и образцов.

Ввоз проб и образцов в качестве товаров для личного пользования (в багаже либо международными почтовыми отправлениями) не допускается: такие товары подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке.

Маркировка продукции единым знаком обращения

Нередко возникают случаи, когда на товар оформлен сертификат (декларация) соответствия, но товар прибыл без должной маркировки (в частности, на товаре отсутствует значок «ЕАС»). Такая ситуация может послужить поводом для возбуждения таможней дела об административном правонарушении.

Во избежание этого следует иметь ввиду, что маркировка товаров единым знаком обращения ЕАС может осуществляться после фактического ввоза товара на территорию РФ. Однако в данном случае маркировка может наноситься только:

  • на таможенном складе (если товар помещен под процедуру таможенного склада);
  • в иных местах (если товар выпущен условно).

В письме ФТС России № 14-88/35479 дается краткий алгоритм действии по помещению товаров под условный выпуск в такой ситуации:

  1. В таможенный орган подается мотивированное обращение об условном выпуске товаров.
  2. В графе 44 ДТ не указывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. Однако необходимо указать их в списках документов, которые прилагаются к мотивированному обращению.
  3. Условно выпущенный товар маркируется.
  4. После проведения маркировки импортер уведомляет об этом таможенный орган и вносит изменения в ДТ. В частности, в графе 44 ДТ прописывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. После принятия таможней данных изменений товары приобретают статус товаров ЕАЭС.

Примечания

  1. Статья 126 ТК ЕАЭС Условно выпущенные товары
  2. 2,0 2,1 Статья 219 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ
  3. Статья 125 ТК ЕАЭС Отказ в выпуске товаров и порядок совершения таможенных операций, связанных с отказом в выпуске товаров
  4. См. пункт 4 приложения к Решению Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 294
  5. См. письмо ФТС № 14-88/35479

См. также

Письмо ФТС № 14-88/35479 от 14 июня 2018 г.

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.

1. Условный выпуск товаров при отсутствии разрешительного документа (ДС, СС, СГР)

В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1.1. Получение разрешения на условный выпуск товаров

Для этого необходимо подписать Заявление у руководителя таможенного органа.
· Образец Заявления отсутствует;
· Не регламентирована компетенция принятия решения по данному вопросу. В Балтийской таможне это уровень начальника таможни, В МОТ, Тверской и Московской таможнях – начальника таможенного поста.
В случае получения разрешения у начальника таможни это занимает от трех дней, при этом возможен отказ. Простой контейнера в морском порту обходится дорого, поэтому выгодней по ВТТ вывезти груз в таможню, где эту процедуру можно оформить быстрее.

1.2. Декларирование образцов для сертификации и товара, который выпускается условно

При подаче ДТ на условный выпуск, таможенный пост оформления справедливо требует предъявить ДТ на ввоз образцов для сертификации или акт отбора проб и образцов для сертификации. Логика правильная, т.к. для проведения сертификации продукции надо сначала ввезти образцы, отдать их в орган по сертификации и затем получить разрешительный документ. В ДТ на условный выпуск указывается номер ДТ на ввоз образцов или акт отбора проб и образцов. Все понятно и логично.
Есть только, как выясняется, нестандартный случай, когда образцы товаров ввозятся вместе с основной партией и декларируются в одной ДТ отдельным товаром. Тогда в ДТ указать номер декларации на ввоз образцов невозможно, т.к. это и есть сама поданная декларация и номер ей еще не присвоен. Выход только один подавать две отдельные ДТ — сначала на ввоз образцов, а после присвоения номера на остальной товар. Это, безусловно, не очень сложно, минус только в дополнительных временных и трудовых затратах на подготовку двух ДТ и их выпуск. Конечно же сама процедура условного выпуска и оформления образцов в таком случае происходит дольше.
Также замечу, что практика таможенного оформления различна. Некоторые таможни разрешают декларировать все в одной ДТ, другие требуют подачи отдельной ДТ на образцы.
2. Когда, кто и где составляет акт отбора проб и образцов
2.1. В каких случаях составляется акт отбора проб и образцов при таможенном оформлении товаров

Норма отбора проб и образцов регламентирована ст.17 ТК ЕАЭС. Там же указано, что данная процедура может проводится без декларирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года п. 4 установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) не представляются таможенным органам на продукцию, ввозимую в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний. Соответственно, пробы и образцы товаров для сертификации допускается декларировать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без ограничений, т.е. не условно, а окончательно.

Резюмируя две законодательные нормы, делаем вывод, что при ввозе проб и образцов их можно декларировать по ДТ или оформлять актом отбора проб и образцов без подачи ДТ в момент отбора. При декларировании образцов акт отбора не составляется по причине отсутствия самого отбора.

