Условия неопределенности

Любая сфера экономической деятельности, в особенности инвестиционное планирование, связана с принятием решений в условиях неполноты информации. Источники неопределенности могут быть разные: нестабильность экономической и (или) политической ситуации, неопределенность действий партнеров по бизнесу, неточность информации и множество других случайных факторов. Экономические решения с учетом всех этих факторов принимаются в рамках теории принятия решений (ТПР) – аналитического подхода к выбору наилучшего действия или последовательности действий в рамках определенной модели.

В ТПР выделяются два типа моделей:

  • 1. Принятие решений в условиях риска – когда лицо, принимающее решение, знает вероятности наступления исходов или последствий для каждого решения.
  • 2. Принятие решения в условиях неопределенности – когда лицо, принимающее решение, не знает вероятности наступления исходов или последствий для каждого решения.

Для выбора оптимального решения в условиях риска используются следующие критерии:

  • • критерий математического ожидания;
  • • критерий Лапласа.

Критерий математического ожидания является основным критерием для принятия решения в ситуации риска. Ему соответствует формула:

(3.1)

(3.2)

где – вероятность j-го состояния среды; – выплата, которуюможно получить в i-м состоянии среды.

Таким образом, лучшей стратегией будет та, которая обеспечит инвестору (менеджеру) максимальный средний выигрыш.

Воспользуемся данными табл. 3.2 для иллюстрации критерия, добавив вероятности наступления возможных событий.

Таблица 3.2. Иллюстрация критерия математического ожидания

Вариант решения о переходе к массовому производству

Размер выплат при возможных сроках наступления массового спроса и их вероятностях, млн. у. е.

немедленно (0,2)

через 1 год (0,5)

через 2 года (0,3)

Перейти немедленно

Перейти через 1 год

Перейти через 2 года

Для каждой строки, т.е. для каждого варианта решения, находим математическое ожидание выплаты:

Максимальным из них является математическое ожидание второй строки, что соответствует решению начать массовый выпуск новой продукции через год.

Если ни одно из возможных последствий принимаемых решений нельзя назвать более вероятным, чем другие, т.е. если они являются приблизительно равновероятными, то решение можно принимать с помощью критерия Лапласа:

(3.3)

На основании приведенной формулы оптимальным надо считать то решение, которому соответствует наибольшая сумма выплат.

Суммы выплат для отдельных вариантов решений в нашем примере составят:

Наибольшей является сумма выплат для второй строки таблицы. Значит, в качестве оптимального решения надо принять переход на массовый выпуск продукции через 1 год, т.е. то же решение, что было признано оптимальным и с помощью критерия математического ожидания.

Когда два разных критерия предписывают принять одно и то же решение, то это является лишним подтверждением его оптимальности. Если же они указывают на разные решения, то предпочтение в ситуации риска надо отдать тому из них, на которое указывает критерий математического ожидания.

Рассмотрим критерии принятия решений в условиях неопределенности.

Фирма готова перейти к массовому выпуску нового вида продукции, но не знает, когда лучше это сделать: немедленно, через 1 год или даже через 2 года. Дело в том, что новая продукция в силу своей дороговизны, очевидно, не сразу найдет массового покупателя. Поэтому излишняя торопливость может привести к тому, что оборотные средства фирмы окажутся надолго иммобилизованными в осевшей на складах готовой продукции, а это грозит убытками. Но медлить тоже нельзя: конкуренты перехватят инициативу, и значительная часть ожидаемой прибыли будет упущена. Фирма не смогла даже приблизительно оценить вероятности для разных сроков появления массового спроса. Поэтому налицо ситуация неопределенности.

Возможные последствия от принимаемых решений в условиях разной реакции рынка на новую продукцию представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Выплаты

Вариант решения о переходе к массовому производству

Размер выплат (млн у. е.) при условии, что массовый спрос возникнет

немедленно

через 1 год

через 2 года

Перейти немедленно

Перейти через 1 год

Перейти через 2 года

Как видно из таблицы, немедленный переход к массовому выпуску нового вида продукции может дать наибольшую прибыль, но в случае неудачи грозит большими убытками. Другие варианты выбора срока перехода к массовому производству данного вида продукции исключают возможность возникновения убытков, но дают относительно меньшую прибыль.

Выбор оптимального решения здесь затруднен отсутствием сведений о вероятностях той или иной реакции рынка.

Для выбора оптимальной стратегии в ситуации неопределенности используются следующие критерии:

  • – критерий МАХIМАХ;
  • – критерий MAXIMIN (критерий Вальда);
  • – критерий MINIMAX (критерий Сэвиджа);
  • – критерий пессимизма-оптимизма Гурвица.

Критерий MAXIMAX определяет альтернативу, максимизирующую максимальный результат для каждого состояния возможной действительности. Это критерий крайнего оптимизма. Наилучшим признается решение, при котором достигается максимальный выигрыш, равный

(3.4)

Запись видаозначает поиск максимума перебором столбцов, а запись вида– поиск максимума перебором строк в матрице выплат.

