Управляющий при банкротстве

Основной целью конкурсного производства как процедуры несостоятельности является соразмерное удовлетворение требований конкурсных и иных кредиторов.

Для достижения этой цели арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который формирует конкурсную массу путем продажи имущества и последующему расчету с конкурсными кредиторами в порядке очередности, установленной Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о несостоятельности 2002 г.).

Необходимо выделить несколько общих особенностей удовлетворения требований конкурсных кредиторов в конкурсном производстве.

Во-первых, требования конкурсных кредиторов удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди в соответствии с реестром требований.

Во-вторых, при недостаточности денежных средств должника они распределяются между конкурсными кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Аналогичные положения содержатся в § 39, 209 германского Положения о несостоятельности, а также в законодательстве ряда зарубежных государств, например, в Англии, США, Франции .

Отдельно хотелось бы уделить внимание судьбе требований, заявленных после истечения срока, установленного на предъявление требований. Согласно действующему законодательству России о несостоятельности в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий ведет расчеты в соответствии с реестром требований конкурсных кредиторов из конкурсной массы.

Реестр требований конкурсных кредиторов закрывается по истечении срока, установленного на предъявление требований конкурсных кредиторов.

Требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований конкурсных кредиторов, по общему правилу, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований конкурсных кредиторов, имущества должника (п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Тем не менее, Закон о несостоятельности 2002 г. говорит об исключении из общего правила: требования конкурсных кредиторов, заявленные в установленный срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда об их удовлетворении, т.е. установленные арбитражным судом после начала погашения требований конкурсных кредиторов, подлежат удовлетворению.

П. 6 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г. устанавливает, что в случае наличия рассматриваемых в арбитражном суде на момент начала расчетов с конкретными конкурсными кредиторами разногласий между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором по заявленному требованию конкурсного кредитора конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего конкурсного кредитора.

В-третьих, согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ (далее – Закон о банкротстве 1998 г.) все требования, ранее учитываемые в денежной форме, удовлетворяются с основного счета должника (ст. 105).

Нововведением Закона о несостоятельности 2002 г. (п. 8, 9 ст. 142, п. 1 ст. 148) является возможность удовлетворения требований конкурсных кредиторов путем заключения с согласия собрания конкурсных кредиторов (комитета конкурсных кредиторов) соглашения об отступном, предметом которого может являться имущество должника.

Поэтому Закон о несостоятельности 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 118) уточняет, что собственник имущества должника – унитарного предприятия, а также учредители (участники) должника – юридического лица имеют право заявить свои права на имущество должника, которое не просто предлагалось к продаже, но и не было реализовано в ходе конкурсного производства, но от принятия которого для погашения своих требований также отказались конкурсные кредиторы (п. 1 ст. 148 Закона о несостоятельности 2002 г.) . В германском Положении о несостоятельности имеет место аналогичные положения об обязанности конкурсного управляющего передать должнику излишек, оставшийся после окончательного распределения, т.е. погашения требований всех конкурсных кредиторов в полном объеме (§ 199).

При отсутствии заявлений собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество, оно принимается на баланс публично-правового образования, которое несет все бремя содержания данного имущества .

Закон о несостоятельности 2002 г. детально регламентирует процесс передачи имущества должника (ст. 148).

В-четвертых, конкурсный управляющий имеет право приступить к постепенному погашению требований конкурсных кредиторов.

Закон о несостоятельности 2002 г. не имеет норм, которые прямо указывают на момент, с которого конкурсный управляющий вправе приступить к погашению требований, а утверждается лишь то, что расчеты с конкурсными кредиторами ведется согласно реестру требований конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Интересным представляется то, что Закон о несостоятельности 2002 г. говорит о том, что реестр требований конкурсных кредиторов подлежит закрытию по истечению двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства (п. 2 ст. 128, п. 1 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г.), а это отличается от подхода ранее действующего Закона о банкротстве 1998 г.

Выплаты конкурсным кредиторам осуществляются с основного счета должника, на который поступают денежные средства от реализации имущества должника, которое составляет конкурсную массу, как имеющегося на момент открытия конкурсного производства, так и выявленного в его ходе. Однако ничего не сказано о том, должен ли конкурсный управляющий приступить к погашению требований после реализации всего имущества должника, составляющего конкурсную массу, либо он вправе делать это постепенно .