2.2. Кто составляет акт отбора проб и образцов и в каком месте

В Рекомендациях ФТС и Росаккредитации от 27.02.2019 «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в РФ товаров в качестве проб и образцов для целей исследований и испытаний продукции» данный вопрос затрагивается, частично цитируется п. 4.2 ГОСТ 31814-2012 и добавлена уточняющая фраза «под таможенным контролем», а именно:

«Межгосударственным стандартом ГОСТ 31814-2012 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия» (далее — Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) определен порядок отбора проб и образцов. Так, для серийно выпускаемой продукции отбор должен производиться на складе готовой продукции иностранного изготовителя, а для партии продукции на месте нахождения партии (складе временного хранения, таможенном складе) — под таможенным контролем».

Исключена фраза из п. 4.2.3. ГОСТ о месте отбора проб и образцов: «или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства».
Ключевой момент в том, что в соответствии с ГОСТ при сертификации продукции отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации.

При Декларировании соответствия (п. 4.3 ГОСТ 31814-2012) отбор образцов осуществляет заявитель или, по его поручению, испытательная лаборатория (если иное не содержится в техническом регламенте) в зависимости от схемы декларирования соответствия.
Резюмируем, в соответствии с ГОСТ.

Основное отличие отбора проб и образцов при сертификации продукции и декларировании соответствия в том, что ответственным лицом за данную процедуру в первом случае является орган по сертификации, во втором – Заявитель. Места отбора проб и образцов в обоих случаях идентичны и нет комментария в части таможенного контроля.
2.3. Практика таможенного оформления в части требования таможенных органов представления акта отбора проб и образцов.

При подаче ДТ на условный выпуск, как мы уже рассмотрели выше, достаточно предоставить либо ДТ на ввоз образцов, либо акт отбора проб и образцов. Однако в рекомендациях ФТС и Росакредитации от 27.02.2019 прописано, что отбор проб и образцов производится под таможенным контролем, и, соответственно, такой акт должен составляться в обязательном порядке при участии таможни, и отдельные таможенные посты требуют его подписания таможенным органом. Основание — ссылка на ГОСТ 31814-2012, где на самом деле такая норма не прописана.

В результате некоторые таможенные органы в соответствии с указанными рекомендациями требуют представление акта отбора даже при декларировании образцов для сертификации, хотя это противоречит Решению Коллегии ЕЭК №294. Если образцы товаров декларируются отдельно, для чего еще нужно составлять акт отбора, если отбора не производится и товар выпускается для внутреннего потребления без ограничений?

Для оформления акта необходимо выставить транспортное средство в место досмотра и осуществить его выгрузку либо частичную, либо полную в зависимости от того, где загружен товар. Досмотровых не хватает, некоторые терминалы перегружены и не справляются с наплывом досмотров и, тем более, отбором образцов…
Мера однозначно неправомерная и значительно затягивает выпуск товаров.

Также замечу, что порядок отбора проб и образцов для сертификации нигде в нормативных документах не прописан, из-за этого нет единого подхода и ответов на следующие вопросы:

· Кто дает разрешение на отбор
· Форма акта
· Кто его подписывает
· В каких случаях он составляется, а в каких нет
· Когда он должен предъявляться вместе с ДТ
3. Сроки условного выпуска

Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней. Данная норма установлена ст.107 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» и продление указанного срока не предусмотрено.

В связи с участившимися случаями нарушения сроков предоставления разрешительных документов при условном выпуске товаров, вышло письмо ФТС России № 01-11/43502 от 19 июля 2019 года «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров». Процитирую самое важное из данного письма:

«Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).

Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС».

Что же происходит на «земле»

При нарушении срока представления разрешительного документа таможенный орган выставляет требование вернуть товар на СВХ в кротчайшие сроки, которые законодательством не определены, поэтому таможенный пост не понимает какой срок установить и какой момент считать нарушением срока неисполнения требования о возврате товара на СВХ.

Дело об АП по ст.16.3 КОАП заводится сразу при нарушении предельного срока представления разрешительного документа.

Если товар возвращен на СВХ, то в соответствии с вышеуказанным письмом ФТС товар задерживается и хранится таможенным органом 30 дней (ст.380 ТК ЕАЭС). Ст. 381 ч.4 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат задержанных товаров Декларанту после их выпуска. Но есть один нюанс в том, что дело об АП, как правило, еще в процессе рассмотрения и таможенный пост не имеет четкой нормы закона о праве выдачи товара Декларанту.

В связи с вышеизложенным, подход таможенных органов при несоблюдении процедуры условного выпуска самый разный. Кто-то товар выдает после выпуска, не дожидаясь завершения дела об АП, кто-то нет. И обеспечение возврата товара на СВХ таможней является болезненным для сотрудников таможенного органа по причине неопределенности их действий в этом вопросе.