Нетрудно увидеть, что для нашего примера наилучшим решением будет 16, т.е. немедленный переход к новому выпуску продукции.

Следует заметить, что ситуации, требующие применения такого критерия, в общем нередки, и пользуются им не только безоглядные оптимисты, но и игроки, вынужденные руководствоваться принципом «или пан, или пропал».

Максиминный критерий Вальда еще называют критерием пессимиста, поскольку при его использовании как бы предполагается, что от любого решения надо ожидать самых худших последствий и, следовательно, нужно найти такой вариант, при котором худший результат будет относительно лучше других худших результатов. Таким образом, он ориентируется на лучший из худших результатов.

(3.5)

Расчет максимина в соответствии с приведенной выше формулой состоит из двух шагов.

Находим худший результат каждого варианта решения, т.е. величину min Xjjt и строим табл. 3.4.

Таблица 3.4. Расчет максимина (первый шаг)

Вариант решения о переходе к массовому производству

Столбец минимумов

Перейти немедленно

Перейти через 1 год

Перейти через 2 года

Из худших результатов, представленных в столбце минимумов, выбираем лучший. Он стоит на второй строке таблицы выплат, что предписывает приступить к массовому выпуску новой продукции через год.

Это перестраховочная позиция крайнего пессимиста. Такая стратегия приемлема, когда инвестор не столь заинтересован в крупной удаче, но хочет застраховать себя от неожиданных проигрышей. Выбор такой стратегии определяется отношением принимающего решения лица к риску.

Критерий MINIMAX, или критерий Сэвиджа, в отличие от предыдущего критерия ориентирован не столько на минимизацию потерь, сколько на минимизацию сожалений по поводу упущенной прибыли.

(3.6)

Он допускает разумный риск ради получения дополнительной прибыли. Пользоваться этим критерием для выбора стратегии поведения в ситуации неопределенности можно лишь тогда, когда есть уверенность в том, что случайный убыток не приведет фирму (проект) к полному краху.

Расчет данного критерия включает в себя четыре шага.

  • 1. Находим лучшие результаты каждого в отдельности столбца, т.е.. Таковыми в нашем примере будут для первого столбца 16, для второго –12 и третьего – 5. Это те максимумы, которые можно было бы получить, если бы удалось точно угадать возможные реакции рынка.
  • 2. Определяем отклонения от лучших результатов в пределах каждого отдельного столбца, т.е.. Получаем матрицу отклонений, которую можно назвать матрицей сожалений, ибо ее элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений из-за ошибочной оценки возможной реакции рынка. Матрицу сожалений можно оформить в виде табл. 3.5.

Таблица 3.5. Матрица сожалений

Вариант решения о переходе к массо- кому производству

Возможные размеры упущенной прибыли в условиях, когда массовый спрос возникнет

немедленно

через 1 год

через 2 года

Перейти

немедленно

Перейти через 1 год

Перейти через 2 года

Судя по приведенной матрице, не придется ни о чем жалеть, если фирма немедленно перейдет к массовому выпуску новой продукции и рынок сразу же отреагирует на это массовым спросом. Однако если массовый спрос возникнет только через 2 года, то придется пожалеть о потерянных вследствие такой поспешности 12 млн у. е.

3. Для каждого варианта решения, т.е. для каждой строки матрицы сожалений, находим наибольшую величину. Получаем столбец максимумов сожалений в виде табл. 3.6.

Таблица 3.6. Максимальные сожаления

Вариант решения о переходе к массовому производству

Столбец максимальных сожалений

Перейти немедленно

Перейти через 1 год

П

Перейти через 2 года

4. Выбираем то решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других. В приведенном столбце максимальных сожалений оно стоит на второй строке, что предписывает перейти к массовому выпуску через год.

Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица при выборе решения рекомендует руководствоваться некоторым средним результатом, характеризующим состояние между крайним пессимизмом и безудержным оптимизмом. То есть критерий выбирает альтернативу с максимальным средним результатом (при этом действует негласное предположение, что каждое из возможных состояний среды может наступить c равной вероятностью). Формально данный критерий выглядит так:

(3.7)

где к – коэффициент пессимизма, который принадлежит промежутку от 0 до 1 в зависимости от того, как принимающий решение оценивает ситуацию. Если он подходит к ней оптимистически, то эта величина должна быть больше 0,5. При пессимистической оценке он должен взять упомянутую величину меньше 0,5.

При k = 0 критерий Гурвица совпадает с максимаксным критерием, а при к = 1 – с критерием Вальда.

Рассчитаем критерий Гурвица для условий нашего примера, придав упомянутому параметру значение на уровне 0,6:

По максимуму значения данного критерия надо принять решение о переходе к массовому выпуску новой продукции через 1 год.