Поэтому представляется весьма интересным опыт законодательства о несостоятельности XIX в. Г.Ф. Шершеневич утверждал, со ссылкой на работу Эндеманна «Das deutsche Konkursverfahren» по прежнему праву, что к разделу имущества можно было приступить только тогда, когда все требования, в отношении их бесспорности и разряда, окончательно были утверждены. Только после этого суд постановлял определение о разделе имущества и составлял его план, который сообщался кредиторам, а также срок, когда должно было наступить распределение по плану .

В отличие от положений Закона о несостоятельности 2002 г. о расчетах с конкурсными кредиторами в ходе внешнего управления, конкурсный управляющий не обязан предоставлять собранию конкурсных кредиторов информацию о порядке и сроках распределения денежных средств между конкурсными кредиторами, но обязан производить расчеты согласно реестру требований конкурсных кредиторов.

Так как действующее законодательство о несостоятельности придерживается принципа соразмерности удовлетворения требований и, кроме того, не говорит о приоритетных требованиях кредиторов одной очереди, возможно, что конкурсный управляющий вправе приступить к расчетам с конкурсными кредиторами на основании реестра требований конкурсных кредиторов после истечения срока, установленного в целях предъявления требований, т.е. после закрытия реестра требований конкурсных кредиторов, при этом будет иметь место постепенная схема расчетов между сторонами.

Главным условием выплаты конкурсным кредиторам причитающихся им денежных средств является пропорциональность размера выплаты и денежного долга должника конкурсному кредитору. В конце концов, вопрос частоты производимого распределения денежных средств конкурсным управляющим между конкурсными кредиторами (либо для удовлетворения всех требований конкурсных кредиторов, либо постепенно) – это вопрос целесообразности, решаемый конкурсным управляющим.

В-пятых, требования конкурсных кредиторов, которые не удовлетворены из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Одновременно с этим Закон о несостоятельности 2002 г. содержит исключение из этого правила.

В п. 11 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г. установлено, что конкурсные кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о несостоятельности. При отсутствии указанного имущества или по заявлению третьего лица арбитражный суд имеет право удовлетворить требования данных конкурсных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. Данное требование предъявляется в срок, установленный федеральным законом.

Актуальным до сих пор является то, что в английском законе 1706 г. была предоставлена возможность для должника, с согласия большинства конкурсных кредиторов, получить специальное свидетельство, удостоверяющее, что должник отдал конкурсным кредиторам все свое имущество и исполнил все требования закона, называемое certificate of conformity. Данное свидетельство имело юридическую силу, связанное с освобождением должника от дальнейшего давления, производимого конкурсными кредиторами в его отношении.

Дореволюционное законодательство о несостоятельности выделяло три вида несостоятельности, происходившего либо от несчастья, либо от пренебрежения и от своих пороков, либо от подлога. Несостоятельного должника первой категории Устав о банкротах 1880 г. называл упадшим, а второй и третьей – банкротом, неосторожным или злостным .

Если не принимать к рассмотрению последствия несостоятельности несчастной, неосторожной и злонамеренной категорий с точки зрения личных последствий для должника, необходимо тем не менее отметить различия в имущественном аспекте, так как закон соединял с каждым родом несостоятельности особые гражданско-правовые последствия. При несчастной несостоятельности должник освобождался от дальнейшего преследования со стороны кредиторов, получивших удовлетворение в конкурсе, хотя бы только частичное. При несостоятельности неосторожной или злонамеренной, напротив, если впоследствии у должника появлялось какое-либо имущество (по наследству, дару или иным образом), то оно подлежало взысканию со стороны прежних кредиторов в размере недополученного ими в конкурсе. Причем закон отдавал в этом случае при последующем удовлетворении преимущество прежним долгам перед новыми, к которым в том числе относились требования, не заявленные в ходе конкурса, так как кредиторы не обязаны были предъявлять свои претензии в конкурс под страхом потери самих прав, они имели полную возможность обратить свое взыскание на имущество, какое окажется у должника по окончании конкурсного процесса и которое должник может приобрести по закрытии конкурса .

Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственно исключительно русскому законодательству . В западном законодательстве того времени вопрос о свойстве несостоятельности и наличии в ней признаков банкротства составлял предмет уголовного процесса, независимо от гражданского процесса .

А. Трайнин отмечал, что «банкротство слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) понятие уголовно-правовое. Эта сложность состава банкротства чрезвычайно затемняет его юридическую природу» . Возбуждение уголовного преследования за простое или злостное банкротство было поставлено в зависимость от предварительного признания соответствующего свойства несостоятельности гражданским судом. И объяснялось это необходимостью не допустить столкновения двух юрисдикций. Кроме того, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, гражданский суд гораздо более компетентен в вопросах несостоятельности, нежели уголовный . Противники такого подхода отмечали, что «предварительное обсуждение в порядке конкурсного производства вопроса о виновности должника в простом или злостном банкротстве, с одной стороны, совершенно излишне усложняет конкурсное производство, с другой, без всякого основания стесняет преследование должника в порядке уголовного производства» .

В современной правовой доктрине также существует точка зрения, согласно которой «банкротство – это уголовно-правовая сторона несостоятельности» и «в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законов о несостоятельности, инкорпорированы в уголовные кодексы и применяются лишь по отношению к физическим лицам» .

В ст. 7 Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 г. № 3929-1 (далее – Закон о банкротстве 1992 г.) установлена зависимость уголовного судопроизводства от гражданского по делу о несостоятельности. Таким образом, как только было установлено фиктивное банкротство (фактическая платежеспособность должника), арбитражный суд должен был вынести решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании должника несостоятельным, поданного им в арбитражный суд, при обнаружении признаков умышленного или фиктивного банкротства .

Вынесенное решение арбитражного суда – основание для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности. На современном этапе развития несостоятельности фиктивное и преднамеренное банкротства регулируется не только Законом о несостоятельности 2002 г., но и ст. 196 – 197 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Нужно отметить, что разные отрасли права используют одни и те же правовые понятия, в которые вложены различное содержание, приведены различные формулировки. Однако Закон о несостоятельности 2002 г. не имеет определений понятий «фиктивное банкротство» или «преднамеренное банкротство».

Не вдаваясь в подробности пробелов и других недостатков правового регулирования, следует также отметить, что в УК РФ есть ст. 195, которая регламентирует ответственность за неправомерные действия при банкротстве .

Учитывая взаимосвязанный анализ ст. 10, п.4 ст. 24, п. 2 ст. 29, п. 3 ст. 50, ст. 55 Закона о несостоятельности 2002 г., можно сделать вывод о том, что сейчас производство в арбитражном суде по делу о несостоятельности и его результат не являются основаниями для производства по делам в уголовной юрисдикции о фиктивном и преднамеренном банкротстве .

Основание для вынесения арбитражным судом решения об отказе в признании должника несостоятельным – это установление фиктивного банкротства.

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г., Закон о несостоятельности 2002 г. не говорит о том, что прокурор – лицо, участвующее в деле о несостоятельности, и соответственно он не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным при обнаружении признаков преднамеренного банкротства.

Рассмотрев общие особенности удовлетворения требований в ходе конкурсного производства, необходимо остановиться на особенностях удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, в которую входят конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Требования конкурсных кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований конкурсных кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Закон о несостоятельности 2002 г. требования конкурсных кредиторов по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника несостоятельным и до открытия конкурсного производства, и не исполненные должником до принятия решения о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, в ходе конкурсного производства погашаются вне очереди (п. 2 ст. 137).

Требования конкурсных кредиторов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований конкурсных кредиторов, согласно реестру требований конкурсных кредиторов, заявленных в установленный срок (п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности 2002 г.). Данная правовая норма направлена на то, что должник в ходе конкурсного производства ориентирован не на продолжение своей предпринимательской деятельности, а наоборот – на ее свертывание.

Осуществление продажи имущества должника связано с формированием конкурсной массы для дальнейших расчетов с конкурсными кредиторами, что говорит о значительной налогооблагаемой базе, которая могла бы «поглотить» значительную часть конкурсной массы.

До принятия и введения в действие Закона о банкротстве 1998 г. был установлен совершенно другой подход: налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникала после открытия конкурсного производства, относились к расходам, связанным с продолжением функционирования должника, и покрывались за счет конкурсной массы вне очередности, установленной Законом о банкротстве 1992 г. (п. 1 ст. 30 Закона о банкротстве 1992 г.) (п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 07.08.1997 г. № 20, Письмо Госналогслужбы от 07.07.1998 г. № ВП-6-18/407 (о постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.1998 г. № 3521/97).