В нашем примере стратегия перехода к массовому выпуску новой продукции через один год фигурирует в качестве оптимальной по трем критериям выбора из четырех испытанных, степень ее надежности можно признать достаточно высокой для того, чтобы рекомендовать эту стратегию к практическому применению. Действительно, в нашем примере при таком решении не придется особенно сожалеть об упущенной прибыли и не придется ожидать больших убытков, т.е. сразу минимизируются и сожаления об упущенной прибыли, и возможные убытки.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Кригер Е.Э. 1 1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» В статье проведено информационно-аналитическое исследование специфики ситуации неопределенности и рассмотрена ситуация неопределенности как психологическое средство развития исследовательской позиции педагога. Основное внимание обращено на сравнение ситуации неопределенности с проблемными ситуациями, в ходе чего выделены характерные черты ситуации неопределенности как средства обучения. В статье показано, что, в отличие от проблемных ситуаций, для ситуации неопределенности характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности взывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модификации в интервале времени, соизмеримом с временем решения задачи в этих условиях. Также неопределенные ситуации являются сложными ситуациями, которые выражаются как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при принятии решения. 125 KB средства обучения. педагогическая психология ситуация неопределенности неопределенность 1. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. 2. Гегель, Г. Феноменология духа // Г. Гегель. – М., 2000. – 495 с. 3. Кригер Е.Э. Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессионального здоровья педагога / Е.Э. Кригер // «Вестник Томского государственного педагогического университета». – Томск.– 2012. – № 5. – С. 72-75. 4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, – 1991. – 80 с. 5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.

В постоянно изменяющемся мире возникает необходимость развития человека, готового к действиям в ситуации неопределенности. В настоящее время нужны новые средства, обеспечивающие развитие человека в образовании как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, имеющей собственный выбор, свободу в принятии решений, а также творческую самореализацию. Таким средством, на наш взгляд, может выступить ситуация неопределенности . В данной работе перед нами возникает задача рассмотрения ситуации неопределенности как психологического средства обучения.

Анализ понятий ситуации неопределенности показал, что имеющиеся исследования ситуации неопределенности не раскрывают в полной мере сути этого феномена с точки зрения педагогической психологии как средства обучения. И неочевидна до конца специфика ситуации неопределенности в отличие от проблемной ситуации. В связи с чем имеет смысл рассмотрение ситуации неопределенности как средства обучения и сравнение её с проблемной ситуацией.

Методологическим основанием для рассмотрения средств, обеспечивающих становление исследовательской позиции, может выступить культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Развитие человека, согласно этой концепции, сопряжено с использованием необходимых средств, обеспечивающих становление этого процесса, которые человечество выработало в ходе своего культурного развития .

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского говорится том, что психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество вырабатывает определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами до более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Вспомогательными средствами, которые человечество выработало в своей жизни на протяжении исторического развития, выступают знаково-символические средства .

Развитие высших психических функций, как указывает Л.С. Выготский, происходит опосредовано. Человек попадает в «ситуацию буриданова осла», где ему приходится делать выбор между двумя альтернативами в проблемной ситуации. То, с помощью чего он будет решать эту ситуацию, представляет собой средство. В нашем случае таким средством может выступать ситуация неопределенности.

Профессиональное педагогическое образование в этом контексте должно быть организовано как процесс становления исследовательской позиции педагога посредством управления её развитием с помощью ситуации неопределенности. Тогда перед нами возникают вопросы, связанные с определением характеристик ситуации неопределенности, выделением источников неопределенности в педагогической деятельности определением типов ситуаций неопределенности, возникающих в деятельности педагога.

Понятие ситуации было рассмотрено в работах Г. Гегеля, где указывалось на то, что ситуацию образуют определенные обстоятельства и состояния, то есть то, как эти обстоятельства человек самопроявляет. «…В общем ситуация представляет собой состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным» . Таким образом, согласно Г. Гегелю, функция ситуации состоит в придании действительности субъективно значимой определенности и частного характера. Это значит, что никаких объективных ситуаций не бывает. Всякий раз мы имеем дело с чьей-то ситуацией или, что точнее — с субъективным описанием действительности. Что же представляет собой ситуация неопределенности?

Понятия «проблемная ситуация» и «ситуация неопределенности» являются синонимичными, но не тождественными понятиями. Остановимся на их сопоставлении между собой. В понимании проблемной ситуации мы будем обращаться к работам А.М. Матюшкина , В.Т. Кудрявцева и др. Проблемная ситуация так же, как и ситуация неопределенности, появляется в структуре целенаправленной деятельности как ситуация препятствия на пути к достижению цели и возникает тогда, когда невозможно решить некоторую задачу известными способами и средствами. При этом в проблемной ситуации в качестве препятствия выступает недостаток информации для решения образовательной задачи. В то время как в ситуации неопределенности препятствиями выступают не только недостаток, но и противоречивость, нечеткость и в том числе избыточность информации.

Объективными характеристиками проблемной ситуации и ситуации неопределенности являются цель, средства достижения, программа действий (внутренних и внешних). Однако в проблемной ситуации эти характеристики составляют известные условия и их можно рассматривать как «заданные» к моменту возникновения препятствия, выступающего в виде объективно сложившегося противоречия между необходимостью достижения цели и отсутствующей в данный момент возможностью ее достижения. В то время как в ситуации неопределенности эти характеристики являются динамичными, изменчивыми, зависящими от разных факторов, переменных, в том числе и противоречий, возникающих между субъективными параметрами самой личности.

В результате обнаружения препятствия, экстремальности условий и неочевидности пути к достижению цели происходит преобразование качества субъективных переживаний в проблемных ситуациях и ситуациях неопределенности. При проблемной ситуации возникает неуверенность как следствие субъективной неопределенности в успехе. Ситуации неопределенности, наоборот, связаны не только с неуверенностью, а затрагивают разные эмоциональные состояния от интереса и любопытства до страха и тревоги, причем они могут меняться на протяжении всего решения задачи.

Проблемные ситуации могут быть детерминированы как объективными, так и субъективными факторами, в то время как ситуация неопределенности недетерминирована не только субъективными факторами, но и объективными.

Таким образом, для ситуации неопределенности характерно, что в основе её лежит проблемная ситуация, которая возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности вызывает неоднозначную субъек­тивную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модифи­кации в интервале времени, соизмеримом со временем решения за­дачи в этих условиях. Третьей характеристикой ситуации неопределенности является сложность, которая выражается как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при решении ситуации неопределенности.

Ситуации неопределенности имеют важное значение в профессиональной деятельности педагога, мы можем говорить о том, что характер и результаты профессиональной деятельности педагога всегда будут зависеть от степени неопределенности, возникающей в ней. Такая ситуация может вызывать в сознании педагога две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой стороны, необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах при невозможности найти необходимое решение. Чем более высокой является неопределенность, тем, с одной стороны, большее количество личностных и профессиональных ресурсов требуется для того, чтобы её выдерживать, не нарушая профессионального здоровья. А с другой стороны, в большей степени педагогу предоставляется возможность осмысленно принимать собственные решения, строить педагогическую деятельность на основе гуманитарно-антропологических ценностей с позиции креативного подхода, преодолевать стандартные образовательные и поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность. Ему приходится оценивать возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса и самого себя, вероятность отклонения от избранной цели, вероятность получения желаемых и неожиданных результатов. Ситуации высокой неопределенности в профессиональной педагогической деятельности обусловливают необходимость разработки и апробации таких нестандартных подходов развития учителя, которые бы, с одной стороны, позволяли бы сберегать профессиональнее здоровье педагога при решении новых педагогических задач, а с другой — поддерживали бы профессиональное развитие и стимулировали инновационную деятельность.

Неопределенность может выступать фактором, вызывающим напряжение, стресс, фрустрацию, приводящим к нарушению профессионального здоровья или даже кризисным ситуациям. Конструктивный выход из ситуации неопределенности, основанный на осознанной активности и позволяет сохранять профессиональное здоровье педагога в условиях неопределенности.

Современная система образования должна специально готовить педагога к действию в ситуации неопределенности как амбивалентному условию, требующему большого количества профессиональных ресурсов и напряжения, а с другой стороны, дающему возможности для проявления творчества. Для этого необходимо использовать ситуацию неопределенности как средство профессионального развития педагога.

Итак, в любой сфере деятельности человек сталкивается с теми или иными проявлениями неопределенности. Она выступает не только спутником, но и своеобразной детерминантой человеческого бытия, способствует непрерывному совершенствованию нами своего практического опыта. Проблема неопределенности рассматривалась в психологии различных научных направлений в исследовании эмоциональных переживаний, поведения, когнитивных структур. Для педагогической психологии имеют особое значение исследования, проведенные в психологии мышления, психологии выбора, психологии мотивации и психологии совладающего поведения.

Становление проблемы определения характеристик ситуации неопределенности, началось в психологии мышления, где ситуация неопределенности рассматривалась как проблемная ситуация, которая вводит субъекта в противоречие и детерминирует его поисковую активность. Вместе с тем проблемные ситуации детерминируются задачами и правилами их решения и не учитывают в полной мере многомерности развития психологической реальности и многообразия условий, в которых она развивается.

Для ситуации неопределенности, в отличие от проблемной ситуации, характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности. Ситуация неопределенности взывает неоднозначную субъек­тивную оценку восприятия информации о ней и обладает динамикой, определяемой степенью возможного ее изменения, преобразования или модифи­кации в интервале времени, соизмеримом со временем решения за­дачи в этих условиях. Также неопределенные ситуации являются сложными ситуациями, которые выражаются как функция числа переменных, факторов, объектов, связей, необходимо учитываемых при приня­тии решения.

Неопределенность предполагает недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой-либо системы.

Ситуации неопределенности являются источником активности личности и задают мотивацию к исследовательской деятельности. Однако длительное пребывание в ситуации неопределенности отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, невротизирует личность, является причиной различных соматических заболеваний. Следовательно, требуется специальная подготовка человека к действиям в ситуации неопределенности.