Е.А. Колиниченко высказывается весьма интересно: несмотря на то, что ст. 855 ГК РФ относится к договору банковского счета, она выражает общий принцип права погашения требований конкурсных кредиторов при нехватке платежных средств – «prior tempore, potior jure» («первому во времени предпочтение в праве») . Нужно только добавить, что по денежному обязательству при недостаточности суммы платежа ГК РФ выделяет очередность удовлетворения требований (ст. 319 ГК РФ): сначала, если иное не предусмотрено соглашением, погашаются издержки по получении исполнения, затем проценты, а в оставшейся части – «основная сумма задолженности» . Из п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 г. № 65 видно, что положения ст. 319 ГК РФ имеют общее значение и должны учитываться при зачете части встречного денежного требования.

Расходы, связанные с содержанием конкурсной массы, везде имеют преимущество: в Германии, США, Англии удовлетворяются после требований обеспеченных конкурсных кредиторов, а в России и Франции – до удовлетворения требований, обеспеченных имуществом должника.

В соответствии со статей 20 ФЗ № 127 «О несостоятельности» все сопроводительные процедуры связанные с банкротством физ лиц должны проходить только с участием финансового управляющего. Финансовый управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. Арбитражный управляющий — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). Статус арбитражного управляющего похож на статус адвоката, для его получения необходимо пройти аттестацию и иметь соответствующее образование. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, представляющая собой объединение арбитражных управляющих и официально включена в соответствующий реестр таких организаций.

У арбитражного суда нет обязанности предоставить на вашу процедуру финансового управляющего. В большинстве случае заявление о признании банкротом от должника остается без удовлетворения по причине отсутствия кандидатуры от саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). Позвонив по 8 (495) 127-03-36 вы узнаете, как гарантированно получить такую кандидатуры, а также получите пошаговую инструкцию и алгоритм действия с учетом особенностей вашего дела. Схема назначения финансового управлюящего на процедуру банкротства физических лиц.

Финансовый управляющий должен действовать как в интересах должника, так и его кредиторов, добросовестно и благоразумно.

Какие полномочия этого должностного лица, и как именно реализуется выполнение его функций?

Уполномоченное лицо является управляющим назначенным арбитражным судом и принимает на себя полномочия связанные с процедурой банкротства. В его непосредственные обязанности входит перечень необходимых задач обеспечивающих законность и соответствие действий.

  • Выявление всех видов имущества должника, а также обеспечение их сохранности, оценки и продажи.
  • Проверка и выявление преднамеренности действий приводящих к фиктивному банкротству.
  • Финансовый управляющий вправе оспорить сделки должника за последние 3 года (сомнительные или фиктивные)
  • Проведение финансового анализа.
  • Рассмотрение отчетов об утверждении и исполнении плана реструктуризации.
  • Ведение реестра кредиторов и своевременное оповещение их об информационных собраниях.
  • Публикация сведений в едином реестре сведений о банкротстве.

Финансовый управляющий вступает в свои права с момента назначения арбитражным судом и завершает деятельность с окончанием производства по делу о банкротстве физического лица. Процесс банкротства предусматривает два вида процедур реструктуризация долгов и продажа всех видов имущества (процедура реализации). В зависимости применимых действий будут устанавливаться полномочия финансового управляющего.

Для того чтобы в деле не было заинтересованных сторон, закон ограничил должнику право выбора финансового управляющего, его утверждает Арбитражный Суд. Однако, должник имеет право указать в иске наименование СРО, в этом случае финансовый управлюящий будет выбран из числа сотрудников данной организации.

Представительские полномочия финансового управляющего

Управляющему по ведению процедуры банкротства присваиваются полномочия в соответствии, с которыми он может представлять интересы должника. От имени физического лица, в отношении которого проводится процедура банкротства, финансовый управляющий может обращаться в судебные инстанции с подачей исковых заявлений о признании недействительности сделок, проведенных с явными нарушениями законодательства и приведших к банкротству представляемого гражданина.

Также возможно выставление возражений относительных выдвинутых претензий кредиторов и участие в реструктуризации на стороне должника. Как официальный представитель финансовый управляющий может запрашивать необходимую информацию о банковских счетах, вкладах и денежных переводах, а также изучать кредитную историю лица, против которого ведется процедура банкротства.