В педагогической психологи мы можем рассмотреть ситуацию неопределенности как средство развития исследовательской позиции. Исследовательская позиция педагога может быть выращена через способность педагога действовать в ситуации неопределенности, в том числе через способность попадать в ситуации неопределенности и актуализироваться в них. Ситуации неопределенности позволяют самостоятельно исследовать педагогическую действительность, выявлять множественные причинные связи. Активное действие в ситуации неопределенности и опыт преодоления её повышают устойчивость организма к стрессу и уверенность в своих возможностях при профессиональном самопродвижении.

Для развития способности действовать в ситуации неопределенности необходимо знать источники возникновения ситуации неопределенности в профессиональной педагогической деятельности и типы ситуаций неопределенности, возникающих в этой деятельности.

Рецензенты:

Овчаров А.В, д.п.н., профессор, директор института физико-математического образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.

Майер А.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Кригер Е.Э. СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12030 (дата обращения: 26.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Олег Левяков

Нет неразрешимых проблем, есть непринятые решения.
Эрик Борн

Принятие решений — это особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. В широком смысле под решением понимают процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных.

Принятие решений долгое время считалось основной обязанностью руководящей элиты. В основе этого процесса лежит выбор направления деятельности в условиях неопределенности, а умение работать в условиях неопределенности представляет собой основу процесса принятия решений. Если бы не было неопределенности в том, какое направление деятельности следует выбрать, не нужно было бы и принимать решение. Предполагается, что лица, принимающие решения, являются разумными, но эта разумность «ограничивается» недостатком знаний о том, что следует предпочесть.

Хорошо сформулированная проблема — это наполовину решенная проблема.
Чарльз Кеттеринг

В 1979 Даниэл Канеман и Амос Тверски опубликовали статью «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска», которая положила начало так называемой поведенческой экономике (behavioral economics). В этой работе ученые представили результаты проведенных ими психологических опытов, которые доказали, что люди не могут рационально оценивать величины ожидаемых выгод или потерь, а тем более, количественные значения вероятности случайных событий. Оказывается, люди склонны ошибаться при оценке вероятности: они недооценивают вероятность событий, которые, скорее всего, произойдут, и переоценивают гораздо менее вероятные события. Ученые обнаружили, что математики, хорошо знающие теорию вероятностей, в реальных жизненных ситуациях не используют свои знания, а исходят из сложившихся у них стереотипов, предрассудков и эмоций. Вместо теорий принятия решений, основывающихся на теории вероятностей, Д.Канеман и А.Тверски предложили новую теорию – теорию перспективы (prospect theory). Согласно этой теории, нормальный человек не способен правильно оценивать будущие выгоды в абсолютном выражении, на самом деле он оценивает их в сравнении с некоторым общепринятым стандартом, стремясь, прежде всего, избежать ухудшения своего положения.

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее поставил.
Альберт Эйнштейн

Принятие решений в условиях неопределенности даже не подразумевает знание всех возможных выигрышей и степени их вероятности. Оно основано на том, что вероятности различных вариантов ситуаций развития событий субъекту, принимающему рисковое решение, неизвестны. В этом случае при выборе альтернативы принимаемого решения субъект руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а с другой — соответствующим критерием выбора из всех альтернатив. То есть, решения, принимаемые в условиях неопределенности – это когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность ситуации может быть вызвана различными факторами, например: наличием значительного числа объектов или элементов в ситуации; недостатком информации или ее неточность; низким уровнем профессионализма; ограничением по времени и др.

Так как же происходит оценка вероятности? Согласно Д. Канеману и А. Тверски (Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Кэмбридж, 2001) – субъективно. Мы оцениваем вероятность случайных событий, особенно в ситуации неопределенности, крайне неточно.

Субъективная оценка вероятности похожа на субъективную оценку физических величин, таких как расстояние или размер. Так, предположительное расстояние до объекта во многом зависит от четкости его изображения: чем четче виден объект, тем он кажется ближе. Именно поэтому возрастает число аварий на дорогах во время тумана: при плохой видимости расстояния часто переоцениваются, потому что контуры объектов размыты. Таким образом, использование четкости в качестве показателя расстояния ведет к распространенным предубеждениям. Такие предубеждения проявляются себя и в интуитивной оценке вероятности.

Существует более одного способа посмотреть на проблему, и все они могут быть правильными.
Норманн Шварцкопф

Деятельность, связанная с выбором, является основной деятельностью при принятии решений. В случае, если велика степень неопределенности результатов и путей их достижения, перед принимающими решения, по-видимому, будет стоять практически невыполнимая задача по выбору некоторой последовательности действий. Единственным способом продвижения вперед является вдохновение, а отдельные люди, принимающие решения, действуют по наитию или, в особых случаях, полагаются на божественное вмешательство. В подобных условиях ошибки считаются возможными, и задача заключается в том, чтобы они были исправлены последующими решениями. При таком представлении о принятии решений акцент делается на представлении о принятии решения как выборе из потока непрерывной цепочки решений (одним решением, как правило, дело не заканчивается, одно решение влечет за собой необходимость принимать следующее и т. д.)

Зачастую, решения принимаются репрезентативно, т.е. происходит некое проецирование, отображение одного в другом или на другое, а именно, речь идет о внутреннем представлении чего-то, сформированном в процессе жизни человека, в котором представлена у него картина мира, общества и самого себя. Чаще всего люди оценивают вероятность посредством репрезентативности, а предшествующими вероятностями пренебрегают.

Сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились в момент их зарождения.
Альберт Эйнштейн

Бывают ситуации, в которых люди оценивают вероятность событий на основе легкости, с которой они вспоминают примеры случаев или событий.

Легкая доступность восстановления событий в памяти способствует формированию предубеждений в оценке вероятности события.

Истинно то, что отвечает практической успешности действия.
Уильям Джеймс

Неопределенность – это факт, с которым все формы жизни вынуждены бороться. На всех уровнях биологической сложности существует неопределенность относительно возможных последствий событий и действий, и на всех уровнях действие должно предприниматься до того, как прояснена неопределенность.

Исследования Канемана показали, что люди по-разному реагируют на эквивалентные (с точки зрения соотношения выгод и потерь) ситуации в зависимости от того, теряют они или выигрывают. Это явление называют асимметричной реакцией на изменение благосостояния. Человек боится потери, т.е. его ощущения от потерь и приобретений несимметричны: степень удовлетворения человека от приобретения, гораздо ниже степени расстройства от эквивалентной потери. Поэтому люди готовы рисковать, чтобы избежать потерь, но не склонны к риску, чтобы получить выгоду.

Его эксперименты показали, что люди склонны ошибаться при оценке вероятности: они недооценивают вероятность событий, которые, скорее всего, произойдут, и переоценивают гораздо менее вероятные события. Ученые обнаружили интересную закономерность – даже студенты-математики, хорошо знающие теорию вероятности, в реальных жизненных ситуациях не используют свои знания, а исходят из сложившихся у них стереотипов, предрассудков и эмоций.

Таким образом, Канеман пришел к выводу о том, что человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость, так как великое множество поступков, совершаемых людьми, нерациональны. Более того, Канеман экспериментально доказал, что нелогичность поведения людей закономерна и показал, что масштабы ее неправдоподобно велики.

Согласно Канеману и Тверски, люди не просчитывают и не высчитывают, а принимают решения в соответствии со своими представлениям, проще говоря, прикидывают. А это значит, что неспособность людей к полноценному и адекватному анализу приводит к тому, что в условиях неопределенности, мы больше полагаемся на случайный выбор. Вероятность наступления того или иного события оценивается исходя из «личного опыта», т.е. на основе субъективной информации и предпочтений.

Таким образом, люди иррационально предпочитают верить в то, что они знают, категорически отказываясь признавать даже очевидную ошибочность своих суждений.

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.
7. ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 7.1. Понятие и сущность неопределенности

По критерию определенности информации различают решения, принятые в условиях:

  • определенности;
  • вероятностной определенности;
  • в условиях неопределенности.

Если решение принимается в условиях определенности (достоверности), то увеличивается оперативность разработки, уменьшаются затраты на выбор целесообразного варианта. Преимущество подобной ситуации: все переменные для расчетов вводятся самим субъектом управления при одном и том же состоянии объективных условий (объекта). Открывается возможность широкого использования количественных методов и ЭВМ. Руководитель с достаточной степенью точности предполагает результат каждой из имеющихся альтернатив решений. Примером может служить возможность вложения средств в Сбербанк, приобретение государственных ценных бумаг, когда известен доход, получаемый в результате этих действий (например, процентная ставка банка).

На практике наиболее часто организация действует в условиях отсутствия полной определенности ситуации. В этом случае элементы ситуации вычленяются из общего контекста по степени их определенности.

Если решение принимается в условиях вероятностной определенности (измеримой неопределенности), то с помощью введения вероятностных оценок неопределенность в значительной мере уменьшается. Колебания переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы (на основе определения вероятности). Риск заключается в возможных ошибках при оценке степени вероятности наступления условий (событий). Поэтому полагаются не только на расчеты, используются также опыт, интуиция и искусство руководителя.

Разработка решений в условиях неопределенности осуществляется, когда установить вероятность наступления событий и потенциальных результатов невозможно по причине возникновения (воздействия) новых сложных факторов, учесть которые затруднительно. Сущность неопределенности проявляется в том, что при наличии неограниченного количества состояний объективных условий оценка вероятности наступления каждого из них невозможна из-за отсутствия способов оценки. Часто такие решения приходится принимать в быстроменяющейся (экстремальной) обстановке, которые наиболее характерны для социально-экономических систем, политической и наукоемкой среды.

7.2. Классификация неопределенности в зависимости от информационной базы решений

По характеру сведений информационная структура реализаций управленческих решений состоит из следующих элементов:

  • цели и задачи объекта управления;
  • состояние объекта (техническое, экономическое и др.);
  • особенности развития объекта (закономерности, тенденции, механизм функционирования);
  • прогноз изменения внешней среды;
  • альтернативные стратегии функционирования предприятия;
  • альтернативные варианты решения;
  • последствия реализации альтернатив;
  • критерии выбора лучшей альтернативы.