С подтверждения должника финансовый управляющий может давать согласие на получение займов и кредитов, на приобретение, отчуждение, а также передаче имущества в залог.

В процедуре банкротства финансовый управляющий является промежуточным звеном между должником, кредиторами и судебными исполнителями. Он предоставляет объективные и достоверные сведения, курирует ведение дела и обеспечивает правовую и юридическую поддержку физическому лицу, против которого ведется финансовая процедура.

Обеспечить себя профессиональной юридической помощью можно благодаря услуге предоставление финансового управляющего на процедуру банкротства. Грамотный специалист нашей компании, имеющий опыт в ведении финансовых дел возьмет на себя все обязанности связанные с проведением официальной процедуры, обеспечит соблюдение всех законных требований и выдвинутых условий. Представит ваши интересы и проконсультирует по всем интересующим вопросам.

От профессионализма и опыта специалиста зависят не только выверенность и правильность обязательных действий, но и максимальное обеспечение законности и отсутствия претензий судебных органов. Предоставление финансового управляющего на процедуру банкротства убережет должника от несанкционированных действий и завышенных претензий со стороны кредиторов.

Финансовый управляющий станет гарантом использования всех предусмотренных законом возможностей и правовых механизмов, которые обеспечат максимально оптимальные условия для достижения приемлемого результата. Воспользовавшись услугами грамотного специалиста, любой должник сможет обеспечить себе официальное сопровождение и юридическую помощь, охраняющую его финансовые и имущественные интересы.

Позвоните нам 8 (495) 127-03-36 мы проведем анализ вашей ситуации, что поможет вам определиться с вариантами решения.

Порядок действий финансового управляющего после вынесения Арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

1. Публикация в газете «Коммерсантъ» и в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве (далее ЕФРСБ) — http://bankrot.fedresurs.ru.

2. Такая же точно публикация должна быть размещена в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве (далее ЕФРСБ): это сайт http://bankrot.fedresurs.ru. Стоит обратить внимание, что для любого события в деле о банкротстве предусмотрены различные сроки, но среднем это приблизительно три дня. Если финансовому управляющему не удастся уложиться в такие временные рамки, Росреестром сразу же будет инициирована процедура привлечения его к административной ответственности. Штрафные санкции просто огромные! В первом случае Арбитражным судом может быть вынесен штраф в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей. Если финансовый управляющий допустит повторное нарушение, его могут дисквалифицировать на целых три года, а это колоссальные денежные убытки для него. Иными словами, профессия арбитражного управляющего очень ответственная и риски высоки.

3. Требуется оценка финансового положения должника – банкрота

  • Делаются запросы в Росреестр, ГИБДД, Гостехнадзор, БТИ, ГИМС, ФНС. Цель – выявить имущество банкрота, проверить, есть ли сделки с имуществом, совершенные за последние несколько лет (три года);
  • Проверяются признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. В случае наличия таких признаков должник подлежит административной или уголовной ответственности. Результаты такого анализа должны быть отражены финансовым управляющим в публикации в ЕФРСБ.

4. Осуществляется открытие лицевого счета либо использование уже имеющегося. Если банкрот обладает иными счетами – они должны быть закрыты (заблокированы).

5. Работодатель банкрота должен получить реквизиты, чтобы перечислять заработную плату, поскольку с момента признания должника банкротом все платежи от третьих лиц должны перечисляться на конкретный банкротный счет, которым распоряжается финансовый управляющий.

6. Арбитражный управляющий занимается бухгалтерией банкрота: дает ему денежные средства на жизнь, это прожиточный минимум (или иная сумма, утвержденная арбитражным судом по заявлению должника/управляющего), занимается оплатой коммунальных расходов, аренды жилого помещения, выплатой алиментов (если они существуют) и так далее. То есть, строжайший учет!

7. Финансовым управляющим должна быть проведена проверка «на реальность» всех сделок, заключенных должником за трехлетний период. Результаты подобной проверки приводят либо к оспариванию, либо к подготовке мотивированного заключения о том, почему он не оспаривает эту сделку.

8. Финансовым управляющим составляются и направляются в Арбитражный Суд отзывы на требования кредиторов о включении в реестр кредиторов. О том, что он получил такие требования, управляющий делает публикацию в ЕФРСБ. Публикации в ЕФРСБ являются платными, и на сегодняшний день одна публикация стоит 402,5 рублей. Далее формируется реестр требований кредиторов гражданина банкрота.