Каждый элемент информационной структуры характеризуется количественными или качественными параметрами. Неопределенность может возникать на любой единице составляющих информационной структуры реализации управленческих решений, в ситуации, когда параметры неизвестны (классификация неопределенности по параметрам информационной базы). Степень неизвестности может быть разной.

ЛПР может, например, определить интервал возможных значений параметров (С > А > Б). Процедура разработки решений в сложных ситуациях представляет собой итеративный (повторяющийся) процесс последовательного уменьшения неопределенности значений параметров в принятом интервале с введением допустимых вероятностных значений параметров.

Классификация неопределенности по форме возникновения (методам получения) информации. Информация по форме возникновения условно делится на 3 группы:

  • исходная — заранее накопленная;
  • оперативная — текущие сведения о состоянии объекта;
  • субъективная — информация, которая не может быть получена объективными методами.

Неопределенность исходной информации характеризуется ее неполнотой, недостоверностью, несоответствием содержанию решения. Источником этой неопределенности могут быть недостатки в организации статистической и информационной службы, отсутствие достаточных знаний механизмов функционирования предприятия и внешней среды, а также невозможность надежной оценки значений отдельных параметров (например, человеческого фактора). Неопределенность этой группы информации может быть разрешена путем осуществления ряда мер организационного и технологического характера (налаживания учета данных, их систематизации, замены квалифицированными работниками и др.).

Оперативная информация поступает в процессе разработки и реализации решения как непосредственно в виде обратной связи, так и в результате генерирования уже известной информации на основе ее логико-аналитической переработки с использованием математических методов и моделей. Информация этой группы отражает состояние объекта, тенденции его развития, будущие условия функционирования, стратегии деятельности, возможные альтернативы решений и критерии их выбора. Она формируется с помощью объективных методов и ею определяется область возможных значений параметров. Неопределенность этой информации зависит от величины заранее накопленной информации об особенностях и закономерностях функционирования объекта и от надежности используемых методов ее переработки и методов разрешения неопределенности исходной информации.

Субъективная информация — это результат волевого акта ЛПР (или экспертов) о выборе того или иного значения конкретного параметра элементов информационной структуры, основанного на его (их) индивидуальном опыте, интуитивных суждениях, профессионализме. Неопределенность этой группы информации характеризуется тем, что абсолютная определенность познаний об объекте или явлении невозможна в силу ограниченных возможностей знаний, а также дефицита времени для разработки решений. Неопределенность этой информации разрешается субъективным выбором параметров.

В связи с указанными признаками используемой информации различают начальную неопределенность решения (относительно исходной информации) и остаточную (относительно субъективной информации).

Чем меньше информации, тем выше роль субъективных факторов и наоборот. От степени уменьшения начальной и остаточной неопределенности зависит качество и эффективность принимаемых решений.

Основными признаками решений, принимаемых в экстремальных ситуациях, являются высокая начальная неопределенность, крайняя ограниченность времени и цена риска при выборе лучшей альтернативы. Особенности принимаемых решений определяет характеристика экстремальной ситуации. Экстремальные ситуации делятся на три класса:

I класс — число возможных вариантов развития событий незначительно, есть возможность их предвидения, а следовательно, и подготовки к разрешению возникающих проблем;

II класс — число возможных вариантов развития событий велико, что исключает предварительную подготовку к разрешению конкретных проблем;

III класс — непрогнозируемые ситуации.

Проблемы экстремальных ситуаций первого класса решаются методами ситуационного управления. Для этого разрабатываются специальные стандарты решений по выходу из экстремальной ситуации. Идентификация принадлежности ситуаций к тому или иному стандарту устанавливается по определенным признакам в виде значений критичных параметров либо других показателей. Составление стандартной классификации ситуаций и выбор критичных классификационных признаков затрудняет широкое практическое использование ситуационного управления. Его применение ограничивается областью управления техническими системами.

Ситуации второго класса характерны для социально-экономических систем. Однако предусмотреть стандартные решения для них невозможно, поскольку варианты действий и условия, характерные для экстремальных ситуаций в этой сфере деятельности, многочисленны. Успех разрешения проблем во многом определяется действиями ЛПР, которые зависят от его нравственно-психологических и организационно-профессиональных качеств. Немаловажное значение для принятия решений, адекватных сложившейся ситуации, имеет специальная предварительная подготовка персонала, учитывающая временной цейтнот и психологическую перегрузку.

В ходе подготовки к экстремальным условиям работы прорабатываются:

  • возможные экстремальные ситуации и сценарии развития событий;
  • инструкции к реализации сценариев путем указаний на содержание и последовательность конкретных действий по их выполнению;
  • состав работников, причастных к принятию решений в условиях экстремальных ситуаций, их специальная подготовка на основе тренингов и психологической нагрузки;
  • формирование специальных резервов для действий в условиях экстремальных ситуаций.