9. После того, как требования кредиторов о включении в реестр завершены, финансовым управляющим созывается собрание кредиторов. Финансовым управляющим заблаговременно сообщается кредиторам дата проведения собраний – по почте и путем публикации сведений в ЕФРСБ. Считается, что первое собрание состоялось, если на нем присутствовал кворум более 50% голосов. Расчет процента голосов кредиторов осуществляется пропорционально сумме требований кредитора к общей задолженности. Если на первом собрании отсутствует кворум, происходит созыв повторного собрания, на котором кворум составляет 30%.

10. Финансовым управляющим проводится опись и самостоятельная оценка имущества должника – банкрота. Идеальная ситуация – фотоочет финансового управляющего, подкрепляемый подписями третьих лиц. Это снижает риск жалоб со стороны кредиторов.

11. Если банкрот обладает имуществом, финансовым управляющим организуются торги по его реализации. Причем должна происходить продажа не только жилых помещений, дач, гаражей, машин, но и самоходной техники и даже долей в ООО, по которым уже долгое время нет никакой деятельности. Проведение торгов, а также их конечные результаты, фиксируются финансовым управляющим с помощью публикации в ЕФРСБ. Если торги не состоятся – то проводятся повторные торги. Если и они не состоялись, то имущество реализуется путем публичного предложения. Стоимость проведения таких торгов в электронной форме начинается от 20 тыс.руб. и может превышать 200 тыс. руб., в зависимости от состава имущества.

12. Если у банкрота есть должник, финансовым управляющим организуется попытка взыскания либо продажи этого долга, а это, как можно понять, процедура далеко не быстрая.

13. Денежная сумма, вырученная от реализации имущества, полученная из доходов банкрота и т.п. пропорционально делится между кредиторами, согласно установленной Законом очередности. Данные сведения отражаются в реестре требований кредиторов банкрота.

14. Перед тем, как завершить процедуру реализации имущества, финансовым управляющим направляется в Арбитражный Суд отчет о проделанной деятельности.

15. Арбитражный суд, после рассмотрения этого отчета, закрывает процедуру реализации имущества (если у него отсутствуют вопросы к финансовому управляющему). Финансовый управляющий сообщает об этом через сайт ЕФРСБ. Заинтересованные лица получают определение арбитражного суда о завершении процедуры и освобождении гражданина от дальнейшего исполнения обязательств.

Это главные моменты в работе арбитражного (финансового) управляющего, приведенные нами для приблизительного подсчета фронта работы финансового управляющего в деле о банкротстве. Каждое из них должно рассматриваться финансовым управляющим тщательно, с максимальной ответственностью и его документальным подкреплением, т.к. в ином случае он может быть привлечен к административной ответственности, что составит для него большой убыток: штраф до пятидесяти тысяч рублей, либо дисквалификация сроком до 3х лет (в денежном эквиваленте это огромные убытки).

БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Позвоните нам

Ознакомление с материалами судебных дел о несостоятельности (банкротстве) 1,12, 20 судебные составы.

Право на ознакомление с судебным делом возникает с момента вынесения определения о принятии искового заявления (заявления) к производству Арбитражного суда города Москвы.

Ознакомление с материалами судебных дел осуществляется на основании письменного заявления лица, обратившегося в арбитражный суд.

Ознакомление производится с разрешения судьи, в производстве которого находится (находилось) судебное дело, замещающего судьи, а в их отсутствие — председателя судебного состава, членами которого являются эти судьи.

Записаться на ознакомление с материалами судебных дел можно направив заявление (ходатайство) по почтовому адресу суда, посредством заполнения электронной формы ходатайства через систему «Мой арбитр», либо подав ходатайство в канцелярию суда.

Заявление (ходатайство) об ознакомлении с материалами судебного дела должно быть подписано заявителем или иным лицом с приложением документа, подтверждающего полномочия на ознакомление с материалами дела. Полномочия должны быть подтверждены документами, предусмотренными статьями 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 36 Закона о несостоятельности (банкротстве). При подаче заявления арбитражным управляющим, документом, подтверждающим его полномочия в деле о банкротстве, является судебный акт Арбитражного суда.

Лицу, заявившему об ознакомлении с материалами дела, секретарем судебного заседания (специалистом судебного состава или помощником судьи) выдается судебное дело для ознакомления на 4 (четвертый) рабочий день после поступления ходатайства в суд.

В случае подачи заявления (ходатайства) через канцелярию суда либо посредством почтовой связи на заявлении учиняется отметка в виде штампа Арбитражного суда города Москвы с указанием даты получения судом заявления (ходатайства), которая считается датой поступления заявления (ходатайства) в Арбитражный суд города Москвы.

В случае подачи заявления (ходатайства) в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, датой поступления заявления (ходатайства) в суд считается дата направления непосредственно Арбитражным судом города Москвы уведомления о получении судом данного заявления (ходатайства).

В исключительных случаях (ознакомление с протоколом судебного заседания, объявление перерыва в судебном заседании, прибытия иногороднего представителя) ознакомление с судебным делом может быть произведено ранее с разрешения судьи, в производстве которого находится (находилось) судебное дело, замещающего судьи, а в их отсутствие — председателя судебного состава, членами которого являются эти судьи.

Работник подразделения делопроизводства в день поступления заявления об ознакомлении с материалами судебного дела регистрирует данное заявление по номеру дела как ходатайство об ознакомлении с материалами дела, после чего заявление передается судье, в производстве которого находится судебное дело.

Ознакомление с материалами судебных дел производится по понедельникам — четвергам с 14.30 до 17.00, по пятницам и предпраздничным дням — с 14.30 до 15.45 в специально отведенном помещении суда, оснащенном телефонной связью и оборудованном средствами видеозаписи.

В случае необходимости продолжения ознакомления с судебным делом лицу, заявившему ходатайство, или его представителю, с разрешения судьи, в производстве которого находится (находилось) дело, замещающего судьи, а в их отсутствие — председателя судебного состава, членами которого являются эти судьи, дополнительно назначается день и время ознакомления.

Ознакомление с материалами судебных дел производится под контролем специально назначенного для этого работника судебного состава, ответственного за ознакомление (помощник судьи, секретарь судебного заседания, специалист судебного состава).

Лицо, ответственное за ознакомление отражает факт ознакомления в Журнале ознакомления с материалами дела и выдачи копий судебных актов (приложение N 1).

В заявлении должны быть указаны номер судебного дела и процессуальное положение (ст. 34, 35 Закона о банкротстве), фамилия и инициалы судьи, в производстве которого находится (находилось) дело.

При подаче заявления (ходатайства) об ознакомлении с материалами обособленных споров, рассматриваемых в рамках дела о банкротстве (требования, заявления, жалобы, сделки, разногласия и т.д.) в заявлении должны быть указаны обособленные споры, с которыми лицо желает ознакомиться с приложением данных, позволяющих их идентифицировать (распечатанные документы о принятии споров к производству суда).

В случае отсутствия в заявлении указания на ознакомление с материалами обособленного спора (споров), сотрудниками отделения предоставляются для ознакомления тома по рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) по существу (основные тома).

Судебное дело может быть предоставлено для ознакомления только после его надлежащего оформления: дело должно быть прошито и пронумеровано, содержать опись документов, подшитых в дело.

В случае ознакомления с материалами многотомного дела может составляться график ознакомления, в котором указываются даты и число томов для ознакомления на каждый день. При ознакомлении с материалами многотомного дела, выдается по одному тому поочередно. График согласовывается с помощником судьи, секретарем судебного заседания или специалистом судебного состава в каждом конкретном случае непосредственно в помещении для ознакомления.

В случае неявки лица, заявившего ходатайство, или его представителя для ознакомления с судебным делом на 4 рабочий день после подачи ходатайства в суд или в день, установленный графиком, последующее ознакомление с судебным делом производится на основании вновь поданного ходатайства.

Лицо, ответственное за ознакомление, по завершении ознакомления с судебным делом проверяет судебное дело на его целостность в соответствии с описью документов дела, отсутствие в документах исправлений и дописок.

Лицо, знакомящееся с судебным делом, должно лично сделать письменную отметку об ознакомлении с делом на документе (заявлении), послужившим основанием для допуска к ознакомлению, в журнале ознакомления с материалами дела и выдачи копий судебных актов, и на внутренней стороне обложки каждого тома судебного дела в разделе «Ознакомление с материалами дела».

Отказ от указанной записи фиксируется секретарем судебного заседания (помощником судьи, специалистом судебного состава), о чем делается отметка на внутренней стороне обложки судебного дела.