Ситуации третьего класса — это крайнее проявление ситуации второго класса. Выход из нее полностью определяется действиями ЛПР, их интуитивными решениями.

Под неопределенностьюследует понимать неполноту или неточность исходных данных (информации) об условиях реализации инвестиционного проекта. Эта неопределенность распространяется как на затраты, так и на возможные конечные экономические и финансовые результаты реализации инвестиционного проекта.

Неопределенность может быть оценена по-разному:

1. В виде вероятностных распределений (распределение случайной величины точно известно, но неизвестно какое конкретно значение примет случайная величина).

2. В виде субъективных вероятностей (распределение случайных величин неизвестно, но известны вероятности отдельных событий, определенных экспертным путем).

3. В виде интервальной неопределенности (распределение случайной величины неизвестно, но известно, что она может принимать любое значение в определенном интервале).

4. Кроме того, известно, что природа неопределенности формируется под воздействием различных факторов.

5. Временная неопределенность обусловлена тем, что невозможно с точностью до единицы предсказать значение того или иного фактора в будущем.

6. Неизвестность точных значений параметров рыночной системы можно охарактеризовать как неопределенность рыночной конъюнктуры (соотношение спроса и предложения).

7. Непредсказуемость поведения участников в ситуации обнаружения конфликта интересов также порождает неопределенность и т. д.

Результатом сочетания этих факторов на практике является возникновение различных видов неопределенности.

Риск—это деятельность, связанная с преодолением неопределен­ности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность дос­тижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Следует отметить, что разница между риском и неопределеннос­тью относится к способу задания информации и определяется нали­чием (в случае риска) или отсутствием (при неопределенности) веро­ятностных характеристик неконтролируемых переменных. В отме­ченном смысле эти термины употребляются в математической теории исследования операций, где различают задачи принятия решений при риске и соответственно в условиях неопределенности.

Классификация проектных рисков.

Основными направлениями классификации инвестиционных рисков, влияющими на методику проведения экономического анализа, являются:_ объект инвестиционной деятельности,_ характер участия в инвестировании,_ организационная форма инвестирования,_ региональный признак,_ форма собственности на инвестиционные ресурсы.

Один из важнейших классификационных признаков — харак­тер участия винвестировании, в соответствии с которым выделяют следующие группы рисков:• риски прямого реального инвестирования • риски непрямого реального инвестирования

По региональному признаку все риски инвестиций разделяют на две группы:

• риски инвестирования внутри государства (риски внут­ренних инвестиций)

• риски международного инвестирования (риски зарубежных инвестиций)

В соответствии с формами собственности на инвестиционные ресурсы: риски государственного инвестирования риски частного инвестирования риски иностранного риски совместного инвестирования

Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются следующие по отношению к ИП риски: Внешние риски,. Внутрипроектные риски:Риски жизненного цикла инвестиционного проекта.Качественная оценка рисков проекта.

В исследованиях, посвященных проблеме риска, встречаются разные подходы к определению критерия количественной оценки риска. Рассмотрим основные из них.

Если исходить из того, что предпринимательский риск – вероятность неудачи, то в этом случае критерием оценки риска является вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения (намечаемого, планируемого, прогнозируемого).

R=P(Dtr–D),

где R- критерий оценки риска;

Р — вероятность;

Dtr — требуемое (планируемое) значение результата;

D- полученный результат.

Однако, недостатком этого метода является то, что этот метод позволяет оценить уровень риска только после получения определенного результата, тогда как предпринимателя интересует оценка риска на этапе принятия решения.

Л.А. Растригин в работе «Этот случайный, случайный мир” предлагает в качестве критерия оценки риска абсолютную величину, которая определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

R = Y  P(Y),

где R- степень риска;Y- ожидаемый ущерб;P(Y) – вероятность ущерба.

Определенный интерес для выяснения степени экономического риска (как вероятности технического и коммерческого успеха) представляет собой подход, предложенный американскими экономистами при оценке технических нововведений. Ценным в данном методе является стремление учесть вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности, все затраты и весь ожидаемый эффект.

ПСТРтРк

Э = —————

Е3

где Э — эффективность реализации нововведений;

П — ежегодный объем продаж нового изделия;

С — продажная цена изделия;

Т — жизненный цикл новшества (предполагаемый срок производства нового изделия или период его освоения до снятия с производства);

Рт- вероятность технического успеха (вероятность практического повторения исследовательских идей в новой продукции);

Рк- вероятность коммерческого успеха (возможность сбыта продукции на рынке и получение ожидаемых прибылей);

Е3- сумма затрат на реализацию, включая затраты на разработку, освоение производства и текущие производственные затраты.

Но, следует отметить, что данный подход применим к оценке только коммерческого риска у предприятий-производителей.

ЛЗ 26.Тема 3.5. Оценка инвестиционного проекта в условиях неопределенности и риска

4.Количественный подход к анализу проектных рисков.

5. Методы оценки рисков с учетом распределений вероятностей.

Литература 1,2,3.