Ознакомление с материалами судебного дела производится в порядке живой очереди в залах ознакомления судебных составов.

После оформления записи об ознакомлении лицо, ответственное за ознакомление:

передает в судебное отделение судебное дело вместе с заявлением об ознакомлении, оформленные в соответствии с требованиями Инструкции, по реестру передачи судебных дел;

делает отметку в журнале о передаче судебного дела работнику судебного отделения.

Дело, передаваемое работником судебного состава для ознакомления лицу, ответственному за ознакомление, должно быть оформлено в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

О передаче судебного дела лицу, ответственному за ознакомление, работником судебного состава делается отметка в журнале.

В случае нахождения материалов судебного дела в архиве суда руководитель архива после получения от работника судебного отделения заявления на выдачу судебного дела для ознакомления, не позднее следующего рабочего дня после получения заявления выдает дело судебному отделению.

О передаче судебного дела в судебное отделение, работником архива делается отметка в карточке передачи дел в судебные отделения.

По окончании ознакомления судебное дело возвращается в архив.

Ознакомление с делами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в присутствии сотрудника суда, наделенного полномочиями на работу с секретными материалами.

Перед началом ознакомления у лица, знакомящегося с делом, отбирается подписка установленной формы о неразглашении государственной тайны. При ознакомлении с такими делами участнику дела разрешено копирование документов, дела за исключением документов, содержащих государственную тайну.

Ознакомление с судебным делом производится в присутствии секретаря судебного заседания (специалиста судебного состава или помощника судьи) в обстановке, исключающей возможность изъятия из судебного дела документов или внесения в них каких-либо изменений и дописок. Категорически запрещается вход в комнату ознакомления лиц в верхней одежде и с крупногабаритными сумками, ручная кладь складывается в определенном специально отведенном месте. С учетом наличия телефонов для лиц, участвующих в деле, на 1 этаже здания арбитражного суда, лицам, знакомящимся с делом, запрещается пользоваться служебными телефонами, расположенными в комнатах ознакомления.

В случае необходимости в помещении, где осуществляется ознакомление с материалами дела, может присутствовать судебный пристав. В комнатах ознакомления в обязательном порядке ведется видео-наблюдение.

Информация о порядке ознакомления с материалами судебных дел (место ознакомления, условия ознакомления, необходимые документы, почтовый адрес суда) размещается на официальном сайте суда в сети Интернет, а также на информационном стенде или в информационном киоске суда.

Вопрос: Арбитражным судом в отношении организации-должника введена процедура конкурсного производства, утвержден конкурсный управляющий. Конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, сведения опубликованы в ЕФРСБ. Спустя месяц после проведения инвентаризации конкурсный управляющий на основании своего заявления освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, утвержден новый конкурсный управляющий.
Должен ли новый конкурсный управляющий провести повторную инвентаризацию?
Ответ: Полагаем, что, в случае если нет доказательств нарушений при проведении инвентаризации освобожденным конкурсным управляющим, сама по себе смена конкурсного управляющего не свидетельствует о наличии правовых оснований для проведения повторной инвентаризации.
В арбитражной практике имеются судебные акты как подтверждающие ответ, так и выражающие противоположное мнение.
Обоснование: На основании п. 1 ст. 124 и п. 1 ст. 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, утверждение конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.
Статья 2 Закона о банкротстве предусматривает, что конкурсное производство — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий, или агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Законом о банкротстве.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
Согласно п. 1 ст. 144 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве по его заявлению.
Пункт 2 ст. 144 Закона о банкротстве предусматривает, что в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном п. 1 ст. 127 Закона о банкротстве.
В п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, указано, что проведение инвентаризации обязательно:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции арбитражных судов Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность проведения повторных инвентаризаций при смене арбитражных управляющих (Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А33-11589/2009К102, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А03-5426/2009 (Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2012 данное Постановление оставлено без изменения)).
Однако в практике арбитражных судов имеется и противоположный подход: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А03-2384/2008.
По нашему мнению, в случае если не имеется доказательств нарушений при проведении инвентаризации освобожденным конкурсным управляющим, смена конкурсного управляющего не свидетельствует о необходимости проведения повторной инвентаризации назначенным конкурсным управляющим, однако следует иметь в виду наличие противоположной арбитражной практики.
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
04.02.2016